Освоилась
2001—2002 учебный год
Мало встать на ноги, надо ещё знать,
куда идти. На Матфак.
События
Посвящение в студенты. Игры КВН (очень неплохо!). Вузовские конкурсы: фестиваль мини-спектаклей «Моё педагогическое кредо» – наше первое участие, «Мистер ПГПУ» – Артур Лаут (111 группа). СКТВ—2002 «Весенний взгляд» (не то пятое, не то шестое место). Последний звонок.
***
Ещё учился третий раз на втором курсе Паша Суханов, уже была начата моя коллекция облаков, наступал год Лошади. Жизнь текла своим чередом.
Осенью праздновался юбилей вуза и я, изменив в своём стихотворении «Посвящение» слова «математическому факультету» на «педагогическому университету», предложила его в газету «Учитель». Напечатали.
Я давно, со своего первого курса, увлекалась фотографией. Снимала, сама проявляла плёнки, печатала чёрно-белые фотокарточки. Делать цветные было дорого и, главное, хлопотно. Сейчас идёт эра цифровых фото. А между этими двумя эпохами был непродолжительный период, когда бумажные цветные фотографии можно было получить достаточно легко, отдав плёнку в специализированный салон. Именно в это время я увлеклась фотографированием облаков. Небесные композиции были роскошны в своей эксклюзивности и цветовой реализации. И к юбилею университета и нашего факультета (начало которого ведёт с образования вуза), – я сделала фотовыставку своих работ «Облака». Мне показалось интересным подобрать к ним подписи из знаменитого булгаковского романа: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката», «Облако, подсвеченное золотом», «Суббота. Солнце склоняется», «Под пасмурным небом ранней весны», «Пугающая туча с дымящимися краями», «Обыкновенная серая арьергардная туча», «Фиолетовое с белой опушкой покрывало», «Загрустило и полиняло небо», «Чёрная туча поднялась на западе и до половины отрезала солнце», «Солнце валилось куда-то», «Клочковатое бегущее серенькое небо», «Странную тучу принесло со стороны», «Низко ползёт желтобрюхая грозовая туча»…
Уже заселяли в общежитие студентов, используя некоторые мои предложения, что значительно облегчило и ускорило этот процесс. Ещё не произошло недоразумение между мной и редактором вузовской газеты (об этом в другой главе), поэтому мы общались непринуждённо и обо всём. Заканчивался декабрь 2001-го, праздновался вузовский студенческий Новый год во дворце Гознака. Именно там редактор «Учителя» предложила сделать заметку о моей другой коллекции. Я собираю небольшие статуэтки лошадей: каменные, фарфоровые, глиняные, пластмассовые, гипсовые, стеклянные, деревянные. Поскольку для этой публикации были нужны фотографии моих экспонатов, то я сделала их двенадцать штук и придумала шутливые предсказания для студентов и преподавателей математического факультета. И опять оформила стенд. Оформление «стенок» на этаже нашего факультета вообще стало моей страстью. По поводу или почти без повода я расклеивала разнообразную информацию и на стендах, и прямо на стенах. Это рвалась наружу моя потребность в просветительской деятельности.
До сих пор рвётся. Вопреки желанию. Видимо профессиональная деформация не лечится.
Из жизни
В гостях у студентов.
Общага, 512 комната. Кто-то из девчонок:
– Слушайте, у нас цветок засох совсем. Надо бы его… отдать кому-нибудь.
В другой раз, в этой же комнате.
– Вчера телевизор включила. Звук есть, запах есть, а изображения нет. Пришлось выключить.
Александр Петрович Шестаков, выпускник Матфака, в настоящее время заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники. На нашем факультете каждый год вёл и ведёт какие-нибудь дисциплины. Всегда обладал специфическим чувством юмора. В начале века об этом по факультету ходили легенды. На вопрос студентов об «автомате» (автоматический зачёт или экзамен) он неизменно отсылал к автомату Калашникова или стиральной машине. На вопрос «можно ли поработать на компьютере» ответом всегда был «вы его раздавите». Поскольку традиционно машины в компьютерных классах стояли вдоль стен, то никто не удивлялся, что Александр Петрович на вопрос «можно посидеть за компьютером» отвечал, что «там места мало, вы не поместитесь». «Апофигизмом» этой серии шуток стал случай, произошедший весной 2000 года. Пятикурсница трудно осваивала решение задач на языке программирования «Паскаль». Решила найти того, кто бы мог её проконсультировать. Обратилась к уже знакомому ей преподавателю, а тот посоветовал Александра Петровича.
Девушку сгубило косноязычие, потому что, подойдя к нему, она произнесла нечто следующее:
– Александр Петрович… Вы ведь… в области «Паскаль» … да?
Ответ был потрясающий:
– Нет, я из Пермской области.
Сочинение на заданную тему
Девчонки, мои девчонки…
В 2007 году на Первом шансе мы показывали номер «Есть женщины в русских селениях…». Если продолжать поэтическую строку, то можно вспомнить и «коня на скаку», и «горящую избу». Это про моих факультетских девочек – женская движущая сила внеучебной работы. Во-первых, они всегда превосходили мальчишек своей численностью. Естественно, что основной контингент выступающих и участвующих был, есть и, видимо ещё долго будет, девичий. Во-вторых, они по степени креативности нисколько не уступают ребятам. Все, о ком идёт речь ниже были активными организаторами и участниками факультетских внеучебных мероприятий. А я была свидетелем студенческой жизни девчонок до их выпускного курса.
Но всё по порядку.
Наталья Каменщикова. Как я уже говорила, мы подружились с ней уже в первый год моей работы в деканате. Я ходила к ней в гости в общагу по делу и без дела. Наташа проходила у меня педпрактику, писала под моим руководством курсовые и выпускные работы. Одним словом, общались мы тесно, плодотворно и с большим удовольствием друг для друга.
Ольга Тихомирова была на том же курсе, что и Наташка. Школьницей Оля занималась танцами, поэтому на факультете была хореографом. Расцвет Ольгиного таланта как постановщика пришёлся на её третий курс (студвесна «Начало», 2001). Под модный в то время микс «Вологда» три пары исполнили зажигательную танцевальную композицию. Это был взрыв. С тех пор Ольга каждый год ставила хиты. (Более подробно о танцах на факультете я расскажу в другой главе.)
Поступив в 1999 году, Яна Обухова первоначально была только исполнительницей, реализуя чьи-то задумки. Затем стала давать дельные советы и выдавать перспективные идеи. Первый текст Яна написала для весны в 2002-м. Монолог был про Россию, и у меня, к сожалению, не сохранился. На следующий концерт – «Шкаф» – Янка написала монолог и миниатюру, и то, и другое в тему. Миниатюра была связана со шкафом, а монолог – от имени сумочки, которая в шкафу хранилась. В 2004 году у Яны появился монолог «Кеша счастья», в 2005 – «Часики», в 2006 – про варьете (в тему концерта).
Яна была первым нашим представителем в студенческом совете вуза, когда тот только образовался.
Иринка Малькова – однокурсница Яны – была потрясающе гибкой. Все годы обучения и год после окончания вуза Иринка ставила и сама исполняла гимнастические и пластические миниатюры. В 2003-м она была «паучком», в 2004-м – кошкой-тигрицей, в 2005-м – синей птицей. Последние два года её номера занимали 3-и места в вузовском фестивале. И, конечно, она танцевала (в той же «Вологде», например) и помогала Ольге Тагановой делать массовые танцы.
Яна и Ирина поступали в бакалавриат. А Катя Пучнина – на специальность. Очень душевная девочка, отлично читала на вёснах монологи, придумывала и готовила декорации для весны «Шкаф», в 2004 году ещё и дизайном программки занималась! В том же 2004-м накануне концерта вечером Катя была где-то по важным делам, и мы решили «одевать» сцену без неё… Начало двенадцатого застало нас с беспомощно опущенными руками и тоскливо глядевшими на непонятно что получившееся. Приняли решение бросить всё как есть, и решать проблему утром. А утром пришла Катя и без нас всё исправила. Спокойно и методично она распутала сетку из лески, закрепила внизу грузом, прикрепила на неё бумажные циферки, осыпающиеся по задумке с циферблата. А когда мы пришли с повинной головой, поручила нам крепить на кулисах часовые стрелки. Кстати за сценографию нас похвалили.
В следующем году на факультет поступили танцующие девочки Галина Скрипченко, Татьяна Смирнова и – фанфары! – Ольга Шаймарданкуловна Таганова.
Ольга, конечно, не сразу стала Шаймарданкуловной. В том смысле, что она постепенно сделала себе карьеру: танцовщица факультета, постановщик подтанцовки для выступлений команды КВН, председатель студенческой Думы Матфака, хореограф факультета, методист вузовского студклуба, руководитель танцевального коллектива сначала факультета, затем вуза, директор студклуба и руководитель вузовской группы чирлидинга. На этом она не остановилась.
Будучи директором студклуба забабахала его пятнадцатилетний юбилей. Конечно, она делала это не одна, но, согласитесь, организовать такое тоже под силу не каждому. Поднять историю возникновения и становления, написать статью в газету, организовать концерт, создать диск с историко-концертным содержанием… Молодец Ольга!
Вернёмся на факультет. Сначала Ольга создала танцевальный коллектив, потом назвала его «Миллениум», позже его переименовала. Стал он «Vesca». Кроме танцев Ольга играла в КВН, а также креативила. Она была одним из идеологов нашего первого ролика «Особенный день». Если бы не она, некоторые люди так бы никогда и не получили опыт танцевального творчества (например, Макс, Айнур, Стоун, Рома или Тимур). А кроме того, она сама кузнец своей карьеры, потому что после первой Школы Лидера (весной 2003 года) сама предложила себя (а мы, естественно, согласились) в председатели Думы.
Галя Скрипченко танцевала, хорошо училась, писала у меня курсовые и выпускные работы. С первого курса вошла в студенческую Думу. Где только не участвовала! Ей подходят эпитеты «Галина Прекрасная», «Галина Премудрая», «Богиня Самообладания». Она всегда была в хорошем настроении, спокойная и собранная. Заплакала она на моей памяти один раз, при защите выпускной работы на пятом курсе. Текст мы распечатывали накануне в большой спешке, и я не посмотрела, что мы забыли про третью главу. Спасибо Галине Николаевне Васильевой, которая была в составе комиссии и быстро сориентировалась. Мы тут же допечатали и вложили недостающие листы.
Танюха Смирнова танцевала, как-то раз прочитала на весне своё стихотворение, была думовкой «без страха и упрёка». Когда она оканчивала пятый курс, мне весело было читать её план на неделю. Он выглядел примерно так:
вторник – контрольная работа по политологии, в библиотеку по предзащите диплома;
среда – математическое моделирование, диплом;
четверг – домашнее задание по физике, консультация с руководителем по диплому;
пятница – диплом, диплом, диплом!;
суббота – приедет Макс, но я делаю диплом!!;
воскресенье – ДИПЛОМ!!!
В 2001-м на факультет пришли певуньи и плясуньи Лены (Гарифзянова и Кузнецова) и певунья Маша Елисеева. Пела Машка самозабвенно!
У Ленки Кузнецовой был народный тембр голоса. Она пела все годы обучения, танцевала на первых своих трёх курсах, была участницей вузовского конкурса «Мисс ПГПУ». Солировала в номере «Калинушка» (студвесна—2003), который потом прошёл на вузовский концерт. А в 2006-м с песней «Зимушка-зима» получила 3-е место.
Лена Гарифзянова пела и танцевала, представляла факультет в вузовском конкурсе «Лучший студент» (стала лидером на этапе проведения мероприятий со школьниками). Писала у меня курсовые и выпускную работы.
Наступил сентябрь 2002 года. Студенткой стала Маша Деньгина. Масяня сразу обратила на себя внимание непринуждённостью и оптимизмом. Она не только сама влилась в Думу, но и в дальнейшем активно рекрутировала в неё новобранцев. Диплом Мария Алексеевна получила в 2009 году.
2003 год был плодовит на личности. Например, Мария Бачурина очень рано стала профоргом факультета, потому что была старше однокурсников. Светлана Халилова сменила Яну в студсовете вуза. Девчонки, помнится мне, танцевали в весне—2005.
Со Светланой в её студенчестве мы общались не так близко, как общаемся сейчас, когда она стала документоведом в деканате Матфака и незаменимым помощником во всех делах факультета. Мы с ней обе не без недостатков, но помня об этом, стараемся найти компромисс в решении спорных и щекотливых вопросов. И с нежностью относимся друг к другу, когда ничто не омрачает наши души.
Инесса Баранова. Инна. Инка. Сколько мы вместе пережили! Не сразу пришла в Думу. В смысле не с сентября, а после первой игры в КВН, где она принимала участие как исполнитель. Это был единственный раз, когда Инна делала то, что придумали другие. Все последующие её выступления – в КВН или студвесну – были подготовлены чаще всего ею. Она стала председателем Думы, была соавтором всех сценариев весны, активным игроком факультетской команды КВН. А каким она была организатором! Она и сейчас организатор, насколько я знаю. Способность управлять своим временем позволил Инне закончить факультет, чего не скажешь о некоторых активистах.
Дашенька Юрченко, Дарья Владимировна, Дашка. Она была моложе однокурсников, но не уступала им, ни в интеллекте, ни в активности. Даша одна из очень немногих, кто закончил факультет с красным дипломом, будучи при этом неисправимой активисткой. На играх КВН Даша сидела «на звуке», во время студвёсен – читала стихи и монологи. Но всё это не главное. Даша писала. Какие у неё были тексты! Когда она принесла свои рассказы, я просто диву далась. В тот же год (2006—2007) мы решили, что их надо использовать на весне. И сделали это. Сейчас, по словам самой Даши, она не пишет. А зря. Даша также была в группе «креативщиков», которые делали имя Матфаку.
Ирина Шилова поступила в 2004-м. С первого курса пела, танцевала в Ольгиных коллективах, старшекурсницей ставила некоторые танцевальные номера. На второй «нашей» Школе Лидера (2008 год) на Иринкиных плечах был быт, в первую очередь организация питания. А также перед Ириной стояла задача максимальным образом создать настроение. Иришка справилась на десять с плюсом!
Руководителем курсовых и выпускных работ я была не только у Наташи, Гали и Лены, а также у Яны, Ольги Шаймарданкуловны12, Инны и Ирины.
Варя Котлечкова, Оля Елисеева, Женя Денисова и Ирина Ефремова также появились на факультете и в Думе в 2004 году. И все годы обучения были «в строю».
Катя Яковлева (год поступления 2005-й) танцевала в «Миллениуме» и «Vesca». Станцевала моё стихотворение «Без тебя» в постановке Ирины Шиловой.
Первокурсницы 2006 года реализовали мою чистой воды авантюру «День единения». Танцевальный коллектив, который образовался благодаря этому, назвали созвучно, то есть «Авантюра». Проходку, которая первый раз была поставлена в этом номере, мы пять раз повторяли в других номерах. Один из них – «Секретариат» (2008) – был исполнен самой «Авантюрой». После девчонки самостоятельно ставили танчики по своему усмотрению или моей просьбе (например, «Вояж» в 2009-м). Женя Варанкина была хореографом, постановщиком, руководителем «Авантюры» и, по первости, моим консультантом. Катя Фёдорова танцевала и была профоргом факультета. Лена Голева танцевала, была идеальным старостой группы.
А Верька Кардапольцева была в Думе, в студсовете университета, участвовала в конкурсе «Лучший студент», танцевала, снималась в ролике (весна-2012), активно дарила своё свободное время факультету.
Летом 2007-го поступили на Матфак Ирина Першина – в дальнейшем профорг факультета, Даша Бурдина – танцовщица, участница вузовского конкурса «Лучший студент», всегда готовая для любой «движухи». Маринка Некрасова – танцевала, а главное – придумала и провела математическую викторину для декады в 2010 году, что подкупило меня мгновенно и навсегда. Катя Мельник – танцовщица до мозга костей. Эльвира Сыстерова и Катя Соловьёва – певуньи, красавицы и умницы (защищали честь факультета на самых разных олимпиадах).
Юлия Шабахова, Юлька. Я знаю эту девочку с её детства, потому что она дочь моей подруги Натальи Васильевны Шабаховой. Юля с детства занималась бальными танцами, за что спасибо её родителям. Честно говоря, я не смела мечтать о том, что Юля будет студенткой нашего факультета. Но это случилось! Как я благодарна мирозданию за это. Потому что мы сработались на все сто процентов. Она дала факультету очень многое, и, по её же словам, факультет дал ей не мало.
Юлька одна из солисток танцевальной композиции «Есть женщины в русских селениях…» (в просторечии – «Бабы»), сразу и легко влилась в «Авантюру» (на одну студвесну), а потом организовала танцевальный коллектив «Шанс» (лауреат в номинации «Факультетский ансамбль» в 2009 году), танцевала бальные танцы на вёснах, ставила номера на Первые шансы и Посвящения. Активный организатор «славянской весны» («Давным-давно…»). Помощница в проведении второй «нашей» Школы Лидера, участница многих выездных вузовских мероприятий, а также конкурсантка в «Лучшем студенте». Уже выпускницей Юля помогала нам и с Первым шансом, и со студвесной, и с выездом «Территория Матфака». Юльку я приглашала для участия в работе жюри Второй Всероссийской методико-математической олимпиады. А что она делает сейчас, – после выпуска! И в школе, где работает, и вне школы. Для этого нужна отдельная книга.
Следующий год привёл на факультет, во-первых, танцующих девочек, из которых наиболее активной все годы обучения была Юля Никеева. Во-вторых, пять поющих первокурсниц, которые для Первого шанса объединились в группу «Искорка» и с блеском выступили. Ещё одно выступление этого коллектива в составе Марианны Симоновой, Веры Флёровой, Ирины Акопян, Даши Караваевой и Саши Паньковой было на Новогоднем концерте. Они пели песенку из репертуара группы «АББА» с переделанным мною текстом. Вера впоследствии ещё пела на вёснах со своей сестрой. Саша ещё и танцевала. Даша – уже выпускницей – работала в жюри Второй Всероссийской методико-математической олимпиады.
2009 и 2010 года были для Матфака критическими. Демографическая яма и переход на четырёхгодичную начальную школу в принципе значительно сократили число абитуриентов в этот период. А набор вступительных экзаменов (математика, физика, русский) стал для нашего факультета фатальным. У нас был страшный недобор. Первокурсников было мало (ещё меньше их дошло до выпускного курса). Но даже в эти годы не обошлось без ярких личностей.
Маша Горкунова (2009 год поступления) в традиционной анкете для первокурсников, которую мы предлагаем заполнить на первом групповом собрании, в графе «любите ли Вы участвовать в общественной жизни» ответила категоричным «нет». Мы, конечно, помним, что «послушай женщину и сделай всё наоборот». Но в случае с Машей, видимо ситуация такая: «скажи нет, а всё равно делай». Или просто выбора у Маши не было? Но, как бы то ни было, Маруся стала председателем Думы. И виртуозным организатором! Все новые примочки мультимедийных технологий она ставила на службу внеучебной работе. Маша мой самый лучший помощник по приёмной комиссии. Потому что ей, как и любому настоящему думовцу, не надо было долго объяснять, чего я хочу. Она понимала с полуслова, да ещё и предлагала оптимизацию и модернизацию задуманного.
Сейчас Маша носит фамилию Онохова, чему я безмерно рада. Эту семью я очень люблю.
И не только эту. Не смотря на значительное число выпускников Матфака, очень не многие «связали свою судьбу» друг с другом. В том смысле, что муж и жена закончили именно наш факультет. Но такие семьи есть или были, но, к сожалению, распались. А есть такие, в которых кто-то из супругов закончил факультет, а другой нет (например, Гостевы), или оба не закончили (Щербинины).
Ольга Постаногова поступила в 2010 году после колледжа, то есть была старше однокурсников. Первые годы была старостой, была профоргом факультета, активным членом студенческой Думы. Славный, добрый, оптимистичный человечек.
В 2011 году пришла замечательная (и полноценная по количеству) группа, в которой учились и доучились хорошие девчонки. Дарья Петровна Гребенщикова, Даша – отличница, скромница, с неимоверным потенциалом профессионализирующей внеучебной деятельности. Дашка ездила на математические олимпиады и была в команде от нашего факультета на Всероссийской методико-математической олимпиаде. Проводила различные мероприятия, как на факультете, так и в Екатеринбурге на Всероссийских математических олимпиадах. Весьма удачно получилось, что научным руководителем у Даши стала Юлия Викторовна Корзнякова (в девичестве Соловьёва). Потому что у самой Юлии Викторовны тоже профессиональный невроз, выливающийся в неукротимом желании что-то делать со студентами и школьниками.
Танюха Байкузина долго сопротивлялась обучению на Матфаке, но судьба взяла своё. Она всё-таки закончила математический факультет дипломированным бакалавром. Яркая, взбалмошная, свободолюбивая, танцующая, владеющая навыками социального проектирования. Последнее Танино достоинство, на первый взгляд совершенно не коррелирующее с остальными, я указала по причине, которую поймёт Ольга Постаногова и те, кто был в факультетской команде Школы Лидера – 2014, но подробности я опущу из этических соображений.
Дашка Степанова и Надюшка Кириллова умненькие, воспитанные, стильные, танцующие. Безотказные участники студвёсен. Я постоянно путала их имена. Не потому, что не могла запомнить. Глядя на Надю, я точно осознавала, что это Надя. Но при обращении с губ срывалось имя «Даша». И наоборот. Они не были «прям похожи-похожи»! Но, например, в какой-то из июньских дней пришли в джинсах ярко голубого цвета. И не то чтобы одинаковых, а просто близких по цвету. Даша хорошо чувствует слово, на четвёртом курсе читая монолог на весне, получила за этот номер лауреата. Надя солировала в танцевальном номере «Несбывшееся». Обе хорошенькие, изящные – Даша и Надя участницы почти всех танцевальных номеров на вёснах с 2012 по 2015 годы. Кроме того, все пять лет своей студенческой жизни девчонки выступали с номером «Куклы» – с Первого шанса до Последнего звонка. Я не могу подобрать слов для того, чтобы выразить моё к ним отношение. Люблю? Так вроде и всех люблю. Восхищаюсь? Так не только ими. Но эти две разно-похожие девочки навсегда заняли в моём сердце особое место.
Валька Рылова – эффектная, рыжая, умная она ездила на Всероссийские олимпиады по математике, участвовала в нашей Всероссийской методико-математической олимпиаде, проникновенно читала стихи на вёснах, отлично схватывала любую хореографию. Была участницей «Лучшего студента». Широко распахнутые глаза, изумлённо смотрящие на мир, – это Валюшка. Ранимая, но стойкая. Эмоциональная, но целеустремлённая. У кого ещё найдёшь сплав таких «неподходящих» друг другу качеств личности? Как я хочу, чтобы именно у этой девочки всё получилось так, как она этого заслуживает.
Таня Старикова (сейчас Липина) – палочка-выручалочка. Читала стихи, играла в инсценировках, участница номера «Лабиринт». Незаменимая помощница при организации масштабных факультетских мероприятий (конференции, олимпиады и т.п.). Одно лето работала со мной в приёмной комиссии.
Злата Чиркова запомнилась мне ещё с периода зачисления. Она пришла уже за извещением (была зачислена в первой волне), а кто-то из абитуриентов сидел и раздумывал, нести ли к нам на факультет оригинал. Уверенная фраза Златы о том, что «тут и думать нечего, только на Матфак!» (не дословно, но очень близко по смыслу) просто сразу превратила меня в её фанатку. У меня ни разу за все пять лет её обучения в бакалавриате не было повода разочароваться в этой девочке. Хочется думать, что она также ни разу не пожалела, о своём таком категоричном решении. Основание для такого моего вывода железное: много сделанных дел в разных сферах жизнедеятельности факультета. Во-первых, Златка была золотой старостой (замечательный каламбур!). Если бы я выстраивала галерею «звёздных» старост, – естественно тех, про кого знаю, – то она состояла бы из портретов следующих людей: Ирина Васильевна Мусихина, Юлия Викторовна Корзнякова, Лена Голева, Злата Чиркова, Ксюша Пермякова, Таня Дюкова.
Но вернёмся к Злате. Во-вторых, активный участник творческой деятельности от Первого шанса до студвесны на четвёртом курсе. Первое моё восхищение в данном ракурсе вызвало её выступление в танцевальной миниатюре «Куклы». Кроме общего моего изумления от всех четырёх девчонок, Злата продемонстрировала способности к драматической игре. Скажем прямо, хореографии в миниатюре был минимальный минимум, зато отыгрывать было необходимо по полной. И Злата справилась просто на отлично!
Второе моё восхищение этой девочкой возникло в ходе подготовки к весне «Из России с любовью!». Так, как Злата читала Чехова, не читал никто. Кроме того, как-то раз на одной из первых репетиций, когда только-только ещё разучиваются слова, уточняются интонации, выстраивается композиция и т.д., Злата обронила очень важную ремарку относительно творчества Антона Павловича. Я, например, из своего школьного литературного образования эту мысль не вынесла. То есть для меня сказанная Златой фраза стала своего рода открытием. Это при моём-то опыте жизни, подруге-филологе и любви к творчеству Чехова!
Наконец, Злата на своём пятом курсе приняла решение участвовать в конкурсе «Лучший студент». И достойно это сделала. Вместе с ней мы придумали фишку на сценическое представление: рисовать отдельные элементы общей картины на прозрачной плёнке. Рассказывая о себе, Злата вроде бы черкала абстракции, – каждый лист плёнки соответствовал определённому этапу её жизни. В заключение своего выступления она складывала все прозрачные листы в стопку, и получалось изображение главного корпуса нашего вуза. Кроме того, это был первый наш опыт использования в выступлении документ-камеру.
На последнем звонке девочки (Злата, Даша и Надя) последний раз исполнили «Кукол», и Злата прочитала проникновенные слова благодарности преподавателям и факультету от имени группы, бессменным старостой которой она была все пять лет.
В 2012 году миру пророчили Армагеддон, но он не случился. И на факультет пришли люди, которые не позволили наступить «концу света» внеучебной жизни. Ксения Пермякова, как я уже писала, стала супер-старостой своей группы. Её интеллект превосходит все мыслимые пределы. Излишне говорить, что она круглая отличница, и ей стопроцентно светит красный диплом. Естественно Ксюша представляла факультет на всех олимпиадах, в которых мы участвовали. Кроме того, у неё много и личных достижений.
Катя Санникова с первого курса подхватила работу в студенческом совете вуза. Участвовала в вёснах, была организатором выезда «Территория Матфака».
Даша Анфёрова скромная, обаятельная, собранная и спокойная. Танцевала на вёснах.
Катя и Даша по своей натуре очень скромные, «незаметные». Но, Господи, Боже мой, как бы мы без них обходились?!
Ленка Останина просто спасла меня и факультет, за что ей можно многое простить. В сентябре 2012 года Маша Горкунова становилась Оноховой, и ей, понятное дело, было не до программы адаптации. Она заранее подготовила всё, что могла. А на вузовские контакты времени уже не хватало. И мы с Машей, посовещавшись, бросили на амбразуру Лену. Та не просто выплыла, а стала расти и матереть прямо на глазах. Не знаю, что бы с Леной стало, останься она «простой студенткой», но сейчас это достойная продолжательница Машкиных организаторских традиций. И как помощница в приёмной кампании тоже. По своей натуре Лена мягкая, медлительная, домашняя. Ей доставляет удовольствие заниматься обустройством своего жизненного пространства. Но когда возникает форс-мажор или плановая горячая пора, Лена мобилизует все на дне души лежащие ресурсы и беспрекословно вступает в бой. Не ожидая приказа или награды. Истинный представитель Матфака и студенческой Думы, хотя должность у Лены была просто культорг факультета.
Конечно, этими девчонками не заканчивается череда обаятельных, привлекательных, умных, талантливых и активных факультетских представительниц прекрасной половины человечества. Танечка Дюкова, Крис Элизбарова, Венерка Ризванова, Настя Саблина, Сашка Старкова, Анна Пермякова-Боярских, Настя Володина, Наташа Бортникова, Аня Сорокина…
Но их пятый курс будет заканчиваться уже без меня. В том смысле, что я к тому времени больше не буду заместителем декана по внеучебной работе.
Надеюсь, что поток влюблённых в Матфак никогда не прекратится. И каждый год новые и новые девочки будут петь, танцевать, читать стихи и монологи, сочинять сценарии и тексты, проводить дидактические игры и участвовать в олимпиадах.
Какие мне ещё слова найти для всех девчонок, которые жили на факультете, для факультета и факультетом?
Счастья вам, милые!
Мои творения
В этот период мною
– написаны: стихотворение «Весенний взгляд» (для открытия концерта) и текст финальной песенки;
– созданы фонограмма к финальной песне весны (на свою мелодию) и минус к песне, исполнявшейся на концерте;
– сочинены переделки: для финала игры КВН (на мотив хита группы «Европа»), начальная песня для Посвящения («Ветер перемен»), «Bell» (естественно про Матфак);
– придуман сценарий к студвесне (в том числе, подобраны певческие номера).
Весенний взгляд
Весенний взгляд…
в нём много разных смыслов:
Он обновлённый,
солнечно-лучистый,
Небесно-голубой,
подснежниково-белый,
Игривый,
молодой,
оптимистичный,
смелый,
Надеющийся,
робкий,
безрассудный,
Он легкомысленный
и в то же время мудрый,
Он философский
и всепрощающий,
Он неземной,
себе подчиняющий,
Дарующий,
туманный
и восторженный,
Взволнованный,
горячий
и встревоженный,
Он светлый,
жаждущий,
доверчивый,
простой,
Весёлый,
грустный,
женский
и мужской,
Не сомневающийся,
любящий
и страстный…
Весенний взгляд!
Какой он всё же разный!
Финальная песня весны-2002
Весна наступила,
Снега растопила,
Людей разбудила,
Вложив в их уста свой мотив.
И люди проснулись,
Вокруг оглянулись,
Тепло улыбнулись,
Весну ощутив!
Каждый год накануне марта,
Наступает время таланта.
Каждый в чём-то весною гений.
Что с нами делает взгляд весенний?!
В это время все мы верим в сказки.
В неземные звуки и краски.
Наполняет умы дребеденью
Свет весенний.
Взгляд весенний!
СКТВ
«Весенний взгляд»
(Сценарий и программа)
1. Весенний взгляд (задающее тему стихотворение, читаемое за закрытым занавесом), автор ИВК, исполняют все участники концерта.
Я видел взгляд, исполненный огня.
(Уж он давно закрылся для меня.)
Но, как к тебе, к нему ещё лечу
И, хоть нельзя, – смотреть его хочу.
2. Взгляд любящий (песня «Я могу тебя долго ждать», стихи Э. Асадова, автор музыки неизвестен), исполняет Е. Кузнецова (114), фонограмма Н. Каменщиковой.
Долгим взглядом твоим истомлённая,
И сама научилась томить.
Из ребра твоего сотворённая,
Как могу я тебя не любить?
3. Взгляд романтичный (авторское стихотворение), исполняет Т. Смирнова (121).
Бросать не стоит в будущее взгляд,
Мгновенью счастья будь сегодня рад.
4. Взгляд оптимистичный («Просто танец»), исполняют студентки I курса, постановка исполнителей.
Видать волка и в овечьей шкуре.
5. Взгляд смелый (монолог по тексту В. Капианидзе «Монолог современницы»), исполняет Е. Пучнина (133).
Вздохнули ль вы, внимая тихий глас,
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его прекрасных глаз.
6. Взгляд загадочный (песня «Идиллия» в сопровождении электрогитары, автор С. Чигранов), исполняет А. Лаут (114).
Взглядом трезвым и разумным
Посмотри на этот мир.
Всё увидишь по-другому,
Жизнь по-новому поймёшь.
7. Взгляд игривый (миниатюра по мотивам басни И.А.Крылова «Волк и ягнёнок»), идея ИВК, исполняют В. Реутов (141), А. Девяткин (131), постановка исполнителей.
Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
8. Взгляд обманчивый (танцевальная композиция «2002 ночь»), исполняют О. Тихомирова (142), М. Рахимов (141), И. Малькова (131), О. Таганова (124), Т. Смирнова (121), Г. Скрипченко (121), Е. Сементина, П. Суханов (121), идея исполнителей, постановка О. Тихомировой.
Глядя на мир, нельзя не удивляться.
9. Взгляд удивлённый (миниатюра по рассказу А.П.Чехова «Глупый француз»), исполняют С. Сливка (152), А. Подкопаев (121), постановка ИВК.
Безвольно пощады просят
Глаза. Что мне делать с ними,
Когда при мне произносят
Короткое, звонкое имя.
10. Взгляд женский (песня «Калинушка»), авторы слов и мелодии неизвестны, исполняют Е. Кузнецова (114), Н. Каменщикова (141), С. Юдина (114), Е. Гарифзянова (114), Е. Аскарова (114), Л. Саматова (113), М. Елисеева (114).
У всякого портного свой взгляд на искусство.
11. Взгляд легкомысленный (миниатюра «Нарушение», автор неизвестен), исполняют В. Реутов (141), А. Девяткин (131), в эпизоде В. Плотников (142), постановка исполнителей.
Мне бросились в глаза
Две ясные звезды,
Их свет струился
На дома и на сады.
12. Взгляд восторженный (акробатический дуэт «Blake & White»), исполняют И. Малькова (131), Н. Сазонова, постановка исполнителей.
Очи чёрные, очи страстные,
Очи жгучие и прекрасные!
Всё, что лучшего в жизни Бог нам дал
В жертву отдал я огневым глазам!
13. Взгляд страстный (танец), исполняет Г. Скачков (152), постановка исполнителей.
Порою заметишь вдруг,
Пыль затемнила зеркало,
Сиявшее чистотой.
Вот он открылся глазам —
Образ нашего мира.
14. Взгляд философский (монолог), исполняет автор Я. Обухова (131).
Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч!
15. Взгляд встревоженный (отрывок из поэмы Р. Рождественского «210 шагов»), постановка ИВК, исполняют Н. Каменщикова (141), Е. Пучнина (133), Я. Обухова (131), А. Зобов (124), Е. Бурмасов (121), Д. Журавлёв (121), И. Шайдуров (124), О. Шибалина.
О, пощади!
Зачем волшебство ласк и слов, зачем сей взгляд?..
16. Взгляд надеющийся (романс Книгиной из кинофильма «Невероятное пари», муз. И. Шварц, сл. Б. Окуджавы), исполняют ИВК и Н. Каменщикова (141).
Видна птица по полёту.
17. Взгляд неземной (танец), исполняют О. Тихомирова (142), И. Малькова (131), О. Таганова (124), Т. Смирнова (121), Г. Скрипченко (121), Н. Сюзёва (121), П. Суханов (121), М. Рахимов (141), Д. Байдин (114), В. Плотников (142), Е. Сементина, К. Тихомирова, идея и постановка О. Тихомировой.
Глаза боятся, руки делают.
18. Взгляд жизнеутверждающий (финальная песня), автор ИВК, фонограмма Н. Каменщиковой и ИВК, постановка ИВК, исполняют участники концерта.
Результаты
Диплом 1-й степени за лучший авторский текст (Яна Обухова).