Процессы над ведьмами в Вале
C начала XV века в Центральной Европе началась страшная психическая эпидемия – преследование людей, в основном женщин, обвиняемых в колдовстве, называемая сегодня «Охота на ведьм». У обвиненных в злонамеренном чародействе не было никаких шансов на спасение – суд инквизиции приговаривал их к публичному наказанию и костру. Католическая церковь всеми средствами укрепляла свой авторитет среди верующих, давала бой зарождавшейся Реформации и старалась опорочить просвещение. Для всеобщего устрашения она приняла на себя карательные функции, создала суд инквизиции и «огненные палаты». Один из наиболее типичных процессов того времени о ведовстве произошел в герцогстве Савойя, на территории нынешней Франции и Швейцарии, в 1428–1447 годах.
Точная суть нападок со стороны местных жителей на семейство Рарон неизвестна, но предполагается, что всех ее главных членов обвиняли в порче имущества, неурожае, болезнях скота и прочих напастях. Само семейство разделилось на два или даже три враждующих клана. Дело дошло до угроз физической расправы. Теперь не столь важно, кто выступал против кого. Главное, что в самый острый момент конфликта кто-то произнес слова о том, что виноватых следует искать прежде всего среди пришлых, служанок, которые наверняка связались с нечистыми, призвали их себе на помощь и наводили порчу на людей, скот и урожай. Это была искра, приведшая к большим кострам. Высказывать в то время такие подозрения было равносильно подписанию смертного приговора.
Согласно записям в местных судебных книгах, 7 августа 1428 года представители семи земель Вале пришли к ратуше и потребовали, чтобы власти предприняли самые жесткие меры против расплодившихся кругом ведьм и колдунов, которые представляют угрозу жизни истинно верующим и всей живности. От них сплошной вред, их надо искоренить.
По закону суда инквизиции, созданной еще в 1204 году, свидетельств трех человек было достаточно, чтобы обвинить человека в колдовстве, а здесь целая делегация. В качестве доказательства приводились различные факты и наблюдения, а также фантастические домыслы. Например, родинки на теле подозреваемой служили знаками ее связи с дьяволом, который входил и выходил через них в колдунью. Слишком морщинистое лицо, чрезмерно горбатый нос, другие анатомические особенности человека могли стать признаками его связи с нечистым. Все показания о подозреваемых скрупулезно записывались, документировались, но никак не проверялись. И уже априори (заранее) служили неопровержимым подтверждением вины подозреваемого. У обвиняемого не было никаких шансов на справедливое судейство. Почему? Потому что по законам инквизиции все имущество обвиняемого после суда над ним переходило во владение церкви.
Подготовка ведьм к казни. Книжная иллюстрация
7 августа было указано на несколько десятков женщин, поведение которых казалось странным, необычным, а их внешность и того хуже. Они были не похожими на всех, а потому наверняка ведьмами. Приведенные к судьям инквизиции женщины представляли, какая ожидает их участь, и поэтому готовы были сознаться во всем, в чем их обвиняли. Если же они отрицали, то еще более усугубляли свою судьбу. В своих заключениях судьи руководствовались не желанием установить истину, а записанными в книгах обвинениями.
Первые жертвы в Вале были обличены не как ведьмы, а как оборотни, или вервольфы, что сути дела не меняло. Эти оборотни могли превращаться в волков, а затем нападать на скот и людей, красть младенцев, пить их кровь, а потом снова превращаться в обычных людей.
Через несколько дней к инквизиции привели еще несколько десятков женщин и даже мужчин. Всех обвиняли в чародействе, колдовстве, нанесении увечий и болезней скоту, которые передавались животным соседних деревень. И этих людей безоговорочно осудили на бичевание и костер.
С 1428 года обвинения в ведовстве посыпались как из рога изобилия. Жизнь в Вале и близлежащих землях буквально замерла. Благонамеренные граждане, особенно женщины, оцепенели от ужаса. Ведь любой мог по личным причинам обвинить соседа в гнусных деяниях, и закрутившаяся судебная машина перемолола бы нового подозреваемого без всякого снисхождения и сожаления. Люди стали покидать обжитые места и уезжать на север, куда еще не добралась эпидемия погони за ведьмами.
В общей сложности в Вале и его окрестностях до 1447 году было обвинено в ведовстве, замучено до смерти и сожжено на кострах несколько тысяч человек. Основным свидетелем тех печальных событий был секретарь суда в Вале Иоханнес Фрюнд, который запротоколировал их. Этот текст изобилует средневековыми представлениями о демонах, злых оборотнях и прочих мифических существах, которые творят свое зло в образе человека, и надо противостоять этому дьявольскому соблазну сообща, молитвами, обращениями к Богу и т. д.
По подсчетам современных историков, с XV по XVIII век в Швейцарии было сожжено «ведьм» больше, чем на территории нынешних Франции и Германии. Последнюю ведьму Европы звали Анна Гёльди. Она жила в Швейцарии, там занималась якобы колдовством, отравлением детей. Ее поймали, привели на допрос. Под пытками она призналась в своих сношениях с дьяволом и желании навредить людям. Ее казнили как ведьму, казнили в уже просвещенной Швейцарии в 1782 году, когда выходили газеты, которые, кстати, объявили награду за ее поимку.
В XIX веке этот преступный, бесчеловечный по сути процесс, как и другие подобные ему, был назван нелепым фарсом невежества, но только в 2007 году сожженная ведьма Гёльди была полностью оправдана. Ее оправдание можно считать оправданием также тех тысяч невинно загубленных женщин и мужчин средневековой Европы.