Вы здесь

111 новых советов по PR + 7 заданий для самостоятельных экспериментов. 11 советов, с чего начать PR для вас и вашего бизнеса (Р. М. Масленников, 2018)

11 советов, с чего начать PR для вас и вашего бизнеса

1. Что такое PR? Пиар – это общение с пользой для всех. Прежде всего для вас и целевых групп: настоящих и будущих клиентов, бизнес-партнеров, инвесторов и, конечно, журналистов.

Чтобы начать делать PR, вам необходимо научиться выражать мысли простым языком. Неслучайно иногда пиарщиков называют переводчиками с бизнес-языка на журналистский и клиентский.

Задание № 1. Попробуйте ответить на вопрос ребенка, чем вы занимаетесь.

Задание № 2. «Бабушка-тест»: объясните бабушке или теще, в чем суть вашей работы.

Если вам удалось сделать это в одном предложении, и вас поняли – поздравляю!

2. Учитесь писать в разных жанрах: пресс-релиз1 (что когда зачем и почему случилось, и ключевой вопрос – «ну и что?»), статья2 (что-то умное, с введением, основной частью и полезными выводами) и пост в блог (нечто эмоциональное, вопрошающее, вопиющее, откровенное, чувственное, иногда крик души). Есть еще один вид посланий, который вам следует освоить, – это «письмо очевидца», или «письмо дебила»3.

3. Особый жанр – открытые письма. Очень важно научиться готовить высокие по накалу эмоций отповеди, подкрепленные фактами и призывами к действию. Изучите примеры на сайте change.org, ознакомьтесь с лучшими образцами открытых писем4.

Задание № 3. Потренируйтесь в написании открытого письма коллегам по вашему рынку. Я не ошибусь в 98 случаях из 100, если скажу, что ваша сфера бизнеса особая, закрытая, непрозрачная, слишком консервативная, не такая, как все, своя каста, секта и т. п. Напишите, как вы по этому поводу недовольны и опубликуйте на любом ресурсе5 под псевдонимом или под настоящим именем. Если соберете больше пяти комментариев – mission complete, все ОК.

4. В каждом тексте от своего имени или от лица вашей компании старайтесь регулярно употреблять ключевые слова (например, название организации), ключевые послания – месседжи (вы лидер рынка, лучшие по качеству, самые технологичные, инноваторы, номер один в Европе и т. п.).

5. Говорите публично, берите слово при каждой имеющейся возможности – на конференции, круглом столе, в интервью или блицопросе. Старайтесь делать видео или записывать свои выступления на диктофон, чтобы впоследствии проанализировать. При себе просто необходимо иметь набор месседжей – ключевых сообщений, которые обязательно нужно озвучить или косвенно упомянуть. Что это такое – перечитайте предыдущий совет.

Всегда представляйтесь перед тем, как произнести спич: «Меня зовут Денис, я произвожу люки-невидимки и хочу сообщить вот что!» Это самый важный месседж, если больше ничего не успеете сказать.

6. Особый формат общения – телефонное интервью. Уточните все контактные данные интервьюера, название издания и дату предстоящей публикации. После ответов на вопросы передайте всю информацию вашему PR-менеджеру для отслеживания судьбы материала. Или попросите скинуть на почту, в «Фейсбук», «Вотсап» или «Телеграм» ссылку на публикацию и сразу поблагодарите журналиста.

7. Учитесь читать как положительные, так и отрицательные отзывы о вашей работе. При каждом удобном случае просите писать в ваш адрес рекомендательные письма в формате «голая правда», то есть как о достоинствах, так и о недостатках. Исключительно положительные мнения о вас насторожат, а уравновешенные успокоят.

8. Изучайте вашу целевую аудиторию – клиентов, партнеров, инвесторов: что они читают, смотрят и слушают, кому из СМИ и конкретных журналистов или блогеров доверяют. Ваша задача – оказаться в их поле зрения, в привычных для них источниках информации.

9. Особо ценное качество – готовность отвечать на запросы журналистов быстро, в течение часа или в режиме реального времени и круглосуточно, а также в выходные и праздничные дни.

10. Не менее одного раза в неделю изобретайте информационные поводы и сообщайте о них целевым аудиториям. Они могут быть такими: миллионный клиент, день профессии, маркетинговые акции, скидки, начало/завершение крупного проекта, проведенное исследование и т. п. Можно прибегнуть к взрывному пиару, организовать мозговой штурм и придумать сразу 25-50-100 пиар-поводов на целый год вперед. Для этого можно заказать корпоративный мозговой штурм.

Как-то я проводил мастер-класс и мозговой штурм для тверской международной компании. Тридцать сотрудников отделов продаж, маркетинга и службы безопасности придумали 300 идей непосредственно на мастер-классе! Групповая динамика – это сила: поводов хватит буквально на каждый день года.

11. Устраивайте в вашей компании пиар-чтения и пиар-киносеансы.

Задание № 4. Посоветуйте вашим сотрудникам посмотреть фильмы «Черное зеркало», «Хвост виляет собакой», «Абсолютная власть», прочесть книги «Оружие социального соблазнения», «Уши машут ослом» и «Зеленые человечки». Затем попросите придумать 10 PR-идей для вашего бизнеса. Продвинутые могут генерировать 30 PR-идей: 10 для бренда, 10 для личности генерального директора, 10 для одного из продуктов компании. Потом разбейте сотрудников на равные группы, и пусть они сами выберут лучшие PR-идеи.