Как работает память
Начнем с теста на запоминание. Читайте следующий список терминов в течение 30 секунд, а затем продолжайте читать главу:
Встреча Компьютер Телефон
Работа Бумага Кресло
Презентация Ручка Полка
Офис Персонал Стол
Дедлайн Белая доска Секретарь
Мы еще вернемся к этому списку. Теперь же обратимся к сильным и слабым сторонам человеческой памяти.
19. Кратковременная память ограниченна
Обычная ситуация: вы разговариваете по телефону, и человек на другом конце провода диктует номер, по которому вы должны срочно позвонить. Под рукой, как назло, не оказывается ни бумаги, ни карандаша, поэтому вы повторяете имя и номер до тех пор, пока не запомните. Вы пытаетесь сразу же набрать этот номер, поскольку должны успеть позвонить, пока не забыли его. В подобной ситуации ваша память может оказаться не самым надежным хранилищем.
У физиологов есть множество теорий о том, как работает этот вид памяти: некоторые называют ее кратковременной памятью, другие – рабочей памятью. Мы же будем называть этот вид «быстрой» памяти – время хранения информации не более 30 секунд – рабочей памятью.
Информация в рабочей памяти хранится только ограниченное время. Кроме того, процесс занесения информации в память нестабилен. Например, если вы пытаетесь запомнить имя и номер телефона и одновременно кто-то начинает говорить с вами, это будет сильно раздражать. В такой ситуации вы легко потеряете информацию. Это происходит потому, что рабочая память связана со способностью к фокусированию внимания. Чтобы сохранить информацию в рабочей памяти, вы должны сфокусировать внимание на том, что хотите запомнить.
При активации рабочей памяти мозг начинает работать
Теории о работе памяти начали появляться в XIX веке. Современные исследователи используют метод ядерного магнитного резонанса, чтобы видеть, какие отделы мозга задействуются при выполнении различных задач, связанных с изображениями, словами или звуками. Когда в ходе выполнения задачи задействуется рабочая память, подсвечивается префронтальная кора (участок, который отвечает за фокусирование внимания). Также рабочая память задействует и другие участки мозга. Например, если задача требует запоминания слов или чисел, активность наблюдается в левом полушарии. Если же задача связана с пространственными отношениями, например с нахождением объекта на карте, тогда активным будет правое полушарие.
Интересно, что связь между этими участками мозга и префронтальной корой усиливается, когда задействована рабочая память. Пока рабочая память активна, в префронтальной коре происходит выбор стратегии и принимается решение, на что направить внимание; этот процесс оказывает сильное влияние на память.
Стресс ослабляет рабочую память
Сканирование мозга с использованием метода функционального магнитного резонанса (fMRI) показало, что при стрессе наблюдается меньшая активность префронтальной коры (участок мозга, расположенный непосредственно за лобной костью). Это означает, что стресс ослабляет эффективность рабочей памяти.
Интересно, что существует обратное соотношение между рабочей памятью и количеством входных сигналов, поступающих за единицу времени. Люди с хорошо функционирующей рабочей памятью способны не замечать, что происходит вокруг них. Префронтальная кора определяет, на что направить внимание. Если вы не будете обращать внимание на все сенсорные сигналы вокруг вас, а вместо этого сфокусируетесь на какой-то вещи, запоминание пройдет лучше.
Чем лучше рабочая память, тем легче учиться в школе
Недавние исследования связали рабочую память и успехи в обучении. Трэйси Алловей (Tracy Alloway, 2010) исследовала возможности рабочей памяти у группы пятилетних детей, а затем наблюдала за этими детьми в последующие годы. На основании этих исследований можно предсказать, насколько хорошо дети будут учиться в школе: те, у кого в пятилетнем возрасте была хорошо развита рабочая память, учились лучше и легче воспринимали школьную программу. Это неудивительно, поскольку рабочая память используется для запоминания указаний учителя и, как мы будем обсуждать позже, является частью долговременной памяти. В случае низких показателей тестов рабочей памяти можно разработать план вмешательства и тренировки памяти. Это относительно быстрый и легкий способ обнаружить, кто из детей потенциально может иметь проблемы с обучением, и с самого начала дать информацию учителям и родителям о существовании возможных проблем.
• Не требуйте от пользователей запоминать информацию в одном месте и переносить в другое, например читать буквы или цифры на одной странице и затем вводить их на другой, – они могут забыть информацию и будут расстроены.
• Если вы предлагаете человеку «занести» что-либо в рабочую память, не отвлекайте его, пока он полностью не решит эту задачу. Рабочая память чувствительна к помехам – большое количество сенсорных сигналов препятствует фокусированию внимания.
20. Человек одномоментно может запомнить только четыре элемента
Если вы знакомы с практической психологией или исследованиями в области памяти, вы, возможно, слышали фразу: «магическое число семь плюс-минус два». Эта фраза относится к некой распространенной легенде: когда-то Джордж А. Миллер (George A. Miller) (1956) опубликовал исследовательскую работу, согласно которой человек, как правило, не может удержать в кратковременной памяти более 7 ± 2 элементов. Согласно этой теории, ваше меню должно содержать от пяти до девяти элементов, а на экране должно быть не более девяти вкладок, но это всего лишь легенда.
Физиолог Алан Бэддли (Alan Baddeley) поставил под сомнение правило «семь плюс-минус два». В 1994 году Бэддли всерьез взялся за работу Миллера и обнаружил, что работы, описывающей действительное исследование, не существовало; опубликован был только доклад Миллера на конференции. И в основном он касался предположений Миллера о том, что, возможно, существует некий предел для количества информации, которое человек может обрабатывать единовременно.
Бэддли (1986) провел серию экспериментов, касающихся процессов в человеческой памяти и обработки информации. Другие исследователи, в том числе Нельсон Кован (Nelson Cowan, 2001), пошли по его стопам и показали, что «магическим» числом является четыре.
Человек может удерживать в рабочей памяти три или четыре элемента до тех пор, пока обработка информации не прерывается.
Одна из интересных стратегий, которая применяется для увеличения количества элементов, – это разделение информации на группы. Неслучайно номер телефона в США выглядит подобным образом:
712-569-4532
Телефонный номер разделен на группы, в каждой из которых три или четыре элемента. Без этого разделения вы должны были бы запоминать 10 отдельных элементов. Если вы знаете «наизусть» код города (то есть он хранится в долговременной памяти), вам нет необходимости запоминать эту часть номера, так что можете пропустить целую группу цифр.
Раньше телефонные номера было легче запоминать, так как главным образом связь осуществлялась между людьми из одного и того же региона и код города не требовался. Он хранился где-то в долговременной памяти. В старые добрые времена при телефонных переговорах внутри региона вообще не нужно было использовать код города (сейчас это уже не действует в большинстве мест). Кроме того, у каждого в городе номер начинался с одних и тех же цифр (группа 569 в приведенном примере). Если вы звонили любимой тетушке из своего города, все, что вы должны были помнить, это последние четыре цифры. Ну, и ее имя, конечно! (Я знаю, что могу надоесть читателям рассказами о старых добрых временах. Сейчас я живу в маленьком городке в штате Висконсин, и люди там все еще сообщают друг другу только последние четыре цифры своего телефонного номера, хотя этих цифр уже не достаточно.)
Правило четырех элементов применимо не только к кратковременной или рабочей памяти, но также и к долговременной памяти. Джордж Мандлер (George Mandler) (1969) показал, что люди могут запоминать информацию по категориям и затем извлекать ее из памяти в неизменном виде, если в каждой категории находится от одного до трех элементов. Число извлеченных элементов уменьшается, если категория содержит больше трех элементов. Если в категории от четырех до шести элементов, люди могут вспомнить 80 % информации. Это число продолжает уменьшаться и достигает 20 % при 80 элементах в категории (рис. 20.1).
Рис. 20.1. Чем больше элементов требуется вспомнить, тем больше вероятность ошибки
Дональд Бродбент (Donald Broadbent, 1975) просил испытуемых вспомнить элементы из различных категорий, например назвать имена семи гномов, перечислить семь цветов радуги, вспомнить страны Европы или названия шоу на телевидении. «Подопытным» удавалось вспомнить два, три или четыре элемента из каждой группы.
Даже шимпанзе делают это
Нобуюки Каваи и Тецуро Мацузава (Nobuyuki Kawai, Tetsuro Matsuzawa, 2000) обучали шимпанзе выполнять тест на запоминание, подобный тестам, которые они предлагали людям. Шимпанзе (ее звали Аи) выполняла поставленную задачу с точностью в 95 %, если ей нужно было запомнить четыре числа. Точность снижалась до 65 %, если ей нужно было запомнить пять чисел.
• Если бы вы могли ограничить информацию, предназначенную для пользователей, четырьмя элементами, это было бы поистине замечательно, но нет необходимости применять столь крутые меры. Разделите информацию по категориям (группам), и вы сможете использовать большее количество элементов.
• В каждую группу включайте не более четырех элементов.
• Имейте в виду, что люди не полагаются только на собственную память, а в качестве «внешнего носителя» используют блокноты, записные книжки, календари, ежедневники и т. д.
21. Чтобы не забывать информацию, ее нужно использовать
Каким образом переместить информацию из рабочей памяти в долговременную? Существует два основных способа: повторять ее много раз или связать ее с другой, известной информацией.
В мозге находятся 10 миллиардов нейронов, хранящих информацию. Электрические импульсы проходят сквозь нейрон и переносятся при помощи химического транспортного механизма через синаптическую щель между нейронами. Так называемая синаптическая теория утверждает, что при прохождении импульса через определенную группу нейронов возникают стойкие изменения синаптической проводимости в пределах определенного нейронного ансамбля. Всякий раз, когда мы повторяем слово, фразу, песню или телефонный номер, который хотим запомнить, нейроны мозга возбуждаются. Воспоминания сохраняются в виде связей между нейронами.
Если повторять информацию достаточно долго, нейронные связи становятся устойчивыми – образуются так называемые следы (или треки). Специалисты определяют память как способность головного мозга запечатлевать воспринимаемую информацию, хранить и воспроизводить следы действовавших ранее возбуждений.
Образование следа, или, как теперь говорят, энграммы, памяти происходит в два этапа. Вначале вся информация, которая отражает происходящие вокруг нас события, воспринимается рецепторами органов чувств. Они кодируют ее в виде электрических импульсов различной частоты и амплитуды. Такие импульсы поступают в сеть контактирующих друг с другом нервных клеток мозга, образующих замкнутый круг. Здесь импульсы циркулируют от 2 до 12 минут, оставляя наиболее заметные следы в области контактов между нейронами – в синапсах. Каждый из них, как известно, образован двумя отростками соседних нейронов, один передает информацию, другой ее принимает. Поступление импульса в первый отросток провоцирует выброс особого химического вещества – медиатора; он достигает отростка соседней клетки и взаимодействует с расположенным на ее мембране рецептором. Здесь рождается новый импульс, который бежит к следующему синапсу, и т. д. Фиксация следов памяти тем прочнее, чем больший интерес вызывает у нас то, что мы хотим запомнить.
Если я попрошу вас рассказать, что такое «голова», то, вероятно, услышу о мозге, волосах, глазах, носе, ушах, коже и прочем. Можно сказать, что голова состоит из множества «элементов», и мы собрали все элементы в одну схему и назвали эту схему – «голова». Точно так же, когда я говорю о «глазе», на ум приходят все элементы, из которых состоит глаз: глазное яблоко, радужная оболочка, ресницы, веко и т. д. Голова – это схема. Глаз – это схема. Люди используют схемы, чтобы хранить информацию в долговременной памяти и извлекать ее оттуда.
Если существует возможность связать новую информацию с тем, что уже хранится в долговременной памяти, то такая информация легче запоминается и легче вспоминается. Схемы позволяют строить ассоциации в долговременной памяти. Они служат своеобразным «организатором» информации в памяти. Всего одна схема позволяет организовать массу информации (рис. 21.1).
Рис. 21.1. Голова состоит из глаз, ушей, носа, рта, волос и других частей. Объединение этих частей в одну схему облегчает запоминание
Чем лучше ориентируется человек в какой-либо области, тем более наполнена и сложна соответствующая схема. Например, новичкам-шахматистам требуется множество маленьких схем: самая первая схема описывает расстановку фигур на доске, вторая – как ходят эти фигуры и т. д. Но игроки высшего класса легко укладывают массу информации в одну схему. Только бросив взгляд на доску, они могут рассказать о вариантах развития событий, о стратегии для каждого игрока и о том, каким должен быть следующий ход. В маленькой схеме-напоминалке о расстановке фигур они не нуждаются. Информация, содержащаяся во множество мелких схем для новичка, для мастера укладывается в одну схему. Это позволяет извлекать ее лучше и быстрее, а также добавлять новую информацию о шахматах в долговременную память. Профессионал может связать большое количество информации в одну схему (рис. 21.2).
Рис. 21.2. Для мастера все происходящее на доске укладывается в одну схему
• Если вы хотите, чтобы люди запомнили что-нибудь, повторяйте это снова и снова. Повторение приносит свои плоды.
• Одной из главных задач исследования поведения пользователей или потребителей является идентификация и понимание схем, которые существуют у вашей целевой аудитории.
• Если у людей уже есть схема, имеющая отношение к той информации, которую вы хотите им сообщить, убедитесь, что вы имеете достаточное представление об этой схеме. Изучать и запоминать информацию легче, если она укладывается в уже существующую схему.
22. Информацию легче распознать, чем вспомнить
Помните тест на запоминание в начале этой главы? Не подсматривая в список, напишите все слова, которые помните. Мы будем использовать результаты этого теста для обсуждения распознавания и вспоминания.
При выполнении теста на запоминание вы запомнили список слов и затем выписали эти слова. Вы решили задачу вспоминания. Если бы вместо этого я показала вам список слов или даже пригласила бы вас в офис и спросила, какие элементы были в списке, я дала бы вам задачу распознавания. Распознавание легче вспоминания. При распознавании используется контекст. И контекст помогает вам вспомнить.
Все слова списка имеют отношение к офису. Взгляните на то, что вы написали, и сравните ваш список со списком в начале главы. Возможно, вы дополнили список словами, которых там вообще не было, но которые укладываются в схему «офис». Например, вы могли написать «рабочее место», «карандаш» или «начальник». Вы получили осознанное или неосознанное представление о том, что в список входят вещи, ассоциируемые с офисом. Ассоциативная схема помогает вспомнить список, но она также может служить источником ошибок включения.
Дети совершают меньше ошибок включения
Когда детям до пяти лет показывают предметы или картинки, а затем спрашивают, что они запомнили, они действительно делают меньше ошибок включения, чем взрослые, поскольку их схемы еще не сформировались.
• Стремитесь уменьшить нагрузку на память. Правильный дизайн пользовательского интерфейса позволяет избежать проблем, связанных с устройством человеческой памяти.
• Старайтесь не требовать от людей вспоминать информацию. Гораздо легче распознавать информацию, чем извлекать ее из памяти.
23. Память задействует множество ментальных ресурсов
Последние исследования, касающиеся подсознательной обработки информации, показали, что каждую секунду человек получает 40 миллиардов сенсорных сигналов, а единовременно может воспринять только 40. Означает ли это, что на самом деле «правило четырех» не работает? Когда мы воспринимаем сенсорный сигнал (например, звук, дуновение ветра, легкий аромат цветка), мы воспринимаем это как существующее. Мы не должны обязательно запоминать эту информацию или делать с ней что-то еще. Осознание существования 40 элементов не то же самое, что сознательная обработка 40 битов информации. Последнее требует привлечения множества ментальных ресурсов для анализа, запоминания, обработки, представления и кодирования информации.
Представьте себе, что вы слушаете доклад на конференции. Когда доклад закончился, вы встречаете в холле гостиницы друга. «Ну, и о чем шла речь?» – спрашивает он. Скорее всего, вы расскажите, о чем говорилось в конце доклада. Такое явление называется эффектом новизны (recency effect).
Если во время доклада у вас включился виброзвонок телефона или вы отвлеклись, чтобы отправить сообщение, то, вероятно, вы запомните начало доклада и забудете его конец. Такое явление называется эффектом первичности(suffix effect).
Интересные факты, касающиеся памяти
В долговременной памяти легче хранить конкретные понятия (стол, стул), а не абстрактные (справедливость, демократия).
Когда нам грустно, мы склонны вспоминать печальные вещи.
Мы не можем вспомнить многое из того, что с нами происходило в возрасте до трех лет.
Мы можем запоминать объекты, на которые смотрим (визуальная память), лучше, чем слова.
Люди спят и видят сны и в то же время обрабатывают информацию
Лучшие открытия делаются иногда чисто случайно. В 1991 году нейробиолог Мэтью Вильсон (Matthew Wilson) изучал активность мозга крыс во время прохождения ими лабиринта. Однажды он случайно оставил своих подопытных подключенными к оборудованию, с помощью которого измерялась активность гипоталамуса мозга. Утомившись, крысы заснули. Оказалось, что активность мозга во время сна почти такая же, как и в то время, когда крысы проходили через лабиринт. Поэтому ученый предположил, что крысам снились именно прогулки по лабиринтам.
Даоюн Джи и Мэтью Вильсон (Daoyun Ji, Matthew Wilson, 2007) поставили серию экспериментов по дальнейшему изучению этого явления. Эти эксперименты привели к созданию теории, описывающей поведение не только крыс, но и людей: когда люди спят и видят сны, они обрабатывают или систематизируют информацию, полученную за прошедший день. Они соединяют новые воспоминания и создают новые ассоциации из той информации, которую они получали в течение дня. Их мозг решает, что запомнить и что забыть.
Почему стихи так легко запоминаются
Фонологическое кодирование (с помощью звучания слов) помогает вспоминать информацию. До появления письменности легенды хранились в памяти народа в виде сказаний. Первая строчка стихотворения легко вызывает в памяти последующие строчки. Например: «У Лукоморья дуб зеленый…». Это пример фонологического кодирования.
• Используйте конкретные термины и значки. Их легче запоминать.
• Если вы хотите, чтобы люди что-то запомнили, дайте им отдохнуть (а может, и поспать).
• Старайтесь не мешать людям, когда они изучают или обрабатывают информацию.
• Информация из середины доклада или статьи запоминается хуже всего.
24. Человек реконструирует воспоминания всякий раз, когда вспоминает
Попытайтесь вспомнить какое-либо событие, происшедшее с вами лет пять тому назад. Пусть это будет что-то яркое: свадьба, выпускной вечер, обед с друзьями или туристическая поездка. Вспомните окружающих вас людей и место, в котором происходило событие. Может быть, в памяти даже всплывет погода и то, во что вы были тогда одеты.
Когда вы думали об этом событии, в вашем воображении проигрывался небольшой видеоклип. Поскольку процесс вспоминания происходит подобным образом, мы склонны думать, что наша память хранит события в первозданном и неизменном виде, как видеофильмы в архиве. К сожалению, это не так.
Мы действительно воссоздаем воспоминания всякий раз, когда думаем о них. Не существует видеоклипа, хранящегося в мозге в определенном месте, подобно файлу на жестком диске. Есть нейронные связи, следы памяти, которые возбуждаются всякий раз, когда вы вспоминаете событие. Это порождает некоторые интересные эффекты. Например, воспоминание может меняться всякий раз, когда вы его извлекаете.
Более поздние события могут изменить ваши воспоминания. Например, сначала вы и ваш кузен были близкими друзьями. Но однажды вы повздорили и последующие годы были в ссоре. Когда вы будете вспоминать о том, что было вначале, воспоминания изменятся, хотя вы не будете этого осознавать. Со временем вам начнет казаться, что ваш кузен всегда был холодным и равнодушным, даже если это было не так. Последующий опыт изменил ваши воспоминания.
Мы также можем заполнять провалы в памяти вымышленными последовательностями событий. Вы не можете вспомнить, кто еще присутствовал на семейном обеде, но тетушка Мэри, обычно не пропускавшая такого рода события, со временем войдет в ваши воспоминания, даже если в тот конкретный день она была нездорова.
Проводя исследования по восстановлению воспоминаний, Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus, 1974) показывала участникам эксперимента видеоклип с автомобильной аварией. Затем она задавала ряд вопросов, каждый раз меняя формулировку. Например, она спрашивала: «Как вы оцениваете скорость машины в тот момент, когда она столкнулась с другой машиной?» или: «Как вы оцениваете скорость машины в тот момент, когда она врезалась в другую машину?» А затем она спрашивала участников, видели ли они разбитое стекло.
Отметим отличие слова «столкнулась» от слова «врезалась». Когда Лофтус использовала слово «врезалась», испытуемые оценивали скорость выше, чем когда она примела слово «столкнулась». И более чем вдвое большее количество людей вспоминали, что видели разбитое стекло, когда использовалось слово «врезалась» вместо слова «столкнулась». В последующих исследованиях Лофтус и Палмер даже удавалось сознательно ввести в память людей воспоминания о событиях, которых на самом деле никогда не было.
Дайте свидетелю закрыть глаза
Если при попытке вспомнить увиденное свидетель закроет глаза, воспоминания будут яснее и точнее (Perfect, 2008).
Воспоминания на самом деле можно стереть
Вы видели «Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind)?Это фильм о том, как стираются отдельные воспоминания. Исследования, проведенные учеными Университета Джона Хопкинса (Roger Clem, 2010), показали, что воспоминания на самом деле могут быть стерты.
• Используемые в потребительском опросе слова оказывают большое влияние на то, что люди «помнят» о товаре или продукте.
• Не полагайтесь на воспоминания о прошедших событиях. Человек не в силах вспомнить точно, что он или другие участники событий говорили или делали.
• Относитесь с долей скепсиса к тому, что люди говорят о случившемся, – например, о своем опыте общения с вашей продукцией или с менеджерами.
25. Забывать – это благо
Забывчивость кажется нам большим недостатком. В лучшем случае она раздражает («Куда я положил свои ключи?»), а в худшем может отправить человека за решетку за неверные свидетельские показания. Как эволюционно мог развиться такой недостаток у человека? Почему мы так ущербны?
На самом деле способность забывать не является недостатком. Подумайте обо всех тех сенсорных сигналах, которые каждую секунду, минуту, день или год поступают в наш мозг на протяжении всей нашей жизни. Если бы мы помнили все, то были бы не способны действовать; мы должны забывать некоторые вещи. Наш мозг постоянно решает, что следует помнить, а что забыть. Не всегда его решения совпадают с нашим мнением, но, в общем, большей частью бессознательно, они нацелены на то, чтобы сохранить нашу жизнь!
В 1886 году Герман Эббингауз (Hermann Ebbinghaus) вывел формулу, демонстрирующую эффект ослабления воспоминаний:
R = e (-t/S)
Здесь R – сохранение данных в памяти, S – относительная сила памяти, t – время.
Формула представлена графически на рис. 25.1. Этот график – так называемая кривая забывания – показывает, что мы быстро забываем информацию, если только она не размещается в долговременной памяти.
Рис. 25.1. Кривая забывания Германа Эббингауза
• Человек генетически склонен забывать.
• То, что человек забывает, не определяется сознательным решением.
• Дизайн должен учитывать способность людей забывать. Если информация является важной, не стоит полагаться на то, что люди запомнят ее. Предоставьте им возможность легко обращаться к ней снова и снова.
26. Самые яркие воспоминания лживы
Если спросить вас о том, где вы были и что вы делали, когда впервые услышали о событиях 11 сентября 2001 года, весьма вероятно, что вы сможете описать этот день в деталях. Если вы живете в Соединенных Штатах и на тот момент были старше десяти лет, то ваша память могла многое сохранить: как вы услышали об атаке, кто был рядом в этот момент, как вы провели остаток дня. Но исследования показывают, что многие воспоминания – или большая их часть – не соответствуют действительности.
Детальные воспоминания о травмирующих или драматических событиях называются вспышками воспоминаний. Эмоции обрабатываются в мозжечковой миндалине, которая находится поблизости от извилины морского конька (girus hippocampi), участвующей в долговременном кодировании информации при образовании воспоминаний. Поэтому для психологов неудивительно, что эмоционально нагруженные воспоминания могут быть очень яркими и живыми.
Хотя вспышки воспоминаний очень яркие, но в них полно ошибок. В 1986 году взорвался космический корабль «Челленджер». Если вы вызовете в памяти это событие, то, возможно, вспомните его очень живо. Спустя день после этого трагического события Ульрих Нейссер (Ulric Neisser), профессор, который исследовал воспоминания, подобные этим, попросил своих студентов записать воспоминания о том, что случилось. Три года спустя он вновь попросил тех же студентов написать воспоминания об этом событии (Neisser, 1992). 90 % информации в более поздних записях отличалось от записей первоначальных. Половина из них были неверны в двух-трех деталях. Одна участница, увидев описание, которое она сделала три года назад, воскликнула: «Я узнаю свой почерк, но не может быть, чтобы это написала я». Подобные исследования проводились с воспоминаниями о 9-11 событиях подобного рода, результаты были аналогичными.
Кривая забывания Эббингауза показывает, что с течением времени воспоминания ослабевают. Поскольку вспышки воспоминаний яркие и живые, можно подумать, что они не забываются, подобно другим воспоминаниям. Но это не так. Мы испытываем определенные эмоции, когда вспоминаем о ярких событиях. Поскольку подобные воспоминания ярче обычных, мы склонны считать, что они достоверны. Но это неправда.
• Если вы знаете о чьем-то драматическом или травмирующем опыте, помните, что:
1. Он убежден, что все, что он помнит, – достоверно.
2. На самом деле это не так!