Вы здесь

100 великих святынь православия. Константинополь – Стамбул (Е. В. Ванькин, 2015)

Константинополь – Стамбул

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии, являющийся выдающимся памятником византийской архитектуры, на протяжении целого тысячелетия был главным собором империи и самым большим храмом всего христианского мира.

Первый собор на этом месте был построен в 360 г., но через 44 года он был сожжен во время беспорядков, вызванных изгнанием патриарха Иоанна Златоуста из столицы. Через десять лет он был восстановлен в правление императора Феодосия II. И потом опять сожжен во время крупнейшего восстания «Ника», когда город был значительно разрушен. После жестокого подавления бунта особое значение придается строительству нового грандиозного собора Святой Софии. Торжественная закладка собора состоится 24 февраля 532 г.

Главными архитекторами строящегося собора назначаются Анфилий из Трал и Исидор из Милета. Учитывая масштаб строительства, можно сказать, что собор был возведен за удивительно короткий срок, всего за 5 лет, 10 месяцев и 10 дней.

На строительство Святой Софии Юстиниан не жалел средств, стремясь придать зданию небывалый блеск. Постройка требовала огромных расходов, и их несли все слои населения, платя дополнительные повинности.

Храм представлял собой купольную трехнефную базилику, традиционный тип сооружений ромейской архитектуры. Только размеры ее были огромны, и она была перекрыта полусферическим куполом, диаметр которого равнялся 31 м. Высота храма достигала 55 м. Именно из купольной базилики разовьется позднее тип крестово-купольного храма, свойственного древнерусской архитектуре. В Святой Софии впервые была решена задача создания столь огромного купольного здания. Внутренняя поверхность стен собора была облицована огромными мраморными плитами разных оттенков: белого и черного, зеленого и розового. Многие камни были доставлены из развалин языческих храмов и дворцов различных стран обширной империи. Так, были привезены восемь колонн красного порфира из храма Солнца сирийского города Баальбека. Эти колонны еще в эпоху Аврелиана были доставлены в Рим, а теперь переправлены в Константинополь. Сотни повозок и кораблей доставляли сюда ежедневно как строительные материалы, так и уже готовые произведения искусства.


Христос из Деисуса в соборе Святой Софии


Собор был торжественно освящен 27 декабря 537 г. Пышное величие собора, его грациозный и огромный купол поразили воображение современников. Этот храм по праву стали называть просто Великой Церковью.

Празднества по случаю освящения храма продолжались 15 дней. Император осыпал деньгами население столицы. Было заколото огромное количество скота и роздано народу хлеба.

С внешней стороны храм выглядел очень скромно, но поражал внутренним убранством. Поражал в первую очередь огромным пространством, где купол нависал подобно небесному своду и прекрасной освещенностью. Лишь при позднейших переделках заузили оконные проемы, что придало интерьеру некую мистическую таинственность. Впечатление необыкновенного пространства создавалось также за счет применения мозаики, покрытия всей поверхности купола, сводов и арок орнаментами, иконами и картинами на библейские темы на золотом фоне. 107 колонн из ценных пород камня поддерживали своды храма. Цифра эта имела магический смысл: каждая колонна несла имя христианского святого. Врата были изготовлены из кедрового дерева, с инкрустацией сюжетов из слоновой кости и янтаря. А центральные двери, по византийскому преданию, изготовлены были из остатков Ноева ковчега. Все священные богослужебные предметы (чаши и сосуды) были изготовлены из чистого золота, также зачаровывая своим блеском. В золотых переплетах были и книги Священного Писания.

Перед собором когда-то располагался огромный, обнесенный колоннадой, двор атриум, с фонтаном в центре, как это было свойственно раннехристианской архитектуре. Центральный вход в храм, называемый Orea Porta, был с западной стороны, но использовался он лишь во время больших праздников, да и то только император и его свита имели право шествовать через него.

Среди сохранившихся мозаик необходимо отметить изображение Христа над царскими вратами, где Спаситель восседает на троне, а с двух сторон изображение Богоматери и архангела. У ног Иисуса припавший император. На южной стороне храма, в глубоких нишах, сохранились изображения нескольких святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Николая Мирликийского и др. На северной стороне уцелело несколько изображений пророков. Сохранилось также изображение Богоматери с Младенцем, которое находится на арке храма с западной стороны. По сторонам Богоматери два апостола – Петр и Павел. В алтаре храма осталось лишь изображение ангела с крыльями, с державой в левой руке и скипетром в правой. На восточной арке сохранилось изображение Богоматери с Иоанном Предтечей и с портретным изображением императора Иоанна Палеолога.

На южной стороне храма расположен коридор со сводами, грозно называемый Вестибюлем воинов, где император оставлял оружие и свою охрану. Здесь на сводах сохранились следы золотой мозаики времен Юстиниана. Над дверью, ведущей в притвор, сохранилась мозаика X в. с изображением Богоматери, принимающей дары от двух императоров – Константина (город) и Юстиниана (храм).

С трех сторон внутреннее пространство собора окружено хорами – галереями, перекрытыми арками. Во времена Юстиниана хоры предназначались для женской половины двора. На северной стороне расположен пологий пандус на хоры, по которому поднимали императрицу в паланкине. В центре западной галереи, напротив алтаря, откуда открывается великолепный вид на всю церковь, обозначено место кругом из зеленого мрамора, на котором стоял трон императрицы.

В 553 г. Святую Софию постигло несчастье: после крупного землетрясения обрушилась часть купола. После восстановления он был поднят на 9 м, потеряв во многом былую воздушность. В 986 г. купол вновь обвалился. Этот вновь восстановленный купол и сохранился до наших дней.

До постройки собора Святого Петра в Риме Святая София оставалась самым большим храмом христианского мира.

После завоевания Константинополя султаном Мехмедом II в 1453 г. турки сохранили Айя-Софию, как они называли храм, но во многом изменили его облик. Были сбиты или заштукатурены христианские росписи и мозаики, вынесены все иконы и утварь. Крест на вершине купола сменил полумесяц. В интерьере мечети появились в разное время традиционные места – михраб – углубление, обращенное к Мекке, максура – особое возвышение для султана, окруженное решеткой, мраморная кафедра, а также в XIX в. восемь больших зеленых медальонов с именами арабской вязью Аллаха, Мухаммеда, первых калифов и имамов. А снаружи были пристроены в разное время четыре минарета, выглядящие несколько искусственно, и опорные стены.

В 1935 г. первый президент Турецкой республики Ататюрк своим декретом упразднил мечеть в храме Святой Софии и учредил здесь музей византийской и исламской культуры. Со стен собора была счищена штукатурка, произведены отдельные реставрационные работы.

Теперь здесь можно прикоснуться к православным святыням, хотя сохраняется и мусульманская атрибутика. Необходимо сказать об одной из колонн, считающейся чудодейственной и находящейся в северном крыле. Здесь, по преданию, рядом с ней появился святой Георгий Победоносец.

Влахернский храм Богоматери

Влахернская церковь стала одним из главных центров религиозной жизни и наиболее почитаемая в Византийской империи.

Влахернский храм когда-то гордо возвышался на берегу в глубине бухты Золотой Рог. Здесь в течение нескольких веков находился золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, а в нем хранилась Риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало (Покров, или омофор) и часть пояса. И сюда, чтобы прикоснуться к драгоценным святыням, устремлялись многочисленные паломники. Влахерны со временем стали главным центром почитания византийского культа Богоматери.

Начало строительства храма положила императрица Пульхерия в 450 г., у подножия шестого константинопольского холма, за пределами городских крепостных стен; название храм получил по местности Влахерна на берегу моря, что у корабельной пристани. А это место называлось так по имени или прозвищу скифского воеводы Влаха, убитого когда-то здесь. Оканчивал строительство, уже после смерти Пульхерии, ее муж император Маркиан (450–457).


Богоматерь Одигитрия Влахернская


История обретения Ризы Богородицы подробно изложена митрополитом Дмитрием Ростовским в «Сказании о положении ризы во Влахернской церкви», которое вошло в его многотомный труд – «Четьи-Минеи» (XVII в.).

Риза была торжественно положена в 458 г. ВО Влахернском храме Божией Матери, а в честь этого события было решено ежегодно отмечать праздник 2 июля «положения честныя ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы», или день Ризоположения.

В ковчег с Ризой были помещены и омофор, и часть пояса Богородицы, присланные со Святой Земли из гробницы Богородицы.

Чудотворная сила Ризы Богоматери, по молитвам народа, не раз помогала спасти город от многочисленных врагов. В 626 г. ее испытали персы и авары, подступившие к Константинополю, в 673 и 716 гг. сарацины, а в 866 г. с ее помощью были остановлены киевские князья Аскольд и Дир. Тогда император вместе с патриархом всю ночь молились во Влахернском храме. Затем с песнопениями вынесли ризу Богородицы и омочили ее в море. Была перед тем тишина, и вдруг возникла буря с ветром и великими волнами разметала могучий флот неприятеля. Русы вынуждены были отступить, покинув предместья города. Это было великое чудо.

Во время очередной осады в 910 г. Сама Богородица явилась однажды молящимся в храме. Это было во время всенощного бдения, когда юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели шествующую от Царских Врат по воздуху Пресвятую Богородицу. Ее поддерживали ев. Иоанн Предтеча и ев. апостол Иоанн Богослов. А рядом шествовали ангелы и сонм святых. Она молилась за христиан, а затем распростерла свой белый покров (омофор) над всеми молящимися в храме. Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о том всему народу. Вскоре враги отступили от стен города, и это событие было приписано заступничеству Богородицы. Это чудесное событие, случившееся в Константинополе, стало для Святой Руси великим праздником Покрова, который до XIX в. праздновался только в России.

При Константине Багрянородном (945–959) во Влахернский храм были доставлены новые святыни: так называемое апокрифическое письмо Авгара к Иисусу и знаменитый эдесский образ Спаса Нерукотворного.

По преданию православной церкви, Авгар был тяжело болен и просил помощи Христа, слава о котором дошла и до его царства. Он приглашал Его к себе, предлагая даже свою резиденцию. Иисус отклонил его предложение, заявив, что Его миссия в Иерусалиме. Но Он обещал по Воскресении своём послать к нему одного из учеников, который его и исцелит. Как говорит Евсевий, так и произошло позднее: апостол Фома послал в Одессу Фаддея, одного из 70 апостолов, который и исцелил царя. Но чтобы иметь изображение Христа, царь Авгар посылал к Господу художника Анания, которому никак не удавалось запечатлеть лик Иисуса. Тогда Христос взял у художника убрус (чистый плат) и отер им лицо. На этом плате запечатлелся лик Господа – образ Нерукотворный, который и был отослан Авгару и хранился долгое время в Эдессе.

В эпоху иконоборчества во Влахернском храме проходил последний Иконоборческий собор. Все мозаики храма с ликами святых были в этот период заменены на абстрактные изображения с растительным орнаментом. Но позднее вся блистательная мозаика со священными сюжетами была восстановлена.

После сильного пожара 1070 г. храм был практически уничтожен, но святыни спасены. Церковь на этом месте выстраивается новая. После завоевания Константинополя крестоносцами и образования Латинской империи храм пришел в упадок, а чудеса неожиданно прекратились. Никейский император Иоанн III Дука Ватац (1221–1254) выкупил храм у латинян, но прежнего блеска храм уже больше не достиг.

В 1434 г. Влахернская церковь вновь была охвачена сильным пожаром, после которого происходят значительные обрушения в здании. После пожара местонахождение Ризы теряется, лишь драгоценные частицы Ее находятся сегодня в разных странах. Частицы Ризы Богоматери будут принесены и в Россию. Уже в XIV в. в реликварии великих московских князей появилась первая частичка («ковчег Дионисия»). Другая частичка появилась в XVII в. стараниями князя Василия Голицына и хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. В 2008 г. частица Ризы была передана Патриархии и хранится ныне в храме Христа Спасителя.

Восстановления Влахернского храма больше не последовало.

Здесь стоял еще один небольшой храм, где хранилась известная святыня – образ Богоматери, с которым связано было также немало чудесных явлений.

Предание связывает Влахернскую икону с чудотворным образом Божией Матери (Одигитрии), написанным евангелистом Лукою. По другой версии она была исполнена в Никомидии, во время гонений на христиан в начале IV в. римских императоров Диоклетиана и Максимиана. Собрав прах святых никомедийских мучеников за веру и смешав с воском, была вылеплена икона в древней технике воскомастики. Этот образ в V в. и был прислан из Иерусалима в Царьград императрицей Евдокией, женой императора Феодосия, прожившей многие годы на Святой Земле. Икона была помещена в храме, где находились путевые иконы византийских императоров, сопровождавшие их в военных походах. Иерусалимская святыня заняла достойное место среди выносных образов как главная защитница при всех народных бедствиях.

Храмовой иконе приписывалось неоднократное спасение столицы во время нескольких осад. Известен случай, когда во время осады города аварами в 626 г. вождю нападавших была явлена на стенах города женщина в драгоценном уборе, которая привела его в полный испуг. Именно в это время патриарх Сергий проносил по стенам знаменитую чудотворную икону.

После падения Константинополя Влахернская икона была перенесена на Святой Афон, разорять который турки не решились, а в 1654 г. прислана святогорцами в Москву, в дар царю Алексею Михайловичу.

Находясь в Успенском соборе Кремля, во времена французского нашествия 1812 г., икона потеряла свой драгоценный оклад. Сейчас икона экспонируется в Государственной Третьяковской галерее.

Монастырь Христа Пантократора (Христа Вседержителя)

Соборный храм монастыря Пантократора, или мечеть Зайрекджами, как называют его сегодня турки, расположенный в историческом районе Стамбула, считается вторым по величине сооружением византийского зодчества после знаменитой Святой Софии. Он был возведен в основном в 1118–1136 гг., в период правления второго императора из рода Комнинов, Иоанна II (1118–1143), по указу его жены императрицы Ирины. Постройку грандиозного монастыря осуществлял выдающийся архитектор своего времени Никифорос, сумевший придать неповторимый облик грандиозному сооружению. Монастырский комплекс в честь Христа Пантократора строился из целого ряда зданий, призванных обеспечить не только духовную жизнь, но и призванного играть значительную социальную роль в византийской столице. Помимо нескольких церквей, были возведены здания библиотеки, больницы, кельи, благотворительное заведение для бездомных и неимущих стариков и другие.

После смерти императрицы Ирины (1124 г.) строительство продолжил сам император Иоанн II, который возвел рядом еще одну церковь в честь иконы Богоматери Милостивой и соединил ее с уже построенным храмом Пантократора, крытым переходом с часовней во имя Михаила Архангела. К 1136 г. основное строительство, видимо, было завершено, так как храм упоминается в монастырском уставе – Типиконе. Позднее венценосная пара была погребена в возведенной ими часовне. Строительство храма продолжил их сын, император Мануил Комнин (1143–1180), обустроивший для своей гробницы часовню Михаила Архангела. Таким образом, соборный храм состоит из трех собранных в единую композицию церквей и сооруженных в едином стиле, объединяемых общим нартексом – притвором. Южный храм, самый большой, посвящен Христу Пантократору, северный, значительно меньший – Пресвятой Богородице, куда из императорского дворца, каждую пятницу, переносили для торжественной службы чудотворную икону Одигитрии, а соединила их вместе храм-усыпальница во имя Михаила Архангела. Здесь же была похоронена жена Мануила Комнина – Берта (ум. 1158 г.), а много позже здесь находили упокоение венценосные особы и из другой царствующей династии – Палеологов, например император Иоанн V (ум. 1391 г.).


Монастырский комплекс в честь Христа Пантократора


Храм Пантократора является уникальным и единственным неповторимым образцом православного византийского зодчества.

С завоеванием Константинополя крестоносцами в 1204 г. и образования Латинской империи монастырь перешел в руки венецианцев, одних из вдохновителей печального Крестового похода.

Через 15 лет император Балдуин II устраивает здесь свой дворец. Но владычество латинян продолжалось недолго. После изгнания их византийцами из города в монастырь возвратилась православная жизнь.

После завоевания Константинополя турками хоть один из здешних монахов и возглавил патриарший престол под именем Геннадия Схолария, но он не смог предотвратить превращения монастыря в мечеть, которая получила название в память о мудреце из соседнего медресе – Зайреке.

После превращения монастыря в мечеть могилы венценосных особ были осквернены, вынесены за пределы монастыря и перезахоронены за стенами комплекса.

Сегодня монастырь Пантократора, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится в критическом состоянии. Южный храм до сих пор используется как мечеть, а сохранившиеся до сих пор уникальные мозаики сокрыты под строительными лесами.

Недавно Стамбул был объявлен культурной столицей Европы 2010 г., так что есть еще надежда на проведение профессиональной научной реставрации уникального памятника Всемирного наследия, который из глубины веков несет нам память о великой культуре и традициях православного мира.

Константинопольский Патриархат

Говоря о константинопольских святынях, нельзя не упомянуть о резиденции Константинопольского патриарха, который в диптихе автокефальных православных церквей является первым. А полное официальное наименование патриарха с византийских времен звучит так: архиепископ Константинополя, Нового Рима и Вселенский Патриарх. В греческой литературе сама Константинопольская православная церковь часто именуется Великой Церковью Христа.

Константинопольский Патриархат был учрежден в 451 г. Но уже согласно 3-му Правилу Второго Вселенского собора (381 г.), архиепископ Константинополя, как столичный пастырь, имел первенство перед всеми кафедрами, в том числе и перед римским епископом. Титул патриарха «Вселенский» окончательно закрепился в церковных актах к концу VI в.

Кафедральным собором византийской столицы много столетий служила великолепная Святая София, но после падения Константинополя в 1453 г. турки вынудили христиан покинуть храм, быстро превратив его в мечеть. Тогдашний патриарх Геннадий вынужден был менять резиденцию несколько раз.


Тронный зал в здании Вселенской Патриархии


Первоначально султаном ему был предоставлен храм Святых апостолов, в котором греки пребывали два года. Затем патриаршая кафедра была перенесена в храм Пресвятой Богородицы, которая там находилась до 1591 г. Но скоро турки отобрали и этот храм, превратив его в мечеть Фетихие-джами. Отсюда резиденция патриарха была перенесена в греческий квартал Фанар, где размещался ранее женский монастырь с церковью Святого Георгия. Это событие происходило в царствование Бориса Годунова, к которому даже обращался с просьбой о милостыне на обустройство резиденции Константинопольский патриарх Рафаил.

В начале XVII в. здания обители расширяются. Но патриаршая церковь по-прежнему сохранила свое название – в честь Святого Георгия.

Греческий квартал Фанар, где расположена патриаршая резиденция, получил свое название от находившегося здесь когда-то маяка.

Сегодня патриаршая резиденция, зажатая скученными мусульманскими кварталами, окружена высоким забором, за которым разместилось несколько зданий постройки XVIII–XIX вв. Перед входом в храм Святого Георгия можно увидеть каменное резное изображение двуглавого орла – герба и символа бывшей Византийской империи. В этой церкви интересен позолоченный иконостас, где на Царских Вратах изображен также резной двуглавый орел – герб Константинополя и Вселенского Патриарха. Здесь же хранится драгоценная христианская святыня – колонна, к которой, по достоверному преданию, был прикован Господь во время мучительных истязаний. Она была привезена из Иерусалима еще императрицей Еленой, что неоднократно подтверждено письменными источниками. В колонне сохранился остаток кольца, к которому был прикован Спаситель. Раньше эта святыня находилась в церкви Святых апостолов, одно время служившая резиденцией патриархам. Вдоль стен храма находятся раки с мощами многих святых. С недавнего времени здесь покоются и мощи двух крупнейших богословов своего времени – Иоанна Златоуста и Григория Богослова, которые хранятся в мраморных ковчегах.

В центре собора возвышается древняя патриаршая кафедра, изготовленная из дорогого черного дерева и украшенная перламутром. По православному преданию, с этой кафедры проповедовал еще святитель Иоанн Златоуст. И она всегда была переносима вслед за изменением патриарших резиденций, а первоначально находилась в храме Святой Софии.

Юрисдикция Константинопольского Патриархата весьма значительна, простираясь ныне далеко за границы Турции и охватывая следующие церковные области: Афон, отдельные епархии Греции, Финляндскую Автономную Церковь, епархии в Западной Европе, Америке, Азии, Австралии и Новой Зеландии (всего 234 зарубежные епархии). С 1991 г. предстоятелем Константинопольской кафедры является патриарх Варфоломей I.

Почившие патриархи погребаются в последние столетия в женском монастыре в честь иконы «Живоносный источник».

Монастырь «Живоносный источник»

В Константинополе один из источников всегда пользовался особым почитанием жителей. На протяжении многих столетий он славился многочисленными чудесами, а само это место было освящено явлением Пресвятой Богородицы.

Этот знаменитый Живоносный Источник по-турецки прозвали Балыклы, что в переводе означает «красная рыбка». Согласно преданию, в водоеме источника водились когда-то рыбы необычайно красного цвета. Они и теперь традиционно плавают в храмовой купели. Источник расположен недалеко за древними городскими стенами, а предание, связанное с ним, подробно пересказывает византийский историк XIV в. Никифор Каллист.

Это произошло при императоре Маркиане (391–457). Однажды его воевода Лев Маркелл встретил на пути беспомощного слепца, попросившего напоить его. Лев человеком был добрым, он взял его за руку и усадил в тени деревьев, а сам отправился на поиски воды. Он уже пошел к дальним зарослям, когда неожиданно услышал проникновенный женский голос: «Лев! Не ищи воду так далеко, она здесь близко». Очень удивленный этим, он стал искать воду, но сразу не обнаружил ее. Когда же он остановился в размышлении, голос вторично обратился к нему: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, набери воды и напои ею жаждущего. Тину же из источника положи на его глаза. Потом ты поймешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе воздвигнуть здесь храм во имя Мое, и все, приходящие сюда с верою, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев наложил тину из источника на очи слепца, то тот немедленно прозрел и в ликовании пошел в Константинополь, прославляя Богородицу. Когда в 457 г. Лев Маркелл был провозглашен императором, тогда он вспомнил о предсказании Божией Матери. И повелел очистить источник во имя Ее милости и обустроить там купель, и возвести над ней храм Пресвятой Богородицы. Источник был назван императором Живоносным, в силу его чудодейственных свойств. И скоро слава о чудотворном источнике быстро распространилась до самых отдаленных уголков империи.


Престол над купелью Живоносного Источника


С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография, восходящая к одному из первоначальных Богородичных изображений – «Знамению». Впервые образ появился во времена Льва Маркелла, со временем меняясь в композиции. Первоначально он представал без изображения источника, и лишь затем на иконах стала изображаться чаша, а позднее также водоем и фонтан.

После турецкого завоевания монастырь был разорен и разрушен, придя в печальное запустение. И только в 1834–1835 гг. удалось воздвигнуть над Живоносным Источником православный храм, действующий до настоящего времени. Теперь здесь греческий женский монастырь с весьма неприметным видом. К источнику необходимо спуститься по мраморной лестнице вниз, в отдельное помещение, где он предстает в скромном великолепии. Мраморная отделка купели с целительной водой, где по-прежнему плавают красные рыбки, над которыми возвышается небольшой алтарь. Для паломников выставляются рядом уже наполненные водой пластмассовые бутылочки, украшенные драгоценным образом иконы «Живоносный Источник». Монастырь является действующим и в него пускают лишь на Светлую седмицу и в другие великие праздники. Поэтому к самому источнику паломники не всегда могут попасть. Но пузырьки с целительной водой всегда стоят в притворе храма, которые может взять любой желающий. Отсюда же можно пройти в небольшой внутренний дворик монастыря, где можно поклониться упокоившимся здесь за последние два века всем константинопольским патриархам.

Студийский Монастырь

Одним из величайщих монастырей был Студийский монастырь, располагавшийся в течение тысячелетия в квартале Псамафия. Его останки считаются сегодня одними из древнейших сохранившихся памятников в бывшей ромейской столице. Здесь на протяжении веков в знаменитом храме, посвященном Иоанну Крестителю, хранилась и величайшая святыня христианства – часть его главы.


Вид на остатки апсиды храма Святого Иоанна Предтечи


Монастырь был основан на берегу Мраморного моря бывшим ромейским консулом Востока Студнем в 462 г. Построив первоначально в принадлежавшем ему имении храм во имя Святого Иоанна Предтечи, ставший приходским, он скоро прибавил к нему и монастырь, в который переселил часть общины акимитов. «Неусыпающие» – так называли себя монахи за то, что они распределялись для участия в богослужении таким образом, что оно никогда не прерывалось в храме. Монастырь был наделен значительной собственностью, и комплекс скоро получил имя своего владельца.

Когда игуменом стал Савва, деятельный участник VII Никейского собора 787 г., утвердившего иконопочитание, монастырь стал снова заселяться. Высочайший авторитет и влияние монастырь приобрел при следующем игумене, замечательном богослове и церковном деятеле своего времени преподобном Феодоре Студите, племяннике святого Платона, с которым было связано совместное монашеское служение.

Преподобный Платон получил хорошее образование и унаследовал богатое имение. Когда он вырос, то своими трудами увеличил свое состояние, но горя любовью к Богу, раздал все имущество и удалился в монастырь. Скоро, благодаря молитвенному усердию и трудолюбию, он был избран игуменом. Уже в старости он передал управление монастырем своему племяннику, преподобному Феодору.

Святой Феодор был известен как великий аскет и проповедник, превративший свой монастырь в светоч монашеской жизни. Студиты при нем приобрели громадный вес, и с ними старались считаться патриархи и императоры. Феодор дал обители строгий устав, регламентировавший монашескую жизнь в общежительном монастыре, и разработал подробные предписания. При Феодоре в обители было до семисот насельников, поэтому организация такой массы людей требовала особого порядка. Чтобы каждый лучше помнил о своих обязанностях, Феодор составлял для них небольшие стихотворения.

Полный текст Студийского устава дошел до нас лишь в материалах конца X в., до этого возможно существовавший в разрозненных записях.

Но главной отличительной чертой монашеского служения при Феодоре стала активная интеллектуальная деятельность обители, которая разнесла славу монастыря далеко по православному миру. Святой игумен благословлял способных монахов на изучение мирской литературы, философии и богословия, организовывал обучение живописи и каллиграфии, церковного пения и гимно-графии. Он сам многократно переписывал рукописи, подавая этим наглядный пример. Подобные занятия были настолько важны в его глазах, что переписчики часто освобождались от богослужений. Из монастыря происходит и сохранившаяся знаменитая иллюстрированная Хлудовская псалтырь. А сочинённые монахами песнопения до сих пор в ходу во многих православных странах. При монастыре существовала также и школа для детей, и лечебница для бедняков.

Влияние монастыря было огромно. Показательно, что три студийских монаха стали патриархами, а три императора (Михаил V, Михаил VII и Исаак I) облеклись здесь в монашескую рясу. Сыграл монастырь не последнюю роль и в пагубном разделении единой церкви в 1054 г., благодаря яростным обличениям латинян студийским монахом Никитой Стифатом, будоражившим жителей столицы.

Примерно в течение трех столетий, с начала X в. до захвата Костантинополя крестоносцами в 1204 г., в монастыре хранилась одна из главных святынь столицы – святая глава Иоанна Предтечи. Среди святых реликвий обители, хранившихся в храме во имя пророка Крестителя, пребывали: затылочная кость черепа Предтечи, его зуб, глава его отца Захарии и его десница, мощи святых Феодора и его брата Иосифа, епископа Салоник, а также целительные мощи их дяди святого Платона. В разные периоды здесь также упоминаются хранившиеся мощи патриарха Евфимия, святого Саввы и святой Симониды, а также и драгоценное миро святого Димитрия из Салоник.

Владения монастыря были огромны, простираясь на многие десятки гектаров земли. Имелись обширные виноградники и сады, лежащие вдоль главной улицы от Золотых Ворот и морскими стенами города.

Латинская оккупация нанесла непоправимый вред монастырю, лишив его многих святынь. Пропала часть главы Иоанна Предтечи, возможно, вывезенная во французский Амьен. Монашеская братия надолго покидает обитель, не захотев служить по новым латинским правилам. Лишь только после восстановления Византийской империи Константин Палеолог, брат базилевса Андроника II, восстанавливает монастырь в 1293 г. в прежнем виде, окружая его мощными крепостными стенами.

Его главный храм во имя Иоанна Крестителя вновь заблистает былым благолепием. Церковь была воздвигнута в виде трехнефной базилики с окружающими галереями. Перед храмом располагался просторный внутренний двор атриум. Центральный неф храма был отделен от боковых двумя рядами колонн зеленого мрамора. Над боковыми нефами располагались галереи, предназначавшиеся для мирян, в то время как монахи молились на основном пространстве. В храме было семь алтарей и часовня Пресвятой Богородицы, украшенная роскошными мозаиками. Великолепными мозаиками блистал весь храм, а величественные изображения Христа и Богоматери, в окружении херувимов и серафимов, на золотом фоне взирали с апсиды. В литературе упоминается и огромное панно Тайной Вечери в монастырской трапезной, где был установлен большой мраморный стол.

На юге от церкви располагалась цистерна, обеспечивавшая насельников запасами воды.

Монастырь подвергся жестокому разрушению при взятии Константинополя турками. Братия рассеялась, а монастырь стал собственностью конюшего султана, который превратил главную церковь в мечеть. Отсюда ее турецкое название Имрахор – «мечеть конюшего», которая она носит до настоящего времени.

Жестокий пожар 1782 г., уничтоживший жилой квартал, а также землетрясение 1894 г. окончательно довершили разрушение великого византийского монастыря. Но в 1907 г. его изучение начал Русский археологический институт под руководством профессора Фёдора Успенского. Первая мировая война, а затем русская революция прервали научные исследования. А случившийся пожар 1920 г. довершил губительное разрушение святой обители. Остались стоять лишь четыре стены и несколько коринфских колонн. Сегодня от былого великолепия монастырского комплекса сохранились лишь печальные руины стен, скупые следы напольных орнаментов, да отдельные резные каменные украшения храма. Множество обломков капителей, скульптур и колонн теперь бессистемно располагаются вдоль стен или бесхозно валяются повсюду на земле. Но былая его слава и величие не умерли, а продолжают жить в благодарной памяти потомков о великих монашеских подвигах его братии.