Вы здесь

100% отличник. Метод, который поможет ребенку быстро запоминать и легко учиться. Глава 3. Соблюдайте законы памяти и запоминайте со скоростью мысли (Е. С. Додонова, 2017)

Глава 3

Соблюдайте законы памяти и запоминайте со скоростью мысли

«Развитие памяти» – такого предмета нет в общеобразовательной программе ни в школе, ни в колледже, ни в университете. Около 80 % учителей требуют выучить материал любым способом, 19 % объясняют таким образом, чтобы запоминалось на уроке и на всю жизнь, и только единицы рассказывают, как поступать, чтобы все запомнить. Неудивительно, что люди не знают законов памяти. Несведущим родителям нечем поделиться с детьми – все повторяется снова и снова, а затем вырастают непонимающие внуки. Мы ходим, как цирковые лошади, по замкнутому кругу. Пять законов памяти помогут достигнуть качественно другого уровня обучения.

*****

Закон памяти № 1. «Настройся!»

Посчитайте, сколько раз в день вы говорите себе: «Я – болван!», «И почему я такая дура?!», «Ой, забыл!», «Нет, не могу вспомнить». За вами то же самое повторяют дети – и плохая привычка пускает корни в их неокрепшем сознании. А мозг получает неверные команды и с трудом запоминает. Максим Горький метко заметил: «Если сто раз сказать человеку, что он свинья, то рано или поздно он захрюкает!»

Хотите, чтобы мозг включился в работу и все вспомнил? Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память! Я вспомню», «Я выучу и легко перескажу этот параграф через два часа». Мозг программируется. Оглянитесь вокруг себя – телевидение, интернет, другие люди ежесекундно программируют нас. Надо настраивать себя, собственный мозг целиком в нашей власти. И научите детей давать мозгу правильные команды.

Скажите себе прямо сейчас: «Я легко освою сам и научу ребенка основным законам памяти».

Так-то лучше!

Закон памяти № 2. Пойми меня!

Мы превосходим любое другое живое существо по количеству нейронных связей. Мозг человека содержит 86 миллиардов нейронов – это на 40 % больше, чем у обезьян. Неудивительно, что поддержание мощного головного процессора требует много энергии. «Грызуны и млекопитающие используют 5 % энергии тела на поддержание работы мозга, обезьяны – 10 %, взрослый человек – 20 %, причем мозг занимает только 2 % его тела. Ребенок использует 50 %, а младенец – 60 %» – это данные американского нейробиолога Ричарда Сайтовича. Поэтому в генетическую программу нашего мозга встроен энергосберегающий план.

Запоминание – интеллектуальный процесс, требующий свою долю «ракетного топлива». Хранить бесполезную информацию – дорогое удовольствие для мозга. Поэтому у дверей в хранилище памяти любая информация взвешивается: понятно – не понятно, ценно – не ценно. Все ненужное, сомнительное, невнятное без жалости летит в мусорную корзину. Объясните ребенку, почему так важно правильно воспринимать информацию.

Противоядие для таблицы умножения

Песенки и стихи, умные программы на планшете, загибание пальцев – все зря, если ребенок не понимает главного.

Умножение – это умное сложение. 5 × 5 разворачивается в 5 + 5 + 5 + 5 + + 5 – и всего-то. Те, кто умеет складывать в уме, не зубрят таблицу до головной боли.

Оставьте эту ерунду и научите ребенка считать бегло.

Давайте разрушим приторные мифы о запоминании таблицы умножения. Каждый год родители третьеклашек задают один и тот же вопрос: какие специальные методы помогут выучить адские столбики?

И каждый раз приходится их разочаровывать: волшебных пилюль от всего на свете не существует. Мой опыт показывает: ребенок не выучит таблицу умножения, пока не научиться бегло считать.

Закон № 2 гласит: «Пойми меня!» Мозг не помнит, если не понимает. Этот принцип доказывают и счастливчики с естественной памятью. Они вызубрили таблицу Пифагора в начальной школе, но бумеранг забывчивости настигнет их через 2–3 года. А родители станут удивленно причитать: «Как же так?! Ты так хорошо выучил таблицу в третьем классе. А к пятому успел все забыть? Как корова языком слизнула!»

«Правда в том, что я так и не научился считать… Не понимал до конца, что стоит за „6 умножить на 7 равно 42”», – ответил бы созревший для самоанализа ребенок. Песенки и стихи, умные программы на планшете, загибание пальцев, китайское умножение по линиям, поющая таблица со «смешариками» в туалете – все зря, если ребенок не понимает главного. Умножение – это умное сложение. 5 × 5 разворачивается в 5 + 5 + 5 + 5 + 5 – и всего-то. Те, кто умеет складывать в уме, не зубрят таблицу до головной боли.

Возьмем умножение на два. Дети, способные сложить в уме два одинаковых числа, уже играют в догонялки, пока другие корпят над учебником. Восемь плюс восемь, пять плюс пять, что может быть проще? Разве можно такое забыть или перепутать? То же самое с таблицей умножения на четыре. Удвоить число два раза подряд – вот что означает умножить на четыре. Для наглядности решим пример (7 × 4). Вначале удвоим 7 – это равно 14. Теперь удвоим 14 – получаем 28. Получаем, 7 × 4 = 28. Доводим это действие до автоматизма, глядишь, а столбик на 4 учить и не надо!

Это живая математика в действии. Отдайте малыша в руки толкового математика. Он откроет ему смысл умножения и научит запоминающимся приемам. Или купите мешок конфет и считайте всей семьей до посинения, пока не научитесь складывать и вычитать в считаные секунды.

Внимание! Ребенок не готов к таблице умножения, если:

• Загибает пальцы, чтобы посчитать результат вычитания (10 – 4).

• Шепотом проговаривает «70, 80, 90, 100, 110», когда решает пример: (50 + 60).

• Не умеет считать двойками, тройками, пятерками.

• Не может с ходу сказать, что 5 получают разными способами, это 1 + 4, 2 + 3, или 4 + 1, или 3 + 2

• Останавливается дольше чем на три секунды, пока считает (9 + 7).


Перепрыгнуть через сложение-вычитание не получится. Научите ребенка считать, а уже потом штурмуйте таблицу умножения.

Закон памяти № 3: Придумай ассоциацию!

Как только человек понял, о чем ему сказали, в мозгу появляется картинка (или ассоциация). Это безупречный секундный тест на понимание информации. Если на внутреннем экране ничего нет, ничегошеньки вы не поняли.

Люди думают картинками. Способность фантазировать, придумывать, воображать, называйте, как хотите, – это базовое умение человека. Главное – научиться переключать «тумблер», спускать с цепи свою фантазию. У детей с этим проще. Они еще не успели заразиться логическим, рациональным мышлением.

Попробуем сделать так. Представьте себе автомобиль. Покрасьте его в синий, красный, разрисуйте ягодками. Раздуйте до невероятных размеров и сожмите до величины спичечной головки. Отлично!

Теперь возьмем слово… «понедельник». Какие кадры бегут у вас на внутреннем экране? Это могут быть: утро и жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове «кофе-кофе-кофе!», день в календаре и страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Здорово, если ваша картинка разноцветная, а не черно-белая. Смело добавляйте к ассоциациям чувства и эмоции – кашу маслом не испортишь. Важно понять смысл и представить картинку в уме – тогда запомните все на 100 процентов. Ассоциации появляются в голове моментально и помогают запоминать со скоростью мысли.

Какие ассоциации запоминаются лучше всего?

1) Изюм

Вздорные, абсурдные, яркие – то, что надо. Такие ассоциации, как изюм в кексе, ваш мозг ни за что не пропустит.

Люди не запоминают, как правило, черный, белый и серый цвет – нашему мозгу скучно. Мы запоминаем все яркое, необычное.

Пример

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам!

2) Эмоции

Смешное, удивительное, грустное, неприятное запоминается лучше всего. Если вам все равно, то и вашей памяти тоже.

Лучше направить фокус на положительные эмоции.

Пример

Мы все знаем – мама Юли села утром на пилюли (запоминаем последовательность планет в Солнечной системе: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Однако Плутон недавно исключили из числа планет).

3) Про себя

Можете стать эгоистами. Потому что запоминаем мы только то, что про нас и касается нас!


4) Эмоции основаны на ощущениях

Подключаем органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения.

Нужно буквально почувствовать кожей, чтобы запомнить.


5) В движении

Статичная картинка скучна для мозга. Движение заставляет мозг сконцентрироваться на объекте запоминания.

Закон памяти № 4 «Повторяй правильно!»

Если мозг не использует информацию, он ее забывает. Срабатывает энергосберегающий режим: на хранение «файлов» требуется слишком много жизненной энергии. Говорят: «талант не пропьешь», «мастерство – это как водить машину, научился однажды и навсегда». Эти поговорки – распространенные мифы. Исследования и практика показывают: без ежедневного использования навыки исчезают. Если вы бросите права в тумбочку и сядете за руль после десятилетнего перерыва – вы удивитесь, как вспотеют ладони, да и не только ладони. Придется практически заново осваивать вождение. Вывод: чтобы не забыть – постоянно используйте свои навыки. График правильного повторения смотрите в главе 1.

Конец ознакомительного фрагмента.