Шаг десятый
Будьте оптимистом
Нет на свете более ужасного зрелища, чем молодой пессимист. Наверное, ужаснее только старый оптимист.
Счастье приходит в улыбающиеся ворота.
Слово оптимизм произошло от латинского optimus – «наилучший» и означает настроенность на лучшее, уверенность в том, что все будет хорошо. Впрочем, настоящий оптимизм не имеет ничего общего с привычкой смотреть на мир сквозь «розовые очки». Напротив, взгляд оптимиста – это трезвый взгляд на вещи, если, конечно, это не чрезмерный оптимизм. Но именно такой «оптимистический взгляд» и позволяет оптимисту жить полноценно, радуясь при каждой возможности Жизни.
Профессор психологии из Гейдельбергского университета Клаус Фидер после многолетних исследований пришел к выводу: люди, пребывающие в мрачном расположении духа, мыслят консервативно, зато из опасения совершить ошибку работают тщательно. И наоборот, бодрое настроение стимулирует открытия, творческий подход к делу, но и готовность к риску, чреватому неудачей.
Получается, что идеальный вариант – это золотая середина – так называемый сдержанный оптимизм, которому присущ реалистичный взгляд на себя и окружающий мир.
Оптимизм напрямую зависит от способности человека радоваться. Радость обычно определяют как субъективное переживание, вызываемое не только благоприятными ситуациями, но и внутренним настроением, зависящим от мироощущения и от состояния здоровья.
Считается, что есть много радостей. К примеру, Морис Метерлинк в «Синей Птице» указывает на следующие Великие Радости: «Великая Радость Быть Справедливым», «Радость Быть Добрым», «Радость Завершенного Труда», «Радость Мыслить», «Радость Понимать», «Радость Созерцать Прекрасное», «Великая Радость Любить» и другие.
В обычной же жизни существует множество мелких радостей: радость от встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т. п.
Но все эти радости, и великие и мелкие, лишь частички единой радости, настоящей радости, – радости, «обитающей» внутри нас, для которой, собственно говоря, и причины-то особенно не нужны. Именно о такой радости пишет Ошо Раджниш: «Для радости не может быть причин, радость просто есть – беспричинная, необъяснимая. Есть – значит, есть, нет – значит, нет. Когда ее нет, можно найти причину, почему ее нет, но когда она есть, невозможно найти причину, почему она есть. Если вы можете указать причину вашей радости, значит, она культивирована, она не настоящая, не истинная, не подлинная, она течет не из вашей глубочайшей сердцевины, она достигнута вами, она вами сделана, вы играете в нее. Когда радость наиграна, ей можно найти причину, но когда она подлинно есть, она так таинственна, так первична, что причины ей найти нельзя».
В целом я согласен со словами Ошо, но кое-что хотелось бы уточнить. Все наши мелкие или даже «великие» радости, на мой взгляд, являются лишь поводом для проявления той настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Я считаю, что чем больше таких поводов для ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем ближе мы будем к тому, чтобы приблизиться к такому состоянию души, когда радость, беспричинная радость, будет наполнять своим светом каждый прожитый нами день.
Цитата на полях
Мне хочется напомнить вам историю о двух людях, которым показали полстакана воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те «обманутые» люди, чьи чашки всегда наполовину пусты.