Шаг шестнадцатый
Развивайтесь духовно
Дух – бестелесное существо; обитатель не вещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру… Духовный, бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все, относящиеся к Богу, церкви, вере; все, относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля… Духовность – состояние духовного… Душа – бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею…
О духовном развитии сейчас пишут очень много. Но не всегда это понятие понимается верно. А потому, прежде чем говорить о нем, разберемся с тем, что это понятие собой представляет. Но вначале необходимо разобраться, что же такое душа и дух.
Несмотря на то что Аристотель говорил, что «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях и безусловно труднее всего», определений души много. К примеру, по Пифагору, душа – есть числовая гармония противоположностей тела. Она бестелесна и бессмертна. Только в виде наказания она прикреплена к телу. Она втянута в общий круговорот природы – отсюда переселение душ.
По Платону, индивидуальная душа истекает из мировой души, она бессмертна, причастна к вечным идеям, после смерти переходит в другие тела.
Тот же Аристотель определял душу следующим образом: «…подводя итог сказанному о душе, мы повторим, что некоторым образом душа есть все сущее».
По Декарту, «… наша душа имеет природу, совершенно не зависящую от тела, и, следовательно, не подвержена смерти вместе с ним; а так как других причин, которые бы ее разрушали, не видно, то, естественно, склоняешься к мысли о ее бессмертии».
У этих и множества других определений, данных великими философами, в основном следующие сходные черты: во-первых, все они признают существование души (в отличие от философов-материалистов), во-вторых, все они сходятся в том, что душа бессмертна, и в-третьих, большинство из них признает то, что душа человека связана с Божественной душой – «истекает из мировой души» (Платон).
Известный духовный Учитель Гуру Ар Сантэм говорил о том, что можно представить нашу душу как дерево. Ствол этого дерева – это наша личная, индивидуальная энергетика, которая отличает нас от других. Весь наш опыт, навык и умение – складывается в этот ствол. Все наши перерождения – это ветви дерева. Корни этого дерева – это частица единого Бога, которая есть в каждом человеке. Душа бессмертна и неуничтожима, и никогда не может исчезнуть из нашей Вселенной.
Исходя из всего вышесказанного, я дал бы следующее определение душе – это бессмертная энергетическая субстанция, имеющая связь с Вселенской Душой (или Богом), использующая периодически меняемые физические тела для получения опыта, необходимого для эволюции.
Понимание физического тела как «одежды», необходимой душе для эволюционных целей, свойственно практически всем эзотерическим школам и течениям. В «Индийской книге Духов» говорится: «Человек есть душа, а тело его – лишь средство сообщения с земною материей; изучение души ведет к познанию зримых и незримых сил природы, к познанию великого целого».
Что же касается духа, то и здесь довольно много определений. Наиболее точно и полно, на мой взгляд, пишет о духе Алиса Бейли: «Слово дух употребляется в отношении того неопределимого, неуловимого сущностного импульса или Жизни, который является причиной всего проявления. Это дыхание жизни и тот ритмический приток жизненной энергии, который проявляется, в свою очередь, как притягивающая сила, как сознание или душа, и является суммой атомной субстанции». Дав такое определение духу, дальше Бейли пишет о том, что все эти понятия и определения довольно-таки условны и только лишь словами объяснить их нельзя, их нужно прочувствовать, понять на более глубоком уровне: «Кто скажет, что же такое это нечто? Мы прослеживаем его назад к аспекту души или сознания, а от души к духу (как мы называем три аспекта единого дыхания), но кто имеет смелость объявить, что в действительности означают эти слова? Мы даем этому неведомому нечто разные названия в зависимости от нашей конкретной школы мысли; мы стараемся выразить это словами и, в конце концов, называем его Духом, Единой Жизнью, Монадой, Энергией. Опять-таки, должно помнить, что понимание природы этой единой жизни остается относительным… Поэтому будем помнить, что определение духа неисчерпаемо, как и определение Бога».
Дав определения, пусть даже несколько условные, душе и духу, перейдем к определению духовного развития. Его можно определить следующим образом – это познание самого себя, окружающего мира и взаимоотношений между человеком и окружающим миром, человеком и другими людьми, выявление законов, обуславливающих эти отношения, и ограничение себя в рамках этих законов (изменение себя).
Главная черта духовного развития – направленность на приобретение душой нового опыта, который ей необходим для эволюции.
Иногда духовность путают с душевностью. Можно быть искренним, добрым, сострадательным – душевным человеком, но не быть при этом человеком духовным, если нет стремления к познанию себя и мира и совершенствованию себя в соответствии с познанным.
Следует отметить, что для того чтобы заниматься духовным развитием, совсем не обязательно иметь для этого какие-то особые условия. В этой связи мне очень понравилось одно высказывание известного американского актера Ричарда Гира. На вопрос о том, как он делит себя между Голливудом и религией, материальным и духовным, ответил: «Если бы эти вещи можно было разделить, я бы стал шизофреником, раздвоился, расстроился. Это неправильный подход к духовности. Духовная жизнь существует не только в пещерах и монастырях. Духовность – в любом твоем действии».
Очень часто под духовностью понимают религиозность. Но подумаем, можно ли ставить знак равенства между религиозностью и духовностью. Я считаю, что нет. Мусульманский фанатик, взрывающий самолет с несколькими сотнями пассажиров, – человек религиозный. Но назвать его духовным человеком язык как-то не поворачивается. Но это крайность – религиозный фанатизм. Рассмотрим несколько иной пример.
Допустим, человек регулярно ходит в церковь, следует церковному календарю, дома усердно молится и является человеком религиозным. Но в то же время тот же самый человек иногда избивает жену, «перемалывает косточки» всем знакомым и живет в основном материальными ценностями. Можно ли считать такого человека духовным? Скорее всего, – нет.
Любопытно, что исследования психологов дают довольно противоречивые результаты в отношении того, как религия влияет на то, ощущает ли человек себя счастливым или нет.
К примеру, согласно отчету Института Гэллапа, высокорелигиозные люди почти в два раза чаще называют себя счастливыми, чем те, кого проблемы духовности затрагивают мало.
С другой же стороны, исследования немецких ученых показали, что по значимости для счастья религия стоит лишь на пятнадцатом месте. Впереди: любовь, семья, здоровье, друзья, спорт и даже «интересная программа по телевизору». Всего 10% опрошенных считают, что церковь и религия приносят счастье.
Вывод из этого можно сделать следующий: религиозность может быть одним из важнейших источников счастья, но только в том случае, если она «внутренняя», а не «внешняя». «Внешняя» религиозность это и есть чтение молитв, посещение церкви, следование церковному календарю и прочие действия атрибутивного характера. «Внутренняя» религиозность – это отношение к миру и жизни, как к божественным проявлениям, видение Бога и в большом и в малом, стремление приблизиться к Богу, а значит, и стремление изменить себя в лучшую сторону.