Вы здесь

100% отличник. Метод, который поможет ребенку быстро запоминать и легко учиться. Глава 2. Вступительные тесты (Е. С. Додонова, 2017)

Глава 2

Вступительные тесты

Проверьте, как работает память у вас и ребенка

На страницах этой книги родителей и детей ждут два теста: на входе и на выходе, после тренинга. Тестирование перед началом тренировок поможет определить ведущий канал восприятия (теперь вы знаете, насколько это важно), сильные и слабые стороны в работе памяти и подскажет, какие упражнения стоит полюбить и выполнять особенно тщательно. Финальный тест честно покажет, каких результатов вы достигли в процессе тренировок по использованию всех методов этой книги.

Сначала пройдите тесты сами, потом точно так же протестируйте память и внимание ребенка. Начали!

Проверяем слуховую память

Алгоритм действий

Тестирование проходит в три этапа:

1) Запоминание. Вам предстоит запомнить 15 слов по порядку под диктовку.

Внимание! Важно запомнить слова именно в том порядке, в каком ведущий будет их называть.

Кто будет ведущим? Муж или жена, любой родственник, друг, соседка или умеющий читать старший ребенок. Найдите человека, который сможет внятно продиктовать 15 слов. Это важно. Нельзя самому прочитать слова в книге (если такая идея вдруг пришла вам в голову) – это нарушение правил проверки слуховой памяти. Результат в этом случае не будет показательным.

2) Отвлечение внимания. Для чистоты эксперимента я буду отвлекать вас с помощью разных заданий и вопросов на страницах книги. Нам неинтересно научиться удерживать информацию в памяти на то время, пока горит спичка, – вы и без книжек это умеете. Важно проверить вашу способность переключать внимание и «поднимать» информацию из кладовых памяти.

3) Проверка. Прямо здесь, в книге, запишите 15 слов по порядку, как запомнили.

4) Подсчет баллов. Расшифровка результатов тестирования.


Готовы? Передайте книгу ведущему и не подглядывайте на следующую страницу. Желаю успеха!

Этап № 1. Запоминание (читать только ведущему!)

Ведущий – подготовьтесь! Нам важно, чтобы тест по слуховой памяти получился с первого раза. Сначала четко произнесите слова про себя. Только потом продиктуйте список тестируемому. Произносите слова размеренно, с перерывом в три секунды между ними. Для этого просто считайте медленно про себя: «Один – два – три»… Вперед! У вас все получится!

15 слов для теста по слуховой памяти

1. Тучка

2. Фрукты

3. Медведь

4. Идея

5. Дырка

6. Сыр

7. Музыка

8. Душ

9. Аплодисменты

10. Окно

11. Сумка

12. Горка

13. Восторг

14. Мармелад

15. Уроки

Дорогой ведущий, благодарю вас. Вы прекрасно справились. Теперь верните книгу родителю, проходящему тест. Пришло время переключить внимание!

Этап № 2. Отвлечение внимания

Только что вы запомнили 15 случайных, не связанных друг с другом слов. Упражнение «Назови 5» прекрасно отвлечет вас. Меньше пяти названий написать нельзя. Постарайтесь!

Примечание:

во время тестирования ребенка опрашивайте его устно. Не перегружайте его правописанием. Наша цель: переключить внимание.

1) 5 видов деревьев:

Вы: __________ Ребенок: __________

2) 5 имен мальчиков:

Вы: __________ Ребенок: __________

3) 5 животных:

Вы: __________ Ребенок: __________

4) 5 ягод:

Вы: __________ Ребенок: __________

5) 5 погодных явлений:

Вы: __________ Ребенок: __________

6) 5 имен девочек:

Вы: __________ Ребенок: __________

Этап № 3. Проверка

Время вспомнить 15 слов, которые вы запоминали пять минут назад.

Запишите ниже слова, которые вспомнили. Лучше всего написать, соблюдая правильный порядок. Но если последовательность слов вы уже успели забыть, то просто запишите, как запомнили.

Этап № 4. Подсчет баллов

Сравните свой вариант со списком слов, которые были продиктованы ведущим.

15 слов для теста по слуховой памяти

1. Тучка

2. Фрукты

3. Медведь

4. Идея

5. Дырка

6. Сыр

7. Музыка

8. Душ

9. Аплодисменты

10. Окно

11. Сумка

12. Горка

13. Восторг

14. Мармелад

15. Уроки

Каждое правильное слово – 1 балл.

Правильное слово – то, которое произносил ведущий. Например, «мишка» – неправильное слово, так как ведущий произносил «медведь». Это разные информационные единицы.

Каждое неправильное слово – 0 баллов.

Запишите количество набранных баллов:

Ваши результаты

4 балла и меньше

Не медлите, начинайте работу по улучшению слуховой памяти. Книга вам поможет!


4–8 баллов

Память работает на средней мощности. Возможно, есть проблемы с концентрацией внимания, которые мешают качественному запоминанию информации. Тренировка слуховой памяти, упражнения на развитие концентрации внимания помогут запоминать легче, быстрее и точнее.


9–14 баллов

Хороший результат! Ваши уши отлично воспринимают информацию. До первоклассной работы слуховой памяти остается один шаг. Важно потратить время и силы для развития слуховой памяти.


Набрали 15 баллов (но перепутали порядок слов)

У Вас хорошая слуховая память! Вы умеете сосредотачиваться в нужный момент – это важный навык. Остается только немного «докрутить», чтобы в будущем вы запоминали 15 слов в правильном порядке.


15 баллов (запомнили все 15 слов в правильном в порядке)

Блестящий результат! Вам не нужна эта книга.

Проверяем зрительную память

Процедура похожа на тестирование слуховой памяти.

Этапы диагностики вам уже знакомы:

1. Запоминание (необходимо будет запомнить 20 картинок за 1 минуту).

2. Отвлечение внимания (тут будет сюрприз!).

3. Проверка.

4. Подсчет баллов и расшифровка результатов.


Настройтесь. Поставьте таймер на одну минуту. Как только истечет время и прозвенит сигнал, приготовьтесь переключить внимание.


Цель: Запомнить как можно больше картинок за одну минуту времени. Порядок картинок не важен.

Этап № 1. Запоминание

Запомните 20 картинок за одну минуту времени. Порядок картинок не важен.


Этап № 2. Отвлечение внимания

Отвлекаться будем на математику! Решайте примеры так быстро, как только можете! Вперед!

Примечание:

во время тестирования ребенка опрашивайте его устно.

2 × 5 =

9 – 1 =

4 + 2 =

3 × 2 =

2 + 9 =

7 – 4 =

12 – 3 =

7 × 8 =

10 – 4 =

8 + 4 =

5 + 5 =

9 × 6 =

3 + 3 =

5 × 6 =

0 × 7 =

8 + 5 =

8 × 2 =

6 – 5 =

1 + 0 =

5 – 3 =

7 × 7 =

15 – 7 =

3 + 4 =

8 + 9 =

9 – 8 =

3 × 1 =

13 – 6 =

6 × 6 =

3 + 7 =

10 – 9 =

9 + 5 =

15 – 9 =

4 × 3 =

8 – 5 =

4 + 1 =

1 × 9 =

11 – 6 =

9 + 3 =

5 × 8 =

4 – 1 =

9 × 8 =

8 + 1 =

14 – 7 =

7 + 7 =

9 × 2 =

5 + 3 =

12 – 6 =

3 × 3 =

5 + 7 =

10 – 6 =

4 × 7 =

Этап № 3. Проверка

Да! Математика отлично «перезагружает» голову. Теперь опишите словами предметы, которые вы запомнили за 1 минуту. Всего было 20 картинок.

Этап № 4. Подсчет баллов

Вернитесь назад и сравните свой список предметов с картинками из теста на зрительную память.

За каждую картинку – 1 балл.

Запишите количество набранных баллов:

Ваши результаты

4 балла и меньше

Зрительная память не ваша сильная сторона. Опирайтесь на другие каналы восприятия информации. И развивайте зрительную память. Ученые подсчитали: 60 % людей на Земле – визуалы. Получается, что 60 % информации приходит через визуальный канал.


4–10 баллов

Средний результат. Подумайте: что помешало вам запомнить больше предметов? Подвела концентрация внимания, не заметили картинки меньшего размера? Так разволновались и торопились, что тут же все забыли? Не уложились в заданное время и не знаете, как ускориться? Будьте честными с собой, найдите корень проблемы. Работайте над помехами на пути к хорошей зрительной памяти. Книга вам поможет!


11–15 баллов

Хороший результат! Чтобы запомнить, вам нужно увидеть. Займитесь развитием визуальной памяти, и результаты тренировки приятно удивят вас.


15–17 баллов

У вас замечательная визуальная память! Похвально, что вы умеете совладать с собой, можете быстро и качественно концентрироваться на задании, с легкостью запоминать картинки. До высшего результата осталось только расширить объем зрительной памяти, и новые победы в учебе и в жизни поразят вас!


18–20 баллов

Результат, достойный чемпионов! Ваша зрительная память работает без осечек!


Вывод

1) Ведущий канал восприятия тот, где набрано больше баллов. Проанализируйте свое поведение и реакцию ребенка во время теста. Подумайте, где скорость припоминания была быстрее и легче, какую стратегию заучивания вы с ним неосознанно выбрали. Самоанализ также поможет, если количество баллов получилось примерно одинаковым.

2) Запомните, что у вас главное: глаза или уши, и не изменяйте своей природе.

3) Человек живет – память развивается. Эта книга должна «подкачать» вашу «мышцу» памяти. Главное – захотеть это сделать.

Проверяем внимание

Внимание – основа основ. Без него грош цена великолепной памяти и развитому интеллекту.

Давайте измерим уровень внимательности у вас и у вашего ребенка. Тестируем, как обычно, по старшинству. Сначала вы, потом ребенок.

Этап № 1. Концентрация внимания

• Установите на таймере 1 минуту времени.

• За 1 минуту внимательно рассмотрите картинку и запомните как можно больше деталей.

• Как только выполните задание, переверните страницу и не подглядывайте.




Так, время вышло! Уверена, вы успели внимательно рассмотреть предыдущий рисунок. Теперь взгляните на новую картинку и найдите отличия. Посмотрите и запишите: «Чего не хватает на этом рисунке по сравнению с предыдущим?» Времени на задание дается столько же. Минута пошла!


Этап № 2. Проверка

Проверьте себя. Вернитесь назад к первой картинке и не сдавайтесь до тех пор, пока не найдете эти хитрые 6 предметов, которые пропали.

Этап № 3. Подсчет баллов

Одно отличие – 1 балл.

Запишите количество набранных баллов.


1–2 отличия – 2 балла

Рассеянное внимание. Вы бежите впереди паровоза. Торопитесь поскорее сделать задание, скачете от одной мысли к другой, распыляете внимание на все и сразу, и поэтому проигрываете более собранным людям. Но есть хорошая новость – внимательность поддается тренировке.


3–4 отличия – 4 балла

Золотая середина. Ваше внимание просит вас о своем развитии. Две-три тренировки, и вы сразу почувствуете результат!


5–6 отличий – 6 баллов

Вашему вниманию и сосредоточенности можно позавидовать!


Подведение итогов

Запомните сегодняшние результаты. Думаю, вы с ребенком приятно удивитесь, когда закончите полноценную тренировку памяти, внимания и техники чтения по этой книге. Результат не заставит вас ждать. Финальное тестирование в конце книги покажет, каких результатов вы с ребенком достигли в ходе тренировок.

По ходу чтения мы с вами будем развивать сильные стороны ваши и ребенка и «подкачаем» слабые. Читайте прежде всего те главы, которые решат ваши насущные проблемы. Применяйте на практике и радуйтесь новому качеству запоминания информации.

Что ж, начинаем тренировку!