Вы здесь

Я – типичная личность. Вечер третий. От сущности до личности новой эры (Лени Фич, 2015)

Вечер третий. От сущности до личности новой эры

– Как далеко продвинулась моя вторая сущность? – спросил Майкл, заходя в комнату в этот вечер.

– А кто эта вторая сущность? – оглядываясь, ответила вопросом Лени. – Сущность у человека одна и неизменная от рождения, и твоя сущность никуда не продвинулась. А вот с приобретением социальной роли мужа путем проставления штампа в паспорте ты получил колоссальное поле и безграничные возможности для развития своей личности.

– Значит, мужчина, имеющий гарем, значительно превосходит меня по условиям своего развития, надо срочно исправить эту несправедливость и уравнять нас в конституционных правах с мусульманами.

Анекдот от V.

Жена мечтательно спрашивает у мужа:

– Дорогой, а если бы у тебя был гарем, то я была бы главной женой?

– Нет, самой ленивой женой!

– Почему?

– Где ты видела, чтобы в гареме шейх посуду мыл?

– Или аборигенами в джунглях вдали от цивилизации? С момента рождения жизнь человека и его развитие сильно зависят от внешних условий. Сначала этот росток оберегают и растят члены семьи, затем общество. И если у каждого человека при рождении сформирован определенный тип сущности как данность, то по достижении определенного возраста у него начинает формироваться личность как приобретенные качества, которые очень сильно зависят от окружения, в котором человек находится. При том, что само формирование личности – это непосредственная обязанность каждого, он не имеет права перекладывать саморазвитие на окружающих, – сказала Лени. – И если исторически на Востоке сложились условия, что мужчин было мало, кто воевал, кто ходил с караванами, то гарем был необходим для общественно-экономической жизни как норма жизнедеятельности семьи и государства. Ни в большей, ни в меньшей степени это не меняет развитие личности самого мужчины, это всего лишь внешние условия.

– А как быть с детьми? Им же в таком случае прививается именно такой образ жизни, а не какой-то другой, получается, нет свободы выбора и нет поля для творчества.

– Человек – сам творец своей личности, своего Я, своего образа жизни, за который иногда приходится и бороться с окружением. Именно этим объясняются обострения отношений детей и особенно подростков с близкими им людьми. В том случае, когда обе стороны понимают источник проблем, люди способны выйти с поля боя без потерь и мордобития, пройти это испытание, сохранив физическое и психическое здоровье, не ломая основы для формирования иного типа личности, чем они сами, – ответила Лени. – Чтобы найти тот путь развития, который наиболее близок и подходит конкретному человеку, без конфликтов, потребуется ум, выдержка и чуткость одновременно. Понимание столкновения интересов разных людей в разные моменты времени, нахождение разумных путей решения позволяют создать человеку подлинную, гармонично развитую Личность без войны и катастрофы, без наркомании и пьянства.

– С чего тогда надо начать?

– Первое, что дано человеку от рождения – его сущность, которая проявляется с момента рождения и на первых годах жизни является определяющей до периода полового созревания физического тела. Условно можно сказать, что от 0 до 7 лет ребенок активно познает окружающий мир и копирует все, что чувствует семью органами чувств.

– Боже правый, всегда было пять, а у тебя семь? Тебя бы в средние века обвинили в ереси и сожгли на костре, – воскликнул Майкл. – По-моему, ты со своими семью типами теперь везде рисуешь цифру семь.

– Бывало и такое, главное, что мракобесие кануло в прошлое и в Интернет, виртуально все возможно, а реально – нет. Хорошо, начнем с пяти известных всем сенсорных каналов для приема, обработки и передачи информации – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус:

1. Через слух ребенок принимает звуковые волны от окружающего мира на расстоянии, частота колебаний звуковых волн лежит в диапазоне от 20 до 20 000 в секунду и иные частоты ухом не воспринимаются.

2. Через зрение возможно различать цвета волн, находящиеся в интервале от 380 до 680 миллимикрон, вне этого диапазона глазом не различить внешние объекты.

3. Обоняние имеет еще меньший диапазон для получения передаваемой информации и сильно зависит от резкости запаха внешнего объекта.

4. Через прикосновение ребенок различает только при непосредственном прикосновении, что имеет ограничения по месту и силе контакта.

5. Через вкусовые ощущения различие ощущается при непосредственном вкушении, что также имеет строгие ограничения по объему, сладости, остроте и так далее. Для человека есть границы для его физического тела и полное отсутствие границ для его сознательного воображения и фантазий, для его подсознательных возможностей восприятия и познания окружающего мира.

– Интуиция у тебя всегда хорошо работает, поэтому верю про шестое чувство.

Анекдот от V.

Один приятель говорит другому:

– Вот смотрю я на тебя – дергаешься, суетишься, но в итоге все делаешь, как надо. А что тебе интуиция сразу ничего не подсказывает?

– Да, интуиция-то подсказывает, только при этом она сильно заикается.

– Наука уже продвинулась в изучении человека далеко вперед, что уже не отрицает наличие у него интуиции, можно еще это назвать ясновидением и телепатией. Поэтому к привычным пяти чувствам – осязанию, обонянию, вкусу, слуху и зрению, надо добавить интуицию, или так называемое ясновидение, и телепатию. Для ребенка, только что пришедшего в этот мир, это компенсация ограничений пяти органов чувств. Бессловесная и невидимая связь ребенка с матерью присутствует, и мозг обменивается информацией еще даже на внутриутробном уровне. Этот обмен продолжается и после рождения и все первые годы жизни. Можно считать, что это атавизм, доставшийся от наших древних предков, которые имели развитую интуицию и, обладая телепатией, могли сообщать друг другу на расстоянии информацию в опасном древнем лесу, среди явно не дружелюбных животных.

– А почему, по-твоему, эти чувства утрачиваются взрослыми? – спросил Майкл.

– Они не утрачиваются, а атрофируются, как мышцы, в которых нет нужды, поэтому их и не тренируют. Зачем напрягаться и телепортировать мысли, что ты голоден, когда об этом можно просто сказать: «Хочу есть»? – ответила Лени. – Взрослые тоже этому способствуют, мы учим детей говорить вслух, вместо передачи мысли телепатическим путем, не сохраняем эти каналы приема информации, а замещаем привычными для себя.

– Значит, я был прав, когда говорил тебе, что наша дочка не говорит, несмотря на то что ей было уже почти три года, потому что не хочет, а не потому, что не может. Она, оказывается, тебя тренировала в телепатии. – Это редкий случай, что ты хоть что-то помнишь из нашей семейной жизни!

– Я многое помню, например, как тебя зовут и когда у тебя день рождения, – с пафосом сказал Майкл.

– Еще бы, годы усиленной телепатической тренировки с моей стороны не прошли даром, – вздохнула Лени. – Ты, конечно, прав, три года общения на мыслительном уровне со стороны ребенка не прошли даром для матери, я точно знала, что ей нужно и что она хочет сказать, но не говорит. Зато когда она пошла в школу, она уже значительно многое умела.

– К семи годам, используя семь органов чувств и потеряв два их них, мы получаем сформированную личность? – вернулся к начатому Майкл.

– Человек получает сущность как набор свойств на момент рождения, а в личность формируется, которая на каждом периоде жизни разная в зависимости от места и времени, в зависимости от окружения и среды, и еще от очень большого количества факторов, – сказала Лени. – Если учесть, что мы говорим о модели нормального развития нормального человека, то на первом периоде до семи лет наиболее ярко проявляется тип сущности и ребенок действует и осваивает мир в тесной связи с ограничениями и достоинствами своего типа. Личностных черт в этот период еще очень мало, хотя они уже присутствуют – Имя, которое ему дали, Я, которое он осознал, Мое и Чужое, которое отделил от себя. Основное в этот период, что ребенок развивает свои инструменты для познания и контактов с этим миром, он как бы записывает опыт своего окружения, копирует его, чтобы применить его в следующем витке для своего развития с 7 до 14. Роли, которые личность начинает играть, осознанно или нет, тоже присутствуют – ребенок для родителей, пациент для врача, внук для бабушки, соседский мальчишка, бегающий и орущий, и так далее по списку каждодневных дел.

– А что делается с 7 до 14 лет? Я лично ходил в школу учиться и во двор гулять, – подчеркнул Майкл. – Формированием своей личности я как-то не был озадачен и озабочен.

– Еще раз хочу подчеркнуть, что все деления по годам условные, нет четкой границы, и периоды перетекают у каждого ребенка не по цифровому календарю, а естественным путем в результате его развития. То, что для одного будет достигнуто к 14 годам, для другого не будет достигнуто и к сорока. Я встречала по жизни взрослых мужчин с развитием личности на уровне подросткового возраста, – уточнила Лени. – С детского до подросткового периода, используя инструменты познания, идет период активного накопления информации и знаний, также в этот период ребенок начинает сам формировать черты своей личности, приобретать опыт социальной жизни не только в семье, но и в общественных местах. Ребенка нельзя расширять, но и нельзя ограничивать, исходя из представлений и желаний родителей и воспитателей. Именно из-за этого система обучения в переполненных классах так плоха для развития личности, где все преподается исходя из среднего уровня некоего «среднего» ученика. Индивидуальность, таким образом, становится помехой для воспитателя, будь ты отличник или двоечник, так и появляются двойные стандарты. И если взрослые думают, что дети их не замечают, то они глубоко ошибаются. Дети, как губка, и они впитывают все из своего окружения, с одним существенным различием – из губки можно удалить путем нажатия все впитанное, а из ребенка – нельзя. Все впитанное, правильное или неправильное, уже усвоено, вопрос только – когда будет применено и как.

– Вот теперь понятно, что когда меня выгнали из кружка иностранного языка, за то, что я слова не давал сказать учительнице, а надо было говорить на одном языке.

Анекдот от V.

В школе проходит первый урок английского языка. Учительница говорит:

– Ну, кто нам расскажет английский алфавит?

– Я могу, у меня папа программист! Q W E R T Y…

– Двойной стандарт в чистом виде, – усмехнулась Лени. – Ты читаешь и переводишь множество специальных терминов, когда пишешь свои программы, потому что программное обеспечение приходит к нам в первую очередь на английском языке, даже понимаешь, когда кто-то говорит на английском в твоем присутствии, но отказываешься сам говорить на другом языке. Потому что после 14 лет уже начинается период сопоставления. Именно расхождение между тем, что другие люди думают, говорят и делают, приводит подростков в конфликтное состояние, в конфронтацию с окружением, потому что именно двойные стандарты взрослых рушат их представление о людях и обществе, в котором они живут, близкие вдруг перестают быть для них авторитетами. Их близкие взрослые люди, которые на словах за здоровый образ жизни, но при этом демонстрируют на самом деле неправильный образ жизни, с вредными привычками, гиподинамией, перееданием, скандалами, говорят о любви, а проявляют жестокость и агрессию к своим близким. Зато если человек справится со всем этим, то у него есть шанс уже к 21 году вырастить в себе гармонично развитую личность – «Человека с большой буквы». Если же нет, то всегда есть шанс дорастить себя до этой личности, и не важно, в каком возрасте это произойдет, важно, что все-таки произойдет, и жить станет легко, радостно и с удовольствием.


Диаграмма 1. Возрастные периоды развития


– Определение личности по Лени Фич, – сказала с менторским тоном Лени. – «Личностью является открытая и развивающаяся система индивидуальных качеств и черт, приобретенных в процессе познания мира, обучения и саморазвития сущности человека». Таким образом, деление по возрасту крайне условное, и на самом деле только в детстве более или менее имеются схожие черты для многих, но даже уже сейчас на современных детях понятно, что это не так, все очень ускорилось и изменилось. И дети-индиго не порождение современности, просто информация доходит быстрее, и их родители наконец-то поумнели, чтобы не стричь под одну гребенку всех детей подряд.

– Чем должна отличаться личность «Человека с большой буквы» от просто биологически выросшей по возрасту Сущности? – уточнил Майкл.

– Ответ гораздо более простой, чем можно предположить. Признаки таковы.

Во-первых, здоровье является первым признаком, так как это естественная потребность человека, определяет его способность к жизнедеятельности и обеспечивает условия для гармонического развития личности (физическое здоровье). Здоровье, которое медицина определяет как отсутствие болезней, является важнейшей основой для познания себя и мира, для самоутверждения, для обретения состояния покоя и счастья человека, является нормальным состоянием организма человека. Для тела – физическое здоровье – это естественное состояние организма, когда хорошо работают все органы и системы, и весь организм человека как саморегулирующаяся система правильно функционирует. Отсутствие болезней и вредных, а именно неестественных, привычек, есть ту пищу, которая не растет в среде его обитания, вдыхать то, что загрязняет его биологический организм, можно долго перечислять, главное, что в детском периоде за здоровье ребенка отвечают члены его семьи или окружение, в котором он растет. И если здоровый образ жизни ведут все члены семьи, то для ребенка это так же естественно вести здоровый и закаливающий образ жизни, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, и главное – создавать устойчивую привычку, быть ответственным за свое здоровье. Дети часто получают больше внимания и заботы от взрослых, когда они болеют, таким образом родители создают условия для манипуляции со стороны ребенка быть больным, чтобы получить капельку любви от занятых делом родителей. Так же как и вопрос об употреблении алкоголя, все люди от рождения трезвенники, именно в период формирования личности они становятся пьющими, а затем и больными алкогольной зависимостью людьми.

– Запрет на алкоголь порождает еще большее искушение, не в семье, так с приятелями можно вкусить, – возразил Майкл.

Анекдот от V.

Hа окраине Парижа в маленьком кафе посетитель одну за другой опрокидывает рюмки с водкой. Сосед его, перед которым стояла бутылка с лимонадом, не выдержал и сказал:

– Простите, а вы знаете, что каждый третий француз из-за злоупотребления алкоголем страдает болезнью печени?

– Меня это не касается – я русский.

– Я не говорила о запрете, – отпарировала Лени. – Двойной стандарт, вот что рушит жизненные и моральные принципы, рушит цельность человека. Если представить сущность как точку, на которую надо опереться, то гармоничная личность – это сфера, как построенная идеальная цельная фигура вокруг этой точки. Здоровье человека является прямым следствием типа сущности и необходимым условием для его жизнедеятельности, нарушение этого условия подрывает основу гармоничного развития на пути от сущности к личности. Поэтому ряд духовных практик, призывающих к развитию ваших личностей в отрыве от вашего физического тела и в отрыве от этого реального мира, наносят прямой вред и ущерб. Слова древних греков о том, что в здоровом теле живет здоровый дух, имеют силу прямого действия.

– Как же быть с больными?

– Мы говорим о нормальном развитии нормального человека, – подчеркнула Лени. – Путь развития от сущности к личности это путь развития от ребенка к взрослому зрелому человеку, полностью отвечающему за свою жизнь и жизнь всего человечества, к «Человеку с большой буквы». Во-вторых, следующий признак и необходимое условие развития личности человека – способность принимать и обрабатывать информацию, так называемое знание или интеллект (интеллектуальное развитие). Накопление знаний происходит в процессе познания человеком мира, сначала окружающей реальности, а затем и виртуальной. Способ и сам процесс познания мира зависит от физиологического и анатомического строения и состояния головного мозга, который проявляется как в уровне, так и в качестве мышления, в развитии внимания и памяти, способности к анализу и рефлексии, способности выбора оптимального решения, исходя из теории и моделей, а также опыта, практического применения и здравого смысла.

– Как это сопоставляется с четырьмя типами мозга по Г. И. Гурджиеву?

– У Гурджиева типы мозга, который контролирует какую-либо отдельную функцию человека, делились по семи видам основных функций. Человек думает, значит, должен существовать мыслительный центр, двигается, значит, должен быть и двигательный центр, – ответила Лени. – С первого по четвертый типы находятся центры Инстинктивный, Двигательный, Эмоциональный и Мыслительный, которые являются инструментами знания и действия в реальном физическом мире. Остальные центры относятся к другой теме за рамками описания пути развития от сущности до личности человека, по– этому совершенно правильно говорить о четырех типах мозга, а не о семи. Мозг этих четырех типов разума по Гурджиеву я отнесла к особенностям функционирования нервно-психической деятельности человека, и называла их в книге, описывающей типы сущности не разумом, а центрами. Мозг у человека все-таки один и разум тоже, тем более что слово «центры» ближе к энергетическим центрам, к чакрам, которых больше одного, в отличие от мозга.

Анекдот от V.

– Пишите: «Черепная травма головы…»

– Может быть, черепно-мозговая? – возразил не в меру умный практикант.

– Нет у него мозга, – ответил врач, – раз на день рождения жены с подружкой пришел.

– Так какие же знания накапливает сущность на своем пути развития через свой доминирующий центр и зависит ли это от типа сущности?

– На первом этапе развития зависимость линейная, – подтвердила Лени. – Каждый тип сущности, об этом более подробно написано в книге про типы сущности, первоначально активизируется жизнеспособной энергией через один из центров, это не значит, что другие центры не работают. Они работают, но у каждого типа есть приоритетный центр, как розетка для вилки электрического провода, через который начинает течь ток и последовательно зажигает остальные лампочки в цепи.

Для Желтой сущности (Ось) – это Инстинктивный центр, у этих детей работает генная память своих предков лучше всего, они сразу знают, что можно, что нет, что опасно, а что для них хорошо для поддержания жизни, все ощущения, такие как вид, звук, вкус, запах, осязание, как тепло или холод, сухо или влажно, лучшие инструменты познания. Этот центр управляет функциями жизнедеятельности, инстинктами и безусловными рефлексами, таким образом, именно этот центр управляет физиологией, направленной на поддержание жизнедеятельности в физическом теле. Это все в них уже есть, развивать надо те центры, которые не доминируют, а именно три оставшихся – движения, эмоции и интеллект как инструменты познания для приобретения новых знаний и опыта. Эти дети сами по себе осторожные и особо никуда не полезут, поэтому их надо учить сознательно выступать инициатором для саморазвития, поощрять творчество и смелые фантазии и учить заботиться о ком-то другом, а не только о себе и своих близких. Инстинктивный центр активизирует осторожность из-за страха повреждения тела, повышенную агрессию на внешние условия для поддержания целостности тела на физическом уровне, необходимо учить пользе от движения как части процесса развития личности, в противном случае может сформироваться ярко выраженная позиция Обывателя – «Моя хата с краю, ничего не знаю». Для Красной (Искра) и Оранжевой (Флаг) сущности – это двигательный центр, а значит, ребенок все познает через движение, через активность, скорее через двигающиеся картинки в мультфильмах, чем в книжках. Тут необходимо активизировать оставшиеся центры – учить осторожности и беречь себя, учить замечать других и чувствовать их боль и радость, учить получать успех в решении интеллектуальных задач и головоломок. Так как им сложно усидеть долго на одном месте и подумать перед тем, как бежать, необходимо учить терпению. Этот центр отвечает за ориентацию и перемещение в пространстве, и только в совокупности с развитием интеллекта у этой личности появится ориентация в обществе, осознанное поведение в социуме, его успехи в жизнедеятельности и карьере. Двигательный центр способен активизировать состояние страха по поводу боли, ограничения свободы перемещения, что приводит к желанию убежать или напасть, необходимо учить выдержке и здравомыслию, в противном случае может сформироваться ярко выраженная позиция Попрыгуньи Стрекозы, что лето красное пробегала, пропрыгала и пропела или Воин, рубящий головы Для Зеленой (Воск) и Голубой (Шар) сущности – это эмоциональный центр, который поддерживает уровень чувствительности, интереса и внимания к окружению, управляет процессами, направленными на поддержание человеческих отношений в обществе, за творчество. Самые человечные из людей, нуждаются в освоении активной позиции и самостоятельности, возможности выбора, выхода за пределы привычного окружения, инструментов интеллектуального развития. Эмоциональный центр активизирует состояние глубокого доверия и удовольствия от общения с близкими людьми, необходимо учить заботиться о себе, развивать интеллект и активность, в противном случае может сформироваться ярко выраженная позиция Хамелеона – «А я что? Я как все». Для Синей (Луч) и Фиолетовой (Стекло) сущности – это интеллектуальный центр, который работает с умом, с идеями, цифрами и словами, символами и отвечает за способность воспринимать, обрабатывать и делиться информацией через символы, отвечает за всю реальную и виртуальную область знаний. Их необходимо приземлять, особенно Стекло, увлеченного в поиске истины, учить слушать свое тело и чувства, проявлять заботу о других живых близких существах, а не только жить и творить для пользы всего человечества. Интеллектуальный центр активизирует состояние интереса от процесса самого познания, от количества накопленных знаний, желания открытий, в результате чего цели и задачи всего человечества в целом затмевают самые простые и близкие истины своего тела и чувств, и может сформироваться ярко выраженная позиция Праведника или Инквизитора – «Сократ мне друг, а истина дороже». Если у человека плохо сбалансирована работа всех центров, то имеется устойчивая тенденция жить односторонней жизнью только через свой тип сущности и свой первоначально активный центр, что делает трудным для человека одного типа понять и себя, и другого. Развитие гармонично развитой личности приводит к сбалансированному человеку, у которого развиты все центры и работают в полной гармонии, особенно умственный и эмоциональные центры должны быть полностью активны и способны координировать все виды жизнедеятельности. Процесс познания зависит от активизации центра типа сущности, и процесс развития личности приводит к тому, что все центры начинают работать в унисон, так что признаком гармонично развитой личности является равномерная работа четырех центров для осуществления процесса познания внутреннего и внешнего мира, материальности и духовности, всего бытия и человечества.

– Какие еще признаки имеются? – спросил Майкл.

– Помимо развитого интеллектуального центра, как уже сказано выше, необходима работа эмоционального центра. В-третьих, это способность испытывать эмоции и не хранить эмоциональные напряжения, устойчивость, являющаяся признаком развитой личности человека (эмоциональная устойчивость). Маленькие дети испытывают эмоции радости, счастья или обиды, неприятности в сам момент происходящего и не тянут их во времени, не плачут месяцами по поводу разбитой чашки и синяка под глазом. Такая нормальная реакция психики уничтожается людьми, окружающими ребенка, которые прививают ему постоянное чувство вины, напоминая постоянно о содеянном ребенку, что формирует у него привычку переживать в настоящем за содеянное в прошлом. Устойчивость эмоционального уровня психики достигается путем формирования привычки к анализу, чтобы хранить опыт после выводов о содеянном и не повторять ошибки без эмоциональных переживаний и страхов у ребенка. Детей надо растить без наказаний, накажите себя, что не объяснили ребенку вовремя, чего нельзя делать, и не уставайте все время показывать своим примером, что надо было делать вместо неправильного действия. Для взрослых необходимо корректировать негативную привычку к обвинению себя и других за содеянное в прошлом. Взрослый может обойтись без обвинений и наказаний, оценивая разумно сам себя, так он тоже стремится изменить свое поведение и стать лучше. Такой способ поведения наилучший, так как при такой жизнедеятельности устойчивость психики человека к переживаниям повышается. Способность испытывать эмоции здесь и сейчас для полного ощущения мира внутри и снаружи является еще одним признаком развитой личности.

– «Без вины виноватые», это не про тебя уж точно, скорее, «еще неизвестно кого здесь наказывать надо», – пошутил Майкл.

Анекдот от V.

Утром просыпаются муж и жена. Жена толкает мужа локтем в бок:

– Дорогой, а ведь сегодня двадцать пять лет, как мы поженились.

– Да? Ну и что?

– Может кабанчика забьем?

– Кабанчик-то чем виноват?!

– В-четвертых, нравственное состояние человека определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека и признаком развитой личности (нравственная социальность). Человек существо общественное, и рост его личности напрямую зависит от жизни в определенном человеческом обществе, поэтому, наряду с развитым интеллектом, физическим и эмоциональным здоровьем, необходимо рассматривать наличие нравственного здоровья человека, сознательное отношение к труду, приобщение к культурному наследию человечества, нравов и привычек нормального образа жизни без ограничения свободы для себя и других. Даже если человек физически и психически здоров, но при этом является нравственным уродом с неразвитым интеллектом, который пренебрегает нормами морали, говорить о его развитой личности рано.

Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья в дополнение к физическому и эмоциональному. Есть ряд общечеловеческих нравственных норм, которые есть и в библейских заветах, в кодексе строителя коммунизма, и в принципах домостроя, и родовых племен. Развитой личности присущ ряд этих общечеловеческих качеств, которые и делают ее настоящим человеком.


Таб. 1. Степень развития признаков Личности по типам Сущности


– Судя по таблице, здоровье является сильно развитым признаком инстинктивного и двигательного центра, а почему же Луч, который носитель интеллектуального центра, тоже обладает сильным здоровым физическим телом? – уточнил Майкл.

– Давай уточним слово «здоровье», люди на протяжении многих веков привыкли к нему только как к отсутствию болезней их тела. Признаком развитого инстинктивного центра же является развитая Воля и здоровье физического тела на уровне инстинктов. Воля в первую очередь формируется у ребенка через его «Хочу» в чужое «Надо» и взрослое «Могу». Сохранение искреннего отношения и способности действовать адекватно обстановке в текущей ситуации есть условие сохранения целостности человека как физическое тело для жизнедеятельности и как личности для жизни в обществе себе подобных, чтобы это понимать, нужен хорошо развитый мыслительный аппарат, а тут равных от рождения Лучу нет, и остальным надо еще развивать свой ум до его уровня, а ему сразу дано природой.

– И когда человек обладает всеми признаками – здоровье, сильная воля и мощный интеллект, эмоциональная устойчивость, то его можно причислить в разряд святых личностей, начать на него молиться, а он будет почивать на лаврах, – съязвил Майкл. – По твоей таблице Лучу уже почти ничего и делать не надо.

– Надо, потому что его слабое место как раз эмоции, безразличие и не-эмоциональность – это совсем не эмоциональная устойчивость. Эмоции нужно испытывать, и человек как личность должен уметь их выражать и быть чувствительным к радости и бедам других. Сущность как ребенок, которому и ум, и нравственность надо развивать, просто стартовые условия у всех разные, как и всегда, и везде, – отпарировала выпад Лени. – Например, Оси через сильную волю тоже дано многое и сразу. Люди этого типа берегут и тело, эмоционально и морально устойчивые, так как являются очень консервативными и хранят устои и мораль общества, но для развитой личности им не хватает сильно развитого интеллекта, иначе вырастет простой обыватель и жадный брюзга.

– Обыватель значительно лучше, чем революционер.

– При этом и ловушек на пути расставлено ой как много, – вздохнула Лени. – На пути роста от сущности к гармонично развитой личности нет пределов совершенства для человека, есть трудности в преодолении самого себя. На пути саморазвития человек должен сначала вырастить себя, то есть свое Эго, которое растет вместе с личностью. Сначала это необходимое условие, потом достаточное, а потом мешающее и тормозящее. Вот это труднее всего понять, поэтому одним из признаков еще является способность к саморазвитию, даже когда кажется что ты уже всего достиг и сфера идеально-полная, потому что ту личность, которую мы растим в обществе, это совсем не наше «истинное Я», наш «Человек с большой буквы».

– Понятно, путь тернист и полон ловушек, а кто сказал, что будет легко?

Анекдот от V.

– Папа, а зачем женщины красятся и поливаются духами?

– Ну как тебе объяснить… Возьмем, к примеру, ловушку для тараканов…

– Как раз путь от сущности к личности человек проделывает зачастую не задумываясь, не отягощаясь, легко, наполняя наше «я» в «Я» с гордостью, тщеславием, самомнением, фантазиями о себе самом «Великом» или «Гении». Эта та часть нас, которая развивается в процессе жизни благодаря образованию, профессии, воспитанию и обучению разного рода под влиянием окружения, и ее задача сбалансировать все центры, чтобы они работали все одинаково и никакой центр не превалировал над другими. Личность же в смысле «Человека с большой буквы» представляет ту подлинную личность, тот результат жизнедеятельности человека, благодаря которому он постигнет смысл своего существования и предназначения. Она, как хрустальный ларец, через который всем видны все способности и достоинства, данные от рождения и развитые в процессе жизни. Зачастую же наша сущность в своей естественной природе полностью подавлена ложной личностью, созданной у подавляющего большинства людей в якобы цивилизованном обществе, в обществе потребления товаров и услуг, с полным отсутствием творчества и природного естества, а ведь именно оно является сильнейшим стимулом для развития вне времен и пространств.

– Раз общество подавляет, значит, обратно в лес, в природу, – предложил Майкл.

– Та часть личности, которая связана с Эго, действительно слабо развивается у людей, которые живут близко к природе, или, например, у творческих людей, близких к искусству, науке, изобретениям и путешествиям. Это те самые внешние условия, которые способствуют или ограничивают некоторые возможности для роста, но все-таки ограничивают развитие. Если взять за основу модель центров по Гурджиеву, то необходимо не отнимать значение и силу у ложной личности, у Эго, а использовать их на развитие человека от сущности до личности – «Человека с большой буквы». Сущность должна расти в личность за счет активизации центров, создавая возможность развития наиболее полно, чтобы все центры были активизированы и работали совместно на благо человека. Тогда Эго становится все слабее и слабее, и эта часть используется как еще один инструмент по развитию лучших черт истинной личности, которые могут быть использованы сущностью в процессе ее роста и развития, как умения и способности, приобретенные уже сознательно с опытом жизни. Вот, например, возьмем вопрос материального обеспечения.

– Вопрос, совместимый с Эго и совсем не совместимый с гармоничным развитием человека, и уж тем более духовным, – хмыкнул Майкл. – Раз духовный – значит, будь добр бедным все раздай, что накопил, и голый, босый в скит, подальше от материальных благ.

– Это путь людей прошлых столетий, путь от рабов в капиталисты. Путь новой эры развития человека лежит через достаток, и тому есть уже много примеров. Человек должен обеспечивать материальный уровень для своего существования, подтверждая успешность в решении проблем повседневной жизни и в способности нести полную ответственность за выполнение своих обязательств. Сначала необходимо приобрести умение действовать во внешних условиях, чтобы начать развивать умение в управлении собой и своими внутренними делами. Если человек не удовлетворен своей жизнью, но чувствует это только потому, что не получил то, что хотел, в смысле денег, положения, власти, славы, необходимо сначала добиться удовлетворения. Подавление материальных достижений и успехов по жизни только усугубляет положение человека и укрепляет ложную личность, раздувает Эго, только оно теперь будет раздуваться от значимости духовных поисков вне материального мира. То, что Гурджиев принес в Европу и Америку из восточной философии, было обозначением трех традиционных путей развития человека: путь факира, который работал преимущественно над своим телом, путь монаха, который работал над эмоциональным телом, путь йога, который работал над умственным (психическим) телом. По Гурждиеву, человек должен работать над всеми этими телами одновременно в обычной жизни, чтобы достичь положения гармоничного человека – это и есть четвертый путь. В его словах «про обычную жизнь», «обычную работу» заложен глубокий смысл. «Четвертый путь» открылся для людей с наступлением новой эры, до сих пор в поисках духовного развития человека существовало только три пути. Это было открытие двадцатого века, а воплощать его будут уже люди двадцать первого.

– Явное противоречие с точкой зрения многих эзотерических и духовных систем, которые проповедуют, что чем больше человек не способен противостоять обычной жизни, тем больше он имеет шансов для истинного духовного развития, и что такое развитие предполагает уход от обычной жизни, иначе как бы существовали монастыри и зачем люди живут отшельниками? – удивился Майкл. – Хотя, впрочем, чему я удивляюсь, с тобой вечно как на вулкане, не знаешь, когда и что извергнется.

Анекдот от V.

В Индонезии произошло извержение вулкана. Это опять перестарался местный колдун Мгунгу-Лумгу. В прошлый раз он вызывал дождь («Большая Вода»), а получилось цунами, а в этот раз решил сэкономить на спичках при разжигании костра.

– Модель развития человека с учетом психотипа как неизменной сущности через развивающуюся личность основана на обычной жизни человека в обществе и поддерживает взгляд приобретения духовности через идею – «хороший хозяин» в доме, в своей судьбе и в себе, как основное требование развития гармонически развитой личности человека, – сказала Лени. – Я за самых простых людей, живущих в хороших домах с достатком, в счастливой семье и в радости легкого общения с миром и друг с другом, счастливых родителей счастливых детей. Те люди, кто потерпел крах или неудачу в обычной жизни, пытаются ее обругать и найти иной образ жизни, как спасение от своих неудач в неком идеале, которого нет здесь и сейчас на земле. Они думают, что жизнь очень трудная штука, полная неприятностей, и думают, что могут найти более легкий путь благодаря нематериальным источникам жизни, благодаря неким духовным поискам. Мир людей сильно поменялся с времен Будды и Христа, и даже если внешне способ кажется успешным в качестве ухода от действительности, на самом деле уход никогда не приносит успеха в смысле истинного внутреннего развития.

– Уходом в лес свои проблемы не решить, это-то понятно, – махнул рукой Майкл. – Уход от действительности и настоящий путь развития – это полярные противоположности, только никто не хочет суровой реальности по отношению к себе, убежать от действительности легче и приятнее, чем ее трансформировать.

– Надо, новая эра уже наступила, посему придется, – сверкнула глазами Лени. – Сбежать от себя и других никому не удастся, лучше принять здесь и сейчас и начать работать над собой, читая эти строки, сразу же и начать. Так должно быть, человек развивается в личность, и даже чтобы развить Эго, должно пройти несколько лет роста и развития его черт в себе, а очень молодые люди не имеют опыта, их процесс развития еще идет, идет под воздействием той информации, которую человечество накопило и передает своим потомкам.

Конец ознакомительного фрагмента.