Сегодня бы очевидно никто не упал, но в те времена ничего подобного мы не видели и даже не знали, что такие товары вообще существуют.
По этому поводу мне припомнилась цитата из книги Оксаны Балазановой «10 гениев живописи»: Пикассо жил в среде полунищей богемы, голодал. Вместо кровати – матрац, брошенный на пол. Большое окно. Мольберт. Иногда ему приходилось топить печку грудами своих рисунков.
И всё же, как вспоминает поэт Макс Жакоб: «Мы жили плохо, но прекрасно».
Итак, что же мы увидели.
Ванну чуть ли не квадратную, унитазы, рукомойники с плавными коричневыми смесителями, плитки и целые блоки для облицовки стен, зеркало над умывальником с тремя парами ламп и шкафчиками по бокам, кухонную мойку с огромными никелированными крыльями им массу других изделий приятнейших форм и великолепной отделки.
По дороге в автобусе возник вопрос – кому же фирма собирается на этом островке продавать этот товар?
После обеда поехали на нашу MGARRу, или как её у нас назвали – «баржу». Попутно возникает вопрос – история, с которой нас знакомят, это конечно хорошо, но почему нас оберегают от сегодняшней жизни, которая в повседневной жизни занимает большое место.
В 15 часов отплыли от острова Гозо и взяли курс на остров Мальта. Все немного нервничали, так как отплытие нашей Белоруссии назначено на 17 часов, а плыть наша «баржа» должна один час и сорок минут. В закрытом салоне за одним из столиков сидели наши гиды и рассматривали преподнесённые им подарки, и я подумал, что хорошо бы дарить им «Недельку», даже по одной, слайды об Алма-Ате или что-нибудь в этом роде. В 16.40 подплыли к пристани и, сойдя на берег, все рысью помчались по катерам, чтобы поскорее добраться до теплохода. Успели и в 17.20 отчалили. Прощай Мальта. За эти два дня мы полюбили твою суровую природу и людей ведущих сложную борьбу за создание сносных условий для жизни и работы.
На корабле мы с Сергеем свет Викторовичем Кимом шастали по всей «Белоруссии» в поисках ватмана и красок для выпуска стенгазеты ко Дню нашей группы. Нашли только сероватый картон. Красок же не обнаружили. Пришлось обратиться к Узбекали Джанибековичу, что бы он обратился к руководителям других групп, с просьбой о выделении красок. Ну и ну.
Сегодня праздновали день рождения нашего партайгеноссе Курымбаева Турсунали Турсынбаковича. Посидели очень хорошо и разошлись.
В каюте все спят. Я перезарядил плёнку в фотоаппарате и устроился писать дневник. Уже 1.30, а завтра, тьфу ты, уже сегодня вставать в 6.30 – Тунис.
К моему глубокому сожалению, о Мальте подробнее я узнал только три года спустя после этой поездки, прочитав в газете «Вечерняя Алма-Ата» от 27 сентября 1984 года статью «Республика Мальта» опубликованную в связи с двадцатилетием провозглашения независимости Мальты. К сожалению, потому что тогда мы не имели возможности, как сейчас, заглянуть в Интернет. Итак, приведу выдержки из той статьи.
Малые страны имеют подчас историю не менее интересную и многообразную, чем крупные государства. Такова Мальта, овеянная легендами. Само название страны будоражит воображение. Долгим и трудным был путь этого островного государства к независимости. Занимая стратегическое положение в центре Средиземного моря, Мальта с древнейших времён являлась «лакомым кусочком» для стран, которые стремились установить своё господство в этом районе. Первые люди на Мальте появились ещё в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Развалины святилищ, построенных на Мальте ещё до третьего тысячелетия до нашей эры, то есть до египетских пирамид, свидетельствуют о мастерстве создателей этих древнейших на земле храмов.
Финикийская колонизация Мальты началась в XIII веке до нашей эры. После финикийцев здесь обосновались античные греки, затем карфагеняне. Примерно 700 лет на Мальте хозяйничали римляне, затем вандалы, вынужденные уступит Мальту Византии. С 870 по 1091 год на острове господствовали арабы. После краткого периода, когда остров был захвачен сначала норманнами, а затем германскими императорами, 1530 году император «Священной Римской империи» Карл V передал Мальту ордену ионитов (духовно-рыцарский католический орден), который впоследствии стал называться Мальтийским. В 1798 году Наполеон изгнал с острова ионитов и превратил Мальту в опорный пункт военных операций против Англии. В 1800 году острова захватила Англия, которая в 1815 году объявила их своей колонией.
Развернувшееся национально-освободительное и рабочее движение заставил Англию предоставить Мальте статус самоуправляющейся колонии, а в 1964 году – независимость. В декабре 1974 года Мальта была провозглашена республикой.
О происхождении мальтийской нации у специалистов нет единого мнения. Часть мальтийцев считает себя потомками древних финикийцев, другие – сицилийцев. Антропологически же мальтийцы близки к населению Северной Африки: чёрные волосы, коричневые глаза, смуглая кожа.
Глубокий отпечаток на культурный облик островитян наложило арабское господство. Однако мусульманская религия на Мальте не привилась, зато католическая церковь здесь глубоко пустила корни. Если об этническом происхождении мальтийцев можно спорить, то происхождение мальтийского языка (государственными языками в стране являются мальтийский и английский) не вызывает сомнений. В основе его лежит тунисский диалект арабского языка, хотя мальтийская письменность строится на латинском алфавите. Островитяне понимают арабов на 90 процентов.
Мальтийский язык носит также следы влияния итальянского языка, ибо культурное общение Мальты с Италией было наиболее тесным.
Про Мальту говорят, что это единственное европейское государство, населённое исключительно арабами, или единственное арабское государство, населённое исключительно христианами.
Благодатный климат, тёплое незагрязнённое море, удобные бухты и пляжи привлекают всё больше отдыхающих. Индустрия туризма стала одной из ведущих отраслей мальтийской экономики. Построены и строятся современные отели, пансионаты.
Конец ознакомительного фрагмента.