Саул
Царь, создавший Израиль и сохранивший за собой жреческие обязанности вождя племени
Смерть Саула
Ослабление Египта способствовало тому, что в зависимой от него Палестине стали образовываться независимые государства. Одним из них стало Израильское царство, образованное, по преданию, Саулом. В основу своей военно-организаторской деятельности он положил стремление еврейских племен освободиться из-под власти филистимлян.
Саул по дошедшим до нас письменным свидетельствам был легендарной личностью. Свое поприще большого военачальника он начал с освобождения города Иабеша, осажденного войсками племени аммонитян. Этот город-крепость, расположенный в горной местности к востоку от реки Иордан, стал той базой, откуда Саул повел борьбу за создание собственного государства.
После освобождения от вражеской осады города Иабеша Саул собрал под своим командованием значительное числом ополченцев, главным образом из племени вениаминитян. Во главе его он начал войну с филистимлянами, главными врагами евреев. Те обладали значительной военной силой, и потому борьба носила самый упорный характер.
Война велась вокруг укрепленных городов, которые осаждались и защищались, брались штурмом и измором, то есть длительной осадой. Военачальнику Саулу сопутствовала на войне удача, и он освобождает от власти филистимлян свой родной город Гибеон. После этого он становится неоспоримым лидером среди предводителей еврейских племен.
Вскоре после освобождения Гибеона Саул избирается еврейскими племенами царем. Так в Палестине образуется независимое государство Израиль, которое возродилось вновь после Второй мировой войны.
Воцарившись, Саул начинает свое властвование с улучшения организации народного ополчения, его лучшего вооружения и обучения. При монархе образуется постоянная дружина. Саул стремится сделать профессию царского воина почетной и прибыльной. Захваченные у врага поля и виноградники он раздает наиболее отличившимся воинам.
Царь Саул жил и правил в своем родном городе Гибеоне. Раз в месяц в полнолуние он собирал у себя дружину и держал военный совет под священным тамариском. На нем решались все важнейшие вопросы продолжения ведения войны против филистимлян и соседних с Израилем палестинских племен.
Саул пытался с помощью военной силы объединить под своей властью все еврейские племена и распространить влияние Израильского царства на соседей. Чтобы защитить соплеменников, проживавших в заиорданской области, он начинает войну с царем Моава. Защищая северные еврейские племена, Саул ополчается против арамейского государства Соба. Закаленная в боях царская дружина становится серьезным аргументом при расширении территориальных владений правителя Израиля.
Воюя на «все четыре стороны света», царь Саул укрепляет свою власть в Южной Палестине. Но для этого ему потребовались победы в войне с амалекитянами и установление взаимовыгодных связей с племенами кенитов и калебитов.
Под конец своего правления Саул присоединяет к Израильскому царству хананейские города, еще сохранявшие от него независимость. В итоге на Ближнем Востоке образуется сильное государство Израиль во главе с царем-полководцем, авторитет и единовластие которого укрепляются и освещаются религией и жречеством. Сохраняя за собой древние жреческие обязанности племенного вождя, царь Саул участвовал в выполнении важнейших религиозных обрядов.
Однако вслед за успехами в войне с филистимлянами, от которых уже была очищена большая часть Палестины, в стране начались внутренние распри. В 1015 году до н. э. при Гелвуйской горе произошла битва между израильтянами и филистимлянами. Царь Саул и один из его сыновей пали в сражении.
К той победе филистимлян над Израилем был, как свидетельствуют источники, причастен один из военачальников Саула – Давид из племени иудеев. Он бежал с царской службы и создал на юге Палестины собственный воинский отряд, занимавшийся разбоями. С этим отрядом Давид и перешел на наемную службу к филистимлянам. Хотя в битве при Гелвуйской горе он не участвовал, но своей изменой ослабил силы израильтян и дал врагу возможность их победить.