Эпоха «Варваров»
Чьеу Тхи Чинь – вьетнамская Жанна д’Арк
В любой (особенно восточной) культуре женщина должна быть покорной, мягкой, тихой… О такой женщине мечтают мужчины. На протяжении тысячелетий вьетнамские женщины подстраивались под каноны, созданные мужчинами, но легенды и исторические хроники говорят нам о других женщинах Вьетнама: храбрых, сильных, волевых.
Одной из них была Чьеу Тхи Чинь, или просто Чьеу, родившаяся в 225 году. Это была вьетнамская воительница, которая сумела организовать успешное сопротивление китайскому царству У, оккупировавшему государство вьетов (предков вьетнамцев).
По-вьетнамски Чьеу Тхи Чинь называют «госпожой Чьеу», а в «Истории Вьетнама» о ней говорится так: «У Ба Чьеу (ее полное имя – Чьеу Тхи Чинь) был старший брат Чьеу Куок Дат, который являлся одним из влиятельных вождей в уезде Куанан округа Кыутян (провинция Тханьхоа). Сама Чьеу была женщиной большой силы воли и ума».
Первый из двух основных источников информации о ней – «Полное собрание исторических записок Дайвьета» (официальная историография времен династии Ле, первое издание которой было создано придворным историком Нго Ши Льеном и закончено в 1479 году), второй – историография династии Нгуен. В обоих источниках ее называют Чьеу Ау. На современный вьетнамский язык это переводится как «госпожа Чьеу». А вот имя Тхи Чинь было упомянуто в «Краткой истории Вьетнама», написанной в 1921 году Чан Чонг Кимом.
В «Полном собрании исторических записок Дайвьета» говорится следующее:
«В 248 году люди провинции Кыутян снова атаковали башни, префектура восстала. Правитель У Лю Шань назначил человека по имени Лук Зан наместником Зяоти. Зан прибыл в Зяоти, восставшие под давлением его авторитета сложили оружие, и мир вернулся. После этого незамужняя женщина из Кыутяна по имени Чьеу собрала людей, которые атаковали несколько территориальных подразделений. У Чинь были груди длиной три тхыока (примерно 1,2 м. – Авт.), которые она завязывала на спине. Она часто воевала, сидя на спине боевого слона, в желтом одеянии и туфлях с загнутыми носками».
В «Краткой истории Вьетнама» о Чьеу Тхи Чинь написано иначе:
«В Кыутяне нашлась женщина, которая организовала восстание против У. Она происходила из района Нонгконг. Ее родители умерли, когда она была еще ребенком, поэтому она жила со старшим братом по имени Чьеу Куок Зат. В двадцать лет Чьеу Тхи Чинь, с которой тогда жила еще и жестокая невестка, убила последнюю и ушла в горы.
Чьеу Тхи Чинь
Чьеу Тхи Чинь была сильной, храброй и умной, и в горах она смогла найти тысячу последователей. Когда брат стал уговаривать ее не восставать, упомянув возможность женитьбы, она сказала ему: “Я готова оседлать ураган, усмирить злые волны, отсечь голову чудовищу из Южно-Китайского моря, изгнать вояк династии У, искоренить рабство, но не намерена гнуть спину в служанках или наложницах!”»
Современные историки называют Чьеу Тхи Чинь «вьетнамской Жанной д’Арк».
Итак, в 248 году в стране разразилось мощное антикитайское восстание, охватившее целиком округа Зяоти и Кыутян. И во главе его встала женщина отважная женщина – Чьеу Тхи Чинь, сестра одного из влиятельных вождей.
Историк Дэвид Марр утверждает, что ее рост был 2,7 м, а голос ее напоминал звон храмового колокола. Якобы она могла съесть несколько десятков килограммов риса и пройти за день огромное расстояние. При этом она была настолько прекрасна, что в нее влюблялись все мужчины.
В двадцать с небольшим лет она стала лидером вьетнамского сопротивления, возглавив войско в борьбе с китайскими захватчиками. Причем солдаты сами избрали ее командиром. В битвах она носила желтую одежду и ездила верхом на слоне. Ее назвали «Генеральшей в золотом платье».
Естественно, против Чьеу Тхи Чинь были направлены войска. Полгода она билась с китайцами. Те сначала недооценили ее из-за того, что она была женщиной, но после нескольких сражений начали ее бояться. В одной из битв китайский военачальник приказал своим солдатам раздеться догола и поднять клубы пыли. Чьеу Тхи Чинь отступила от отвращения.
А потом ее армия была разбита. Затем она бежала в Бодьен (современный Путянь) и там покончила с собой. Произошло это в том же 248 году.
Позже Ли Нам Де, император династии Ли, стал восхвалять Чьеу Тхи Чинь, приказав построить храм в ее честь. Он же наградил ее титулом «Благороднейшая героиня-девственница».
А вот в китайских источниках о Чьеу Тхи Чинь не упоминается. То есть все данные о ней взяты только из вьетнамских летописей. И сейчас вьетнамцы помнят о своей героине: Чьеу Тхи Чинь воздаются почести по всей стране, в ее честь названо множество улиц.
Кельтская женщина-воин Будикка
У кельтов тоже были свои женщины-воительницы. Древние авторы сообщают, что кельтские женщины были высокими, жестокими, сильными и такими же страшными в сражении, как и мужчины. На многих кельтских монетах имеется изображение обнаженной женщины-воина, сидящей верхом на лошади и победно размахивающей мечом или копьем.
Сохранившиеся сведения говорят о том, что ростом и телосложением они не уступали мужчинам. Найденные на различных доисторических стоянках мужские и женские кости равны по размеру и весу. Тем не менее со временем мужчины стали больше и сильнее женщин. Ученые полагают, что причинами этого были физическая активность, которая требовала от мужчины развитой мускулатуры, и выбор женщиной в качестве спутника жизни более крепкого мужчины, в особенности тогда, когда выживание женщин стало зависеть от мужчин, что привело к появлению более крупного потомства мужского пола.
Будикка. Рисунок XIX в.
Про все племена кельтов, которые обитали на островах и на материке, можно сказать одно – женщины у них сражались наравне с мужчинами.
Кстати сказать, именно женщины изгнали в свое время римлян с Британских островов. Сделала это в 61 году знаменитая кельтская предводительница Будикка, или Боадикея, из племени икенов[16], командуя войском, состоявшим в основном из женщин.
Вот как описал Будикку римский летописец Дио Кассиус:
«Она была женщиной огромного роста и крепкого сложения, с громким и жестким голосом. Масса длинных рыжих волос спадала с ее плеч до самых колен. Она была облачена в разноцветное одеяние, носила толстое ожерелье на шее и потрясала длинным копьем, а войска встречали ее почтительным молчанием».
Она была женой Прасутага, вождя племени икенов. Он в свое время занял у императора Нерона денег и перед смертью назначил его наследником своих земель вместе с двумя своими юными дочерьми. Нерона это мало устраивало, и после смерти Прасутага он потребовал выплаты всех долгов, а когда выяснилось, что платить кельтам нечем, их земли были захвачены. При этом Будикку подвергли публичной порке, а две ее дочери были изнасилованы римскими солдатами.
Оскорбленная Будикка подняла восстание против римского владычества и добилась в этом немалых успехов.
В отличие от воинов, с которыми римлянам приходилось воевать в других местах, кельтские женщины были свирепы и беспощадны, пленных они не брали. Когда Будикка начала побеждать и римляне побежали, в ее войско стали вступать и мужчины. Но, как свидетельствовали римские источники тех лет, среди восставших все-таки «было больше женщин, чем мужчин».
Римский историк Тацит в «Анналах» говорил о том, что кельтские женщины настолько сильно потрясли римских солдат, что они, впервые встретившись с женщинами в бою, «словно окаменев, подставляли свои неподвижные тела под сыплющиеся на них удары».
Римскую крепость Лондониум женщины захватили и сожгли одной из последних. Ликуя на ее развалинах, воительницы не могли и подумать, что когда-то здесь стараниями праправнуков их детей будет воздвигнута столица великой Британской империи.
Но все же Рим есть Рим, и Будикке вскоре пришлось отступить с занимаемых ею позиций под натиском превосходящих сил противника. В решающей битве Будикка потерпела поражение и попала в окружение вместе со своими дочерьми. Но сдаваться они не собирались и предпочли выпить яд, нежели попасть в руки римлян.
В память подвигов Будикки в северной части Вестминстерского моста в Лондоне в настоящее время установлена скульптурная композиция, изображающая королеву с дочерьми на боевой колеснице.
Богемская воительница Власта
В VIII веке на территории современной Чехии управляла княгиня Либуше, одна из трех дочерей и наследница князя Крока. После смерти отца она была избрана правительницей. Однако, несмотря на мудрое правление Либуше, мужчины вскоре начали высказывать недовольство тем, что ими руководит женщина. И они потребовали, чтобы Либуше, вышедши замуж, дала им в лице своего супруга достойного воеводу.
И тогда Либуше сказала, как и где найти для нее супруга.
– Ступайте, – объявила она, – на Белую реку, и там на поле найдете вы пахаря, пашущего землю двумя быками. Этот человек и будет вашим правителем.
А чтобы узнать туда путь и самого пахаря, Либуше дала представителям мужчин своего белого коня. Он привел их к указанному месту и своим ржанием указал на пахаря, а затем пал перед ним наземь.
Так народ получил нового князя – пахаря Пржемысла из села Стадице. Выйдя замуж за Пржемысла, Либуше родила сына Незамысла, а также Радобыля и Людомира и таким образом положила начало династии королей Чехии Пржемысловичей, существовавшей в IX–XIV веках.
Но после смерти Либуше в 735 году группа богемских женщин решила, несмотря на то что княгиня назначила преемником своего мужа Пржемысла, обрести независимость от власти мужчин. Командовала этими женщинами некая Власта (Vlasta). И они создали своего рода вольницу, нечто вроде Запорожской сечи, с той только разницей, что состояла она из одних женщин.
Воинственно настроенные женщины объединились в довольно сильный отряд и стали наводить страх на окрестных жителей. Время от времени они совершали лихие набеги, захватывая в плен мужчин, убивая их или обращая их в рабство. Резиденцией этих амазонок был «Замок непорочных дев», посторенный ими на горе Видлове.
Власта правила в замке, как настоящая королева. Согласно разработанному ею кодексу, мужчинам под страхом смерти было запрещено носить оружие. Она не уничтожала всех мужчин, но для пущей верности всем новорожденным мальчикам выкалывали правый глаз и отрубали на обеих руках большие пальцы, чтобы те не имели возможности стрелять из лука.
Как пишет первый чешский хронист Козьма Пражский, «девушки росли свободно, упражнялись в военном деле, ходили на войну, охотились, одним словом, в образе жизни мужчин и женщин не было тогда различия».
Женское войско Власты наносило окружающим много вреда, производя в окресностях большие опустошения. Когда же богемцы жаловались на это князю Пржемыслу, он ничего не хотел предпринимать против Власты и ее подруг, потому что пророчество угрожало несчастьем тем, кто нападет на нее. И тогда богемцы сами вооружились и осадили женщин в их крепости, но были отбиты.
Власта. Картина XIX в.
Так продолжалось целых восемь лет, и все это время женщины со своей предводительницей Властой отвергали все предложения о мире, выдвигаемые князем Пржемыслом.
Они презирали Пржемысла, бывшего крестьянина, и мечтали о превращении всей Богемии в государство, где правили бы исключительно одни женщины. При этом покойную мудрую Либуше должна была заменить Власта, которая говорила:
– Либуше умела управлять мужчинами. Так неужели же отвага нашего пола умерла вместе с ней? Мы все – ее последовательницы. Пржемысл умеет только управляться с плугом, править он не способен. Покажем мужчинам наше превосходство.
Эти слова вдохновили многих женщин, вставших под ее знамена, и из них Власта сформировала армию, включавшую в себя пехотные и кавалерийские части.
И тогда князь Пржемысл решил атаковать воинственных женщин. В самом деле, больше терпеть было невозможно. Но и быть побежденным женщинами тоже было постыдно. Рыцари, пошедшие за князем, не хуже его самого понимали это. Они предпочли бы скорее умереть, чем стать посмешищем в глазах всех, кто знал их.
В конечном итоге войско князя осадило «Замок непорочных дев».
За все годы, что женщины владычествовали над окружающей равниной, такого не случалось ни разу. Нападающей стороной обычно выступали они, и все их боялись. А посему замок не был готов к обороне, и запасы продовольствия и воды стали вскоре подходить к концу.
Шла пятая неделя осады, когда натиск нападающих начал почему-то ослабевать, и наконец стычки почти совсем прекратились.
На рассвете звук сигнальной трубы прозвучал у северной стены замка. В раннем утреннем свете появились два всадника: трубач с белым флагом и оруженосец. Оруженосец держал над головой большой белый конверт с личной печатью князя. Это был ультиматум.
Теперь женщинам предлагали уже не мир, а капитуляцию. В случае согласия им гарантировали жизнь, но они должны были удалиться в любой из окрестных монастырей, чтобы молитвой и послушанием искупить свои грехи.
Власта размышляла недолго. Срок ультиматума еще не истек, как с крепостных стен были сброшены два десятка обезглавленных пленных, оказавшихся в замке. Ворота замка распахнулись. Власта вышла вперед и крикнула:
– Подруги мои, бросимся на острые пики солдат! И не будет ничего приятнее этой смерти!
И богемские амазонки устремились на осаждавших. Женщины яростно сражались, пока последняя из них не пала на копья солдат. Естественно, погибла и Власта.
Польская «амазонка» Ванда
Польша также дала нам имя мужественной женщины – царицы Ванды, дочери короля Крака. Крак был первым королем, которого избрали сами братья-лехиты.
Историк Ф.И. Буслаев пишет:
«Поляки, управлявшиеся сами собою после древнего Леха, однажды собрались на сейм <…> Там явился некто, по имени Крака – по одним сказаниям, пришедший от чехов (то есть сам чешский Крока), по другим сказаниям – оттуда же, откуда пришли некогда древние Лех и Чех, то есть из земли Хорватской, от Карпатских гор. Этот Крак был избран князем».
Он построил крепость, названную потом по его имени Краков, которая прежде имела название Вавель.
У Крака были два сына и одна дочь. Младший из них по имени Крак, для того чтобы наследовать отцу в королевстве, тайно, прибегнув к хитрости, убил старшего брата. За это он был изгнан из Польши и, скитаясь по разным странам, неизвестно где и как погиб, не оставив потомства.
И только одна его сестра по имени Ванда осталась в живых. Пишут, что она была такой красивой и миловидной наружности, что всех, кто на нее смотрел, привлекала к себе своим приятным видом.
Она, благоразумнейшая женщина, дав обет безбрачия, великолепно правила Польским королевством согласно воле народа, пока весть о ее красоте не дошла до короля алеманнов Ритогара. А тот, плененный красотой Ванды, через послов попросил ее себе в супруги. Но воинственная дева, отвергая все предложения, мужественно вооружилась со своим войском против алеманнского короля.
В свою очередь, Ритогар собрал большое войско, приблизился к землям лехитов и попытался враждебно вступить в них. Ванда, нисколько не испугавшись, вместе со своими подданными вышла ему навстречу.
Войско алеманнов, увидев перед собой прекрасную воительницу, будто пораженное лучами солнца, отступило. А король Ритогар в смятении то ли от любви, то ли от негодования воскликнул:
– Пусть Ванда повелевает на море, на земле и в воздухе, а я за вас всех принесу торжественную жертву подземным богам!
И он поразил себя мечом. Таким образом он как бы принес себя в жертву перед лицом божества воды, земли и водуха.
Ванда, получив от алеманнов клятвы в верности и вассальной зависимости, вернулась домой и принесла богам щедрые жертвоприношения. А потом она принесла в жертву языческим богам и саму себя, бросившись в воды Вислы. Согласно другой версии, Ванда совершила самоубийство, чтобы король Ритогар не вторгался в ее страну.
С этих пор река Висла получила название Вандал по имени королевы Ванды, и от этого названия поляки и другие славянские народы, примыкающие к их государствам, стали называться не лехитами, а вандалитами.
Смерть Ванды. Художник М. Пиотровский. 1859 г.
История Ванды впервые была описана в Средневековье польским епископом и историком Винцентом Кадлубеком. Его версия такова: Ванда не совершала самоубийства и прожила долгую и счастливую жизнь с королем алеманнов. И только с XIII–XIV веков в польских хрониках появился вариант с самоубийством, ставший популярным в XV веке.
Ряд историков утверждает, что Ванда – это личность мифическая. Якобы в басне о ней «очевидны следы чешского предания о девичьем ополчении». Якобы «польская Ванда соединяет в себе чешскую Либуше и Власту».