Легенды Ладоги
Историческая реконструкция к празднованию 310-летия образования Новой Ладоги
Фото пресс-службы губернатора Ленинградской области
До Старой Ладоги
На общественном транспорте: с Московского или Ладожского вокзала на электропоезде до станции «Волховстрой» (город Волхов), дальше – на автобусе № 23.
На машине: по Мурманскому шоссе – 120 км. Свернуть по указателю «Старая Ладога» направо.
До Новой Ладоги
На общественном транспорте: от Старой Ладоги на автобусе № 23 (тот же, что идет от Волховстроя).
На машине: в обратном направлении к Мурманскому шоссе, пересечь Мурманское шоссе, ехать по указателю «Новая Ладога». Всего 12 км.
До Кировска
На общественном транспорте из Шлиссельбурга в Кировск курсируют автобусы №№ 440 и 575.
На общественном транспорте из Санкт-Петербурга: от «Улица Дыбенко» на автобусе № 565.
На машине из Шлиссельбурга в Кировск по указателям. Расстояние примерно 10 км.
До Шлиссельбурга
На машине из Новой Ладоги – по Мурманскому шоссе в обратном направлении к Санкт-Петербургу. Не доезжая до Ладожского моста через Неву по указателю «Шлиссельбург» свернуть направо. Всего около 90 км.
На общественном транспорте лучше совершить отдельную поездку из Санкт-Петербурга.
От «Улица Дыбенко» на автобусе № 575.
От «Пролетарская» или «Рыбацкое» на автобусе № 440.
На машине из Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе. За Ладожским мостом через Неву – направо по указателю «Шлиссельбург». Протяженность маршрута от границы Санкт-Петербурга около 30 км.
Старая Ладога
Под этими стенами испытываешь священное благоговение перед историей. Старая Ладога – один из старейших городов России. Он основан раньше Москвы, Великого Новгорода, многих европейских столиц. Старая Ладога без малого на тысячу лет старше Санкт-Петербурга!
Город именно в этом месте – у крутых берегов ① Волхова в устье реки Ладожки (Елены) – возник не случайно. По сути, это единственная удобная гавань, где могли причалить ладьи, идущие из Балтики через Ладогу вглубь России. Дальше начинались тяжкие испытания – волховские пороги, коварный фарватер, неприступные отвесные склоны. Со временем и их научились преодолевать. Но прежде именно здесь возник центр крупной торговли, ремесел и перевалки товаров. Старую Ладогу считают не только древнейшим городом, но и первой столицей зарождающегося российского государства.
Крепость. Старая Ладога
Фото Артемия Аграфенина
Первая русская крепость
Когда-то в крепость поднимались. Сегодня, чтобы войти в ② Староладожскую цитадель, нужно спуститься с дорожной насыпи. За тысячелетие культурный слой поднялся выше человеческого роста.
Крепость, выложенная из огромных валунов, и в наши дни выглядит величественной и массивной. Ее одели в камень в 1114 году. Толстые стены по углам охраняют две круглые башни, в центре – ③ Воротная. Вход в крепость – не парадный. Для создания максимальных трудностей для нападающих ворота расположили сбоку. Нужно преодолеть длинный кривой коридор, чтобы попасть в крепостной двор.
Каждая башня при обороне выполняла свою роль.
Слева – ④ Стрелочная, вставшая на самом острие мыса Ладожки, контролировала огромное пространство. Ее лучники могли остановить любого неприятеля, решившего напасть со стороны реки.
Справа – ⑤ Климентовская, возвышавшаяся над посадом, в котором жили ремесленники и купцы.
Скорее всего, она названа так, поскольку находилась напротив посадской церкви святого Климента. Святой Климент, епископ Римский в IV веке, почитался на Руси особо, поскольку он – один из первых проповедников христианства в русских землях. Он был сослан за веру в Инкерманские каменоломни вблизи современного Севастополя, где и принял мученическую смерть.
Климентовская башня – самая мощная, поскольку стояла практически на открытой местности и должна была выдержать любой напор осаждающих. В конце XVI века, чтобы укрепить этот участок обороны, насыпали земляные валы и возвели бастионы, которые, в свою очередь, увенчали дубовым частоколом и тремя сторожевыми башнями. Новый оборонительный рубеж, значительно больший по территории каменной крепости, назвали «Земляной город».
Со стороны Волхова крепость защищали еще две башни – ⑥ Раскатная и ⑦ Тайничная. Тайничная располагалась в самом без опасном месте – в глубине крепости, над обрывом реки. А свое название получила потому, что в ней скрывался колодец, снабжавший обороняющихся водой в случае осады.
Режим работы музея-заповедника «Старая Ладога»:с 1 июня до 31 августа – ежедневно с 9:00 до 18:00;
с 1 сентября по 31 мая – ежедневно с 9:00 до 17:00.
Церковь святого Георгия открыта с 1 мая до 1 октября при сухой погоде.
Совет: для посещения крепости нужно купить билет, который продается в старом доме у спуска с дороги. Следует обратить внимание, что билеты продаются разных видов:
• отдельно входной;
• входной билет в крепость и билет в музей;
• экскурсионный.
Если вы не планируете брать экскурсию, лучше все же сразу купить билет и в музей, поскольку в самом музее он не продается, а возвращаться в кассу – путь не близкий, особенно в непогоду.
Храм-сруб и «Белая невеста»
За высокими стенами не видно, какое там скрывается чудо. Даже великолепные панорамы Волхова и противоположного берега меркнут перед двумя гармонично расположившимися друг возле друга церквями. Одна из них – деревянная и чем-то напоминает избушку, вторая – белокаменная и настолько хороша собой, что местные жители прозвали ее «Белая невеста».
Деревянная церковь считалась летней. Богослужения в ней проводили в жаркое время года. Каменная – зимняя, в ней молились, после того, как выпадет снег.
Деревянная церковь действующая. Она носит имя ⑧ святого Дмитрия Солунского, проконсула Салонников, открыто проповедавшего христианство и казненного в 306 году императором Максимилианом. Храм построен после Смутного времени, в начале XVII века. В нем достаточно тесно. Но каждого, кто попадает сюда, не покидает ощущение подлинности и искренности чувств и веры, которые часто принято характеризовать, как намоленность. Эта церковь особенно любима местными жителями.
Деревянная церковь святого Дмитрия Солунского и белокаменная церковь Георгия Победоносца
Фото автора
За четыреста лет деревянное строение неоднократно думали снести из-за ветхости и заменить новой церковью. Но всякий раз горожане просили сохранить храм. И его осторожно разбирали и собирали в точности, как было, и открывали вновь. Поэтому почерневшие стены церкви – те самые, из XVII века.
Белокаменный храм – много старше. По преданию, в 1164 крепость пытались взять шведы, приплывшие на 55 судах. Но защитники не только выдержали осаду, но и разгромили неприятеля. В память об этом событии и была заложена ⑨ церковь святого Георгия Победоносца.
Это подлинный шедевр мирового значения.
Попасть в храм можно с экскурсией. И это стоит того. Внутри храма – уникальные фрески, изрядно выцветшие за тысячелетие, но сохранившиеся и хорошо различимые.
Особый интерес представляет изображение Георгия Победоносца. Хрестоматийный образ святого, изображенный, например, на гербе Москвы – всадник, пронзающий копьем дракона. В староладожском храме Георгий тянет «Змия» на поводке.
Эта важная деталь говорит о том, что крепость строилась не для завоевания новых земель, а для защиты собственных.
Одна из легенд гласит, что перед битвой со шведскими рыцарями молодой князь Александр Ярославович молился в этом храме и крестил свой меч. После битвы народ в знак уважения дал полководцу-победителю прозвище «Невский».
Невская битваНевская битва произошла 15 июля 1240 года на реке Неве между новгородским и шведским войском. Командующий новгородцами князь Александр Ярославович за победу и личную храбрость в бою получил почетное прозвище «Невский».
Шведы стремились поставить под свой контроль Ижорскую землю – территорию, прилегающую к реке Неве, а также Карельский перешеек.
В декабре 1237 года Папа римский Григорий IX провозгласил новый крестовый поход в Финляндию. Шведы рассчитывали, что русские ослаблены монгольским нашествием и не окажут серьезного сопротивления.
Летом 1240 года шведы направили в Ижорскую землю свои корабли. Захватчики высадились и раскинули свои шатры в том месте, где Ижора впадает в Неву.
Границы Новгородской земли охранялись «сторожами»: в районе дельты Невы, по обоим берегам Финского залива, находилась «морская стража» ижорян. На рассвете июльского дня 1240 года дозорный Ижорской земли Пелгусий обнаружил шведскую флотилию и спешно послал гонцов к Александру.
Ни минуты не медля, Александр выступил с малой дружиной (двором), новгородцы и ладожские ополченцы присоединились к нему по пути.
Отряд продвигался сушей вдоль Волхова до Ладоги, затем повернул к устью Ижоры. Войско в основном состояло из конных воинов, а пеших, чтобы не терять времени, усадили в повозки. Стремительность новгородцев застала шведов врасплох, что дало определенное преимущество.
Хроники достаточно подробно описывают ход сражения, упоминая многие детали.
С первых минут боя новгородцы вошли в конное столкновение, в котором, согласно Новгородской первой летописи, Александр ранил командующего шведского войска «самому королю възложи печать на лице острым своим копием…».
В шведском войске возникла суматоха. Русский дружинник Гаврило Олексич, воспользовавшись ею, по сути, пошел на абордаж королевского корабля: «увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем», поднялся на борт, был сброшен вниз, но потом снова вступил в бой.
Другой воин Сбыслав Якунович бросился в самый центр вражеского войска. Ловчий Александра – Яков Полочанин длинным мечом положил много врагов. Отрок Савва проник в центр шведского лагеря, «ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный». Шатер рухнул. И шведы увидели в этом дурной знак. Новгородец Миша со своей дружиной сражался в пешем строю и потопил три вражеских корабля. Еще один воин – слуга Александра Ратмир – сражался пешим против нескольких шведов, был ранен и погиб.
Напор русских, их бесстрашие не давали шведам опомниться. Они впали в состояние паники и даже не могли сообразить, что дружина Александра в несколько раз меньше королевских войск.
Сражение длилось до наступления вечера; к ночи противники разошлись. Шведы потерпели поражение и к утру отступили на уцелевших кораблях.
Преследовать шведское войско Александр не стал. Скорее всего, не хотел рисковать своими людьми.
Потери русских составили до 20 воинов из числа знатных новгородцев (к этому следует прибавить и погибших дружинников).
Шведы «накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла», то есть нагрузили два корабля павшими. Значит, потеряли сотни воинов.
Кроме того, согласно «Жития Александра Невского», на другом берегу Невы на следующий день местные жители обнаружили много непогребенных тел иноземцев.
В скандинавских источниках упоминания о крупном поражении на Неве нет, хотя хроники констатируют: в 1240 году действительно состоялся поход на Русь и в Финляндию. Но подробное описание русских хроник, упоминание деталей и имен наталкивает на мысль, что шведы просто не хотели вспоминать о горьком поражении.
Утверждения об участии в походе короля Биргера Магнуссона некоторые ученые также оспаривают. Однако исследование останков Биргера, произведенное в 2002 году, показало, что на его правой глазнице есть явственные следы прижизненных повреждений, напоминающих следы от удара оружием. Это косвенно подтверждает упомянутую в хрониках рану, нанесенную собственноручно Александром Невским.
Одержав победу, русские войска пресекли продвижение захватчиков на Ладогу и Новгород. Благодаря этому не произошло объединения шведов с немцами, которые также собирались в поход на Русь. Правда, как мы знаем из истории, немцев это не остановило. Через два года крестоносцы захватили Псков, состоялось Ледовое побоище.
Так говорил Александр НевскийЛетопись утверждает, что по принятому обычаю Александр перед битвой воодушевил дружину речью. Несколько фраз из нее дошли до наших дней и стали крылатыми:
«Не в силах Бог, а в правде!»
«Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет!»
В фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» герой Николая Черкасова произносит эти слова после Ледового побоища. Но древние источники утверждают, что Александр Ярославович сказал эту фразу после Невской битвы. Не образ ли Георгия Победоносца из ладожского храма навеял ему эту истину?
Варяжская улица
Фото Артемия Аграфенина
Артефакты и стиль жизни горожан
Музей крепости весьма любопытный. Он дополняет впечатления от увиденного.
Вы не найдете другого такого места в России, с которым было бы связано так много легенд и сказаний. И что любопытно – большинство из них со временем подтвердились не только летописями и хрониками, но археологическими находками. А раскопки ведутся в этом регионе с середины XIX века. Более 60 лет отдал Старой Ладоге выдающийся ученый-археолог Анатолий Николаевич Кирпичников. Многие из обнаруженных в разные годы в результате его раскопок артефакты собраны в музее-крепости.
Основные археологические работы велись в крепости и «земляном городе», у подножия Климентовской башни, где располагался посад. Находки свидетельствуют: в Старой Ладоге трудились представители различных ремесел. Особенно почиталось ювелирное дело.
Старая Ладога была связана с самыми дальними уголками мира. Например, археологи разных экспедиций нашли огромное количество разноцветных стеклянных бусинок. Такие изделия в ту эпоху умели изготавливать только арабы. Значит, купцы с Ладоги «забирались» так далеко на Восток? Имели такие связи, что смогли не только возить товар, но и перенимать технологии?
Жители древнего города жили в достатке и благополучии. Например, тут не принято было носить лапти, ходили в обуви из тонкой кожи. Что так же свидетельствует о том, что горожанам не приходилось «месить грязь» по улицам. Ступали они по деревянным тротуарам и брусчатке.
Исторические находки подтверждают летописные предания о том, что именно у стен Старой Ладоги зарождалась русская государственность. В 2012 году принято решение установить на высоком берегу Волхова памятник первым шагам молодой России.
Объявили конкурс. Любопытно, из 38 представленных работ – значительная часть изображала Рюрика.
«Идите княжить и владеть нами»Почему именно Рюрик? И вообще, с чего все начиналось?
Древнерусский летописный свод «Повесть временных лет» гласит, что из года в год на берегах Ладоги и Невы появлялись «варяги из заморья», которые грабили и собирали дань с живших тут мирных племен – финнов и славян.
Однажды, объединившись, племена разбили и прогнали рыцарей-разбойников. Несколько лет местных жителей непрошенные гости не беспокоили. Но это не привело к ожидаемому согласию.
Стычки начались уже между племенами – «восстал род на род, и была у них усобица, и воевать начали сами с собой». Собрались старейшины и решили найти третейского судью: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Направили послов «за море к варягам, к руси» со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; идите княжить и владеть нами». И вызвались три брата с их родом и пришли. Старшего из братьев звали Рюрик.
К слову, в летописи специально сказано, что послов племена послали к варягам, которые «звались руси», как «другие варяги зовутся свеи, другие же урмане, англяне, другие готы». Стало быть, призвали на княженье тех, кто не запятнал себя грабежами местных племен. И получается, Рюрик с братьями не были ни шведами, ни норманнами, ни англичанами, ни рыцарями с Готланда.
«От них была прозвана Русская земля» – заключает летопись. Событие это произошло «в лето 6370», в 862 году по современному летоисчислению. Этот год и считается началом зарождения российской государственности. А Рюрик – первым русским князем, основателем первой отечественной правящей династии.
Ломоносов против немцевЛичность Рюрика вызывает и сегодня немало споров. Кто он по происхождению? Был ли он реальным человеком или всего лишь мифическим героем, вобравшим в себя образы нескольких действующих исторических личностей?
Впервые этот вопрос возник при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. В Санкт-Петербурге должна была состояться лекция о происхождении русского народа и Российского государства историка Герхарда Миллера.
Миллер, выходец из Вестфалии и выпускник Лейпцигского университета, к тому моменту прочно обосновался в России и был известным ученым. К слову, именно Миллер стал первым главным редактором единственной тогда газеты «Санкт-Петербургские ведомости», которая начала выходить в 1728 году после зачахших и напрочь забытых петровских
«Ведомостей». Инициативу возобновить периодическую печать проявила Академия наук. А поскольку в ней в ту пору преобладали немецкие ученые, понятно, что своим ставленником они сделали молодого и амбициозного Миллера.
Миллер собирался, опираясь на рассказ из «Повести временных лет» о призвании Рюрика, доказать, что создателями российской государственности были скандинавы. Рецензентом лекции выступал Михаил Ломоносов, который в ответ написал жесткую отповедь. Столкновение двух ученых получило продолжение – длительное обсуждение в Академии наук. Результатом стала победа Ломоносова.
К слову, после этого инцидента Ломоносов стал и главным редактором газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
Откуда что пошло?После научного скандала вопрос, кем был Рюрик, еще не раз появлялся, особенно, когда возникала необходимость обосновывать тезис о неполноценности славян и их неспособности создать собственную государственность. Одним из последних поклонников «нормандской теории» выступил Гитлер…
Но серьезные ученые на сей счет даже уже не спорят, а только иронизируют. Доказано, что у многих великих и малых народов возникал этап, когда они обращались к иноземцам с просьбой прийти на царство, причем практически одними и теми же фразами: «Земля у нас богата и плодородна, но порядка в ней лишь нет…».
На самом деле неважно, какой крови правители страны; важно, какой путь прошла сама страна и ее народ. Ведь не лидер, а именно народ формирует историю. А Россия своим тысячелетним существованием, победами и достижениями доказала свое право считаться великой державой.
В «Повести временных лет» записано, что Рюрик и его братья – варяги-русы. То есть иноземцы-русы. Среди историков в наши дни все более популярной становится теория, что «русы» – это не национальность, а род занятий, социальное положение.
Ученые предполагают, что слово «русь» происходит от древнескандинавского roths, что означает, «гребцы». А «русы» – корпорация торговцев. Их этнический состав никакого значения не имеет. Важно, что они брали на себя обязанность оберегать караваны по пути их следования. В ту эпоху были два главных направления: один – по Волхову и Днепру из Византии, другой – по Волге и Каспию из Персии. Это и есть древний путь «из варяг в греки», и проходил он через Ладогу.
Необходимость обеспечить безопасность этого торгового пути и стала толчком для создания древнего русского государства. Ведь желающих прибрать к рукам контроль за таким доходным делом было немало.
Рюрик и ОлегЕсли следовать за этой теорией, становится понятным ход многих исторических событий.
Рюрик – первый правитель на Руси. Согласно Ипатьевской летописи, именно он в 764 году основал Новгород – новый город по отношению к Старой Ладоги.
После смерти Рюрика опекуном его малолетнего сына Игоря стал его соратник и верный друг Олег.
Олег продолжил дело Рюрика. Совершил поход на Киев. В Киеве Олег устроил свою столицу, согласно легендам, произнеся слова: «Да будет это мать городов русских».
После восшествия на княжение в Киеве Олег пошел на Константинополь, для чего снарядил 2000 ладьей. Византийский император перегородил залив Золотой Рог цепью, думал остановить корабли. Олег проявил смекалку. Он поставил ладьи на колеса и, как только подул попутный ветер, направил их к воротам города. Увидев катящиеся по суху корабли, византийцы пришли в ужас и сдались, обязавшись платить дань. В знак победы Олег «прибил свой щит к воротам Царьграда».
Любопытно, что все воинские победы Олег одержал в местах, по которым проходил путь «из варяг в греки».
Легенды об Олеге отражены в двух летописях – новгородской «Повести временных лет» и древнерусской, писанной в Киеве. В обеих, кстати, схоже рассказывается о смерти Вещего Олега.
Волхвы предсказали гибель князя от его же коня. Олег, от греха подальше, отослал четвероного товарища. А через четыре года вспомнил о нем. К тому времени конь умер, Олег подошел к скелету и, наступив ногой на череп, с насмешкой произнес: «Его ли мне бояться?» В это время из черепа выползла змея и ужалила князя.
В «Повести временных лет» написано, что это случилось на горе Щековице под Киевом.
В «Новгородской первой летописи» утверждается, что трагедия разыгралась на сопке у реки Волхов, на берега которого Олег вернулся после своих походов.
Кстати, в знаменитой «Песне о Вещем Олеге» Александра Пушкина князь гибнет «на холме, у брега Днепра».
Олегов курган
В нескольких километрах от Старой Ладоги на дороге, ведущей к Мурманскому шоссе, есть сопка под номером 5-III. Во второй половине XX века ученые-археологи все сопки описали и посчитали.
«Третья из пятой группы» чаще всего называется ⑩ «Олегова могила». Найти этот 10-метровый курган достаточно просто. Во-первых, он самый высокий из всех в округе. Во-вторых, его уже превратили в туристический объект. Поэтому возле него есть указатель, памятный камень и щит с маршрутом походов Вещего Олега. В Старой Ладоге разночтения между киевской и новгородской версиями уже давно на своем знаменитом полотне «Заморские гости».
Сохранились записи из дневника художника:
«Взбираемся на бугор, и перед нами один из лучших русских пейзажей. Широко раскинулся серо-бурый Волхов с водоворотами и светлыми хвостами течения посередине; по высоким берегам сторожами стали курганы, и стали ни как-нибудь зря, а стройным рядом, один красивее другого».
В 1820-х годах археологи попытались раскрыть тайну кургана. Но раскопали лишь небольшую его разрешили. В пользу Волхова.
Впрочем, даже если под курганом никакого Олега нет, это нисколько не умаляет культурного и исторического значения места. Доподлинно известно, что этот обрыв стал меккой для художников, приезжающих на берега Волхова за вдохновением и на этюды. Многие утверждают, что именно вид с этого кургана изобразил Николай Рерих часть. Ничего существенного не нашли – лишь сожженные кости, угли, наконечник стрелы, да похожий на задвижку от замка кусок железа… С тех пор курган больше не тревожили. Кто под ним погребен, по-прежнему остается загадкой. И это предает ему еще большую таинственность.
Олег создал первое русское государство, главным образом, жившее торговлей и раскинувшееся от Ладоги до Черного моря. Как только торговля начала замирать, обширная и трудноуправляемая страна стала распадаться на отдельные княжества, которые заново собирать стали уже после татаро-монгольского ига вокруг Москвы.
Олегов курган
Фото автора
Исправленная ошибкаКстати, в конкурсе памятников, посвященных зарождению российской государственности, победил проект молодого скульптора Олега Шорова, на котором изображены стоящие в полный рост Рюрик и Олег.
Среди тех, кто судил конкурс, был и профессор Кирпичников. По его настоянию даже уже победивший проект подвергся серьезной переработке. Скульптор изобразил политического деятеля Рюрика и воина Олега, опирающимися на щит. Каплевидную форму щита автор позаимствовал с памятника 1000-летию Руси в Великом Новгороде, именно с таким щитом на нем изображен Олег. Но Кирпичников в ходе своих раскопок пришел к выводу, что такой формы в ту пору не существовало, она появилась много позже. Воины укрывались за тяжелыми, не менее метра в диаметре круглыми щитами.
Вроде бы мелочь, но скульптору пришлось менять всю композицию, поскольку массивный щит загораживал фигуры. Но новое решение все же удалось найти. В итоге скульптор изобразил двух своих героев на некотором расстоянии, таким образом, что пространство между ними на фоне неба будет смотреться, словно река – символ течения времени и вечной жизни. В новой концепции щит больше не мешал.
Скульптор Олег Шоров со своей работой, посвященной зарождению российской государственности
Фото автора
Старейшая улица России
Памятник планируется установить в сквере на Варяжской улице. Это место на холме, с которого открывается панорама на Волхов и крепость. И сам величественный монумент будет хорошо виден как из поселка, так и с проплывающих по реке судов.
По ⑪ Варяжской улице стоит прогуляться. Тихая и зеленая, она похожа на десятки других провинциальных улиц России. Но, ступая по Варяжской, невольно думаешь, что скрывает под собой земля: брусчатку или деревянные настилы? Оброненную монетку или рассыпавшиеся бусы красавицы, попавшую в канавку и забытую ребенком игрушку или оборвавшуюся пряжку?
Варяжская – старейшая «действующая» улица в нашей стране. Впервые о ней упоминается в 1500 году, хотя археологи обнаружили на ней следы X и XI веков. Похоже, по этой улице прогуливались арабские, византийские и европейские купцы еще в первые дни основания города – более тысячи лет назад.
Сегодня в сквере на Варяжской выделяются два дома – деревянный и каменный. Прежде оба принадлежали купцу Калязину. Сейчас в них музеи – с экспозициями ⑫ «Археология Ладоги» и ⑬ «Быт купцов Новоладожского уезда конца XIX – начала XX века».
Режим работыПоскольку музеи являются филиалами музея-заповедника «Старая Ладога», то и работают по тому же расписанию:
• с 1 июня до 31 августа – ежедневно с 9:00 до 18:00;
• с 1 сентября по 31 мая – ежедневно с 9:00 до 17:00.
Форпост РоссииСтарая Ладога постоянно находилась под угрозой шведского нашествия. Но ни разу крепость надолго не оказывалась в руках неприятеля. Самая длительная оккупация произошла в 1611 году, город вернулся в лоно России только в 1617 году после подписания Столбовского мира, согласно которому другая исконно русская крепость Орешек оказалась в Швеции. Старая Ладога снова стала приграничным городом.
Как жили тогда наши предки? Подробности можно узнать у немецкого путешественника Адама Олеария, который в 1647 году издал книгу о своих путешествиях в Московию. В Россию он отправился в 1633 году с посольством германского Готтопского герцога к царю Михаилу Федоровичу и персидскому шаху. Посольство было долгим, но своих целей, к сожалению, не достигло.
По возвращению в 1639 году домой вместо наград Олеарию пришлось выступить свидетелем на суде против главы посольства Отто Бругмана, которого обвинили в измене и воровстве. И в итоге казнили.
Судебное разбирательство побудило Олеария вспомнить буквально по дням все путешествие. Так появилось и немало страниц о России. Олеарий прославился своей литературной деятельностью, он и ныне считается одним из лучших германских литераторов своего времени.
Путешествие в МосковиюГраницу Олеарий пересекал как раз в Старой Ладоге.
Он описал церемонию официальной встречи русскими немецкой делегации в устье Волхова. На границу прибыл пристав с 15 разодетыми господами, которые, чтобы подчеркнуть свою важность, двигались невероятно медленно. И при встрече не проронили ни единого слова. Странный обряд завершился тем, что «господам послам для привета предложены были несколько чарок очень крепкой водки и двух родов невкусный мед с несколькими кусками пряника. Они и мне дали попробовать этого угощения, прибавив по-латыни: „Стоит подбавить немного серы, и – готово питье для ада“».
Зато прием у русских купцов Олеарий вспоминает с теплотой. Разные кушанья и напитки подавали на серебре.
«Здесь мы услыхали первую русскую музыку… когда мы сидели за столом, явились двое русских с лютнею и скрипкою, чтобы позабавить господ послов. Они пели и играли про великого государя и царя Михаила Федоровича.
В строках про общение с простым народом Олеарий то и дело помечает: «время мы проводили весело».
Благодаря книге немецкого автора сохранилось и свидетельство, как в старину велось судоходство:
«Волхов – река почти той же ширины, как и Эльба, течет, однако, не так сильно; она вытекает из озера за Великим Новгородом, называющегося у них Ильмень-озером. Впадает она в Ладожское озеро.
В семи верстах от Ладоги на этой реке пороги и еще через семь верст другие, через которые очень опасно переезжать в лодках, так как там река стрелою мчится вниз с больших камней и между ними. Поэтому, когда мы прибыли к первым порогам, то вышли из лодок и пошли берегом, дожидаясь, пока наши лодки сотнею людей перетаскивались через пороги на канатах. Однако все прошли счастливо… Нам сообщили, что на этом самом месте несколько ранее засело судно некоего епископа, нагруженное рыбою, и погибло вместе, с епископом».
Стоит заметить, что Ладога в тексте немецкого автора – это нынешняя Старая Ладога. До 1703 года город назывался коротко – Ладога. Это название можно найти во многих международных договорах того времени, особенно о мире со Швецией. Ладогу неоднократно захватывали завоеватели. Но всякий раз город удавалось либо отбить, либо вернуть в результате соглашений.
О размерах города можно судить не только по масштабам крепости и старинным названиям улиц. Границы Ладоги обозначены старинными монастырями.
Волхов
Фото автора
Никольский мужской монастырь
С юга возвышается ⑭ Никольский мужской монастырь. Сегодня он имеет облик, каким его возвели в XVII веке. Но в ходе археологических раскопок под монастырем найдены останки более старой обители – XIII века. По преданию, монастырь построен в память о жителях Ладоги, погибших в боях со шведами под предводительством Александра Невского.
Согласно еще одной легенде в стенах обители нашли кров монахи, пришедшие сюда по льду Ладожского озера после разгрома шведами Валаамского монастыря. Когда же в 1611 году шведское войско захватило Ладогу, монахи отказались покинуть свой новый приют, предпочтя смерть от рук захватчиков.
В советское время монастырь был закрыт. Здесь были кузница, склад, мастерские.
Никольский монастырь
Фото Артемия Аграфенина
В настоящее время обитель восстанавливается. В 2002 году сюда была перенесена из итальянского города Бари частица мощей Николая Чудотворца. А через год к 1250-летию Старой Ладоги завершили реконструкцию главной церкви обители – храма Иоанна Златоуста.
Адрес: Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Старая Ладога, ул. Никольская, д. 16.
Монастырь открыт для паломников с 9:00 до 19:00 ежедневно.
Сайт: www.nikmonas.ru.
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь
Севернее крепости расположился ⑮ Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь. Есть версия, что монастырь основала жена Ярослава Мудрого – шведская принцесса Ингигерда, в православии Ирина. Именно по ее скандинавскому имени земли от Нарвы вдоль южного побережья Финского залива и по берегам Невы часто называют Ингерманландией, поскольку она их получила в качестве приданного при замужестве за русским князем.
После кончины мужа Ингигерда-Ирина удалилась от мирской жизни, приняла монашество и стала первой инокиней в русской великокняжеской семье.
Главная достопримечательность монастыря – церковь Успения Богородицы – белокаменный храм, выстроенный в XII веке и напоминающий Георгиевский собор в крепости.
В 1611 году монастырь был разграблен во время шведского нашествия, но возрожден. Среди известных его обитательниц – Евдокия Лопухина, в монашестве – Елена, первая жена Петра I. В Старой Ладоге она провела семь лет, до самой смерти императора. После чего ее упрятали в тюрьму Шлиссельбургской крепости.
Сюда же была сослана и прожила до своей кончины еще одна Евдокия, первая жена Абрама Ганнибала, уличенная прадедом Пушкина в измене.
Основные корпуса обители возведены в XIX веке в стиле эклектики. Монастырь скрывают стены с башнями в старорусском стиле и похожие на крепостные.
В советские годы в стенах монастыря находился детский приют.
Сегодня монастырь возрождается. Монастырская лавка славится своими пряниками и халвой.
Адрес: Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Старая Ладога, ул. Советская, д. 6.
Монастырь открыт для паломников с 9:00 до 19:00 ежедневно.
Сайт: www.uspenie-ladoga.ru.
РЕЦЕПТЫМногие места славятся своими кулинарными специалитетами. Не исключение и различные уголки Ленинградской области. Давайте познакомимся с кухней Старой Ладоги.
Салат «Ладожский»Легкий салат на основе старинных рецептов разработали современные повара.
Ингредиенты
Мякоть говядины жареная – 100 г.
Репчатый лук красный – 1 шт.
Огурец маринованный – 1 шт.
Ягоды физалиса – 4 шт.
Растительное масло – 1 ст. ложка.
Уксус 3 % – 1 ч. ложка.
Горчица готовая – 1 ч. ложка.
Зелень базилика.
Сахар, соль, перец черный молотый по вкусу.
Приготовление
Мясо, огурец и лук нарезать соломкой. Лук обдать кипятком.
Подготовленные ингредиенты соединить, заправить смесью масла, уксуса, горчицы, соли, сахара и перца. Выдержать салат 20 минут в холодильнике.
Перед подачей оформить зеленью и ягодами физалиса.
Рыба по-ладожскиИнгредиенты
Филе рыбы – 600 г.
Репчатый лук – 1–2 шт.
Сыр – 100 г.
Майонез/сметана – 100 г.
Соль по вкусу.
Мука по вкусу.
Масло растительное по вкусу.
Приготовление
Рыбное филе нарезать на куски, посолить, обвалять в муке и положить на сковороду с разогретым маслом.
На куски рыбы положить нарезанный кольцами и обжаренный лук, кусочки сыра, залить рыбу майонезом или сметаной и запечь в духовке.
Мекка художников
К Староладожскому Свято-Успенскому девичьему монастырю примыкает ⑯ парк бывшей усадьбы Успенское. Еще совсем недавно заброшенный, теперь он приведен в порядок и может стать прекрасным местом для прогулки.
Накануне нашествия Наполеона владельцем усадьбы стал знаток искусства и меценат Алексей Романович Томилов. Во время Отечественной войны 1812 года он вступил в ополчение, и его тяжело ранило в ногу. Так что после войны и до самой своей кончины он безвыездно жил в Старой Ладоге.
К нему в гости приезжали многие замечательные архитекторы и художники, подолгу жили у него, творили, вдохновленные видами берегов Волхова. Среди друзей хозяина дома – Дж. Кваренги, А. Н. Воронихин, А. О. Орловский, О. А. Кипренский, И. К. Айвазовский, А. Г. Венецианов и многие другие.
Традиции усадьбы продолжили и последующие ее хозяева. В Успенском гостили художники Н. К. Рерих и Б. М. Кустодиев. Кустодиев написал здесь замечательную картину «Монахиня», хранящуюся в Русском музее.
Деревянный «хозяйский» дом сгорел еще в начале XX века. В настоящее время сохранился построенный из кирпича флигель, который принадлежит музею-заповеднику «Старая Ладога».
Из парка открывается прекрасный вид на располагающуюся севернее изящную ⑰ церковь Рождества Иоанна Предтечи. Ее построили в 1685 году, и она относилась к Иоанновскому монастырю, упраздненному при Екатерине II. Но храм ныне действующий. По традиции, в день Рождества Иоанна Предтечи – 7 июля открывается местная ярмарка, которая длится целую неделю.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАВ 1703 году Петр I основал на самом берегу Ладожского озера, что было стратегически целесообразно, еще один город-крепость, который назвал Новой Ладогой. Чтобы ускорить его развитие, царь лишил поселение вокруг старинной крепости герба и статуса города, а населению приказал переселиться на новое место.
С тех пор старейший город России, бывшая столица, стал селом с именем Старая Ладога.
Новая Ладога
Почему Петр I решил перевести старинный русский город со старого места на новое, вполне объяснимо.
Произошло это в начале XVIII века. Царь начал новую войну со Швецией. И было жизненно необходимо укреплять границу, чтобы не допустить в случае военных неудач прорыва неприятеля в центр России.
В устье Волхова, практически в месте его впадения в Ладожское озеро, располагался старинный Николо-Медведский монастырь, основанный еще в 1300-х годах.
В 1702 году по приказу царя Петра I территория Николо-Медведского монастыря была обнесена земляным валом и рвом.
А через два года, когда уже был заложен Санкт-Петербург, Николо-Медведский монастырь упразднили. Опять же указом царя. Петр создавал новые точки опоры государства, исходя из геополитических реалий того времени.
Одновременно в устье Волхова царь заложил судостроительную верфь. Сюда направили для образца корабли с соседних верфей на реках Сясь и Свирь. Чтобы было кому строить, доставили около 2 тыс. работников. По велению царя сюда переехали на жительство многие староладожане, а из центра страны перебросили и расквартировали несколько пехотных полков.
Когда опасность прорыва шведов в этом месте уже свелась к нулю, царь мог, как не раз бывало, потерять интерес к Новой Ладоге. Но он увлекся еще одной новой идеей.
В одном из своих писем поздней осенью 1718 года он написал:
«Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что сим летом с тысячу судов пропало…»
Действительно, именно в этом участке Ладоги капризы гигантского озера, частые перемены ветров и неожиданные штормы мешали судоходству. Снабжение строящейся столицы было под угрозой.
Петр издал указ построить канал вдоль Ладожского озера для безопасного следования судов. Канал протяженностью 117 км, который стал в XVIII веке самым крупным гидротехническим сооружением в Европе, начали рыть в 1719 году.
Но к 1723 году была прорыта только малая его часть. Разгневанный Петр приказал арестовать и отдать под суд руководителей работ и шлюзовых мастеров из Германии. Строительство канала от подрядчика возложило на себя государство. В 1725 году на стройке работало уже 8 тыс. вольнонаемных человек и 18 тыс. солдат регулярной армии. Весной 1731 года по каналу пошли суда.
Через сто лет из-за засухи канал остановился. Его реконструировали, но он уже не поспевал за стремительным развитием прогресса.
В 1861–1866 годах параллельно Староладожскому построили более современный Новоладожский канал. Он честно отработал свой срок. И сегодня его используют для прохождения малотоннажных судов.
Уездный городок
Новая Ладога – сегодня недооцененный город. Это весьма хорошо сохранившийся типичный уездный город послепетровской России. С парадной улицей, которая прежде называлась Николаевской, теперь – Карла Маркса. С крепкими, но местами обветшалыми каменными и деревянными домами, в которых в царские времена располагались банки, почта и офицерское собрание, дома обеспеченных горожан, гостиный двор. Сохранились старинные храмы закрытого Николо-Медведского монастыря и храмы, построенные после учреждения города, в том числе Климентовская церковь (Церковь Климента Римского и Петра Александрийского, сейчас не действующая) XVIII века.
Полковник СуворовНовой Ладоге не пришлось участвовать в петровских войнах, но она всегда оставалась центром российской воинской подготовки. В 1763–1769 годах будущий генералиссимус А. В. Суворов командовал расквартированным здесь Суздальским пехотным полком. Во время службы у берегов Волхова и Ладоги он составил «Полковое учреждение» – инструкцию, содержавшую основные положения и правила по воспитанию солдат, внутренней службе и боевой подготовке войск.
Существует исторический анекдот, что Суворов, ежедневно занимаясь выучкой своих солдат, заставлял их совершать марш-броски в Старую Ладогу к стенам Свято-Успенского девичьего монастыря и штурмом брать стены обители. И хотя бойцам был зачитан строжайший приказ – монахинь не тревожить, у полка совсем уж бесшумно брать «крепость» не получалось. Со временем история приобрела скандальную огласку, поскольку настоятельница написала жалобу в Синод.
Важнейшую роль в истории город сыграл во время Великой Отечественной войны. Гитлеровцам не удалось его захватить. Отсюда осуществлялась поддержка сообщения с осажденным Ленинградом по легендарной Дороге жизни, а также дислоцировалась Ладожская флотилия. О моряках-героях напоминает поставленный на берегу Волхова на вечную стоянку катер периода Великой Отечественной.
Шлиссельбург
И Староладожский, и Новоладожский каналы, начинающие свой путь из устья Волхова, завершают его у истоков Невы – в Шлиссельбурге.
Шлиссельбург, старинный русский город Орешек – еще одно место, где сконцентрировалось множество тайн и легенд.
Крепость Орешек
Фото Артемия Аграфенина
Облик Шлиссельбурга чем-то напоминает Новую Ладогу. Город также активно строился в послепетровские времена.
Центр города – Красная площадь. К нему ведет Красный проспект, который упирается в Староладожский канал. В это место прибывают маршрутки и автобусы. Сюда лучше приехать и на автомобиле. Припарковав машину, стоит пройтись по Шлиссельбургу.
На Красном проспекте – великолепный ансамбль храмов XVIII века: Никольская церковь, Благовещенский собор. Слева величественно течет Нева. Справа вдоль канала идет бульвар с вековыми деревьями.
Через Староладожский канал перекинут Петровский мост. Сегодня канал уже не используется. Но его шлюзы сохранились и видны с Петровского моста и из сквера.
Петровский мост
Фото Артемия Аграфенина
Петровский мост ведет на Красную площадь – пожалуй, самое красивое место в городе. Здесь сохранилось несколько старинных зданий и гостиный двор XIX века. От площади отходит улица Жука (в честь революционера Иустина Петровича Жука, 9 лет просидевшего в Шлиссельбургской крепости и погибшего в Гражданскую войну).
К сожалению, в годы Великой Отечественной войны многие здания города были разрушены. За уголком, который хоть немного напоминает европейские города, дорога ведет к пристани. Здесь пока матушка-Россия представлена во всем своем противоречивом облике. Покосившиеся заборы, за которыми скрываются полуразрушенные сараи, соседствуют с эклектичной пестрой архитектурой особняков состоятельных горожан.
Впрочем, в этом также есть элемент своеобразия, поскольку на контрасте этих картин еще выше ценишь красоту и величие панорамы, которая открывается.
Прямо посредине широкой Невы стоит остров с каменной крепостью.
Она словно вырастает из вод. И даже не верится, что это не мираж. Настолько настоящие и сильные чувства испытываешь, когда видишь все это.
Если свернуть налево от Петровского моста, можно дойти до пристани. Отсюда отходят катера к главной достопримечательности города – крепости Орешек. Правда, крепость открыта для посещений лишь в летний период.
Адрес: Ленинградская область, Кировский район, г. Шлиссельбург, о. Ореховый.
Режим работы: ежедневно с 1 мая по 31 октября.
С 10:00 до 18:00 – будние дни.
С 10:00 до 19:00 – выходные и праздничные дни.
На Ореховом острове
Имя крепости дал Ореховый остров, на котором она расположилась. Уже много позже, вернув крепость после векового господства в ней шведов, царь Петр, обыгрывая этот образ, скажет: «Твердый попался Орешек». Но с момента своего основания крепость всегда верой и правдой служила России.
Орешек – Нотебург – ШлиссельбургА основал Орешек внук Александра Невского – князь Юрий Данилович в 1323 году. Место ее расположения действительно уникальное – на острове в истоке Невы.
Остров невелик: примерно 500 метров в длину на 350 – в ширину. Первая крепость была крошечной и занимала только пятую часть и без того небольшого пространства. Но сильные течения Невы, крутые берега и активное строительство новых укреплений вскоре сделали Орешек практически неприступным.
«…в серебристых водах Ладоги отражается крепость Шлиссельбург, прикрывающая вход в озеро», – восторженно отметил в своем дневнике 1850-х годов путешествующий по России знаменитый французский писатель Александр Дюма.
Выгодное местоположение крепости, сделавшее ее важнейшим плацдармом между Ладогой – Невой – Балтикой, стало и ее роком. Воевать приходилось чуть ли не ежегодно.
В год ее основания – 1323-й в Орешке подписали мирный договор между Россией и Швецией, окончивший тридцатилетнюю войну. Впервые со времен долгих воин и столкновений новгородцы и скандинавы решили определиться с границей. Поделили Карельский перешеек пополам. Левая сторона с Выборгом и выходом к Финскому заливу отошла к шведам, правая с крепостью Корела и побережьем Ладожского озера осталась российской.
Но в 1338 году шведы снова пошли в атаку на новгородские земли. В 1348 году извечным противникам удалось захватить Орешек. В 1349-м новгородцы ее отбили… И так далее, и так далее.
В сентябре 1611 года шведские войска под руководством Делагарди осадили крепость и после девятимесячной осады, в мае 1612 года, взяли ее измором. По результатам Столбовского мира 1617 года Орешек с новым именем Нотебург, которое по-шведски означало «Ореховый город», перешел под власть Швеции.
Уже знакомый нам Адам Олеарий в своей книге о путешествии в Московию жаловался на невозможность находиться в Нотебурге из-за комаров: «не видно было с ладонь свободного от них воздуха…»
И тут же добавляет: «Жители называют их „русскими душами“».
И позже, когда Олеарий начинает рассказывать историю взятия крепости, становится понятно, почему шведы испытывают «угрызения совести». Да, в каждом комаре им виделась месть погибших русских воинов.
Дальше Олеарий пишет:
«Нам говорили, что осажденные русские держались вплоть до последних двух человек. Когда они по капитуляции должны были выступить со всем скарбом и имуществом и со всеми находившимися при них людьми, то вышли только эти двое. Когда их спросили, где же остальные, они отвечали: остались только они одни…»
Посторонний в русско-шведской войне немец итожит разговоры:
«Вообще русских хвалят, что они гораздо храбрее и смелее…»
Для Петра I возвращение Орешка – Нотебурга было делом чести. После конфуза петровской армии под Нарвой в начале Северной войны Карл XII посчитал, что русские больше не опасны, и ушел воевать в Польшу.
А Петр начал строить планы новой атаки на Швецию. Поразмыслив, он понял, что Нарва ему не нужна, поскольку не решает никаких стратегических целей. А вот своя, но отобранная крепость Орешек, имеет ключевое значение. Она как пробка затыкает и закрывает русским выход в Неву и Балтику. При этом она прикрывала пиратский флот шведов, которые свободно плавали по Ладоге и, когда хотели, разоряли русские поселения.
Сначала Петр хотел взять крепость зимой, перейдя Неву по льду. Но лед в том году был неустойчивым. От этой идеи отказались. Начали тайно готовить штурм… аж в Архангельске, скрытно перебрасывая натренированные войска к берегам Волхова.
Петр боялся, что любая утечка позволит шведам развернуть свою армию и прийти на поддержку Нотебурга. К счастью, шведы никакой опасности не чувствовали.
Чтобы окончательно запутать противника, полководцы Петра – Б. П. Шереметев и П. М. Апраксин предприняли несколько набегов на Карельский перешеек и Ингрию. А в конце сентября началась осада самой крепости. Обстрелы серьезно разрушили стены, внутри цитадели начались сильные пожары.
Но когда в начале октября начался штурм, обороняющиеся отбрасывали один за другим накаты русской армии. Потери были огромными. После 13 часов непрерывных боев, Петр уже думал отойти. Но тут гарнизон вывесил белый флаг.
Радости Петра не было предела. Это была его первая победа над шведами после многих лет большой работы, подготовки, неудач. Петр писал одному из своих соратников: «Правда, что зело жесток сей орех был, аднака, слава богу, счастливо разгрызен».
Петр не стал возвращать Нотебургу историческое имя «Орешек», а назвал его «Ключ-город» – Шлиссельбург, намекая, что отныне в руках государства Российского ключи от Ладоги.
Царь настолько увлекся своим военным трофеем, что провел в Шлиссельбурге почти два месяца. Он не только лично контролировал восстановление крепости, но и укрепил ее новыми редутами, защитив наиболее слабые с точки зрения фортификации берега.
Но успех Петра развивался дальше. Он основал Санкт-Петербург, выиграл Полтавскую битву, брал штурмом и осадой города в Балтии. Интерес к Шлиссельбургу отошел на второй план. И у крепости, прославившейся ратными подвигами, появилась «новая» профессия.
Крепость-тюрьмаПри Петре крепость занимала всю территорию острова. По периметру крепостных стен расположены пять башен. Из них одна – Государева (Воротная) – четырехугольная, остальные круглые. Внутри крепости, в северо-восточном, дальнем от берега ее углу, возвышается еще один рубеж обороны – цитадель, которую наиболее романтичные гости острова называют еще «замком».
В этом-то укромном уголке и устроили первую темницу.
Первым знаменитым узником крепости стала единокровная сестра Петра I Мария Алексеевна (1718–1721). Она здесь находилась во время следствия по делу сына царя – Алексея, обвиненного в государственной измене. Вина же царевны Марии заключалась в том, что возвращаясь после лечения в Карлбаде, она встретилась под Либавой с опальным племянником. О чем они беседовали? Пока разбирались, прошло три года. К счастью, Марию Алексеевну оправдали.
В Шлиссельбурге также, по мнению историков, томились и умерли некоторые шведские военачальники. В частности, Карл Пипер, попавший в плен в Полтавской битве.
А вот после смерти Петра Екатерина I поместила сюда первую супругу императора Евдокию Лопухину, насильно подстриженную в монахини и до этого находившуюся в Свято-Успенском девичьем монастыре Старой Ладоги.
Крепость Орешек
Фото автора
Следующая императрица Анна Иоанновна заключила сюда князей Долгоруких и князя Д. М. Голицына, членов Верховного тайного совета, которые возвели ее на трон. Знатные вельможи рассчитывали, что смогут управлять Россией, а императрица будет выполнять только представительские функции. Анна Иоанновна перед вступлением на престол даже подписала документ, ограничивающий ее власть, который в историю вошел под названием «Кондиции». Но вскоре передумала и передала управление страной барону Эрнесту Бирону, а авторов «Кондиций» поселила в Шлиссельбурге.
Через 10 лет, после кончины Анны Иоанновны, их место в крепости занял Бирон, арестованный по приказу новой российской властительницы Анны Леопольдовны, племянницы почившей императрицы и регентши при малолетнем императоре Иване VI.
Вскоре и Иван VI стал узником Шлиссельбурга.
Высокопоставленные заключенные содержались в крепости тайно. Часто даже сами тюремщики не знали, кого охраняют. И это оказалось «так удобно», что в конце XVIII века на территории замка был оборудован Секретный дом с десятком камер для «особо опасных» преступников.
Секретный дом возвели при Екатерине II. «Просвещенная императрица» состояла в переписке с Вольтером. Вольтер восхищался широтой взглядов новой властительницы России. А в Шлиссельбурге сидели просветители, издатели журналов… Много лет в застенках провели вольнодумец Федор Кречетов и публицист Николай Новиков. При поступлении нового заключенного в предписании коменданту неизменно говорилось, что арестанта следует «принять и посадить в Шлиссельбургской крепости в одном из состоявших там порожних под номерами покоев так, чтоб никаких разговоров ни с кем не имел и содержан был наикрепчайше».
Из «покоев» бывшие узники на волю выходили больными и сломленными.
Ломали смелых людей с бойцовским характером плохое питание, холод и сырость, отсутствие света в камерах. Те, кому на роду было написано провести в казематах несколько лет, глохли, теряли зрение. Цинга лишала зубов, многие заболевали туберкулезом. Но хуже всего заключенные переживали невозможность общения, бездеятельность, отсутствие какой-либо надежды. Ведь секретное содержание предполагало абсолютную, полную изоляцию.
Следующую волну арестантов составили декабристы. Они проводили в Шлиссельбурге, как правило, немного времени – пока шло следствие. Но отправляясь после этого по этапу в кандалах в Сибирь, почитали за счастье выбраться из застенков.
Декабрист Иван Пущин ухитрился в крепости написать несколько писем родным и, положившись на одного из жандармов, хотел передать свои записи на волю. Жандарм передал письма в печально известное III отделение. Их бережно хранили в архиве «охранки», поэтому мы знаем некоторые детали и настроения декабристов. В частности, Пущин писал:
«В Шлиссельбурге я ужасно сдружился с Николаем Бестужевым, который сидел подле меня, и мы дошли до такого совершенства, что смогли говорить через стену знаками так скоро, что для наших бесед не нужно было лучше языка».
Пущин пользовался знаменитой в русских тюрьмах азбукой перестукивания. Азбуку придумал Михаил Бестужев, который находился в крепости так же в условиях полной изоляции. Он предполагал, что где-то рядом заключен его брат Николай. Николай Бестужев был морским офицером. Позже Михаил вспоминал, что именно этот факт послужил подсказкой, как наладить общение: «Брат мой был моряк и потому должен быть знаком со звоном часов на корабле, где часы или склянки бьют двойным, кратковременным звоном». Расположив буквы русского алфавита в определенном порядке, постучав в стену с определенными интервалами можно было передать небольшое сообщение.
Система получила массовое распространение в русских тюрьмах. Известно, что готовясь к лишениям народовольцы, даже изучали «бестужевскую азбуку» задолго до своего возможного ареста.
Под отдельным присмотром, безжалостным и суровым, находились участники восстаний в национальных окраинах России. Особенно жестоко обращались с польскими офицерами. Известно, что майор Валериан Лукасиньский пробыл в заточении почти полвека, из них – 38 лет в Шлиссельбурге. Он не попал ни под одну из амнистий. Когда польскому патриоту исполнилось 75 лет, даже комендант крепости обратился к императору Александру II с просьбой смягчить положение осужденного, разрешить свидание с родственниками. Царь позволил лишь выводить слепого и глухого старика на прогулку. Своих родственников тот так больше никогда и не увидел.
Царские власти одно время помышляли превратить Шлиссельбург еще и в солдатскую тюрьму. Но политические события в России все же убедили режим использовать крепость исключительно для «политических». Следующими жертвами этого «эксклюзивного» направления стали народники.
Анархист и один из идеологов народничества Михаил Бакунин пробыл в Шлиссельбурге три года. Но это время стало роковым для революционера. Из-за цинги он потерял все зубы, его здоровье было подорвано. Родственникам удалось вызволить Михаила Александровича. Он уехал за границу и в Лондоне рассказывал Герцену: «Страшная вещь – пожизненное заключение. Влачить жизнь без цели, без надежды, без интереса! Со страшной зубной болью, продолжающейся по неделям… не спать ни дней, ни ночей, – чтобы ни читал, даже во время сна чувствовать… я раб, я мертвец, я труп…»
После покушений и убийства Александра II в Шлиссельбург начали десятками отправлять осужденных народовольцев. Их содержали в жесточайших условиях. Известна история народовольца Айзика Арончика, достаточно молодого человека, которого парализовало в каземате. Несколько лет он обездвиженный находился в камере, так и сгнил заживо в возрасте 28 лет без какой-либо помощи и ухода.
Многие сходили с ума от невыносимых условий.
Видя безысходность своего положения, заключенные начали борьбу за свои права, нередко заведомо зная, что идут на смерть. Они понимали, что находятся под постоянным надзором. Об их участи докладывали царю. И обрекая себя на гибель, они считали, что это должно повлиять на участь других.
Крепость Орешек
Фото автора
Михаил Клименко повесился в камере – на вентиляционной решетке. Чтобы предотвратить повторения подобного, во всех камерах вентиляционные решетки были сняты.
Михаил Грачевский пропитал ветошь из своей одежды керосином из лампы, висящей в камере, обложил ею свою грудь, спину и поджог. Он умирал несколько часов в страшных муках. После этого случая все лампы в камерах поместили под специальные колпаки с замком…
Поскольку за нанесение оскорблений или нападение на охрану полагалась смертная казнь, некоторые заключенные начали провоцировать персонал тюрьмы. В 1884 году Егор Минаков ударил тюремного врача, был отдан под суд. На суде он заявил, что ударил доктора умышленно, чтобы добиться смертной казни. И Минакова расстреляли…
Какими бы не казались сегодня безумными попытки политических заключенных бороться за свои права, но мало-помалу каждый такой дикий случай приводил к облегчению участи их товарищей. Заживо похороненных в своих камерах народовольцев сначала стали выводить на короткие прогулки. Затем им разрешили работать, зарабатывать небольшие деньги, на которые в тюремной лавке можно было купить продукты, чай и табак. Потом удалось добиться совершенно невероятного – им начали давать для чтения книги. До конца XIX века в Шлиссельбурге узникам не полагалось читать ничего, кроме Библии. Зато к началу XX века тюремная библиотека насчитывала около десяти тысяч томов.
Обо всем этом вспоминает в своей книге «Вечерние огни» в очерке «Цветы Шлиссельбурга» Александра Бруштейн. Она в советское время была достаточно известным писателем и драматургом, но главным делом своей жизни считает участие в обществе «Группа „Помощь политическим заключенным“», которая в царской России боролась за права узников и собирала средства на облегчение их участи.
Каземат крепости Орешек
Фото автора
Революция 1905 года освободила многих политических заключенных в России, в том числе и из Шлиссельбургской тюрьмы. По воспоминаниям Бруштейн, в тюрьме крепости с августа 1884 года по 1905 год было заключено 68 человек. Из них 11 умерли от туберкулеза, 9 – сошли с ума, 14 – казнены…
На казнь привозили и мужчин, и женщин, в их числе был и участник готовящегося покушения на Александра III брат Ленина – Александр Ульянов.
Поражаешься силе воли этих узников. Они никогда, как правило, не молили о пощаде. Они демонстрировали потрясающую силу человеческого духа.
Напротив крепости Орешек, на противоположном берегу от Шлиссельбурга находится старый русский поселок. Он образован в начале 1880-х, когда в крепость привезли первых народовольцев. Фактически населенный пункт без названия – поселок Шлиссельбургских пороховых заводов. В 1922 году он получил имя Николая Морозова, в то время еще здравствовавшего бывшего узника-народовольца.
Николай Морозов участвовал в подготовке покушения на императора Александра II, но лично в убийстве царя участия не принимал. Его арестовали за месяц до взрыва при незаконном пересечении границы по возвращению из Европы, где он встречался с Карлом Марксом.
В крепости Николай Морозов провел 21 год. Несмотря на лишения, он выучил одиннадцать иностранных языков, написал множество трудов по химии, физике, математике, астрономии, философии, авиации, политэкономии. В советское время он стал известным ученым, почетным академиком Академии наук СССР. В 1939 году, в возрасте 85 лет закончил снайперские курсы и во время Великой Отечественной войны пошел добровольцем на Волховский фронт. Скончался Николай Морозов в глубокой старости уже после войны с фашистами.
Но на рубеже XIX–XX веков царский режим продолжил свои эксперименты в Шлиссельбурге. После подавления революции 1905 года снова потребовались тюрьмы. Одной из самых «совершенных» стала Шлиссельбургская крепость. Здесь, кроме одиночных камер, карцеров и темниц, оборудовали так называемую «новую тюрьму», где заключенных содержали в общих камерах без дверей, за отгороженными от коридора решетками. Новый корпус получил прозвище «зверинец». А Шлиссельбургскую крепость начали сравнивать с американским «Алькатрасом».
Политических начали содержать вместе с уголовниками. Тюрьма просуществовала до 1917 года, когда новая революция окончательно ее закрыла.
В первые советские годы Шлиссельбург существовал, как музей политзаключенных в царской России. Тюрьма вошла в историю, как один из самых страшных застенков. Известен только один случай побега в 1849 году из Шлиссельбургской тюрьмы – некоего авантюриста Александра Ромашова, которому помог охранник. Впрочем, радость свободы длилась недолго. Заключенного схватили через несколько часов в городе Шлиссельбурге. Больше он свободы не видел…
«Известный заключенный»В романе Вольтера «Кандид», написанном в 1759 году, главный герой во время венецианского карнавала встречает человека в маске, который говорит о себе: «Меня зовут Иван, я был императором всероссийским; еще в колыбели меня лишили престола, а моего отца и мою мать заточили; я был воспитан в тюрьме, но иногда меня отпускают путешествовать под присмотром стражи».
Действительно, одна из самых загадочных страниц русской истории – короткое правление императора Ивана VI.
Анна Иоанновна, дочь царя Ивана V – брата и какое-то время соправителя Петра I, очень не хотела, чтобы трон достался наследникам великого реформатора России.
Она всячески ублажала дочь Петра Елизавету, которая вела роскошную и веселую жизнь, но престол намеривалась передать наследникам своего отца.
У царицы Анны была сестра Екатерина, вышедшая замуж за немецкого герцога Мекленбург-Шверинского. Престарелый супруг оказался настолько груб и невежественен, что в их отношения вскоре после свадьбы вмешался сам Петр. Он вернул двоюродную сестру в Санкт-Петербург. В этой романовской ветви росла девочка Анна Леопольдовна, которую уже Анна Иоанновна выдала замуж за еще одного немецкого герцога – Ульриха Брауншвейгского. В этом браке, как ни странно, вполне счастливом, родился мальчик Иоанн.
Его-то, названного в честь деда, умирающая Анна Иоанновна и провозгласила своим наследником. Регентшей при трехмесячном младенце стала его мать – Анна Леопольдовна. Впрочем, царствование продлилось недолго – с октября 1740 по декабрь 1741 года.
В России «назначение» нового императора восприняли без восторга. Но смирясь…
К дочери Петра Великого Елизавете никто не относился всерьез. Вздорная, ветреная светская львица. У нее было и так все настолько хорошо, что невозможно было даже предположить, что ей захочется взвалить на себя груз ответственности за огромную империю, которую порядком разорили забавы-причуды Анны Иоанновны и воровство ее «сердешного друга» Бирона.
Но Елизавета смогла совершить немыслимое.
6 декабря 1741 года, облачившись в мундир гренадера Преображенского полка, 31-летняя дочка Петра пришла в Преображенские казармы.
«Вы знаете, кто я? – спросила она. – Хотите следовать за мной?»
И солдаты хором ответили: «Как не знать тебя, матушка! Да, в огонь и воду за тобой пойдем, желанная!»
В сопровождении 308 (заметьте, подсчитано поименно) гвардейцев, Елизавета двинулась к Зимнему дворцу. Не встретив никакого сопротивления, она арестовала всю «чету Брауншвейнов», а также фаворитов того правления Миниха, Левенвольде, Остермана, и провозгласила себя императрицей.
Сподвижники Анны Иоанновны и опекавшие Анну Леопольдовну отправились в ссылку. Младенца Ивана новая императрица сначала хотела выслать за границу, но смекнула, что держать в вечно воюющей с Россией Европе провозглашенного и настоящего русского царя – верх безрассудства. После нескольких тюремных заточений семью отправили в Холмогоры. Там умерла Анна Леопольдовна, родив еще четырех детей.
Когда Ивану исполнилось 16 лет, его разлучили с отцом, сестрами и братьями. И заточили в Шлиссельбургскую крепость.
Судьба Ивана – не только один из самых таинственных, но и мрачных сюжетов русской истории. Мало что доподлинно известно о нем. Но в литературе события описаны. Одним из первооткрывателей темы стал Александр Дюма, путешествовавший по России в конце 1850-х годов. Может, он собирался написать новый роман наподобие «Железной маски», но изложил ход событий только в своих описаниях путешествия.
В 1879 году судьбе Ивана посвятил свой роман «Мирович» русский писатель Григорий Данилевский. В центре художественного произведения – реальный персонаж, подпоручик Василий Мирович, молодой офицер, представитель знатного, но лишенного богатств за поддержку гетмана Мазепы малороссийского рода.
По официальной истории Мирович действительно предпринял попытку освободить царя Ивана из заточения.
После смерти Елизаветы вновь возникла странная ситуация с наследованием российского престола. Императором провозгласили Петра III – племянника Елизаветы. Но после его отречения властительницей стала Екатерина II, которая никаких кровных уз с Романовыми, по совести говоря, не имела. Не справедливо? Несправедливо!
Данилевский в романе раскручивает тонкую тему. Он считает, что и сама Екатерина понимала шаткость своего возвышения. Она неуютно ощущала свое положение «мужниной жены» при другом живом императоре. И некоторые историки даже убеждены, что она сплела вокруг Ивана интригу, спровоцировав Мировича.
Известно, что 5 (16) июля 1764 года Иван погиб. Где был захоронен его прах – никому неизвестно. Мировича в том же году казнили на Сытненской площади в Санкт-Петербурге.
К счастью, история крепости не завершилась печальной славой самой суровой тюрьмы. В годы Великой Отечественной войны Шлиссельбургская крепость вновь продемонстрировала силу и мужество российского воинства.
Крепость-геройВ годы Великой Отечественной войны город Шлиссельбург был оккупирован гитлеровцами. Но как ни старались фашисты, крепость Орешек они захватить не смогли.
В 1941–1943 годах в течение 500 дней небольшой гарнизон бесстрашно оборонял крепость от немецких войск, которым так и не удалось переправиться на правый берег Невы, замкнуть кольцо блокады Ленинграда и перерезать Дорогу жизни.
В годы последней войны нанесены наибольшие разрушения крепости. Но средневековые стены и петровские бастионы выдержали натиск фашистских артиллерии и авианалетов.
18 января 1943 года крепость Орешек стала одним из плацдармов операции «Искра», прорвавшей блокаду Ленинграда.
Невский пятачок
Фото пресс-службы губернатора Ленинградской области
Памятник защитникам крепости в годы Великой Отечественной войны
Фото автора
В нескольких километрах от Шлиссельбурга в левобережном подходе к ладожскому мосту расположен уникальный музей, рассказывающий о семидневных ожесточенных боях по прорыву блокады. В основе экспозиции не только уникальные материалы и артефакты – свидетели тех событий. Центром стала грандиозная диорама размером 40 на 8 метров, которая позволяет воочию увидеть, как все происходило.
В нескольких километрах от диорамы, в городе Кировске находится место воинской славы нашего Отечества – «Невский пятачок». Здесь с сентября 1941 года Красная армия в ходе битвы за Ленинград захватила небольшой плацдарм и удерживала его. Предполагалось, что отсюда начнется наступление для соединения с рвущимися с востока основными силами Красной армии.
«Невский пятачок» вошел в историю, как символ мужества, героизма и самопожертвования советских воинов.
На протяжении многих веков захватчики пытались отторгнуть у России земли у берегов Ладоги и Невы. Но безуспешно. Те, кто отстаивал Россию на этих рубежах, покрыл свои имена немеркнущей славой.