Вы здесь

Я сторожу собаку. Действие первое (Г. Н. Щербакова)

Действие первое

Холл в квартире Громовых. Звонок в дверь. В глубине квартиры лает собака. Одновременно из разных комнат выходят Ольга Константиновна и Даша.

Ольга Константиновна. Господи! Кого это…

Даша. Телеграмма? (Открывает дверь. С большим букетом цветов, громадной коробкой с тортом входят две женщины и мужчина.)

1-я женщина. Это мы. Здравствуйте, Ольга Константиновна, и принимайте посланцев министерства с месткомовскими дарами вашему болящему…

Мужчина (старается вручить Ольге Константиновне торт). Я убежден: коньячок или там сто грамм тоже вполне годятся…

2-я женщина. Не разрешайте, Ольга Константиновна. Насчет расширения сосудов – это лженаука. Ее придумали выпивохи…

Мужчина. Ну уж, Громов выпивоха…

Ольга Константиновна (резко). Извините нас. Но к Алексею Петровичу нельзя. Он только что уснул… (Даше.) Дашенька, прикрой в спальню плотнее дверь.

Пожав плечами, Даша уходит.

Ольга Константиновна Уж извините. В другой раз. Я сама вам позвоню, как он будет в форме.

1-я женщина. Понимаю. Я говорила, надо повременить, но все к нему так относятся… Идите и идите.

2-я женщина. Да, да, конечно… Ну, все-таки как он сейчас? Давление сбили?

Ольга Константиновна. Да, да! Немножко…

Мужчина. Идемте, женщины! Пусть человек отдыхает. Передавайте ему от нас разные слова… И насчет лженауки тоже не очень строго. Немножко коньячка…

Женщины шутливо выталкивают его. В холл возвращается Даша.

Даша. Спит Петрович? Не разбудили мы его?

Ольга Константиновна. Нет, нет. Он уснул с ноксироном. Это крепко. Спасибо за все. Я тогда позвоню. (Закрывает за ними дверь.) О Господи!

Даша. И как долго ты будешь ломать комедию? Что это тебе вообще даст?

Ольга Константиновна. Я выигрываю время… В конце концов что-то определится… Даст же он о себе когда-нибудь знать?

Даша. Мать! А он у нас умный человек?

Ольга Константиновна (тоскливо). И умный. И порядочный. И благородный. И от этого еще тошнее.

Даша. Взять и рвануть (насмешливо) в полосатой пижаме… Нет, мать… Он неумный…

Ольга Константиновна (задумчиво). Такой-сякой, разэтакий…

Даша. Никогда раньше не замечала в тебе сентиментальности. Ты так отличалась от всех других мам… Энергичная… Стремительная… Мама-темп…

Ольга Константиновна. Подожди, подожди. Не мельтеши… Выведи Багратиона. Слышишь, пес скребется? И отключи телефон.

Даша. А если…

Ольга Константиновна. Я тебя умоляю: дай мне час личного времени. Имею я право на час?

Даша. Хорошо. Я ухожу. (Уходит.)

Ольга Константиновна (садится в кресло. Сжимает подлокотники). Женщина-темп взяла тайм-аут. Ей стало вдруг интересно: куда она бежала? Зачем?

Медленно гаснет свет. В начинающей темнеть квартире резкий голос Даши из другой комнаты: «Ты как хочешь. Но я дала телеграмму дяде Вите. Короче, им. Всем».

(Совсем в темноте, как-то странно удивленно и грустно.) Дяде Вите… Витя-караул! Ну-ну, Виташенька… Какой пассаж. А я мама-темп. (Смеется.) Проживем длинную жизнь в кратчайшие сроки… Чем не рекорд?

Лает собака.

* * *

Холл квартиры Росляковых. С телеграммой в руках Росляков.

Росляков. Чушь какая…

Инна Павловна (входит из глубины квартиры). От кого?

Росляков. Громов пропал. Спрашивают, не у нас ли.

Инна Павловна. Что?

Росляков. Читай. (Протягивает ей телеграмму.) Я иду звонить. Какой-то глупый розыгрыш.

Инна Павловна (читает). «Папа неожиданно уехал. Куда, не знаем. Волнуемся. Даша». (Недоуменно.) Ведь он же больной. Говорили, криз. (С ужасом.) Боже мой! Неужели?

Росляков (входит). Не отвечает у них телефон. Ты что-нибудь понимаешь?

Инна Павловна (с иронией). А ты нет?

Росляков (удивленно). Видит Бог…

Инна Павловна. Я сейчас же еду.

Росляков. Куда?

Инна Павловна. Туда! (Кричит.) Ты идиот?

Росляков. Ни за что! Не суетись, женщина. Не надо! Большие начальники не так часто выскакивают из собственной постели, чтобы бежать в неизвестном направлении. Если они не увозят с собой оборотный капитал, искать их надо спокойно и тонко. С пониманием. Я тебя не узнаю. Всегда спокойная женщина, а сейчас вертишься, как уж на сковородке. Сохраняйте индивидуальность, мадам.

Инна Павловна. Не хами!

Росляков (идет в комнату). Не мешай мне, киса, я слегка подумаю. Чуть-чуть…

Инна Павловна. Не надо думать.

Росляков. То есть?

Инна Павловна. То и есть, что думать не надо… ты помнишь, как ты мне делал предложение?

Росляков. Никакой логики, но Бог с тобой… Помню… Очень даже хорошо…

Затемнение. В темноте, чуть подсиненной холодноватым голубым цветом, голос Рослякова – тонкий, нервный, даже слегка пронзительный. И высвечено его лицо, отчаянное.

Росляков. Иннуля! Ты лучше всех девчонок, которых я знаю. Клянусь тебе в этом. Выходи за меня замуж.

Голос Инны не изменился. И лицо тоже. Спокойное, мудрое.

Инна Павловна. Прямо сейчас?

Росляков. Прямо…

Инна Павловна. А почему не вчера?

Росляков. Вчера было бы еще лучше… Мы потеряли уйму времени…

Инна Павловна (тихо). А где потеряли?

Росляков (зло). В тщете. Суете.

Инна Павловна. А!

Росляков. Ну, так как, Инка? Я ведь серьезно. Я тебе нравлюсь?

Инна Павловна. А я тебе?

Росляков. Привет! Я ведь с этого начал…

Инна Павловна. Ну считай, что с этого.

Росляков (страстно). Я буду очень тебя любить. Я буду очень тебя беречь. Ни одной бабы для меня…

Инна Павловна. Достаточно. Я согласна.

Росляков (потрясенно). Серьезно? Инна, серьезно?

Сцена освещается.

Инна Павловна. Меня все время мучил вопрос – ты ждал, что я откажу тебе?

Росляков (драматически). Воистину я создал тебе слишком хорошую жизнь, если тебе больше не о чем думать…

Инна Павловна. И все-таки?

Росляков (быстро). Я бы не пережил твоего отказа… Годится?

Инна Павловна. Дурачок! Ты ведь сказал правду…

Росляков. Конечно, правду! Я тебя выиграл в лотерею. В спортлото…

Инна Павловна. В рулетку… На последний грош…

Росляков. У меня не было ни гроша, но была молодость…

Инна Павловна. Ах! Ах!

Росляков. Слушай, а тебе не стыдно говорить черт-те о чем, в то время как Алеша – Божий человек – скрылся в неизвестном направлении?

Инна Павловна. Снова дурачок… Неужели ты думаешь, что никто, кроме тебя, не рискует в рулетке? Только, может, не последним грошом, а целым состоянием?..

Росляков (морщится). Как-то очень сложно, мадам. Не жрамши – не разберешься.

Инна Павловна. Ничего себе не жрамши. Тогда вы съели за обедом три курицы сразу… Так проголодались, ожидая его в порту… Была плохая погода… И самолеты летали абы как…

Затемнение полное, а потом сразу яркий вестибюль аэропорта. В нем мы видим Марусю и Катю.

Росляков (выходит на авансцену). Точно. Так все и было. Инна жарит куриц. Мы их съедим через два часа. А пока мы ждем… Все верно. И самолеты ходят абы как…

Возвращается к Марусе и Кате. Катя улыбается.

Катя. Какой он сейчас? Я его не видела с тех пор, как он стал москвичом… А может, и дольше…

Росляков. Он талантливый дурак. В двадцать с чем-то лет – лауреат, автор уникальной машины, в двадцать семь – главный конструктор крупнейшего в Европе завода, считай, фигура мирового масштаба. И после этого – уйти в клерки подписывать бумажки!

Катя. Но ведь это было повышение.

Росляков. Еще бы. Представь себе, учителя физики Константина Эдуардовича Циолковского в свое время крупно продвинули по службе. Какой подарок мировому прогрессу!

Маруся. А кого надо повышать? Бесталанных?

Росляков. Не знаю, не думал. Уверен только в одном: когда блестящий конструктор или литератор переквалифицируется в функционера по своему ведомству – это великая бесхозяйственность.

Катя. По-моему, ты все как-то упрощаешь.

Маруся (выкрикивает). Дядя Леша!

Убегает. Возвращается с Громовым. Тот смущен и обрадован.

Громов. Слушай, неужто это Маруська? (Обнимается с Росляковым.)

Росляков. Маруська, Маруська. Ты бы еще лет через пять приехал. Вот (представляет Громова Кате) Громов А Пэ, командированный ответственный работник, гордость и надежда нашего забытого им города, лауреат Государственной премии, член лотерейной комиссии в одна тысяча девятьсот шестьдесят девятом году. А это Катя, помнишь ее?

Громов. Знаете, как я вас запомнил? Мы с Витькой ругаемся до одури – по делу, по делу, конечно, – а вы входите. Красивая, необыкновенная, как из другого мира… Сколько лет тому? Десять?

Росляков. Ты привозил к нам французов.

Катя. Вы меня тогда выставили из комнаты… Это вы помните?

Громов. Не может быть!

Росляков. Может! Ты на нее отвлекался… И потому выгнал. Все правильно!

Все смеются.

Громов. Простите меня, дурака, за грехи моей молодости…

Катя (смеется). Простила.

Росляков. Теперь я понял, почему ты тогда наговорил кучу ерунды. Из-за нее. (Насмешливо.) Красивая, как из другого мира… А она, извините, из другой деревни. Ну ты и понес!..

Смеясь, все уходят.

* * *

Комната в доме Росляковых. Солнечно, празднично. Видимо, это от большого окна, украшенного светлой, почти прозрачной шторой. Ничего лишнего. От этого окно – не только яркое, но и, главное, доминирующее пятно в комнате. У окна Росляков и Громов.

Росляков. Что, я себе враг? Я такую красоту ни на что не променяю. Мне твой Арбат, как зайцу пылесос. (Глубоко втягивает воздух носом.) Чувствуешь, какой воздух? Три глубоких вздоха – и все клетки, как из химчистки. Посмотри, посмотри! Видишь, посудинка появилась? Больше всего люблю смотреть, как появляется вдали вот такое вот перышко. Приплывет иногда – смотреть страшно – обплеванный теплоходишко, весь в ревматических скрипах, а издали не скажешь. Лебедь! (Смеясь.) Слушай, старик, может, и мы, если издали смотреть, – еще ничего птицы? Как ты думаешь?

Оба смеются. Входит Катя.

Катя. Инна спрашивает, созрели ли вы для обеда?

Громов. Слушайте, граждане, сколько вы едите? Это мы уже третий раз? Или седьмой?

Росляков (весело). Много! А что? Посмотри на моих женщин! У всех разные весовые категории, но никаких излишеств… Катерина! Уедешь в Москву – ешь! С салфеточкой, широко расставив локти…

Громов. А крепостными душами вы не владеете случайно?

Катя. Так будете вы обедать?

Росляков. Безусловно! Только я сейчас пойду сделаю один официальный звоночек. (Уходит.)

Громов. А вам это благолепие покидать не жалко?

Катя. Нет. Я думаю о другом. Сидела я в глубинке. Учила детей грамоте. Рвалась, как безумная, в большую районную десятилетку. Вырвалась. Мне самой предложили. Чуток поработала – началось безумие номер два. Надо было переехать сюда. Переехала. Тоже честным путем. (С иронией.) Я ж хорошая, меня всюду ценят. Ну, ладно. Чего ж тебе надобно, старче? Выяснилось, что мне нужна аспирантура! И надо же! Меня приняли! А теперь скажите мне, Алеша, куда потом мне бечь?

Громов. А потом не надо…

Катя. Вы уверены?

Громов. Начнете защищаться. Кандидатскую, докторскую… Старенькая станете, начнете тормозить науку. Тоже дело. Больших сил требует…

Катя. Ну, разве что… Все-таки хорошо, когда тебе все объяснят…

Громов. Да ладно, Катюша! Грех вам ерничать! Надо радоваться удаче…

Катя. Я идиотски устроена. У меня всегда сегодняшняя радость такая прозрачная, что я через нее вижу все будущие неприятности.

Громов. Какие у красивой женщины могут быть неприятности? Тем более если она к тому же поступательно движется вверх…

Катя (смеясь). Да ну вас… Все мы куда-то движемся… Вверх, вниз, все, наконец, относительно… Вот ваш жизненный верх Виталий считает низом…

Громов (огорченно). Знаю… Вообще у нас с ним как-то странно сложились отношения…

Катя. Ну, видимо, из-за того, что Циолковский стал чиновником союзного значения?

Громов. Иногда мне кажется – да. Иногда – нет. По секрету: у них, по-моему, не сложились отношения с моей супругой… Мне обидно… Два близких человека…

Катя. Это бывает, и значительно чаще, чем хотелось бы… Между прочим, я в вас была влюблена на Инниной свадьбе…

Громов. А вы там были?

Катя (смеется). Откуда, где вы, меня гонят. Или вы сами. Или кто другой. Тогда мама. Мне пора идти спать. Я была еще маленькая. Пионерка.

Громов. Но я вам понравился…

Катя. Ужасно! Как артист Дружников… А вот вашей жены я не помню на свадьбе…

Громов. Вот и все. Не было ее там… Ей срочно понадобилось куда-то уехать… Мы с ней из-за этого даже поругались тогда. Могла она ради меня переступить свое отношение?

Катя. А какая у вас была свадьба?

Громов. Роскошнейшая. Два ведра винегрета и пять килограммов чайной колбасы.

Входит Инна Павловна.

Инна Павловна. Зачем так много?

Громов. Это было мизерно… Поэтому сбросились еще и купили брынзы… Соленая она была, аж страшно… Все ходили с раздутыми от воды животами.

Инна Павловна. Какие мы все когда-то были молодые… Как вспомнились…

Громов (с удивлением). Невероятно. Но я об этой брынзе только сегодня вспомнил. Через двадцать лет… Вот сумасшедшее время.

Инна Павловна. Иди отними у Виталия трубку. На меня он может не среагировать.

Громов уходит.

Катя. Алексей в курсе моих личных дел?

Инна Павловна. А что?

Катя. Ни единого вопроса…

Инна Павловна. Он человек очень деликатный. А чего ты, собственно? Разошлась – велика важность. Ты первая?

Катя. А тебе не показалось, что ему почему-то невесело?

Инна Павловна. Лешка – хороший мужик. Может, он действительно тоскует по родным местам? Его в Москву ведь Ольга выволокла. Ей нужен был масштаб.

Катя. Я плохо ее помню. Что-то очень громкое и энергичное. И много спутанных волос. А недавно читаю в газете: модели Ольги Громовой на международной выставке одежды удостоены первого приза… Успех, слава!

Инна Павловна. Умная баба, но…

Катя. Но?

Инна Павловна. Знаешь, не буду… Приедешь – сама увидишь. Тем более я могу ошибаться.

Катя. Ты к ней относишься плохо?

Инна Павловна. Хорошо. Ты, Катька, максималистка. А я к людям отношусь великодушно. Я их даже люблю за недостатки.

Катя. Зачем же любить недостатки?

Инна Павловна. Недостатки придают человеку слабость. А я всю жизнь работаю в детском саду и привыкла слабость любить. Что ж тут не понять?

Катя. А жена Громова…

Инна Павловна (перебивая). Энергия, спутанные волосы, ум и всемирная известность. Иди, иди в столовую.

Затемнение. Инна Павловна и Росляков сразу после свадьбы.

Инна Павловна. Алешка перепил. Он такой смешной пьяный. Лезет ко всем целоваться.

Росляков. Зря ты его у нас оставила. Доволокли бы его ребята домой. Завтра он будет умирать от угрызений совести. У него всегда такая химическая реакция.

Инна Павловна. Но ведь дома никого нет. Оля уехала. Она очень нездорова. (Тихо.) Ты не знаешь, что это с ней?

Росляков (кричит). А почему я должен знать? Кто я ей – муж, брат, сват?

Инна Павловна. А почему ты кричишь?

Росляков. Кто кричит? Я? Слушай, Инна, мы поженились или нет?

Инна Павловна. Да.

Росляков. Ну и о чем мы с тобой говорим?

Инна Павловна. Об Оле.

Росляков. А на черта она нам нужна?

Инна Павловна. Действительно. Я, Витя, пьяная…

Росляков. Пусть катится в свою Москву, Париж, Нью-Йорк, Бейрут, Бомбей…

Шум в квартире, что-то падает.

Инна Павловна. Алеша ищет туалет.

Росляков. Сопровождать его, что ли?

Инна Павловна (кидается ему на грудь). Виталий! Ну, скажи мне что-нибудь глупое.

Росляков (нежно). Я буду любить и беречь тебя всю свою жизнь. (Грохот в квартире.) Плюнем мы на них! Плюнем раз и навсегда!

* * *

Сцена какое-то время пуста, потом в сегодняшнюю комнату на цыпочках входит Маруся с чемоданчиком в руках. Устраивает чемоданчик на подоконнике. Это магнитофон. Она включает его в розетку, нажимает клавишу. Красивый женский голос с несколько преувеличенной аффектацией очень громко говорит: «Сегодня утром проснулась, увидела массу света, увидела весну, и радость заволновалась в моей душе, захотелось на родину страстно… Уехать в Москву. Продать дом, покончить все здесь и в Москву… Да! Скорее в Москву. В Москву! В Москву! В Москву! Лучше Москвы ничего нет на свете! Поедем, папа, поедем! Прощай, дом! Прощай, старая жизнь! Вещи сложены, надо запереть… Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! В дорогу!»

Во время монолога выходят Росляков, Громова, Инна Павловна, Катя. Все жуют.

Инна Павловна. Что это такое?

Маруся. Чехов, между прочим.

Росляков. А почему Антон Павлович врывается в дом и кричит не своим голосом? Насколько мне известно, он был человек деликатный…

Громов. А у этой женщины голос сильный, но противный…

Инна Павловна. Я не очень хорошо помню, но разве у Чехова там и мама, и папа…

Маруся (с вызовом). Какое это имеет значение? У меня есть папа и мама.

Росляков. Ага, это в мой огород! Отложим, звукорежиссер, разговор. Надо же, в конце концов, дообедать! (Дразнит.) Мы насадим новый сад… Садовод-любитель… Мичурин… Трофим Денисович… Бере зимняя…

Маруся. Я тебе свое мнение сказала! Все лучшие люди всегда стремились в Москву.

Росляков (Громову). Идея фикс. (Марусе.) Нет у тебя своего мнения. Ты его у Чехова списала. Свои мнения более сложным путем добываются. Пошли, догрызем птичку… (Выталкивает шутя Марусю.)

Громов (смеется). Лукулл!

Катя. Элементарный обжора!

Росляков и Громов уходят.

Инна Павловна. Ты какая-то странная. Будто и не рада, что едешь…

Катя. Еще сама не знаю. Я иногда думаю: а не блажим ли мы с Маруськой? Нам кажется, что если ездить в метро, а не в автобусе, то мы станем сразу интересней и богаче. Чепуха ведь?

Инна Павловна. Почему чепуха? Человеку обязательно нужны стены, улицы, небо, воздух, где ему лучше, чем где бы то ни было. Беда в том, что не всегда узнаешь, где тебе лучше…

Катя. Беда в том, что почему-то большинство людей думает, что в Москве им было бы лучше всего. Я, например, ни разу не встречала человека, который хочет жить только в Кзыл-Орде… Или в Гусь-Хрустальном…

Инна Павловна. Ох, какая ты умная! Большинство-то живет не в Москве. Я по своей природе фермерша, крестьянка. Знаешь, какое у меня самое счастливое ощущение? Стоять рано утром босиком на чисто вымытом крылечке и звать кур. Цып! Цып! Цып! И чтоб ноги были босые, и коса на спине болталась, и сарафан был широкий, прохладный. И пахло бы еще не взбаламученной маленькой речкой.

Катя. Сестра! А ты когда-нибудь так жила?

Инна Павловна (смеясь). Ни разу! Но откуда-то сидит же во мне это ощущение. Я даже вижу свои ноги, полностью загорелые, без этих белых полосок от босоножьих ремешков… Ты знаешь, я ведь и родилась в рабочем поселке… У нас речка была за три километра. Не речка даже. Ставок. Пруд… Это, наверное, из книжек придумала я себе пасторальную картину.

Конец ознакомительного фрагмента.