3 метод
Анализируем афоризмы «семи мудрецов»
А теперь я немного объясню главные философские законы и категории.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Что такое количество? Это когда качество не меняется. Например, количественный критерий воды – это от 0 до 100 градусов. Пока идет 0 и 100, вода остается водой. А если мы будем продолжать ее нагревать или охлаждать, то вода переходит, соответственно, в пар или лед.
Здесь нужно ввести еще одну категорию – мера. Один из семи крупнейших философов древности – «семи мудрецов» – Клеобул говорил: «Мера важнее всего». Если вы в своей жизни что-то делаете неправильно, значит, меру не знаете. Это афоризм прошел сквозь тысячелетия, не потеряв своей актуальности.
СОВЕТ:МЕНЯЙ СЕБЯ, А НЕ ДРУГИХЭто, кстати, то, чем мы сейчас занимаемся: прежде всего, нам нужно познать самих себя. И если нам не нравятся чьи-то поступки, надо себя изменить, а не других людей.
«Семь мудрецов» – особо чтимые древнегреческие политики и общественные деятели, мыслители VII–VI веков до н. э., авторы сентенций о мудрой и правильной жизни. Древние источники приводят различные комбинации имён, и не обязательно их было семь. Так, например, у греков считалось, что это были Фалес, Солон, Питтак, Биант, Клеобул, Периандр и Хилон. А согласно списку Диогена Лаэртского, ими были Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Аристодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Писистрат, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм.
Но, скорее всего, это собирательный образ мудрого человека, владеющего народным фольклором, притчами, пословицами, поговорками, как у нас – Козьма Прутков. Но как появилась легенда об их существовании? Вот история, которая дошла до наших дней.
Около города Милета рыбаки ловили рыбу. Подошел богатый человек, купил их улов, но попросил наловить еще. Рыбаки взяли деньги, и обещали отдать все, что попадется в этот закинутый невод. Но вместо рыбы они вытащили из моря золотой треножник. Богатый человек хотел взять треножник, но рыбаки отказались. Они говорили, что продают рыбу, а не золото. Стали спорить и послали спросить у оракула, кому надо отдать треножник. Пифия сказал: надо отдать треножник мудрейшему из греков. Тогда все жители Милета сказали, что надо отдать Фалесу. Послали треножник Фалесу. Но тот сказал: «Я не мудрее всех. Много есть людей мудрее меня». И не взял треножника. Тогда послали к Солону, и тот отказался, и третий отказался. И таких нашлось 7 человек. Все они не считали себя мудрыми, за то их и прозвали мудрецами. Кстати, Фалесу принадлежит известный афоризм – «Познай самого себя». А другому мудрецу – Солону: «Жизни конец наблюдай». Для того чтобы понять смысл афоризма Солона, я расскажу историю про него.
Солон (640–559 г.г. до н.э.) был родоначальником современной демократии. Он отказался единолично править Афинами, объяснив своё решение тем, что «это место трудно оставить, да и для государства тирания может стать злом». Видеть Солона правителем соглашались и бедные и богатые. Бедняки считали его справедливым человеком и надеялись, что он проведёт нужные реформы с отменой долгов и возвращением земли. Богатые знали, что он человек осторожный, состоятельный и порядочный. Он писал про себя: «Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю. Этим богатствам позже час для расплаты придет».
Солона избрали архонтом (одним из девяти влиятельных должностных лиц, управлявших делами государства) и поручили быть посредником между разными партиями, наделив правом создавать новые законы и отменять или сохранять старые. Солон решительно провёл реформы, сочетая по его словам «силу со справедливостью» и сохраняя по возможности старые учреждения: «Если в государстве перевернуть всё вверх дном, то потом не хватит сил поставить всё на место». Когда его позже спросили, действительно ли сочинил лучшие законы для афинян, он ответил: «Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».
Прежде всего, Солон отменил все долговые обязательства и этим предотвратил восстание бедняков, на землях которых стояли столбы с указанием суммы долга и срока уплаты. Солон распорядился убрать эти столбы, чтобы крестьяне могли сами распоряжаться своим урожаем. Он не только запретил в будущем обращать афинских граждан в рабство за долги, но и приказал разыскать проданных за долги за границу, а потом выкупить их за счёт государства. Солон зачастую обращался к гражданам Афин в стихах: «Земля, с которой снял тогда столбов я много долговых, рабыня прежде, ныне же свободная…».
Не все бедняки радовались новому закону – были и такие, кто считал его недостаточным, ждал раздела земли поровну, но Солону верили. Вскоре он оправдал доверие народа, отменив старинные законы Драконта (Драконовские законы), по которым даже самое незначительное преступление каралось смертью. Затем Солон разделил всех граждан Афин на четыре разряда по их доходу. Первые три разряда несли службу в сухопутных войсках и могли занимать государственные должности. Бедняки имели право участвовать в судах и в народном собрании. У них не было денег, чтобы приобрести оружие, поэтому они служили, в основном, гребцами на кораблях. Солон вменил в обязанность наблюдательному совету (Ареопагу) определять, на какие средства живет каждый гражданин, и наказывать бездельников.
Высшей законодательной властью в Афинах Солон сделал народное собрание. Одному из старых государственных учреждений он поручил наблюдать за выполнением законов. Чтобы в государстве не было нищих, он придумал закон, по которому сын не мог кормить престарелого отца, если тот не выучил его ремеслу. Его законы должны были действовать сто лет. Они были написаны на деревянных таблицах, заключенных в четырехугольники и могли для удобства поворачиваться. Солон решил уехать из Афин на десять лет, чтобы граждане привыкли к новым законам. Он заставил их поклясться, что они ничего не будут менять в законодательстве до его возвращения.
Солон отправился путешествовать, и однажды попал к богатому царю Крезу. Тот его угостил, а после трапезы повел в свою сокровищницу. Открывал сундуки, наполненные золотом. И спросил Солона: «Скажи, ты много видел людей, кого мог бы назвать самыми счастливыми?» Солон недолго думая, ответил: «Афинянин Телл. Он воспитал двух сыновей, сражался за родину и погиб, защищая ее, а для грека это большая честь».
Крез был очень недоволен. И он спросил Солона: «Кто же самый счастливейший после Телла?», совершенно уверенный, что уж по крайней мере, на втором месте Солон укажет его. Но Солон сказал: «После Телла самые счастливые – Клеобис и Битон. Родом из Аргоса, они имели достаточно средств к жизни и к тому же отличались большой телесной силой. Помимо того, что оба были победителями на атлетических состязаниях, о них рассказывают ещё вот что. У аргосцев есть празднество в честь Геры Аргосской. Их мать (жрицу богини) нужно было обязательно привезти на повозке в святилище богини. Однако быки их не успели вернуться с поля. Медлить нельзя было, и юноши сами впряглись в ярмо и потащили повозку, в которой ехала их мать. 45 стадий пробежали они и прибыли в святилище. После этого подвига, совершённого на глазах у всего собравшегося на праздник народа, им суждена была прекрасная кончина. И божество дало ясно этим понять, что смерть для людей лучше, чем жизнь. Аргосцы, обступив юношей, восхваляли их силу, а женщины – их мать за то, что она обрела таких сыновей. Мать же, возрадовавшись подвигу сыновей и народной молве о них, стала перед кумиром богини и взмолилась: «Ты видела, какой подвиг совершили мои сыновья? В результате твой праздник не был сорван! Сделай их самыми счастливыми людьми!» После этой молитвы, жертвоприношения и пиршества юноши заснули в самом святилище, и во сне умерли. Аргосцы же велели поставить юношам статуи и посвятить в Дельфы за то, что они проявили высшую доблесть».
Крез, естественно, в гневе сказав Солону: «Гость из Афин! А моё счастье ты так ни во что не ставишь, что даже не считаешь меня наравне с этими простыми людьми?» Солон же объяснил Крезу, что человек – «лишь игрище случая». Владение великими богатствами и возможность повелевать множеством людей – еще не составляющие счастья. О нем можно говорить лишь тогда, когда будет всем точно известно, что жизнь Креза окончилась благополучно. По словам Солона, богач не счастливее бедняка, имеющего лишь дневное пропитание, если только счастье не сопутствует ему, и он до конца жизни не сохранит своего богатства. Поэтому многие даже обладатели сокровищ, несмотря на своё богатство, несчастливы, и, наоборот, много людей умеренного достатка счастливы. «Лишь тот, что постоянно обладает необходимым количеством благ, а затем счастливо окончит жизнь, тот, царь, в моих глазах, вправе называться счастливым» – подытожил Солон.
Крез остался равнодушным к нравоучения Солона, он назвал его глупцом, который пренебрегает счастьем настоящего момента. Однако в скором времени слова Солона подтвердились: на Креза стали сыпаться беды одно за другим. Сначала умер его любимый сын. А некоторое время спустя персы овладели Сардами – столицей Лидии. Пленного Креза персы отвели к своему царю Киру. Тот велел разжечь костер, чтобы сжечь противника. И Крез, уже стоя на костре, вспомнил ни мать, ни жену, а Солона, убеждавшего, что никого при жизни нельзя считать счастливым. Крича от боли, он трижды произнёс имя Солона: «Солон, ты был прав!» А ведь обычно в такие моменты зовут мать или Бога. А он – Солона! Кир очень заинтересовался: чье имя выкрикивает посланный на страшную казнь? И приказал переводчикам узнать у Креза, кого это он призывает. Несчастный Крез рассказал о мудреце, словам которого он не внял: «Я отдал бы все мои сокровища, лишь бы все владыки могли побеседовать с тем, кого я призываю». Заинтригованный Кир решил отменить казнь. И даже усадил рядом с собой, оказывая пленнику величайшую честь. Крез, наконец, понял, что счастье призрачно.
Так возник афоризм: «Жизни конец наблюдай». Поскольку он наиболее сложный, то без подробного рассказа о Солоне, Кире и Крезе его было бы трудно понять: почему надо жизни конец наблюдать? Но какое он имеет значение для вас? Возможно, вы в данную минуту чувствуете себя несчастными, но вы должны знать: может быть, это несчастье является предвестником большого счастья. Так работает этот афоризм.
СОВЕТ:ОБВИНЯЕШЬ ДРУГИХ – РУГАЕШЬ СЕБЯАфоризм «Познай самого себя» довольно понятный. Ведь люди, которые самих себя не знают, все свои недостатки переносят на партнера. Проекция своих худших качеств на другого человека называется «переносом». Как правило, когда человек ругает других, то тем самым он сам себе дает характеристику. Поэтому внимательно слушайте бранящегося крикуна – вы о нем много нового узнаете, потому что он говорит все время о себе.
СОВЕТ:СОБЛЮДАЙТЕ МЕРУ ВО ВСЕММера в жизни очень важна. Если превышаешь меру, получаешь противоположность совершаемого действия. Например, образец скупца – это Плюшкин. Значит, когда человек превышает меру бережливости – она превращается в скупость. Щедрость – это полезное качество, но если превышает меру, то превращается в расточительность. Мера превыше всего – это очень полезный девиз.
Итак, закон перехода в количественных изменений в качественные показывает путь, по которому идет развитие. Перешел на новое качество – начинаешь заниматься новым интересным делом.
Закон противоречия
Этот закон показывает нам, откуда берется сила для развития. Противоречие может быть между формой и содержанием. Например, основное противоречие у больных неврозом – это нестыковка между потреблением, желанием и возможностью удовлетворить свои потребности. Нам же все время говорят в рекламе: покупайте-покупайте. Хочется купить, а не на что. Но некоторые находят выход: начинают больше зарабатывать и, соответственно, покупать. Или, может быть, умеряют свои потребности, если они в принципе неосуществимы. Если, к примеру, не хочет женщина жить со мной – что я могу сделать? Можно, конечно, что-то попробовать предпринять, но, в крайнем случае, надо смириться. А иначе тебя всего раздирать будет от возникающих парадоксов. Например, всегда найдутся противоречия между братской любовью и эгоизмом. С одной стороны – ближнего своего надо любить, как самого себя, и в то же время надо добиться своего, а чтобы добиться своего, надо потеснить всех конкурентов, в первую очередь – ближних. Когда разрешается это противоречие, человек развивается.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕО ПРОТИВОРЕЧИЯХ МЕЖДУ ЖЕЛАНИЯМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИИногда, человек, раздираемый противоречием между своими желаниями и возможностями, может сделать подлость. У меня был такой случай. У нас освобождалось место заведующего клиникой. На него претендовали два человека. Один из них был я, второй – мой друг Б. Мы были на одной должности – ординаторов, и у нас до сих пор, кстати, считают, что больше прав имел на эту должность я. У меня были лучшие показатели, я же был отличник здравоохранения, имел правительственные награды, и обладал организационным опытом – все-таки был старшим врачом. А мой конкурент был простым ординатором. Но в один момент его поддерживал наш профессор, заведующий кафедрой. А меня поддерживали заместители главврача. Мои союзники мне говорили: «Ну, ты же знаешь, он ведет 5 больных, ты – 15. Он больше занимается снабжением клиники, он гипнотарий организовал, лечебные работы… Напиши телегу на него! Нам тогда легче тебя будет защищать».
Возникает противоречие. Конечно, хочется быть заведующим клиникой, но не хочется писать «телегу». Но выход можно найти из любого положения. Коллеги нас фактически стравливали, а мы с ним договорились. У него была мечта – стать главным психиатром области, а у меня – перейти на научную работу. Ни мне, ни ему эта клиника не была нужна. Для нас обоих это было как бы пройденным этапом. Я предлагаю: «Я не буду выступать против тебя, становись заведующим клиникой, но когда появится должность преподавателя кафедры, ты тогда не будешь идти против меня». Мы договорились. Он стал заведующим клиникой. Через какое-то время появилось нужное мне место. Я на него претендовал, но и мой конкурент вновь выразил желание сесть в освободившееся кресло. И руководитель хотел его, потому что преподаватель чуточку повыше заведующего клиникой: он консультирует другие больницы, но как врач подчиняется заведующему. Однако мой коллега выполнил свое слово, отказался от этого места. Так, ему удалось преодолеть возникшее противоречие. А если бы не сдержал слово – то мне хоть увольняйся. И это тоже противоречие между высокой квалификацией и преследованием заведующим кафедрой. Уволиться – это значит пойти в какую-то другую нишу, организацию, что не очень хорошо. Разве нужен заместитель такой квалификации главврачу? Нет, не нужен. Так нам удалось ликвидировать эти противоречия, и в итоге не затормозить мое развитие. Но надо всегда быстро принимать решения, конечно, потому что верное решение довольно часто поздно приходит. Можно же было и иначе сделать. Вот суть закона противоречия – волей не волей, а приходится развиваться.
Закон двойного отрицания
У любого явления или события есть начало и конец. Окончание чего-либо – это отрицание того, что было. Но не просто отрицание – а следующий этап развития. Например, зерно, посаженное в землю, прорастает, и появляется растение, само же зернышко исчезает. Растение растет-растет, и, наконец, выбрасывает колосс. Затем растение отмирает, а в колоссе остается зерно, но уже не одно, а 30–60 зерен. Благодаря такому закону можно всегда предвидеть, чем дело кончится.
Вы знаете, если что-то вошло в моду, то все начинают поддерживать новые тенденции. Но надо же понимать, что любое модное поветрие когда-нибудь закончится. Надо уметь хоть немного смотреть вперед. Вот взять, к примеру, историю дамских сапожек, которые якобы пришли к нам из модной Франции. На самом деле, еще в глубокой древности их «изобрели» в России, но отнеслись к ним скептически. У нас же большинство изобретателей часто отправляют куда подальше. Они уезжают за границу, но не за деньгами, как считают многие завистники, а за условиями для работы. Я тоже уезжал, меня интеллигенция к себе приглашала.
Я знал одно талантливого врача из Сибири, который долгое время был ассистентом. Хотя его уже давно пора было перевести в профессора, но конкуренты ему докторскую зажали. Он поехал в США. Там ему порекомендовали прочесть лекцию – и его сразу произвели в профессора. Так американцы отлавливают таланты. Раньше они переманивали наших специалистов. А сейчас гоняются за нашими студентами.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕО НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИОднажды мне задали вопрос из зала: «Вы говорили, что национальность не имеет значения, что, мол, обычно гордятся национальностью те люди, которым больше нечем гордиться». Да, правильно. Еще известный немецкий философ А. Шопенгауэр в книге «Афоризмы житейской мудрости» писал: «Самый дешевый вид гордости – гордость национальная. Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких-либо индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, так как иначе ему незачем было бы хвастаться за то, что у него общее с миллионами. У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всего яснее видит недостатки своей собственной нации, так как они постоянно у него на глазах. А всякий жалкий бедняга, у которого нет за душой ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство – гордиться той нацией, к какой именно он принадлежит: это дает ему опору, и вот он с благодарностью готов кулаком и пятой защищать все присущие этой нации недостатки и глупости». Действительно, чем гордиться, если этим качеством обладает несколько миллионов людей? Гордость спортивная или гордость самим собой – уже получше.
Гордость же за родину должна быть за что-то: если люди у нас живут лучше всех, нет разбоя, преступности, коррупции – тогда, конечно, можно даже зазнаться.
СОВЕТ:НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ЛЕНИТЬСЯ – ИНОГДА ПОЛЕЗНО БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬЛень – это хорошее качество. Лень – это когда тебя заставляют делать то, что тебе не нравится. Организм не приемлет – и ты начинаешь бездельничать. Но как только тебе что-то действительно понравилось, то заканчивается твое бездействие, и ты моментально начинаешь все делать быстро. Если чувствуете, что вам хочется сачковать, то переключайтесь на другую деятельность, найдите то, что вас интересует.
А вот апатия – это довольно тяжелый синдром психического заболевания. Крутишься-крутишься, ничего не получается – и возникает апатия, все валится из рук, вообще ничего не хочется делать. Вот с ней надо бороться.
Между прочим, если знать действие закона философии двойного отрицания, то станет ясно, почему у многих в жизни не получается все время гладко. Развитие – это когда периодически у тебя количественные отношения таковы, что переходят в другое качество. Например, ты попадаешь в новое место, а там другие и люди, и условия, к которым ты еще не привык. Действует закон противоречия, который со временем преодолевается. Потом переходишь на более высокий уровень, но снова появляется что-то такое, что может раздражать и вызывать неприятие. Еще известный американский психолог Маслоу говорил, что жалобам конца не будет, но по их уровню можно судить об уровне потребностей. К примеру, человек жалуется на отсутствие авто – это одно, а если он желает гараж, то это совсем другой уровень.
Кстати, сейчас очень многие цитируют его «Лестницу потребностей». И чтобы понять суть потребностей, нам вновь помогают знания философии. Так, когда растение растет, то друг за другом появляются сначала корни, потом – ветки, а на последнем этапе – цветы. А если растение или человек начинают «цвести» раньше времени, то весь организм гибнет. Поэтому всегда вначале идут низшие потребности. Когда-то я их тоже изучал. Их семь.
1. Потребности физиологические – это первоочередная нужда человека в пище: голод не дает думать ни о чем, кроме того как насытиться.
2. Потребность безопасности – желание ощущать защищенность. При недостаточном удовлетворении этого условия, человек углубляется в создание уюта дома и на работе. Он боится перемен и хочет постоянства, боится мира и людей.
3. Сексуальная потребность: удовлетворение этой потребности – одна из основ счастья человека. Она проявляется уже в подростковом возрасте, если, конечно, первые потребности в норме. Но часто люди насыщают потребность в еде и безопасности с помощью других людей – и тут может возникать ряд проблем.
4. На четверном уровне человека настигает потребность в любви – каждому необходима своя ячейка общества, родные и любимые люди, которые ценят и принимают тебя таким, каков ты есть. Человек без семьи страдает от одиночества и тревожности.
5. Для человека важно быть уверенным в себе, это обеспечивает реализация потребности в признании, которая делится на два уровня – потребность в осознании своей важности и могущественности и жажда престижа. Если человек теряет уверенность в себе, он ощущает унижение, потерянность, что очень плохо отражается на здоровье. Он становится зависим от чужого мнения, особенно если оно является основой самооценки.
6. Потребность в понимании и познании – это тяга человека к новой информации. Эта потребность не столь выразительна, как другие, и ее неудовлетворение также сразу не проявляется, но может привести к большим бедам. Так, например, если интеллектуально развитый человек занимается скучной работой, которая не развивает его способностей и не удовлетворяет потребность в новых знаниях, рано или поздно он заболеет или случится нервный кризис.
7. Реализацию заложенных в человеке способностей Маслоу называл самоактуализацией. Потребность в самоактуализации помогает человеку понять, что он занимается не своим делом, не предназначенным именно ему. И человек начинает искать свой путь, ведь музыкант должен создавать песни, художник – картины и т. д. Самоактуализацию можно удовлетворять, когда утолены все остальные потребности. Ведь когда кушать хочется, тебе не до самоактуализации.
И если вы часто не удовлетворены собой и своей жизнью, то подумайте, где вы нарушаете эти законы.
Причина и следствие
Эта философская категория отражает одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Причина – явление/действие, которое определяет, изменяет и производит, или влечет за собой другое явление/действие. Последнее называется следствием.
ПРИМЕР
Камень весит на веревке. Я подхожу и обрезаю веревку – камень падает. Что является причиной падения камня? Есть такая точка зрения, что удельный вес камня больше удельного веса воздуха, поэтому камень падает. Но причиной, конечно, является то, что я перерезал веревку.
Ситуация другая. Камень висит на веревке, та немножко подгнила, потом подул ветер, и камень упал. Что является причиной в этом случае? Гниение веревки. То, что подул ветер, – это всего лишь повод. А многие довольно часто путают повод с причиной. Помните: причина всегда находится где-то внутри.
Следующая ситуация: камень упадет при условии, если будет действовать закон всемирного тяготения.
«Post hoc, ergo propter hoc» – это латинское выражение означающее «после этого, значит вследствие этого». Этот термин относится к риторической ошибке, заявляющей, что два события произошли в последовательности, предшествующее событие вызвало последующее событие. Довольно часто и здесь возникает путаница. Думаю, часто мы не знаем причину, а боремся со следствием. В медицине это особенно важно, потому что доктору надо найти причину болезни, чтобы вылечить больного. И когда ты найдешь причину – ты применяешь то лечение, которое помогает. А если лечение не помогает, значит, тебе либо неправильно поставили диагноз, либо назначили не то лекарство. Хотя, что касается медицины, то тут есть ряд сложностей. Я, может быть, выписал правильное лекарство, а пациенту в аптеке впарили другое, лучше разрекламированное – попробуй разберись, что ему поможет. Хорошо, я в последние годы не назначал лекарства. Психотерапия – это не та дисциплина, где нужны медикаменты. Более того, в психотерапии лекарства обычно вообще вредны. Кстати, тяжело работать с больными, которые умоляют выписать им какие-нибудь таблеточки. А они не очень-то и нужны в некоторых случаях.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕО ПРИЧИНАХ НЕПРАВИЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯБыла у меня пара случаев. Две женщины попали ко мне на лечение. Причина была, конечно, психологическая. И мы договорились, что как разберемся, как снимем психологические причины, так все и пройдет. А я работал в отделении, где были не только мои пациенты. У меня была репутация «болтуна». Утром я прихожу и вижу: у моих пациенток морда лица напряженная. О чем это говорит? Что им больные уж рассказали: «У Литвака будешь мучиться неделю, а я вот всего-то три дня лекарства принимаю – мне уже лучше». Я, правда, уже приспособился к таким нападкам и говорю: «Я вас не держу, если вам не подходят мои методы, скажите – я вас передам другому врачу». Передаю другому врачу. Две недели проходят – в их лечении не происходит никакого сдвига. На причину же таблетки не подействовали! И эти женщины снова попросились ко мне обратно. Я отказался по этическим соображениям. Но чтобы вылечить своих пациенток, мне пришлось дождаться ухода коллеги в отпуск. Тогда мои больные снова попали ко мне, и я их вылечил, потому что устранил причину заболевания.
Или однажды пришел к нам человек с болью в большом пальце. Кроме того, у него были слабость, вялость, высокая температура, тошнота, отсутствие аппетита. Врач назначил медикаменты от головной боли, от слабости, от температуры. А боль в пальце – ерунда. Больной принимает лекарства – а толку нет. Когда диагноз поставлен правильно – достаточно одного лекарства. И сразу дела пойдут на лад. А когда назначают много лекарств – это называется полипрагмазия: авось какое-нибудь попадет в цель. Но обычно не помогает. Всегда нужно искать причину явления. Я пример из своей специальности привел. Но у вас на работе может происходить тоже самое. Поэтому, когда что-то не получается, всегда ищите причину.
А повод – это случайные обстоятельства, которые можно использовать с какой-либо целью, выдавая этот случай как причину. Когда я был садоводом, у меня было 24 дерева-шестилетки. Однажды был сильный ветер. И одно дерево было скошено под корень, а остальные стояли. Причиной является ветер? Почему тогда большинство деревьев остались целы? И когда я внимательно осмотрел поваленное дерево, то увидел, что у основания ствола короед поел кору. Значит, причина – короед. А ветер – повод.
Так и в бытовых вопросах мы довольно часто повод принимаем за причину. И начинаем бороться с поводом. Например, рассмотрим трагический случай, когда люди кончают жизнь самоубийством. Специалисты, как правило, ищут причину. Она, как правило, находится в нем самом. Но кончают жизнь после повода, скажем, крупного скандала. У меня одна моя клиентка спрашивала: «Скажите, а сколько людей покончило жизнь самоубийством, прочтя ваши книги?» Я ответил: «Ни одного. Если они решили расстаться с жизнью, прочитав мои книги, то я явно не мог быть причиной. Я мог быть только поводом: их просто достало все».
В нашей системе был такой случай. Одна больная после того, как побывала на группе у одного из моих лучших учеников М. М., покончила жизнь самоубийством. Наши СМИ подняли кипишь, кричали о привлечении врача к ответственности. Но так как все приемы записывались на видео, то вскоре выяснили причину. Вообще, конечно, была на М. М. доля вины. Пациентка предупреждала, что муж ее тиранит, и она может не выдержать и расстаться с жизнью. Что надо было делать? Не допускать ее в группу, потому что она страдала психическим заболеванием. Но мы потом подали встречный иск за клевету. Когда разобрались, НТВ заплатило 50 000 рублей. Врач, правда, требовал 500 000. Но и так хорошо. Себя нужно уметь защитить.
Еще одно письмо. «Ненавижу Литвака: он разрушил мои отношения с мужем. Тот прочитал все его книги, и воспринял их как программу своей жизни. А Литвак пропагандирует эгоизм в высшей степени. Как можно написать о том, что в присутствии детей можно высказывать раздражение? Более того, в его книгах все объясняется только материальными проблемами. Но жизненные проблемы решаются не только деньгами, есть еще чувства, эмоции, страсть». Автор письма не поняла одной простой вещи: органом любви является головной мозг. А сердце – это просто индикатор, к любви не имеющий никакого отношения.
Никто никого до смерти не доводит. Человек сам себя доводит. Конечно, это плохо, когда кто-то кончает жизнь самоубийством, только лично я не могу быть причиной этой трагедии. Может, конечно, действительно после моих занятий какой-то участник моего тренинга думает, как просто было исправить все ошибки в своей жизни, а он этого не сделал, и в тяжелом эмоциональном состоянии накладывает на себя руки. Не видит выхода. Поэтому моя задача заключается в том, чтобы вы как можно быстрее приступили к действиям. Так, я даю рекомендацию – напишите биографию. «А что мне биография даст? Я все равно волнуюсь!» – отвечают мне. Я настаиваю: «А ты напиши, посмотрим. Когда пишешь биографию, записывай все свои страхи. Когда один раз описал свои тревоги, второй раз уже писать о них не будешь». То, что я говорю, надо выполнять безоговорочно!
СОВЕТ:ОТПУСКАЙТЕ ДЕТЕЙ ОТ СЕБЯ, НЕ ВИСИТЕ НА ИХ ШЕЕ ГРУЗОМУ одной моей знакомой дети собрались уезжать в Израиль – она плакала. То есть она связывала отъезд с большой бедой, мол, они пропадут без нее. А на самом деле, это глубокое заблуждение родителей по поводу своей роли в жизни детей. Конечно, некоторые повозмущаются моим объяснением, но это так. Все дети никогда не хотят слушаться родителей, и это нормально!
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕО ПРИЧИНАХ И СЛЕДСТВИЯХ АЛКОГОЛИЗМААлкоголизм – это внутреннее состояние. Во всех своих бедах виноват сам алкоголик. Хотя таким его сделали обстоятельства, родители, когда они внушали, что алкоголь – это вредно. На самом деле, алкоголь – это полезно, но в меру. А когда много, перебор – тогда вредно. Было такое время, когда в хулиганстве и пьянстве ребят все обвиняли молодежные организации в том, что они плохо проводят воспитательную работу. Но причем тут они? Парни сами – без руля, без ветрил, и пьют поэтому. Фильмы показывали на комсомольском собрании, как с человеком беседуют о трезвом образе жизни, а он все равно продолжает пить. Продолжают беседу – с секретарем партийной ячейки, потом – с секретарем парткома завода, потом – с секретарем райкома, потом – горкома. И после того, как секретарь горкома провел беседу – алкаш якобы моментально исправляется. Ну, ерунда. Пьяница просто не может структурировать свое время, поэтому ему скучно.
Причины алкоголизма, конечно, социальные. Человеку должно быть интересно жить. Когда ему нравится его работа, которую он быстро закончил и которую высоко оценили, то в его кровь выделяются гормоны счастья и удовольствия – эндорфины. Он испытывает радость от усталости. Но радость достигается после упорного труда. Тогда можно и выпить. На радостях. А с горя нельзя. С горя надо подумать, почему ты влип в неприятную ситуацию.
Борьба с алкоголизмом – это, прежде всего, организация трудового процесса. И увлекательной работой должен обеспечить, в основном, начальник. Когда человеку будет увлекательно и весело выполнять задание, то ему некогда будет пить.
Возраст имеет значение: если взрослому мужчине, чтобы стать алкоголиком, нужно лет пять пить, то подросток за год может спиться. Но подталкивает на это сама жизнь. В первую очередь, родители, а потом – производство. Зачем ему ваши нотации слушать? Он и так знает. Одна мамочка все время пилила своего сына-студента: «Надо регулярно заниматься». Она правильно говорит? Да. Но зачем это повторять снова и снвоа? Он что, не слышал этого наставления в институте? Не проходят нудные нотации – не надо говорить одно и то же. Это скучно. А выпьешь – становится веселее.
Я выстроил такую морфийную алкогольную модель. Вспомним, что Архимед открыл закон, сидя в ванной, размышляя о физических законах. И голым он побежал по улице, быстрее домой, чтоб сделать вычисления. Ученый уже не обращал внимание на то, что он голый. Как это сейчас можно объяснить? Он работал – выделялись гормоны счастья эндорфины. Был полон радости, и потому не заметил, что голым бежал по улице. Когда же у человека жизнь безрадостная, у него не вырабатываются эндорфины, и он начинает радость получать напрямую – употреблять алкоголь. А если бы он интересно жил и работал, то организм бы сам выбрасывал в его кровь веселящие вещества, и о бутылке он бы даже не вспоминал.
…Вот скольких преподавателей вы знаете по имени-отчеству? Двух-трех? А остальные так – говорящий радио-магнитофон. Но поставьте себя на место учителя. Я читаю лекцию. Студенты шумят. Первая мысль: студенты не хотят знаний, значит, мне их надо приструнить. Я строго приказываю: «Записывайте, слушайте, а то потом придете на экзамен, и мы с вами тогда поговорим!» То есть угрожаю – и они минут пять—десять меня слушают, но потом опять начинают болтать. А надо их внимание отвлечь просто шуткой, чтоб передохнули. А так они на мои окрики и угрозы отреагировали, а потом опять шумят. То есть это все поводы, а не причины. А причина – внутренняя: я не умею читать лекции. Что нужно сделать? Нужно научиться читать лекции. Тогда люди будут тебя слушать. Я когда это понял, то стал тренироваться, обучаться ораторскому искусству. И очень много студентов ходили на мои занятия, и никто не отвлекался, потому что им было интересно. Так я повысил качество своей собственной работы. А часто ошибочно ищут причину всегда вовне, тогда как она всегда внутренняя. Поэтому лучше сразу начинать с вопроса «Где Я напортачил?» А если один раз нашли причину и что-то исправили, на этом не успокаивайтесь, совершенствуйте свое мастерство, опять ищите, где вы не дотянули до совершенства. И тогда исчезнут все нежелательные следствия. Как искать причину? В логике это разработано в деталях. Метод согласия, метод разницы, метод сопутствующих изменений и другие. Например, метод согласия – это если когда в каком-либо явлении вы видите два обстоятельства, а общее только одно, то именно оно и будет причиной данного явления. Например, я выпил воду из грязного стакана – через день у меня обострилась язва. В микробиологическом составе воды оказалась спирохета. Так что грязная вода явилось причиной размножения болезнетворных бактерий. То есть сама по себе грязная вода не может вызывать болезнь. Но микробы, которые в ней находятся, могут.
Сущность явления
Это тоже философская категория, отражающая особенности всеобщей формы отношения предмета мира и его познание человеком. Сущность – это внутреннее содержание. А явление – это внешнее проявление этой сущности. Соотношения здесь такие: сущность является, а явление существенно. Мы в нашей лечебной работе тоже всегда видим явление. Нам надо пробиться в сущность. И воздействовать на сущность, а не на явление. Тогда сразу будет хороший результат. И в ваших делах, кем бы вы ни работали, тоже будете получать отличный результат. Если у человека температура и слабость – это явления. А какова сущность? Воспаление легких. Мы начинаем действовать на симптомы, а сущность не устраняем. Когда у вас появляется температура, первая задача, которую вы себе ставите, – сбить температуру. Она упала, но микробы-то остались жить, потому что они прекрасно размножаются при температуре 37 градусов, гибнут-то они как раз при 38–39 градусах. Таким образом, сбивая температуру, вы создаете идеальные условия для размножения микробов. Лекарство, которое вы приняли, действует 3–4 часа, а потом вновь идет взлет температуры, и болезнь затягивается. Кстати, сейчас лекарства все очень хорошие, но только при одном условии: если вы принимаете те, что назначены врачом. В общем, как врач вам говорю: неправильно то, когда врачи первым делом сбивают температуру. Ведь температура – это приспособление организма к изменяющимся условиям. Когда человек заболевает, то тогда все силы направляются на борьбу с инфекцией. Иначе будет плохо. Есть такие болезни, как эндокардит, нефрит, гепатит, которые являются осложнениями недолеченных инфекционных заболеваний. Еще есть болезни, которые надо обязательно лечить, например, сотрясение головного мозга. Легкое сотрясение длится 3 недели, которые надо проводить в постельном режиме. Хотя больной уже через 3 дня чувствует себя хорошо, но обязательно надо долечить, потому что нервная система восстанавливается медленно. Если не долечить, то тогда через лет 15–20 возникнут серьезные осложнения.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕО БЕСПОЛЕЗНОСТИ ПОДВИГОВКак была построена вся наша пропаганда в советские времена, да и сейчас кое-где не изжита? Даже если ты болен, надо встать и идти работать, совершать подвиги. Потрясающий пример такого неправильного поведения был показан в одном советском кинофильме. Герой потерял сознание. Его поместили в стационар. Там больному оказали помощь, ему стало лучше. Его, конечно, не выпускают, потому что надо еще побыть под наблюдением врачей. Но пациент рвется на производство, ведь без него товарищи не выполнят за три года пятилетний план. Тогда к окнам больницы подъезжает автокран, поднимается ковш ко второму этажу – больной туда залезает, опускается на землю и идет совершать подвиги. История нам дает много таких примеров. Даже в культовом советском романе «Как закалялась сталь» главный герой Павка Корчагин не долечил грипп. В итоге получил осложнение – спондилоартрит. А все равно на коне скакал. И рано скончался. Пример для подражания очень плохой. Болячки надо долечивать.
Сущность явления не так легко определить. Но если вы видите какое-то явление, значит, там есть сущность, до которой надо докапываться. Тогда с этим можно побороться. Зачитаю вам цитату из одного рассказа Конан Дойла про Шерлока Холмса. Там явления и проявления сущности очень логично построены. Холмс раскрывает сущность любого человека и поэтому может рассказать о нем все в мельчайших подробностях. «Холмс протянул шляпу доктору Ватсону и сказал следующее: “Владелец шляпы неизвестен. Я прошу вас рассмотреть эту шляпу не как старую рухлядь, а как предмет, таящий в себе серьезную задачу. Шляпа появилась в первый день рождества вместе с отличным жирным гусем. Произошло это так. На Рождество в 4 часа утра посыльный Питерсон возвращался с пирушки домой. При свете фонаря заметил, что перед ним, пошатываясь, идет какой-то высокий субъект и несет на плече белоснежного гуся. К нему пристали хулиганы. Один из них сбил с него шляпу. Тот, защищаясь от хулиганов и размахивая палкой, разбил витрину одного из магазинов. Хулиганы разбежались. Питерсон кинулся его защищать. И, увидев бегущего к нему в форме человека, убежал тоже. Посыльный остался один на один на поле битвы с обладателем этой помятой шляпы и превосходного рождественского гуся, на лапе которого было написано «для миссис Генри Бейкер». Питерсон знал, что меня интересует решение даже самых ничтожных задач и загадок, и принес мне гуся и шляпу. Гуся я ему отдал, а шляпа осталась для меня. Попробуйте применить мой метод. Что вы можете сказать о человеке, которому принадлежала эта шляпа?” Я взял эту шляпу, уныло повертел ее в руках. Самая обыкновенная черная круглая шляпа, жесткая, сильно поношенная. Шелковая подкладка, некогда красовавшаяся, теперь выцвела. Фабричную марку мне обнаружить не удалось. Но, как сказал, Холмс, сбоку виднелись инициалы Г. Б. На полях я заметил петельку для поддержания шляпы резинкой. Самой резинки не оказалось. Вообще шляпа была мятая, грязная, покрытая пятнами. Впрочем, попытки замазать эти пятна чернилами были. “Я в ней ничего не вижу”, – сказал я, возвращая шляпу. “Нет, Ватсон, вы видите, но не даете себе труда поразмыслить над тем, что вы видите. Вы слишком робки в своих логических выводах”. (Но он не от робости, а от глупости ничего не увидел.) “Тогда, пожалуйста, Холмс, скажите, какие выводы вы делаете?” Холмс взял шляпу в руки, стал внимательно разглядывать ее. “Конечно, не все достаточно ясно, но есть кое-что, что можно установить наверняка, а кое-что предположить с известной долей вероятности. Совершенно очевидно, что владелец ее – человек большого ума. И что три года назад у него были изрядные деньги, а теперь настали черные дни. Он всегда был предусмотрителен, заботился о завтрашнем дне, но мало-помалу опустился, благосостояние его упало, и мы можем предположить, что он пристрастился к какому-нибудь пороку. Может быть, к пьянству. По-видимому, из-за этого жена его разлюбила. Но в какой-то степени он еще сохранил свое достоинство…
– Дорогой Холмс…
– Но в какой-то степени он еще сохранил свое достоинство, – продолжал Холмс, не обращая внимания на мое восклицание. – Он ведет сидячий образ жизни, редко выходит из дому, совершенно не занимается спортом. Этот человек средних лет, у него седые волосы, он мажет их помадой и недавно подстригся. Вдобавок я почти уверен, что в доме у него нет газового освещения.
– Вы, конечно, шутите, Холмс.
– Ничуть. Неужели даже теперь, когда я все рассказал, вы не понимаете, как я узнал об этом?
– Считайте меня идиотом, но должен признаться, что я не в состоянии уследить за ходом ваших мыслей. Например, откуда вы взяли, что он умен?
Вместо ответа Холмс нахлобучил шляпу себе на голову. Шляпа закрыла его лоб и уперлась в переносицу.
– Видите, какой размер! – сказал он. – Не может же быть совершенно пустым такой большой череп.
– Ну, а откуда вы взяли, что он обеднел?
– Этой шляпе три года. Тогда были модными плоские поля, загнутые по краям. Шляпа лучшего качества. Взгляните-ка на эту шелковую ленту, на превосходную подкладку. Если три года назад человек был в состоянии купить столь дорогую шляпу и с тех пор не покупал ни одной, значит, дела у него пошатнулись.
– Ну ладно, в этом, пожалуй, вы правы. Но откуда вы могли узнать, что он человек предусмотрительный, а в настоящее время переживает душевный упадок?
– Предусмотрительность – вот она, – сказал он, показывая на петельку от шляпной резинки. – Резинки не продают вместе со шляпой, их нужно покупать отдельно. Раз этот человек купил резинку и велел прикрепить к шляпе, значит, он заботился о том, чтобы уберечь ее от ветра. Но когда резинка оторвалась, а он не стал прилаживать новую, это значит, что он перестал следить за своей наружностью, опустился. Однако, с другой стороны, он пытался замазать чернилами пятна на шляпе, то есть не окончательно потерял чувство собственного достоинства.
– Все это очень похоже на правду.
– Что он человек средних лет, что у него седина, что он недавно стригся, что он помадит волосы – все станет ясным, если внимательно посмотреть на нижнюю часть подкладки в шляпе. В лупу видны приставшие к подкладке волосы, аккуратно срезанные ножницами парикмахера и пахнущие помадой. Заметьте, что пыль на шляпе не уличная – серая и жесткая, а домашняя – бурая, пушистая. Значит, шляпа большей частью висела дома. А следы влажности на внутренней ее стороне говорят о том, как быстро потеет ее владелец, потому что не привык много двигаться.
– А как вы узнали, что его разлюбила жена?
– Шляпа не чищена несколько недель. Мой дорогой Ватсон, если бы я увидел, что ваша шляпа не чищена хотя бы неделю и вам позволяют выходить в таком виде, у меня появилось бы опасение, что вы имели несчастье утратить расположение вашей супруги.
– А может быть, он холостяк?
– Нет, он нес гуся именно для того, чтобы задобрить жену. Вспомните карточку, привязанную к лапке птицы.
– У вас на все готов ответ. Но откуда вы знаете, что у него в доме нет газа?
– Одно-два сальных пятна на шляпе – случайность. Но когда я вижу их не меньше пяти, я не сомневаюсь, что человеку часто приходится пользоваться сальной свечой, – может быть, он поднимается ночью по лестнице, держа в одной руке шляпу, а в другой оплывшую свечу. Во всяком случае, от газа не бывает сальных пятен… Вы согласны со мною?»
Вообще, рассказы о Шерлоке Холмсе интересно читать, потому что он переводит явление в сущность. В своей работе я тоже иногда демонстрирую такие «чудеса»… Так, на один из моих семинаров пришли муж и жена. У них был ребенок 2,5 года. Он кричал, плакал. А муж эту девочку нянчил, держа на руках. Давайте применим метод Холмса. Почему девочка плачет? Какие у него отношения с женой? Сексуальные отношения нарушены. Когда они нарушены, тогда человек ищет себе сексуального партнера среди своих детей, конечно, не в прямом смысле, опосредованном. Мама начинает общаться с мальчиками, а папа – с девочками. Если бы сексуальные отношения были у супругов нормальные, муж бы так над дочкой не дрожал. Да и мама бы не занималась «сексом» с детьми. Чаще мамы благоволят к мальчикам. Еще раз подчеркну неведущим в психологии отношений: имеется в виду не прямой секс, не введение члена во влагалище. Есть аналоги секса, например, скандал. Устраивают сцены всегда те люди, у которых есть сексуальная неудовлетворенность. Причем скандалят не с теми, с кем можно удовлетворить свои желания, а с кем-то другим. И проблема не решается. Какое-то время мои ученики поражались таким моим выводам, но сейчас они понимают, что я прав. Это все, что я хотел рассказать о сущности явления.
Видимость (кажимость)
Это еще одна философская категория, на которую многие обращают внимание, когда с нею сталкиваются. Так, один певец мне однажды пожаловался: «Если б у меня был хороший костюм, меня сразу приняли бы в театр, а хорошего костюма нет». Вообще-то, объяснил я ему, для того, чтобы тебя приняли в творческий коллектив, надо бы, конечно, еще иметь хороший голос и хороший характер. А если он считает, что его судьба зависит от костюма, то он берет в расчет только видимость. Кстати, большие любители прибегать к видимости – это брачные карьеристы и авантюристы. Кажимость у них прекрасная, а содержания никакого нет. Поэтому когда чересчур яркая видимость, подумайте, что за ней может скрываться.
Форма и содержание
Следующая категория – форма и содержание. Соотношение здесь такое: содержание всегда оформлено, а форма имеет содержание. Для меня это стало ясно, когда мы переезжали в другую квартиру. Содержание мы все уже перевезли, но книги еще не стояли на полках. Я ничего найти не мог. То есть форма тоже крайне важна. Когда вы обучаетесь ораторскому искусству, то в нем слова – это форма. За формой должно быть содержание. А если просто форма – то это будет болтология. Так что когда вы видите красивую форму, подумайте, есть ли за этим содержание.
Закон
Признаки этой категории: всеобщность, повторяемость и необходимость. Закон жизни у вас – это необходимость достичь успеха. А не добьетесь – ничего хорошего не будет.
Законы очень устойчивы. Законы природы – особенно: они не меняются. Меняется их обрамление. Почему я иногда делаю вывод, что мои книги будут долго пользоваться успехом? Потому что в них я описываю законы общения, которые реально действуют, чему многие очень удивляются.
ПРИМЕР
Одна моя клиентка из Германии – умная женщина, бизнесмен, но законов общения не знает. Долгое время не могла найти общий язык и с близкими людьми, и с коллегами. Так, она никогда не замечала, как критиковала своего мужа. Но помнила все обидные слова, которые тот высказывал в ее адрес. По ее словам, всем с ней было очень плохо. Я ей предложил применить на практике «принцип амортизации», который я описал в своей книге «Психологическое айкидо». Если очень кратко, то амортизация – это немедленное согласие с доводами партнера. Такой принцип в общении творит настоящие чудеса! Конечно, соглашаться нужно правильно и этому придется специально учиться. Дама долго отнекивалась, не веря в действенность моего предложения. Но я убедил ее все же попробовать. Она вняла моему совету, и на следующей нашей встрече с восторгом рассказывала, как у нее все в жизни изменилось к лучшему: «Я совершенно не ожидала, что так будет, я потрясена эффектом!». Я отвечаю: «Это же закон! Но вы его не знали. Хотя незнание вас совершенно не освобождает от верного поведения, ведь закон всегда продолжает действовать». Вот что она сама рассказывала: «В бизнесе, где я хозяйка, привыкаешь к командному стилю общения: ты говоришь, а все тебя слушают. И на автопилоте переносишь приказную манеру поведения на личную жизнь. Требуешь дома беспрекословного повиновения от детей и мужа: ты говоришь – они тебя слушают. У меня было три мужа, и все они были слабыми натурами. Наверное, я специально подбирала себе таких. Какое-то время с мягкотелым человеком находиться комфортно. Но со временем уже не хочешь терпеть около себя слабака – его начинаешь растить до своего уровня. Однако когда слабый «вырастает», у него появляется «звездная болезнь». Он говорит: «До свидания, ты мне уже не нужна». Нормальная женщина такое не прощает. И когда ты видишь, как он падает там же, где ты его забрала, то ищешь следующего. И так случалось во всех моих брака. Пока я не нашла того, кто привык к другому поведению: он говорит – а его слушают. И, как я, все время отдавал работе. Вот с ним-то у меня и начались проблемы в общении: нашла коса на камень. Поэтому я обратилась за помощью к Литваку, и он меня научил, как правильно надо общаться. Теперь у меня в семье все прекрасно, и я счастлива с новым мужем».
Конец ознакомительного фрагмента.