Вы здесь

200 православных исцеляющих икон. Глава II. Образы Спасителя (Т. В. Шнуровозова, 2010)

Глава II

Образы Спасителя


Согласно библейским преданиям первое изображение лика Спасителя появилось при жизни Христа и стало еще одним чудом, явленным им людям. До этого момента древние израильтяне не знали икон. Бог Отец, которому поклонялись израильтяне, был непостижим и незрим для человека, поэтому и образ его невозможно было передать на полотне или каком-либо другом материале.


Все изменилось с рождением Христа, который имел облик человека и соответственно мог быть запечатлен. Странствуя по Палестине, Иисус проповедовал людям слово Божие, а также являл настоящие чудеса исцеления немощных и больных. Об этом услышал правитель одного сирийского княжества Авгарь, уже долгое время страдавший от страшной и неизлечимой болезни – проказы.

Согласно преданию князь всей душой поверил в то, что только лик Спасителя сможет исцелить его от болезни, и направил в Палестину своего художника Анания, дав ему задание написать портрет пророка. Художнику быстро удалось отыскать Христа в Иерусалиме, но приблизиться к Спасителю, чтобы зарисовать его облик, мешала огромная толпа людей, внимавшая словам Иисуса. Однако Спаситель сам позвал Анания к себе и попросил дать ему воду и полотенце. Умывшись, Христос вытер лицо поданным ему полотенцем, на котором чудесным образом запечатлелся его лик. Так возникло первое нерукотворное изображение Христа, являвшее чудеса исцеления: лишь взглянув на изображение, князь Авгарь освободился от своей болезни.

Каким бы ни было первое изображение Христа, до нас оно не дошло, а на всех иконах Спаса Нерукотворного изображен лик Спасителя в соответствии с более поздним каноном, который был принят в IX в.

Первые художественные изображения Спасителя носили ярко выраженный символический характер; на них Иисус представал в облике рыбы, агнца, великана, дельфина, пастуха с агнцем на плечах, – но после утверждения канона все символические изображения Спасителя были запрещены.

В последующей иконографии Христа, как правило, изображали человеком средних лет с красивым одухотворенным лицом, большими темными глазами, густыми бровями, каштанового цвета волосами, тонким длинным носом, удлиненными пальцами, короткой темно-русой бородой.

С дальнейшим развитием иконографии Иисуса стали изображать либо в образе Судьи, либо в образе Богочеловека, каким он был во время своего земного пути; иногда иконописцы наделяли Христа чертами ангела.

Согласно канону Христос всегда обладает нимбом с вписанным в него крестом, что символизирует божественное начало. Часто на иконах с ликом Иисуса присутствует книга, символизирующая спасительное учение Богочеловека.

Цветовая гамма одежды также утверждена каноном. Так, красный цвет говорит о человеческом начале в Спасителе, а синий символизирует его божественное происхождение.

Всего в современной иконографии Иисуса Христа принято выделять 6 основных типов икон с ликом Спасителя.

1. Спас Нерукотворный.

2. Спас Вседержитель (Пантократор).

3. Спас на престоле.

4. Спас в силах.

5. Спас Эммануил.

6. Спас Благое Молчание.

Спас Нерукотворный

В иконографической традиции существуют 2 основных типа изображения Спаса Нерукотворного: первый – изображение лика Спасителя на плате, полотне (такие иконы называются Спасом на убрусе), второй – на черепице (этот тип носит название Нерукотворный Спас на чрепии).

Согласно канону в иконах первого типа плат по устоявшейся традиции изображают с завязанными в узлы верхними углами, по нижнему краю убруса прорисовывают кайму.

Лик Спасителя – это лицо красивого мужчины с тонкими чертами, одухотворенное и спокойное, без следов страдания или мучений. Светло-каштановые волосы средней длины разделены прямым пробором и слегка завиваются на концах, подбородок окаймляет короткая вьющаяся борода, разделенная на 2 части.

Иконы второго типа отличаются только фоновым изображением. В соответствии принятым канонам лик Спасителя на этом типе икон предстает или на ровном фоне без рисунка, или на фоне, имитирующем черепичную (иногда – каменную) кладку.

Легенда о появлении второго типа Нерукотворного Спаса является прямым продолжением предания о появлении Спаса на убрусе. После своего чудесного исцеления Авгарь стал убежденным христианином и принял крещение. Полученное им полотно с ликом Христа князь распорядился приколотить к доске и разместить в нише над городскими воротами.

Наследники Авгаря после смерти благочестивого князя утратили веру в Спасителя и вернулись к язычеству, а лик Спасителя на полотне приказали закрыть глиняной доской и заложить камнями. Спустя многие годы христианство вернулось на земли Едессы, но к тому моменту даже отдаленные воспоминания о некогда подаренной святыне стерлись из памяти горожан.

В середине VI в. город осадили персы, и тогда местному епископу явилось святое видение, открывшее тайну городской стены. По приказанию священника кладку в нише разобрали, и взорам горожан явилась икона, совсем не тронутая временем. Каково же было изумление всех христиан, когда отпечаток изображения Спасителя был обнаружен и на глиняной чрепии, прикрывавшей полотно от кирпичей.

Самая древняя русская православная икона из дошедших до наших дней относится именно к данному типу. Она была создана во второй половине XII в. и долгое время находилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Икона Спаса Нерукотворного относится к числу наиболее почитаемых и есть в каждом православном храме. В старину именно иконы этого типа вели вперед русские ополчения. Каждый год 16 августа православная церковь проводит празднования в честь Нерукотворного Спаса. По преданию, 16 августа 944 г. священная реликвия была перенесена из Едессы в столицу Византии – Константинополь.

Спас Нерукотворный (Спасо-Андроников монастырь, Москва)

Икона второй половины XIV в., которая, по некоторым данным, могла быть привезена из Константинополя в середине XIV в. митрополитом Алексием. По преданию, во время путешествия корабль священника попал в сильный шторм, но молитва и обет построить храм помогли усмирить бурю и добраться до суши. Спаситель на этой иконе изображен с клинообразной бородой вместо раздвоенной по канону. Сам плат с изображением поддерживают два архангела. Икона помогает предотвращать несчастья, дает силы в трудных жизненных обстоятельствах.

Чудотворная икона Спасско-Бородинского монастыря

По преданию, икона ранее принадлежала Ревельскому пехотному полку и во время Бородинского сражения 1812 г. поднимала дух русских солдат. Чудотворный образ из этого храма укрепляет физическое и душевное состояние, помогает преодолевать препятствия, избавляет от отчаяния и неуверенности в себе, способствует взаимопониманию с близкими.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Иконы, относящиеся к типу Пантократора, как и Спас Нерукотворный, есть в каждой православной церкви. Чаще всего на них Христос предстает как мужчина среднего возраста, облаченный в обычную одежду древних израильтян: хитон и гиматий.

Согласно принятому канону Иисус изображен с разделенными пробором прямыми волосами средней длины, небольшой бородой и усами. Правая рука Спасителя сложена для благословения, в левой он держит открытое Евангелие, в котором обычно написаны следующие строки: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы».

Как правило, купол каждого христианского храма обязательно украшен фреской и мозаикой с поясным изображением Спасителя.

Спас Всемилостивый в Воскресенском Храме (Ярославская область, Тутаев)

По преданию, икона с оплечным изображением Спасителя была написана в начале XV в. Дионисием Глушицким для купола церкви. Образ поражает своими огромными размерами – 3 X 4 м. На сильно потемневшем от времени фоне образ Христа проявляется постепенно, что привело к появлению легенды о том, будто бы Спаситель являет свой лик только истинно верующим. Правая рука Христа благословляет, левая держит раскрытую святую книгу. Икона признана чудотворной: она помогла тысячам верующих спастись от отчаяния, обрести смысл в жизни, исцелиться от неизвестных болезней. По сложившемуся обычаю молящийся должен пройти около образа на коленях, чтобы ему было даровано спасение от душевных недугов и житейских неприятностей.

Спас Елиазаровский (Псковский музей-заповедник)

На иконе XIV в. предстает поясное изображение Христа, одна рука которого молитвенно прижата к груди, а вторая держит закрытое Евангелие. Его лик наполнен живой экспрессией, черты лица немного асимметричны. Фигура Спасителя изображена на красном фоне и обрамлена белыми полями. Икона прославилась чудотворным спасением во время эпидемий, с нее не раз снимались чудотворные списки.

Спас на престоле

Как и в предыдущих типах икон, «Спаситель на престоле» представляет собой изображение мужчины средних лет, пальцы одной руки которого сложены для благословения, а в другой руке он держит книгу. Однако в отличие от Нерукотворного Спаса, на котором представлен только лик Спасителя, или Спаса Вседержителя, на котором Христа изображают по пояс, в «Спасе на престоле» Иисус Христос показан в полный рост. На данном типе икон Спаситель изображен восседающим на престоле, символизирующем царственную славу Божьего Сына и его власть над миром.

Спас в силах

Данный тип икон отличается от остальных сложной символикой. Спаситель на «Спасе в силах» изображен в образе восседающего на престоле мужчины средних лет в красном хитоне и синем гиматии.

Иконы данного типа передают образ Христа таким, каким он предстанет в конце времен. Однако главное отличие икон «Спаса в силах» заключается не в самом изображении лика Спасителя – оно создается по тем же канонам, принятым в IX в., что и остальные иконы этого раздела иконографии, а в передаче фона.

Христа изображают на фоне красного четырехугольного полотнища с вытянутыми концами, которое символизирует Землю; поверх красного полотнища изображен синий овал, передающий духовное начало Вселенной.

В углах четырехугольника помещены четыре символа евангелистов: человек (Матфей), лев (Марк), телец (Лука) и орел (Иоанн), – которые и разнесли спасительное слово Господа во все четыре стороны света. В синем внутреннем овале изображены небесные силы, или ангелы. Поверх овала нарисован красный ромб, символизирующий невидимый мир.

Спас в силах всегда размещается в центральной части иконостаса каждого православного храма, над Царскими вратами.

Спас Эммануил

Главное отличие икон типа Спас Эммануил заключается в том, что Спаситель предстает на них в возрасте двенадцатилетнего юноши. Как и взрослый Христос, отрок изображается в тех же красно-синих одеждах, а в руке чаще всего держит свиток – символ спасительного слова Господа.

Икона Спаса Эммануила не получила широкого распространения, и ее можно встретить далеко не в каждом православном храме.

Обычно этот образ является составной частью икон с Богоматерью в иконографических типах Оранта и Одигитрия.

Спас Благое Молчание

Самый редкий тип икон данного раздела иконографии. В отличие от остальных типов икон со Спасителем, которые передают образ Христа либо во время его земного пути, либо предстающим взору людей в конце времен, иконы Спаса Благого Молчания изображают Христа до его прихода на Землю. Поэтому только в данном типе икон в нимбе Спасителя вместо креста изображена восьмиконечная звезда, образуемая наложением друг на друга двух квадратов. Один из квадратов символизирует божественное начало Христа, а второй – непостижимость сущности Бога. На иконах этого типа Христос предстает в образе ангела Великого Совета, облаченного в белые одеяния, с опущенными на спину крыльями и сложенными на груди руками.


Все иконы с ликом Христа вне зависимости от типа или списка обладают равными исцеляющими свойствами, но только в том случае, когда молящийся открывает свое сердце и душу Господу, а не механически повторяет слова молитвы. Иконы с изображением Христа помогают исцелить как тело, так и душу, избавляют от многих страшных недугов вплоть до излечения слепоты, спасения во время эпидемий холеры, избавления от проказы, исцеления от тяжелых форм депрессии.

К образу Господа можно обратиться с просьбой об избавлении от вредных пристрастий или попросить даровать силы для исцеления. Перед тем как обратить слова своей молитвы к Христу, рекомендуется прочитать полный текст молитвы «Отче наш».

Молитвы, читаемые перед образом Спасителя

Отче наш

Отче наш, еже еси на небесех. Да святится имя Твое, да придет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

Молитва к Господу о прощении, заступничестве и помощи

В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, Незлобиво Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, им же покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желаний моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на страшном Твоем суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего, славлю во веки. Аминь.

Молитва от недуга, скорби

Упаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) словами Божественного Евангелия, чтимыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва о болящих. Тропарь, глас 4-й

Скорый, в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему и избави от недуг и горьких болезней; и воздвигни во еже пеги Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбие.

Кондак, глас 2-й

На одре болезни лежащаго и смертною раною уязвленнаго, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу и разслабленнаго на одре носимаго; сице и ныне, Милосердо, страждущаго посети и исцели: Ты бо един еси недуги и болезни рода нашего понесый и вся могий, яко многомилостив.

Молитва первая

Пладыко, Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснийся телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны. Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2-й

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва вторая

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.