Вы здесь

100 шагов к счастью. Шаг двадцатый. Старайтесь чаще. «общаться» с красотой (Сергей Мазуркевич)

Шаг двадцатый

Старайтесь чаще

«общаться» с красотой

Красота – это обещание счастья.

Т. Гоббс

Постижением тайн красоты человечество занималось, наверное, с момента своего возникновения. И нельзя сказать, что эта тайна нами уже разгадана. Скорее всего, это одна из тех тайн, которым никогда не суждено быть до конца постигнутыми.

Впрочем, вне зависимости от того, насколько мы близки к разгадкам тайн красоты, каждому человеку от рождения присуща способность чувствовать красоту. Чувствование красоты, одно из величайших благ человека в этом мире. Благо и то, что мир в котором мы живем, прекрасен.

Красота природы необусловленна, ее не определяют наши представления, просто что-то откликается внутри нас и рождается сопричастность. У кого-то это бывает чаще, у кого-то в силу разных причин, реже, но, наверное, каждый человек способен ощутить красоту Природы.

Если же говорить о человеческой красоте, то можно сказать, что в большинстве случаев она обусловлена местными и национальными обычаями и традициями, расовыми различиями, историческими факторами, искусством, а в последнее время и средствами массовой информации и телевидением. Именно эта обусловленность и является причиной того, что в разные времена были разные эталоны красоты.

Что ж, разные времена, разные вкусы. Если бы красавицы, с которых писал свои картины Рубенс, приняли участие в современных конкурсах красоты, то, скорее всего, они не прошли бы и предварительный отбор. Но это разные эпохи, однако ведь и в один и тот же временной промежуток у разных народов представления о красоте разнятся. Есть любопытная легенда о сватовстве Ивана Грозного, показывающая, насколько разнятся взгляды на красоту в разных странах.

Иван Грозный как-то решил укрепить союз между Русью и Англией и предложил руку и сердце английской королеве Елизавете. Та отказалась, не отказывая, впрочем, в дружбе и «сестринской любви». Тогда Иван Грозный заинтересовался племянницей королевы Марией Гастингс, по слухам, являвшейся первой красавицей Англии. Русский посол в Англии Федор Писемский получил от царя поручение: как следует рассмотреть кандидатку в царицы и сообщить в Москву, насколько она достойна этого титула. Но Елизавете не очень-то и хотелось выдавать племянницу замуж за русского царя, славившегося жестокостью и частой сменой супруг (он был женат семь раз). По ее распоряжению на смотринах красавицу Гастингс подменяют рябой служанкой и тут происходит то, что англичан повергло в недоумение: русский посол решает, что невеста хороша, поскольку «телом дородна и бела» и хотя и рябовата, но в царицы вполне годится. Писемский уже готовил донесение царю, но тут ему сообщили, что англичане его провели и смотрел он не на ту, что надо. Тогда, применив средство всех времен и народов – подкуп, посол наконец увидел племянницу королевы, после чего в донесении в Москву написал: «А племянница ее страшным страшна, бледна, как смерть, как смерть худа – упаси бог взять такую в жены».

И сейчас критерии красоты у разных народов разные. Например, у жителей королевства Тонга – небольшого государства, расположенного на островах в юго-западной части Тихого океана, – основным критерием красоты женщины служит ее полнота. Тонганские девушки, стремящиеся выйти замуж, не могут рассчитывать на внимание поклонников, если весят меньше 130 килограммов. Конечно же, особым здоровьем они не отличаются, но, что делать, такие уж сложились представления о красоте.

Чего только не делают люди, чтобы соответствовать принятым в их народе эталонам красоты. И если мужчины не особенно склонны терпеть лишения в угоду «красоте», то женщины (в основном, здесь идет речь о представительницах так называемых примитивных культур) идут на многое, подвергая свою плоть самоистязаниям. Они прокалывают уши, губы, нос и соски грудей, делают широкие разрезы губ, наносят на кожу татуировку, ритуальные рубцы и шрамы. Девушки с острова Меланезии лишают друг дружку передних зубов ударом булыжника. В Тропической Африке те же зубы спиливают или выкручивают в разные стороны. Еще не так давно в некоторых племенах североамериканских индейцев девушки, для того чтобы иметь «модный» узкий лоб, пользовались специальным приспособлением, в течение длительного времени сжимавшим голову женщины. А индейцы Бразилии принуждали соплеменниц носить бандаж под коленом. В результате толщина икры на ноге увеличивалась, приобретая требуемую форму.

Но, пожалуй, хватит экзотики. Приведенные выше примеры подтверждают лишь то, что человек легко внушаем, и если ему с детства говорят, что нечто красиво, то именно так он и будет это «нечто» воспринимать. Но это восприятие идет от ума, от заложенной в подсознание программы. А что будет, если эту программу убрать, неужели ничего не останется? Отчего же. Останется природное восприятие красоты, идущее из души, идущее от сердца. И тогда красивым будет не то, что принято называть таким, а то, что в действительности таковым является.

Есть мнение, что красота создается в мыслях и чувствах человека, то есть является по существу иллюзией, а не реальностью. С этим трудно согласиться. Иначе не замирало бы сердце при виде красивого пейзажа или звездного неба, при звуках красивой песни или мелодии, при встрече с красивым человеком.

Возможна ли красота тела без красоты души. Возможна, но она обычно бывает ущербной. Что же такое красота души, какую душу можно назвать красивой? Я полагаю, что такой можно назвать гармонично развивающуюся душу: познающую мир и себя и охватывающую как можно больше видов деятельности (чему явно не способствует узкая специализация в образовании и жизнедеятельности человека, которую породил технический прогресс).

Вернемся же к основной теме книги – счастью. Как общение с красотой влияет на личное счастье каждого из нас? Надо сказать, что влияние это весьма сильное. Можно даже сказать, что красота – это мощнейший поток энергии осчастливливания. А потому, чем больше мы общаемся с Красотой – будь то красота Природы, человека или рукотворная красота, тем больше у нас возможностей ощутить себя счастливым.


Цитата на полях


«Красота ласкова и нежна, – говорят обиженные и оскорбленные. – Как молодая мать, чуть смущаясь своей славы, ступает она среди нас».

«Нет, красота грозна и могущественна, – говорят пылкие. – Как буря, сотрясает она Землю и Небо».

Говорят усталые и утомленные: «Красота подобна нежному шепоту. Она говорит в нашем духе. Ее голос отступает перед нашим молчанием, как слабый свет, что дрожит в страхе перед тенью».

Но беспокойные говорят: «Мы слыхали, как она кричала в горах. И вместе с ее криками раздавался топот копыт, хлопанье крыльев и львиный рык».

Ночью говорят городские стражники: «Красота взойдет с зарей на востоке».

В полдень говорят труженики и путники: «Мы видели, как она склонилась над Землей из окон заката».

Зимой говорят занесенные снегом: «Она придет с весной, шагая по холмам».

И в летний зной говорят жнецы: «Мы видели, как она пляшет с осенними листьями, видели снег в ее волосах».

Все это сказали вы о красоте.

На деле же говорили вы не о ней, но о своих неисполненных желаниях,

А красота – не желание, а экстаз.

Это не жаждущие уста и не пустая протянутая рука,

Но пламенное сердце и очарованная душа.

Это не образ, что вам хотелось бы видеть, и не песня, что вам хотелось бы слышать,

Но образ, который вы видите, даже если сомкнете глаза, и песня, которую вы слышите, даже если закроете уши.

Это не смола на морщинистой коре и не крыло, сросшееся с когтем,

Но вечноцветущий сад и сонм вечнолетящих ангелов.

Народ Орфалеса. Красота есть Жизнь, снимающая покров со своего святого лика.

Но Жизнь – это вы, и покров – это вы.

Красота есть Вечность, глядящаяся в зеркало. Но Вечность – это вы, и зеркало – это вы».

Джебран Халиль Джебран