Первые связи и разборки
2002—2003 учебный год
Учиться на Матфаке трудно только первые пять лет, а потом ничего, привыкаешь!
Правда, Маша?
События
Посвящение в студенты. Игры КВН (не помню, как мы сыграли). Конкурс художественной самодеятельности первокурсников «Первый шанс» – Ванечка Нагибин (второе место в номинации «Бардовская песня»). Вузовские конкурсы «Мистер ПГПУ» – Антон Тимошенко (111 группа) и «Мисс ПГПУ» – Лена Кузнецова (124 группа). ПЕРВАЯ ВЫЕЗДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-СЕМИНАР «ШКОЛА ЛИДЕРА». СКТВ—2003 «Шкаф» (не помню какое место, скорее всего пятое как всегда). Последний звонок.
***
В августе я ездила в Питер в качестве руководителя студенческой группы нашего вуза. Помимо положительных и ожидаемых впечатлений от города я получила много положительных и неожиданных знакомств.
Программа была продумана изумительно. Мы были в Петербурге шесть дней, но посетили очень многие музеи и достопримечательности. Причём, если где-то предполагалось, что в четверг вход бесплатный, то мы посещали это место именно в четверг. В день было три-четыре экскурсии, включая круиз по каналам и канавкам и разведение мостов. Из поездки я привезла фотоколлекцию «Вода и небо Петербурга». Именно тогда в свои тридцать с лишним лет я первый раз была в ночном клубе. Правда мы со студентами там долго не задержались. По пути в общежитие встретили иностранца, который о чём-то спросил на английском. Девчонки с начфака заговорили с ним, узнали, откуда он. Оказалось – из Франции. Но тогда уж и я не отказала себе в удовольствии пообщаться с ним по-французски.
Поездка сохранила в моей памяти много чего впечатлительного, но не в этой книге об этом писать. Важным было то, что я познакомилась со студентами других факультетов, с некоторыми даже хорошо общалась не только в поездке, но и после. Это послужило предтечей дальнейших событий.
В этом же году образовалось и с сентября начало работу новое вузовское подразделение – отдел внеучебной работы. И весной 2003 года Венера Викторовна Коробкова (начальник ОВР) инициировала потрясающую штуку – выездной семинар вузовского студенческого актива «Школа Лидера».
Главное достижение первых выездов – это межфакультетская консолидация студенческого сообщества университета. Если в конце прошлого века и начале текущего во взаимоотношениях факультетов ощущалась преимущественно конкуренция, то с первой Школы Лидера начался период, который характерен продуктивным взаимодействием и дружбой факультетских команд. Это продлилось достаточно долго, но, к сожалению, пошло на убыль. Не знаю, по какой причине это происходит, да и не хочу искать и анализировать приведшие к этому факторы.
«Делай, что должен, и будь, что будет!»
Из жизни
Последние приготовления к концерту. Выясняя состояние костюмов, подзываю участников номера «В шкафу» (про встречу любовников одной героини). Задаю вопрос мальчишкам:
– Как вы будете одеты?
Дима Журавлёв:
– В смысле раздеты?..
С афоризмом, вынесенным в эпиграф этой главы, произошёл смешной казус. Первоначально вопрос предназначался Паше Суханову («правда, Паша?»). Пошутить я захотела. Удалось.
Я распечатала это высказывание вместе с другими для не помню какой цели. На яркой цветной бумаге, естественно. Вывесить все листочки я решила на думовский стенд. А пока они все лежали у меня на столе в деканате. Сверху листочек именно с этой шуткой. Не специально, так получилось.
И вот я занимаюсь каким-то делом, а тут заходит Паша за какой-то надобностью. И, ожидая, когда я закончу, чтобы меня чем-то озадачить, читает этот текст. (Он, действительно, сразу бросался в глаза.)
Я завершала свою работу, когда услышала Пашин громкий смех.
Сочинение на заданную тему
«Учитель» – «МиФ» – «Один на Один»
Средства массовой информации всегда были стратегическим инструментом жизнедеятельности социума. В мои задачи не входит историко-целевое исследование этого феномена, поэтому примем этот тезис как данность. И если сейчас информация заинтересованным лицам передаётся преимущественно через сайт университета и прочие социальные сети, то ещё в начале текущего столетия существовал только бумажный вариант «массовой коммуникации».
Итак, газета.
Вузовская газета «Учитель» имела длинную и богатую историю. В 2007 году она отмечала 75-летний юбилей. В середине первой декады этого века считалось хорошим тоном выпускать факультетскую студенческую газету. Не стенную и рукописную, как в конце прошлого века, а прямо настоящую. Редакция «Учителя» даже конкурс организовала – «Газета с факультета». Матфак долго не мог собраться на такой подвиг. Поэтому время от времени от нашего факультета в «Учителе» печатали просто отдельные статьи.
Первая моя статья в вузовской газете состоялась аж в 1987 году по поводу формирования факультетского стройотряда. Была это статья критического характера, и мой студенческий гнев был направлен – не поверите! – в адрес деканата. Сейчас «с высоты прожитых лет», получив опыт административной работы и приобретя житейскую мудрость, я просто валяюсь над своей наивностью. Ну,… бывает. Спасибо тогдашнему деканату, что не подвергли меня остракизму.
Вторая моя статья была опубликована уже в 2000 году, в мае. В этой книге она тоже есть. Третья – в сентябре 2000 – была посвящена пятилетнему юбилею Думы Матфака.
Потом как-то публикаций не случалось, а в 2002 году произошло событие, которое надолго отбило у меня желание иметь дело с журналистами и газетами.
Начну издалека.
В то время формат общевузовского Посвящения в студенты был таким. Сначала в концертном зале дворца Гознака шла торжественно-концертная часть, на которой кроме первокурсников были и деканы с заместителями, и ректор с проректорами. То есть всё происходит важно, чинно и – главное! – прилично.
После финальных звуков концерта первокурсники поднимались на второй этаж, где их ждала дискотека. И, безусловно, не предполагалось, что там буду «взрослые». В 1999 и 2000 годах я оставалась ради интереса (в мою молодость дискотек не было – только «танцы»). И тогда всё, на мой взгляд, выглядело «в рамках». Поэтому в последующие годы я перестала смущать молодёжь и уходила после официоза. Благо у меня рядом с этим дворцом жили хорошие друзья, к которым просто так выбраться было сложно, а тут вроде как «по пути». Да и никаких директив от ректората о курировании этих дискотек не поступало. Не те времена.
И вот в 2002 году на этих танцульках произошёл инцидент. Замечу, что не факт, что его не было в предыдущем году. Я же уже решила не ходить, откуда мне знать, что там было? Может и был. Но прошёл, не то чтобы незамеченным, но внимания на нём точно никто не акцентировал. А тут… Короче, в разгаре плясок ди-джей объявил конкурс: выигрывает та пара, которая разденется максимально…
Я не спорю, это плохой конкурс. Особенно в контексте Посвящения первокурсников в ПЕДАГОГИЧЕСКОМ вузе. Но у меня тогда возникает вопрос, а устроители где были? Они что, не могли прекратить эту вакханалию? Или при предварительных обсуждениях загодя объяснить ведущим о нормах, которых он должен придерживаться?
Ну ладно, случилось то, что случилось. Допускаю, что ди-джей проявил ненужную инициативу, а устроителей от нашего вуза в этот момент не было в зале. Конкурс начался. Не знаю, сколько пар оказалось безбашенными, но самыми смелыми оказались две. И одна из этих двух – с Матфака.
Ребята показали себя «во всей красе». А что им оставалось делать? В их защиту скажу, что в те времена этические нормы были в подвешенном состоянии, а они, напомню – первокурсники. Если на официально устроенном мероприятии им предлагают такого рода состязание, то они и не усомнились в «правомерности» этого конкурса. И отождествить себя с термином «педагогический вуз» (хотя, на мой взгляд, этот конкурс и для других вузов неприличный) они ещё не успели. Они вызвались «защитить честь факультета» (согласна, весьма сомнительная честь, но опять же – они первокурсники). Ну, и наконец, раз уж «ввязались в драку», то надо идти до победы. Это характеризует их, как весьма целеустремлённых людей…
Опять же тусовка студенческая, все свои. Кто бы мог подумать, что эта история выйдет за рамки этой дискотеки? Причём не просто в формате «устного творчества», а на печатные газетные страницы!
На Инэке в то время училась девочка. Со способностями журналиста. Она возглавляла свою факультетскую газету и активно печаталась в «Учителе». Словом, молодец. И вот она стала непосредственным свидетелем неблаговидного конкурса. Она не просто устно возмутилась (хотя, наверное, тогда, в зале, и произносила какие-то слова, придя в праведное негодование). Она не потребовала прекращения безобразия (так ведь и никто этого не требовал!). Она поступила как высококвалифицированный папарацци: просто написала в свою факультетскую газету заметку с весьма говорящим названием. Причём моих студентов она назвала по имени, а других упоминала индифферентно – студенты (или первокурсники).
Сказать, что у меня был шок – ничего не сказать. Мысли извивались перепутанными телефонными проводами (сейчас бы сказали компьютерными): мои студенты!.. в газете… что за бестолковость у нынешней молодёжи?.. надо беседу провести, а всех будущих первокурсников инструктировать… зачем она это написала?.. вроде бы ведь тоже студентка…
Для начала я поговорила с ребятами. Но они сразу, в тот же вечер, поняли, что зря ввязались в эту авантюру. Поэтому мы все успокоились. И только где-то на периферии сознания у меня ворочалась мысль: вроде бы там все студенты были, как бы «все свои», зачем вытаскивать наружу неприглядность? Одним словом, я считала, что мои студенты – да, виноваты. Но в глупости и невоспитанности. А вот мотивы девочки-журналистки я понять не могла. Борьба за нравственность? Так она эта борьба какая-то пассивная: в актуальное время не возразила, а постфактум – обнародовала. Охота за жареным? Но ведь вроде свои ребята, подойди – скажи о своём мнении, а чего ж втихомолку готовить «удар под дых»? Позже я сравнила этот поступок как «подглядывание в замочную скважину».
Признаться, я думала, что этим всё и ограничиться. А теперь представьте, что я ощутила, когда эту же заметку с теми же словами, именами и заголовком я прочитала в очередном номере вузовской газеты «Учитель».
Первый вопрос – зачем? Вроде бы формат газеты далёк от желтизны. Зачем писать об этом? Что – больше нечего?
Я позвонила редактору (мы были знакомы). Задала все возникшие вопросы. По неопытности и сгоряча привела некоторые факты, на мой взгляд, не дающие права той девочке писать такое о студентах другого факультета. Вроде бы мы с редактором не то чтобы договорились, но я посчитала, что тема исчерпана. И вот в следующем номере «Учителя» появилась статья «Матфак обиделся», в которой приводился наш разговор, – который я считала приватным! – с искажением вкладываемого мною смысла.
Вот это был не слабый удар!
Я переживала неделю, после чего зареклась иметь дело с газетами и журналистами вообще, и «Учителем» с его редактором в частности.
Однако время шло. Старое забывалось. Мудрость и жизненный опыт накапливался. Обстоятельства требовали. Я возобновила свои публикации в «Учителе», позднее даже тематический выпуск сделала вместе с тем редактором. Мои герои благополучно один отчислился, другой закончил вуз. Я забыла об этой истории, но в подсознании зарубка осталась.
И я до сих пор не люблю ту девочку с Инэка.
А того участника «математического стриптиза», который закончил наш факультет – люблю!
Так вот. Весной 2006 обстоятельства требовали моего «возвращения в прессу». Были выборы декана математического факультета. По этому поводу напечатали две моих статьи «Декан математического: пост сдал – пост принял» (за подписью «корр. «Учителя») и «Декан – это звучит гордо» (уже с явным моим авторством). Там не было никаких подводных камней, но я настоятельно просила предварительно показать мне макет газеты. На всякий случай. Макет не показали, но подвохов больше не было. В сентябре 2006 напечатали мою статью «Семь жизней за Матфак» (читайте её в главе, посвящённой 2006—2007 учебному году).
И ещё одна моя – «деловая» – статья случилась в октябре 2008 года («На матфаке гости»), когда наш факультет проводил XXVII Всероссийский семинар преподавателей математики университетов и педагогических вузов.
Другие статьи, которые я время от времени ваяла, вошли в эту книгу в главы, соответствующие конкретным учебным периодам. Кроме того, в «Учителе» печатались и другие представители Матфака
– апрель 2007: «Моменты жизни» Светлана Халилова, «Пожелания практикантам» Мария Бачурина (рефлексивные статьи после первой педагогической практики);
– октябрь 2007: «Роза белая, роза алая…» Вера Кардапольцева (про меня);
– апрель 2008: «Математический факультет: конкурсы, олимпиада, семинары» Лариса Георгиевна Недре (по итогам нашей первой весенней научной сессии студентов);
– июнь 2008: «В гостях у музыки» Ангелина Васильева и Яна Неганова (о посещении музфака в рамках курса «История и культура Прикамья»);
– сентябрь 2008 «Примерка профессии» Елена Голева (о летней педпрактике).
Иметь факультетскую студенческую газету мне очень хотелось. Тем более что не только я грешила «писанием», но и многие студенты.
В 2005 году – в разгар моего отрицания печатного слова – Света Халилова, будучи членом вузовского студенческого Совета (органа самоуправления), приняла решение участвовать в конкурсе «Газета с факультета». Нашу газету она назвала «МиФ», имея в виду «Математика и факты». Позднее этот смысл трансформировался в «Математика и факультет», а потом в «Математический Факультет и…». Мы даже рубрики какие-то придумали: мифы факультета, МиФический календарь…
Вернёмся к 2005 году. Выпуск был посвящён 10-летию нашей студенческой Думы. Я приняла участие в сборке газеты, редактировала написанные студентами статьи, решила включить некоторые мои одностишья.
В декабре 2006 года на конкурс «Газета с факультета» мы выпустили полноценную газету на четыре полосы. Это как раз тот случай, когда «МиФ» интерпретировался как Матфак и …второй этаж четвёртого корпуса; … декан и замдекана; … знающие своё дело преподаватели, … студенты; … современное оборудование; … активисты; … магистратура; … КВН; … друзья; … мы; … подвиги. Те статьи, к которым я имела отношение, напечатаны в этой книге (2006—2007 учебный год).
Ещё один «журналистско-редакторский» подвиг я совершила, когда делала газету по итогам восьмой Школы Лидера как приложение к «Учителю» (декабрь 2008 года).
В 2010 году Школа Лидера была посвящена развитию медийной студенческой среды. Участникам предлагалось презентовать факультетскую газету, и Маша Горкунова, будучи на тот момент председателем Думы, придумала газете новое имя – «Один на Один». На мой взгляд, очень потенциально-ёмкое название. Смотрите, «Один на один с сессией», «Один на один с преподавателем», «… с праздником», «… экзаменом», … А также рубрики: «Только РАЗ в году», «Одна снежинка ещё на снег», «Один дома», «Только РАЗ бывают в жизни встречи», «Лучше один раз увидеть», «Один в поле воин», «Одиночество – это повод подумать, «Одной рукой в ладоши не хлопнешь»…
Так и осталась наша газета ещё на пять лет как «Один на Один». А летом печатаются спецвыпуски: сначала для абитуриентов, затем для тех, кого зачислили.
Но видимо и ей недолго осталось. Что ж поделать – времена меняются, технологии коммуникаций совершенствуются. Хотя… Одним словом, не буду загадывать.
Мои творения
В этот период мною
– сочинён монолог по мотивам готового детского рассказа для весны;
– придуманы реплики к сценарию весны, подобраны вокальные номера.
Согласна, непродуктивный год. Но так тоже бывает.
СКТВ
«Шкаф»
Сценарий концерта
Автор идеи – Лаут Артур (124), Дума Матфака; идея оформления сцены —Обухова Яна (141); декоратор – Пучнина Екатерина (143); сценарий – Обухова Яна (141), ИВК; ведущие: Домовой – Подкопаев Алексей (131), Моль —Деньгина Мария (113).
(Стихотворение «Раздумья по дороге к шкафу», танец «Хранители»)
(Голос за сценой виртуальной героини Любочки: «Что-то шумно в шкафу! Домовой гуляет, что ли?»)
Домовой (выходит, чихает): Ну и пылища! Пора бы прибраться в нашем шкафу.
Моль (выбегает): Дедушка Домовой! Я помогу тебе.
Домовой: Да от вас молей шуму больше, чем помощи!
Моль: Посуда! Ей давно уже не пользовались, наверно, хозяйка не любит гостей.
Домовой: Почему не любит? Это просто старые тарелочки. Их жалко выбросить, потому что они хранят воспоминания о Любочкиной молодости.
(монолог «Тарелка»)
Моль: Старая фотография! А кто это на ней?
Домовой: Прадедушка Любочки!
Моль: Какой мундир у него интересный, вкусный, наверное…
Домовой: Цыц, глупая! Одно у тебя на уме. Это же гусарский мундир! Гусары были гордостью русской армии.
(песня «Эхо 19 века»)
Домовой: Что-то я проголодался.
Моль: Угощайся дедушка!
Домовой: Да ты что? Это лучшая шуба хозяйки! Иди лучше, приготовь что-нибудь повкуснее.
(танцевальная миниатюра «Салат»)
Моль: Сумочка! Выглядит, как новая, наверно хозяйка её очень любила. Они были почти подружками.
(монолог «Сумочка»)
Моль: Раз, два, три, пять, десять…
Домовой: Да ты считать не умеешь! Иди, полетай около учебника математики.
Моль: А он вкусный?
Домовой: Ты неисправима! Он умный!
(стихотворение «Любовь-игра»)
Моль: Треугольное письмо!
Домовой: Это письмо с фронта, может быть последнее в жизни простого солдата… Его история прочитана уже много раз… и хочется прочесть её снова.
(песня «Проводы»)
Моль: Давно не прибирались! Полшкафа паутиной затянуло.
Домовой: Ты паутинку не трогай, в ней паучок живет, он добрые вести в дом приносит.
(гимнастическая миниатюра «Паучок»)
Моль: Вот этот мешок нужно выбросить!
Домовой: Зачем нам себя утомлять, для этого есть специальные люди, грузчики называются.
(танец «Грузчики»)
Моль: Сильные мужчины это хорошо. А умные и красивые лучше.
Домовой: Да, что ты понимаешь! Настоящие мужчины воспитаны морем.
(песня «Танец на троих»)
Моль: Дедушка ты когда-нибудь был на свадьбе?
Домовой: И не на одной! У нашей Любочки их только три было!
Моль: А женихи красивые?
Домовой: Посиди тихо и сама увидишь!
(миниатюра «Встреча в шкафу»)
Моль: У меня завтра любовное свидание. Первое!!! Наверно, это и есть настоящая любовь. Мне нужно опоздать, хотя бы на минуточку. А он пусть ждет, волнуется. Я прибегу, брошусь ему на шею, крепко поцелую. И мы будем гулять, до самой темноты, читая стихи в свете фонарей.
(рэп-композиция «Любовь и звёзды»)
Домовой: Посмотри, в жизни даже самого обычного человека есть место для любви и ненависти, радости и печали, неудачи и успеха, и может быть… маленького чуда.
(финал «До свидания»)
Программа концерта
1. Раздумья по дороге к шкафу (стихотворение), исполняет автор ИВК.
2. Хранители (танец), постановка О. Тихомировой (152); исполняют И. Малькова (141), Г. Скрипченко (131), Т. Смирнова (131), О. Таганова (134), Е. Гарифзянова (124), Е. Аскарова (124), Е. Ванюкова (121), К. Ипатова (112), Ю. Акманаева (113), Е. Зеленкова (114), Л. Перевозчикова (114).
3. Тарелка (монолог), автор ИВК (по мотивам рассказа И. Лингевского «Суп»); исполняет С. Шамшурина (112).
4. Эхо XIX века (песня Дениса Давыдова «Я люблю кровавый бой»), исполняют Д. Калинин (112), И. Нагибин (113).
5. Салат (музыкально-танцевальная миниатюра), автор идеи Дума Матфака, постановка О. Тагановой (134); исполняют Я. Обухова (141), Е. Пучнина (143), Г. Скрипченко (131), Т. Смирнова (131), Е. Аскарова (124), Е. Гарифзянова (124), Е. Зеленкова (114), К. Ипатова (112), М. Шуклин (112), А. Аптуков (112), Ю. Акманаева (113).
6. Сумочка (монолог), Автор Я. Обухова (141), читает А. Касимова (112).
7. Любовь—игра (стихотворение), исполняет автор ИВК.
8. Проводы (песня А. Розенбаума), постановка Н. Каменщиковой (151); исполняют Е. Гарифзянова (124), М. Елисеева (124), Е. Аскарова (124), Л. Саматова (123), Е. Палицена (113), Л. Истомина (113), Ю. Пьянкова (114), Д. Калинин (112), И. Нагибин (113).
9. Паучок (гимнастическая миниатюра), постановка и исполнение И. Мальковой (141).
10. Грузчики (танец), постановка О. Тихомировой (152); исполняют М. Рахимов (151), А. Аптуков (112), М. Шуклин (112), П. Суханов, Д. Байдин.
11. Танец на троих (песня автор текста и музыки Е. Чечерин); исполняет А. Лаут (124).
12. Встреча в шкафу (миниатюра), автор текста Я. Обухова (141); исполняют А. Девяткин (141), Д. Журавлёв (131), Е. Бурмасов (131).
13. Любовь и звёзды (песня), фонограмма MOBY. PORCELAIN, автор текста ИВК; исполняют Н. Каменщикова (151), ИВК, вокал Е. Палицена (113), Е. Гарифзянова (124), танец М. Деньгина (113), К. Заболотных.
14. До свидания (финал, автор музыки и текста Е. Тимофеев), исполняет А. Лаут (124) и все участники концерта.
Результаты
Диплом второй степени за лучший сценарий.
Из газеты «Учитель»
Сентябрь, 2002
Хотим обратно в Питер!
Для студентов нашего вуза привычными стали поездки во время летних и зимних каникул. Уже третий год студенческий профком ПГПУ сотрудничает с программой «Межрегиональные студенческие обмены» в Санкт-Петербурге. В частности, в начале августа этого года большая группа студентов (66 человек) педуниверситета Перми и пединститута Соликамска посетили северную столицу России.
Сказать, что нам понравилось – это ничего не сказать. Не смотря на различие восприятия и специфику мышления (а ездили представители всех факультетов), восторг от пребывания в Питере испытали все. Разнообразие и насыщенность экскурсионной программы заслуживают высшей похвалы. Устроители нашей поездки учли и особенности самого города (экскурсии по рекам и каналам Петербурга, ночной город и разведение мостов), и возрастные интересы гостей (поездка на пивоваренный завод «Балтика», посещение ночных клубов).
Петербург готовится к своему юбилею: в мае 2003 года ему исполнится 300 лет. Поэтому многие здания стояли в лесах. Но даже это не повлияло на наше настроение. Буквально с третьего дня знакомства с городом мы стали считать его любимым и родным. Восхищение до спазмов в груди вызвали Пушкин и Петергоф. В каждом из них свои прелестные особенности.
Соликамские ребята органично влились в нашу пермскую команду и оказались замечательными друзьями. О подробностях общения с ними можно расспросить Артура Лаута (124 группа).
На обратном пути в поезде мы активно придумывали программу посещения питерскими друзьями нашего родного края. И нам это удалось.