Часть 1
Общие рекомендации и маленькие хитрости
Итак, процесс, условно называемый приучением к горшку, состоит из нескольких этапов. Трудности, возникающие на разных этапах, имеют разную природу и, соответственно, разные решения.
Этап нулевой – родительский: выбор времени для приучения ребенка к горшку
Правильно выбранный период для приучения ребенка к горшку – половина успеха.
Первый принцип – нужно выбрать такое время, чтобы у ребенка была физиологическая возможность для формирования этого навыка, то есть его организм мог справиться с поставленной задачей.
Разумеется, можно начинать приучение к горшку с самого рождения и использовать для этой цели ванну (держать над ней малыша), и знаю таких мам. Но процесс этот достаточно трудоемкий, так как маленькие детки писают очень часто, и, по большому счету, бессмысленный.
Большинство специалистов рекомендуют начинать приучение к горшку с полутора лет, основываясь на медицинском аспекте. На первом году жизни мочеиспускание и стул у ребенка являются рефлекторными. То есть данные процессы происходят вне зависимости от желания ребенка, так как он не ощущает наполнения мочевого пузыря или прямой кишки и тем более не может регулировать эти процессы.
После года дети начинают чувствовать наполнение прямой кишки, а ближе к двум годам – наполнение мочевого пузыря. Именно поэтому педиатры рекомендуют начинать высаживать малыша на горшок в восемнадцать месяцев. В этом возрасте ребенок уже физически подготовлен к знакомству с горшком. Мочеиспускательная система достаточно развита, чтобы удерживать мочу. Нервная система способна контролировать мочеиспускание. Полностью контроль над этим процессам, по оценкам врачей, формируется к четырем годам.
В целом я вполне солидарна с доктором Е. О. Комаровским, который говорит о том, что для начала приучения ребенка к горшку нужно выбирать первое лето после исполнения ребенку восемнадцати месяцев. Приведу выдержки из его статьи «Дорога к горшку»:
С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. То есть эти процессы подчиняются безусловным рефлексам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума.
Успешность переучивания определяется тремя факторами:
1) состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);
2) состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга;
3) интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.
Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в десять, девять, восемь и даже в семь месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а».
И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.
Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» – наполнение пузыря – мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с девяти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»…
Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до полутора лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек – частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до трех лет «ну ничего не получается» – тоже совсем не редкость.
В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре.
Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на один-два месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.
1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от двадцати двух до тридцати месяцев.
3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.
Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале – от одного года до трех лет.
Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К таким признакам относятся:
• установление более или менее стабильного режима дефекации;
• способность более полутора-двух часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
• знание частей тела и названий предметов одежды;
• знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
• демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
• стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
• стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.
И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами – передать родителям слово «хочу».
Второй принцип для начала приучения к горшку – отсутствие на данном этапе значительных стрессов в жизни ребенка, таких как появление брата/сестры, переезд, развод родителей, начало посещения детского сада.
Во-первых, сам ребенок в состоянии стресса будет хуже справляться с поставленной задачей – саморегуляцией своих физиологических функций, то есть контролем над естественными потребностями организма.
Во-вторых, в стрессовой ситуации вы сами не сможете обеспечить необходимого в этот период спокойствия и постоянства.
Пускаясь «в путь к горшку», вы должны понимать, что начало положено вами, а значит, вы принимаете ответственность за то, как вы и ваш ребенок его пройдете и с каким результатом «финишируете».
Дорогие родители! Воспитывая своего ребенка, сопровождая его в процессе развития, вы ежедневно сталкиваетесь с необходимостью принятия решения по многим вопросам. Чем кормить? Как одевать? Какие игрушки покупать? В какие игры играть? На какие развивающие занятия ходить? Что можно позволить ребенку, а что нельзя? Можно ли бросать игрушки? Можно ли разбивать посуду? Можно ли ударить маму? Можно ли драться с ровесниками? А с младшими? А со старшими? Можно ли кричать в магазине? Что можно делать самостоятельно, а что с помощью старших? Что можно делать лишь иногда, а что никогда нельзя? Можно ли за непослушание наказывать ребенка физически? Можно ли вообще наказывать? Как именно наказывать? За что именно?
Эти и еще тысячи вопросов решают родители (чаще – мамы). Принимая решение, помните, что вы несете ответственность за правильность и адекватность вашего выбора.
Какие правила вы установите, как организуете жизнь – свою и ребенка, – такой она и будет. Ребенок лишь подчинится вашему решению и отреагирует на него естественным для себя образом.
Это не значит, что он безоговорочно воплотит его в жизнь. Оно может не соответствовать его потребностям или возможностям на данный момент. Малыш может отреагировать невыполнением только потому, что ему не по плечу поставленная задача. Это принесет непонимание, страх и обиду вашему ребенку, раздражение и разочарование вам.
Понимание законов развития ребенка на каждом возрастном этапе помогут избежать вам подобных ошибок. Пусть ваши решения будут продуманными! Ведь в конечном счете именно вы отвечаете за результат!
Этап первый (подготовительный): появление горшка в доме
Суть – появление нового предмета в жизни ребенка, понимание ребенком его назначения, способа взаимодействия с ним (как его использовать), положительное отношение к нему.
Безусловно, важен правильный выбор горшка. В магазинах представлен достаточно широкий ассортимент. На что же нужно обратить внимание? Горшок должен быть удобным для ребенка – подходить ему по размеру и высоте, иметь изгибы, подходящие для ножек малыша, чтобы обеспечить достаточно плотное прилегание. То есть следует учитывать индивидуальные анатомические особенности ребенка. Хорошо, если на передней части горшка есть выступ – вертикальный ограничитель, особенно это актуально для мальчиков. Горшок должен быть таким, чтобы его было легко перемещать, очищать и мыть. Ведь однажды ребенок попытается сделать это самостоятельно! Кроме того, горшок должен быть внешне привлекательным для ребенка. Здесь нужно особо отметить, что излишне «развлекательные» горшки, в том числе музыкальные, не помогают, а даже вредят. Они мешают пониманию ребенка – для чего нужен горшок, отвлекают его, а значит, затрудняют выполнение поставленной нами задачи. Кроме того, установившаяся связь между «пи-пи» и определенной мелодией может привести к невеселым последствиям – услышав эту мелодию в магазине, малыш решит, что пора пописать.
Если с любовью выбранный и купленный горшок по каким-то причинам не подошел ребенку – неудобен или неприятен, не пожалейте времени и денег – купите другой. В противном случае вы рискуете столкнуться с трудностями уже на этом этапе. По выражению одной моей подруги, имевшей такой печальный опыт, «для приучения ребенка к горшку самое важное – выбрать правильный горшок».
Возможные ошибки
• Считать этот этап основным и единственным.
• Уделить этому этапу слишком мало внимания (например, сказать: «Вот тебе горшок, сюда нужно писать» и с этого момента ожидать от ребенка самостоятельного пользования горшком).
• Использовать неудобный для ребенка горшок.
Что может помочь на данном этапе?
• Соответствующий возрасту ребенка разговор «на тему»: зачем нужен горшок, кто и как им пользуется.
• Привлечение какого-либо «повода» для появления горшка в доме. Например, день рождения, начало посещения детского сада или появление в жизни ребенка нового умения («Ты научился надевать сандалики/пить из трубочки/закрывать замок! Ты совсем большой! Хочешь быть как взрослый? Давай писать в горшок как взрослый! Хочешь попробовать?»).
• Торжественный поход в магазин и выбор «самого лучшего» горшка – того, который понравился ребенку.
• Торжественное принесение горшка в дом, закрепление за ним места – лучше в зоне ребенка, около его кроватки.
• Торжественный рассказ всем родственникам о появлении в доме горшка, потому что ребенок «стал взрослым».
• Игры с игрушками по данной тематике – высаживание на горшок кукол, мишек и пр. Для этих целей лучше выбрать из имеющихся игрушек подходящий предмет и «назначить» его горшком.
Планируемый результат
В результате ваших усилий у ребенка должно быть четко сформировано понимание, что это за предмет, зачем он нужен, как и когда им пользоваться, положительное отношение к нему, чувство гордости, воодушевления, энтузиазма по поводу происходящих перемен. Если выбранный вами период не подразумевает осмысление ребенком этих перемен (ребенок не понимает в должной мере смысла происходящего), просто выразительно демонстрируйте положительные эмоции по этому поводу: «Смотри, какой красивый у нас горшок! Как мы хорошо сидим! Какая Маша (Саша, Даша) умница!»
Эмоционально насыщенная, выразительная речь очень важна для детей. Трудно переоценить важность эмоционального общения. Не только общения с выражением эмоций, но и общения через эмоции.
Ваше эмоциональное состояние малыш начинает понимать намного раньше, чем слова. Еще будучи у вас в животике, он уже чувствовал ваше настроение – когда вам весело, когда спокойно, а когда вы плачете. Он узнавал ваши эмоции даже когда был совсем крошкой, в том числе и по голосу.
Родившись, малыш чувствует ваше состояние без всяких слов, просто лежа у вас на животе или на руках, а если он в кроватке, то по интонациям вашего голоса. Очень быстро (в возрасте четырех месяцев) дети уже различают неодобрение в голосе мамы.
Существует даже феномен «эмоционального заражения». Конечно, он присутствует не только между матерями и детьми, а может проявляться и между взрослыми, даже совершенно незнакомыми. Например, когда мы видим, как кто-то хохочет, нам тоже хочется улыбнуться – существует даже выражение «смеется заразительно».
Однако наиболее сильно «эмоциональное слияние» характерно для детско-материнских отношений. Это проявляется в том, что те чувства, которые испытывает мама, передаются и ребенку. Если мама радуется, то весел и ребенок (если у него нет своих причин для расстройства). Если мама волнуется, расстраивается, то и ребенку передается чувство тревоги и страха.
Когда мама привносит какие-либо перемены в жизнь ребенка (например, отдавая его в садик), очень важную роль играет ее эмоциональное состояние. Если мама тревожится и переживает, то и ребенку будет передаваться ее неуверенность, он будет побаиваться сада и пытаться избежать этого. И наоборот – если мама настроена оптимистично, то и ребенок более спокоен. Именно поэтому так важен позитивный эмоциональный настрой в любом начинании (в нашем случае – в приучении к горшку) и его активная демонстрация.
Этап второй: сидение на горшке
Мы выделяем этот процесс в отдельный этап, поскольку бывает, что просто пребывание на горшке вызывает трудности, протест ребенка.
Возможные ошибки
Это, как обычно, крайности.
• Оставить ребенка наедине с процессом и уйти: «Машенька, посиди, а я сейчас приду!» (в этом случае ребенок может просто встать и пойти за мамой, одному ему сидеть скучно).
• Превратить процесс ожидания в развлекательное мероприятие – книжку почитать, в игрушки поиграть, песенки попеть и мультики посмотреть (в этом случае может сильно растянуться время пребывания «на троне» и потеряться его смысл).
Конечно, ребенку и вместе с мамой скучно сидеть просто так, ничем не занимаясь, поэтому какое-то занятие можно и даже нужно ему предложить, но это должно быть что-то одно и, желательно, одно и то же каждый раз, с минимальными вариациями. Например, прочитать любимую книжку или две, спеть две-три самых любимых песенки. Но не затягивать пребывание на горшке, ограничить его пятью-десятью минутами. Таким образом этот процесс превратится в ритуал и не будет вызывать особого сопротивления.
Несколько слов о пользе ритуалов. Дети вообще любят ритуалы – за ощущение предсказуемости, а значит, стабильности мира, уверенности. Ритуалы хороши в жизни семьи – они делают ее более сплоченной, привносят что-то особенное, отличающее ее от других семей.
Ритуалы – это и семейные традиции, например празднование Нового года (где, с кем, как украшать помещение, как сервировать стол, какое готовить праздничное угощение и др.), а также Рождества, Пасхи, 8 марта, 23 февраля, дней рождения. У каждой семьи есть свои любимые праздники. Если такие ритуалы связаны с приятными воспоминаниями, даже их маленькая деталь (например, новогодняя игрушка) воспринимается детьми с восторгом. В самом деле, как приятны знаки того, что будет весело, что все будет хорошо! Ритуалом могут быть выходные, проведенные на природе или в музее (даже если это не каждые выходные), или блины на завтрак в воскресенье. Это могут быть и традиции в жизни одного человека – например, купание с пеной, непременно с ароматом клубники, и, конечно, чтение книжки на ночь.
Ритуалы чрезвычайно полезны в процессе приучения ребенка к чему-то новому (например, к началу посещения садика) и/или чему-то не очень желанному (например, укладыванию спать). Они создают ощущение постепенного перехода к не очень приятному действию, как бы отодвигают его, давая время привыкнуть к мысли о том, что это все же придется сделать. Например, укладывание в кроватку может сопровождаться довольно длинным многоступенчатым ритуалом: выпили стакан молока с определенным «вечерним» печеньем, почистили зубы «вечерней» щеткой, надели пижаму, взяли мишку и ему тоже надели пижаму, спели мишке колыбельную, почитали сказку (можно даже одну и ту же) и, если еще не уснули, «вечерние» поцелуи с присказкой, и тогда уже совсем спать.
Главное – повторение одного и того же без вариаций, и желательно, чтобы все атрибуты были непременно «вечерние», то есть не использовались в другое время дня (включая печенье). Такие длинные ритуалы обычно успокаивают детей и помогают им легче заснуть.
Между тем в процессе приучения к горшку могут встречаться и неожиданные трудности. Так, бывает, что и поговорили, и горшок удобный вместе выбрали, и мама рядом, и песенки поет, а ребенок сидеть не хочет – совсем, ни минутки. В таком случае, возможно, присутствует некоторый страх перед этим все же чужим и малознакомым предметом. В этой ситуации ребенку нужно «присвоить» себе эту вещь, сделать ее своей – можно разрешить ему нарисовать на горшке что-нибудь фломастерами или обклеить его красивыми, самостоятельно выбранными наклейками. Возможно, именно это наконец-то подружит его с новым предметом.
Что может помочь на данном этапе?
• Ваше отношение – спокойное, положительное, с определенной долей энтузиазма, но без фанатизма. Все через это проходят. Ребенок привыкнет к этому процессу через некоторое время.
• Дать ребенку «присвоить» новую вещь – горшок.
• Присутствовать рядом, разговаривать с ребенком, положительно настраивать.
• Сделать это событие регулярно повторяющимся, сопровождать его повторяющимися действиями и словами – ритуалами.
• Не затягивать время пребывания на горшке.
Планируемый результат
Ребенок спокойно сидит на горшке то время, которое вы для этого отводите. Это является привычным для него действием, частью жизни.
Этап третий: готовность пописать в горшок, сидя на нем
Вы должны четко понимать, что залог успеха на этом этапе – системность и режимность высаживания. То есть ребенок должен регулярно садиться на горшок, когда он физиологически готов к выделению из организма лишнего.
Этот принцип широко реализуется в ясельных группах, куда зачастую приходят дети, к горшку не приученные, то есть те дети, которые своевременно не могут самостоятельно горшком воспользоваться.
Детей высаживают на горшки регулярно – перед едой – после еды, перед прогулкой – после прогулки, перед сном – после сна, и в свободное время – достаточно часто.
В таком случае не нужно гадать – хочет ребенок в туалет или нет, нужно просто своевременно предоставить ему эту возможность, в домашних условиях – стимулируя процесс классическими способами – «пс-с-с-с» или журчанием воды.
Если с раннего возраста ребенка приучали сидеть на горшке, слушая журчание воды (а этот звук, как известно, значительно способствует процессу мочеиспускания, стимулирует его) – например, в ванной, то впоследствии вероятно формирование условного рефлекса именно на этот звук. То есть, услышав звук журчания воды, ребенок сразу пописает. Однако, следует принимать во внимание, что услышать его он может не только дома, сидя на горшке.
Таким образом, пока не сформирована физиологическая возможность произвольного мочеиспускания (то есть – по желанию ребенка или по просьбе взрослого), а это происходит, как мы помним, к полутора-двум годам, вы можете только «подгадывать момент».
Вопрос, как добиться того, чтобы ребенок своевременно сходил на горшок «по большому», решается еще проще, поскольку у этого процесса существует некоторая режимность. Разумно высаживать ребенка на горшок с этой целью после еды либо в том графике, который установился у вашего ребенка. К тому же у этого процесса достаточно яркие внешние проявления (выражение лица ребенка), на которые очень легко ориентироваться.
И, конечно же, достигнув первых положительных результатов просто совершенно необходимо похвалить ребенка как можно сильнее и выразительнее. Не нужно опускаться до материальных благ – вот тебе конфетка (эта рекомендация касается собственно всего процесса воспитания). Понимание того, что он порадовал маму, уже достаточно сильный стимул для ребенка, он может быть сильнее конфетки и игрушки.
Возможные ошибки
• Ожидание немедленного результата.
• Порицание за отсутствие результата.
• Слишком короткое время сидения на горшке.
Что может помочь на данном этапе?
• Вера и терпение родителей.
• Понимание физиологических особенностей организма ребенка.
• Систематическое/режимное высаживание ребенка на горшок.
• Яркая положительная эмоциональная реакция/похвала, если все получилось.
Планируемый результат
Режим дня, выстроенный таким образом, что ребенок регулярно сидит на горшке и использует его по назначению. Успешное завершение этого этапа уже является для родителей большим облегчением. Памперсы и мокрые штанишки все еще присутствуют в их жизни, но уже в значительно меньшей степени.
Здесь уместно отметить, что использование памперсов влечет за собой, как правило, не только ощутимую нагрузку на бюджет семьи, но и, что для некоторых мам даже более важно, некий душевный разлад – чувство вины за использование этого блага цивилизации.
Принято считать, что использование памперсов неполезно для ребенка, что уж тут лукавить – вредно, особенно для мальчиков. Однако мне не встречалось ни одного научного исследования, которое однозначно подтверждало бы прямую взаимосвязь между использованием памперсов и какими-либо проблемами здоровья во взрослой жизни, включая репродуктивную функцию.
Много говорится о том, что прошел еще слишком маленький срок с того момента, как памперсы стали широко использоваться. Но на Западе это происходит достаточно давно, для того чтобы дети, выросшие «на памперсах», стали взрослыми и создали свои семьи, в которых появились дети. Стало быть, такие исследования (доказывающие вред памперсов для здоровья) могли быть проведены. Однако результаты их не представлены.
Но здравый смысл подсказывает нам, что «это все-таки нехорошо», и наши мамы твердят нам, что «это плохо». Одним словом, мы испытываем огромное облегчение, когда наконец-то ребенок подрастает до такой степени, что мы имеем возможность отказаться от использования памперсов – если не полностью, то в значительной степени.
Мокрые штанишки тоже, конечно, вносят в нашу жизнь дискомфорт – усилия по переодеванию малыша, стирке (как правило, с помощью стиральной машины) и глажке. Это, конечно, большой труд, но хотя бы без чувства вины.
Итак, если ребенок привык писать в горшок – переломный момент уже пройден и дальше будет легче, если, конечно, сохранять оптимистический настрой.
Этап четвертый, самый сложный: умение попроситься на горшок
Здесь мы снова вспомним педиатров, которые говорят о том, что сама возможность произвольной саморегуляции такого уровня (то есть возможности «подождать до горшка») формируется у детей примерно к двум годам (разумеется, у каждого ребенка это индивидуально).
Процесс этот довольно сложный, но когда мы преодолеем эти трудности, задача, можно сказать, будет решена и останется только совершенствовать навык.
Трудность заключается в том, что он подразумевает цепочку мыслительных операций и реализацию действия. Итак: способность почувствовать «приближение» (что формируется также к полутора-двум годам), отследить состояние организма (что совсем не просто для детей, ведь они часто «заигрываются», то есть во время интересной игры не замечают сигналов организма), ® вспомнить о том, что об этом нужно сообщить маме ® оставить игру или другое занятие (что бывает совсем непросто) ® найти маму (возможный дополнительный этап) ® сказать ей об этом (выразить свое желание словами). Ну а потом уже мама скоординирует действия словами: «Побежали скорее писать в горшок». Процесс многоступенчатый, требует определенного уровня внимания и способности самостоятельно регулировать собственное поведение. И главное – должна быть сформирована возможность «потерпеть до горшка», о чем говорилось ранее. Так что не сердитесь на малыша за то, что он знает, что нужно делать, но не делает этого.
Не торопите события и помните о том, что для совершения этого простого действия необходимо не только ваше желание и желание самого ребенка. Организм должен созреть для этого. Не зря многие родители говорят о том, что в один прекрасный день у их ребенка «как в голове перещелкнуло» и он вдруг осознал то, чего от него так долго добивались мама, папа, бабушки, дедушки и другие ближайшие родственники.
Проявите терпение. Ребенок не будет делать или не делать что-то вам назло (если, конечно, вы не находитесь с ним в конфликте). Он может проявить, на ваш взгляд, недостаточно старания в этом вопросе, но это уже ваша задача – пробудить в нем интерес и желание. Здесь мы опять же вспомним о важности эмоциональной связи между родителями и ребенком.
Выразительно, эмоционально и, желательно, искренне хвалите ребенка каждый раз, когда он своевременно сообщил вам о потребности сходить в туалет, в результате чего пописал в горшок (с вашей, разумеется, помощью в организации процесса). Обязательно каждый раз! Это будет лучшим стимулом для дальнейших стараний ребенка в этом направлении.
Мы вообще забываем хвалить своих детей. Любые их маленькие успехи в какой-либо длительной и напряженной борьбе – за хорошие оценки, за правильно произнесенные звуки и хорошо написанные буквы, за необгрызенные ногти или неописанные штанишки – достойны похвалы.
Нам кажется, если ребенок в какой-то момент «исправился» или «стал справляться», то это само собой разумеется. Как только мы видим первый положительный результат в борьбе с чем-то или за что-то, мы думаем, что так теперь должно быть всегда и нет никакой особенной заслуги ребенка в том, что все хорошо. А ведь это не так. Ему, как и прежде, требуются большие усилия для ежедневных побед, чтобы взять и так просто их обесценить. Для него борьба будет продолжаться еще долгое время, прежде чем это умение станет автоматическим, то есть не требующим никаких усилий. И, конечно, нам, родителям, просто необходимо поддерживать его в этой борьбе – и не только обещаниями чего-то, больше похожими на шантаж («Будешь драться – не куплю тебе машину»), но и главное – вниманием к его победам (отмечайте все его шажки на пути к успеху!) и верой в его успех в дальнейшем.
Вспомните о том, как больно, когда в тебя не верят, и о том, что падая, не падаешь, если чувствуешь чью-то веру. Верьте в своих детей, в их силы, в то, что они справятся! Им это действительно нужно!
Возможные ошибки
• Ожидание того, что это умение появится быстро.
• Равнодушное (как к должному) отношение к успехам.
• Наказание/порицание за неудачи («слишком поздно сказал»).
Что может помочь?
• Понимание физиологических возможностей ребенка и закономерностей становления этого умения.
• Терпение.
• Похвала и поощрение.
Поощрение (понимаемое как какой-то приз) – вещь достаточно коварная. Получив однажды конфету за что-то, ребенок будет ожидать повторения, и вы рискуете получать хорошее поведение только за награду – начиная от приучения к горшку и заканчивая помощью по дому. Лучше всего, конечно, выстроить отношения таким образом, чтобы просьбы просьбами, правила правилами, а подарки подарками и чтобы причинно-следственной связи между ними не было. И если поощрение как приз необходимо, лучше использовать что-то нематериальное – совместное приятное занятие, на которое, как правило, не хватает времени. Испеките вместе печенье, сходите покататься на лыжах – словом, поступайте по принципу: «ты стараешься – и я стараюсь для тебя». И поверьте мне, такого рода поощрения дети ценят гораздо больше, чем игрушки, даже большие и дорогие. Но так как подобные поощрения не получится использовать несколько раз в день, то пока достаточно лишь похвалы, объятий, поцелуев и демонстрации своей гордости за успехи ребенка.
А крупное «нематериальное поощрение» можно отложить на то время, когда ребенок подрастет, сможет достаточно себя контролировать и желанный приз (например, поход в Океанариум, зоопарк, на аттракционы) можно будет получить не за какое-то конкретное действие, а за длительное «хорошее поведение» на основе накопительной системы. Например, если ребенок начал драться, можно заключить такое соглашение: «Не будешь драться целую неделю, в выходные пойдем в Океанариум».
А чтобы это не стало для ребенка непосильной задачей, нужно, во-первых, напоминать ему об этом в критических (опасных) ситуациях, во-вторых, – отмечать его успех каждый день каким-нибудь значком в специальной табличке. Тогда его старания будут материализованы, и накопительная система обретет смысл. И, конечно же, задача должна быть ему по силам, то есть такое соглашение бессмысленно заключать, если ребенок дерется несколько раз в день со всеми подряд, – все равно «не сработает».
Планируемый результат
Ребенок самостоятельно следит за тем, чтобы вовремя сходить в туалет, сообщая вам: «Мама, я хочу писать!» Вы вместе идете или даже бежите к горшку, и ребенок успешно им пользуется.
Этап пятый, идеальный: умение сделать все самостоятельно
Самый главный этап пройден, но терпение вам еще понадобится. Терпение и снисходительность к ошибкам малыша.
Главный процесс на этом этапе – развитие самостоятельности в использовании навыков самообслуживания. И здесь вы должны помнить закон «зоны ближайшего развития», описанный в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»:
Психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка». Глубоко убеждена, что каждый родитель должен непременно знать об этом законе. Расскажу о нем вкратце.
Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.
Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова: «Пора», «Теперь мы будем…», «Сначала поедим, а потом…»
Конец ознакомительного фрагмента.