Вы здесь

17 мгновений имидж-откровений. Откровение четвертое (Татьяна Гурьева, 2014)

Откровение четвертое

Р.: Интересно, как же взаимосвязаны между собой понятия «лидер» и «руководитель»?

И.: Понятия «лидер» и «руководитель» часто употребляются как синонимы. Несмотря на это, лидерство – это психологический феномен, а руководство – управленческий.

Лидер доминирует в группе. Его влияние носит не вполне формальный характер. Руководитель – управленец, который занимает определенную должность. Поэтому фактический лидер группы может не являться официальным руководителем и наоборот. А каким вы видите сильного руководителя и что можно взять на вооружение? Давайте попытаемся составить перечень качеств сильного руководителя и сделаем свои собственные выводы.

Мой личный профессиональный опыт подсказывает, что, в первую очередь, это человек, эффективно взаимодействующий с коллективом. Согласны? Теперь сопоставим наши характеристики и посмотрим, что же у нас получилось.

Итак, эффективный руководитель:

1. Устанавливает и поддерживает отношения с коллегами.

2. Способен вести за собой.

3. Способен построить правильную систему коммуникаций в организации.

4. Способен принимать нестандартные управленческие решения в кризисных условиях.

5. Идет на оправданный риск, приветствует реформаторские настроения в организации.

7. Блестящий аналитик, обладает ярко выраженной рефлексией.

8. Настроен на позитив, сопротивляется фрустрациям, внутренне сдержан и собран.

9. Всячески приветствует участие сотрудников в обсуждении проблем, самокритичен.

10. Не роняя собственного достоинства, принимает конструктивные замечания.

11. Выдержан и дисциплинирован.

12. Управляет своими чувствами, держит эмоции в узде.

13. Обладает высокой энергичностью.

14. Компетентен в своей профессии.

15. Разъясняет свою политику подчиненным.

16. Конструктивно общается с сотрудниками, предлагая им наилучшие варианты проявления своих профессиональных навыков.

17. Как правило, разделяет мнение коллектива.

18. Защищает честь и достоинство подчинённых.

19. Не контролирует каждый шаг подчиненных, предоставляя им достаточно свободы.

20. Вызывает к себе симпатию и уважение.

21. Указывает на приоритетные задачи.

22. Эффективно использует рабочее время, помогает сотрудникам правильно спланировать рабочий график.

23. Умеет доступно и кратко донести свои мысли до подчиненных.

24. Имеет видение процессов внутри организации, за ее пределами.

25. Всегда готов к новаторству, использует новаторство для интересов организации.

26. Несет ответственность за порученное дело.

27. Открыт для общения. Корректно относится к деловым предложениям. Умеет выражать благодарность.

28. Работает над появлением «звёзд» в своём окружении. Обучает, дает возможность роста каждому сотруднику.

29. Предусматривает условия профессиональной реализации подчинённых, разработки премий, наградных листов, иных поощрений.

30. Разрешает конфликты, выступает в роли посредника между конфликтующими, регулирует неприятности, снимает психологический стресс в коллективе при помощи мероприятий, вечеринок. Не пытается решать личностные конфликты, возникающие в отделах.

Р.: Какой-то идеал получился. Разве бывают такие руководители?

И.: Хочу вас успокоить – вряд ли. Но я знаю точно, что есть руководители, непрерывно работающие над собой и им, конечно, многое удается. Вот и нам с вами уже многого удалось добиться. Ведь профессионализм – величина, которая должна неуклонно расти. Как правило, большинство руководителей стремятся надевать по случаю маски, за которыми бывает удобно скрываться от проблем. Такое поведение позволяет на время улучшить ситуацию, но не приводит к решению проблемы, которую заметают на время под ковер. Рано или поздно приходится отвечать за собственные просчеты.

Скажите, какую роль вам чаще всего приходится примерять на себя в процессе работы?

Р.: Я думаю, советчика, консультанта. Ведь у меня достаточно большой опыт работы в данной сфере и я считаю обязательным для себя повышать уровень профессионализма своих подчиненных. Но иногда, конечно, приходится быть и довольно жестким руководителем, диктатором, хотя это совсем неприятно. Интересно, а какие еще роли существуют у руководителя?

И.: Представьте, многие. Все зависит от конкретной управленческой ситуации:

Администратор (наблюдает за исполнением, осуществляет общее руководство).

Плановик (планирует методы достижения цели).

Политик (проводит свою линию поведения в организации).

Эксперт (профессионал в своей области).

Представитель (лицо коллектива).

Регулятор (регулирует отношения, устраняет конфликты).

Источник (ретранслятор методов получения информации).

Судья.

Диктатор (человек с авторитарным типом руководства).

Старший товарищ (советчик).

«Козёл отпущения» (человек, берущий на себя ответственность за неудачи коллектива).

Все эти роли являются необходимыми для эффективного управления организацией. Важно только то, чтобы ваша профессиональная роль была для вас естественна и приятна.