Вы здесь

1981 год. О 23 днях и еще кое о чем. Путешествие по Средиземному морю. 25 октября 1981 года. Посетили остров Гозо и – прощай Мальта (Анатолий Волков)

* * *

Глубоко расстроила заметка в «Известиях» от 16 января 1985 года, в которой говорилось: Из собора Валлеты, столицы Мальты, похищена картина Караваджо с изображением святого Иеронима. Дерзкий вор сумел днём вырезать её из рамы, и пропажа была обнаружена только вечером перед закрытием собора. Картина была написана в 1605 году, она является одной из самых больших ценностей Мальты.

* * *

После выхода из дворца, все разбрелись по магазинам, время точно никто не определил и многие вернулись поздно. Узбекали Джанибекович ругался, по пути ругалась наша переводчица, которой сегодня Роза сказала, что она тихо говорит и её не слышно, а один из мужчин нашей группы поддержал её и заявил, что мы вообще попросим избавить нас от неё. В результате приехали вместо 18 в 17 часов и так как делать было нечего, туристы ругались уже на корабле.

После ужина собрались в 1011 гранд-люксе и обсуждали программу на 31 октября – день нашей алмаатинской группы на теплоходе. Узбекали Джанибекович жёстко всех прижал, но потом, когда и его вовлекли в исполнители, развеселился.

После этого отправились посмотреть и послушать выступление московской и саратовской групп. Тут меня осенило – можно развить маленький вставной номер о свадьбе (который мы до этого придумали) в сквозной сюжет и все наши номера сделать во время свадебного торжества.

Рассказал об этом Мугалиме Курмашевне Абильдиновой, Турсунали Турсынбековичу Курымбаеву, Сергали Сагындыковичу Едильбаеву. Все горячо поддержали.

После этого отправился писать дневник, времени мало т.к. завтра вставать придётся рано.

25 октября 1981 года. Посетили остров Гозо и – прощай Мальта

Дни накатывают один на другой с такой скоростью, что кажется, что только и занимаюсь тем, что заполняю этот дневник. Неужели же в промежутках между писаниями в дневнике успеваешь ещё, что то делать? Кажется, что нет, но, когда полистаешь его, оказывается, что что-то ещё кое сто успел. Так что же произошло в промежутке между вчерашними и сегодняшними записями в дневнике?

Утром продрали глазки в 6:30 под радиопобудку.

Быстро позавтракали – и на катер. Сегодня он отвёз нас дальше по бухте к месту посадки на паромного типа судно под названием «MGARR», курсирующее между островом Мальта, самым южным в архипелаге, и островом Гозо – самым северным.

Судно это имеющее большое трюмное помещение для транспортировки автомашин, а также закрытое и открытое палубные помещения для пассажиров, весьма грязное и почему то приписано к порту Мальме в Швеции и поэтому имеющее на борту четыре подробных карты различных районов этой страны, отплыло в 8.30. Чуть более полутора часов плыли вдоль Мальтийского архипелага, сначала узнавая места, где мы вчера побывали и вспоминая различные подробности о них, вроде того, что отопление в домах не централизованное, а в основном керосиновое, приготовление пищи на электричестве и газе, а газом, кое где и отапливаются.

Один берег сменял другой, лёгкие облачка, набегая, сменяли друг друга и, наконец, показался этот самый зелёный остров архипелага.

Признаться, нам алмаатинцам, да и многим другим – волжанам, украинцам, молдаванам, он не показался очень уж зелёным, но потом мы вспомнили, что с водой на архипелаге сложно и согласились с тем, что остров довольно зелен.

В 10.10 причалили. Нас встретила надпись: «Welcome to GOZO». Добро пожаловать на Газо.

Гозо – остров, где по преданию Калипсо, очаровав Одиссея, продержала его семь лет. На острове почва более глинистая, чем на других островах архипелага, где она известняковая, поэтому в ней удерживается больше влаги. Но строительство зданий и весьма интенсивное ведётся именно из известняка.

Вчера мы путешествовали по Мальте, а сегодня по Гозо. Осмотрели несколько развалин стариннейших храмов, выстроенных за много тысяч лет назад, как установили учёные, даже раньше, чем сооружения так называемой крито-микенской культуры.

По пути к развалинам туристы забрались в кактусовый сад, нарвали плодов с красной, съедобной мякотью, но быстро перекололи точнее занозили все руки, а кто ел, то и губы крошечными волосками-колючками и полдня, а кто и до вечера вытаскивали их сами и друг у друга.


Храмы в древности на этом острове посвящались богине плодородия, статуи которой найденные здесь вывезли в Ла-Валлету.

В одной из стен нам показали отверстие в выступе, так называемый оракул. В это отверстие забирался священнослужитель и отвечал верующим, которые верили, что слышат голос высшей силы. По предположениям учёных крыши этих храмов были деревянными, может быть обмазанными глиной, а теперь разрушившимися от времени.

Увидели мы и помещения, куда приводили жертвенный скот и где его приносили в жертву, но свидетельств того, что в жертву приносили и людей не имеется.

По острову ездили вчерашними тринадцатью группами в автобусах без входных дверей. Внешне это выглядит так, как будто половинки дверей наглухо приварили поперёк входа, укрепив поручни для облегчения входа в машину.


В 11.20 приехали на берег моря и все закричали: хотим купаться. Договорились на 45 минут и помчались раздеваться – и в море, да не простое, а Средиземное! Вода густо солёная, держит изумительно. Роза не испугалась и плавала на глубину. Одного мужчину обожгла медуза.


Наплескавшись, поехали осматривать старую крепость-цитадель, которую в 1555 году штурмовали турки и захватили, но многие защитники по подземному водоводу ушли из неё и спаслись. В начале XIX века внутри цитадели была выстроена церковь Богоматери, которую построил тот же архитектор, что и собор Успения. Перед церковью установлены сохранившиеся со времён крестоносцев две позеленевшие пушки. В самой церкви есть две изображённых скульптурно фигуры Богоматери, основание у которых выполнено из серебра стоимостью 6 тыс. фунтов.

Вблизи церкви расположено здание по своим рабочим функциям напоминающее наш ЗАГС. На его дверях белело несколько объявлений о том, что такие-то собираются вступить в брак. Подобное объявление помещается за три недели до свадьбы и все желающие, ознакомившись с ним, могут сообщить в это заведение о том, что, например, жених или невеста уже состояли в браке, или они умственно отсталые, или какую-либо другую информацию, не позволяющую этим людям вступать в брак. На этом острове проживает 26 тыс. человек, которые рано встают и рано ложатся спать, поэтому последний паром сюда приходит в шесть часов вечера и вскоре после этого перестают работать автобусы и жизнь замирает до следующего утра. Так как все друг друга знают, преступлений практически нет, ходить можно спокойно, хоть в два часа ночи, армия и полиция существуют символически. Если правонарушения и случаются то, как правило, они бывают по вине итальянской мафии, одна из семей которой, например, занимается кражей автомобилей и последующей их перепродажей в арабские страны.

Пьяных на архипелаге практически нет, так как мальтийские женщины, сообщила нам наш гид Анна, считают, что пришедший пьяным, или напившийся дома мужчина – не мужчина, ему нечего делать ночью.

Правящие на Мальте социалисты во главе с Минтофом сделали много для того, чтобы искоренить в стране нищенство. Остро стоит проблема воды, особенно в связи с увеличением туризма. Поэтому на архипелаге, например, запрещено мыть машины пресной водой, только морской с добавлением специального шампуня. Владельцам бассейнов так же запрещено заполнять их пресной водой.

Обедать поехали в ресторан «Cupid». Победнее чем вчера в Ла-Валлете, но вполне и вполне сносный для этого райцентра называемого Викторией, или по арабски – Рабат.

После обеда, с многочисленными возлияниями сухого вина, которое хозяева приносили по первому знаку, вышли и рядом увидели магазин «SIEMENS» с таким набором сантехнического оборудования цвета хороших сливок, что все попадали.