Вы здесь

Я тебя знаю. Ты – аутизм. Книга для родителей. Введение (Анна Виневская)

Введение

За время моей педагогической деятельности мне довелось работать с тысячами детей. Я работаю с детьми всю свою жизнь. Я работала учителем в школе, воспитателем и методистом в детском оздоровительном центре, работала и работаю в педагогическом институте, веду частную практику педагога-дефектолога.

Многие годы работы с детьми показали мне, что нет ни одного ребенка, у которого отсутствует природное желание к развитию. Оно может быть выражено в различной форме: в стремлении к обучению, к движению, к мечтанию, к общению. Как бы ни проявлял себя ребенок, им всегда движет внутренняя энергия жизни – энергия развития. Иногда эта энергия не позволяет кому-то усидеть на месте, а кому-то, наоборот, дает желание и внутреннее устремление к познанию тайн космоса.

Наша беда в том, что мы плохо знаем наших детей: умных и не очень, веселых и грустных, шумных и замкнутых. Мы обучаем их, опираясь на наши идеальные представления о том, какой должен быть ребенок, как он должен себя вести, каким должно быть его будущее. Мы – расщепившие атом и доказавшие гипотезу Пуанкаре, мы – сделавшие первые шаги на Луне и опустившиеся на самое глубокое дно самого глубокого ущелья, не знаем, что происходит в голове у собственного ребенка!

Мы не знаем, что нам делать с нашими детьми! А они такие разные! И не всегда они рождаются такими, как бы хотелось нам.

Случается так, и это бывает достаточно часто, что у здоровых родителей рождается малыш, который отличается своими особенностями развития. И мы говорим, что это особенные дети. Они особенные потому, что их надо по-другому учить, воспитывать и развивать, им надо создавать особенные условия. И мы должны наших особенных детей обучить и социализировать. В этом наша задача!

Мы часто не замечаем такие семьи и таких детей. Мы игнорируем информацию о них, мы негативно относимся к тому, что такой ребенок появляется в нашем окружении, мы стараемся избегать мест, где бывают такие дети. Мы делаем вид, что их не существует!

Мы способны на большее! Мы можем и должны включать в свою жизнь и принимать душой и сердцем детей с особенностями, ибо нет среди них чужих, а все дети наши! Эти наши страдающие дети с нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью и аутизмом хотят играть и общаться. В них бьет та же энергия жизни, которая рождает ветер и дождь, помогает прорасти маленькой травинке и раскрыться прекрасному цветку.

Мы не можем и не имеем права делать вид, что мы не знаем о них, о том, что они – часть нас. Ведь они – часть того общего – нас, что называется человечеством.