Икона святителя Николая «Круглая доска»
Россия, г. Новгород, Новгородский музей
Особенностью иконы святителя Николая «Круглая доска» является ее необыкновенная круглая форма, от которой она и получила свое название. Форма иконы видимо воспроизводила форму эмалевых, мраморных с мозаикой, керамических и др. византийских икон.
По легенде эта икона – копия той, которая находилась на хорах Киевской Софии и в просторечии называлась иконой Николы Мокрого. Имя «Мокрый» – воспоминание о происшествии, известном как «Чудо о отрочате, сотворшееся во граде Киеве». Икона «Никола Мокрый» в свое время была подвергнута реставрационному раскрытию, но так и осталась не изданной, и, по слухам, во время войны ее увезли за рубеж.
Предание связывает появление иконы святителя Николая «Круглая доска» с чудесным исцелением новгородского князя Мстислава Владимировича – сына Владимира Мономаха.
Согласно легенде, тяжело заболевшему на тридцатом году жизни и восемнадцатом году княжения в Новгороде князю Мстиславу явился во сне святой Николай Мирликийский, повелев ему направить посольство в Киев за круглой иконой Николы. Но посланных застигла буря и им удалось добраться только до острова Липно на озере Ильмень. Именно там на четвертый день они и обрели приплывшую по волнам круглую икону с образом святителя Николая.
Впоследствии на месте явления иконы, на острове Липном, был устроен монастырь с каменным храмом во имя святителя Николая. По молитве перед этой иконой князь Мстислав вскоре выздоровел.
В 1113 году в память об исцелении князем был возведен Николо-Дворищенский собор, в котором обретенная икона стала храмовой. Впоследствии эта чудотворная икона была увезена Иваном III в Москву и находилась в церкви Рождества Богородицы в Кремле, где погибла во время пожара 1627 года. «Мерный» (т. е. такой же величины) список с нее, также исполненный на круглой доске, пребывал в соборе постоянно вплоть до 30-х годов XX века, а затем был передан в Новгородский музей.
Икона круглой формы с поясным изображением святителя Николая Мирликийского, происходящая из церкви Святителя Николая на Дворище в Новгороде (сейчас она в Новгородском музее), – один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения. Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают: икона действительно могла быть привезена около 1113 год в связи с основанием Никольского храма. В 1502 году оригинал был взят в Москву, где впоследствии погиб в пожаре.
Неизвестно, что случилось с первой копией круглой иконы, которая была сделана в 1502 году. Причиной ее исчезновения мог быть пожар (например, жесточайший пожар всей Торговой стороны в 1508 г.), либо другое бедствие.
Для Новгорода в XVI веке была сделана копия, которая, видимо, и дошла до нашего времени. Эта икона и дошла до нашего времени. Перед ней молятся об исцелении и избавлении в трудных жизненных ситуациях.
Тропарь на рождество святителя Николая Чудотворца, глас 4
Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. Тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак 9 (из Акафиста)
Всякия утоли болезни, великий наш заступниче Николае: растворяя благодатная врачевания, услаждающая души наша, сердца же веселящая всех усердно к помощи твоей притекающих, Богу же вопиющих: Аллилуиа.
Молитва
О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Чудотворный Кошарский Крест
Россия, г. Белгород, Крестовоздвиженский храм
Во времена святителя Иоасафа (1748–1754 гг.) в Кошарах проживал богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме находился Крест, присланный родным братом – послушником Афонского монастыря.
Но развращенный помещик не питал к святыне ни малейшего благоговения. И однажды после неудачной охоты, он в гневе приказал слугам бросить Крест в болото. «Мне говорили, что он святой и чудотворный, а мне он не приносит никакой пользы», – пояснил помещик опешившим дворовым людям свое вероломное решение. Кощунственное приказание было исполнено, и святой Крест оказался в заболоченном месте неподалеку от дома Выродова.
Прошло много лет. Хозяин имения умер. Как говорили в народе – лютой смертью грешника. Крест затянуло болото. А в конце XVIII века произошло чудо. Один слепой человек услышал во сне голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне – тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник. Весть об обретенном Кресте быстро разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов.
В первое время Крест стоял на устроенных для него подмостках, затем был перенесен в каменную часовню, построенную тогдашним землевладельцем Пузановым, а еще позже – в Белгородский Николаевский монастырь, где находился около тридцати лет. В настоящий момент находится в Крестовоздвиженском храме Белгорода. По воспоминаниям местных жителей нередко паломников, приезжавших на поклонение святыне из разных мест страны, было огромное количество.
Волна борьбы с «религиозным дурманом» не могла обойти храм, в котором находилась столь почитаемая святыня. В 1927 году большевики решились покуситься на главную святыню храма. Но при изъятии человек, дерзко посягнувший на Крест, был поражен молнией. Святыню вернули в храм и решили просто закрыть его, что и сделали в начале 30-х. Но ктитор храма отправилась в Москву и вернулась домой с резолюцией от самого Кирова: «Храм – открыть!» Через некоторое время прихожане вновь встали на защиту церкви и отстояли право не закрывать ее. И с начала сороковых годов безуспешные попытки борьбы с Крестовоздвиженским храмом власти оставили. В годы Великой Отечественной войны богослужение в храме не прекращалось. Прихожане неустанными молитвами и собираемыми пожертвованиями стремились помочь фронту.
Служение Крестовоздвиженского храма не прекращалась, хотя временами приходило в упадок. Люди приходили к Кошарскому Кресту и по вере получали помощь, исцеления, утешения. В 1998 году был вновь открыт Кошарский источник. «Получают ли сегодня люди благодатную помощь от Креста?» – на этот вопрос настоятелю храма отцу Иоанну приходится отвечать часто. И, как правило, в этих случаях он показывает письма людей, в которых рассказывается о случаях исцеления у Чудотворного Креста. Как и прежде люди не перестают присылать благодарственные свидетельства чудодейственной помощи святыни.
Молитва Честному Кресту
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знаменем, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшаго силу диаволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Чудотворный Кийский Крест с мощами святых
Россия, г. Москва, Крапивинский пер., 4., храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
Кипарисовый Крест-мощевик, находящийся в настоящее время в храме преподобного Сергия Радонежского, был главной святыней Крестного монастыря на острове Кий, устроенного Святейшим Патриархом Никоном.
По преданию, начало было положено наименованием самого острова. В 1639 году Патриарх Никон, будучи в то время еще иеромонахом, был принесен бурей к острову. Он, вступив на гранитную твердь, спросил: «Кий сей остров?» Поскольку остров был «пуст, и жилецким людем непригоден», он и названия не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий».
Благодаря Бога за спасение, Патриарх Никон решил поставить на острове Крест и устроить монастырь. Однако свое намерение он смог выполнить только через насколько лет. В 1656 году Никон поставил на острове поклонный Крест, о котором так упоминается в монастырских описаниях: на юго-восточной стороне монастыря, на пристани подле моря, – часовня с Крестом. На Кресте – изображение Распятого, писанное самим Никоном в 1643 году, когда Никон был игуменом в Кожеезерском монастыре.
Из Палестины привезены были по просьбе Патриарха Никона два Креста «из древа кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобны мерою Кресту Христову»: один предназначался для Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, другой – для Крестного монастыря. Последний сам Святейший Патриарх «обложил сребром и златом и драгоценным камением, и бисером украсил». И положил в нем святые мощи трехсот святых.
В описании Креста говорится: «В средине того Честнаго Креста утвержден Ковчег сребряной кованой золоченой, в котором часть Святыя и Животворящия Крове Господни, часть Святыя Ризы Господни, часть млека Пресвятыя Богородицы, часть крове Иоанна Предтечи, часть крове апостола Павла и часть самого Древа Креста Господня».
Крест был установлен в благословение всем поселившимся на острове, «заступая и спасая каждого, притекающего к нему по требованию его и умному намерению». По свидетельствам современников силой того Креста многие спасались «от морскаго потопления». Также в описании святыни говорилось: тому, кто с верой обратиться к этому Животворящему Кресту, да получит от Бога благодать такую же, как путешествующие в Палестину.
Кийский Крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923 году. Только в 1854 году он вывозился из монастыря ввиду нашествия англичан, при этом были утеряны некоторые мощи. До англичан по сторонам Креста находились писанные на холсте образа с предстоящими Божией Материю и Иоанном Богословом. Образ Божией Матери по отшествии англичан найден был поврежденным холодным оружием и перенесен в церковь, а икону Иоанна Богослова англичане увезли с собой.
В 1923–1930 годы Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, о чем сохранилась заметка в газете «Карело-Мурманский край» (1927. № 7. С. 9). В заметке указывается, что Крест был украшен листовым позолоченным окладом, позднее утраченным. Затем Крест был перевезен в Москву и хранился в запасниках Исторического музея.
В августе 1991 года Крест был передан в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Божественным смотрением вторичное освящение главного придела было совершено 30 августа 1991 года, в день памяти Святейшего Патриарха Никона, спустя 310 лет со дня его блаженного упокоения.
Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Краткая молитва Честному и Животворящему Кресту
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.
Угрешская икона Святителя Николая
Россия, г. Москва, Третьяковская галерея
Знаменитый образ Николая Чудотворца попал в Третьяковскую галерею из Николо-Угрешского монастыря. Николо-Угрешский мужской монастырь, хотя и не входит в число московских обителей, на протяжении своей 600-летней истории теснейшими узами был связан со столицей. Современная граница Москвы почти вплотную приблизилась к монастырю, но в момент основания его отделяли от Москвы 15 верст. Это было живописное место, где в 1380 году по пути на Куликово поле войско Великого князя Дмитрия Ивановича остановилось на отдых.
Именно здесь явилась благоверному князю Дмитрию икона святителя Чудотворца Николая, укрепила Князя верой и надеждой и «сия вся угреша сердце его». С тех пор это место называется Угреша.
Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя святителя Николая. «И воздвигну ту обитель славну, и удовольствоваю к пропитанию всем потребным нескудно», сообщает монастырская книга.
До закрытия монастыря в часовне хранился остаток сосны на которой явилась икона. После закрытия обители снаружи и внутри часовни все было разорено, а икона передана в Третьяковскую галерею.
Кондак 1 (из Акафиста)
Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро, и неисчерпаемое чудес море, восхваляю тя любовию, Святителю Николае: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче.
Кондак 6 (из Акафиста)
Проповедует мир весь тебе, преблаженне Николае, скораго в бедах заступника: яко многажды во едином часе, по земли путешествующим и по морю плавающим, предваряя, пособствуеши, купно всех от злых сохраняя, вопиющих к Богу: Аллилуиа.
Молитва
О пастырю добрый, учителю и наставниче наш, Святителю отче Николае! Ты, ангельски пожив на земли, по преставлении твоем яко Ангел благий просиял еси, молящимся тебе присный помощник являяся. Веруем от всея души и помышления, яко твоими не ложными ходатайствы и благодатию, обильно дарованную тебе от Господа Спаса нашего, нашему спасению присно способствуеши. Убо и в час сей наша недостойная приими моления; свободи нас твоим заступлением от облежащаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго; молися мир всем Дающему низпослати мир церквам, расточенная же воедино собрати; моли милостиваго Господа, да Имиже весть судьбами спасет нас от прегрешений наших; моли благость Его, о еже милостивно подати нам и всему миру потребная, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.