Вы здесь

100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В. Глава 3. Разбор аварийных ситуаций (А. Ю. Каминский)

Глава 3

Разбор аварийных ситуаций

Что ж, дорогие читатели, наконец мы с вами переходим к обсуждению аварийных ситуаций. Этот раздел состоит из двух частей, и наверняка вы уже догадываетесь, о чем каждая из них. Первая часть посвящена разбору аварий, произошедших по причине потери водителем контроля над автомобилем. Из нее вы узнаете о многих нюансах грамотного управления машиной, грамотного «пилотирования», выражаясь языком профессиональных гонщиков. Во второй части будут рассмотрены происшествия, вызванные потерей контроля над дорожной обстановкой, и помогут вам ориентироваться и безопасно передвигаться в автомобильном потоке.

Для облегчения восприятия вами материала каждая ситуация сопровождается иллюстрациями в покадровом режиме. Разумеется, этой книгой не исчерпываются все возможные ДТП, но приводятся основные ситуации, которые, возможно, уже стали классическими и которые отражают суть идеи безопасной езды.

Приведу еще раз определение активной безопасности: это возможность в любой момент совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. Возможность же маневра есть только при одновременном выполнении четырех условий:

1. Наличие свободного пространства вокруг вашей машины.

2. Наличие запаса динамики автомобиля.

3. Наличие запаса сцепления шин с дорогой.

4. Готовность водителя к экстренной ситуации:

– физическая готовность;

– психологическая готовность.


Как вы увидите далее в примерах, каждое ДТП происходит так или иначе из-за нарушения хотя бы одного из этих условий.

3.1

ДТП Из-за ошибок в технике вождения

3.1.1

Посадка водителя

Потеря контроля над автомобилем из-за неправильного хвата руля

Описание ситуации (рис. 14)


Водитель легковой машины двигался по загородной дороге (илл. 1). Поскольку дорожная ситуация длительное время была достаточно спокойной, водитель почувствовал себя расслабленным и вел машину, поддерживая руль двумя пальцами одной руки (илл. 2). Проезжая вираж дороги, он также рулил одной рукой. Внезапно на его пути оказалась яма, в которую попало переднее колесо машины (илл. 3). От удара руль вырвался из рук водителя, поскольку он не ожидал этого, не смог удержать руль пальцами одной руки (илл. 4). В результате автомобиль потерял управление и выехал в кювет на обочине (илл. 5).


Комментарии

Недаром руление одной рукой, да еще и пальцами, считается профессиональными водителями и гонщиками грубой ошибкой. Несмотря на это, многие водители игнорируют рекомендацию рулить двумя руками. Однако в данном примере именно это помешало водителю избежать ДТП. Если бы он держал руки на руле в классической позиции «9–3» (или «10-2») (рис. 3), он был бы в любой момент психологически и физически готов к подобной ситуации и смог бы сохранить контроль над машиной после попадания в яму. Как видите, происшествие случилось из-за нарушения четвертого условия активной безопасности – неготовности водителя к экстренным действиям.












Рис. 14


Многие люди спрашивают меня: почему нужно всегда держать руки на руле в одном и том же положении, даже если в данный момент это не требуется? Допустим, в пробке можно спокойно рулить и одной рукой. Но в этом случае вы перестаете быть готовыми к экстренной ситуации. А поскольку мы никогда не знаем, попадем ли мы в экстренную ситуацию, и если попадем, то когда именно, готовым к ней нужно быть всегда, в любой момент. Поэтому нужно всегда рулить двумя руками и в качестве исходного положения использовать позицию «9–3». Если сейчас вам не нужно использовать две руки, то в следующую секунду ситуация может измениться, и вы будете во всеоружии.

Конечно, если у вас машина с усилителем руля, то в случае его «вырывания» из рук физически вы сможете удержать руль и одной рукой. Но лишь если вы этого ожидаете и будете готовы к ситуации: скажем, если ваш друг скажет, что через пять секунд он попытается вырвать у вас из рук руль, а вы должны будете его удержать. Тогда усилитель рулевого управления позволит вам легко удержать руль одной рукой. К сожалению, на дороге подобные ситуации случаются без предупреждения, и эффект неожиданности сведет на нет все преимущества усилителя руля.

Кстати, излюбленный многими водителями способ руления ладонью, исходя из написанного выше, также является вредной привычкой, и я рекомендовал бы вам избавиться от нее. Тем более что руление двумя руками удобнее, надежнее и быстрее, чем одной.


Рекомендации

Привыкайте всегда держать руль двумя руками. Исходная позиция – «9–3» (рис. 3). Снимайте руку с рулевого колеса, только если это действительно необходимо для переключения передачи. И если снимаете, то лишь на то время, которое необходимо. После выполнения нужного действия сразу же возвращайте руку на руль.

Вращайте руль также двумя руками, используя технику перекрестного руления. Эта техника удобна, универсальна и подходит к любым ситуациям. Если вы освоите эту технику, рулить одной рукой вам станет просто неудобно.


Борьба с заносом при неправильной посадке

Описание ситуации (рис. 15)

Водитель легкового автомобиля двигался по скользкой дороге (илл. 1). Его сиденье было довольно далеко отодвинуто от руля, и спинка откинута назад (илл. 2). При этом водитель сидел несколько оторвавшись от спинки сиденья и не имел с ней хорошего контакта. При проезде виража дороги водитель вошел в поворот и решил снизить скорость движения – бросил педаль газа и начал притормаживать. В результате этих действий начался занос (илл. 3). Водитель не смог справиться с управлением, и машину развернуло и выбросило на встречную обочину дороги (илл. 4).


Комментарии

В этом примере мы пока не будем разбирать ошибочные действия водителя, которые привели к заносу, – сброс газа и торможение в повороте. Об этом мы с вами еще поговорим в следующих примерах, а здесь я предлагаю разобрать другие ошибки – те, которые не позволили вовремя заметить и прекратить занос.










Рис. 15


Как вы можете видеть из рисунка, водитель сидел далеко от руля с практически выпрямленными руками. При этом его спина не касалась спинки сиденья. И то и другое – элементы неправильной посадки. Если вы плотно прилегаете спиной к спинке сиденья, то можете хорошо чувствовать машину. В частности, именно с помощью мышечного чувства спины вы сможете определить начавшееся вращение автомобиля – занос. Если бы водитель из данного примера сидел, прижавшись спиной к сиденью, он смог бы гораздо раньше почувствовать занос. И тогда он имел бы возможность раньше начать реагировать на это и стабилизировать автомобиль. Это еще один пример ДТП по причине нарушения четвертого условия активной безопасности – неготовности к экстренным действиям.

Что же касается реакции на занос, то одно из необходимых действий водителя для стабилизации машины – быстрое вращение руля в сторону заноса. После этого нужно так же быстро поставить передние колеса в положение «прямо». Другими словами, чем с большей скоростью вы можете вращать руль, тем больше шансов прекратить занос. За скорость вращения руля «отвечают» сгибательные мышцы рук – бицепсы. Для того чтобы эти мышцы могли реализовать свой потенциал, нужно, чтобы ваши руки были свободны и находились в полусогнутом состоянии (90-120 градусов между плечом и предплечьем). Только в этом случае они могут работать быстро. Если водитель сидит слишком близко к рулю и руки сильно согнуты, для быстрых движений просто тесно, мало места. Если же посадка, наоборот, слишком далекая‑как на рисунке в обсуждаемом примере, то водитель также не имеет возможности вращать руль быстро. Ведь в этом случае руки полностью выпрямлены, их движения практически заблокированы. Таким образом, если бы водитель из нашего с вами примера сидел ближе к рулю, он мог бы быстро вращать рулевое колесо и имел бы шанс прекратить занос.


Рекомендации

Помните, что правильная посадка – залог вашей безопасности. Если вы сидите правильно, как показано на рис. 3, то имеете возможность контролировать машину. Помните также, что не существует правильной посадки «для города» и «для езды на дальняк». Правильная посадка есть только одна – та, что позволяет долго не утомляться и эффективно работать при возникновении критических ситуаций.

Поэтому я рекомендовал бы вам потратить время, тщательно отрегулировать ваше водительское кресло, руль и придерживаться правильной посадки во всех ваших повседневных поездках.

3.1.2

Движение автомобиля

Экстренный старт

Описание ситуации (рис. 16)

Автомобиль 1 с приводом на передние колеса стоял на обочине скользкой зимней дороги. Спереди и сзади от него обочина была свободна от других машин. Водитель этого автомобиля намеревался начать движение после остановки, включил указатель поворота, вывернул колеса влево и пропускал машины, идущие сзади (илл. 1). Сзади к нему приближался автомобиль 2, водитель которого планировал остановиться позади автомобиля 1 и снижал скорость уже на обочине (илл. 2). По мере приближения к месту остановки, то есть к автомобилю 1, водитель 2 почувствовал, что его машина перестала замедляться из-за того, что попала на очень скользкий участок обочины. Водитель 1 посмотрел в зеркало заднего вида и увидел, что автомобиль 2 стремительно приближается к нему, и решил как можно быстрее начать движение и уйти от столкновения. Он резко нажал на газ, но повернутые влево ведущие колеса забуксовали, и автомобиль очень медленно сдвинулся с места (илл. 3). Почувствовав, что автомобиль не ускоряется должным образом, водитель добавил «газу», но это не дало эффекта. В результате автомобиль 2 совершил наезд на автомобиль 1 (илл. 4).










Рис. 16


Комментарии

Не будем говорить, что водитель 2 нарушил п. 8.10 Правил тем, что снижал скорость не на проезжей части, а на обочине, в отсутствие полосы торможения. В этом разделе мы с вами обсуждаем технику вождения, и данный пример посвящен технике экстренного разгона. Это одна из возможных ситуаций, когда водителю может понадобиться экстренный разгон – уход от наезда сзади.

Водитель автомобиля 1 совершил две ошибки при попытке экстренно разогнаться.

Во-первых, он, как вы уже поняли, слишком сильно нажимал на педаль газа. Машина начнет движение только в том случае, если шины зацепляются за дорогу, не проскальзывая. А на скользкой дороге достаточно легкого нажатия на газ, чтобы сорвать шины в скольжение. Если это произошло, то сколько ни жми на газ после этого, машина быстро не поедет, а может вообще остаться буксовать на месте. Конечно, водителя 1 можно понять: он перепугался предстоящего столкновения и, видимо, не контролировал свои действия. Инстинкт среднестатистического водителя в данной ситуации вынуждает сильнее жать на педаль, коль машина не едет. Но это как раз и опасно. Если бы водитель имел уверенные навыки экстренного старта, он бы знал, что на педаль нужно нажимать настолько слабо, чтобы лишь заставить колеса катиться без проскальзывания, и не более. Зачастую для этого даже нажимать «на газ» не нужно, достаточно лишь аккуратно отпустить педаль сцепления на автомобилях с механической коробкой передач (МКП) или тормоза на автомобилях с «автоматом». Тогда водитель в нашем примере сделал бы все аккуратно и правильно и мог бы избежать ДТП.

Конец ознакомительного фрагмента.