Вы здесь

1С: Бухгалтерия 8 с нуля. 100 уроков для начинающих. Глава 2. Заполнение справочников и классификаторов (А. А. Гладкий, 2010)

Глава 2

Заполнение справочников и классификаторов

В программе ”1С:Бухгалтерия 8” справочник – это хранилище основной базовой информации, на которой строится вся последующая работа. В справочниках хранятся сведения об организациях и контрагентах, о физических лицах компании, об используемых валютах, структурных подразделениях компании, единицах измерения товарно-материальных ценностей и др.

Помните, что эксплуатация программы возможна только после заполнения основных справочников. Если этого не сделать сразу, то придется вводить соответствующие сведения уже в процессе работы с документами, что неудобно.

Урок № 11. Справочник организаций

В справочнике организаций осуществляются ввод, редактирование и хранение сведений о собственных организациях, входящих в состав корпорации, холдинга и т. п. Для перехода в режим работы с данным справочником нужно выполнить команду главного меню Операции | Справочники, затем в открывшемся окне (см. рис. 1.13) выделить щелчком мыши позицию Организации и нажать кнопку ОК. В результате на экране отобразится окно справочника, представленное на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Справочник организаций


Как видно из рисунка, в справочнике уже имеется информация о собственном предприятии ООО ” Меркурий”, которую мы ввели в режиме работы Стартового помощника (подробнее см. урок № 10). Теперь рассмотрим, каким образом осуществляется добавление в справочник новых организаций.

Предположим, что нам нужно ввести информацию об организации ЗАО "Капитал". Первое, что нужно для этого сделать – это выполнить в окне справочника команду Действия | Добавить либо нажать клавишу <Insert> (также можно воспользоваться соответствующей командой контекстного меню, вызываемого нажатием правой кнопки мыши). В результате любого из перечисленных действий на экране отобразится окно ввода и редактирования организации (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Окно ввода и редактирования организации


Теперь в поле Наименование с клавиатуры введем краткое наименование организации – ЗАО "Капитал". Значение поля Код будет сформировано программой автоматически при сохранении введенных данных, поэтому его не заполняем.

Основная часть интерфейса ввода и редактирования состоит из нескольких вкладок: Основные, Адреса и телефоны, Коды, Фонды и Прочее. На этих вкладках сгруппированы однотипные, сходные по назначению и функциональности параметры. Ключевые сведения об организации содержатся на вкладке Основные, содержимое которой показано на рис. 2.2.

На данной вкладке в поле Префикс укажем префикс, который будет использоваться при нумерации документов – КАП, а в поле Юр./физ. лицо из раскрывающегося списка выберем значение Юр. лицо, поскольку организация является юридическим лицом.

Примечание

После щелчка мышью в любом поле вкладки Основные автоматически в соответствии со значением поля Наименование заполнятся параметры Полное наименование и Наименование плательщика в платежных поручениях на перечисление налогов. Значения этих параметров вы можете отредактировать по своему усмотрению.

Будем считать, что для организации ЗАО "Капитал" головной организацией является ООО "Меркурий". Поэтому в поле Головная организация из раскрывающегося списка выберем значение ООО "Меркурий". Отметим, что сразу после этого автоматически заполнится расположенное ниже поле ИНН (его значением станет индивидуальный номер налогоплательщика головной организации). Вручную отредактировать это значение невозможно.

Далее введем информацию о банковском счете организации. Но учтите, что предварительно необходимо записать элемент: после щелчка мышью на кнопке выбора в поле Осн. банковский счет на экране появится соответствующий запрос, на который следует ответить утвердительно. В результате введенная информация о новой организации будет сохранена в справочнике организаций.

После этого на экране отобразится окно списка банковских счетов для организации ЗАО "Капитал". В этом окне нужно выделить щелчком мыши требуемый банковский счет и нажать кнопку Выбрать или клавишу <Enter>. Если до настоящего момента информация о банковских счетах ЗАО "Капитал" не вводилась, ее нужно ввести. О том, как вводить данные в справочник банковских счетов, мы узнаем позже.

Теперь в поле КПП с клавиатуры введем код причины постановки предприятия на учет, а в поле Дата гос. регистрации с помощью календаря, открываемого нажатием кнопки выбора, укажем дату государственной регистрации организации ЗАО "Капитал". Затем последовательно нажмем кнопки Записать и ОК. Результат выполненных действий показан на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Добавление новой организации в справочник


Важно

Обратите внимание: в справочнике организаций одна позиция выделена жирным шрифтом. Так обозначается основная организация, которая будет использоваться в программе по умолчанию. Чтобы назначить организацию основной, нужно выделить ее щелчком мыши и нажать кнопку Установить основной.

Впоследствии вы всегда сможете отредактировать сведения по любой организации, введенной ранее в справочник. Для перехода в режим редактирования нужно выделить эту организацию щелчком мыши и выполнить команду Действия | Изменить либо нажать клавишу <F2> (можно также воспользоваться соответствующей командой контекстного меню). В результате на экране отобразится окно ввода и редактирования организации (см. рис. 2.2), в котором выполняются необходимые действия.

Урок № 12. Справочник валют

В справочнике валют осуществляются ввод, редактирование и хранение данных об используемых в программе валютах. Отметим, что даже если в организации не ведется многовалютный учет, справочник валют должен содержать сведения как минимум об одной валюте – о национальной денежной единице.

Урок посвящен освоению приемов и методов работы со справочником валют в программе ”1С:Бухгалтерия 8”.

Для перехода в режим работы с данным справочником нужно выполнить команду главного меню Операции | Справочники, затем в открывшемся окне (см. рис. 1.13) выделить щелчком мыши позицию Валюты и нажать кнопку ОК. После этого на экране отобразится окно справочника валют, которое показано на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Справочник валют


В этом окне содержится список введенных ранее валют. Для каждой позиции списка в соответствующих колонках указываются код валюты, ее краткое и полное наименование, курс и кратность. В качестве краткого наименования можно использовать обозначение валюты (например, USD, RUR и т. д.). Как видно из рисунка, по умолчанию справочник содержит информацию об одной валюте – российском рубле.

Курс валюты указывается на рабочую дату. Чтобы установить рабочую дату, следует выполнить команду главного меню Сервис | Параметры и в открывшемся окне перейти на вкладку Общие. В качестве рабочей даты можно установить текущую дату компьютера – для этого на данной вкладке нужно установить флажок Использовать текущую дату компьютера. Если же данный параметр отключен, то становится доступным поле Использовать значение, где можно ввести значение, которое будет использоваться в качестве рабочей даты.

В окне списка валют значение рабочей даты отображается в левом верхнем углу окна в поле Дата курса.

Значение Кратность представляет собой котировочную единицу валюты и обычно используется в работе с валютами, имеющими достаточно низкий курс. Например, если курс какой-то валюты по отношению к базовой валюте (обычно в качестве базовой валюты используется российский рубль) составляет 3,2174 рубля за 1000 единиц валюты, то в поле Кратность следует ввести значение 1000, а в поле Курс – 3,2174.

Добавление новой и редактирование текущей валюты можно выполнять как непосредственно в окне списка, так и в специально предназначенном окне редактирования.

Для переключения режимов редактирования предназначена команда Действия | Редактировать в диалоге либо аналогичная команда контекстного меню. При включенном режиме Редактировать в диалоге все действия по формированию новой и редактированию текущей валюты выполняются в окне, изображенном на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Ввод и редактирование валюты


В данном окне необходимо определить значения следующих параметров:

Наименование. В это поле с клавиатуры вводится краткое название текущей валюты. Длина краткого наименования не может превышать 10 символов. Рекомендуется в качестве краткого наименования вводить обозначение валюты, используемое в Общероссийском классификаторе валют;

Код. Здесь указывается числовой код валюты; длина числового кода не может превышать 3 символов. Рекомендуется вводить такой же числовой код, который используется для данной валюты в Общероссийском классификаторе валют;

Полностью. В этом поле с клавиатуры вводится полное наименование валюты;

Параметры прописи целой части для русского языка и Параметры прописи дробной части для русского языка.

В этих выделенных областях определяется порядок отображения прописью целой и дробной частей валюты. В частности, указывается род (Мужской, Женский либо Средний) и варианты написания при разных числовых величинах. Для дробной части в отдельном поле указывается количество выводимых символов. Из раскрывающегося списка выбирается требуемое значение – 1 знак, 2 знака либо 3 знака (для большинства валют – 2 знака).

В нижней части окна редактирования в выделенной области История курсов ведется список курсов данной валюты. Для каждой позиции списка в соответствующих колонках отображаются дата курса, название валюты, величина курса и кратность. Чтобы добавить в список новую позицию, нужно выполнить команду Действия | Добавить (в данном случае имеется в виду кнопка Действия, расположенная сразу над списком курсов валют; также для этого можно воспользоваться расположенной рядом кнопкой инструментальной панели либо нажать клавишу <Insert>). При активизации данной команды в списке появится новая позиция для ввода необходимых сведений.

Завершается процесс формирования/редактирования валюты нажатием кнопки ОК либо Записать, после чего изменения отразятся в окне списка. С помощью кнопки Закрыть осуществляется выход из данного режима без сохранения выполненных изменений.

Для добавления в справочник новой валюты можно воспользоваться также кнопкой Подбор из ОКВ, которая расположена справа вверху окна списка (см. рис. 2.4). При нажатии на эту кнопку на экране откроется окно Общероссийского классификатора валют, в котором нужно выделить щелчком мыши добавляемую валюту и нажать клавишу <Enter>. В результате на экране откроется окно редактирования валюты (см. рис. 2.5), в котором будут заполнены поля Наименование, Код и Полностью (при необходимости значения данных полей можно отредактировать с клавиатуры). Заполнение остальных полей данного окна выполняется в обычном порядке.

Урок № 13. Классификатор номеров ГТД

Классификатор номеров ГТД предназначен для хранения номеров всех грузовых таможенных деклараций, по которым когда-либо было поступление импортных товарно-материальных ценностей. Содержимое справочника используется, например, в режиме редактирования номенклатурных позиций.

Для перехода в режим просмотра и редактирования классификатора грузовых таможенных деклараций нужно выполнить команду главного меню Операции | Справочники, после чего в открывшемся окне (см. рис. 1.13) выделить щелчком мыши позицию Номера ГТД и нажать кнопку ОК. В результате на экране откроется окно справочника, изображенное на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Справочник номеров ГТД


В окне содержится перечень имеющихся грузовых таможенных деклараций. Для каждой позиции списка в соответствующих колонках отображаются ее номер и произвольный комментарий.

Все работы по созданию и редактированию списка грузовых таможенных деклараций производятся непосредственно в окне справочника (использование диалогового окна редактирования не предусмотрено). Для создания новой ГТД нужно выполнить команду Действия | Добавить либо нажать клавишу <Insert>, для редактирования текущей – выполнить команду Действия | Изменить либо нажать клавишу <F2>. После этого следует с клавиатуры ввести номер ГТД, а при необходимости – произвольный комментарий. Чтобы завершить процесс ввода/редактирования, достаточно щелкнуть мышью в любом месте окна (кроме текущей строки) либо нажать клавишу <Enter>.

Урок № 14. Классификатор единиц измерения

Учет каждой номенклатурной позиции ведется в установленных для нее единицах измерения, причем данный реквизит является обязательным. Если при вводе номенклатурной позиции (этой теме будет посвящен отдельный урок) не указать единицу измерения, то сохранить или записать эту позицию не получится – на экране отобразится соответствующее информационное сообщение.

Для ввода, редактирования и хранения информации об используемых единицах измерения предназначен специальный классификатор. Чтобы войти в режим работы с классификатором единиц измерения, его можно выбрать в окне выбора справочников (см. рис. 1.13) либо открыть с помощью команды главного меню Склад | Классификатор единиц измерения. Окно классификатора показано на рис. 2.7.

Рис. 2.7. Классификатор единиц измерения


В окне содержится перечень введенных ранее единиц измерения. Для каждой позиции списка в соответствующих колонках указывается ее код, а также краткое и полное наименование.

Для создания новой единицы измерения нужно нажать клавишу <Insert> либо выполнить команду Действия | Добавить; для редактирования текущей – нажать клавишу <F2> либо выполнить команду Действия | Изменить. Если включен режим редактирования в диалоговом окне (для переключения режимов редактирования предназначена команда Действия | Редактировать в диалоге), то на экране откроется окно редактирования единицы измерения, которое представлено на рис. 2.8 (в противном случае ввод и редактирование единиц измерения осуществляются непосредственно в окне списка).

Рис. 2.8. Ввод и редактирование единиц измерения


В соответствующих полях данного окна с клавиатуры вводятся краткое и полное наименования единицы измерения, а также ее код. Завершается процесс ввода/редактирования единицы измерения нажатием кнопки ОК или Записать. С помощью кнопки Закрыть осуществляется выход из данного режима без сохранения изменений.

Для добавления в классификатор новых единиц измерения можно использовать также Общероссийский классификатор единиц измерения, который выводится на экран нажатием в окне списка кнопки Подбор из ОКЕИ (см. рис. 2.7). В окне ОКЕИ необходимо установить курсор в требуемую позицию и нажать клавишу <Enter> либо дважды щелкнуть левой кнопкой мыши. В результате на экране откроется окно редактирования единицы измерения (см. рис. 2.8), в котором будут заполнены все поля. Для добавления в список выбранной единицы измерения нужно, как обычно, нажать в данном окне кнопку ОК либо Записать.

Урок № 15. Классификатор стран мира

В классификаторе стран мира ведется перечень государств, из которых поступают импортные товарно-материальные ценности либо услуги, а также те страны, гражданами которых являются физические лица. Информация, которая находится в данном классификаторе, применяется в справочниках номенклатуры и физических лиц. Кроме того, такая информация используется и в некоторых иных режимах работы.

Чтобы открыть классификатор стран мира, нужно выполнить команду главного меню Операции | Справочники, затем в открывшемся окне (см. рис. 1.13) установить курсор в позицию Классификатор стран мира и нажать кнопку ОК либо клавишу <Enter>. Окно классификатора показано на рис. 2.9.

Рис. 2.9. Классификатор стран мира


В окне представлен список введенных ранее стран. Для каждой позиции списка в соответствующих колонках отображается код, а также краткое и полное наименование страны.

Вводить и редактировать позиции можно как в отдельном диалоговом окне, так и непосредственно в окне списка. Переключение режимов редактирования осуществляется с помощью команды Действия | Редактировать в диалоге. Если ввод и редактирование осуществляется в окне списка, то после выполнения команды Действия | Добавить или нажатия клавиши <Insert> в списке появится новая позиция, которую нужно заполнить с клавиатуры. В противном случае на экране отобразится окно, которое показано на рис. 2.10.

Рис. 2.10. Ввод информации о стране


В окне следует ввести краткое и полное наименование страны, а также ее числовой код и код Альфа-2, после чего нажать кнопку ОК или Записать.

Добавлять новые страны в классификатор можно с помощью Общероссийского классификатора стран мира, который открывается при нажатии в окне списка на кнопку Подбор из ОКСМ. В окне Общероссийского классификатора стран мира нужно установить курсор в требуемую позицию и нажать клавишу <Enter> либо дважды щелкнуть левой кнопкой мыши. В результате на экране откроется окно редактирования (см. рис. 2.10), в котором будут заполнены все поля. Добавление новой страны в список произойдет после нажатия в данном окне кнопки ОК либо Записать. С помощью кнопки Закрыть осуществляется выход из данного режима баз сохранения изменений.

Урок № 16. Справочник контрагентов

Независимо от вида деятельности предприятия, его формы собственности, особенностей организации учета и иных факторов, у него всегда будут поставщики, покупатели, заказчики и т. д., одним словом – контрагенты. Для ввода, редактирования и хранения информации о контрагентах в программе предназначен соответствующий справочник, с которым мы и познакомимся в данном разделе. Перед началом работы рекомендуется ввести в него основных контрагентов, чтобы не тратить на это время впоследствии.

Для перехода в режим работы со справочником контрагентов нужно выполнить команду главного меню Операции | Справочники, затем в открывшемся окне выделить щелчком мыши позицию Контрагенты и нажать кнопку ОК. В результате на экране откроется окно справочника, изображенное на рис. 2.11.

Рис. 2.11. Справочник контрагентов


Как видно на рисунке, окно состоит из двух панелей – левой и правой. В левой панели отображается иерархический перечень групп контрагентов, а в правой показано содержимое группы, на которой установлен курсор. Отметим, что возможность группировки контрагентов довольно удобный механизм, поскольку он позволяет разделить их по категориям (Поставщики, Покупатели, Заказчики, Подрядчики, Прочие и т. д.).

Вначале мы рассмотрим, каким образом в справочник добавляются группы контрагентов, а затем изучим порядок ввода и редактирования контрагентов.

Чтобы добавить в справочник группу контрагентов, нужно в правой панели окна установить курсор на ту позицию, которая должна являться родительской для создаваемой группы, и выполнить команду Действия | Новая группа либо нажать комбинацию клавиш <Ctrl>+<F9>. В результате на экране отобразится окно ввода и редактирования группы контрагентов, показанное на рис. 2.12.

Рис. 2.12. Ввод и редактирование группы контрагентов


В поле Наименование нужно с клавиатуры ввести произвольное наименование создаваемой группы. Отметим, что это поле в данном окне является единственным параметром, обязательным для заполнения.

В поле Группа можно выбрать родительскую группу из числа созданных ранее групп. Для этого в данном поле нужно нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне щелчком мыши выделить требуемую позицию и нажать кнопку Выбрать либо клавишу <Enter>.

В поле Комментарий при необходимости можно с клавиатуры ввести произвольный комментарий к создаваемой группе.

Завершается процесс добавления новой группы нажатием в данном окне кнопки ОК либо Записать. В первом случае окно будет закрыто с одновременным сохранением введенных сведений, во втором – данные будут сохранены, но окно закрыто не будет. С помощью кнопки Закрыть осуществляется выход из режима без сохранения выполненных изменений.

При необходимости впоследствии можно отредактировать параметры любой введенной ранее группы – для этого нужно выделить ее в списке щелчком мыши, выполнить команду Действия | Изменить либо нажать клавишу <F2>, после чего в открывшемся окне (см. рис. 2.12) внести требуемые изменения.

Чтобы внести в справочник нового контрагента, нужно выделить щелчком мыши группу, в которую его необходимо поместить, и выполнить команду Действия | Добавить либо нажать клавишу <Insert> (также для этого можно воспользоваться соответствующей командой контекстного меню или нажать кнопку Добавить в инструментальной панели). При выполнении любого из перечисленных действий на экране откроется окно ввода и редактирования контрагента, изображенное на рис. 2.13.

Рис. 2.13. Окно ввода и редактирования контрагентов


Отметим, что в данном окне осуществляется не только ввод новых, но и редактирование введенных ранее контрагентов.

Для перехода в режим редактирования нужно в окне списка выделить контрагента щелчком мыши и выполнить команду Действия | Изменить либо нажать клавишу <F2>.

В поле Наименование нужно с клавиатуры ввести краткое наименование контрагента, под которым оно будет отображаться впоследствии в интерфейсах списка и выбора.

Значение поля Код формируется программой автоматически в момент сохранения введенных данных, поэтому его можно не заполнять.

Все остальные параметры данного окна сгруппированы на четырех вкладках: Общие, Адреса и телефоны, Контакты и Счета и договоры. Рассмотрим содержимое каждой из них.

На вкладке Общие (она открыта на рис. 2.13) вводятся основные сведения о контрагенте. В поле Юр./физ. лицо из раскрывающегося списка нужно выбрать значение: для юридических лиц и организаций – Юр. лицо, для физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица – Физ. лицо.

В поле Группа контрагентов можно изменить группу, к которой относится данный контрагент. Для этого нужно нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне списка групп контрагентов выделить щелчком мыши требуемую позицию и нажать кнопку Выбрать (она расположена в инструментальной панели данного окна) либо клавишу <Enter>.

В поле Полное наименование указывается полное наименование контрагента. Введенное здесь значение будет впоследствии использоваться при формировании официальных отчетов и документов.

В полях ИНН и КПП с клавиатуры вводятся, соответственно, индивидуальный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет.

Если данный контрагент входит в состав какого-либо холдинга, то можно присвоить ему соответствующий признак, установив флажок Входит в холдинг. При установленном данном флажке ниже открывается поле Головной контрагент, в котором указывается головная организация для данного контрагента. Выбор значения данного поля осуществляется в окне справочника контрагентов, которое открывается при нажатии кнопки выбора.

На вкладке Адреса и телефоны, содержимое которой показано на рис. 2.14, вводятся соответствующие контактные данные контрагента.

Рис. 2.14. Ввод контактных данных контрагента


В полях Юридический адрес и Фактический адрес нужно ввести соответствующие адреса контрагента. Порядок действий в обоих случаях одинаков: можно ввести адрес либо с клавиатуры, либо в специально предназначенном диалоговом окне (рис. 2.15), открываемом по кнопке выбора.

Рис. 2.15. Ввод адреса контрагента


В верхней части данного окна находится переключатель, с помощью которого можно выбрать режим ввода адреса. Если он установлен в положение Раздельно по полям адреса, то в окне для каждого элемента адреса (город, улица, номер дома и др.) будет предназначено отдельное поле.

Если же переключатель установлен в положение Одной произвольной строкой, то окно будет выглядеть так, как показано на рис. 2.15. В этом случае адрес вводится с клавиатуры одной строкой в поле Представление. Отдельно указывается лишь страна, в которой находится контрагент, для этого нужно в поле Страна нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне классификатора стран мира выделить название страны щелчком мыши и нажать кнопку Выбрать либо клавишу <Enter>.

В поле Комментарий при необходимости можно с клавиатуры ввести произвольный комментарий к данному адресу. Завершается ввод адреса нажатием кнопки ОК.

В поле Телефон (см. рис. 2.14) можно ввести один или несколько телефонных номеров контрагента. При вводе нескольких номеров их нужно разделять запятой. В поле Другое при необходимости можно ввести любые другие контактные данные контрагента (электронный адрес, адрес веб-сайта и др.).

На вкладке Контакты (рис. 2.16) формируется перечень контактных лиц данного контрагента.

Рис. 2.16. Контактные лица контрагента


Чтобы добавить в список новое контактное лицо, нужно в области Контактные лица выполнить команду Действия | Добавить либо нажать клавишу <Insert>. В результате на экране откроется окно, в котором нужно будет ввести информацию о контактном лице и нажать кнопку ОК. О том, как вводить сведения о контактных лицах контрагентов, мы узнаем при изучении урока № 22, посвященного справочнику контактных лиц.

На вкладке Счета и договоры (рис. 2.17) вводятся данные о банковских счетах контрагента, а также о заключенных с ним договорах.

Рис. 2.17. Ввод сведений о банковских счетах и договорах с контрагентом


Для банковских счетов и договоров предназначены соответствующие параметры. Порядок действий в обоих случаях одинаков: для добавления новой позиции в список нужно выполнить команду Действия | Добавить или нажать клавишу <Insert>, после чего в открывшемся окне ввести параметры банковского счета (договора) и нажать кнопку ОК. О том, как вводить данные по банковским счетам и договорам с контрагентами, будет рассказано позже.

В нижней части окна ввода и редактирования контрагента находится поле Комментарий, которое доступно на всех вкладках данного окна. В этом поле при необходимости можно с клавиатуры ввести дополнительную информацию произвольного характера по данному контрагенту.

Завершается ввод и редактирование контрагента нажатием в данном окне кнопки ОК или Записать. С помощью кнопки Закрыть осуществляется выход из данного режима без сохранения выполненных изменений.

Урок № 17. Справочник договоров контрагентов

В справочнике договоров контрагентов хранятся сведения о договорах, заключенных с контрагентами. Отметим, что в программе ”1С:Бухгалтерия 8” этот справочник находится в подчинении у справочника контрагентов, с которым мы познакомились на предыдущем уроке.

Для перехода в режим работы со справочником договоров контрагентов нужно выполнить команду главного меню Операции | Справочники, после чего в открывшемся окне (см. рис. 1.13) выделить щелчком мыши позицию Договоры контрагентов и нажать кнопку ОК. В результате на экране отобразится окно справочника, представленное на рис. 2.18.

Рис. 2.18. Справочник договоров с контрагентами


Окно справочника является двухпанельным: в левой панели формируется список групп договоров, а в правой панели отображается содержимое текущей группы.

Чтобы добавить группу договоров, нужно выполнить команду Действия | Новая группа либо нажать комбинацию клавиш <Ctrl>+<F9>. В результате на экране откроется окно, в котором нужно ввести название группы (при необходимости – указать родительскую группу контрагентов) и нажать кнопку ОК.

Чтобы ввести в программу новый договор, следует выделить щелчком мыши группу, в которую его следует поместить, и выполнить команду Действия | Добавить или нажать клавишу <Insert>. Дальнейшие действия зависят от того, какой режим ввода и редактирования включен в данный момент. Если используется режим ввода и редактирования в окне списка, то параметры договора будут вводиться непосредственно в окне справочника (для него появится новая позиция в списке). Если же включен режим редактирования в отдельном диалоговом окне, то на экране отобразится окно, показанное на рис. 2.19.

Рис. 2.19. Ввод информации о договоре с контрагентом


Примечание

Переключение режимов редактирования осуществляется с помощью команды Действия | Редактировать в диалоге либо с помощью кнопки Редактировать в диалоге, находящейся в инструментальной панели данного окна (название кнопки отображается в виде всплывающей подсказки при подведении к ней указателя мыши). Также для этого можно воспользоваться соответствующей командой контекстного меню.

Первое, что нужно сделать в данном окне – это указать наименование организации, от имени которой заключается договор с контрагентом. Требуемое значение выбирается из раскрывающегося списка в поле Организация. Содержимое этого списка формируется в справочнике организаций, с которым мы познакомились на уроке № 11. По умолчанию в поле Организация отображается наименование организации, которая в справочнике выбрана в качестве основной.

В поле Контрагент указывается название контрагента, с которым заключен данный договор. Для этого нужно нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне справочника контрагентов выделить требуемую позицию щелчком мыши и нажать кнопку Выбрать или клавишу <Enter>.

В поле Группа договоров можно указать название группы договоров с контрагентами, к которой следует отнести данный договор. Требуемое значение выбирается в списке групп договоров, который вызывается нажатием в данном поле кнопки выбора. Отметим, что этот параметр не является обязательным для заполнения.

В поле Наименование с клавиатуры вводится произвольное наименование вводимого договора. Под этим названием он будет впоследствии отображаться для данного контрагента в интерфейсах списка и выбора. По умолчанию в данном поле предлагается значение Основной договор.

После этого нужно указать вид данного договора. В поле Вид договора из раскрывающегося списка выбирается один из следующих вариантов:

С поставщиком;

С покупателем;

С комитентом;

С комиссионером;

Прочее.

Отметим, что выбранное в этом поле значение влияет на доступность некоторых других параметров окна.

Способ ведения взаиморасчетов по данному договору выбирается из раскрывающегося списка в поле Взаиморасчеты ведутся. Возможные варианты:

По договору в целом. Если выбрано это значение, то при закрытии договора программа самостоятельно определит необходимые расчетные документы (этот вариант предлагается использовать по умолчанию);

По расчетным документам. В данном случае при проведении платежей или иных расчетов по договору пользователь должен дополнительно указывать расчетный документ.

В поле Валюта из раскрывающегося списка выбирается валюта, в которой заключен договор с контрагентом. Содержимое этого раскрывающегося списка формируется в справочнике валют, с которым мы познакомились на уроке № 12.

Если в поле Валюта выбрано любое значение, кроме основной валюты (которой по умолчанию является российский рубль), и при этом в нижней части окна снят флажок Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС, то становится доступным флажок Расчеты в условных единицах. Включение этого параметра необходимо, если планируется расчеты по договору вести в условных единицах.

В поле Типы цен из раскрывающегося списка можно выбрать тип цен, который будет по умолчанию предлагаться в тех документах, где будет фигурировать данный контрагент. Содержимое этого раскрывающегося списка формируется в справочнике типов цен.

Параметр Способ расчета становится доступным только тогда, когда в расположенном выше поле Вид договора установлено значение С комитентом или С комиссионером. В этом случае можно указать способ автоматического расчета комиссионного вознаграждения при формировании документов Отчет комиссионера и Отчет комитенту. Выбор осуществляется из раскрывающегося списка. Возможные значения:

Не рассчитывается;

Процент от разности сумм продаж и поступления;

Процент от суммы продажи.

При этом процент, на основании которого будет производиться расчет комиссионного вознаграждения, указывается в расположенном справа поле Процент.

Если по данному договору организация является налоговым агентом по НДС, то нужно установить флажок Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС. По умолчанию данный параметр отключен.

Завершается ввод информации о договоре с контрагентом нажатием кнопки ОК или Записать. В первом случае данные будут сохранены одновременно с закрытием окна ввода/редактирования договора, во втором данные будут сохранены, но окно не закроется. С помощью кнопки Закрыть осуществляется выход из режима без сохранения выполненных изменений.

Урок № 18. Справочник прочих доходов и расходов

В справочнике прочих доходов и расходов формируется и хранится список доходных и расходных статей, возникновение которых не связано с основным видом деятельности компании (курсовые разницы и др.). Информация, которая содержится в этом справочнике, впоследствии используется для ведения аналитического учета по счету 91 "Прочие доходы и расходы” бухгалтерского учета, и по аналогичным счетам налогового учета.

Чтобы открыть справочник прочих доходов и расходов, нужно выбрать в окне выбора справочника (см. рис. 1.13) позицию Прочие доходы и расходы, либо воспользоваться командой главного меню Предприятие | Доходы и расходы | Прочие доходы и расходы. В любом случае на экране отобразится окно справочника, которое показано на рис. 2.20.

Рис. 2.20. Справочник прочих доходов и расходов


Этот справочник также имеет двухпанельное представление: слева можно сформировать список групп статей доходов и расходов (например, Курсовые разницы, Отклонения в стоимости материалов и др.), а справа отображается содержимое группы, на которой установлен курсор.

Отметим, что в этом справочнике не предусмотрено отдельного окна для ввода и редактирования групп и позиций: все необходимые для этого действия выполняются непосредственно в окне справочника. Поэтому чтобы добавить в справочник новую группу, выполните команду Действия | Новая группа или нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<F9>, после чего с клавиатуры введите произвольное название группы и нажмите клавишу <Enter>.

Для добавления новой позиции выделите щелчком мыши группу, к которой она должна быть отнесена, и выполните команду Действия | Добавить либо нажмите клавишу <Insert>. В результате в списке появится новая позиция, у которой автоматически будет заполнено поле Код. В поле Наименование нужно с клавиатуры ввести название статьи доходов (расходов), а в поле Вид прочих дох. и расх. из раскрывающегося списка выбирается вид доходов и расходов (например, Прибыль (убыток) прошлых лет, Курсовые разницы, Проценты к получению (уплате) и др.).

После этого в поле Отнесение расходов к деятельности, облагаемой ЕНВД нужно указать, как относятся прочие расходы к деятельности, облагаемой ЕНВД. Из раскрывающегося списка выбирается один из перечисленных вариантов:

Не ЕНВД (расходы относятся к деятельности, не облагаемой ЕНВД);

ЕНВД (расходы относятся к деятельности, облагаемой ЕНВД);

Расходы распределяются.

В поле Принятие к НУ указывается, нужно ли отражать данную статью в налоговом учете (установка/снятие соответствующего признака осуществляется двойным щелчком мыши).

Чтобы отредактировать введенную ранее позицию, используйте команду Действия | Изменить или просто дважды щелкните на ней мышью, после чего внесите требуемые изменения.

Завершается ввод и редактирование позиций нажатием клавиши <Enter> или просто щелчком мыши в любом другом месте данного окна.

Урок № 19. Справочник подразделений организаций

В программе ”1С:Бухгалтерия 8” реализована возможность ведения аналитического учета в разрезе структурных подразделений предприятия. Для ввода, хранения и редактирования информации об организационной структуре организации предназначен справочник подразделений организаций.

Чтобы войти в режим работы со справочником подразделений, его можно выбрать в окне выбора справочников (см. рис. 1.13), либо открыть с помощью команды главного меню Предприятие | Подразделения организаций. При выполнении любого из указанных действий на экране отобразится окно справочника (рис. 2.21), которое имеет иерархическую структуру: слева формируется список групп подразделений, а справа отображается содержимое группы, выделенной курсором.

Рис. 2.21. Справочник подразделений организации


Характерной особенностью этого справочника является то, что добавление в него как групп, так и позиций выполняется одинаково: переход в данный режим осуществляется с помощью команды Действия | Добавить, вызываемой также нажатием клавиши <Insert>, или с помощью кнопки Добавить, расположенной в инструментальной панели окна. В любом случае на экране откроется окно ввода и редактирования (рис. 2.22).

Рис. 2.22. Окно ввода и редактирования подразделений


В поле Наименование с клавиатуры вводится название позиции, а в поле Г руппа выбирается группа, к которой она должна относиться (т. е. подчиняться в иерархии). Отметим, что поле Группа можно и не заполнять, тогда позиция будет находиться в корневом каталоге иерархии, который по умолчанию называется Подразделения организаций.

В полях Код, Код по ОКАТО и КПП при необходимости можно с клавиатуры ввести соответствующие реквизиты. После нажатия кнопки ОК новая позиция появится в окне справочника.

Важно

Помните, что если программа эксплуатируется от имени нескольких организаций, то в окне справочника нужно выбрать название организации из раскрывающегося списка в поле Организация. После этого в справочнике будут показаны только подразделения данной организации, и все выполненные в справочнике изменения будут отнесены именно к ней.

Чтобы отредактировать позицию справочника, нужно выделить ее щелчком мыши и выполнить команду Действия | Изменить или нажать клавишу <F2>. Если позиция не имеет подчиненных уровней (не является группой), то переход в режим редактирования можно осуществлять двойным щелчком мыши на этой позиции.

Урок № 20. Справочник складов (мест хранения) компании

Справочник складов (мест хранения) предназначен для формирования и редактирования структуры складских подразделений компании. Содержимое справочника используется в документах, отражающих движение товарно-материальных ценностей, а также в других режимах работы.

Для перехода в режим работы со справочником складов нужно выполнить команду главного меню Склад | Склады (места хранения), либо выбрать соответствующую позицию в окне выбора справочника (см. рис. 1.13). В результате на экране откроется окно, изображенное на рис. 2.23.

Рис. 2.23. Справочник складов (мест хранения)


Этот справочник имеет иерархическое представление. Однотипные складские помещения целесообразно объединять в группы (например, группа Производственные склады, группа Склады промтоваров и т. п.).

В крайней слева колонке списка отображается символ текущей записи в зависимости от наличия у нее подчиненных уровней. В последующих колонках отображаются код текущей записи, ее наименование, вид склада, тип цен розничной торговли и при необходимости – произвольный комментарий.

С помощью команды Перейти | Ответственные лица осуществляется переход к регистру сведений Ответственные лица. При выполнении команды на экране открывается окно, которое показано на рис. 2.24.

Рис. 2.24. Список ответственных лиц предприятия


Для каждой позиции списка в соответствующих колонках отображается дата назначения ответственного лица, наименование структурного подразделения предприятия (здесь могут быть не только склады, но и, например, кассы), а также ФИО ответственного лица.

Примечание

Для каждого склада может быть назначено одно либо несколько материально-ответственных лиц; в то же время за одним материально-ответственным лицом может быть закреплено несколько складов.

Все работы по формированию и редактированию списка материально-ответственных лиц выполняются по умолчанию в окне, показанном на рис. 2.24.

Для добавления в список новой позиции нужно выполнить команду Действия | Добавить, для редактирования текущей позиции – команду Действия | Изменить (либо воспользоваться клавишами, соответственно, <Insert> и <F2>).

В поле Период значение вводится либо с клавиатуры, либо с помощью календаря, который открывается нажатием расположенной в конце поля кнопки.

В поле Структурная единица указывается структурное подразделение предприятия (выбор осуществляется из справочника структурных подразделений, который вызывается нажатием кнопки выбора).

Значение поля Физическое лицо выбирается из справочника физических лиц, который открывается на экране при нажатии на кнопку выбора.

С помощью команды Действия | Редактировать в диалоге можно включить режим ввода и редактирования данных по ответственным лицам в отдельном диалоговом окне, которое изображено на рис. 2.25.

Рис. 2.25. Ввод и редактирование данных по ответственным лицам


В этом окне в поле Склад указывается название склада, а в поле Физическое лицо – ФИО ответственного по этому складу физического лица. Требуемые значения выбираются из соответствующих справочников.

В поле Действует с указывается дата назначения данного лица ответственным по складу. Завершается ввод сведений нажатием кнопки ОК или Записать. Кнопка Закрыть предназначена для выхода из данного режима без сохранения выполненных изменений.

Для перехода в режим формирования либо редактирования группы складов следует выполнить команду Действия | Новая группа (она вызывается также нажатием комбинации клавиш <Ctrl>+<F9>), в результате чего на экране откроется окно, изображенное на рис. 2.26.

Рис. 2.26. Ввод и редактирование группы складов


В поле Наименование следует с клавиатуры ввести наименование создаваемой группы складов.

В поле Код указывается код создаваемой группы. Значение данного поля формируется автоматически, но его при необходимости можно отредактировать с клавиатуры.

В поле Родитель можно указать группу складов, которая в иерархии будет являться родительской для создаваемой группы. Если создаваемая группа должна находиться в корневом каталоге списка, то это поле заполнять не следует.

После нажатия кнопки ОК либо Записать созданная группа складов будет добавлена в окно списка. При нажатии кнопки Закрыть осуществляется выход из данного режима без сохранения изменений.

Переход в режим формирования нового склада осуществляется с помощью команды Действия | Добавить, либо нажатием клавиши <Insert> (предварительно нужно щелчком мыши выбрать группу складов, в которую должен быть помещен создаваемый склад).

Чтобы отредактировать текущий склад, следует воспользоваться командой Действия | Изменить либо клавишей <F2>. Все необходимые действия по созданию и редактированию склада выполняются в диалоговом окне, которое представлено на рис. 2.27.

Рис. 2.27. Ввод и редактирование складов


В этом окне определяются значения следующих параметров:

Группа. В этом поле из справочника складов (окно справочника открывается с помощью кнопки выбора) выбирается группа складов, к которой будет отнесен данный склад;

Наименование. Здесь с клавиатуры вводится произвольное наименование создаваемого склада (например, Склад сборочного цеха, Склад промтоваров и т. п.);

Ответственное лицо. В этом поле указывается материальноответственное лицо, за которым будет закреплен текущий склад. Необходимое значение выбирается в окне справочника физических лиц, которое выводится на экран с помощью кнопки выбора. С помощью кнопки История можно просмотреть историю смены материально-ответственных лиц текущего склада;

Вид склада. Здесь нужно указать вид данного склада (в рассматриваемой конфигурации предусмотрено разделение складов по видам). Требуемое значение выбирается из раскрывающегося списка. Возможные варианты: Оптовый, Розничный и Неавтоматизированная торговая точка;

Код. Значение данного поля формируется автоматически и представляет собой числовой код текущего склада. При необходимости это значение можно отредактировать с клавиатуры;

Тип цен. Смысл этого параметра заключается в том, что для каждого склада можно установить тип цен, по которым будет производиться розничная продажа товарно-материальных ценностей. Требуемое значение выбирается в окне справочника Типы цен номенклатуры, которое открывается на экране после нажатия кнопки выбора. Данный параметр является обязательным для заполнения в том случае, если в расположенном выше поле Вид склада выбрано любое значение, кроме Оптовый;

Комментарий. В этом поле при необходимости можно с клавиатуры ввести любую дополнительную информацию произвольного характера, относящуюся к текущему складу.

По окончании ввода данных нужно нажать в окне редактирования кнопку ОК либо Записать. Для выхода из данного режима без сохранения изменений предназначена кнопка Закрыть.

Урок № 21. Справочник физических лиц

Справочник физических лиц предназначен для ввода, редактирования и хранения информации обо всех физических лицах, работающих или работавших на предприятии. Более того, здесь можно хранить сведения и о кандидатах, которые могут стать работниками предприятия. В программе реализована возможность группировки физических лиц по категориям (например, штатные работники, внештатные работники, подотчетные лица, уволенные и т. д.).

Чтобы открыть справочник физических лиц, его можно выбрать в окне выбора справочников (см. рис. 1.13) либо с помощью команды главного меню Кадры | Физические лица. В любом случае на экране отобразится окно справочника, которое показано на рис. 2.28.

Рис. 2.28. Справочник физических лиц


Окно справочника состоит из двух панелей. В левой части формируется перечень групп физических лиц (Штатные, Внештатные, Уволенные и др.), а в правой части отображается содержимое группы, на которой установлен курсор.

Отметим, что механизм группировки физических лиц очень удобен – он позволяет систематизировать хранение данных о физических лицах в зависимости от текущего статуса или положения каждого лица. К тому же в программе предусматрено использование уровней вложенности (например, в группе Штатные можно создать подгруппы Администрация, Бухгалтерия, Склад, Отдел продаж, Производственный цех и т. д.).

Вы можете в любой момент переместить физическое лицо из одной группы в другую (например, уволившегося человека из группы Штатные в группу Уволенные). Для этого нужно щелкнуть на соответствующей позиции правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выполнить команду Переместить в группу (эта команда вызывается также нажатием комбинации клавиш <Ctrl>+<Shift>+<M>). В результате на экране откроется окно со списком имеющихся групп, в котором нужно щелчком мыши указать требуемую группу и нажать кнопку Выбрать (она находится в инструментальной панели данного окна) или клавишу <Enter>.

Чтобы создать новую группу физических лиц, нужно выполнить команду Действия | Новая группа либо нажать комбинацию клавиш <Ctrl>+<F9>.

Для перехода в режим редактирования группы щелкните на ней правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выберите команду Изменить или нажмите клавишу <F2>.

Ввод и редактирование группы физических лиц осуществляются в окне, которое изображено на рис. 2.29.

Рис. 2.29. Ввод и редактирование группы физических лиц


В поле Наименование следует с клавиатуры ввести наименование группы физических лиц.

В поле Код указывается код этой группы. Значение данного поля формируется автоматически, но его при необходимости можно отредактировать с клавиатуры. Отметим, что поле Код не является обязательным для заполнения.

В поле Группа физ. лиц можно указать группу из числа созданных ранее, которая в иерархии будет являться родительской для создаваемой группы. Если создаваемая группа должна находиться в корневом каталоге списка, то это поле заполнять не следует.

Введенные данные будут сохранены после нажатия кнопки ОК либо Записать. При нажатии кнопки Закрыть осуществляется выход из режима без сохранения изменений.

Переход в режим ввода информации о новом физическом лице осуществляется с помощью команды Действия | Добавить либо нажатием клавиши <Insert> (предварительно нужно щелчком мыши выбрать группу, к которой необходимо отнести данное лицо).

Чтобы отредактировать информацию о физическом лице, следует воспользоваться командой Действия | Изменить либо клавишей <F2>. Все необходимые действия по вводу и редактированию данных выполняются в окне, которое представлено на рис. 2.30.

Рис. 2.30. Ввод и редактирование данных о физическом лице


Начинается ввод сведений о физическом лице с указания его ФИО.

В поле Имя нужно с клавиатуры последовательно через пробел ввести фамилию, имя и отчество, а затем щелкнуть мышью в поле ФИО. В результате параметры верхней части окна будут заполнены так, как показано на рис. 2.30. Отметим, что впоследствии в поле Имя из раскрывающегося списка можно будет выбрать вариант представления фамилии, имени и отчества физического лица в интерфейсах списка и выбора (например, Петрова М.И., или Петрова Мария Ивановна, и т. д., причем список вариантов формируется программой автоматически после ввода ФИО).

В поле Дата рождения с помощью календаря, открываемого по кнопке выбора, вводится дата рождения физического лица (это поле можно заполнить и с клавиатуры).

После этого в поле Пол из раскрывающегося списка выбирается пол физического лица (Мужской или Женский).

В поле Место рождения указывается место рождения физического лица. Для ввода данных нужно нажать кнопку выбора, в результате чего на экране отобразится окно (рис. 2.31).

Рис. 2.31. Ввод сведений о месте рождения


В этом окне нужно с клавиатуры ввести соответствующие данные (все параметры заполнять необязательно) и нажать кнопку ОК. На рис. 2.30 значение поля Место рождения сформировано в соответствии со значениями параметров, показанными на рис. 2.31.

В поле Удостоверение указываются параметры документа, удостоверяющего личность. Ввод сведений осуществляется в окне, изображенном на рис. 2.32 (это окно вызывается нажатием кнопки выбора).

Рис. 2.32. Ввод данных о документе, удостоверяющем личность


В поле Вид документа нужно указать вид документа, удостоверяющего личность. Для этого следует нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне справочника документов, удостоверяющих личность, выделить щелчком мыши требуемую позицию (в большинстве случаев это будет Паспорт гражданина Российской Федерации) и нажать кнопку Выбрать или клавишу <Enter>.

В полях Серия, Номер и Дата выдачи указываются соответствующие реквизиты документа. Первые два поля заполняются с клавиатуры, а дату выдачи можно ввести как вручную, так и выбрать в календаре, открываемом нажатием кнопки выбора.

В поле Кем выдан указывается полное наименование органа, выдавшего данный документ. Затем в соответствующих полях вводится код подразделения в документе, дата регистрации по месту жительства, а также дата, начиная с которой действует запись о паспортных данных физического лица.

С помощью кнопки История можно просмотреть историю изменений данных о документе, удостоверяющем личность (смена фамилии после замужества, замена документа и др.).

Введенные данные будут сохранены после нажатия кнопки ОК или клавиши <Enter>. На рис. 2.30 значение поля Удостоверение сформировано в соответствии со значениями параметров, показанными на рис. 2.32.

В поле Гражданство указываются сведения о гражданстве физического лица. Для этого также предназначено отдельное окно (рис. 2.33), вызываемое по кнопке выбора.

Рис. 2.33. Ввод данных о гражданстве физического лица


В поле Страна следует указать название страны, гражданином которой является человек. Для этого нужно нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне классификатора стран мира выделить щелчком мыши нужную позицию и нажать кнопку Выбрать или клавишу <Enter>.

Если по каким-то причинам человек не имеет права на пенсионное обеспечение либо не является налоговым резидентом Российской Федерации, то нужно установить соответствующие флажки. В отдельном поле указывается дата, начиная с которой запись о гражданстве считается действительной. С помощью кнопки История можно просмотреть историю изменений записей о гражданстве данного физического лица.

На рис. 2.30 значение поля Гражданство сформировано в соответствии со значениями параметров, показанными на рис. 2.33.

Если человек является инвалидом, то нужно в поле Инвалидность нажать кнопку выбора, после чего в открывшемся окне установить признак инвалидности, ввести реквизиты справки об инвалидности, указать группу и нажать кнопку ОК. Если человек не является инвалидом, то значение поля Инвалидность должно выглядеть так, как показано на рис. 2.30.

В соответствующих полях области Индивидуальные номера нужно с клавиатуры ввести код ИФНС, страховой номер Пенсионного фонда России и индивидуальный номер налогоплательщика.

Далее требуется ввести контактные данные физического лица. Для этого предназначены параметры, расположенные на вкладке Адреса и телефоны (рис. 2.34).

Рис. 2.34. Ввод контактных данных физического лица


В поле Адрес по прописке указывается адрес, указанный в документе, удостоверяющем личность. При щелчке мышью в этом поле на экране отобразится окно, которое показано на рис. 2.35 (впоследствии это окно можно вызвать с помощью кнопки выбора).

Рис. 2.35. Интерфейс ввода адреса физического лица


В соответствующих полях данного окна указываются почтовый индекс, регион, город, улица и прочие реквизиты адреса. В поле Представления по мере ввода этих реквизитов автоматически формируется представление адреса. Введенные данные будут сохранены после нажатия кнопки ОК.

На рис. 2.34 значение поля Адрес по прописке сформировано в соответствии со значениями параметров, показанными на рис. 2.35.

Поля Адрес проживания и Адрес для информирования заполняются аналогичным образом. Однако их можно заполнить и копированием – когда один адрес совпадает с каким-либо из введенных ранее. Для этого нужно щелкнуть в поле правой кнопкой мыши, затем в открывшемся контекстном меню выполнить команду Скопировать из, после чего в появившемся окне щелчком мыши выбрать название адреса, который нужно скопировать, и нажать кнопку ОК.

В полях Телефон и Телефон служебный указываются контактные телефоны физического лица. В каждое поле можно ввести несколько телефонных номеров, разделяя их запятой или другим разделителем.

Если у человека имеется один или несколько электронных адресов, то их можно указать в поле Email. Прочие контактные данные (веб-сайт, ICQ и др.) можно с клавиатуры ввести в поле Другое (любая другая контактная информация).

Завершается ввод данных о физическом лице нажатием кнопки ОК или Записать. В первом случае данные будут сохранены одновременно с закрытием окна ввода/редактирования, во втором – окно закрыто не будет, но данные сохранятся.

Кнопка Закрыть предназначена для выхода из данного режима без сохранения выполненных изменений. Все эти кнопки доступны на обеих вкладках данного окна.

При необходимости данные о физическом лице можно вывести на печать. Для этого нужно нажать кнопку Печать, которая находится внизу окна слева от кнопки ОК. Пример печатной формы документа показан на рис. 2.36.

Рис. 2.36. Печать сведений о физическом лице


Чтобы распечатать данные, нужно выполнить команду главного меню Файл | Печать или нажать комбинацию клавиш <Ctrl>+<P>.

Урок № 22. Справочник контактных лиц

Для ввода, редактирования и хранения информации о контактных лицах в программе ”1С:Бухгалтерия 8” предусмотрено ведение справочника контактных лиц. Отметим, что все контактные лица в программе делятся на три категории:

• Контактные лица контрагентов;

• Прочие контактные лица;

• Личные контакты.

Вид контактного лица указывается в процессе ввода информации о нем.

Чтобы открыть справочник контактных лиц, необходимо выполнить команду главного меню Операции | Справочники, затем в появившемся окне (см. рис. 1.13) выделить щелчком мыши позицию Контактные лица и нажать кнопку ОК. В результате на экране отобразится окно справочника (рис. 2.37).

Рис. 2.37. Справочник контактных лиц


В этом окне отображается перечень введенных ранее контактных лиц (при первом открытии справочника он будет пустым). Для каждой позиции списка в соответствующих колонках отображается ее код, ФИО контактного лица, вид контактного лица и к кому оно относится.

Чтобы ввести в справочник информацию о новом контактном лице, нужно выполнить команду контекстного меню Добавить или нажать клавишу <Insert>.

Для перехода в режим редактирования сведений о введенном ранее контактном лице нужно выделить в списке соответствующую позицию и выполнить команду контекстного меню Изменить или нажать клавишу <F2> (также можно просто дважды щелкнуть на этой позиции мышью).

Ввод и редактирование данных о контактных лицах осуществляются в окне, которое показано на рис. 2.38.

Рис. 2.38. Ввод и редактирование данных о контактном лице


В первую очередь нужно в поле Вид указать вид контактного лица. Из раскрывающегося списка выбирается одно из значений: Контактное лицо контрагента, Прочее контактное лицо или Личный контакт. От указанного здесь значения будет зависеть заполнение расположенного ниже параметра.

Если в поле Вид выбрано значение Контактное лицо контрагента, то расположенное ниже поле будет называться Контрагент. В нем нужно будет указать контрагента, к которому относится данное контактное лицо. Для этого следует нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне справочника контрагентов щелчком мыши выделить требуемую позицию и нажать кнопку Выбрать либо клавишу <Enter>.

Если в поле Вид выбрано значение Прочее контактное лицо, то расположенное ниже поле будет называться Ответственный. В нем указывается пользователь программы, который будет считаться ответственным за это контактное лицо. В частности, именно такому пользователю будут автоматически высылаться напоминания о предстоящем дне рождения данного контактного лица. Выбор значения поля Ответственный осуществляется из справочника пользователей системы, который вызывается нажатием кнопки выбора.

Если же в поле Вид выбрано значение Личный контакт, то данный контакт будет считаться личным. Он будет доступен только создавшему его пользователю, а расположенное ниже поле Ответственный станет недоступным для редактирования.

В группе полей ФИО нужно с клавиатуры ввести, соответственно, фамилию, имя и отчество контактного лица. После этого в расположенном ниже поле Представление из раскрывающегося списка следует выбрать вариант отображения контактного лица в интерфейсах списка и выбора. Содержимое раскрывающегося списка формируется программой автоматически после заполнения полей ФИО.

В поле Код отображается числовой код данного контактного лица. Значение этого поля формируется программой автоматически в момент создания новой позиции в справочнике, но при необходимости вы можете его отредактировать.

Важно

Учтите, что ручное редактирование числового кода может привести к нарушению нумерации в системе, поэтому выполняйте данную операцию только при наличии серьезных на то оснований.

Чтобы отредактировать код, нужно в данном окне выполнить команду Действия | Редактировать код, затем утвердительно ответить на появившийся запрос программы, после чего с клавиатуры ввести требуемое значение. Не забудьте после этого выключить режим редактирования кода повторным выполнением команды Действия | Редактировать код.

Дальнейшие сведения вводятся на вкладках Адреса и телефоны и Дополнительная информация. Рассмотрим содержимое каждой из них.

В поле Адрес (вкладка Адреса и телефоны, см. рис. 2.38) для информирования нужно ввести адрес контактного лица, по которому с ним можно связаться. Это можно сделать как с клавиатуры, так и в отдельном диалоговом окне (рис. 2.39), открываемом по кнопке выбора.

Рис. 2.39. Ввод адреса для информирования


В верхней части окна находится переключатель, с помощью которого можно выбрать режим ввода адреса. Если он установлен в положение Раздельно по полям адреса, то в окне для каждого элемента адреса (город, улица, номер дома и др.) будет предназначено отдельное поле.

Если же переключатель установлен в положение Одной произвольной строкой, то окно будет выглядеть так, как показано на рис. 2.39. В этом случае адрес вводится с клавиатуры одной строкой в поле Представление. Отдельно указывается лишь страна, в которой находится данное контактное лицо. Для этого нужно в поле Страна нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне классификатора стран мира выделить название страны щелчком мыши и нажать кнопку Выбрать либо клавишу <Enter>.

В поле Комментарий при необходимости можно с клавиатуры ввести произвольный комментарий к данному адресу. Завершается ввод адреса нажатием кнопки ОК.

В полях Телефон мобильный и Телефон рабочий (см. рис. 2.38) можно ввести соответствующие телефонные номера. При вводе нескольких номеров их можно разделять запятой.

В поле Другое при необходимости можно ввести любые другие данные контактного лица (электронный адрес, адрес веб-сайта и др.).

Содержимое вкладки Дополнительная информация показано на рис. 2.40.

Рис. 2.40. Вкладка Дополнительная информация


Здесь в поле Должность с клавиатуры вводится должность, которую занимает контактное лицо контрагента в своей компании.

В поле Роль можно указать роль, которую данный человек играет в ее структуре: это может быть, например, Акционер, Учредитель, Владелец и т. п. Для заполнения данного поля нужно нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне справочника ролей контактных лиц щелчком мыши выделить требуемую позицию и нажать кнопку Выбрать или клавишу <Enter>.

При необходимости вы можете добавить в справочник ролей новую позицию (если, например, требуемое значение отсутствует в списке). Для этого нажмите в инструментальной панели данного окна кнопку Добавить или клавишу <Insert>, затем с клавиатуры введите наименование роли и нажмите клавишу <Enter>.

Примечание

Поля Должность и Роль отображаются на вкладке Дополнительная информация только в том случае, если в верхней части окна в поле Вид выбрано значение Контактное лицо контрагента.

В поле Дата рождения с клавиатуры или с помощью календаря, открываемого по кнопке выбора, можно ввести дату рождения данного контактного лица.

В текстовом поле Прочее можно с клавиатуры ввести дополнительную информацию произвольного характера, относящуюся к данному контактному лицу.

Завершается ввод данных о контактном лице нажатием кнопки ОК или Записать. В первом случае окно будет закрыто с сохранением внесенных изменений, во втором случае данные будут сохранены, но окно не закроется.

С помощью кнопки Закрыть осуществляется выход из режима без сохранения выполненных изменений (при этом нужно будет подтвердить свои намерения, положительно ответив на соответствующий запрос программы).

Кнопки ОК, Записать и Закрыть доступны независимо от того, какая вкладка открыта в данный момент.

Урок № 23. Справочник банков

В справочнике банков осуществляются ввод, редактирование и хранение сведений о банках, в которых имеются счета как у собственной организации, так и у ее контрагентов и прочих юридических и физических лиц.

Для перехода в режим работы с данным справочником выполните в меню Операции команду Справочники, затем в открывшемся окне выделите щелчком мыши позицию Банки и нажмите кнопку ОК. Также для этого можно воспользоваться командой главного меню Банк | Банки. В любом случае на экране отобразится окно справочника, которое показано на рис. 2.41.

Рис. 2.41. Справочник банков


Из рисунка видно, что окно справочника имеет двухпанельное представление. Это сделано для того, чтобы у пользователя была возможность группировать содержимое справочника. В левой панели формируется перечень групп, а в правой отображается содержимое текущей группы (для каждой позиции в соответствующих колонках отображается БИК, наименование, номер корреспондентского счета, название города, адрес и контактные телефоны). Например, можно в отдельных группах хранить банки разных стран, а можно разделить отдельно банки счетов собственных организаций, входящих в состав холдинга, и банки счетов сторонних организаций и т. д.

Чтобы добавить в справочник новую группу банков, нужно выполнить команду Действия | Новая группа или нажать комбинацию клавиш <Ctrl>+<F9>. В результате на экране отобразится окно, которое показано на рис. 2.42.

Рис. 2.42. Ввод новой группы банков


В поле Группа указывается название группы, которой будет подчинена создаваемая группа. Для этого нужно нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне щелчком мыши выделить название требуемой группы и нажать кнопку Выбрать или клавишу <Enter>. Если создаваемая группа должна находиться в корневой папке Банки, которая создана по умолчанию, то поле Группа нужно оставить пустым. Если же это поле ранее было заполнено, то для его очистки щелкните в нем мышью и нажмите клавишу <Delete> или комбинацию клавиш <Shift>+<F4>.

В поле Код при желании можно ввести произвольный числовой код группы банков. Отметим, что данный параметр не является обязательным для заполнения.

Завершается ввод группы нажатием кнопки ОК или Записать. Для выхода из данного режима без сохранения изменений предназначена кнопка Закрыть.

При необходимости вы можете впоследствии изменить параметры любой введенной ранее группы. Для этого нужно выделить ее в списке щелчком мыши и выполнить команду Действия | Изменить (либо выполнить аналогичную команду контекстного меню, либо нажать клавишу <F2>). При выполнении любого из перечисленных действий на экране отобразится окно ввода и редактирования группы (см. рис. 2.42), в котором вносятся необходимые корректировки.

Чтобы ввести в справочник информацию о новом банке, нужно выделить щелчком мыши группу, к которой его следует отнести, затем выполнить команду главного меню Действия | Добавить (или нажать клавишу <Insert>).

Для перехода в режим редактирования введенного ранее банка выделите его в списке щелчком мыши и выполните команду Действия | Изменить или нажмите клавишу <F2>. Отметим, что ввод новых и редактирование введенных ранее банков можно производить как в отдельном диалоговом окне, так и непосредственно в окне списка.

Переключение режимов редактирования осуществляется с помощью команды Действия | Редактировать в диалоге либо с помощью кнопки Редактировать в диалоге, находящейся в инструментальной панели (названия кнопок инструментальных панелей отображаются в виде всплывающих подсказок при подведении к ним указателя мыши). Если включен режим редактирования в окне списка, то все необходимые данные вводятся в соответствующих полях с клавиатуры, а завершение ввода и редактирования осуществляется щелчком мыши на любой другой позиции списка.

Если же включен режим редактирования в отдельном диалоге, то ввод и редактирование данных осуществляются в окне, которое показано на рис. 2.43.

Рис. 2.43. Ввод и редактирование банков


В поле Группа указывается название группы, в состав которой будет включен данный банк. Для этого нужно нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне щелчком мыши выделить название требуемой группы и нажать кнопку Выбрать или клавишу <Enter>. Если данный банк должен находиться в корневой папке Банки, которая создана по умолчанию, то поле Группа следует оставить пустым. Если же это поле ранее было заполнено, то для его очистки щелкните в нем мышью и нажмите клавишу <Delete> или комбинацию клавиш <Shift>+<F4>.

Все остальные параметры этого окна заполняются с клавиатуры. В соответствующих полях вводится наименование банка, номер корреспондентского счета и БИК, название города, адрес и контактный телефон. Завершается ввод данных нажатием кнопки ОК или Записать, а с помощью кнопки Закрыть можно закрыть окно без сохранения выполненных изменений.

Справочник банков можно заполнять и в автоматическом режиме – путем загрузки данных из внешнего источника. Для этого нужно в инструментальной панели окна справочника нажать кнопку Добавить из классификатора банков РФ, затем в открывшемся окне с помощью переключателя указать источник загрузки (с диска "Информационно-технологическое сопровождение" или с сайта агентства "РосБизнесКонсалтинг"), а затем нажать кнопку Далее. Отметим, что в первом случае необходимо предварительно вставить в привод компьютера соответствующий компакт-диск, а во втором – иметь действующее подключение к Интернету.

Урок № 24. Справочник банковских счетов

Справочник банковских счетов предназначен для ввода, редактирования и хранения информации о банковских счетах субъектов хозяйствования. Причем в справочнике хранятся сведения о счетах как собственной организации (и всех компаний, входящих в состав корпорации или холдинга), так и о счетах сторонних организаций (контрагентов).

Справочник банковских счетов имеет одну особенность, отличающую его от большинства других справочников. Она заключается в том, что данный справочник находится в подчинении справочникам организаций и контрагентов (с ними мы уже познакомились ранее). На практике это означает, что ввод новых позиций в справочник банковских счетов возможен только в режиме редактирования элемента справочника организаций или контрагентов (см. рис. 2.2 и 2.17). Иначе говоря, если вы хотите ввести банковский счет нового контрагента, то нужно вначале создать этого контрагента в соответствующем справочнике, затем в окне его ввода/редактирования на вкладке Счета и договоры (см. рис. 2.17) в области настроек Банковские счета выполнить команду Действия | Добавить или нажать клавишу <Insert>. В результате на экране откроется окно ввода и редактирования банковского счета (рис. 2.46), с которым познакомимся чуть позже.

Если же необходимо добавить новый счет для собственной организации или для организации, входящей в состав своей корпорации, то нужно вначале ввести ее в соответствующий справочник, потом в окне ее ввода/редактирования на вкладке основные (см. рис. 2.2) в поле Осн. банковский счет нажать кнопку выбора. Затем в открывшемся окне справочника банковских счетов (рис. 2.44) следует выполнить команду Действия | Добавить или нажать клавишу <Insert>. В результате на экране отобразится окно ввода и редактирования банковского счета (рис. 2.46), описание которого будет приведено чуть позже.

Что касается редактирования банковского счета, то в этот режим можно переходить как из интерфейсов редактирования организаций и контрагентов (см. рис. 2.2 и 2.17), так и непосредственно из окна справочника банковских счетов.

Чтобы вызвать справочник банковских счетов сразу, не открывая интерфейсы редактирования организаций и контрагентов, необходимо выполнить команду главного меню Операции | Справочники, затем в открывшемся окне (см. рис. 1.13) щелчком мыши выделить позицию Банковские счета и нажать кнопку ОК. В результате на экране отобразится окно справочника, которое показано на рис. 2.44.

Конец ознакомительного фрагмента.