Вы здесь

100 вопросов. Глава 2 Дети и родители (Андрей Алексеев, 2017)

Глава 2 Дети и родители


Как подтолкнуть взрослого сына к самостоятельной жизни, какие качества развивать в малыше и как совмещать воспитание и саморазвитие.


Дети – это благословение и испытание


У меня пятеро детей. Старшая дочь Кристина появилась на свет 14 лет назад. В тот момент я не был осознанным – не понимал своего единства с природой, ничего не знал о воспитании детей. Мы с женой, по сути, учились на своих ошибках.


Потом родился сын Степан – к этому моменту у нас уже было больше знаний и понимания, как и что нужно делать. К рождению второй дочери – Елизаветы – к опыту добавилось и новое восприятие мира. Изменилось мое отношение к детям: я стал иначе выстраивать с ними отношения.


Зимой 2014 года жена сказала, что у нас будет еще один ребенок. Но выяснилось, что не один, а два! Два сына. Я понимал, что это благословение, и в то же время – испытание. Когда малыши появились на свет, мы с Мариной сразу поняли, что двойняшки – это забота и внимание, помноженная далеко не на два. Первый год мы с женой почти все время посвящали детям, и я заметил, что чем больше внимания уделял сыновьям, тем крепче становилась моя связь с ними. Примерно с полуторагодовалого возраста, когда дети стали активно взаимодействовать с нами, я ощутил, что эта связь усиливается и с их стороны.


Когда проходишь этот путь – путь отцовства – уже в четвертый раз, не обращаешься за знаниями к книгам, а опираешься на свои представления о том, как и что нужно делать. С одной стороны, это тяжело, а с другой – всегда приятно получать этот опыт. Я рад, что в моей жизни все сложилось именно так.




















9. Как решиться стать родителями?


Много лет мы с мужем говорим о том, что пора рожать ребенка. Я понимаю, что надо, но боюсь. Боюсь, что не смогу его защитить, не смогу стать хорошей мамой, не смогу совмещать материнство с работой, которую тоже очень люблю. Как справиться с этими страхами? Уже устала от этих мыслей и борьбы.

Ольга, НСО


– Внутри нас есть кто-то, кто старается сделать так, как хочется ему. И этот кто-то ограждает себя сомнениями, страхами, тем самым защищая мир, который выстраивает. Этот кто-то – наш ум. Его мир подобен аквариуму, который находится в океане. Внутри этого аквариума он создает свою концепцию жизни, но тем самым отделяет себя от океана, частью которого является.


Сомнения и страхи – это качества ума. Если мы не хотим быть его заложником, то должны позволять случаться тому, что должно случиться в нашей жизни. Если вы чувствуете, что хотите ребенка, значит, в вашей семье настало для этого время, в вашей судьбе открывается окно для того, чтобы это случилось. И теперь вам решать: пойдете вы туда или нет. Если вы позволите этому случиться, то ваша семья выйдет на новый уровень. Если закроетесь от этого, то возможность может уйти.


Идите ЗА страх, идите ЗА сомнения. Не боритесь, а примите течение жизни. Не цепляйтесь за привычные модели жизни. Не планируйте. Не думайте, как это будет. Просто поверьте: все, что произойдет – будет на благо. И просто идите – не думая и не сомневаясь.


10. Осознанное родительство – что это значит?


Сейчас много говорят про осознанное отцовство и материнство. Что это для вас? Что стоит понять, как нужно духовно готовиться перед приглашением в свою жизнь ребенка?

Марина, Бердск


– Осознанность – это состояние наблюдателя. А осознанное отцовство и материнство я воспринимаю как способность максимально быть в настоящем, находиться в гармонии с ребенком и глубоко погружаться в каждую область, которая с ним связана – режим дня, питание, подбор преподавателей, игры, книги, отдых и другое.


Что же касается подготовки, то для начала надо понять, реализованы ли вами роли мужа и жены. Если да, то можно брать «нагрузку» – ребенка, и переходить к ролям мамы и папы. При этом важно очищать тело и получать знания о том, как протекает беременность и роды, к чему нужно быть готовым в первые годы жизни ребенка.


Если вы с мужем хотите ребенка, если на этом сосредоточено ваше внимание, то все случится. Помедитируйте вместе, сформулируйте запрос во Вселенную – помечтайте, какого ребенка вы хотите пригласить, и в этой мечте увидьте его. Вселенная – это мать, она ответит, и соответствующая душа придет. Но потом принимайте то, что есть. Потому что зачатие, беременность, появление на свет нельзя запланировать. Это просто случается.


Мой Учитель говорил, что многие великие души не могут прийти в этот мир, потому что нет достойных родителей. Если вы будете повышать свою осознанность, то к вам придет великая личность.


11. Связано ли духовное развитие с желанием иметь много детей?


Андрей, вы всегда хотели иметь много детей? Или это желание пришло после того, как вы пошли по духовному пути?

Виктория, Новосибирск


– У меня не было конкретного желания иметь много детей. Это просто со мной случилось. Сейчас я понимаю, что зачатие ребенка, вынашивание, первые годы жизни – все это наука и большая ответственность перед Богом и самими собой. К этому надо подходить осознанно, тогда дети будут великими.


Когда вы оставите свое тело, и ваша душа поднимется наверх, дети будут дальше двигать ваш род. И куда они его поведут – к свету и счастью или тьме и страданию – зависит сегодня от вас.


12. Идти ли мужу в отпуск по уходу за ребенком?


Скоро у нас с мужем родится малыш. Так как я зарабатываю больше, а у нас ипотека и еще потребительский кредит, предлагаю супругу взять отпуск по уходу за ребенком. Конечно, я буду стараться все свободное время проводить дома с малышом. Но муж категорически возражает. Говорит, что это против природы и унижает его. Как переубедить мужа? И стоит ли?

Виктория Ландышева, Новосибирск


– В жизни каждый из нас играет множество ролей: на работе вы – сотрудник компании, дома – жена, с рождением ребенка – мама. Если вам дана роль матери, значит, ее надо прожить и на ближайшие 2–3 года, пока ребенок не станет хотя бы немного самостоятельным, забыть обо всех других.


Забота о детях – предназначение женщины, задача мужчины – создать необходимые для этого условия.


Сейчас как раз сложилась ситуация, когда ваш супруг должен выполнять свои обязанности – зарабатывать деньги, выплачивать кредиты. Если при проживании роли матери и жены у вас остается свободное время, то его можно посвятить работе. Но не ради денег, а для того, чтобы заниматься любимым делом.


13. Уход за ребенком – немужское дело?


Муж не хочет помогать мне в уходе за ребенком. Говорит, что немужское это дело. Как его переубедить?

Ольга, Новосибирск


– Сначала надо разобраться: кто такой муж, мужчина? Роль мужа возникает тогда, когда есть жена. Получается, что муж существует для жены, а жена – для мужа. Поэтому он должен уделять внимание супруге, а она – ему. Когда рождается ребенок, у мужчины появляется новая роль – отца. Если он не уделяет ей внимания, то в следующем воплощении у него будет отец, который поступит точно так же: что посеешь – то и пожнешь.


Мужчина – голова, женщина – шея. Голова смотрит туда, куда повернулась шея, но именно голова принимает решение. Поэтому «поверните» мужа в нужном направлении, но позвольте принять решение самому.


Не давите, не заставляйте, не учите. Просто просите о помощи. По природе своей мужчина – защитник, поэтому он проявит свои истинные качества и откликнется.


Величие мужчины заключается во внутренней, а не внешней силе. Боясь жену, чувствуя себя неуверенно, муж старается ее подавить, а любя – благословляет и дает ей свое внимание и заботу.


14. Как помочь мужу наладить отношения с ребенком?


Как научить или сподвигнуть мужа наладить отношения с ребенком? Девочке четвертый год, муж месяц находится дома, месяц – в командировке. Возможности поменять работу сейчас нет. Супруг очень старается и делает все, что нужно: гуляет, играет, укладывает спать… Но дочка в моем присутствии не хочет контактировать с отцом, все время кричит и готова только баловаться. Не могу же я все время заниматься ребенком одна. У дочери просто такой период и его надо перерасти? Или причина такого поведения в неверном подходе отца к ребенку?

Ксения, Новосибирск


– Женская энергия – это активность, мужская – концентрация. Когда присутствуют обе, обретается баланс. Если же (из-за командировок супруга) мужской энергии в семье мало, это может вылиться в недостаток дисциплины.


Когда ребенок маленький, он живет в состоянии «сейчас» – память у него короткая. То есть малыш общается с отцом, а потом, когда его долго нет рядом, забывает. Происходит это потому, что связь между ними еще не наработалась. Это проблема. И чтобы ее решить, супругу нужно начать уделять больше внимания ребенку. Но делать это не формально (когда, например, папа гуляет с дочерью, а думает о работе), а осознанно. Сесть рядом, посмотреть, чем занимается малыш, во что играет, и прожить это время вместе с ним. Отцу нужно принять своего ребенка, а для этого – открыться дочери, тогда она откроется в ответ.


15. Воспитание детей и саморазвитие: как найти баланс?


Когда появляются дети, много времени и внимания нужно уделять им, а собственное «Я» уходит на второй план. Чему следует отдать приоритет – собственному развитию или воспитанию детей, забыв о себе до определенного их возраста (и до какого)? Как в этом вопросе соблюсти баланс?

Екатерина, Новосибирск


– К балансу стремится весь мир. Но воспитание детей подобно волнам в океане: подъемы вашего внимания, когда ребенку требуется максимум вашего времени, сменяются спадами, когда достаточно просто держать его в поле своего внимания.


Когда ребенок маленький, всю энергию мама отдает ему. Самый сложный в физическом плане – первый год: в этот период у малыша идет становление органов жизнедеятельности, у него свой режим, жить в котором приходится и родителям. Это время полной самоотдачи со стороны мамы.


Через год становится легче – режим стабилизируется, как правило, ребенок уже не просыпается ночью, и у мамы есть возможность выспаться. Но он все еще требует очень много внимания. Еще год спустя малыш уже может ходить без поддержки, самостоятельно есть, свободного времени у мамы становится больше, и его можно потратить на себя. В первую очередь, на восполнение сил. Утренние зарядка, медитация и молитва, если практиковать их регулярно, будут насыщать необходимой энергией внимания.


В первые годы жизни ребенка маме очень важна поддержка. Не везите все на себе. Подключайте мужа, своих родителей, если есть старшие дети, то и их. Внимание всех членов семьи позволит не только высвободить время, которое вы сможете посвятить себе, но и установить важные связи с малышом. Чем больше ваши близкие будут общаться с ребенком, тем прочнее отношения сложатся между ними в будущем.


Очередной подъем приходится на первые школьные годы. У ребенка начинается новая жизнь. Важно, чтобы у него сложились хорошие отношения с одноклассниками, учителями, чтобы он воспринимал материал, который дают на уроках. И здесь ребенку нужна поддержка родителей. Со временем он втянется в режим, научиться самостоятельно справляться с домашними заданиями, тогда свободного времени, которое можно направить на саморазвитие, снова станет больше.


Если же вам кажется, что ваше внимание куда-то утекает, посмотрите, куда именно. Возможно, вы тратите его на бесполезные для вас вещи: просмотр телевизора, чтение журналов и новостей, ненужное общение. Не «сливайте» его вовне. Лучше отдайте близким или самой себе, но не внешней, а внутренней личности.


16. Как равномерно распределить внимание между детьми?


В нашей семье три дочери: старшей – 7 лет, средней – 2 года, а младшая появилась на свет совсем недавно. Сейчас почти все время я уделяю малышке. Но не хочется, чтобы старшие дети чувствовали себя брошенными или недолюбленными. Как быть? И что делать, если муж, уставая на работе и от бесконечно шума дома, время от времени срывается на мне? Как не принимать его грубые слова на свой счет?

Тамара, Новосибирск


– В раннем возрасте ребенок требует много внимания – он еще сильно привязан к маме, потому что не может ничего делать самостоятельно. Закономерно, что большую часть времени вы посвящаете малышу. Чем старше и самостоятельнее становятся дети, тем меньше внимания им требуется. Но при этом они не должны выходить из поля внимания родителей.


Иногда ребенку требуются доказательства того, что мама и папа его любят – принимают таким, какой он есть. И в эти моменты родителям нужно отложить все свои дела и уделить ему время, независимо от того, младший он, средний или старший. Иногда больше внимания будет доставаться одному ребенку, иногда – другому.


Что же касается отношений с супругом, то важно понимать: дети – это испытание. И если оно вам дано, значит, надо его проходить. Сейчас у вас очень много забот, особенно с малышами, которые нуждаются в постоянном внимании, поэтому супругу нужно корректировать свой рабочий график, от чего-то отказываться, чтобы помогать вам.


Папа вообще играет большую роль в воспитании. Он – источник внимания в семье. Если у вас с супругом хорошие взаимоотношения, то он будет уделять внимание вам, а вы – отдавать его детям. При этом мужу важно практиковать, чтобы это внимание накапливать. Для этого ему нужно вставать рано, пока дети еще спят, принимать душ, делать зарядку, медитировать. Потом в спокойном состоянии сказать что-то приятное вам – жене, тем самым задав вектор вашему дню. Поработать. Возвращаясь домой, немного прогуляться, чтобы успокоиться после трудового дня. А потом забыть о делах, отключить телефон и посвятить время жене и детям.


Маленькие дети – это сложно, знаю на своем опыте. Часто родители находятся на грани, и, чтобы избежать ссор, обоим супругам нужно включать процесс восстановления себя. Помогут в этом прогулки на свежем воздухе, зарядка, концентрация (если есть возможность побыть наедине с самим собой).


17. Как вырастить счастливого самодостаточного человека?


Моей дочери почти 6 лет. Очень заботит то, как сделать так, чтобы она выросла счастливым самодостаточным человеком. Переживаю, что могу сделать что-то неправильно. Говорят – слишком залюбливаешь, балуешь, вырастишь эгоистку. У вас большой опыт воспитания детей. Какими вы видите основные принципы воспитания: запрещать/разрешать, уступать/стоять на своем, баловать/ быть строгой…?

Наталья, Новосибирск


– У меня пятеро детей: старшей дочке 14 лет, младшей – 6, старшему сыну – 9, братьям-двойняшкам – по 1 годику. Я понял, что заниматься воспитанием мне сложнее, чем вести бизнес: детей нельзя уволить или лишить зарплаты, в отношениях между мной, дочками и сыновьями работает только любовь. Мы плывем в одной лодке и должны переживать горести и радости вместе.


Действительно, многие родители склонны баловать своих детей. Дело в том, что в современном мире мы уделяем им очень мало внимания – заняты работой, друзьями, увлечениями, проблемами… Нам проще отвести ребенка в кружок или в школу, чтобы не заниматься с ним самим. Но совесть подсказывает, что это неправильно. Нам хочется, чтобы ребенок был счастливым, поэтому мы начинаем дарить ему подарки, позволяем делать то, что он пожелает, тем самым показывая, что я – хороший. Но счастье не в потреблении. Оно в осознанной жизни. В том, когда ребенок уважает своих родителей, а не потребляет их, когда он понимает этот мир, знает, как в нем жить, когда его поступки направлены на благо других людей, а не только на свое. Счастье в том, чтобы ребенок стал человеком с большой буквы.


Расскажу о принципах в воспитании, которых придерживаюсь я.


1. Уважать в ребенке личность


Нужно понять, что этот ребенок – не ваш, это ребенок Бога. А вы на данном

этапе жизни просто помогаете ему. У этого ребенка есть свой путь, поэтому нужно дать ему возможность прожить свою жизнь. Уважая детей, мы не заставляем их, а договариваемся, не бьем, а ограничиваем, а это – НЕНАСИЛИЕ по отношению к физическому телу и личности.


2. Смотреть на детей позитивно


Даже в случае, если ребенок что-то делает плохо. Например, когда моей дочке Лизе было 4 года, она капризничала, требуя дать ей то, чего она хочет. Я понимал, что таков ее способ привлечь к себе внимание. А наказание или поощрение – это способ родителей достичь той же цели. Чтобы объяснить, что она не должна использовать негативные инструменты для привлечения моего внимания, я сказал: «Лизонька, я не хочу, чтобы капризка жила в моей дочке. Оставляй ее в углу и приходи». Какое-то время она еще поплакала, покричала, но, увидев, что никто не реагирует, спокойно подошла ко мне и сказала: «Папа, я оставила капризку». И после этого я дал ей столько внимания, сколько она хотела.


Эта ситуация помогла дочери понять, что внутри каждого из нас есть позитивные качества (их папа принимает) и негативные (их просит убрать). Но при этом очень важно не отражать ребенку негатив, не отвечать на минус минусом: не ругать, не ставить угол – это только усугубит ситуацию. Отвечать нужно любовью, тогда ребенок поймет, что был не прав.


3. Искать проблему в себе


Ребенок – это отражение его родителей. Поэтому, если в поведении детей есть какие-то проблемы, в первую очередь стоит обратить внимание на себя. Причина – в маме и папе, нужно ее найти.


В воспитании важна роль обоих родителей. Отец дает ребенку качества духа, дисциплину, ответственность и отреченность, уважение и осознанность, ясность мышления. Мать – гибкость, ласку, заботу, послушание и преданность. При этом нужно, чтобы родители действовали не из позиции долга, а из позиции ответственности за ребенка перед миром! Во всей этой конструкции также важно, чтобы отношения между мамой и папой были выстроены правильно.


Сейчас в России около 77% разводов – и это катастрофа. Потому что для ребенка родители – единое целое. Когда мама и папа расстаются, мир детей рушится, меняется их отношение к понятию семьи. Такими действиями, сами того не понимая, люди закладывают в свой род гигантские проблемы.


Дети даются не для того, чтобы радовать родителей, дети – это ответственность, дополнительный связующий элемент между супругами.


Это означает, что если Бог дал ребенка, то маме и папе во что бы то ни стало нужно достичь взаимопонимания, принять друг друга, потому что теперь они отвечают не только за себя, но и за человека, которого им доверили. Поэтому воспитание детей – это в первую очередь воспитание родителей.


4. Учить на собственном примере


Например, не рассказывать о том, что есть сахар вредно, а самим не есть сахар. Тогда и ребенок не станет этого делать, потому что будет копировать вас.


5. Давать возможность развиваться и соблюдать баланс


Родителям важно не заставлять ребенка посещать кружки, которые в детстве привлекали их самих, а обратить внимание на то, к чему у него есть склонности, и направить к лучшему педагогу. Учиться должно нравиться. Если этого не происходит – или учитель слабый, или предмет не тот. В этом случае стоит поискать то, что нравится сыну или дочке. Но важно помнить: ребенку нужно прожить детство, поэтому ему необходимо дать время на свободу, а еще – границы для собственного мира.


6. Позволить получить опыт


Ребенок познает этот мир и ему нужно все попробовать. Даже то, что, по мнению родителей, ему пробовать не стоит. Запрещая, мама и папа ограничивают его внутренний мир. Потом ребенок все равно попробует все, что посчитает нужным, но втайне от родителей. Чтобы стать самодостаточной личностью, человек должен сам понимать, что плохо, а что хорошо. А для этого нужен опыт.


7. Помнить, что всему свое время


Первые 7 лет жизни у ребенка развивается тело, органы действия и чувств. Поэтому ему нужно движение, координация, он должен осознать, что такое зрение, осязание, обоняние, слух, вкус. И здесь ребенку нужно дать минимальные ограничения.


На этом этапе вводятся определенные правила, которые дают стабильность и спокойствие. Например, режим дня, благодаря которому в голове ребенка все выстраивается в определенной последовательности.


Следующие 7 лет идет формирование эмоционального тела, поэтому в возрасте от 7 до 14 лет дети часто выходят из себя, протестуют. На этом этапе очень важна роль отца, потому что должно быть больше дисциплины, необходим осознанный подход к таким понятиям, как «можно» и «нельзя». Например, что-то нельзя делать, потому что это может кого-то обидеть.


С каждым годом ребенок будет становиться все более самостоятельным, постепенно начнет формироваться его тело ума. И на этом этапе поможет принцип уважения личности, когда родители не спешат все сделать за ребенка, а позволяют ему справляться самому, но под их наставничеством.

Постепенно мама и папа будут чувствовать, что ребенок все больше отдаляется от них. Важно не держать этот процесс, давать ему случиться. Но в то же время не стоит забывать о балансе: позволять ребенку быть самостоятельным, но помнить о своей ответственности за него.






Важно смотреть на детей позитивно. Даже в случае, если ребенок что-то делает плохо. Например, когда моей дочке Лизе было 4 года, она капризничала, требуя дать ей то, чего она хочет. Чтобы объяснить, что дочь не должна использовать негативные инструменты для привлечения моего внимания, я сказал: «Лизонька, я не хочу, чтобы капризка жила в моей дочке. Оставляй ее в углу и приходи». Какое-то время она еще поплакала, покричала, но, увидев, что никто не реагирует, спокойно подошла ко мне и сказала: «Папа, я оставила капризку». И после этого я дал ей столько внимания, сколько она хотела.


8. Воспитывать чувство ответственности


Ребенок должен понимать свою ответственность внутри семьи. Осознавать, что семья служит не для него, что он – часть общества. Сначала его ответственность будет заключаться в том, чтобы с утра чистить зубы, заправлять кровать, делать зарядку, есть, одеваться, помогать маме и папе, уважать дедушку и бабушку. Ребенок поймет, что делает все это не потому, что родители так сказали, а потому, что таковы правила. Эта ответственность выйдет за пределы семьи и станет частью его жизни.


9. Прививать уважение к роду


Прививайте ребенку уважение к дедушкам и бабушкам, ко всему роду, рассказывайте ему о предках. Важно, чтобы он ощущал свою второстепенную роль перед родом: так ребенок будет принимать род, ту силу земли, которая идет к нему через род. Например, в древности дети кланялись родителям в ноги. В некоторых семьях это сохранилось до сих пор. Почему это важно? Потому что за счет поклона ребенок понимает, что он не равен родителям, а ниже, и проявляя смирение, он принимает силу рода, то благословление, которое мама и папа направляют ему 24 часа в сутки. Это делает его сильным и самодостаточным, потому что он всегда ощущает поддержку рода. Семья дает ребенку границы безопасности. И он, опираясь на них, формирует свою личность.


18. Где проходят рамки дозволенного?


Где грань между опытом, который ребенку нужно позволить испытать, и тем, когда мама и папа должны запрещать?

Наталья, Новосибирск


– Дети – это отражение родителей. Какую жизнь ведут мама и папа, такой опыт и захочет получать ребенок. Если в вашей жизни нет каких-то вещей, то не надо бояться, что ребенок к ним пристрастится. Если он хочет попробовать – пусть, ему нужен этот опыт. Но, благодаря силе вашего образа жизни, он от этого откажется.


Запрещая ребенку что-то, вы ограничиваете его сознание, не даете возможности самому принять решение, тем самым привязывая к себе, делая слабым, несамостоятельным.


Будьте уверены в своих силах. Запрещать всегда легче, чем позволять. Но когда вы дадите ребенку возможность самому принимать решение, то вырастите свободную и сильную личность.


19. Разные взгляды на воспитание детей. Что делать?


Андрей, что вы делаете, если ваш взгляд на то, как надо строить отношения с детьми, отличается от взглядов жены и родственников?

Екатерина, Новосибирск


– Принимаю это. А потом мы с женой садимся и договариваемся: она озвучивает свою позицию, я – свою. В результате вместе приходим к какому-то решению. Что же касается родственников и их взглядов на воспитание, в этом вопросе у меня четкая позиция – правила внутри семьи устанавливают муж и жена. Да, они могут советовать, но решение принимаем мы с супругой.


20. Родители – плохие. Как переубедить ребенка?


У нас с мужем два сына: 5 и 1,5 года. Первенца бабушки и дедушки очень балуют, сколько бы мы с мужем ни просили их этого не делать. Доходит до того, что сын говорит, мол, мы – родители – плохие, он нас ненавидит за то, что мы ему что-то запрещаем или не покупаем, а вот бабушки и дедушки – хорошие. Это очень обидно. А недавно в детском саду он стал врать воспитателям, что его родители – тираны, бесконечно его обижают, буквально держат в черном теле. Спрашиваю: зачем так делаешь? Говорит: купи мне iPhone, и я больше не буду. Не понимаю, как исправить ситуацию. Муж ушел в себя и занимается только младшим сыном, а я не знаю, что делать.

Анастасия, Новосибирск


– Вам, а также бабушкам и дедушкам нужно осознать, что ребенок манипулирует вами. Но, как правило, дети копируют поведение взрослых, поэтому посмотрите: а не поступаете ли вы так же по отношению друг к другу? Ведь попытки привязать к себе ребенка, покупая ему все, что он просит, – тоже манипуляция.


Проблемы приходят для того, чтобы мы развивались и корректировали свою жизнь. Убегать от них – бессмысленно. Поэтому мужу ни в коем случае нельзя отстраняться. Взрослые – родители, а также бабушки и дедушки – должны стать единой командой, преподать ребенку урок, определить правила и следовать им, стоять на своем.


Направьте внимание внутрь себя, помедитируйте, поймите, почему сложилась такая ситуация и что делать дальше. А потом спокойно, без гнева, исполните свое решение.


Говорить с пятилетним ребенком – бесполезно, вместо слов дайте ему возможность получить опыт. Например, если он считает, что бабушка и дедушка – хорошие, то пусть вместо нескольких часов проведет с ними недельку-две. За это время он узнает, что на самом деле бабушка и дедушка не такие, как в те несколько часов, и начнет ценить то, что имеет.


С ложью ничего делать не надо. Обратив на нее внимание, вы еще сильнее разовьете это вранье. А если купите сыну iPhone, то потом придется обеспечить его машиной, квартирой, оплатить путешествия… Так вы станете его рабом. Родители должны помогать ребенку, но не развивать в нем эгоизм.

Пять лет – переходный период. До этого возраста ребенку давали все, что он хотел, его социумом в основном была семья. Теперь он ходит в детский сад, впереди – школа, и к этому его нужно подготовить – научить уважать других людей и их мнение, приучить к дисциплине. Иначе в жизни ему придется очень тяжело.


21. Верна ли родительская позиция «мой ребенок лучше всех»?


Считая своего ребенка самым лучшим, не рискую ли я воспитать эгоиста?

Мария Головлева, Новосибирск


– Это позиция эгоиста-родителя. Придерживаясь ее, мама и папа закладывают в подсознание ребенка задачу стараться быть лучше других. В результате этого он окажется в состоянии конкуренции, стресса и начнет проживать не свою жизнь, а существовать в концепции «я – лучше других».


Ребенок должен быть собой, а не лучше других, идти к своей правде и развивать те качества, которые в нем заложены. На этом строится сильная личность.


22. Ругать ли за проигрыш?


Дочери 8 лет, занимается плаваньем. Недавно участвовала в соревнованиях и заняла 6 место. Мы с мужем не знали, как быть в такой ситуации. Похвалить? Но не отобьем ли мы этим стремление развиваться. Поругать? Не пропадет ли желание заниматься плаваньем? Подскажите, как быть в такой ситуации?

Валерия Носова, Новосибирск


– Надо идти через принятие этого факта. Не так важно, что на соревнованиях ребенок показал результаты, которые лучше или хуже, чем у других. Важно – насколько в процессе соревнований он смог раскрыться, видит ли свои слабые места и перспективы. Разберите эту ситуацию с ребенком, но не оценивайте, а позвольте ему самому проанализировать случившееся. Это намного полезнее, чем игра в «хороший-плохой». Анализируя, ребенок понимает, какие ошибки совершил, как их исправить в будущем, над чем еще нужно поработать.


Вообще, соревнования придуманы для того, чтобы, создавая конкуренцию, разгонять развитие мира. Они уводят человека от самого себя. Поэтому, на мой взгляд, относиться к ним нужно как к возможности показать то, что можешь, и понять, чему стоит уделить больше внимания. Но не расценивать как мотивацию стать лучше других.


Настоящий мастер не гонится за местами, он работает над собой, выстраивает свою личность и становится профессионалом.


23. Как не перегружать ребенка, но позволять ему развиваться?


Сейчас многие родители водят детей на занятия в кружки и секции, начиная с детсадовского возраста, потому что боятся не успеть вырастить чемпиона или прима-балерину. Как найти грань, чтобы не перегружать ребенка, но в то же время не давать ему сидеть без дела? Как у ваших детей устроен этот внешкольный образовательный процесс?

Наталья, Новосибирск


– Если говорить о моей семье, то мы стараемся следовать таким принципам:


1. Концентрация


За последние 20 лет нагрузка на детей возросла. Если раньше в секцию ребенка отдавали для того, чтобы он погружался в выбранное занятие, шел в чемпионы, то сейчас стараются отвести в разные кружки, чтобы расширить его кругозор. Кроме этого, и в школе дисциплин становится больше, материал сложнее. Это выливается в то, что ребенок теряет концентрацию. Когда знаешь кое-что обо всем, то не знаешь ничего – и по жизни становишься поверхностным. Поэтому я за то, чтобы давать детям попробовать разное, а затем концентрироваться на том, что им нравится.


2. Баланс


В связи с большим объемом задач ребенок получает физическую и психологическую перегрузку. Это приводит к появлению синдрома гиперактивности – дети постоянно находятся в возбужденном состоянии. Чтобы этого избежать, важно давать ребенку время на отдых и восстановление сил. Но при этом не выпускать из внимания и образовательный процесс – чтобы стать профессионалом в каком-то деле, надо трудиться.


3. Хорошие педагоги


Система образования не слышит детей (эта проблема существовала десятилетия назад – есть и сейчас): она построена по принципу армии, где все носят одинаковую форму. Но все мы разные, у каждого своя судьба и задачи, и под эти задачи нужно получать знания. Если человек родился художником, зачем ему глубокие знания, например, в физике? Или наоборот – если его судьба быть великим математиком, то стоит ли тратить много времени на изучение гуманитарных наук? Система образования должна не программировать ребенка быть таким, как все, а видеть в нем индивидуальное и развивать это. Поэтому очень важно найти хороших педагогов, которые помогут ребенку найти предназначение, помогут открывать способности, позволяющие ему стать хорошим мастером в жизни.


24. Мотивировать или заставлять?


Моему сыну 6 лет. Примерно полгода назад он изъявил желание играть в футбол. Отдали его в секцию. На тренировках все хорошо, но как дело доходит до игры, сын начинает придумывать причины, чтобы не играть. Стараюсь его мотивировать – обещаю что-нибудь за хорошую игру: например, купить планшет. Тогда ему все удается. Что делать: заставлять играть, пока не добьется результатов, отдать в другой спорт или подождать, пока у него не появится интерес к чему-то еще?

Конец ознакомительного фрагмента.