Глава 1. Изучаем посещаемость сайта
Каждый владелец сайта мечтает завлечь как можно больше посетителей на свой сайт. Для начала разберемся с основными вопросами, которые возникают при попытках привлечения пользователей на сайт.
В первой главе рассмотрим, какие виды трафика бывают, где и как правильно смотреть посещаемость своего и чужого сайта, как оценить, качественный трафик это или нет.
Что такое трафик?
Трафик – от англ. traffic – «движение», «грузооборот». В разных дисциплинах под словом трафик понимают свое. Под словом трафик в SEO подразумевается количество посетителей сайта в единицу времени. Таким образом, если не придираться, то «посещаемость сайта» и «трафик» можно считать синонимами.
Виды трафика
Вообще в интернете много разных градаций по видам и типам трафика в зависимости от характеристик. Можно встретить понятия «черный и белый трафик», «мобильный и десктопный трафик», «платежеспособный трафик и нет» и другие.
Разберем одну из градаций трафика в зависимости от источника, за основу возьмем отчеты по источникам трафика из Яндекс. Метрики. Хотя Яндекс вместо многозначного слова «трафик» оперирует более простым «посещаемость сайта».
Итак, в зависимости от источника, трафик бывает:
1. Платный
– это тот трафик, за который приходится платить.
К нему можно отнести:
1.1. Рекламные системы
– торговая реклама, медийная реклама, поисковая реклама, таргетированная реклама, тизерная, видеореклама, реклама в социальных сетях и любые другие виды рекламы.
Суть одна – вы покупаете себе посетителей. В каких-то системах посетители стоят дороже, в каких-то дешевле; кому-то лучше подойдут одни каналы, кому-то другие; где-то посетители более замотивированы на покупку, где-то менее и т. д.
Тут главное не забывать высчитывать целесообразность рекламы и окупаемость инвестиций.
Подробнее о рекламном трафике (рекламные площадки, какой канал когда выбирать, как выбирать и т.д.) мы расскажем во 2-й Главе.
1.2. Мотивированный трафик
– сюда можно отнести все не совсем законные варианты. Есть системы, которые предлагают обмен трафиком, покупку трафика, т.е. своеобразные «накрутчики» трафика. И это не всегда целевой трафик, т.е. посетителей-то вы, может, и получите, а продажи не факт.
2. Поисковый трафик
– это посетители, которые приходят на сайт из поисковых систем. Для получения такого трафика надо регулярно заниматься [битая ссылка] SEO-продвижением сайта. Чтобы ваш сайт легко можно было найти в выдаче Яндекса, Google и других поисковиков. Подробнее разберем данный канал чуть позже.
3. Трафик со сторонних ресурсов
– это посетители, которые перешли на ваш сайт со страниц других сайтов.
Варианты получения такого трафика могут быть разными:
3.1. Партнерские программы
Можно было бы этот пункт объединить с пунктом 3.3, но оставим отдельным.
Самый простой способ получить много трафика со сторонних ресурсов – сделать для своего сайта партнерскую программу и предлагать другим людям продавать ваши товары или услуги за небольшое вознаграждение с продажи.
Чем больше людей будет участвовать в вашей партнерской программе, тем больше трафика удастся получить.
При наличии партнерской программы можно также зарегистрироваться на биржах партнерских программ. Из популярного могу посоветовать посмотреть сайт admitad.com.
3.2. Покупные ссылки
Купить, конечно, проще, но с этим активно борются поисковики, поэтому мы настоятельно не рекомендуем этот способ. Да и чаще всего переходов по купленной ссылке единицы, если вообще будут.
Чаще всего ссылки покупают, чтобы было легче продвинуть сайт в органической выдаче и получить поисковый трафик.
3.3. Естественные ссылки
Сервисы закладок, справочники организаций, каталоги фирм, форумы, блоги, социальные сети и другие сайты, где можно получить бесплатную естественную ссылку на свой сайт. Подробнее рассмотрим в Главе 3.
4. Email рассылки, push-трафик
Если на вашем сайте еще нет формы подписки на рассылку – самое время ее завести. Так вы сможете возвращать на сайт пользователей, которые уже были на сайте, рассылая им интересную информацию.
Наша практика показывает, что рассылки с приглашением почитать новые статьи блога работают лучше, чем информирование о текущих акциях. Подумайте, может, есть смысл завести блог с полезными статьями.
Кроме того, из ноу-хау: предложите своим клиентам подписаться на push-рассылки. Ваши клиенты подписываются как на обычную рассылку и получают уведомления от вас прямо на рабочем столе компьютера или даже на смартфоне.
Push-уведомления эффективны на 80% устройств, есть почти во всех современных браузерах.
С помощью push-рассылок вы тоже сможете привлекать неплохой трафик на сайт.
5. Type-in трафик, или прямой трафик
Ну и самый главный вид трафика – прямой трафик. Это те пользователи, которые сами вбивают адрес вашего сайта в адресной строке.
Почему так может происходить?
Кто-то может запомнить адрес вашего сайта или записать, либо сохранить страницу вашего сайта отдельным файлом на компьютер.
Может быть, вы раздавали листовки или визитки, где указан адрес вашего сайта. Также такой вид трафика может давать оффлайн реклама (наружная, на телевидении, радио, в прессе и т.п.).
Чем больше прямого трафика, тем популярнее ресурс.
Если нет времени и желания пробираться через тернии к звездам – в помощь услуга [битая ссылка] крауд-маркетинга. После нее как раз растет узнаваемость, а значит, type-in трафик.
Пожалуй, это все основные виды трафика в зависимости от источника.
Прежде чем заниматься продвижением своего сайта, обязательно изучите трафик, который уже на сайте есть.
Разберемся, как это сделать.
Где посмотреть посещаемость сайта?
Посещаемость своего сайта можно посмотреть с помощью счетчиков Яндекс. Метрика, Google Analytics, LiveInternet или специальных сервисов-помощников.
1. Как посмотреть трафик с помощью Я. Метрики?
Реальность такова, что Яндекс. Метрика сейчас – must have любого сайта. Если у вас ее нет, или ваш вебмастер не дает доступы к ней, [битая ссылка] напишите нам, поможем.
Узнать, сколько посетителей у вашего сайта, можно с помощью «Стандартных отчетов» Яндекс. Метрики.
Яндекс. Метрика → Отчеты → Стандартные отчеты → Посещаемость:
Вот так выглядит Отчет «Посещаемость», который вы наверняка видели, если у вас есть Я. Метрика:
Когда смотрят на этот график, обычно возникает резонный вопрос:
Чем визиты отличаются от посетителей?
И что считать трафиком? Давайте разбираться.
Визит – действия одного посетителя на сайте до тайм-аута.
Допустим, человек пришел на ваш сайт, посмотрел пару страниц, потом пошел на кухню пить чай, через 35 минут вернулся и перешел на другую страницу сайта – метрика засчитает как 2 визита.
Тайм-аут визита (время ожидания, пока система будет считать бездействие пользователя одним визитом) указывается в настройках счетчика, по умолчанию задано 30 минут.
Т.е. если посетитель больше 30 минут будет бездействовать, визит посчитается оконченным. А если пользователь будет 3 часа изучать ваш сайт, делая перерывы не больше, чем на 30 минут, то визит будет засчитан как один.
На заметку: переход по рекламе всегда считается отдельным визитом.
Посетитель – условный пользователь, который попал на сайт в определенный промежуток времени. Считается уникальным, если обладает определенным набором неповторимых характеристик (ip-адрес, браузер, ОС, cookies и др.)
Т.е. в показателе «посетитель» объединяются все визиты одного и того же пользователя (если он сохранил cookies и вошел с того же браузера, пусть даже мобильного).
Допустим, пользователь на работе зашел на ваш сайт с браузера Chrome, установленного на ПК. А дома – уже с планшета с авторизованным пользователем в браузере Chrome. Получим 2 визита, 1 посетитель.
А если cookies на планшете почистить или зайти с другого браузера – то Метрика засчитает как 2 посетителя.
Казалось бы, что по умолчанию трафиком надо считать цифру, указанную в графе Посетители. Но лучше все-таки уточнять, о чем идет речь в каждом конкретном случае. И в случае, когда речь идет о посещениях сайта, рекомендую смотреть на визиты, а в случае, когда речь идет о конкретных людях – на Посетителей.
На заметку: количество визитов обычно больше количества посетителей. Чем больше разница между визитами и посетителями, тем больше людей по нескольку раз попадают на сайт.
Будьте внимательны: и Визиты, и Посетители в разных источниках могут называть трафиком. Мы чаще всего под трафиком подразумеваем все-таки Визиты, т.к. эта цифра показывает в том числе, насколько хорош сам сайт (относится к поведенческим факторам).
Но вернемся к анализу трафика в зависимости от источников.
Анализ трафика в зависимости от источников
Более глубоко анализировать трафик лучше всего с отчета «Источники, сводка»:
На графике видно, что по 3 августа на сайт шла реклама и давала неплохой трафик:
Эти графики удобно иллюстрируют, как меняется объем того или иного трафика.
Например, вы запустили рекламу, а сайт в это время попал под санкции, и поисковый трафик просел.
Реклама будет компенсировать просадку поискового, но если не изучить трафик в зависимости от источников, то может показаться, что реклама не работает, т.к. что ДО запуска рекламы, что ПОСЛЕ общий объем трафика и заказов не изменился.
Поэтому, если вам кажется, что что-то не так, в первую очередь стоит посмотреть, как изменился трафик в зависимости от источника.
Если вывести эту же информацию в виде круговой диаграммы, то за выбранный отчетный период можно посмотреть процентное соотношение в зависимости от источника:
Большую часть трафика за выбранный период давала реклама.
На заметку: в детальных отчетах можно узнать, какая из поисковых систем генерирует больше целевого трафика, и где стоит продвигаться в первую очередь. По каким ключевым словам люди приходят на сайт и становятся клиентами, а какие ключевые слова бесполезны. А еще вы сможете легко оценить эффективные рекламные кампании и провальные.
2. Анализ посещаемости с помощью Google Analytics
Если вы продвинутый пользователь, то помимо Метрики Яндекса у вас, наверняка, стоит [битая ссылка] Google Analytics. Посещаемость там смотреть тоже довольно просто.
Заходим в раздел «Аудитория → Обзор Аудитории». По аналогии с Я. Метрикой можно посмотреть статистику по Пользователям или Сеансам (плюс предусмотрено много другого функционала, о котором обязательно расскажу в другой раз).
Если, проанализировав метрику и аналитикс, вы так и не определились, хороший трафик у вашего сайта или, наоборот, вы только вершки собираете, советую дочитать книгу до конца, и обязательно разберетесь.
Как узнать посещаемость чужого сайта?
Кроме счетчиков есть специальные сервисы, которые позволяют узнать посещаемость, в том числе чужого сайта.
1. Сервис 2ip
Неплохой сервис, когда надо быстро узнать посещаемость любого сайта: [битая ссылка] https://2ip.ru/site-statistics/.
Отчет выглядит так:
2. Similarweb
Очень [битая ссылка] хороший ресурс, дающий полную информацию не только о количестве посетителей чужого сайта, но и данные по источникам трафика, демографии пользователей и многом другом. Условно бесплатный.
Пример отчета:
3. Raskruty
Еще один простой ресурс для определения трафика чужого сайта.
Также [битая ссылка] указываем адрес сайта, сервис считает данные со счетчиков LiveInternet (если есть – будет показано количество посетителей за сутки), Яндекс. Метрика (покажет число посетителей за вчерашние сутки), Alexa Rank (чем меньше показатель, тем больше посещений; к слову, у Яндекса примерно 20).
Отчет выглядит так:
Основные показатели качества трафика
Еще один важный вопрос, который интересует каждого владельца бизнеса: как узнать, целевой трафик на сайт идет или нет? Ведь задача стоит не просто нагнать трафик, а привести на сайт целевую аудиторию. Особенно если речь идет о платном трафике.
Существует огромное количество метрик, которые позволяют измерить качество привлеченного трафика:
Как видите, показателей много. И желательно бы их все регулярно анализировать, чтобы понимать, насколько целевой трафик идет на сайт. Пошаговую инструкцию можно найти в нашей [битая ссылка] книге о Яндекс. Метрике.
Если времени в обрез, то смотреть в первую очередь рекомендую на показатели конверсии, активности, лояльности и отказов.
Кратко расскажу, как это делать.
Возможно, информация покажется сложной для восприятия, поэтому я рекомендую параллельно с чтением смотреть эти же отчеты в своей Метрике, так будет нагляднее.
Показатель конверсии
Конверсия – это количество пользователей, достигших целей сайта.
Обязательно настройте цели в метрике, чтобы можно было отслеживать этот показатель. Достижением цели может считаться подписка на рассылку, просмотр прайса, посещение страниц «Контакты» или «Спасибо за заказ» и т. д.
Зайдите в Яндекс. Метрике в раздел «Отчеты → Стандартные отчеты → Конверсии»:
Если Цели не заданы, вам предложат их настроить. Настройка целей силами наших специалистов стоит от 350 рублей за Цель (или «под ключ» все Цели за 4500 рублей, оставить запрос можно [битая ссылка] тут).
Если Цели настроены, то можно посмотреть, насколько часто они достигаются:
Смотрите показатели конверсии в динамике. Улучшаете что-то на сайте, запускаете новый канал привлечения трафика – оценивайте, лучше стали эти показатели или хуже.
Если настроены цели, то можно посмотреть, какой из каналов дает больше конверсий. Для этого зайдите в отчет:
«Яндекс. Метрика → Отчеты → Стандартные Отчеты → Источники → Источники, сводка».
В пункте «Визиты, в которых» нажмите на плюсик, выберите «Поведение → Достижение цели», выберите интересующую цель:
В нашем случае чаще всего посетители переходят для просмотра Прайса, попав на сайт из поисковых систем:
Таким же образом можно оценить каждый источник с точки зрения привлечения потенциальных клиентов.
Показатели активности: глубина просмотра и время на сайте
Чем активнее пользователи ведут себя на сайте, тем качественнее считается трафик.
Отчет «Глубина просмотра» – покажет, сколько в среднем страниц пользователи просматривают на сайте.
Для каждого сайта норма этого показателя индивидуальна. Человек, желающий вызвать такси, вряд ли будет долго ходить по сайту. Зато среднестатистический пользователь, выбирающий газонокосилку, явно просмотрит больше 3 страниц.
На графике ниже представлена статистика Глубины просмотра оптового интернет-магазина товаров для сада. Основная масса просматривает 1—3 страницы:
Сначала может показаться, что трафик не очень целевой, т.к. это интернет-магазин.
Но при детальном изучении сайта понимаешь, что это не так – на главной странице в первом экране есть ссылка на скачивание прайса для оптовиков, и основная масса посетителей просто скачивает прайс, судя по достижению этой цели из Отчета «Конверсии». Поэтому оценивать, целевой трафик или нет, лучше по нескольким показателям одновременно.
Помимо «Глубины просмотра» стоит посмотреть Отчет «Время на сайте»:
Чем дольше на сайте находятся пользователи, тем более заинтересованным считается трафик.
Также имеет смысл посмотреть Глубину просмотра по источникам привлечения трафика:
Выберите отображение графика по Глубине просмотра:
Судя по графику больше всего страниц просматривают посетители, попавшие на сайт по рекламе и из поиска. Меньше всего – посетители, пришедшие из соцсетей. Значит, с соцсетями что-то не так (возможно, ссылки из соц. сетей не соответствуют содержимому сайта).
Показатель лояльности
Данный показатель характеризует количество пользователей, вернувшихся на ресурс.
При этом советую смотреть на долю новых посетителей.
Если люди возвращаются на сайт, значит, сайт им интересен, а вот если при этом количество новых посетителей не растет, то это может быть сигналом к тому, что с привлечением нового трафика что-то не так.
Чтобы посмотреть соотношение Новых пользователей к Вернувшимся, зайдите в отчет «Яндекс. Метрика → Отчеты → Стандартные отчеты → Посещаемость», выберите:
Визиты, в которых «История → Новый/вернувшийся → Новый посетитель».
После чего нажмите сравнить сегменты. Выберите те же даты и укажите:
Визиты, в которых «История → Новый/вернувшийся → Вернувшийся посетитель», тогда увидите примерно такой Отчет:
Из отчета видно, сколько Новых посетителей, а сколько Вернувшихся. В данном случае соотношение в динамике примерно одинаковое, значит, все в порядке.
Показатель отказов
Еще один показатель, на который стоит обращать внимание.
Показатель Отказов характеризует количество посетителей, просмотревших одну страницу сайта и ушедших с ресурса.
Если мы зайдем в сводку по источникам:
Выберем сортировку по Отказам:
То сможем увидеть из каких Источников идут менее целевые клиенты:
На картинке видно, что в данном случае процент отказов по рекламе выше, чем по другим каналам. Такое может быть, например, в случае, когда ограничен бюджет, и реклама крутится не по прямым, а по косвенным запросам.
Но в любом случае, если увидите такое на своем сайте – имеет смысл разобраться, почему так происходит, и постараться уменьшить процент отказов по рекламе до уровня других источников.
На заметку: в Google Analytics показатель отказов будет выше, чем по данным Яндекс. Метрики. Это связано с тем, что счетчики по-разному считают данный показатель. В Метрике можно указать «точные отказы», тогда отказом будет считаться просмотр страницы менее 15 секунд. В аналитиксе отказом считается просмотр одной страницы.