Глава вторая
Прелесть работы в круизных компаниях в том, что другие не знают, кем ты был раньше, никому нет дела. Это возможность начать новую жизнь, выстроить ее по собственному плану. У всех имеются скелеты в шкафу, и не хочется, чтобы твой круг общения о них знал, а тем более их обсуждал. На круизном лайнере ты можешь создать новый образ себя. С такой целью и прибыл на корабль голубоглазый мальчишка со светлыми вьющимися волосами по имени Игорь, отказавшийся от жизни сына богача, равнодушного к нуждам общества и мнению отца.
Когда Игорь покидал каюту и шел на очередную рабочую смену, в голове нередко мелькали картинки из прошлого. Образы наслаивались один на другой и наводили на размышления. Похождения в ночных клубах, домашние вечеринки, богатенькие дружки и развратные, корыстные подружки. Появлялась неодолимая тяга вернуться обратно – там было здорово и просто. Но недавний разговор с отцом придавал сил и вынуждал двигаться вперед.
Отец Игоря Андрей Григорьевич владел в России сетью прибыльных автосалонов. Он был незаурядного ума человеком, с бизнес-партнерами вел себя строго и рассудительно, но к избалованному сыну питал слабость и потакал всем его прихотям. Андрей Григорьевич знал цену деньгам, ведь сам двадцать лет назад переехал с севера в Москву и работал не покладая рук, чтобы прокормить жену и маленького сына.
Игорь был единственным ребенком в семье, из-за чего получал безраздельное внимание родителей и невольно научился ими манипулировать. Когда ему исполнилось восемнадцать, родители развелись. Он остался жить с матерью. После развода Андрей Григорьевич стал еще заботливее к сыну – боялся окончательно потерять семью. Отцовская покорность обернулась для Игоря вседозволенностью. Ему не было нужды контролировать поступки. Он попадал в передряги, которые частенько заканчивались приводами в полицию. Но Игорь не беспокоился о последствиях – отец вытащит из любой беды. Андрей Григорьевич давно заметил, что сын не ценит его стараний, но не осмеливался принимать меры.
Однажды возмущенный Игорь ввалился в кабинет отца с претензией: платиновая карта по неясной причине не работала. Андрей Григорьевич обсуждал по телефону сделку и попросил Игоря полчаса подождать. В тот день Игорь был сам не свой не только из-за карты – окружение и новые привычки давали о себе знать.
– У меня нет времени ждать! – закричал Игорь так, словно пришел выбивать долг.
– Чего у тебя нет? – недоуменно уточнил отец.
– Времени нет, меня ждут.
– Значит, подождут! – отодвинув от уха телефонную трубку и уже повысив голос, ответил Андрей Григорьевич.
– Нет, не подождут! Ты можешь и позже по телефону договорить.
Бизнесмена передернуло. Он почувствовал, как сжалось сердце, и замер с телефонной трубкой в руке. Из динамика доносился голос собеседника, но Андрей Григорьевич слышал только гул в голове. Он впервые ясно увидел, что родной сын его ни в грош не ставит, нисколько не заботится о его чувствах. Едва сдерживая слезы и желая не испортить отношения еще больше, отец дрожащей рукой достал из ящика стола пачку стодолларовых купюр. Игорь внимательно наблюдал за действиями отца, который медленно и неуверенно протягивал деньги. Вдруг Андрея Григорьевича будто подменили, и он сказал то, чего долгие годы не осмеливался произнести.
– Сам бы хоть копейку в жизни заработал, тогда, возможно, оценил бы мои старания, – деньги улетели обратно в ящик.
Игорь не сразу отреагировал. Он молча таращился на отца, решая, как действовать дальше. Наконец с отвращением процедил:
– Не нужны мне твои подачки! Я сам заработаю еще больше, чем у тебя. Не буду унижаться попрошайничеством.
Андрей Григорьевич чувствовал, что их отношения скатились в глубокую пропасть и этого ему никак не изменить. Не совладав с собой, возмущенный отец вскочил и влепил сыну пощечину. Игорь пошатнулся, задержался на несколько секунд, посмотрел отцу в глаза и молча вышел из кабинета, громко хлопнув дверью. Дрожа от страха, Андрей Григорьевич сел в кресло и подумал, что теперь долго не увидит сына. Только бы он себя не погубил. Тем же вечером Игорь изрядно напился в одном из местных баров. А на следующее утро, вспомнив о разговоре с отцом и поразмыслив, решил все-таки сдержать данное слово.
Не зная, с чего начать, он стал обдумывать варианты. Пришел к выводу, что новую жизнь нельзя строить на прежнем месте. Он всегда любил путешествовать. Почему бы не совместить хобби с профессией? Игорь прочел в Интернете несколько тематических статей и понял, что выбирать надо между круизными лайнерами и международными авиарейсами. Оформление документов и обучение для работы в море занимали меньше времени. Это оказалось решающим фактором.
Американская круизная компания «Карнивал Круиз Лайнз» в тот момент проводила массовый набор официантов и уборщиков. К претендентам особых требований не предъявляли, закрывали глаза на недостаток опыта и плохое знание английского языка. Благодаря этому Игоря приняли младшим официантом. Он пустил остатки сбережений на оформление документов для выезда.
Андрей Григорьевич, узнав о намерениях сына, не решился позвонить, а отправил сообщение: «Остался я один в огромном доме, а что мне тот дом…» Ответа он так и не дождался.
После длительного перелета из Москвы в Майами с пересадками, бесконечных проверок иммиграционной службы, бессонной ночи в гостинице круизной компании, а также трехчасового переезда на автобусе до мыса Канаверал, где стоял на причале «Карнивал Дрим», Игорь чувствовал себя изможденным. По прибытии на корабль хотелось поскорее получить ключи от каюты и завалиться спать. Но обстоятельства сложились иначе. Как только Игорь прошел паспортный контроль и получил ключи, ему сообщили, что через тридцать минут в комнате СТС состоится собрание для новобранцев.
Отыскав свою каюту, Игорь увидел на двери забавную наклейку «Here is heightened sexual voltage»4. Улыбнулся, глубоко вздохнул и в предвкушении распахнул дверь.
Комната оказалась просторней, чем ожидалось. Посередине стоял черный раскладной стул. На столе, приделанном к стене, красовался пятнадцатидюймовый телевизор, а под столом разместился мини-холодильник. В дальней стене два встроенных шкафа, справа от входной двери двухъярусная кровать. На нижней койке сидел теперешний сосед Игоря. В каюте было прохладно – работал кондиционер. Встав с кровати, сосед протянул руку и приветливо заговорил по-английски.
– Меня зовут Артур!
– Я Игорь, очень приятно познакомиться.
– Раз ты Игорь, значит, говоришь по-русски, – широко улыбаясь, продолжил на русском Артур.
Игорь был приятно удивлен. Он первым делом собирался перезнакомиться с русскоязычным персоналом.
– Да, я из Москвы, а ты?
– Из Киева.
Ребята улыбнулись друг другу, недолгую паузу прервал Игорь.
– А эта надпись на двери, надеюсь, на мужчин не распространяется?
Артур рассмеялся.
– Нет, надпись осталась от одного армянина, прежнего соседа. Злостный шутник и бабник. Он переехал жить к своей подружке.
– О, и тут армяне. Столько же, сколько в Москве? – сострил Игорь.
– Нет, к сожалению, на всем корабле лишь один. Он из Латвии, славный парень.
– Рад слышать.
Игорь положил чемодан на пол и огляделся по сторонам, рассматривая свой новый дом. Артур, заметив разочарованный взгляд новичка, сказал:
– Не люкс в «Хилтоне», но для временного ночлега вполне сойдет.
Зазвенел телефон на стене. Артур ответил.
– Да. Хорошо. Слушай, мне тут нового соседа подселили, так что не стоит заходить. К тому же скоро на работу, хочу накрыть стол пораньше. Отлично. Договорились.
Артур повесил трубку и в спешке добавил:
– Ну ладно, буду собираться на работу, а ты устраивайся поудобней. Твоя койка верхняя, а вещи можешь сложить в шкафчик слева.
– Отлично, спасибо. А туалет и душевая где?
– Прямо за тобой.
Игорь обернулся и увидел светло-коричневую дверь, которая сочеталась по цвету со стенами. Артур продолжил:
– Туалет и душевая совместные, мы делим их с соседней каютой. Там два серба живут, вроде нормальные ребята.
– Хорошо, спасибо. Кстати, а кем ты работаешь?
– О, я личный официант капитана и старших офицеров, – хвастанул Артур.
– Вау, – закивал Игорь. – И как долго ты уже на борту?
Артур стал подсчитывать в уме.
– Почти три месяца. Как насчет тебя? Где работаешь?
– В контракте сказано – младший официант.
– Английский хорошо знаешь?
– Не очень, – поморщился Игорь, – но надпись на двери разобрал.
– М-да, – протянул Артур, – тогда тебя, наверное, определят в «крю месс» – это одна из четырех столовых для персонала, она же самая ужасная.
Артур заметил вопросительный взгляд собеседника и продолжил.
– Смотри, на корабле есть четыре столовых для персонала. Самая неприятная – «крю месс», поскольку тамошние посетители, так сказать, люди второго сорта: официанты, мойщики, уборщики кают и тому подобное. Столовая огромная, вилкой и ножом мало кто пользуется, поэтому там всегда грязно. Как правило, в «крю мессе» официантской работы немного. В основном нужно протирать столы, подметать пол и раскладывать еду на линию питания.
– Да-а… не весело, – ответил Игорь, представив, что его ждет, – а как остальные столовые?
– Если повезет, тебя поставят в «стафф месс». Я, кстати, в ней горбачусь по утрам. Там люди уже культурнее и по рангу выше, в основном менеджмент. Еще есть «офицерский месс» – это столовая для офицеров с капитанского мостика и инженеров, большинство из них итальянцы. Но туда тебя сразу не поставят, офицеры требовательны к уровню обслуживания и знанию английского. Четвертая столовая – капитанская, где я собственно и работаю. У капитана работать приятней: чаевые неплохие, к тому же туда приходят всего шестеро человек, так что работы немного. Однако, это шестеро самых влиятельных людей на борту и у каждого свои прихоти. Но я справляюсь.
– Рад за тебя. Буду надеяться на лучшее, – ответил Игорь, затем глянул на часы и добавил, – я бы с радостью еще пообщался, но мне нужно перекусить и найти СТС. Кстати, что это еще за СТС?
Артур улыбнулся.
– Честно говоря, сам не знаю, но там обычно проходят обучающие курсы и тренинги типа «Как выжить на корабле в случае пожара» и тому подобные. Сейчас вам, наверное, проведут экскурсию по кораблю, расскажут о компании и дадут распределение на работу.
– Ладно, тогда я побежал. Спасибо большое, думаю, уживемся.
– Обязательно.
Ребята еще раз пожали друг другу руки. Игорь переложил чемодан на кровать и ушел. Покинув каюту, он первым делом разыскал «крю месс». Помещение оказалось вместительным, человек на сто. Игорь встал в очередь за едой, где перед ним множество мужчин и женщин возмущенно подгоняли впередистоящих. Линия раздачи походила на фуршетный стол в гостинице: гарниры, салаты, мясные блюда и десерты. А на противоположной стороне возле кофемашины располагалась линия питания с фруктами. Наспех перекусив, Игорь отправился на поиски СТС.
Небольшой и светлый офис СТС напоминал маленькую комнату для чтения в библиотеке. По правую сторону от входной двери стояло несколько компьютеров в ряд, слева – стеллаж, забитый книгами, а по центру – несколько круглых столов, за каждым по шесть стульев. На стенах висели грамоты и пара картин.
Невысокого роста филиппинка с пышным бюстом, одетая в белую офицерскую форму, попросила присутствующих занять свободные места и сохранять тишину. Собралось человек двадцать и все как один покорно выполнили просьбу грудастой начальницы.
– Здравствуйте дамы и господа! Меня зовут Стейси, я буду вашим координатором.
Все закивали.
– Приветствую вас на нашем прекрасном судне под названием «Дрим». «Дрим» – это новейший корабль самой крупной круизной компании в мире «Карнивал Круиз Лайнз». Сегодня я дам краткую информацию о лайнере и о компании «Карнивал», но прежде прошу всех присутствующих найти свои имена в этом списке и расписаться.
Стейси передала одному из слушателей список и подождала, пока все управятся с заданием.
– Итак, наш корабль при полной загрузке вмещает три тысячи шестьсот пятьдесят два пассажира и одну тысячу триста шестьдесят девять членов экипажа. Водоизмещение «Дрима» – сто тридцать тысяч тонн. Это при пятнадцати палубах, не считая четырех служебных. В длину корабль чуть больше трехсот метров. «Дрим» построен в небольшом портовом городке Монфальконе на юге Италии. Оттуда мы начинали первые круизы по Европе, а через семь месяцев причалили в прекрасном порту Канаверал штата Флорида. Отсюда будем совершать семидневные круизы по Карибскому морю. Мы посетим красивейшие места: Нассау – столицу Багам; остров Роатан в Гондурасе; девственные острова Сент-Томас и Сен-Мартен; мексиканские острова Косумель и Коста-Майя; независимый остров Белиз. В ходе каждого круиза мы по несколько дней будем проводить в открытом море. В общем, веселья много, но вы не расслабляйтесь, поскольку работать придется тяжело, мы все-таки не в отпуске. Хочу сразу предупредить, что у вас не всегда будет время выйти в порту. Все зависит от рабочего графика. В дальнейшем мы проведем несколько важных тренингов касательно безопасности и правил поведения на борту.
Стейси продолжила, немного переведя дух.
– Теперь хочу представить вам своего ассистента Риккардо. Он приехал к нам из Бразилии.
Несколько человек кивками поприветствовали смуглого бразильца, он ответил тем же.
– Как вы уже заметили, у нас интернациональная команда, поэтому попрошу уважать друг друга и поддерживать. Расовая дискриминация строго карается и пресекается. Эту тему мы еще обсудим подробнее на одном из предстоящих тренингов. Сегодня мне больше нечего добавить. Желаю вам приятного контракта и поменьше стресса. А тем, кто приехал к нам впервые, советую не волноваться и не стесняться задавать вопросы, мы всегда рады на них ответить.
После ознакомительной речи Стейси открыла дверь, и в помещение вошли пятеро человек. Их она представила как координаторов из разных департаментов. Каждый слушатель подошел к представителю своего департамента для дальнейшего инструктажа.
Игорь приблизился к невысокому мужчине в очках, который представлял департамент ресторанного бизнеса и назвался Лукасом Серрано. Господин Серрано провел увлекательную экскурсию: показал рестораны для пассажиров, кабинеты метрдотеля и менеджера по общественному питанию, «muster stations»5. Но больше всего Игоря заинтересовала экскурсия по нулевой палубе, которая показалась ему небольшим городком.
Нулевая палуба находилась на уровне моря. С виду – узкий коридор, протянувшийся по всей длине корабля и разделенный на три зоны. В передней части коридора по обеим сторонам располагались столовые, каюты, лифты и офисы менеджеров. В задней части находились огромные морозильные камеры и склады с продуктами, униформой, алкоголем и офисными принадлежностями. А в центральной – сортировочная зона, предназначенная для загрузки и выгрузки пассажирских чемоданов, и потому заставленная палетами. Процедура выгрузки начиналась в заключительный вечер круиза. Для уборщиков кают это был сущий ад. Приходилось частенько отрабатывать по пятнадцать часов за смену.
Пассажирам вход на нулевую палубу был строго воспрещен. Если кто-то из работников проводил туда пассажира и был замечен, следовало наказание вплоть до увольнения.
Четыре палубы отводились для членов экипажа. Под нулевой находились палубы «А», «B» и «С». Все – ниже уровня моря. Палубы «А» и «В» состояли полностью из кают для персонала и прачечных. Коридор был похож на ярко освещенный металлический лабиринт. Палуба «С» напоминала огромный машинный отсек с двигателями, баками для воды и топлива.
Игорь счел условия жизни на корабле приемлемыми, хотя расписание не порадовало. Случилось то, чего он опасался – «крю месс». Оставалось надеяться, что это ненадолго. Однако через четыре недели с момента прибытия Игорь все еще корпел на прежнем месте.