Вы здесь

1563 дня – почти жена турка. Реальная история русской женщины, бросившей все и переехавшей в Турцию. Часть 2. Глава 2. Визовый вопрос, или как живется нелегалу в Турции (Ирина Чалыш)

Глава 2. Визовый вопрос, или как живется нелегалу в Турции

О хорошем пишут много, а я расскажу о плохом – о минусах жизни в Турции.

Я, скажу откровенно, когда переселилась в Турцию на ПМЖ, о визовом режиме здесь знала только то, что туристическую визу можно продлевать на год при определенных условиях, либо через каждые два месяца делать выезд – въезд за пределы страны. Это все хорошо, это все правильно. Если обладать хотя бы этой минимальной информацией о визовых законах страны, куда ты переехал, их можно соблюдать. НО! При единственном условии – наличие денег. Первое время, пока были деньги, я летала в Москву, виделась с сыном – и все было прекрасно. Потом, когда деньги закончились, у меня просто не осталось выбора – я стала нелегалкой. Хотя нет, выбор у меня был – либо остаться с любимым в Турции, где у меня уже был хоть небольшой, но начинающий работать бизнес, либо вернуться в Россию, где меня никто и ничто не ждет. Начинать с самого начала в России – не было сил, ни моральных, ни физических. Поэтому я сделала свой выбор – я осталась в Турции нелегально.

Позиция нелагала в Турции – это как детская игра «в вышибалы». Помните, игра с мячом – кого вышибут, тот выбывает. Так и здесь – в любой момент меня могла остановить местная полиция и депортировать на родину с запретом на въезд на пять лет. Я вроде бы и жила обычной жизнью, но подсознательно постоянно всего боялась. Ужасно боялась ходить в банк, когда надо было делать какие-либо платежи, ужасно боялась ходить в госпиталь. А уж как сердце уходило в пятки, когда нас останавливали дорожные полицейские, гаишники по-нашему. Каждую минуту своей жизни я чувствовала, что я могу в любой момент лишиться всего, что у меня сейчас есть. Пусть это все призрачно – съемная квартира, машина оформлена на моего Мужчину, который женат на другой женщине, квартира которая не дооформлена официально на меня, потому что мне надо сначала легализировать свое пребывание в этой стране и вообщем-то нелегальный бизнес. Но это все – мое достижение, я это все заработала своими мозгами и лишиться этого было очень страшно.

Больше всего нелегалы, живущие в Турции, боятся тюрьмы, ведь в ожидании депортации им приходится сидеть за решеткой. Одна только мысль об этом меня убивала, это было совершенно не мыслимо для меня… А после депортации на человека налагается 5-летний запрет на въезд в Турцию. Поэтому иностранцы, желающие работать в Турции, любыми путями стараются зацепиться здесь, и самый легкий путь на их взгяд – это, конечно же, остаться нелагалом. Но, как правило, эта дорога всегда приводит назад.

Легализоваться на тот момент у меня не было никакой возможности, в Турции не церемонятся с нарушителями законов. Не было ни единой лазейки в законодательстве, чтобы в то время исправить мое положение. Слава богу, мой заграничный паспорт был действителен еще в течение четырех лет, это меня и спасало.

Я, по старой российской привычке, привыкшая, что можно любую проблему решить с помощью знакомых и денег, пыталась найти какое-либо решение этого больного для меня вопроса, но все было тщетно. Я регулярно перерывала весь русскоязычный интернет в поиске помощи, но все агенства, на рекламу которых я натыкалась, оказывались мошенниками. Например, много раз мне предлагали помочь выехать нелегально из страны, а потом уже легально въехать обратно, тем самым обнулить весь срок пребывания в Турции. Цены назывались разные – от пяти тысяч до десяти тысяч долларов. При этом гарантий никто никаких не давал, пустят ли меня обратно в страну…

Гораздо позже я поняла, какой это бред, но тогда я не в полной мере владела информацией о системе контроля, которая работает в стране. Каждый человечек занесен в эту компьютерную систему. В специальном файле есть вся информация о тебе – когда въехал, когда ходил в госпиталь, какие лекарства тебе выписали и сколько ты за них заплатил – стоит только открыть специальную программу, и все становится ясно. И никакие игры с нелегальным выездом тут не помогут, а сделают только хуже. Если выяснится, что ты пытался обмануть закон – это все, автоматически можешь поставить крест на своей жизни в Турции. Тебе никогда не получить гражданства и забудь мечты о законной жизни в этой стране.

Мой Мужчина, дай бог ему здоровья, все внешние проблемы, касающиеся нашей жизни, взвалил на себя. Все счета, аренда жилья, все контакты – будь то соседи, партнеры и любые контакты с представителями власти и муниципалитета, все решал он один. Моего имени не было ни в одном документе, чтобы исключить даже минимальный риск депортации.

Я же, запихав на самое дно своего сознания эту проблему, только работала, работала и работала. Как говорила известная Скарлетт О’Хара – Я подумаю об этом завтра…

А между тем жизнь продолжалась. В самом разгаре было бабье лето, пустые пляжи, теплое ласковое море – и тишина вокруг. Денежных проблем на горизонте пока не наблюдалось, и мы наслаждались жизнью в этом тихом райском уголке.

Каждое утро мы просыпались пораньше и ехали к морю, на утреннюю рыбалку. Наша квартирка находилась в небольшом поселке под названием Koru. Численность населения этого поселка по официальным данным не превышала пять тысяч человек, но я уверена, что там в реальности живет гораздо меньше людей. По крайней мере, улицы этого поселка были постоянно пусты, только лишь местные старички сидели в центральной чайной, попивая неизменный турецкий чай и обсуждая последние новости. Хотя какие там могут быть новости, я не знаю…

В конце пляжа был искуственный вал, на котором мы обычно и располагались. Усаживались с удочками на огромные теплые валуны и наслаждались восходом солнца и тишиной просыпающегося утра. Мы всегда брали с собой два термоса – кофе для меня и чай для моего Мужчины. А еще по дороге на пляж всегда заезжали за свежими булочками, которые в Турции называют «поча». Причем для любых булочек у них одно название – поча.. Это тоже так необычно, турки постоянно объединяют несколько различных названий вещей в одно слово. У нас, например, эти же пирожки можно назвать по-разному – выпечка, плюшки, шаньги, пирожки и так далее. У них это все называлось одним словом – поча. Правильно, зачем усложнять жизнь).

Все мои друзья, без исключения, завидуют мне – кто-то белой, кто-то черной завистью. Говорят – ммм, живешь там, на берегу моря, в маленьком тихом городке, какие у тебя могут быть проблемы? Вот у нас тут, это да…

Как и у всякой медали, у жизни в Турции есть и оборотная, не очень лучезарная сторона. И вопрос тут не только в деньгах, но и в том, что за вожделенным переездом последует кардинальная смена образа жизни, необходимость отказа от старых привычек, и к этому нужно быть готовым, прежде всего морально.

Здесь, в Турции, такая же жизнь, как и в России. После переезда жизнь не становится вечным отпуском и проводить время «как в отпуске» – не получится. Здесь весь наш привычный уклад становится «с ног на голову». Если в России постоянная нехватка времени, но есть определенная стабильность в денежном вопросе, то здесь – все наоборот.

Свободного времени станет столько, что вы можете распоряжаться им как хотите – можете тратить, можете убивать, можете проводить с толком. Времени хватит и на себя, и на друзей, и даже на ничегонеделанье его хватит сверхом. Хотя))) Ваше любимое занятие – шоппинг? Или просиживание в барах-ресторанах с друзьями? Вычеркиваем сразу, потому как денег на это хватать не будет.

И самое жесткое, например, как было для меня – это необходимость найти себе занятие, как можно убить время без материальных затрат. Конечно, можно читать, смотреть фильмы, бродить по улицам и делать фотографии природы, но это все очень однообразно и очень быстро надоест. И вот тогда очень остро встанет вопрос – чем себя занять и как распорядиться таким огромным количеством свободного времени? Если ничего интересного не придумается, то время повернется к вам спиной, или задницей, если угодно, и начнет выедать и отуплять изнутри.

Я не сразу осознала, насколько это серьезная проблема для нашего поколения, выросшего в условиях постоянной занятости и катастрофической нехватке времени.

Казалось бы, все отлично складывается. Стабильный жизненный уклад, размеренная жизнь дома. У меня есть, пусть не большой и не постоянный, но мой бизнес приносящий доход, которого достаточно для жизни. И не только. Мы могли себе позволить практически все, что хочется. Например, мы ездили в термальные источники Ялова, чтобы покупаться в горячей минеральной воде и просто погулять по парку, буквально каждые два-три дня. И если случалось так, что тоска начинала исподтишка подбираться ко мне, мы могли уехать в любой другой город Турции – буквально просто сесть в машину и поехать куда глаза глядят, без всякого плана.

В России я не помню ни одного периода за всю мою жизнь, когда у меня было бы свободное время. Работа занимала все рабочие дни и часы, даже иногда прихватывая субботу. А если выдавался свободный день или вечер, я старалась брать сына и проводить время с ним. И было совсем неважно, где – будь-то бассейн, кинотеатр или МакДональдс.

И так живут почти 70% жителей нашей страны. Такой ситуации, когда человек не знает, чем заняться в свободное время, практически не возникает. А я вдруг оказалась в каком-то безинформационном вакууме.

Конечно, у меня был интернет, были российские каналы по телевидению, но я понимала, что без общения с соотечественниками я начинаю тупеть. Я сейчас общалась только с менеджерами тех трех компаний, которые постоянно размещали через нас заказы на производство текстиля. Но с ними же не поговоришь про жизнь, не спросишь, что новенького в России и так далее. В Стамбуле, в принципе, я также общалась только с клиентами и только по вопросам бизнеса, но тогда у меня была загрузка на двести процентов и не оставалось не сил, не желания общаться с кем-либо еще.

Я попыталась возобновить общение с моими друзьями из прошлой жизни. Но, как оказалось, за три года очень многое изменилось. Те, кого я считала своими близкими людьми, давно таковыми не являлись. И если я простила их предательство того времени, когда я уезжала в Турцию на ПМЖ, то они не простили мне того, что я таки смогла уехать и даже смогла не вернуться обратно.

Я наладила общение буквально только с моей сестрой и одной одноклассницей. И то, при общении с ними я старалась не вдаваться в подробности нашей жизни, потому что их мозг никак не хотел воспринимать эти самые подробности. Расскажи я о том, сколько я зарабатываю сидя дома и буквально только раз в неделю ездя в Стамбул, чтобы нанести визит на парнерские фабрики и проконтролировать исполнение наших заказов, а в остальное время я гуляю около моря с моим любимым Мужчиной и отдыхаю в термале, наше общение закончилось бы в ту же минуту.

А сестра… У нас с ней всегда были очень непростые отношения. Практически мы с ней начали близко общаться в тот момент, когда нашей маме поставили страшный диагноз – онкология и нам пришлось перестраивать наши жизни и жизни наших семей для того, чтобы быть рядом с мамой в те последние, отпущенные ей два года жизни.

Но с тех пор много времени прошло, я полностью поменяла свою жизнь, а она все так же работала в том же самом банке, на той же должности и все катастрофические изменения в моей жизни ей были не очень понятны, хоть и интересны. К тому же я не делилась с ней своими проблемами в Турции, и ей, как и всем остальным, казалось, что я живу на курорте и у меня все отлично. Поэтому общение наше было строго дозировано и в основном ограничивалось вопросами – как сама? Как дети? Как погода? Ну и остальными стандратными фразами.

Я еле уговорила ее сделать заграничный паспорт, чтобы она смогла приехать с семьей к нам в гости. Мне очень хотелось познакомить мою семью в моим Мужчиной, и, конечно, я очень скучала по моим родным. Ведь, по сути, кроме них и моего сына у меня никого не было на этом свете.

А между тем наступила осень. Обычно в нашем Северо-западном регионе Турции до конца октября держится достаточно теплая погода. Весь сентябрь и первую половину октября можно не беспокоиться о дождях, температура воздуха остановится на отметке +25С, а море не остынет ниже +20С. С конца октября все чаще и чаще идет дожди и погода резко меняется в течение дня. Вот и у нас наступила отнюдь не золотая осень, когда тепло, солнышко ласково греет и прогулка на свежем воздухе доставляет огромное удовольствие, а холодная, дождливая и мерзкая осень, когда дождь может идти целыми днями, а в окна бьется холодной ветер и листья, которые еще вчера были такими солнечно-золотыми, сейчас превратились в серые и сморщенные, напоминающие грязные использованные салфетки.

И вот тогда безнадега поселилась в моей душе. Тоска, безделье и ничегонеделание – это все не для моего характера. Я не могу сидеть сутками в интернете, смотреть фильмы и общаться в виртуальной реальности на различных форумах. Я знаю, что очень многих наших женщин устраивает такая жизнь. Мужья зарабатывают на жизнь, а они сидят дома, рожают детей и готовят еду. А мне, никогда в жизни не сидевшей дома и вообще не умевшей готовить домашнюю еду, такое времяпровождение было просто убийственно.

А вы никогда не задумывались о том, как сложно нам, привыкшим к офисной начальственной палке, заниматься самоорганизацией и заставлять себя работать как бы в свое нерабочее время? Поверьте, это очень трудно. Практически нереально, особенно если ты живешь рядом с морем и из окна открывается красивый вид на море и горы.

Тут я поняла одну очень простую истину. Все мы в душе стремимся к простоте и пытаемся устроить свою жизнь таким образом, как показывают в красивых фильмах. Так, чтобы уютный дом, садик с розами и любимый рядом. Чтобы собака встречала тебя у порога, и всегда был в душе мир и покой. Но вот пока вся эта благодать на вас не снизойдет, вожделенная простая жизнь в реальности будет казаться ох какой трудной, местами просто адской. И задалбывает она даже тех, кто готов многим пожертвовать ради свободы и жизни на морском берегу.

Каждый день напоминал предыдущий – серое промозглое утро, ранний подъем —я вставала всегда не позднее семи утра, таки не смогла перестроиться за три года вольной жизни, утренний кофе, сбор ребенка в школу, потом просыпался мой милый, мы завтракали – и все, на этом все наши планы заканчивались. Потом обычно я работала за компьютером либо смотрела отечественные фильмы, загруженные с интернета, и мой Мужчина также проводил свой день – компьютер и телевизор.

Единственным развлечением у нас было это съездить в магазин за продуктами. Офигенное прожигание жизни). Хотя, поначалу нам даже нравилось. Мы были всегда вместе и мы были счастливы друг с другом.

На тот момент мы были вместе уже три года и все это время были полностью посвящены друг другу. Мы могли вместе проводить по восемь, двенадцать и даже по двадцать четыре часа на протяжении десятков дней без перерывов и совершенное не уставали. Мы ели, спали, гуляли, мечтали, смотрели кино и телевизор, ходили в гости, постоянно разговаривали и везде ощущали полное созвучие и взаимопонимание. Мы были отражением друг друга.

Конечно, за эти три года были и сложные периоды, когда мы потеряли все наше имущество, нажитое в прошлых жизнях, мои постоянные скандалы, как ответ на его постоянное вранье о нас и наших отношениях, когда приходилось плакать и прощать, когда сомневались друг в друге и в себе. Но что бы ни происходило, мы всегда были вместе и не могли друг без друга больше одного дня. Мы были абсолютно абстрагированы от мира и разве что наблюдали за всем происходящим со стороны, имея лишь смутное представление о том, как живут все остальные люди в этом мире.

И каждый раз, когда мы выходили на люди, то с удивлением для себя обнаруживали, что есть, оказывается, в мире явление, когда кто-то любит, а другой позволяет себя любить, когда кто-то в отношениях может вовсе не любить, а лишь решает быть вместе. Мы сами не наблюдали этого. Это все было в прошлых наших жизнях, и мы об этом забыли за три года наших отношений.

Нам об этом рассказывали знакомые и друзья, а мы в ответ лишь пожимали плечами. И каждый раз, когда мы возвращались из большого мира в свой маленький мирок, мы абсолютно искренне говорили о том, что любим друг друга одинаково сильно и так, как никто другой.

Мы верили в это и знали, что это истина. Как и знали, что нельзя принять решение быть вместе, если быть по отдельности – это все равно, что не быть вообще. Не буду скрывать, мы не были идеальной парой и наши отношения прошли много самых разных человеческих испытаний, но в целом это было не важно.

Мы знали абсолютно точно – пока мы вместе и у нас есть это искреннее чувство – мы сможем все. Все переживем, переболеем, забудем и в конце концов настанет та жизнь, о которой мы мечтали.

Ну а пока нас ждали серые будни, холодный серый бесконечный дождь за окном и все та же тишина – в доме и за окном. Причем вся эта серость чувствовалась особенно утром и днем, а вечером наступал уютный теплый домашний вечер. Когда в глубине салона светит только небольшой напольный светильник и мерцает негромно работающий телевизор. И есть большой теплый плед, в который можно укрыться вместе с любимым и прожить еще один вечер в мире, счастье и гармонии, со всем миром и с самим собой.