Вы здесь

100 шагов к счастью. Шаг второй. Осознайте, что счастью можнонаучиться (Сергей Мазуркевич)

Шаг второй

Осознайте, что счастью можнонаучиться

Обыкновенно нам недостает не самого счастья, но умения быть счастливым.

М. Метерлинк

Кто-то может сказать: «Как же можно научиться быть счастливым. Ведь счастье зависит от множества обстоятельств»? Это утверждение неверно. Быть счастливым – естественное состояние человека, и если оно было утрачено в силу каких-то обстоятельств, то вполне возможно его восстановить.

Исследования ученых показали, что в нашем мозгу существует зона, которая регистрирует удовольствия. Она расположена над правой бровью у левши, и над левой – у правши. Когда проводились исследования мозга людей, считавших себя счастливыми, было установлено, что в этой зоне наблюдается повышенная активность, даже когда они находились в нейтральном состоянии. Отсюда вывод: счастливые люди готовы получить удовольствие даже по самому незначительному поводу.

Ученые провели и эксперимент, посвященный тренировке этой зоны. Было отобрано двое добровольцев, не слишком уютно чувствовавших себя в этом мире. Одна из них – Керолайн Понтинг – предварительно прошла обследование в Висконсинском университете, которое показало, что активность зоны удовольствия в ее мозгу была более чем недостаточной.

В ходе эксперимента добровольцы выполняли определенные задания, стимулирующие ощущения счастья. К примеру, каждый день они делились с кем-либо из своего окружения приятной новостью, чтобы поднять свой настрой; делали физические упражнения по двадцать минут, чтобы вырабатывать больше эндорфинов, которые создают приподнятое настроение. По две минуты в день они улыбались себе в зеркало, тренируя так называемые «мышцы счастья», после чего проводили десять минут в состоянии расслабления, отмечая свою возросшую удовлетворенность. На третьей неделе эксперимента они проводили каждый день по полчаса за любимым занятием. На четвертой неделе посетили вечеринку местного общества шотландских танцев, где лихо отплясывали. Это также было частью эксперимента, ведь, по мнению профессора Арджайла из Висконсинского университета, быстрые и энергичные движения этих танцев представляют собой комплекс сильнодействующих упражнений, после которых человек чувствует себя счастливым, веселым и общительным.

В конце эксперимента провели повторное сканирование мозга Кэролайн. Оказалось, что характер мозговой активности поразительно изменился: кривая «функции счастья» вышла за край диаграммы. Намного лучше себя чувствовал и второй участник эксперимента. Причем этот результат был не мимолетным – спустя четыре месяца после окончания эксперимента его участники по-прежнему чувствуют себя счастливыми людьми.

Этот эксперимент показал, что, тренируя свой мозг действовать, как у счастливых людей, можно сделать это привычкой, то есть вернуться к естественному для каждого человека состоянию счастья.

Подобные результаты были получены и другими учеными. Так, исследования американских психологов (эксперимент Дайнера и Ларсена) показали, что по крайней мере 52 процента положительных эмоций зависят от личностных особенностей самих людей и лишь 32 процента находятся в зависимости от конкретной ситуации. Из этого следует, что каждый из нас при желании может стать счастливым, используя те или иные методы «самоосчастливливания».