Вы здесь

1981 год. О 23 днях и еще кое о чем. Путешествие по Средиземному морю. 22 октября 1981 года. Коринфский перешеек, Пелопонесс, Арголида. И прощай Греция (Анатолий Волков)

22 октября 1981 года. Коринфский перешеек, Пелопонесс, Арголида. И прощай Греция

Накатались на автобусе сегодня в своё удовольствие – километров 300. Вообще-то в такие длительные поездки следует брать что-либо против укачивания, особенно если предстоят крутые горные дороги. Водители – звери, водят свои огромные машины так, как будто это велосипед. Разворачиваются на таких пятачках, где кажется и Жигулям не развернуться, а на крутых поворотах гонят так, что не знаешь, куда тебя сейчас выкинет – в окно или в проход. Наш Микас точно такой же.

В 7 часов (и это после 3 часов сна!) раздался сигнал на завтрак. Как же мы все тут забегали – благо Роза и Борис Абрамович уже успели досрочно умыться. В порядке личной инициативы. И всё равно опоздали минут на 15. Завтракали в темпе. Затем жетоны по карманам – и на берег… В конечном итоге паника оказалась ложной – группы отправлялись в 8.30, а наш Микос приехал где-то в 8.20. До этого бродили по площади перед Морским вокзалом, фотографировали, в частности, собаку на кузове одной легковой машины.

В 8.30 выехали в сторону Коринфского перешейка, а затем на Пелопонес, в Арголиду. Сразу же за Афинами местность каменистая, холмистая, чуть поросшая травой. Поражает отделка самых обычных зданий – то ли у них цветной цемент, то ли очень хорошие краски приглушённых цветов, но дома выглядят прекрасно. Интересна отделка интерьеров. Например, дверей из матового тёмного, с ребристой поверхностью стекла и решётками из металлических гнутых полос и т. п. Занятно построение зданий. Например, несколько соединённых вплотную разноэтажных зданий, шириной в одно окно, т.е. в одну комнату. На плоских крышах более низких зданий, огороженных решётками, жилые площадки. Вокруг всё очень ухоженное – дома, поля, сады, дороги, дорожные знаки, машины, рестораны…

Наконец добрались и до Коринфского перешейка, где, кстати, за проезд все платят. Перешеек пересекает очень глубокий канал, который соединяет Саронический залив Эгейского и Коринфский залив Ионического морей. Он строился с 1881 до 1893 года и запущен 28 октября 1893 года. Его длина 6500 метров, глубина 10 метров, верхняя точка над уровнем моря – 79 метров. В год через него проходит до 11 тысяч судов дедвейтом до 3 тысяч тонн, мелкие круизные суда, катера, яхты. Автором проекта был французский архитектор Фердинанд де Лессеп. До этого, с древности, грузы здесь перетаскивали волоком, также взимая за это плату. В качестве альтернативы предлагался вариант с огибанием Пелопонесского полуострова.

В 10 часов 10 минут, после короткой остановки у канала, поехали вперёд, на Пелопонесс. Местность сразу же меняется, как будто попадаешь в другой мир. Всё вокруг засажено, всё растёт, всё благоухает. Греция находится на третьем месте в мире, после Испании и Италии, по производству оливкового масла, а втроём эти страны дают 90% его мирового производства. Важным источником доходов являются также цитрусовые, целые плантации которых, состоящих из низкорослых деревьев усыпанных плодами, мы встречали по дороге.

Первым местом, где мы сегодня побывали, был театр Эпидавра на 14 тысяч мест (сейчас здесь размещается до 17 тысяч зрителей). Театр связан с Асклепием или Эскулапом, бывшим по преданию изумительным врачом, не только исцелявшим больных, но воскрешавшим мёртвых, за что на него прогневался Зевс и повелел убить его молниями. Но затем воскресил его, и Эскулап попал в сонм богов на Олимпе. Здесь в его честь стали устраивать спортивные состязания типа олимпийских, которым сопутствовала культурная программа, для проведения которой и был построен этот театр. Поражает в нём расположенном на склоне холма, получашей в 55 рядов ступеней (и каменных кресел) акустика. Когда становишься на сцену, а кто-либо поднимается вверх, то свободно можно переговариваться, причём негромко, с любым местом. Одна французская фирма попробовала построить копию этого театра, но с решением акустической проблемы ничего не получилось, т.к. не были соблюдены какие-то неизвестные составляющие, которые учитывали древние строители. Предполагают, что здесь как-то влияет и окружающая среда – холмы, лес и т. п.

Поражает аромат различных деревьев, что, в своё время, очевидно, тоже помогало врачевать больных, т.к. ряд болезней лечатся одним ароматом.

И здесь и везде, где мы сегодня побывали, начиная с Афинского Акрополя (а их – «верхних городов» – где размещались или дворцы правителей, или храмовые и культовые постройки – много) билеты стандартные – 65 драхм (1 доллар 20 центов или 80 копеек) и красивые, туристу или просто посетителю приятно унести его на память. Маленький кусочек бумаги, который потом, в долгие зимние или иные вечера будет напоминать о Греции, о её славной истории, о людях создавших эти великолепные постройки.

Из Эпидавра поехали к Арголикскому заливу в Нафлеон, первую столицу Греции после её освобождения от турецкого ига. Этот промежуток ехали по дороге не двухрядной, а узкой асфальтовой прихотливо вьющейся между холмами, деревушками, с крутыми поворотами, спусками и подъёмами. Вот здесь то, многих и укачало. Поэтому, когда проезжали Нафлеон, все уже и песни петь перестали, на что, в качестве запевалы, большим мастером показал себя Узбекали Джанибекович – казахские, русские, татарские, киргизские, азербайджанские, но сил больше не было уже ни у кого. Но, когда приехали в Микены и остановились у ресторана «Агамемнон», все высыпали сразу и уселись в зале за накрытыми столами, на которых уже стояли вода, вино, лежали груши и салат из свежих овощей с оливками. Пить и жевать все принялись очень энергично. И только слегка утолив голод, подняли глаза и осмотрели зал – стекло со всех сторон, колонны и ригеля отделаны светлым залакированным деревом, мебель такого же типа, что и в таверне «Ночные Афины», но только светлая. Но вот и принесли что-то печёное, слоёное, как определили наши женщины: сыр и тесто, или тесто и сыр, а также по два хороших куска мяса и крупно зажаренный картофель.

После этого вышли, забыв обо всех дорожных укачиваниях. Вокруг, конечно, оказались магазинчики, в которых продавались всевозможные греческие вазы из керамики, в т.ч. покрытые кобальтом, оникса (о, прелесть!) – 1900, 2500 и т. д. драхм, вышитые кофточки, вязаные кофты (100% all wool) и пр. Насмотрелись, но на покупки почти никто не решился, памятуя о том, сколько ещё впереди стран и сколько валюты с собой.

Но вот и 14 часов. Уселись в свои автобусы и снова в путь. До дворца Агамемнона уже рукой подать, Этот дворец является одним из центров т.н. крито-микенской культуры в XV – XIV веках до нашей эры. Название это пошло от сделанных в 1876 г. Шлиманом в Микенах и в 1892 г. Эвансом на Крите открытий, после проведённых ими раскопок. Очень велика роль Шлимана, поверившего в то, что описанные Гомером события о походе греков на Трою имели место. В истории Греции сейчас насчитывают несколько периодов: крито-микенский XV – XIV вв, Гомеровский XI – VIII вв, архитектурный VII – VI вв., классический VI – IV вв. и период эллинизма IV – I вв. до н. э. Строительство в этих местах началось ещё в XVIII – XVII вв. до н.э. так называемыми ахейцами. Строили из каменных глыб, нижние из которых были весом до 12 тонн каждая. Но расцвета культура достигла на Крите, а затем уже её приёмы и черты стали применять, использовать и на материке, где она получила даже более широкое распространение.

Сами остатки Дворца, массивные каменные глыбы, глубокие места захоронений, где возложив умершего, по обычаям тех времён, пировали, а остатки пира разбрасывали, производят впечатление незыблемости, твёрдости, ничем непоколебимой гордости. Сверху, из этого Дворца, подобраться к которому было почти что невозможно, Агамемнон и другие правители смотрели на изумительно прекрасные окрестности, в которых изумрудные холмы плавно переходят в долины, а рощи и поля прихотливо сменяют друг друга. От него за несколько минут мы доехали ещё до одного места захоронения древних. Прямо в холме вырыто конусообразное углубление, выложенное массивными камнями. Роза замерила их. Каждый камень это три расстояния от большого пальца до развёрнутого мизинца, а таких камней уложено 35 рядов. Что и говорить – с размахом хоронили предки.