Тихвин – город чудес
Успенский собор
Фото пресс-службы губернатора Ленинградской области
Как добратьсяДо Тихвина
До Тихвина следуют практически все поезда дальнего следования с Ладожского вокзала в направлении Вологды, Архангельска, Воркуты, Иркутска, Новокузнецка, Астаны.
На автобусе: с автовокзала на набережной Обводного канала, 36:
№ 860, следующем до Тихвина, автобусом № 867 «Санкт-Петербург – Бокситогорск», № 869 «Санкт-Петербург – Шугозеро», № 896 «Санкт-Петербург – Пикалёво».
На автомобиле: от КАД по Мурманскому шоссе до Юшково, далее по указателю «Тихвин» направо. Расстояние – около 200 км.
До Столбово
Автобусами №№ 860, 867, 869, 896 с автовокзала на набережной Обводного канала, 36. Остановка по требованию.
На автомобиле: от поворота на Тихвин в Юшково – 40 км.
До деревни Красный Броневик
На автобусе: из Санкт-Петербурга или Тихвина следуют автобусы в направлении Бокситогорска или Пикалёво – №№ 867, 896 до остановки «Галично». Далее – 3 км пешком.
На автомобиле: из Тихвина в направлении Вологды. Свернуть у деревни Галично направо. Расстояние – 16 км.
Там, где подписан мир
Искали деревню Столбово. На карте она обозначена. Навигатор уверенно прокладывает путь. Даже маршруты автобусов указаны, которые до места довезут… Сворачиваем с Мурманского шоссе в деревне Иссад на Тихвин. Едем.
Если ориентироваться по километражу, где-то должны появиться дома или съезд. Но все указатели с другими названиями. Миновали Хвалово, Мелексу, добрались аж до Гверстовки… Все это старые русские деревни, известные с позапрошлого века. Но не такие старые, как Столбово. А никакого Столбово меж ними нет. Наверное, проскочили… Вернулись и снова повторяем путь. И опять – ничего.
Шоссе хорошее, прямое и без выбоин. Вправо и влево отходят проселочные дороги. Там – грязища и заполненные водой колеи. Сворачивать без уверенности опасно – можно и застрять. И мы все высматриваем заветный указатель. Хоть бы маленькими буквами, хоть бы каким-то намеком…
Проселочная дорога
Фото автора
Поиск Столбово – не самоцель. Деревня знаменитая, вписанная в историю. Именно в Столбово 27 февраля 1617 года между Россией и Швецией был подписан «Вечный мир», завершивший очередную войну с западным соседом.
Переговоры в Столбово шли почти три месяца. На берегу реки Сясь, где размещалась деревня, построили целый поселок – «Данилов острожек» – по имени князя Данилы Мезецкова, который вел переговоры от имени России и которому принадлежала земля. В переговорах участвовала не только русская, но и шведская делегация, английские наблюдатели. Так что домов и теремов построили много.
Правда, по данным 2007 года в Столбово проживал всего один человек. Но должны же остаться какие-то следы? Хотя бы этого единственного жителя.
Наконец, скорее по наитию, чем по какой-либо подсказке, свернули на просёлок, больше напоминающий съезд в поле. Дорога поднялась вверх на холм, с которого открылся вид на долину реки Сясь. Житель тут уже явно не один: на берегу строятся добротные дома – чьи-то дачи. Слева от дороги увидели высокий деревянный крест, к которому прикреплена табличка:
«Сей поклонный крест установлен жителями города Тихвина в воспоминание о мире между Россией и Швецией, заключенном на этом месте 27 февраля 1617 года, а также в память о русских воинах, павших за свободу Отечества нашего во время смуты. Вечная память им».
Отчего же местом подготовки и заключения мира стали ни стольная Москва, ни Господин Великий Новгород, ни значимые в ту пору Вологда или Ярославль, а маленький Тихвин, который тогда еще и статус города официально не получил?
Поклонный крест в память о подписании Столбовского мира между Россией и Швецией
Фото автора
В Тихвин
От Столбово до Тихвина «37 вёрст» – 58 км. Живописные виды делают дорогу легкой и приятной. Отправимся туда.
Если есть возможность, возьмите в дорогу музыкальную запись произведений Римского-Корсакова. Например, «Псковитянка», «Садко» или «Снегурочка». Вы почувствуете, как волшебная, сказочная музы ка русского гения отражает природу этих мест. Она словно становится звуковым образом пейзажа. Виднеющихся вдалеке маковок храмов… Едва заметно качающихся сосен… Песчаных курганов, то ли нанесенных ветрами, то ли насыпанных шлемами воинов, горюющих об утрате в бою своих ратных товарищей.
Чтобы попасть в Тихвин, нужно по указателю с Вологодского шоссе свернуть направо.
Через город идет немало поездов дальнего следования – на Воркуту, Архангельск, Новокузнецк, Череповец, Вологду, Астану. Но все они, как правило, отправляются из Северной столицы вечером, а в Тихвин прибывают ночью.
На электричке нужно добираться через Волховстрой с пересадкой, что также неудобно.
Поэтому, если путешествовать не на собственной машине, лучше сюда ехать на междугороднем автобусе – в направлении на Пикалёво или Бокситогорск.
Тихвин
Фото автора
Предместья говорят сами за себя – попадаем в старинный русский город. Деревянные дома с наличниками и мезонинами соревнуются в витиеватости резьбы. У въезда в центр – полуразрушенный Тихвинский Введенский женский монастырь.
Тихвинский Введенский женский монастырь
Это одно из немногих сооружений города, помнящих шведское нашествие. Он основан по указу Ивана Грозного в 1560 году.
Известность Введенскому монастырю принесла игуменья Дария, в миру – Анна Колтовская, отвергнутая жена Ивана Грозного. Иногда ошибочно утверждают, что царь создал обитель для ссылки неполюбившейся красавицы. На самом деле мать Дария возглавила обитель на рубеже XV–XVI веков, через много лет после смерти Ивана Грозного. Она привела монастырь в цветущее состояние. Однако шведы разграбили его. Захватчики устроили здесь свой штаб, а после отступления сожгли деревянные постройки. Монахини прятались в землянках на болотах. Только после заключения Столбовского мира они вернулись в обитель и благодаря стараниям игуменьи Дарии быстро его восстановили.
Адрес: Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Зайцева, д. 10.
Сайт: http://www.tvzm.ru/.
Введенский монастырь
Фото автора
Конкурс невестИгуменья Дария, в миру Анна Колтовская, до пострижения в монахини была четвертой из восьми жен Ивана Грозного. Две первые царицы умерли. Считается, что они были отравлены в результате боярских интриг. Решившись снова жениться, вдовствующий монарх устроил конкурс невест. Собрали две тысячи дворянских «девок». Отбор проходил в несколько этапов. На одном из последних с претендентками знакомился сам царь, проведя с каждой короткую беседу. На последний этап вышли 12 девушек. Их царь велел показывать обнаженными. При этом присутствовал медик из Англии Элизеус Бомелиус, чтобы удостовериться в их здоровье. Доктор, кстати, велел каждую представить мочу в стакане. Но англичанин что-то не доглядел. Победительница конкурса Марфа Собакина оказалась слаба здоровьем и скончалась через две недели после свадьбы.
Анна Колтовская на тех же смотринах заняла второе место. Поэтому была назначена невестой вне конкурса. Но не обошлось без скандала. По канонам царь не имел права жениться больше трех раз. Иван Грозный вынужден был даже оправдываться, что предыдущий брак оказался скоротечным, и Марфа не успела стать царской женой. В этот момент неожиданно скончался митрополит Кирилл. Воспользовавшись отсутствием патриарха, Иван Грозный сыграл свадьбу до выборов нового главы Церкви.
Впрочем, брак никому не принес счастья. Меньше чем через полгода по неизвестным причинам Анну подстригли в монахини, а ее близких убили. Сестра Дария прибывала в разных обителях. В обедневший Введенский монастырь она прибыла уже при Борисе Годунове «по обещанию обитель устроить».
Трагический конец ждал и английского доктора. Некоторое время он находился в фаворе у Ивана Грозного. Особенно царь ценил «умение» Элизеуса Бомелиуса устраивать неожиданную «кончину неугодных людей в точно назначенное время». Но лавировать в свите кровожадного безумца – смертельно опасное занятие. На Бомелиуса начали поступать доносы. Его обвиняли «в сношениях письмами, написанными шрифтом по-латински и по-гречески, с королями Польши и Швеции». Иван Грозный приказал изжарить доктора живьем…
Но все эти ужасы творились вдали от Тихвина.
Игуменья Дария руководила монастырем четверть века, оставив ему все свое состояние.
В советское время в монастыре размещалась детская колония, затем спортивный комплекс. Сейчас монастырь снова считается действующим и восстанавливается.
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь
За Введенским монастырем Ленинградская улица упирается в Советскую. Свернув направо, путешественники сразу оказываются в центре. За рекой Тихвинкой уже видны купола одной из главных достопримечательностей города – Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь
Фото автора
Адрес: Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Тихвинская, д. 1.
Монастырь открыт для паломников ежедневно с 5:00 до 19:00.
Напротив монастыря – улицы старого города и большая стоянка.
Бегло осмотреть монастырь невозможно. Это не просто обитель – а целый град, окруженный мощным периметром крепостных стен, охраняющих каре монастырских построек, так же укрепленных, похожих на детинец[1].
Но еще до входа в монастырь нужно пройти врата, слева от которых находится старинная часовня иконы Божией Матери «Споручница грешных», а справа – более позднее, начала XIX века, здание богадельни с небольшим куполом церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
За вратами небольшой дом, относящийся к городскому тихвинскому бюро путешествий и экскурсий, где можно уточнить информацию, приобрести путеводители или взять буклеты. Дальше до монастыря множество палаток с сувенирами, свечами и прочим. Не торопитесь совершать покупки. Все это можно найти и в монастыре, где приобрести что-то на память уместнее.
При входе в монастырь путешественников встречает Восточная башня «Введенские ворота» с надвратной Тихвинской церковью.
Церковь построена еще в XVII веке. Она – официальный вход в обитель. И на ее фасаде – фреска с изображением главной святыни – Тихвинской иконы Божией Матери. Существует много описаний чудес, бывших от Тихвинской иконы Божией Матери. Так, согласно одной местной легенде, в 1856 году тихвинский мещанин Александр Боровский, измученный тяжелым заболеванием ног, решил молить икону об исцелении. Но он не в силах был добраться до главного храма. Он дополз до ворот и просил о выздоровлении у Богоматери, изображенной на фреске. И случилось чудо, болезнь отступила.
В память об этом исцелении к церкви в 1860-х годах пристроили часовню с каменной двусторонней лестницей. Таким образом, фреска оказалась внутри храма. А старинная обитель получила великолепное строение в стиле эклектики, связавшее средневековое зодчество с зарождавшимся стилем модерн. Благодаря ажурной лестнице появилось местное название: тихвинцы называют часовню «Крылечко».
А автором часовни стал Николай Бенуа, известный петербургский архитектор, автор многих домов в Северной столице, Петергофского вокзала, Шведского театра в Хельсинки, представитель знаменитого рода художников, архитекторов, деятелей искусств.
В монастырь входишь, как в город. Здесь ощущаешь мощь и былое богатство обители. Беленые стены, старинные башни. Слева поодаль стоит тяжелое здание монастырской поварни и трапезной. За ней – Сырково озеро, пруд, вырытый еще в 1560 году для бесперебойного оснащения водой. За надвратной Тихвинской церковью по липовой аллее тропа ведет к Святым вратам с церковью Вознесенья. Это один из старейших храмов монастыря, построенный в конце XVI века.
Стоит уточнить, что крепостные стены и большинство башен обители до середины XVIII века оставались деревянными. А вот храмы, кельи и звонницу строили из камня.
За Святыми воротами открывается главный монастырский двор, самая древняя часть монастыря. Слева – на каменных братских кельях наличники в стиле древнерусской архитектуры.
Справа видны постройки времен еще Ивана Грозного – Покровская церковь, большая монастырская трапезная. Здесь же одно из самых известных сооружений монастыря – колокольня с шатром над каждым пролетом, «Казенные кельи» для архиереев, патриаршие кельи, больничный корпус и церковь Двенадцати Апостолов. Большинство этих зданий сооружены в конце XVI века и помнят шведскую осаду.
Колокольня монастыря
Фото автора
А перед нами – пятиглавый Успенский собор. Это древнейшая постройка монастыря и Тихвина. Указ о сооружении храма издал первый русский царь Василий III в 1507 году и выделил на него собственные средства.
Здесь и хранится одна из главных реликвий православия – Тихвинская икона Божией Матери.
Подробнее об экскурсиях можно узнать здесь: http://www.tihvinskiimonastyr.ru/palmer/excursion.
Икона
Прийти на поклон иконе лучше утром или вечером.
Утренняя служба начинается в разные дни в 8:00 или 9:00.
Вечернее богослужение в 18:00.
Выбор времени поклонения иконе важен, поскольку к ней не иссякает очередь. Днем верующих особенно много, в монастырь прибывают автобусы из Санкт-Петербурга с туристами и паломниками.
Общение со святыней предполагает «с глазу на глаз», не терпит торопливости и суеты. Поэтому посетители храма смиренно ждут своего момента. Кому-то достаточно для общения мгновения, кто-то молится долго. Впрочем, ожидание позволяет настроиться и сосредоточиться.
Православные иконыВ православной иконографии принято различать пять основных иконографических типов: Оранта, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса, Одигитрия.
Оранта (от латинского «молящийся») представляет Богоматерь с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу – в традиционном жесте заступнической молитвы. Иконы этого типа отличает величественность и монументальность. Поза Богоматери предельно статична, композиция симметрична.
Популярен образ Богородицы Оранты с младенцем Христом, который изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо на уровне груди Матери. В русской традиции такой тип иконографии получил особое именование – «Знамение», то есть предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий.
Елеуса. Название происходит от греческого слова, обозначающего «милостивая», «милующая», «сострадание», «сочувствие». Богородица изображена с младенцем Христом, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией и Богом Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
Панахранта также названа греческим словом, которое можно перевести как «всенепорочная», «пречистая». Этот тип икон близок Одигитрии. Богоматерь восседает на престоле с младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.
Агиосоритисса. Этому типу икон дала название древняя часовня «Агиа Сорос» – «Святой Раки» при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе. Богородица изображена без младенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук.
Богородица обращается к Христу с молением за род человеческий, отсюда еще одно именование – Заступница.
Тихвинская икона Божией Матери относится к Одигитрии (от греческого «указующая путь», «путеводительница»). Богоматерь изображается с младенцем Иисусом. Отрок Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток. В отличие от других типов здесь отражено отношение Матери и Сына. Христос – центр композиции. Он обращен к зрителю, Богородица же указывает рукой на Иисуса.
Основной смысл этого образа – явление в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу.
Тихвинская икона Божией Матери
Фото пресс-службы губернатора Ленинградской области
Тихвинская икона совершенна. Счастье запечатлено на лице младенца. Вместе с тем на челе Богородицы читается не только радость, но и печаль. Она предчувствует трагическую судьбу своего ребенка и в то же время радуется его Высокой Миссии.
Явление в «Тихфине»История Тихвинской иконы Божией Матери по преданию восходит к евангелисту Луке, который, согласно канону, две тысячи лет назад написал икону еще при земной жизни Богоматери.
С греческих островов икона попала в один из главных храмов Константинополя – Влахернский, построенный возле императорского дворца. Но оттуда она таинственным образом исчезла за 70 лет до захвата города турками. В рукописных сказаниях сказано, что икона «светозарно шествовала по воздуху» из одного места в другое. «Ангелами невидимо носима» она семь раз появлялась в разных местах новгородской земли, пока не достигла берегов Тихвинки. Указана точная дата явления иконы – 9 июля (26 июня – по юлианскому календарю) 1383 года. Вот как записано в новгородской летописи: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».
Возможно ли такое?
Пречистенский погост
Название Тихвина ассоциируется со словами «тишина» и «спокойствие». Но исследователи считают, что имя городу дали два вепских слова «тих» и «вин», что значит – «путь» и «вода». Получается – «водный путь».
Реку Тихвинку, давшую название городу, не назовешь неспешно текущей. Напротив, на ней было немало порогов. Но именно через Тихвинку пролегал самый короткий путь с Волги в Ладогу и дальше – в Балтику. Этим путем пользовались исстари. На месте современного Тихвина, скорее всего, суда разгружали и волоком тащили товары за пороги. Так что не случайно здесь возникли торжище и место сбора податей, в древности называемое Пречистенским погостом.
Река Тихвинка
Фото пресс-службы губернатора Ленинградской области
На берегах ТихвинкиМожно зримо вообразить, что собой представляла долина реки Тихвинки. И сегодня на подъезде к городу стоят густые леса. Добраться сюда без дорог через чащи было непросто. Только река живительной артерией соединяла разные концы края, города и народы. Подходившие с Волги ладьи разгружались. У пристани швартовались суда. На вырубленной от леса площадке невпопад стояли навесы и склады, избушки и срубы купцов. В землянках ночевали грузчики и сезонные работники. Горели костры, сушилось белье… Гуляли, завершившие плавания матросы. Хмуро озираясь, вели расчет торговцы. На дозорных вышках вглядывались в лесные заросли дружинники. Разбойники и враги могли нагрянуть в любой момент. На быт мало кто обращал внимание, убогое существование никого не смущало. Торжище – место временное. Люди собирались в артели, зарабатывали и возвращались через леса в родные края и веси, к семьям, домой.
И вдруг в этой серой, скупой на радости жизни людям явилось полное красок и света изображение Богородицы с младенцем на руках. Икона могла быть привезена на одном из судов. Могла оказаться в добыче у какого-нибудь из грабивших на дорогах и пойманных разбойников. Но ее явление в глуши, в местах, полных тяжелой и беспросветной работы, иначе, как чудо, восприниматься и не могло. Вот почему необычное явление образа сразу стало дороже любого из самых драгоценных товаров. А легенды воспринимались, как явь.
Для иконы построили деревянный храм. Церковь трижды горела. Ее отстраивали снова и снова. А однажды, согласно преданию, икона вместе с вновь возведенным храмом сама собой перенеслась на другой берег Тихвинки. Так, резюмируют сказания, сама икона указала место, где нужно строить Храм.
Позже легенды вокруг иконы выстроились в стройную логическую цепочку. Ее чудесное исчезновение накануне захвата турками из Константинополя стало восприниматься как некий знак. Святыня сама оставила утратившие благочестие Рим, Константинополь – «второй Рим» и выбрала местом своего пребывания новую землю, Ладогу – место зарождения Святой Руси. И логично, что после присоединения Новгорода к Москве присутствие святыни позволило Москву назвать «третьим Римом».
Тихвинская икона Божией Матери стала привлекать внимание не только простых верующих, но и царей. В начале XVI века великий князь Василий III, ставший первым русским царем, издал указ о строительстве для иконы каменного Успенского собора и выделил на это собственные средства.
За несколько дней до венчания на царство в храм поклониться иконе приезжал Иван IV, будущий Иван Грозный. В 1560 году по уже его указу основан Тихвинский Борогодичный Успенский мужской монастырь.
Не случайно на перекрестке торговых путей. Не случайно мужской. Монастыри в то время строились не только, как место поклонения святыням. Они еще возводились как крепости, которые, в случае нападения неприятеля, могли силами монахов и посадских людей защитить рубежи государства, укрыть под своей защитой жителей окрестных мест.
Эту роль выполнил и Тихвинский монастырь во время борьбы со шведскими захватчиками.
СмутаПосле смерти бездетного царя Федора, сына Ивана Грозного и последнего из рода Рюриковичей, на рубеже XVI–XVII веков началась ожесточенная борьба за престол.
Бориса Годунова сменил Лжедмитрий.
После убийства самозванца, поддерживающие его поляки не собирались отказываться от русского наследства. Их войско уже оккупировало значительную часть России. Король Сигизмунд видел на московском престоле своего сына Владислава.
Выбранный на царство боярин Василий Шуйский призвал на борьбу с интервентами шведов, пообещав им отдать за помощь крепость Корелу и Карельский перешеек. Шведы послали в Россию не регулярную армию, а наемников, причем по договору оплачивать их «работу» должна была русская сторона. Иностранные авантюристы, большинство из которых составляли немцы, шотландцы и голландцы, бились не за независимость и свободу России, а за свое жалование, поэтому класть жизни за чужую страну не собирались. Они запомнились не ратными подвигами, а грабежами и жестокостью. Разочарованные беспомощностью Василия, бояре свергли царя-неудачника, постригли его в монахи, а затем и вовсе передали полякам. Шуйский, кстати, так и умер в плену.
Все мы знаем о нижегородском земском старосте Кузьме Минине и князе Дмитрии Пожарском, которые собрали ополчение и в 1612 году изгнали из Москвы поляков. В память об этом событии 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. На самом деле «смутное время» на этом не закончилось. Понимая, что Шуйский не сможет выполнить свои обязательства, шведы стали вести себя не как союзники, а как завоеватели. Один за другим захватывали и грабили наши города. Они уже видели Россию в составе королевства «Трех корон» и решили поставить на престол своего принца Карла Филиппа.
Шведы захватили Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Новгород, Ладогу, Старую Руссу, Порхов, Гдов. Более того, заставили обитателей этих городов «крест целовать» и присягать на верность шведскому наследнику.
Заняли они и Тихвин. Тогда еще не было, напомним, города. Стоял монастырь и вокруг него деревянный посад. Не чуя опасности, шведы не стали задерживаться, оставив небольшой гарнизон, ушли.
А до Тихвина, как утверждают сказания, дошла весть, что в Москве Земский собор выбрал царем 16-летнего отрока Михаила Федоровича Романова. Сам провозглашенный царь укрывался в Ипатьевском монастыре в Костроме. Рассказывают, что, приняв решение взойти на престол, Михаил Романов целовал список Тихвинской иконы Божией Матери, находившийся в костромской обители.
Тихвинское «сидение»Весть о законном русском самодержце вдохновила тихвинцев.
Существует множество версий, как тихвинцы разбили превосходившие в несколько раз силы противника. Версии базируются на устных сказаниях, записанных много позже произошедших событий, и противоречат друг другу. Доподлинных исторических документов практически нет. Поэтому создадим свою наиболее вероятную хронологию событий.
Стены Тихвинского Богородицкого Успенского монастыря
Фото автора
«Зная, что из Москвы идет русское войско, тихвинцы, улучив момент, перебили шведский гарнизон. А сами послали гонцов в Москву с известием, что готовы присягнуть на верность новому царю.
В это время шведский полководец, руководивший кампанией, Якоб Понтуссон Делагарди выхлопотал у короля отпуск и находился в Выборге. Тихвинская конфузия привела его в ярость. Это усугубилось еще и тем, что и без того колебавшийся принц Карл Филипп отказался совершать дальнейший вояж по русским землям, принимая присягу на верность. Делагарди послал на расправу с тихвинцами войско в несколько тысяч человек.
Шведы разорили Введенский монастырь, сожгли посад и стали лагерем – «табором» под стенами монастыря в месте, ныне называемом Пруды Таборы.
Видя насколько неравны силы, монахи и защитники монастыря хотели взять Икону и бежать в леса. Но странное дело, они не смогли сдвинуть образ с места…
Осада – «тихвинское сидение» – началась летом 1613 года и продлилась без малого три месяца. Шведы обстреливали монастырь, готовили подкоп. Участь защитников, казалось, предрешена. И тут одному из посадских привиделся сон. Ему явилась Пречистая Дева и сказала: «Иди, скажи всем сущим в обители, чтобы гнали от дома Моего свиней, которые все вокруг изрыли, подкопались под ворота».
Пересказанное видение вдохновило защитников. Они провели молебен. На сей раз Икона поддалась им, и они совершили крестный ход вокруг стен монастыря. И произошло чудо. Небо почернело, раздался невообразимый грохот. На шведское войско вдруг нашел необъяснимый страх. И вражеские полчища сорвались с места и ушли от обители.
Вполне вероятно, причиной бегства стали более прозаические мотивы. Возможно, подготовившись к штурму, шведы заложили в подкоп большое количество пороха, который самопроизвольно взорвался. Взрыв большой силы унес жизни многих врагов и, вероятно, военачальников. В этом осаждающие увидели дурной знак и отступили.
Другая возможная версия – разведка донесла, что в районе Сяси замечен отряд русских. Приняв их за наступающую армию, осаждающие решили ретироваться.
Как бы то ни было, Тихвин остался единственным местом на Северо-Западе не подчинившимся шведам. И эти победы стали предвестником будущего мира.
Столбовский мирРоссии с вновь выбранным царем Михаилом Романовым, как воздух нужна была передышка в войне. Переговоры со шведами шли долго и тяжело. Первоначально предполагалось, что договор будет подписан в Старой Руссе. Город был захвачен интервентами. Шведы вели себя нагло, требовали оставить за ними все завоеванные земли. Это Москву не устраивало. Старорусские переговоры прервались.
День ото дня все больше городов и земель присягало новому царю. Положение и расстановка сил менялись. К тому же шведы тоже были заинтересованы в мире, поскольку в Европе вели полномасштабную войну с поляками и датчанами. В конце 1616 года они сами попросили о возобновлении переговоров. И уже русские выбрали местечко вблизи Тихвина – в Столбово.
После бурных дебатов мирный трактат подписали 27 февраля 1617 года.
Согласно тексту договора, новгородские земли разделялись между двумя государствами: Российскому царству возвращали захваченные в годы Смуты Новгород и всю Новгородскую вотчину, в том числе исторические русские города Старая Русса, Ладога, Порхов, Гдов.
Шведам отходили Ивангород, Ям, Копорье, Корела, вся Нева и крепость Орешек. Российское царство выплачивало Швеции огромную компенсацию – 20 тысяч серебряных рублей – 980 кг серебра! Также Москва отказывалась от каких-либо претензий на Ливонию и Карельскую землю.
Но договор утверждал право свободной торговли купцов. После Смутного времени, поставившего Россию на грань национальной катастрофы, в стране наступало относительное спокойствие.
Да, Столбовский мир заставил Россию пойти на огромные уступки. Король Швеции Густав II Адольф с радостью заявил, выступая в риксдаге – парламенте: «Теперь без нашего позволения русские не могут выслать ни одной лодки в Балтийское море».
Но король рано радовался. Собравшаяся с силами Россия продолжила борьбу за выход к Балтийскому морю. И в XVII веке русские войска предпринимали попытки отвоевать Орешек, выходили к Неве, осаждали Ригу… Петр I окончательно «прорубил окно в Европу».
Путешествие Богоматери в XX веке
Тихвинская икона Божией Матери остается одной из самых почитаемых икон Русской Православной церкви.
В 1920-е годы Успенский мужской монастырь был закрыт, а Икона стала экспонатом краеведческого музея Тихвина.
Во время Великой Отечественной войны Тихвин стал местом ожесточенных боев. Тихвинская оборонительная операция в ноябре – декабре 1941 года не дала фашистским войскам взять Ленинград во второе блокадное кольцо. Однако в ходе боев Тихвин с 8 ноября по 9 декабря 1941 года оказался в руках противника.
Существует версия, что в ходе битвы за Москву в 1941 году Сталин с изрядным смущением призвал в Кремль духовенство для проведения молебна о даровании победы. Тогда же список с Тихвинской иконы из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском был на самолете обнесен вокруг Москвы.
Все это, считают авторы версии, спасло Москву и позволило 9 декабря при первом же контрнаступлении освободить от гитлеровцев Тихвин.
Однако за месяц оккупации немцы разорили Тихвин и вывезли Икону сначала в Псков. Оттуда она попала в Ригу, Лиепаю и оказалась на территории Германии в американской оккупационной зоне.
В этот период хранителем Иконы стал православный священник, латыш по национальности Иоанн (Гарклавс). После долгих странствий он перевез образ в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где был настоятелем. Он оставался хранителем Иконы до последних дней своей жизни и завещал своему приемному сыну протоирею Сергию (Гарклавсу) беречь святыню и передать ее обители, когда будет возрожден монастырь.
В 1995 году монастырь был передан Русской Православной Церкви. Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году Икона вернулась на свое историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
В наши дни обитель посещают тысячи людей. Для паломников на территории монастыря создана гостиница. Работает столовая с недорогой кухней. Пекарни монастыря готовят на продажу хлеб.
Тихвинский монастырь, безусловно, сыграл заметную роль в истории России. Однако он долгое время сдерживал развитие города. Посадский люд мечтал освободиться от зависимости.
В 1764 году Екатерина II конфисковала монастырские земли в пользу государства.
А в 1773 году посад официально получил статус города и герб.
РЕЦЕПТЫ«Тихвинский» хлебИздревле существует рецепт «Тихвинского» хлеба, который также называют «Старорусским». Он относится к заварным хлебам, славящимся своими полезными свойствами и вкусовыми качествами, они богаты природными витаминами, минералами и микроэлементами. В рецептуру «Тихвинского» хлеба входят три вида муки. Особый приятный карамельный вкус придают хлебу солодовая добавка и яблочное повидло, а присутствие тмина усиливает пряный душистый аромат хлеба.
В домашних условиях на современной кухне «Тихвинский» хлеб изготовить проблематично. Его лучше купить во время поездки в монастырь.
А вот монастырский рецепт «Тихвинской каши», тоже известный с незапамятных времен, может пригодиться в постные дни.
Тихвинская кашаИнгредиенты
Горох – ½ стакана.
Вода – 1 ½ л.
Гречка (продел) – 1 стакан.
Лук – 2 шт.
Топленое или подсолнечное масло – 4 ст. ложки.
Приготовление
Горох промыть. Не подсаливая, разварить в воде. Знаком готовности гороха может стать объем воды. Когда она выварится на 1/3, можно засыпать гречу. Показатель готовности – полностью выкипевшая вода.
Одновременно мелко нарезать лук и поджарить на масле.
Заправить кашу луком и посолить.
«Тихий» город
На свете не так уж много малых городов, которые абсолютно самодостаточны. Живут своими интересами, не завидуя чужому богатству, не гоняясь за столичным блеском. Они гордятся тем, что у них есть. И живут, словно смакуя каждую минуту вечности.
К таким городам можно отнести и Тихвин. Тихий провинциальный городок, вполне достойный, чтобы стоять во главе губернии, но всегда остававшийся уездным центром.
В Тихвине можно сделать очень много неожиданных, совершенно не свойственных месту открытий. Город в советское время был крупным промышленным центром. Но при строительстве «спального» района удалось сохранить старые кварталы. Многоэтажки возвели в другой части города. Таким образом, у Тихвина два центра – старый и новый.
Казалось бы, город стоит далеко от моря, полноводной Ладоги, даже крупных рек. Но тихвинские ярмарки славились по всей России и привлекали посетителей и участников из-за тысячи верст. Торговые связи Тихвин имел с четырьмя десятками городов. Местные купцы смело бороздили Балтику еще с допетровских времен, торговали со Стокгольмом, Турку, Любеком, Ригой, Ревелем, Нарвой.
Волго-Балт Его ВеличестваПетр I заметил эту особенность, изучил используемый еще с древних времен водный маршрут с Волги в Ладогу и Балтику. Он был заинтересован в стабильном снабжении своей новой столицы – Санкт-Петербурга и поручил английскому инженеру прорыть большой канал. Но инженер с работой не справился и был изгнан царем. По-настоящему торговый путь, получивший название Тихвинской водной системы, обустроили при Александре I, расширив русло и построив цепочку шлюзов. Город получил новый мощный импульс к развитию.
По Тихвинскому водному пути от Рыбинска до Петербурга суда шли через Тихвинку и Сясь к Ладоге. Всего 924 км. По другой – Мариинской – через Онегу – 1143 км, а по Вышневолоцкой – через Тверь, Вышний Волочек, Ильмень-озеро, Новгород и реку Волхов – 1440 км. Естественно, поставщики товаров, экономя время и силы, старались отправлять свои суда через Тихвин.
Ох, веселый городок!По воспоминаниям путешественников того времени, в Тихвине жили богато и широко. Хорошо зарабатывали на строительстве судов, разгрузке и перегрузке товаров, торговле. По всей России славились местные кузнецы и особые речные суда – тихвинки – небольшие беспалубные баржи.
В Тихвине вошло в моду каждому мещанину держать резвую лошадку, на которой он щеголял по праздникам, гоняя наперегонки по главным улицам. Что особо отмечалось наблюдателями, тихвинцы не были расположены к пьянству. Они предпочитали чай, которого выпивали огромное количество, из-за чего и получили у новгородцев прозвище «водохлёбов».
РЕЦЕПТЫЧай «по-тихвински»Кстати, сохранился особый рецепт чая «по-тихвински».
Свежие ягоды клюквы – из расчета столовая ложка на чашку – нужно размять деревянным или фарфоровым пестиком (но только не металлической ложкой или пестиком). Полученную кашицу следует залить заваренным традиционным образом черным чаем. Пусть напиток настоится – 5–7 минут. Затем вместо сахара стоит добавить мед по вкусу.
Чай получается вкусным, ароматным и полезным.
Прогулки по старым улицам
Образ жизни тихвинцев можно зримо представить и сегодня. Тихвин чудесным образом сохранил очарование провинциального уездного городка. Деревянные дома с резными украшениями, ажурными балконами и мезонинами встречаются, как было отмечено, сразу же на въезде – на Ленинградской, потом на Советской улицах.
Если двигаться по Советской улице, попадаешь на площадь Свободы, бывшую Соборную площадь. Ее видно издалека, поскольку над ней возвышается Спасо-Преображенский собор, новое здание которого начали строить в XVII веке. В XX веке, правда, храм успел побывать кинотеатром, но сегодня в нем возобновлены службы.
Вокруг собора – в каре выстроены все наиболее известные здания города – Гостиный двор, бывшая гостиница «Санкт-Петербург», дома купцов, мещан… Большинство зданий отреставрированы.
Но особое очарование представляет Орловская улица. По ее сторонам – одноэтажные-двухэтажные деревянные здания, не всегда свежевыкрашенные, но еще достаточно крепкие. И главная особенность добропорядочного провинциального города – с абсолютно чистыми оконными стеклами! Орловская улица мягко спускается к берегу прудов Таборы, а в ее перспективе видна знаменитая пятишатровая колокольня Тихвинского монастыря.
Если прогуляться по Орловской улице до берега, то упретесь прямо в пруды Таборы. У них, как раз, разбили свой лагерь шведы, осадившие Тихвинский Богородичный Успенский монастырь в 1613 году.
Двигаясь дальше можно дойти до Тихвинских шлюзов. Водный путь, несмотря на развитие железных дорог, строительство сталинских каналов, действовал до середины XX века. В 2014 году шлюзы полностью восстановили по старинным технологиям. Сегодня это – памятник инженерной мысли наших предков. Прошлое достойно и красиво возвращается.
И проделав круг по городу, перейдя по мосту через Тихвинку, мы окажемся на улице Римского-Корсакова. Хорошо видна небольшая и чистенькая церковь. Она носит название Полковой. Но это не только храм, где молились солдаты и офицеры Тихвинского гарнизона. Согласно легенде, именно в этом месте в 1383 году явилась Икона.
А один из самых заметных домов – одноэтажный с мезонином – дом, в котором родился в марте 1844 года великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
В доме – музей, с прекрасно подобранными экспонатами.
Улица Римского-Корсакова
Фото автора
Легенда музыкиНиколай Римский-Корсаков – поздний ребенок. Отец – бывший новгородский вице-губернатор, а затем – волынский гражданский губернатор Андрей Петрович к тому времени вышел в отставку и поселился в родовом доме в Тихвине вместе с супругой – Софьей Васильевной.
Род Римских-Корсаковых происходил от польско-литовской фамилии «Корсак», древней и амбициозной. Родословная начиналась со слов: «Чтоб не искать слишком далеко, начнем с Геркулеса».
Один из представителей рода Венцеслав сопровождал в XIV веке в Москву дочь великого литовского князя Витовта, которая стала женой Московского князя Василия I. Он остался в России, пустив корни. При царе Алексее Михайловиче Корсаковы подали прошение именоваться также Римскими, чтобы подчеркнуть, что де они происходят из Рима. Царь прошение удовлетворил.
А вот мать будущего композитора, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки. Любила народные песни и часто пела их маленькому Ники, как его величали в семье.
Но мальчик рос, мечтая о будущем, наполненном приключениями и странствиями. Его буквально заражал пример брата – морского офицера, который был старше на 22 года.
Семья гордилась старшим отпрыском, радовалась взрослению младшего. Андрей Петрович отмечал в письмах друзьям: «В семействе нашем муж и жена живут в ладу, стараются взаимно угождать, предпочитают предпровождение времени с посторонними домашнему, умом правилами и поведением старшего сына утешаются, здоровьем младшего сына довольны; в не необходимом не нуждаются».
Старший брат – Воин Андреевич стал адмиралом, известным мореплавателем и гидрографом. А тогда, в молодости он обустроил младшему любимцу семьи «что-то вроде кабинета» – уголок детской комнаты, в которой стояло большое бюро с глобусом, морскими диковинами, подзорной трубой и макет шхуны
«Восток». Кстати, шхуна – первое капитанское назначение Воина Андреевича, на этом корабле он обследовал Сахалин, Татарский пролив, Амурский лиман. На карте тех мест несколько островов носят фамилию Римского-Корсакова – в честь брата композитора.
Когда Ники исполнилось 6 лет, началась его домашняя учеба. Точные науки дополняли уроки игры на фортепиано. Но мальчик всему предпочитал чтение.
Композиторский дар неожиданно открылся в 11 лет, когда Николай сочинил свои первые музыкальные произведения. Но в 12 с радостью поступил в Морской кадетский корпус, чтобы осуществить главную мечту – путешествия.
Вот что интересно: Римский-Корсаков никогда не прилагал особенных усилий, чтобы посвятить себя музыке. Его истинное призвание само нашло его. Строя военно-морскую карьеру, Николай продолжил брать уроки музыки, познакомился с композитором Милием Балакириевым и стал членом его кружка «Могучая кучка». Друзья говорили, что у него талант. А Римский-Корсаков с отличием окончил Морской корпус и на клипере «Алмаз» отправился в экспедицию к берегам Северной Америки. Почти три года ничего не сочинял.
По завершении экспедиции Римский-Корсаков вернулся в балакириевский кружок, познакомился с Александром Бородиным, Александром Даргомыжским, Петром Чайковским. И через год представил свою первую оперу – «Садко».
Николай Андреевич написал 15 опер, 3 симфонии… Наиболее известные: «Садко», «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».
Его называют великим педагогом, поскольку он воспитал целую плеяду не просто музыкантов и сочинителей, а великих композиторов с мировыми именами.
Его музыку искусствоведы иногда характеризуют одним словом – сказочная.
Дом-музей Римского-Корсакова
Фото автора
Музыкальные фестивали в Тихвине
Ежегодно уже больше полутора десятилетий в старинном русском городе проходит международный джазовый фестиваль «Сентябрь в Тихвине».
Имя великого композитора Николая Римского-Корсакова носит международный музыкальный фестиваль, который начал проводиться в Тихвине в октябре 2014 года. Его организаторы надеются сделать его также традиционным.
Тихвинский оперный фестиваль
Фото пресс-службы губернатора Ленинградской области
Тихвинские рекорды.«Полет шмеля»В рейтингах самых-самых популярных мировых шедевров классической музыки неизменно присутствует произведение Николая Римского-Корсакова «Полет шмеля».
В престижном списке классики всех времен и народов «Лебедь» Сен-Санса может сменить «Турецкий марш» Моцарта, а «Утро» Грига – шопеновская «Фантазия-экспромт». А «Полет шмеля» в нем остается всегда. Тому есть свое, несколько необычное объяснение.
«Полет шмеля» – оркестровая интермедия, написанная Римским-Корсаковым для оперы «Сказка о царе Салтане», сочиненной в 1899–1900 годах. Интермедия оканчивает третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу. Как известно, оболганная завистливыми сестрами мать Гвидона вместе с младенцем-князем была отправлена в «море-окиян». Отец Гвидона, царь Салтан, не знает, что его сын и возлюбленная живы. Но те, в свою очередь, еще не знают истинное отношение Салтана к ним.
Словосочетание «Полет шмеля» не упоминается в нотном издании оперы, но за интерлюдией закрепилось именно это название.
Мировую известность «Полет шмеля» получил благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения: тональности меняются почти непрерывно, с огромной скоростью. Основной трудностью для музыканта является не высота или диапазон звука, а физическая возможность двигать смычок взад-вперед с колоссальной скоростью.
Впрочем, композитор проявил снисхождение к исполнителям. «Сказка о царе Салтане» написана так, что интермедия не несет в ней большой смысловой нагрузки, при желании ее можно при исполнении оперы упустить.
Однако «Полет шмеля» стал классической презентацией виртуозов-одиночек и благодаря этому является самым известным в мире произведением такого специфического применения.
Именно этот факт стал своеобразным вызовом музыкантов. С конца 1980-х годов «Полет шмеля» появился в репертуаре многих суперзвезд. В 2002 году гитарист-виртуоз Виктор Зинчук был занесен в «Книгу рекордов Гиннесса», как музыкант, исполнивший этот музыкальный фрагмент в рекордном темпе – 270 ударов в минуту или 20 нот в секунду.
Этот рекорд побил рок-гитарист Тьяго Делла Вега – 320 ударов в минуту.
В октябре 2010 года скрипач Оливер Льюис исполнил «Полет шмеля» за 1 минуту 3,356 секунд…
Скорости растут. А интерес к творчеству Римского-Корсакова не снижается.
Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь
В 16 км от Тихвина, в направлении к Вологде, расположилась небольшая деревня Красный Броневик. Известна она, прежде всего, Антониево-Дымским монастырем. По преданию обитель основана около 1205 года преподобным Антонием Дымским, а официальный статус обрела позднее с пожалованием грамоты великим князем Александром Невским.
Адрес: Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, п/о Большой Двор.
Сайт: http://dymskij.ru.
Антониево-Дымский монастырь
Фото автора
Антоний Дымский – православный монах, аскет, ученик святого Варлаама, основателя Хутынского монастыря под Великим Новгородом. Варлаам – один из самых известных святых новгородской земли. О его делах и почитании говорит такой факт: на Спасской башне Московского кремля над главными воротами висит икона «Спас Смоленский» с изображением Спасителя и припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.
Снискав особое доверие братии, Антоний совершил пятилетнее паломничество в Царьград (Константинополь) к вселенскому патриарху Афанасию. После смерти Варлаама Антоний занял место настоятеля Хутынского монастыря. Но избегая людской славы, однажды тайно оставил обитель и поселился в пещере на берегу озера, недалеко от нынешнего Тихвина.
Весть о благочестивости нового пустынножителя скоро распространилась, к нему стало собираться много народа. Так и возник монастырь.
Его упразднили в 1919 году. Рассказывают, разгонять монахов «красные» комиссары приезжали на броневике. Отсюда и название деревни.
Древнейшая обитель возрождена в 1997 году, сюда перенесены мощи преподобного Антония из Тихвинского монастыря.
В народе устойчиво поверие, что именно благочестие Антония сделало возможным чудесное перенесение Тихвинской иконы Божией Матери из Константинополя на Святую Русь.
Тихвин – поистине, место, где происходят чудеса. Небольшой город был бойким торговым местом, стал пристанищем одной из святынь Православия и России, явил миру одного из величайших композиторов, прославился ратными подвигами в XVII веке и в годы Великой Отечественной войны.
В ноябре 2010 года Указом Президента России Тихвину присвоено звание «Город воинской славы».
А город преображается. Существует большая программа по благоустройству Тихвина, превращение его в один из крупнейших туристических центров всего Северо-Запада.
И хочется верить, что нас ожидают новые чудеса.