Вы здесь

20 самых глупых ошибок, которые совершают родители. Ошибка четвертая. Стань таким, как я хочу (Д. В. Хорсанд, 2008)

Ошибка четвертая

Стань таким, как я хочу

Человек время от времени спотыкается о правду, но чаще всего он вскакивает и бодро продолжает идти.

Законы Мерфи

Любопытно, что мы чаще всего сердимся и раздражаемся на детей именно тогда, когда неправы сами.

Разве мы не знаем, что маленькому ребенку трудно по утрам быстро собраться в садик? Так почему мы не встаем сами и не будим его хотя бы на полчаса раньше, чтобы он спокойно собрался, а мы спокойно отправились на работу, не опоздывая и не выходя из себя? В этом случае мы жертвуем сном в пользу спокойствия и хорошего настроения, и от этого выигрывают все: и мы, и наш ребенок.

Особенно раздражает похожесть ребенка на нас в чем-то негативном. Например, мы всегда и всюду опаздываем, поскольку слишком долго собираемся – и ребенок весь в нас, так что с ним вместе мы опаздываем «вдвойне». Естественно, достается ребенку.

Причиной раздражения достаточно часто является несовпадение темпераментов родителя и ребенка (а иногда и совпадение). Поэтому для того чтобы общение с ребенком приносило радость, а не боль, взрослые должны знать особенности его темперамента и быть более гибкими, не давая воли своим природным склонностям.

Каждому человеку присущ от рождения один из четырех типов темперамента, который мало изменяется с течением жизни.

Темперамент определяет силу и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональности личности и степень ее нервной возбудимости. Переделать темперамент невозможно, зато можно научиться использовать не только его сильные, положительные, но и слабые, отрицательные, стороны.

Люди, относящиеся на 100 % к какому-то одному типу темперамента, вряд ли существуют.

Как правило, наш темперамент – это смесь из характеристик двух темпераментов, а то и трех. В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться под влиянием жизненных событий, проб и ошибок.

Дети с преобладанием меланхолического темперамента

Малыш-меланхолик будет плакать по любой, самой ничтожной, причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в длительных играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая новшества или включающая элементы соревнования.

Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика почти норма жизни, поскольку его способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Характерная для меланхоликов реакция на стресс – избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания. Родителям такого малыша следует запастись терпением и научиться понимать его. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно, тщательно подбирая задания, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы с ними справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает интерес к занятиям.

Дети с преобладанием флегматического темперамента

Это самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно. Флегматики хорошо справляются с трудностями. Нервная система достаточно хорошо уравновешена, и их практически невозможно вывести из себя. Даже серьезные проблемы флегматик воспринимает, оставаясь внешне спокойным. Ему очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш-флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы – тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком – в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит высказываться. Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, – это задания на скорость (а также необходимость быстро реагировать в изменяющихся ситуациях). Для успеха ему нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять». Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более – немедленно, вы получите несчастного, плачущего ребенка, совершенно не способного заниматься чем бы то ни было.

Флегматики хорошо справляются с трудностями. Нервная система флегматиков уравновешена, и их практически невозможно вывести из себя.

Рассказывает Алена.

Мы с мужем ужасно нервничали из-за того, что наша дочка Катюшка не только делала все не так, как нужно, она постоянно плакала. Наше обычное утро проходит так: мы встаем и начинаем поднимать Катюшку. Минут десять уходит на то, чтобы она наконец-то открыла глаза и встала. Потом следует мучительное умывание – такое впечатление, что она засыпает с зубной щеткой в руках. Естественно, я беру у нее из рук щетку и сама чищу ей зубы, ведь надо еще дочку в садик отвести и самим на работу успеть. Одевание – очередной камень преткновения. Катерина просто застывает как столб. Приходится за нее решать, какие выбрать одежки, да еще и надеть все на нее, после чего мать и дочь со слезами мчатся в садик. Вернее, мчусь я и тащу за собой дочку. Мы просто не знали, как бороться с ее упрямством и медлительностью, но тут, на счастье, подоспело лето, и мы отвезли Катюшку на дачу к бабушке, моей свекрови.

У Светланы Павловны прямо перед домом – симпатичная зеленая лужайка, которую она именует своей «домашней полянкой». Мы с мужем уехали в отпуск вдвоем. Вернулись через месяц и сразу же на дачу, проведать нашу капризульку. Смотрим – и не верим своим глазам: Катя и на стол бабушке накрыть помогает, и ничего у нее из рук не падает, и укроп с грядки сама срывает, да еще и моет, и никаких слез и никакого упрямства. И так весь день. Ощущение такое, что это совсем другой ребенок. Вечером, когда уложили Катюшку спать, я не выдержала, поднасела на Светлану Павловну с расспросами, что за чудеса тут творятся. Она на нас с Игорем смотрит, смеется: «И сам Игорек – торопыжка, и жену такую же нашел, а дочка в деда уродилась – спокойная и неторопливая, ей для всего время требуется. Нельзя ее торопить да подгонять. Вы ребенка совсем задергали. Конечно, тут начнешь плакать, когда не дают жить в своем ритме. Вам что, ленивцы, трудно с вечера одежки приготовить да встать на полчасика пораньше, чтобы ребенок спокойно все успел сделать самостоятельно? Сами проблему создали, вот сами ее и решите. Себя перевоспитайте, тогда и ребенок со всем справится. Между прочим, Катюшке четыре годика. А вам сколько, господа родители?»

Не скажу, что очень приятно было слушать, как тебя отчитывают, но мы понимали, что Светлана Павловна права. Мы стали действовать по отношению к дочке так, как ее мудрая бабушка, – не подгоняли и не торопили. У Катюшки все теперь получается гораздо быстрее и лучше, чем раньше, она перестала нервничать, и причин для слез больше нет. Ради такой семейной идиллии стоило пожертвовать половиной часа утреннего сна!

Дети с преобладанием сангвинического темперамента

Эти дети отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку. Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро.

Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться – возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям. Сангвиник чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации мирно.

Сангвиники нуждаются в переменах, новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Их главный враг – скука.

Если сангвинику скучно, он становится вялым и не может сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас. В стрессовой же ситуации сангвиник будет защищать себя активно, но при этом обдуманно.

Типичный сангвиник сначала убедится, что мирный путь разрешения проблемы неэффективен, и только потом прибегнет к агрессии. Агрессивное поведение для него будет осознанной необходимостью.


Рассказывает Наталья.

Если в детском саду у нашего Михаила все было в порядке, то в первом классе начались проблемы. Учительница постоянно жаловалась, что он невнимателен, недослушивает задания до конца, а потому выполняет его с ошибками, пишет как курица лапой, а главное – нисколько не старается. Во время уроков, по ее словам, Миша все время вертится и отвлекается и мешает учиться другим ребятам.

Как только начали ставить оценки, Мишка стал приносить домой двойки и тройки. Конечно, мы очень беспокоились, пытались заниматься с сыном, но дома он все выполнял правильно, и мы не понимали, в чем проблема, почему он не может заниматься в школе так же. А Мишка все время жаловался, что на уроках скучно. Мы, конечно, его ругали, школа ведь не цирк, а учительница – не клоун, чтобы его развлекать, в школе учатся, а не веселятся.

Мама мужа в последнее время стала много болеть, и мы решили, что надо жить вместе, но свекровь категорически не соглашалась переезжать из любимого района. В итоге мы превратили нашу трехкомнатную и ее двухкомнатную квартиру в отличную четырехкомнатную в соседнем доме, так что переезд для свекрови получился символический, даже окна выходили в тот же двор. Мишку пришлось перевести в другую школу. Мы очень беспокоились за него, ведь учился он неважно, а тут еще и дети другие, и учительница другая… Как выяснилось, беспокоились мы совершенно напрасно. В новой школе Мишка стал получать четверки и пятерки, а в школу мчался так, как будто ему там гору подарков приготовили. И ни разу не пожаловался, что ему на уроках скучно. Теперь ему было весело и интересно.

Когда после родительского собрания я осталась, чтобы поблагодарить новую Мишкину учительницу за то, что она нашла подход к нашему сложному ребенку, Татьяна Ивановна удивилась: «Миша – мальчик очень способный, у меня с ним никаких трудностей не возникает, и особого подхода он не требует. А в чем была проблема в первом классе?» Я пересказала наши мучения, и Татьяна Ивановна рассмеялась: «Теперь все понятно! Никакой проблемы у Миши не было, кроме одной – несовпадения живого сангвинического темперамента с манерой преподавания его учительницы. Сангвиник, тем более первоклассник, по определению не может просидеть целый урок, сосредоточенно занимаясь чем-то одним.

В начальных классах надо каждые четверть часа менять деятельность: сделать зарядку для пальчиков, переключиться с письма на устный счет, посмотреть картинки, поработать с геометрическими фигурами. Если этого не делать, дети устают и не могут удерживать внимание на предмете, им действительно становится скучно, тут Миша прав. Ваш Миша – умный, активный ребенок, все быстро схватывает, ему надо много впечатлений, тогда ему не будет скучно. Вы, наверное, и дома замечаете, что Миша быстро устает заниматься одним и тем же. Не ругайте его за то, что он „перескакивает” с одного занятия на другое, это особенности его темперамента. C возрастом все постепенно встанет на свои места».

Татьяна Ивановна оказалась совершенно права – Мишка окончил начальную школу и прекрасно учится. Бывают, конечно, и тройки, но они в нашем дневнике – редкие птицы, а двойки – так просто раритет. Оказывается, темперамент так много значит для развития ребенка!

Дети с преобладанием холерического темперамента

Ребятишки напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления их быстро утомляют. Отсюда невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на него. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Нервная организация холериков вообще напоминает мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Упадок сил вполне естественно переходит в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве.

Если малышу не построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями стоит непростая задача – дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

Холерики быстро утомляются. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов, нетерпение и неспособность ждать.

Повышенная возбудимость и быстрота реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, нужно ли было поступать именно так.


Рассказывает Светлана.

На меня понимание нашей с дочкой проблемы снизошло как озарение. Я ужасно сержусь на Дианку, когда она разбрасывает игрушки или другие вещи. А она это делает с завидным постоянством. Не получается картинка – скомкает бумагу, расшвыряет карандаши, надуется и сидит, как нахохлившийся воробей. Не завязывается шнурок – значит, ботинок полетит вдаль по коридору. Сочувствия она в такие минуты не принимает, лучше к ней вообще не подходить. В детском саду – те же самые проблемы – Диана нервная, быстро выходит из себя, ссорится с детьми. Правда, и мирится тоже быстро.

Однажды у меня рассыпались любимые бусы, и я решила их перенизать на более прочную нитку. Но не тут-то было: бусинки как назло все время выскальзывали, а когда я наконец-то собрала почти все, оказалось, что у меня сбился рисунок и надо начинать сначала. Тут я «вскипела» да как швырнула эти несчастные бусы, да еще и расплакалась от обиды. В этот-то момент меня и осенило: «Милая, да ты точь-в-точь собственная дочь, только годами постарше». В общем, я поняла, что у нас с Дианкой одна-единственная проблема: обе – настоящие холерики, и нам необходимо для выживания научиться справляться со своим буйным нравом. Я перестала сердиться на дочку за то, что ей все требуется «сейчас и немедленно», и по мере возможности сразу отзывалась на ее просьбы или вопросы. «Укрощением строптивого» мы занялись после того, как я разыграла целое представление: разбросала на глазах у изумленной дочери все ложки из-за того, что одна из них выскользнула и упала, когда я вытирала столовые приборы. Я не забыла продемонстрировать свое возмущение, ушла в спальню, дверью хлопнула, пару слезинок выжала и минут пять просидела надувшись, не реагируя на расспросы дочери. Зато потом мы с ней все обсудили: как глупо было сердиться из-за какой-то ложки и все остальные ложки на пол бросать (их ведь теперь снова мыть придется), и обижаться на весь белый свет – ведь никто не виноват в том, что эта вредная ложка выскользнула из моих рук, кроме моей собственной неловкости. Подумаешь, ложка упала. Ну и что? Не я ведь упала. И не полка с посудой рухнула.

Вот после этого обсуждения мы с дочкой и решили, что нам очень мешает жить то, что мы быстро сердимся, и с этим надо бороться. И договорились друг другу помогать. Как только у Дианки в очередной раз не получился рисунок и она скомкала бумагу, я невзначай спросила: «Полка не рухнула?» Мы засмеялись, и гроза прошла мимо. Не могу сказать, что у нас не бывает срывов. Вспыльчивые по природе люди, сестры и братья по темпераменту, холерики, поймут меня, если я скажу, что совладать с собой – дело очень трудное. Но мы радуемся с дочкой каждой своей победе. У нее теперь меньше проблем в детском саду, а я реже ссорюсь с мужем, который несказанно рад нашей с дочерью работе по укрощению темперамента и говорит, что программу «Укрощение строптивого» надо возвести в ранг государственной – глядишь, и его холерический начальник в ангела превратится.

Неплохо было бы выяснить, какой тип темперамента у вас и какой – у вашего ребенка.

Самый простой и легкий тест поможет вам выяснить «расклад» темпераментов, поскольку темпераменты в чистом виде встречаются крайне редко.

Тест на определение темперамента

Из четырех предложенных под каждым номером утверждений выберите одно, наиболее вам свойственное, и поставьте значок «+» в соответствующей графе бланка ответов:

1.

а) неусидчивы, суетливы;

б) веселы и жизнерадостны;

в) спокойны и хладнокровны;

г) стеснительны и застенчивы.

2.

а) невыдержанны и вспыльчивы;

б) энергичны и деловиты;

в) последовательны и обстоятельны;

г) теряетесь в новой обстановке.

3.

а) нетерпеливы;

б) не доводите начатое дело до конца;

в) осторожны и рассудительны;

г) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми.

4.

а) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

б) склонны переоценивать себя;

в) умеете ждать;

г) не верите в свои силы.

5.

а) решительны и инициативны;

б) способны быстро схватывать новое;

в) молчаливы и не любите попусту болтать;

г) легко переносите одиночество.

6.

а) упрямы;

б) неустойчивы в интересах и склонностях;

в) обладаете спокойной, ровной речью, с остановками:

г) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7.

а) находчивы в споре;

б) легко переживаете неудачи и неприятности;

в) сдержанны и терпеливы;

г) склонны уходить в себя.

8.

а) склонны к риску;

б) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

в) доводите начатое дело до конца;

г) быстро утомляетесь.

9.

а) работаете рывками;

б) с увлечением беретесь за любое новое дело;

в) не растрачиваете попусту сил;

г) обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся.

10.

а) незлопамятны и боязливы;

б) быстро остываете, если что-то перестает вас интересовать;

в) строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе;

г) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11.

а) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью;

б) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую;

в) легко сдерживаете порыв;

г) впечатлительны до слезливости.

12.

а) неуравновешенны и склонны к горячности;

б) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;

в) мало восприимчивы к одобрению и порицанию;

г) предъявляете высокие требования к себе и окружающим.

13.

а) бываете агрессивным забиякой;

б) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности;

в) незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

г) склонны к подозрительности, мнительности.

14.

а) нетерпимы к недостаткам;

б) выносливы и работоспособны;

в) постоянны в своих интересах;

г) болезненно чувствительны и легкоранимы.

15.

а) обладаете выразительной мимикой;

б) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой;

в) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

г) чрезмерно обидчивы.

16.

а) способны быстро действовать и решать;

б) сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке;

в) ровны в отношениях со всеми;

г) скрытны и необщительны.

17.

а) неустанно стремитесь к новому;

б) обладаете всегда бодрым настроением;

в) любите аккуратность во всем;

г) малоактивны и робки.

18.

а) обладаете резкими, порывистыми движениями;

б) быстро засыпаете и пробуждаетесь;

в) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

г) безропотны, покорны.

19.

а) несобранны, проявляете поспешность в решениях;

б) настойчивы в достижении поставленной цели;

в) инертны, малоподвижны, вялы;

г) стремитесь вызвать сочувствие и помощь других.

20.

а) склонны к резким сменам настроения;

б) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться;

в) обладаете выдержкой;

г) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.


Бланк ответов:

Суммируйте количество ответов «А» и умножьте на 5. Вы получите количество процентов в вас холерического темперамента. Проделав ту же операцию с ответами «Б», вы узнаете, сколько в вас процентов сангвиника. «В» подскажет вам процент флегматика, а «Г» – меланхолика.

Тип темперамента ребенка вам придется «вычислять», присматриваясь к его особенностям и отвечая на вопросы за него. Для верности попробуйте сделать это самостоятельно и то же самое пусть сделает ваш супруг (супруга) – тогда ваша оценка темперамента ребенка будет более объективной. Поможет составленная психологами типология проявления темперамента у детей. Понаблюдав за ребенком, вы почти наверняка сможете определить, к какому типу темперамента он тяготеет.

Типология проявления темперамента у детей

Тип первый: движения вашего ребенка быстрые и резкие, он не может усидеть на месте и все время находится в движении, а сами его движения разнообразны. Ребенок очень быстро думает, моментально отгадывает загадки, тут же находит ответы на вопросы, да и сами вопросы сыплются из него как из рога изобилия, причем иногда он задает новый вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий. Ребенок очень быстро устанавливает контакты как с ровесниками, так и с более младшими или старшими детьми, а также со взрослыми. Круг его общения чрезвычайно широк, и ребенка, знакомство с которым насчитывает десять минут, он называет своим другом, а на следующий день благополучно забывает о его существовании. В целом характер живой, подвижный, но недостаточно уравновешенный. Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к холерическому темпераменту.

Тип второй: ребенок движется то быстро, то медленно, движения стереотипные и монотонные. Четко выражена склонность реализовать свою активность за счет внутренних побуждений, то есть все зависит от мотива деятельности. Скорость мышления так же нестабильна и неустойчива, как и скорость движений.

Общительность ребенка незначительная и очень избирательная. Ребенок выбирает себе одного друга или подругу и общается преимущественно с избранным партнером. Слабая нервная система. Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к меланхолическому темпераменту.

Тип третий: движения ребенка быстрые и разнообразные. Ребенка очень интересует все новое, он любопытен, все хочет знать, стремится решать одну и ту же задачу разными способами. C удовольствием включается в новую игру или деятельность, но без контроля взрослых может не довести дело до конца. Очень общителен и жизнерадостен. Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к сангвиническому темпераменту.

Тип четвертый: движения ребенка выполняются в одном темпе и не отличаются разнообразием. Ярко выражено стремление длительное время заниматься чем-то одним. C удовольствием играет в школу, выслушивая длительные по времени объяснения, стремится все доводить до завершения, будь то игра или иное действие. Долго не утомляется и очень редко раздражается. Спокоен, уравновешен, несколько медлителен, настороженно относится к любым переменам в жизни и принимает их не сразу.

Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к флегматическому темпераменту.

Хотите, чтобы ребенок всегда вас слышал? Постарайтесь формулировать свои мысли точно и коротко.

Не торопите ребенка с ответом, выдержите паузу после того, как обратились к нему с вопросом или просьбой. Малыши еще не в состоянии усвоить всю информацию из нашего длинного монолога, а подростков такие монологи родителей только раздражают. Даже если вы рассержены, найдите в себе силы говорить с ребенком вежливо и доброжелательно. И конечно, не кричите, не повышайте голос. А еще лучше – говорите тихо. Как правило, приглушенный голос застает человека врасплох, и в этом случае ребенок обязательно выслушает то, что вы хотели ему сказать. Прежде чем начинать разговор, убедитесь, что ребенок смотрит на вас. Если он смотрит в сторону, попросите его посмотреть на вас – для доверительной беседы необходим контакт «глаза в глаза».

Не требуйте от ребенка, чтобы он все бросил и немедленно предстал перед вами, если он чем-то занят.

У детей совершенно иная скорость обработки информации, чем у нас, взрослых. Им требуется больше времени, чтобы осмыслить то, что они услышали.

Ребенку очень трудно переключить внимание, особенно если он увлечен тем, что ему нравится. Лучше всего сказать что-нибудь вроде: «Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись» или: «Мне понадобится твоя помощь через две минуты». При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, чтобы ребенок не успел забыть о вашей просьбе. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся ребенку, и он вас уже не услышит.

Посмотрите на рисунок «Мама сердится» (рис. 4). Он не требует комментариев.

Рис. 4. «Мама сердится»