Вы здесь

10 законов надмотивации. Как стать супергероем за 10 дней. Глава 2.. Первый закон надмотивации – «Кесарю – Кесарево, а Богово – людям» (Яна Уайт)

Глава 2.

Первый закон надмотивации – «Кесарю – Кесарево, а Богово – людям»

Жизнь – это не то, что вы получаете. Это то, что вы делаете с полученным.

© Стефани Перкинс

Чай – мята, чебрец, чёрный чай


Мантра – Привлечение Любви в вашу жизнь. Мантра Любви и Нежности. Медитация на Любовь.

Domoctroy

Многое дано, многое отдавать. Дар дарить даром

Совершить подвиг, если Боженька поцеловал тебя в темечко, а иногда и не раз, довольно-таки просто, скажете вы. Если вы родились с каким-либо талантом, например спортсмена, то от вас и ожидается, что вы всю жизнь только и будете что доказывать «нормальным» людям, что законы физики существуют только в воображении. Чудо дети, типа Моцарта, пишущие симфонии в возрасте 4 лет, возбуждают зависть мамочек менее талантливых детишек, но как только такой ребенок окрещён чудом, все остальные чудеса в его исполнении становятся нормальными (для него) деяниями. Спустимся в этом потоке восхищения на грешную землю и расскажем историю абсолютно «нормальной» девочки, которая здравствует и поныне, чтобы объяснить вам позицию гения с его (её) точки зрения.

Реальная история. В середине семидесятых прошлого столетия, в еще неразвалившемся Советском Союзе, в совершенно обычной семье родилась девочка, назовём её Наташенькой. Боженька одарил эту девочку с невиданной щедростью – абсолютный музыкальный слух, различающий ¼ тона, великолепные способности к математике и аналитике, замечательный глаз и рука в рисовании, прекрасный литературный талант и просто невообразимая способность к изучениию иностранных языков (как оказалось в последствии, наиболее нужный и использованный по назначению талант). Первыми в кандидата на вундеркинда вцепились мертвой хваткой преподаватели одной из ленинградских музыкальных школ. Из-за уникального слуха её определили в класс скрипки и назначили лучшего преподавателя (который впоследствии стал одним из самых знаменитых в мире скрипичных мастеров). Также ей назначили кучу дополнительных занятий по теории музыки, хору и прочее. Специальным решением дирекции, музыкальная школа выбила девочке абонемент во все ленинградские концертные залы, филармонии, балетные и оперные театры, дабы развить музыкальный вкус юного дарования. Результат не заставил себя ждать, прогресс пошел семимильными шагами, за год она делала три года «нормальной» программы обучения. Следующей встрепенулась общеобразовательная школа, так как наша героиня стала представлять её на всевозможных математических и художественных олимпиадах, на неё навешали кучу дополнительных внеклассных занятий. Вы помните эти внеклассные и общественные занятия? Естественно, она была первым кандидатом, чтобы участвовать в постановке спектакля, читать стихи к празднованию Октября или рисовать стенгазету. Мама девочки была в восторге: в пред-интернетной эпохе люди в качестве развлечения преимущественно напрягали языковые мышцы, которые периодически требовали почесывания. Мама девочки получила прекрасный повод, чтобы удовлетворить эту потребность – повод был презамечательный и распрекрасный в каждой плоскости. А вот с точки зрения вундеркинда, ситуация представлялась немного иначе. Ещё не достигнув 8-летнего возраста ребенок развил способность так отсчитывать время внутренним хронометром, что до секунды могла угадывать точное московское время, настолько напряжённой у неё была жизнь, а также развила сверх-способность к перемещению во времени и пространстве. Сами посудите, если занятия в школе заканчивались в 14.00, а занятия в музыкалке начинались в 14.15 и между школами была дистанция в километр (пешком около 20 минут), то преодоление таковой дистанции за 15 минут требовало определённых усилий. Затем занятия в музыкальной школе до 7—8 вечера. Отработка домашки на переменках или во время завтрака.

Надмотивация развилась моментально на подсознательном уровне. Дети вообще замечательные существа склонные к надмотивации на автомате. Им даже в голову не приходит, что они совершают подвиг. Слезинка гордости в мамином глазу и ребёнок напрочь забывает о куклах или книжку про Чипполино и покорно отрабатывает лишний час изучения гамм.

Так прошло несколько лет. Грянула перестройка и всем стало не до вундеркиндов. Включились механизмы рынка. Так как у семьи не было денег на консерваторию, несмотря на талант и из-за причин, о которых я расскажу как-нибудь в другой раз, Наташенька провалила экзамены. Но ребёнок был уже запрограммирован на совершение подвигов в любой среде. Так как проблем с ранним вставанием у неё не было с самого раннего детства, подросток стала по утрам вкалывать почтальоном, а потом бежала в школу отсыпаться на уроках. На успеваемости это никак не сказывалось, так как способности ко всем остальным предметам не исчезли.

Зато мама погрузилась в подобие депрессии – её вундеркинд потеряла шансы на мировую известность. Родительница плавно переместилась в режим старушечьих жалоб на жизнь и утерянных возможностей. Наташа удвоила усилия по привлечению капитала в отдельно взятую ячейку общества. Мама ответила ударным шоппингом, который, как известно, является для женщин лучшим лекарством на депресняк. При чем шоппинг происходил преимущественно в секонд-хендах и на барахолке, неумолимо превращая в принципе просторную трёшку в убогое подобие склада Красного Креста в Пунджабе. Мама Наташи до последнего играла роль родителя, который до конца кладёт голову и тело на алтарь успеха дочери и даже в пагубной страсти к покупкам ограничивает себя в бюджете. Все аргументы, чтобы сходить по магазинам и купить одну вещь, но стоящую, заканчивались скандалом. Наташа просто не понимала как мама страдает и не могла принять к сведению ту простую истину, что мама всегда права. Постепенно наша героиня (в обоих смыслах) переняла на себя все функции главы семьи. О своей семье, натурально, она как-то даже и не задумывалась. О подвигах Наташи можно написать отдельную книгу, но нашу реальную историю я закончу следующим: пока примите к сведению, что у неё все в порядке, а как ей удалось этого достичь, мы поговорим чуть позже.

Если вас Боженька поцеловал в темечко и одарил каким-либо талантом, просто примите к сведению, что ваша жизнь вам не принадлежит и что вы априори надмотиватор. Никто и никогда не будет спрашивать вашего мнения, хотите ли вы что-то делать или нет. Если вы закончили музыкальную школу, то на любой вечеринке с присутствием фортепиано, вы ДОЛЖНЫ развлекать народ Полонезом Огинского, несмотря на то, что как и все, вы просто пришли выпить шампанского и пообщаться с друзьями. Если у вас проснулся талант предпринимателя и вы заработали больше денег, чем все остальные, то к вашему имейл адресу, телефону и даже физическому дому никогда не зарастёт народная тропа жаждующих приобщиться к источнику вашего благосостояния: вы ведь ДОЛЖНЫ поддерживать тех, кому меньше повезло в этой жизни (вкалывание по 48 часов в день, это ведь просто везение, не так ли?). Если в вас проснулся писательский талант и вам даже удалось что-то опубликовать, то вы ДОЛЖНЫ одарить всех ваших знакомых и друзей экземплярами вашей книги, и бесплатно накормить и напоить их на ваших мероприятиях. Всё это делается надмотиваторами превознемогая себя, наступая себе на горло и подавляя совершенно натуральное желание покрошить всех вокруг в мелкий винегрет. Но так как убийство менее талантливых братьев меньших является не административным нарушением, а находится в сфере уголовного кодекса, одарённые люди отдают кесарю кесарево и покорно отдаются на растерзание толпы, ибо Богово – людям!

Кстати, истории о подвигах и людях склонных к надмотивации – любимые сюжеты для литературы и фильмов, создавшие архетипы поведения для толпы. С этой главы я решила вам рассказывать сюжеты общеизвестных книг или фильмов, которые послужат прекрасными иллюстрациями законов, о которых я пишу. Как вам такая история?

Киношный сюжет. Некая балетная труппа в крупном городе планирует постановку. На главную роль претендует дочь несостоявшейся балерины. Хореограф видит в молодой балерине внутренний потенциал и даёт ей главную роль. Вскоре будущую приму начинают мучить странные зловещие галлюцинации. Хореограф всё резче критикует её при всех (ибо, если дан талант – ДОЛЖНА!). Однажды молодая девушка не выдерживает прессинга и ругается с матерью. На следующее утро балерина просыпается и понимает, что проспала репетицию. Она спешит на работу. В зале она слышит музыку из своей роли и видит подругу, репетирующую её партию. Балерина накидывается на подругу с упрёками. Весь вечер перед премьерой балета девушка репетирует. Её мучают галлюцинации. Она замечает, что картины её матери говорят с ней. Она срывает картины со стены и бежит в ванную. Там она видит, что сыпь на её плече распространилась и имеет вид гусиной кожи. В некоторых местах через кожу проступают странные шипы. Она вытаскивает один из них и видит, что это чёрное перо. Балерина бежит в свою комнату, где у неё проламываются назад ноги, как у птицы. Она пытается выпрямиться и падает, теряя сознание и просыпается только под вечер следующего дня. Мать заявляет девушке, что позвонила в театр и сказала хореографу, что та больна и не может выступать на премьере. Естественно, балерина срывается и бежит на работу. В первом акте балерина выпадает из рук партнёра. Во втором акте балерина танцует раскованно и страстно, и получает бурю оваций. Внезапно она обнаруживает у себя в животе рану, в которой торчит осколок зеркала. Превозмогая боль, она выходит доиграть последний акт, в конце которого балерина спрыгивает с импровизированной скалы вниз на специально подготовленный матрас. Из зала слышатся овации. В этот момент все видят, что у балерины на платье расплылось кровавое пятно. Хореограф требует вызвать скорую, а сам спрашивает, что произошло. Девушка отвечает: «Я испытала… совершенство. Я постигла его».

Для тех, кто не видел фильм Аронофски поясним, что это сюжет его нашумевшей психологической драмы «Черный Лебедь» с Натали Портман в главной роли.

Лучше поздно, чем никогда

Вообще, одарённые люди постоянно осуществляют не только свои пожелания, но и мечты окружающих, в первую очередь своих не особенно одарённых родителей или ближайших родственников. Время от времени наступает момент отрезвления, когда поцелованные в темечко понимают, что их просто нагло используют по полной, начиная с тех же близких. У многих развивается мания преследования и ощущение того, что все вокруг их до сих пор используют. Во многих случаях это становится самореализующимся предсказанием.

Во время своего разговора с Наташей, я узнала, что такой момент просветления у неё наступил довольно-таки в младом возрасте. Когда ей было лет 10—11, мамочка потащила её на концерт знаменитой тогда Полины Осетинской дабы доченька воочию поняла, что тратит свой талант впустую, в то время, как её одногодка уже собирает залы. Наташа даже вспомнила, что Полина играла Второй Концерт Чайковского. Выступала эта маленькая хрупкая девочка действительно здорово. После концерта её практически вынесли со сцены: сказалось напряжение и физическое истощение. Мама Наташи с толпой других родителей набросились на папу Полины – небольшого упитанного мужчину с широкой окладистой бородой, который (Наташа поняла это сразу) был в дупель пьян, но с апломбом объяснял родителям «неудавшихся» гениев, как следует воспитывать Моцартов. Несмотря на сочные матерные аналогии, сыплющиеся в облаке алкогольного амбре с уст папы, звезды вечера, толпа родителей жадно ловила каждое его слово, ибо дети ДОЛЖНЫ, особенно если родители отдают последнее. А звучали из уст папы такие заявления как «ребёнок с талантом принадлежит родителю и должен беспрекословно слушаться, чтобы не зарыл талант в землю, ибо ничего не понимает», или «талант должен упорно тренироваться и упражняться, и задача родителя принудить ребёнка к упорному труду» и прочая. Больше всего Наташу потрясло, когда папа Полины сказал: «Когда мне в школе сломали палец, я записал в дневнике: «Я не смогу играть. Но у меня будет дочь и она станет великой пианисткой. Стала. Полина – это мои руки». Ибо «если не я, то мои дети». Очевидно, что мама Наташеньки разделяла суждения папы Осетинского, так как следующие несколько лет Наташа, стиснув зубы, провела в усиленных упражнениях. Наконец, ей «повезло», она «переиграла» руку и провалила экзамены в консерваторию. К скрипке больше не прикасалась.

А вот реальная история Полины Осетинской, той девочки, успех которой так «вдохновил» маму Наташи. Несколько лет назад в свет вышла книга Полины Осетинской «Прощай, грусть». Это книга о том, как родители делают из детей вундеркиндов, калеча их и эмоционально, и физически. Уже к восьмилетнему возрасту, девочка имела огромный классический репертуар – около 30 часов, гастролировала по всему СССР, снималась в посвящённых ей фильмах. Ее отец, Олег Осетинский, с удовольствием рассказывал журналистам о воспитании ребенка по разработанной им самим системе «дубль-стресс». Система якобы позволила из девочки, не обладающей практически никакими музыкальными способностями, вылепить чудо. Почему тогда никто не задумался о том, что «любящий» родитель реализует через ребёнка собственные амбиции, а методы этой реализации просто варварские?

Когда Полине стукнуло 13, идиллическая картинка рассыпалась вдребезги. Она сбежала от отца. По словам Полины, она была на грани самоубийства. Тогда и открылось, что милый папа унижал её всеми доступными способами: ради результата он оскорблял, бил, запугивал, держал впроголодь. По словам дочери, на её глазах в течении трёх месяцев Олег Осетинский насиловал свою 15-летнюю ученицу (наивные родители доверили дочь «гениальному» воспитателю и отправили с ним в турне). Убежав от отца, Полина скрывалась сначала у друзей, потом переехала к матери в Ленинград (кстати, Олег Осентинский был женат 7 раз). Именно там она закончила музыкальную школу при консерватории, а затем саму консерваторию и аспирантуру. По словам Полины, восстановление физического и душевного равновесия давалось крайне тяжёло. Но она выстояла и не сломалась.

Как и в случае с Наташей, конец истории – положительный.

Сейчас Полина Осетинская даёт концерты по всему миру. А её отец после выхода книги дочери ничуть не был смущён. Он раздавал множество велеречивых интервью о том, как много он вложил в свою неблагодарную дочь и как жестоко она его оболгала.

Полина стала жертвой собственного таланта.

С энергетической точки зрения дети – натуральные батарейки, а дети-гении – это просто мини-атомная электростанция. Поэтому их окружение, начиная с собственных родителей, немедленно начинает эксплуатировать этот огромный потенциал, обычно реализуя собственные неудавшиеся амбиции. Если вспомнить истории детей-вундеркиндов, то редко кто доживал до преклонных лет, а даже если биологически они выдерживали испытание, то во многих случаях уже с детства они сталкивались с прессингом и надругательствами со стороны собственных близких. Не буду даже вспоминать Моцарта или Шопена.

Недавно я пересмотрела фильм Великого Чаплина (кстати, почитайте его биографию, скольким он был должен) «Малыш», где эту роль гениально сыграл пятилетний Джеки Куган. Нет, он не умер, как Моцарт, в молодом возрасте и благополучно дожил до старости, сумев творчески реализоваться. Но алчность его собственных родителей была настолько необузданной, что это вылилось в судебное разбирательство, которое закончилось принятием закона Кугана, где детям-актёрам гарантировался процент от их собственных заработков. При чём аргументация родителей Джеки была искренне-возмущённой. Перед судом они преспокойненько объяснили, что ребенок уже получает удовольствие от того, что играет в фильмах и что они лучше знают, какие у него финансовые потребности в настоящем и будущем. Всё это классические аргументы манипуляторов (о чем подробнее в главе 8).

Итак, факт такой: за маленькими исключениями, одарённые личности автоматически становятся жертвами менее талантливых индивидуумов, которые с упоением начинают их эксплуатировть на полную катушку.

Берегите сильных, берегите сильных, сильных берегите

Итак, талантливые люди – стопроцентные надмотиваторы и первые кандидаты на мировую славу и известность. Теперь я вам скажу нечто, что очень просто, то есть интуитивно каждый об этом знает, но пока никто этого не произнёс вслух.

У каждого человека без исключения есть ДАР. Это то, что дает ему Бог как орудие исполнения жизненной миссии. Дар – это такой мега-талант, который присущ только данному человеку. Это – уникальная способность к чему-то, с которой этот человек, потенциально, может войти в историю. Жизненная задача человека – найти этот дар, его раскрыть и исполнить жизненную миссию (из разряда «на смертном ложе почувствовать, что жизнь прошла не зря»).

Немного нижестоящий уровень духовного развития – талант. У человека может быть и несколько талантов. Например, как мы видели, у Наташеньки талантов было целая куча. Если человек в состоянии идентифицировать и развить талант – это тоже хорошо и полезно, хотя жизненная миссия так и останется незавершённой.

А вот теперь мы подходим к беде многих. Обычно люди проживают жизнь, так и не узнав свой дар или не развив свои таланты. Многие просто становятся бухгалтерами или фермерами, потому что так «сложилось» или так решили за них родители. И с одной стороны это даже неплохо: каждое выделение из толпы за счёт таланта или, не дай Боже дара, – это прямое проявление надмотивации и потенциально чрезвычайно неприятное упражнение, разве что вы вовремя узнаете как с этим жить и научитесь это делать.

Талантливые люди по определению сильные. Им завидуют, с ними хотят общаться, от них многого требуют. Но никто не задумывается, чтобы их… защищать.

Я бы хотела, в рамках этой книги, опубликовать памятку для близких одарённых и талантливых людей. Я надеюсь, что если вам повезло и вы живёте или знакомы с сильной личностью, вы сумеете найти несколько мгновений, чтобы задуматься о ВАШИХ обязанностях по отношению к этому человеку.

Памятка для близких сильных людей

1. Сильные люди бывают намного беззащитнее слабых. Им многое дано, но ещё больше от них требуют. И эти люди, которые требуют – это ВЫ. Помните, «во время урагана гибкий тростник гнётся и шуршит, а сосна просто ломается и умирает навсегда», – это китайская поговорка, а китайцы мудрый народ. Если вам повезло и в вашем окружении есть сильный человек, то это означает, что у вас МИССИЯ – защищать и поддерживать его.

2. Сильные люди отвечают вовсе не за себя. Одарённые люди несут груз, о котором они не просили. Они также не отвечают за вас, за своих близких. У них более глобальное задание, они отвечают за весь мир попавший в их орбиту. «Потому что сила притягивает к себе массу», – так говорят физики, а они то уж знают законы вселенной. Поэтому Ваша МИССИЯ – помочь сильному одарённому человеку вынести этот груз. Сильные люди просто не имеют столько энергии и времени, чтобы очищать своё окружение от плевел и покорно несут вместе с драгоценной ношей своего дара всю остальную грязь мира, который находится в их орбите. Чем больше дар, тем тяжелее ноша.

3. Сильные люди вовсе не здоровее и не крепче всех прочих. Просто они точно знают, что не имеют права падать в обморок и умирать пока от них всё ещё кто-то зависит. Они понимают, что дар, который они получили при рождении – это также и ответвенность. А понимаете ли это ВЫ? Или вы просто наслаждаетесь результатами успеха ваших одарённых близких? «Сильные люди способны во время обширного инфаркта прыгнуть в воду, доплыть до тонущего ребенка, вытащить его на берег, удостовериться, что ему больше ничего не грозит, – и только тогда отключиться». Так говорят медики, а медики повидали на своем веку куда больше чудес, чем физики и китайцы вместе взятые. Ваша МИССИЯ – сказать «стоп, отдохни, прийди в себя»!

4. А ещё сильные люди очень одиноки. И вовсе не потому, что никого не терпят рядом с собой. Просто… Они же сильные! Вот никому и в голову не приходит, что и им бывает больно, страшно, одиноко, просто тоскливо. С ними не всегда легко, не всегда приятно, не всегда комфортно, зато надежно. Это и есть та самая кавалерия, которая приходит на помощь в последний момент. Ну, а Вы – это пехота, которая «царица полей», всегда идет вперёд и расчищает путь, чтобы кавалерия при вашем спасении не поломала ноги.

Защищайте сильных

Есть ещё одна причина, почему мы должны защищать и поддерживать сильных, одарённых людей. Эта причина – инстинкт самосохранения. Смотрели «Люди Х»? То-то же. В этой сказке есть намёк. Когда сильные люди ломаются, и никто при этом не страдает, кроме них, то можно считать это ещё благоприятным исходом. Но иногда талантливый человек «слетает с катушек» и начинается трагедия.

В фильме «Умница Уилл Хантинг» (Good Will Hunting) есть отсылка к математическому гению Теду Качинскому, родившемуся в 1942 году. Качинский был вундеркиндом, он перескочил через несколько классов и поступил в Гардвард в 16 лет. Окончил обучение, когда ему было 20 лет. К 26 годам Качинский стал преподавателем в престижном Калифорнийском Университете в Беркли. Конечно, фамилия Качинского сейчас напоминает совсем не про математику. Он навсегда останется известным как Унабомбер – создатель импровизированных взрывных устройств. Качинский испугал Америку не только своими взрывами, но и своим Манифестом. То, что он был одним из лучших теоретических математиков своего поколения остаётся только примечанием или историей-предостережением. Остаток своей жизни самый знаменитый американский серийный убийца проведёт в федеральной тюрьме.

Кстати пересмотрите этот фильм «Умница Уилл Хантинг». Это как раз прекрасная иллюстрация к тезису, что одарённые люди нуждаются в поддержке.

Завтра не наступит никогда

Теперь я приведу несколько «революционных» тезисов:

1. Все люди равны (обозначим это А)

2. Каждый человек – уникален (обозначим уникальность каждого человека как В)

3. Если успех = духовный рост, то А+В = надмотивация.

Ну люблю я математику и логику, что поделать!

Это означает, что, несмотря на то, как поцеловал вас Боженька – в темечко, явно или скрыто, у вас такие же возможности добиться успеха, как и у остального населения нашей планетки. Если мы имеем в виду проявление того дара, который принесут пользу вам и окружающим.

Знаете, кому труднее всего добиться такого успеха? Людям, которые «родились с серебряной ложечкой во рту» (так англичане описывают привилегированных детей). Я согласна и не согласна с господином Альфредом Адлером, автором комплекса неполноценности и «эффекта сверхкомпенсации» с тем, что поведение огромного числа людей определяется некими социальными «фикциями» (такими например, как «все люди равны в своих возможностях» или «чтобы добиться успеха в жизни, главное – желание»), которые совершенно не соответствуют действительности.

В погоне за этими фикциями люди понапрасну расточают свои силы и энергию так ничего реального и не добиваясь. Аналогичным образом согласно Адлеру протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследует цель достижения фиктивного превосходства, становясь таким образом оптимальным вампиром или манипулятором. При этом реальный Дар запихивается на задворки подсознания и человек начинает собирать очки в области, где видимость успеха приходит наиболее быстрым и эффективным образом. Например, намного легче смошенничать и украсть миллион, чем его заработать, развивая дар танцора или писателя. Легче убиваться на ненавистной офисной работе («надо же платить ипотеку!»), чем стать космонавтом или геологом. Легче ждать пенсии, которая призрачно манит свободой выбора, чем осуществить свою мечту здесь и сейчас.

Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды (именно сверхкомпенсацией чувства неполноценности, вызванного, в частности, физическими недостатками, Адлер объясняет, например, творчество Бетховена и Шиллера, ораторское искусство Демосфена), чаще всего, однако, это стремление остаётся неудовлетворённым, порождая всё новые проблемы и резко ограничивая круг интересов личности. Вот здесь с Адлером я не согласна в принципе. Бетховен, Шиллер, Демосфен не страдали от комплекса неполноценности – они реализовали свою мечту несмотря на физическую ущербность.

Адлер же считал, что в жизни человека должны быть иные ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником, на его взгляд, является присущая каждому человеку, врождённая потребность ощущать себя частицей мироздания, человечества в целом – чувство общности. И вот в этом плане я абсолютно согласна с австрийским психологом.

В чём я с ним ещё согласна, так это с тем, что старт «с низов» существенно убыстряет процесс духовного развития человека, чем человека, который с детства не имеет никаких материальных или физических проблем. Человек, которому с детства талдычат, что он слабенький или глупый, если не сломается, то начинает прыгать намного выше, чем соперники. Пример – Великий Терминатор Шварцнеггер. Комплекс неполноценности – крутой мотиватор, я бы даже сказала, во многих случаях – надмотиватор, так как человек переступает через себя.

При чём «с низов» не обязательно означает материальную составляющую.

Тэмпл Грандин родилась в очень состоятельной семье. С детства ей поставили диагноз – аутизм. Девочка очень отличалась от ровестников и была постоянно объектом травли. Несмотря на это, она стала крупнейшим специалистом в животноводстве и психологии. Ей, конечно же, очень помогло, что её мама, наследница богатейшего состояния, была в состоянии нанять лучших специалистов и поместить её в лучшие школы, но изначально Грандин совладала с собой, пересилив свой страх перед социальными контактами.

Итак, утверждения Адлера о том, что человек проводит жизнь, чтобы компенсировать чувство собственной неполноценности и преследует цель достижения фиктивного превосходства для меня и правдивы, и неправдивы. К сожалению, примеров о том, что стремление к фиктивному превосходству повсеместно множество. На этом построены все системы образования, где такие фикции поощряются различными соревнованиями и дипломами. Потом всё это плавно перетекает в профессиональную среду, где начинаются крысиные бега.

Что мне нравится в теории Адлера так это то, что в отличие от Фрейда, он рассматривает человека, прежде всего, в контексте общественных связей, считая его изначально социальным существом, не способным без ущерба для себя жить обособленно от других людей, на что обрекает его желание возвыситься над остальными. В этом смысле чувство общности выступает антитезой стремления к власти, одновременно являясь мерой душевного здоровья и социальной адаптации личности.

В этом плане Адлер, по крайней мере в моём понимании, приблизился к моему видению ситуации, хотя с моей точки зрения, этим тезисом он сам себе противоречит. Я считаю, что человек, который добился духовных вершин не стремится к власти, он её получает автоматически. Пушкин, он и в Африке Пушкин, несмотря на скромные оценки в лицее. Черчилль навсегда останется «английским бульдогом» несмотря на то, что его дар политика проявился только на седьмом десятке, да и то ему помогла экстремальная ситуация – Вторая Мировая. Я скажу больше, если вы стремитесь к фиктивному превосходству, вам прямой путь в манипуляторы и это вас непременно разрушит, в лучшем случае, задержит ваше развитие. А вот если вы через раскрытие своего дара и служение людям, взойдёте на следующую ступеньку духовного развития, вас ждёт вечный успех.

Практические советы

Я думаю, что если вы читаете эту книгу, то у вас «назрело». Поэтому я вам дам несколько простых советов:

1. Поймите, в чём ваш дар или талант. Многие люди считают, что у них нет никакого дара и что им уготована жизнь серого червячка. Это неправда. Любой человек – уникален и все люди равны именно тем, что каждый – уникален. Суть дара – умение или знание сделать то, что не могут сделать другие люди. В Англии (и в других странах) есть целое шоу на эту тему – «Британия ищет таланты». Посмотрите, с какими безумными идеями приходят туда люди, а ведь творчество – это безумие, по той простой логике, что безумие – это отклонение от нормы. Талант – это тоже отклонение от нормы. Стало быть, любое творчество – это безумие. Так что, для того, чтобы понять в чём ваш талант просто подумайте, в чём вы немного безумны (отклоняетесь от нормы). Кстати, мнение эксперта подтверждает эту теорию – П. Б. Ганнушкин (русский и советский психиатр, ученик С. С. Корсакова и В. П. Сербского, создатель психиатрической школы) пишет в своём труде «Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика»: «Всё самое прекрасное в мире сделано нарциссами. Самое интересное – шизоидами. Самое доброе – депрессивными. Невозможное – психопатами. Здоровые почти не вносят вклад в историю». Я считаю, что это немного с точностью наоборот – так называемой нормы психического здоровья просто нет (почитайте «Алису в Стране Чудес»), то есть каждый человек – немного сумасшедший по-своему. Пройдите любой профессиональный психологический тест, у вас на 100% что-нибудь обнаружится, хотя бы легкая депрессия. Дар или талант – это просто более крайние отклонения от нормы, выделение из толпы, что как уже было сказано, часто карается обществом.

2. Не зарывайте ваш талант в землю. Это грех во всех основных религиях. Если ваш талант – вышивка или кулинария, занимайтесь этим постоянно, доводя ваши навыки до совершентства. Вы обязательно в чём-то лучше, чем остальные люди. И скажу вам один секрет, ваш дар – это, скорее всего, ваше любимое занятие, приносящее вам наибольшее удовлетворение. Если вам нравится копаться в земле, вы, скорее всего, гениальный садовник. К слову, быстренько расскажу историю последнего китайского императора. В 1945 году, когда в Китае победила революция, последнего императора советские войска вывезли в Сибирь, где он провёл несколько лет, так скажем, не в слишком императорских условиях. Потом ситуация в Китае устаканилась (то есть победила революция) и он попросился вернуться на родину. Новая власть долго чесала макушку, куда пристроить бывшего монарха, который, в конце концов, сам предложил решение: он стал садовником в Пекинском зоопарке, гениально разработав и воплотив новый ландшафт для этого культового для китайцев места. Вывод – лучше быть хорошим садовником, чем плохим императором.

3. Развивайте ваш талант. Это уже из области надмотивации. Если откопать талант, в крайнем случае, нужна просто мотивация, но чтобы его совершенствовать, надо научиться стискивать зубы и, по логике первого пункта, становиться всё более и более безумным. Если вы посмотрите на творчество любого знаменитого артиста, во многих случаях сложится впечатление, что у них полностью поехала крыша. Открою секрет, развитие таланта должно происходить в двух направлениях: 1. постоянные упражнения / телодвижения по продвижению вашей уникальности и 2. Не менее большие усилия и контроль над пропорционально развивающимся безумием. Особенно будьте осторожны с алкоголем и наркотой.

4. Сообщите о вашем таланте максимальному количеству людей. Это даже не вопрос монетизации ваших усилий, это вопрос обмена энергией. Когда вы выставляете ваши творения на публичный суд, то происходит раскрытие вашего потенциала. Взамен вы получаете энергию публики через их эмоции и энергию денег. Когда вы с вашими кофточками ручной вязки или консультациями по астральной медицине выходите к вашим потенциальным поклонникам, клиентам или покупателям, наступает момент истины – насколько вы заразительно безумны, чтобы увлечь этих людей в свой собственный уникальный мир творчества или бизнеса. Сразу скажу 2 вещи: будьте готовы к критике (часто не обоснованной) и к отсутствию скорого коммерческого успеха. Не обижайтесь и не плюйтесь в сторону обидчиков и не считайте, что вас не понимают. Это всё не важно. Важно то, что вы им дали шанс приобщиться к вашему видению мира и что у вас потенциально открыт канал обмена информации. Это самая основная миссия надмотиватора. Сообщив о вашем таланте максимальному количеству людей, не совершайте основной ошибки – не раздаривайте ваш талант бесплатно. Как люди относятся к халяве, я уже неоднократно объясняла.

5. Если вы уверены в своём таланте, идите вперёд, к успеху. На этом этапе и начинается подвиг. Как только вы понимаете (или за вас понимают и вам доказывают) ваш талант, то у вас появляются и поклонники, и недоброжелатели, то есть попросту – завистники. Изначально вашими поклонниками может быть папа и мама, тогда завистниками станут папа и мама менее талантливого ребенка. Если у вас талант тогда то, что вы делаете для вас будет легче, чем для остальных, например украшение капкейков. Многие люди захотят сделать также и у них не получится, появится злость. Злость – это накопление энергии и чтобы негатив исчез, эту энергию надо потратить. Если тратить некуда, злость накапливается и в конце-концов «прорывается дамба». Поэтому, если вас критикуют, основное правило – не расстраивайтесь. Среди критики только около 10% будет конструктивных замечаний. Остальные 90% – это нерасплёсканная злость и поверьте мне на слово, это не ваша задача, чтобы «лечить» этих людей. Захотят – сами вылечатся. Когда я написала свою первую статью насчёт покупки недвижимости в Лондоне, где доказала, что с капиталом в 10,000 фунтов можно уже начинать просчитывать варианты по покупке, на меня вылился ушат оскорблений в соц. сетях. Но многие умные люди вдохновились и, последовав моим советам, стали обладателями собственной недвижимости. Вопрос – кто прав? Так что: «Шавки лают, караван идет дальше».

6. Поменяй знак энергии. Многие из вас, читателей, в данный момент принадлежат к этому лагерю завистников, то есть варятся в собственной энергии, не зная, куда её направить. Скажу сейчас очень неоднозначную вещь – нет плохой или хорошей энергии, так как и нет плохих или хороших людей. Те, кто хоть немного знаком с физикой, помнят из программы средней школы, что любая энергия – это просто сила, вектор которой может быть направлен в любую сторону. Дам такой пример, «злодей всех времен и народов» господин Гитлер, судя по его творчеству (почитайте его книги, например «Моя борьба») был довольно-таки талантливым и неординарным человеком. Его картины (покопайтесь в интернете, не так уж эти картины и плохи, энергетика там тоже «нормальная»), его книги тоже отличаются довольно-таки точными наблюдениями жизни, неплохим слогом и опять же, позитивной энергетикой (про содержание пока не будем распространяться). Поверьте мне, если кто-то создаёт произведение, которое способно увлечь миллионы, это происходит из-за того, что автор «отдаёт частичку себя» – избитый термин, означающий отдачу энергетического запаса. Многие великие творцы были неадекватны – Ван Гог, Кулибин, да Винчи и так далее, но вопрос, что остальные люди сделали с их творениями. Абсолютно не защищая господина Гитлера, я однако считаю его чрезвычайно хорошим примером теории, что даже очень хорошая энергетика, направленная в неправильное русло способна убить (в этом случае в прямом смысле) миллионы.

Возвращаясь к вам, любимым. У вас на 100% есть талант / дар, и вы отмечены всевышним. Но если вы сейчас сидите и «кипите от злости» и жалуетесь на жизнь, это просто означает, что вас переполняет энергия. Лечение очень простое: вам надо выпустить этого джина из бутылки и заняться со всей страстью тем, чем вы давно мечтали заняться. Возраст, здоровье, семейные обязанности и прочая – все неважно. Как только вы сконцентрируетесь на том, что вы хотите сделать и вместо «я не могу этого сделать потому что….», начнёте говорить «я это сделаю, несмотря на…», у вас всё получится. Направьте половину энергии, которую вы тратите на язвительные комментарии в соц. сетях, пьяные кухонные посиделки с критикой всего и вся и похожее времяпровождение на актуальные телодвижения по осуществлению вашей мечты, и вы там окажетесь раньше, чем когда-либо думали.

Несмотря ни на что…

Реальная история. В эту историю многие не верят, но она произошла совсем недавно.

Жила была в маленьком литовском городке девочка, назовём ее Марьяной, с очень большой тягой к рисованию. Когда ей стукнуло 18, так сложилось по жизни, что она выскочила замуж. Дети пошли сразу – сначала мальчик, потом девочка. О рисовании пришлось забыть сразу. Как только дети вылезли из пелёнок, молоденькая женщина устроилась на фабрику заниматься абсолютно скучной бумажной работой (помните закон о тунеядстве?). Когда дети уже подросли и стали самостоятельными, ей было всего 30, о красках она не вспоминала уже лет 10 и по её собственным словам «она начала умирать» – появилась одышка, постоянная злость на всех, депрессия. Турпоход в магазин стал подвигом, так как чтобы подняться с полными сумками на 5 этаж, надо было останавливаться на каждом этаже и отдыхать минут 20.

Но наши тела – это оптимальные машины выживания. Как только тело поняло, что умирает, включились мозги и женщина пошла на курсы танцев. Потом добавились курсы тай-чи. Через пол года она взлетала на 5 этаж с полными сумками еды за считанные минуты. Появилась энергия, появилось время на собственные занятия, смахнув пыль с ящика с красками, она начала писать картины. Мужу это не понравилось, начались придирки, которые закончились разводом. В этот момент брат, проживающий в Лондоне, бросил клич, типа дети выросли, переезжай ко мне, я тебе всё устрою. Душа просила изменений и Марьяна решила оставить маленькую Клайпеду для большого Лондона.

По приезде оказалось, что, несмотря на обещание, брат не собирается ни в чём помогать новоприбывшей: «Приехала, ну и вали работать» – точные слова родственника несколько охладили пыл покорительницы столицы Туманного Альбиона. Пришлось опять забросить краски на антресоль и бежать зарабатывать на хлеб. Чем она только не занималась – разносила пиццу, разбрасывала листовки. Долгое время работала официанткой. Кстати, всем, кто мечтает об иммиграции, дам бесплатный совет – на таких работах вы никогда не выучите язык, идите сразу в университет или дерзайте найти нормальную работу среди аборигенского населения. Прошло 10 лет, у брата появилась молодая жена, которая сразу предъявила права на комнатку, где жила Марьяна, дескать, идеальное место для ребёночка. Марьяне был поставлен ультиматум: съехать в течение недели. Так она оказалась у меня в квартире. Место у меня было, поэтому я и помогла бездомной. Ситуация в анамнезе была следующая – 50-летняя тётка с глубокой депрессией и полным отсутствием жажды жизни. Злая на всех и вся, в том числе на братца. Я её просто спросила:

– А что ты вообще по жизни хочешь?

– Всегда хотела стать художником, – ответила она. – Но не получилось, сначала дети, потом переезд в Лондон. Сейчас ни денег, ни жилья, да и возраст уже такой – на погост пора.

На следующий день я взяла её за руку и насильно поволокла в ближайший колледж, куда как раз производился набор. Заполнила за неё анкету и её приняли на курс изо. Следующие несколько месяцев, по словам Марьяны, были кошмаром. За 10 лет обитания в русско-язычной диаспоре её английский был в таком плохом состоянии, что она не понимала преподавателя. От слова совсем.

«Он мне что-то объясняет, я потом что-то делаю, – рассказывала он, – а у него округляются глаза, я чувствую, что он заорать на меня хочет, мне стыдно, руки дрожат. Он пытается что-то объяснить, я а не понимаю».

Потом вдруг Маня проснулась одним прекрасным утром со знанием английского (бывает такое, по себе знаю, вдруг начинаешь все понимать). Дело пошло веселее и к концу курса Марьяна стала лучшей ученицей в классе. На выставке картин, её картины получили специальный приз и ей поступило предложение из самого Оксфорда на обучение без сдачи экзаменов. Экзамены она всё-таки сдала, но в местный университет Восточного Лондона, так как переезд в Оксфорд по многим причинам не был в планах и этот универ она с блеском закончила в возрасте 53 лет. Жилье нашлось, кстати, тоже без проблем, когда энергия направлена на созидание, всё складывается как пазл в нужный узор. Сейчас она – художник и иллюстратор, счастливая женщина. Если не верите в реальность этой истории, напишите мне, я вас познакомлю.

Конец ознакомительного фрагмента.