2
Советский Союз перед нападением гитлеровской Германии
Государство нового типа
Теперь, спустя почти четверть века после описываемых в этой книге событий, вновь и вновь задумываешься, в чем собственно заключался главный просчет Гитлера при оценке им состояния Советского государства? Приходишь к выводу, что Гитлер повторил ту же принципиальную ошибку, которую совершили до него иностранные интервенты в годы гражданской войны. Ошибка эта, вернее, роковой для них просчет заключался в непонимании сущности государства, возникшего в результате Великой Октябрьской социалистической революции, в игнорировании нового характера отношений внутри государства между классами и социальными группами, абсолютное отрицание возможности создания на базе общественной собственности нового типа отношений между классами, нациями и народами, населяющими государство, между государством и индивидуумом, вопиющее невежество гитлеровцев в области социальных отношений. Империалисты за двадцатилетний промежуток времени, прошедший с окончания Гражданской войны в СССР и до начала Великой Отечественной войны советского народа, так и не смогли понять, что общественная собственность на средства производства, установленная в СССР – государстве трудящихся, – является главным и определяющим фактором в жизни многомиллионного народа. Лишив права на владение предприятиями, землей, банками частных лиц и объявив низвергнутыми прежние частнособственнические отношения, партия коммунистов с полным сознанием принятой ею на себя великой исторической ответственности подняла самые широкие массы народа на строительство нового, социалистического общества. Не так-то просто было пройти в течение двух десятилетий расстояние, отделяющее отсталость от прогресса.
Эта грандиозная историческая перестройка происходила в неблагоприятных условиях. Первое в мире социалистическое государство рабочих и крестьян находилось в окружении враждебного капиталистического мира. Хозяева этого мира не скрывали своих стремлений тем или иным способом добиться ликвидации социалистического строя в Советском Союзе. Россия была страной многоукладной. Большинство населения страны составляли крестьяне, т. е. класс, из среды которого, как подчеркивал В. И. Ленин, ежедневно, ежечасно, стихийно рождается капитализм.
Россия, обладавшая гигантскими потенциальными возможностями, не имела прочной энергетической и индустриальной базы.
После окончания Гражданской войны советский народ, возглавляемый Коммунистической партией, в очень короткий срок восстановил разрушенное империалистической и Гражданской войнами хозяйство и с огромным энтузиазмом принялся за строительство социализма.
В течение исторически крайне незначительного срока – чуть побольше одного десятилетия – руками советских людей были созданы все необходимые для современного государства отрасли народного хозяйства, прежде всего энергетика. Слова В. И. Ленина: «Коммунизм это есть советская власть плюс электрификация всей страны»[93] – воплощались в жизнь. От Шатурской и Каширской электростанций, от Волховской гидроэлектростанции до Днепрогэса – какой гигантский скачок за несколько лет! Мощность электростанций Советской страны увеличилась с 1929 по 1940 г. почти в 5 раз (с 2,3 млн до 11,2 млн кВт). Были созданы химическая, электротехническая, авиационная, автотракторная, станкостроительная и многие другие отрасли промышленности. Решительной реконструкции подверглась металлургическая промышленность. На Украине и Урале выросли гиганты металлургии – Днепросталь и Магнитогорск. Новые домны, новые блюминги и металл, металл, металл, так необходимый для нужд страны и прежде всего для ее обороны. Во время пятилеток был решен принципиально важный и сыгравший огромную роль во время войны – с фашистской Германией вопрос перевода сельского хозяйства на рельсы коллективизации.
Все это было сделано благодаря гигантской организаторской работе Коммунистической партии.
Гитлеровцы, с презрением относившиеся к народу, и представить себе не могли, что народные массы могут быть объединены и воодушевлены высокими идеями и во имя этих идеалов готовы на самые невероятные жертвы, страдания и подвиги. Цель гитлеровцев, этой реакционнейшей партии немецких монополий, заключалась в установлении господства немцев над всеми остальными народами, в приобретении для немецких монополий за счет грабежа других стран и народов все новых и новых богатств. Идеология гитлеровцев была, если вообще это слово применимо для характеристики взглядов немецких фашистов, идеологией банды разбойников. Впрочем, иные разбойники, наверное, справедливо считали бы себя обиженными таким сравнением.
Идеалом коммунистов, советских людей, идущих за Коммунистической партией, было строительство такого общества, в котором могло быть осуществлено подлинное равенство и братство и полностью устранена эксплуатация человека человеком, общества, в котором нет господствующей касты, подавляющей и эксплуатирующей большинство. В таком обществе труд является почетным правом и обязанностью каждого гражданина. Люди страны Советов самоотверженно воздвигали здание этого общества – социалистического, коммунистического.
Трудовой героизм был в годы пятилеток поистине всенародным, поистине массовым. Все это не могли понять руководители реакционнейшей партии воинствующих немецких шовинистов.
Другой просчет гитлеровцев заключался в том, что они рассматривали Советский Союз как искусственный конгломерат наций, ибо другого типа многонационального государства они не знали и не могли себе представить. А всякий конгломерат поддерживается, как они хорошо усвоили, силой, государственной властью. Если эта власть прочна, то и народы находятся в повиновении у господствующей нации. Стоит этой власти ослабеть, как многонациональное государство рассыпается. Разве не было так с империей Александра Македонского, с Римской империей, с Византией, наконец, со Священной Римской империей германской нации? Отсюда следовал вывод: при первых же неудачах многонациональный Советский Союз начнет распадаться на составные национальные части – отпадут Украина, Прибалтика, закавказские республики, поднимут восстание другие нерусские народы.
Но величайшим завоеванием Коммунистической партии, Советского государства как раз и было создание и затем укрепление свободного союза народов, основанного на принципах самоопределения, равенства, дружбы, пролетарского интернационализма, братской взаимопомощи. Советской власти удалось впервые в истории человечества создать свободный союз свободных от эксплуатации народов. Если учесть, что многие народы, населявшие Советский Союз, находились на разных ступенях экономического, социального и культурного развития, то можно представить себе грандиозные масштабы национального строительства в СССР. А ведь немецкие фашисты делали крупную ставку на вражду и антагонизм между народами, населяющими Советский Союз.
Не имея представления о силе пролетарского интернационализма и братской дружбы народов СССР, гитлеровцы в то же время не знали, не понимали, да и не стремились понять глубокого патриотизма народов Советского Союза, и прежде всего наиболее многочисленного народа – русского. Ненависть и презрительное отношение к славянским народам вообще, унаследованные гитлеровцами от своих предков – псов-рыцарей и немецкого дворянства, подвизавшегося на службе царского дома Романовых, были неотъемлемой частью фашистской идеологии. Немецко-фашистский расизм подкреплялся невежеством фашистских главарей.
Дикие, изуверские выходки немецких фашистов еще до прихода их к власти, преследование прогрессивных, демократических деятелей после января 1933 г., массовые убийства коммунистов, социал-демократов, расизм вообще и антисемитизм в частности, разгул реакции вызывали у советских людей резко враждебное отношение к гитлеровцам. На протяжении нескольких лет советские люди, подобно другим народам мира, были свидетелями лихорадочной подготовки Германии к войне. Каждый акт ее агрессии – против Австрии, Чехословакии, Испании – вызывал решительное осуждение. Борьбу против фашизма народы Советского Союза рассматривали как такое же свое кровное дело, как борьбу против белогвардейщины в годы Гражданской войны.
Коммунистическая партия Советского Союза, комсомол, профсоюзы и все массовые и общественные организации систематически вели антифашистскую пропаганду среди населения. Советский народ с гордостью сознавал, что только его страна ведет неустанную и последовательную борьбу против фашистской агрессии, за организацию ей коллективного отпора. В те годы редко кто не знал выступлений М. М. Литвинова в защиту мира, против фашизма. Огромную роль в утверждении антифашистского настроения советских людей сыграли поджог гитлеровцами рейхстага в Берлине и последовавший затем процесс в Лейпциге над славным деятелем болгарского и международного рабочего движения Георгием Димитровым. Оправдание Димитрова и приезд его в Советский Союз были восприняты как триумф мирового пролетариата. В 1935 г. в Москве происходил VII конгресс Коммунистического Интернационала. Не говоря уже о замечательных решениях конгресса, которые не утратили своего значения и по сей день, следует напомнить о том неизгладимом впечатлении, которое сохранилось в сердцах многих людей от встреч с делегатами конгресса, борцами за коммунизм в своих странах, подпольщиками, многие из которых с риском для жизни приехали в Москву.
Но своего высшего торжества дух пролетарского интернационализма достиг в Советской стране во время испанских событий. Война в Испании была в течение двух с половиной лет главным предметом разговоров, горячих споров, огромной общественной деятельности. Испания, о которой абсолютное большинство советских людей имело прежде представление лишь по книгам и произведениям искусств, казалось, стала близкой Советскому Союзу. Тысячи и тысячи митингов солидарности с испанским народом, протестов против интервенции фашистов и пособничества английских и французских «умиротворителей» прошли за эти годы. В фонд помощи испанскому народу были собраны десятки миллионов рублей. Стоило появиться на улицах Москвы испанцу, как его немедленно окружала огромная толпа. Особой любовью пользовались бойцы интернациональных бригад – этой высшей формы международной классовой солидарности. Рассказы о подвигах советских летчиков и танкистов, участвовавших в борьбе испанского народа за свободу и независимость, передавались из уст в уста. Газеты с корреспонденциями Михаила Кольцова и Ильи Эренбурга покупались нарасхват. Тысячи молодых людей, рабочих и студентов, колхозников и военнослужащих горели желанием немедленно отправиться на поля сражений в Испанию. В те годы антифашистские настроения советских людей достигли большого накала. Мало у кого были сомнения в том, что война, которая назревает, – а ее смертоносное дыхание уже доносилось из Китая, Эфиопии и Испании – будет войной против фашизма.
Быть готовым к защите Родины! Эта мысль была настолько естественна, что стала простым повседневным делом для миллионов юношей и девушек. Редко кто из учащейся или рабочей молодежи не состоял в военных или спортивных секциях Осоавиахима, добровольных спортивных обществах, не учился в аэроклубах, в школах планеристов, в школах медицинских сестер. Советское государство находилось в капиталистическом окружении. Миру угрожают фашистские агрессоры. Это было ясно и понятно каждому. Быть готовыми к решающей схватке с фашизмом, быть достойными этого великого испытания готовились десятки тысяч молодых людей. Они были убеждены, что грядущая война окончится победой социализма во всем мире. Впрочем мало кто себе представлял, какой будет война. Было хорошо известно, что воевать Красная армия будет на территории врага, малой кровью и что в этой войне нашими союзниками будут немецкие рабочие и крестьяне, которые восстанут против Гитлера. Советские люди строго отделяли рабочих от капиталистов. Немецкий рабочий был для них другом и братом. Протягивая руку братской помощи угнетенным пролетариям мира, советские люди, естественно, рассчитывали на пролетарскую солидарность. И разве так не было в прошлом, во время Гражданской войны, во время обострения англо-советских отношений в 1927 году?! Все казалось ясным и простым.
Конец ознакомительного фрагмента.