Вы здесь

100 шагов к счастью. Шаг двадцать второй. Старайтесь иметь чистую совесть (Сергей Мазуркевич)

Шаг двадцать второй

Старайтесь иметь чистую совесть

Ах! чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить,

Ничто, ничто… едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветою.

Но если в ней единое пятно.

Единое, случайно завелося;

Тогда – беда! как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом.

Как молотком стучит в ушах упрек…

И рад бежать, да некуда… ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

А. Пушкин

Только совесть – это, кажется, душа…

А. Дольский

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова дает следующее определение совести: «Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, перед обществом».

А. А. Милтс определяет совесть как «внутренний монолог, хотя чаще происходит диалог, даже многоголосая дискуссия, латинская поговорка звучит: «Совесть – тысяча свидетелей». Он же продолжает: «Совесть – зеркало, отражающее, в какой мере в человеческом сознании утвердились доброта, честность, ответственность, в какой мере они затронули чувства, убеждения, мотивы поступков, волю, характер, даже подсознание».

Иногда совесть рассматривают как голос общества в человеке, стоящий на страже потребностей, интересов, ценностей других. Такое определение совести мне кажется еще более спорным, чем ему предшествовавшие.

Согласно Фрейду, совесть воплощается в понятии Super-Ego, «идеальное Я». Это идеальное Я создает в человеке духовное напряжение, потому что ему трудно согласовываться с «реальным Я» и подсознательными стремлениями, которые совесть призвана контролировать и умерять. Но подавленные инстинкты так или иначе проявляются в поведении. Совесть потому-то и возникает, что для человека характерна амбивалентность чувств – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоций, например любовь и ненависть, жалость и агрессия».

И с этим определением мне трудно согласиться, хотя, логически оно построено правильно. Но чисто механистический подход, свойственный Фрейду, не совсем в данном случае подходит.

В отличие от римского философа Сенеки, говорившего: «Я дорожил чистой совестью и стремился к добру…», великий мыслитель Альберт Швейцер писал: «Мы никогда не должны становиться глухими. Мы будем жить в согласии с истиной, если глубже прочувствуем конфликты. Чистая совесть есть изобретение дьявола». При всем уважении к великому гуманисту с этим его высказыванием согласиться довольно трудно. Мне кажется, что здесь произошло смешение понятий и Швейцер подразумевал, скорее, бессовестность, чем то, что мы понимаем под чистой совестью (несовершение поступков против своей совести). Бессовестность же – это не отсутствие совести, в любом человеке есть совесть, но в некоторых она очень глубоко спрятана. Такое состояние, когда человек не обращает внимания на голос своей совести, и можно назвать бессовестностью.

Я бы определил совесть как инструмент души, посредством которого она реагирует на все, что происходит с человеком. Именно через совесть душа показывает нам, что мы иногда (а может, и часто) поступаем не так, как она хотела бы. Муки совести – это недовольство души, и именно потому от них никуда не денешься – от себя ведь не убежишь.

Есть, конечно, люди, у которых инструмент души атрофируется. Вначале те, кто воспитывают таких людей, способствуют своим воспитанием тому, чтобы совесть скрылась где-то в глубинах души, а потом и сами воспитуемые делают все, чтобы она оттуда никогда и ни при каких обстоятельства не вылазила.

Может, это и хорошо? Не будет душевных мук, страданий из-за поступков не по совести. Но совесть ведь не только орган души, она, кроме того, если можно так выразиться, – анализатор кармы. Это означает, что если какие-то наши поступки осуждаются совестью, то можно гарантировать, что их кармические последствия будут неблагоприятны.

Главное в данном случае – не путать «голос совести» с чувством вины, во-первых, и приобретенным в процессе воспитания и адаптации к социуму механизмом негативной обратной связи, относящийся к сфере этики и морали, во-вторых. Еще раз отмечу, совесть – инструмент души, через нее говорит наше естество, тогда как и чувство вины, и механизм обратной связи – искусственны и неприродны (и чаще всего влияют на нас далеко не лучшим образом).

Чистая совесть – одно из самых важных условий счастья. На мой взгляд, человек с «запятнанной» совестью не имеет особых шансов быть счастливым, какие бы усилия к этому он не предпринимал.


Цитата на полях


Твоя совесть – это мерило твоего желания быть самим собой. Прислушайся к ней внимательно.

Р. Бах