Откровение первое
Имиджмейкер: Здравствуйте, уважаемый господин директор, вы хотели со мной встретиться? Вам нужен имиджмейкер?
Руководитель: Рад вас видеть. Представьте, в моей компании существует PR-отдел, его деятельность связана со стратегическим развитием компании и вот настал момент, когда я заинтересовался построением собственного имиджа: в последнее время приходится общаться со СМИ, проводить пресс-конференции, а я не всегда соответствую должному уровню. Актуальность этого вопроса настолько для меня велика, что приходится принять решение заняться построением имиджа.
И.: Разумное решение! Необходимо запастись терпением, это работа займет немало времени. Для начала, как бы вы охарактеризовали образ российского предпринимателя?
Р.: К сожалению, образ предпринимателя сегодня противоречив, если я отмечу, что это инициативные, обладающие деловой хваткой, постоянно занимающиеся самообразованием энергичные люди, то это не вполне соответствует действительности.
И.: Действительно, если вспомнить теорию Вебера, предприниматели существовали двух типов, с тех пор, похоже, ничего не изменилось,
Р.: Что-то я не слышал о такой теории.
И.: Известный социолог М.Вебер разделил участников рынка на два типа – рациональный и авантюрный. Первый тип ориентирован на собственные достижения, второй – на сиюминутную победу, ловкачество.
Р.: Да. Согласен. Вторых, пожалуй, больше. Хотя мне хотелось бы видеть, прежде всего, уверенных в себе, образованных, инициативных людей, умеющих решать свои проблемы законодательным путем.
Если история современного предпринимательства в России составляет только 25 лет, говорить о каких-либо стандартах делового стиля преждевременно. Есть компании, в которых не придерживаются дресс-кода, а персонал берет пример с руководства, которое часто оказывается не на высоте. Многие слушатели моего курса пытались объяснить это особенностями национального менталитета, забывая о том, что в бизнесе необходимо придерживаться строгих норм деловой культуры.
В результате опроса 200 руководителей ведущих компаний журналом «Форчун» были выявлены такие качества как профессионализм, способность вести за собой, «управлять вниманием публики», прекрасно выступать.
После этого проводились исследования на тему, что думают по поводу ведущих качеств иностранцы, работающие с нашими бизнесменами. В итоге получилось, что российские предприниматели – люди, прежде всего, необязательные, с ленцой, часто жалуются на судьбу, ждут помощи от всевозможных Фондов и государства. В 90-х годах прошлого века показателем подлинной «успешности» была способность делать все, что угодно, и при этом ни за что не отвечать, «пренебрегая общественным мнением». Похоже на времена «дикого Запада», когда первые американские миллионеры диктовали свои правила, после чего возникли серьезные забастовки и стычки с рабочими. Да, теперь многие наши бизнесмены обзавелись дорогими костюмами, демонстрируют золотые украшения, но при этом игнорируют хорошие манеры, правила поведения в деловой среде.
В США опросили топ-менеджеров на тему: «Какими качествами должен обладать руководитель будущего?». В результате получилось:
78 % – стиль руководства и культура поведения;
68 % – умение выглядеть убедительно;
58 % – умение обладать деловой хваткой;
51 % – знанием дела.
Хотелось бы обратить внимание на то, что умение выглядеть убедительно возникает не на пустом месте. Формированием имиджа нужно постоянно заниматься.
В наше сложное время в деловом мире все атрибуты делового стиля очень важны для современного руководителя. Стиль сегодня – способ самовыражения. Деловым людям приходится играть множество социальных ролей – водителя авто, руководителя компании, лидера общественно-политического движения. «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры. И каждый не одну играет роль», – писал Шекспир в пьесе «Как вам это понравится».
Многие деловые люди уже осознали, что необходимо консультироваться с профессиональным имиджмейкером, который поможет разработать свой стиль, правильно сформировать гардероб, научит представить себя в обществе.
Если вы выбрали этот путь, мы начнем с вами программу построения имиджа. В этом деле нет мелочей, если у вас ответственное совещание – строгий классический костюм, собранность, умеренная жестикуляция в совокупности со строгостью вашего облика помогут справиться с задачей.
Вы собираетесь на бизнес-ланч с деловым партнером – постарайтесь соответствовать поставленной цели. Располагающая улыбка, увлекательная беседа (желательно заранее выяснить круг интересов собеседника) непременно расположат к вам потенциального клиента.
Еще один важный совет: создав свой имидж комплексом внешних и внутренних данных, вы будете соответствовать ему некоторое время, таким образом, имидж отныне станет вашей повседневной визитной карточкой, вашим «я».