Вы здесь

Я работаю в туризме. Один день из жизни турагента. Глава 5. Офис 11.00 (Алина Петрова)

Глава 5. Офис 11.00

Погрузившись в воспоминания о Канарах, я не заметила, как в офис пришла Татьяна, наша уборщица, весьма экстравагантная женщина лет пятидесяти пяти. У Татьяны оригинальный стиль – вытравленные добела короткие волосы ежиком, черные густые брови и ярко-красная помада. В офисе она переодевается в красно-черный полосатый свитер, точь в точь как у Фредди Крюгера, и выглядит впечатляюще. В первый же день своей работы Татьяна, слегка смущаясь, поделилась с нами пикантными подробностями сна, в котором занималась сексом с инопланетянином. «А у него такой крючок был интересный, загнутый, но как же мне хорошо было, девчонки», – говорила она, закатывая глаза.

После ее слов мы с коллегами утратили дар речи. Лишь Аленка промычала что-то невразумительное. А Татьяна, немного смущаясь для приличия, продолжала выкладывать все более пикантные подробности.

С тех пор прошла пара лет, и мы привыкли к Татьяне, к ее экстравагантному виду и нетривиальным фантазиям. Она оказалась в целом женщиной аккуратной, доброй и заботливой. Летом приносит нам с дачи огурцы и яблоки, зимой печет пирожки.

Я слышу, как Татьяна, подбоченившись шваброй, втирает что – то Аленке с крайне довольным видом. Прислушиваюсь. А, сегодня ночью это был премьер – министр нашей страны и тоже проявил себя на высоте. Но инопланетянин все равно номер один в ее хит-параде. Все дело в волшебном крючке.

Аленка кивает ей головой, а сама строчит на компьютере. И, судя по румянцу и довольной улыбке, тоже что-то очень приятное. Она только что вернулась из морского круиза и вся переполнена впечатлениями. Я завистливо вздыхаю.

Морские круизы – вещь потрясающая. По статистике, 80% побывавших в круизе людей настолько проникаются, что не хотят больше никакого другого отдыха, и отправляются в круизы снова и снова. Я не понимала, почему, пока не начала их продавать. А для того, чтобы успешно продавать, необходимо полностью разобраться в круизном продукте. А когда разберешься, ты проникаешься настолько, что непременно хочется самой отправиться в круиз. И как можно скорее.

Начинается все с выбора маршрута. Отправиться можно в любую точку земли, и можно даже обплыть Землю по кругу – совершить кругосветку. Самые продаваемые и популярные круизы – по Средиземноморью и по Балтийскому морю. Они доступны по цене, на них часто бывают акции и скидки. Например, моя коллега ежегодно в январе отправляется в круиз по Средиземноморью за смешную сумму в одиннадцать тысяч рублей – столько стоит место в каюте. Мы с семьей путешествовали по Балтике за семнадцать тысяч рублей на троих. К этому добавляется стоимость перелета до порта отправления лайнера, но билеты на самолет тоже можно купить дешево, если озаботиться этим заранее. Авиакомпании в течение года неоднократно устраивают всевозможные акции, «улетные дни» и распродажи. К стоимости каюты и перелета добавляются портовые сборы, трансферы, экскурсии.

Важная статья расходов – еда и напитки на борту. Они оплачиваются, как правило, отдельно. И стоят дорого. За счет напитков круизная компания отбивает стоимость круиза и получает прибыль. И, что самое обидное для наших туристов, на борт проносить свое спиртное нельзя – существует строгий контроль. Нельзя проносить еду, кипятильники и тому подобное. Все будет изъято на таможенном контроле.

Хотя у меня есть турист, который умудрялся как-то проносить, о чем он с гордостью рассказывал потом. Наши российские туристы вообще крайне изобретательны в таких вещах. Помню, двое молодых людей летели на Мальдивы, куда запрещен ввоз спиртного. Так они умудрились коньяк провезти под видом пепси-колы. И ведь сработало!

Для тех, кто любит много кушать и пить, и при этом хотят не разориться, есть специальные круизы «все включено», где еда и спиртное входят в стоимость. В основном это круизы по островам Карибского моря. Аленка как раз в таком была. Специально выбирала. Стоят они, конечно же, дороже, но цена себя оправдывает.

А Аленкин круиз был восхитителен! Багамы, Барбадос, Каймановы и Виргинские острова, Ямайка. Голубое Карибское море, просторы которого бороздил Джек Воробей. Только вы плывете не на «Черной жемчужине» без удобств. Современные круизные лайнеры – шикарные пятизвездочные отели, где на борту есть все для роскошного отдыха: бутики, СПА – салоны, рестораны и бары, кинотеатры и дискотеки, казино и детские клубы, даже аквапарк с горками и искусственными волнами.


Каюты, даже самые дешевые, без окон, вполне комфортабельны и удобны. А какая кухня! Круизы заслуженно гордятся изысканной кухней и известными поварами. Вышколенный персонал предугадывает все ваши желания.

А какие на лайнерах интерьеры! Золоченые лестницы с пушистыми коврами, огромные хрустальные люстры – атмосфера, полная роскоши. Ночью вы спите и плывете, а днем знакомитесь с новым городом, или островом. Если не хотите обзорную экскурсию, можно отправиться в экскурсию на вертолете, или поплавать с дельфинами, или погрузиться с аквалангом – все, что угодно! Вечера полны развлечений – яркие шоу, мюзиклы, просмотр кинофильмов под открытым небом, казино и ночные клубы.

На круизах моментально завязываются знакомства. Люди ведут себя так, как будто живут последний день, и надо все успеть. Оторваться по полной программе! Не знаю, почему такое происходит. Может, после просмотра «Титаника» у пассажиров лайнеров существует подсознательно страх «мы все утонем» и из-за этого обостряется вкус к жизни?

Вот Аленка, например, познакомилась с чернокожим американцем и зажигала с ним три дня и три ночи без перерыва. Любит она экзотику. Теперь зовет его «черным властелином» и собирается в гости в Техас.

Круизный лайнер – отдельный мир, живущий по своим законам и правилам. А зачастую, без правил. Атмосфера безудержного веселья, алкоголь, всевозможные излишества.… По статистике, на круизах в год умирает около 300 человек: самоубийцы, случайно выпавшие за борт, пожилые люди, бывают и убийства. Каждый лайнер оборудован моргом, между прочим. Обратная сторона блестящей медали.

Бывают и забавные случаи. Например, в карибском порту пятеро парней 18—20 лет, не дожидаясь, когда лайнер зайдет в порт и причалит, спрыгнули за борт и поплыли к берегу, который, казалось, метрах в трехстах – не так уж далеко. Но подводное течение отнесло их назад в океан. В итоге ребят эвакуировала с воды вертолетом служба спасения. Благо, дело было в теплых морях – они не пострадали от переохлаждения. И акулы до них не добрались, и при ударе о воду они не разбились. Дурачкам везет.

Продавать круизы легко и приятно. Как конструктор собирать из кубиков. Нужен перелет? Выбираем подходящий рейс. Главное, чтобы у туристов хватило времени успеть с самолета на посадку на лайнер. Если самолет прилетает поздно, и они не успевают на посадку, бронируем отель – одну-две ночи, по желанию, в городе отправления перед круизом. Можно добавить ночь, или неделю, как угодно, после круиза. Допустим, лайнер вернулся в порт Барселоны или Венеции, так почему бы не остаться и не осмотреть чудный город или продолжить отдых на море? Далее, определяемся, нужен ли трансфер к порту. Потому что бывает так, что самолет прилетает, например, в Милан, а порт отправления – Савона. До нее полтора часа езды из Милана.

Обычно круизная компания сама организует трансферы к порту назначения – автобусами забирает туристов в аэропорту и везет. Но тут зависит от города. В той же Барселоне, или Таллине, например, порт находится прямо в городе и добраться до него можно самостоятельно.

Потом выбираем каюту. Самые дешевые и простые – внутренние каюты без окна. Людям с боязнью закрытого пространства я не советую экономить и брать такое размещение. Ощущение, что вы закрыты в глухой коробке, напрягает и может вызвать панику. Потом по стоимости идут каюты такие же по площади и обстановке, но с окном. Здесь уже жить можно. Будет тесновато, особенно если вас трое-четверо. Но вы же не в каюте приехали сидеть? Следующая категория – каюты с балконом. Приятно с утра выйти на открытое пространство, подышать морским воздухом, выпить чашечку кофе, или полюбоваться закатом. К сожалению, зачастую выйти на балкон бывает затруднительно по причине качки. Да, лайнеры оборудованы специальными устройствами, так называемыми успокоители качки. Но все равно, если волна сильная, людям чувствительным приходится тяжко.

Самые дорогие и шикарные каюты – всевозможные люксы и сьюты. Они с огромными окнами во всю стену, дорогой изысканной мебелью, с несколькими комнатами, с персональным обслуживанием. Таких кают на лайнере немного, продаются они не часто. В основном, туристы покупают первые, более дешевые, категории кают.

Потом, когда с каютой определились, рекомендую купить экскурсионный пакет. В каждом порту по пути следования будут предлагаться различные экскурсии, и дешевле их купить заранее, пакетом. То есть несколько экскурсий сразу. На борту покупать тоже возможно, но не вполне удобно по нескольким причинам: во – первых, ограничено количество мест. Особенно, если нужна экскурсия с русскоговорящим гидом. А во-вторых, на корабле покупать – будет другая, более дорогая, цена. Важный момент – тех туристов, у кого куплены экскурсии, выпускают первыми с корабля. На выход всегда огромная очередь, иной раз приходиться стоять по часу-полтора на паспортный контроль, чтобы покинуть борт. Экскурсионные группы идут первыми. Сразу после пассажиров, проживающих в люксах и сьютах.

Что еще? Определиться со сменой питания. Кормят на лайнерах в две смены, одна пораньше, другая попозже. Тут уже кто как любит. Время закрепляется на всю поездку, так же как и столик, за каким вы будете кушать.

Осталось только открыть визу – и вперед!

Аленка доставляет почту.

– Слушай, тут такое письмецо пришло! «Дорогая Алена, пишет Вам подруга Новиковой Елены Ольга. Елена советовала Вас как опытного и знающего турагента. Прошу Вас подобрать для нас недорогой тур на двоих в августе, максимум 50 тысяч рублей на двоих. Очень Вас прошу помочь. Также у нас в августе годовщина свадьбы и годовщина венчания, хотелось бы эти праздники объединить и отметить. Еще я надеюсь с Вашей помощью в данном отпуске забеременеть вторым ребенком. Очень прошу помочь. Заранее благодарю».

Я хохочу.

– Такого у нас еще не было! Ален, помоги им забеременеть вторым ребенком, что ты. Тыжтурагент! Ты все можешь!

Аленка кивает в ответ:

– Да не вопрос! Яжтурагент!

Выражение «тыжтурагент», которое обожают многие туристы, а также родственники, друзья и знакомые, у нас в офисе имеет особый нарицательный смысл. Коллеги во туризме меня поймут. Разница между обычным турагентом и «тыжтурагентом»:

Турагент: может подобрать тур, сидя в офисе за компьютером, за один-два часа.

Тыжтурагент: помнит все цены на все отели, поэтому за считанные секунды подберет тур, даже если вы его встретите на улице.

Турагент: задает Вам много наводящих и уточняющих вопросов.

Тыжтурагент: не хочет докучать вам лишними вопросами, понимая, что вы устали, и сходу знает точно, куда вам поехать.


Турагент: неохотно делает скидку в 2—3%.

Тыжтурагент: легко делает скидку 50% по дружбе, да и просто из благодарности за то, что вы великодушно воспользовались его услугами.


Турагент: Был в 5—6 странах, видел около 200 отелей.

Тыжтурагент: лично был во всех странах, включая Гондурас и Зимбабве, и видел все существующие отели.


Турагент: в процессе работы могут закончиться места в отеле и на рейсе.

Тыжтурагент: запросто может придержать на недельку эти места, пока вы точно определяетесь, поедете или нет.


Турагент: требует предоплату перед бронированием и полную оплату после подтверждения тура.

Тыжтурагент: может договориться, чтобы отель подождал с оплатой, ведь у вас пока нет денег. Или готов проплатить за вас сам, а вы вернете в конце месяца.


Турагент: находит подходящий вариант из всех возможных предложений.

Тыжтурагент: находит лучше и дешевле.


Турагеент: медленно решает ваши проблемы, когда вы на отдыхе, неохотно отвечает на звонки в ночное время суток.

Тыжтурагент: доступен в режиме 24/7. Легко и быстро решает ваши проблемы в отеле, на пляже, на экскурсии.

Этот список можно продолжать без конца. Смысл, думаю, понятен. Поразительно, сколько людей считают нас, турагентов, этакой моделью всемогущего и всезнающего компьютера, поступающей в их полное распоряжение.

Мы, конечно, многое знаем и умеем, но все-таки мы обычные люди с обычными нуждами. Представьте, мы тоже, как и вы, нуждаемся в обеденном перерыве, в туалете, и в выходном дне – хотя бы раз в неделю. Как бы вас это ни возмущало.

Мы с Аленкой все хохочем:

– Добавим в наш список: тыжтурагент поможет вам забеременеть!

– Слушай, это отличная идея для рекламной кампании, надо Леле сказать.

Тут Катя, отвечая на телефонный звонок, начинает махать на нас рукой и делать большие глаза.

– Да, Олег, слушаю. Как не улетели???

Мы одновременно поворачиваем головы в ее сторону и начинаем напряженно вслушиваться в разговор. Не улетели туристы – это настоящее ЧП для агентства, подключаются все присутствующие в офисе, чтобы разрулить ситуацию как можно скорее.

– Опоздали на стыковку? Ой.. Да, да, я понимаю. Подождите минуточку, сейчас выясним, что теперь делать, – Катя полна сочувствия.

Нам всегда жаль людей в такой ситуации, ведь опоздать на рейс может каждый из нас по разным причинам.

Выясняется, что туристы опоздали на стыковочный рейс Дубаи – Денпасар (Бали) и теперь застряли в громадном дубайском аэропорту, потому что вовремя не смогли найти нужный выход на посадку. Опоздали к выходу буквально на три минутки. А самолет не стал ждать и улетел.

При том, что стыковка была длинная, два с половиной часа. Скорее всего, туристы увлеклись покупками в шикарном дубайском дьюти-фри – магазине беспошлинной торговли. И прослушали объявление о посадке. Такая ситуация периодически случается.

Катька связывается с туроператором, чтобы получить дальнейшие указания к действию. Перво-наперво необходимо сохранить обратный билет Денпасар – Дубаи – Москва. У многих авиакомпаний есть правило, так называемое «no show»: если пассажир не явился на рейс, его обратный билет автоматически аннулируется. Это первое. Второе. Рейс Дубаи – Денпасар выполняется один раз в сутки, и следующий полетит, соответственно, завтра в десять утра. Находиться в аэропорту Дубаи более 24 часов запрещено, это грозит депортацией – за счет туристов, разумеется.

Значит, туристам необходимо:

– Переоформить обратные билеты

– Купить билеты на завтрашний рейс Дубаи – Денпасар

– Оформить визу ОАЭ, чтобы избежать депортации

– Переночевать. С этим проблем быть не должно, отелей в ОАЭ хватает, в том числе и в аэропорту.

– Завтра утром сесть в самолет и улететь на Бали

– Начать наконец отдыхать

Катя набирает туристов и подробно объясняет план действий.

– Да-да, вы подходите к стойке «Эмирейтс» (это авиакомпания). Да, они помогут и все сделают.

– Это все хорошо, но, Катя, во-первых, мы не говорим на английском. Во-вторых, мы не знаем, где наш багаж. Выясните, пожалуйста, – отвечает ей Олег.

Катя покрывается красными пятнами.

– Олег, я не могу это сделать по телефону. Все вопросы вы должны решить на месте. Подойдите на стойку авиакомпании, попросите русскоговорящего представителя. Я никак вам помочь не могу отсюда.

Хорошо, что туристы не в панике. Многие на их месте начинают кричать, плакать. Например, я бы сама именно так и сделала. Хотя что толку трепать нервы. В такой ситуации надо мобилизоваться и решать проблему. А поплакать можно потом.

Олегу удается с помощью электронного переводчика в телефоне худо – бедно объясниться с представителями авиакомпании. Вышколенный персонал «Эмирейтс» терпеливо его выслушал и все понял. Но возникла небольшая проблема – на завтрашний рейс, похоже, мест нет. Теперь надо ждать и надеяться, что кто-то из пассажиров передумает лететь и аннулирует билет. Скорее всего, билеты появятся. У «Эмирейтс» существует практика продавать билетов больше, чем мест в самолете. Авиакомпания подстраховывается, ведь многие люди переносят свои полеты или вообще отменяют.

Багаж, как выяснилось, тоже завис где-то в аэропорту Дубаи. Так что пока ждем.

Я вспоминаю случай, когда улетала моя хорошая знакомая в Грецию. Звонит из Домодедово и растеряно говорит:

– Лин, ты знаешь, самолет без меня улетел… я в шоке..

По ее словам, она ждала объявления на посадку, а его все не было. И тогда она только на минуточку отошла в дьюти фри. Когда вернулась, посадка уже закончилась, стойки регистрации были закрыты. Более того, ее багаж был уже выгружен из самолета. Ничего себе на минутку отошла, называется. Знакомой пришлось покупать билет и лететь вдогонку, благо, в Грецию много рейсов. К вечеру она уже была на месте, на дивном Корфу.

Другие туристы не улетели в Черногорию, потому что пошли менять дочке памперс в комнату матери и ребенка. Когда вернулись – та же картина: стойки регистрации закрыты, багаж выгружен из самолета. Оперативность аэропортовых служб в данных ситуациях просто поражает. Хотелось бы, чтоб было наоборот: ты прилетаешь, а твой багаж уже тебя ждет. И ты не прыгаешь возле опустевшего транспортера и не нервничаешь, что он потерялся.

Есть и более экзотические причины опозданий. Например, молодая пара собиралась выезжать в аэропорт, и тут мужу внезапно захотелось любви. Вид жены, склоненной над чемоданом, вызвал у него определенные желания. В – общем, на полчаса опоздали. И не улетели в Таиланд. Так что контролируйте свои желания. Иначе их исполнение обойдется в приличную сумму – билеты в Таиланд недешевы.

Про потерю багажа отдельная история. Отправила я отдыхать в Израиль лучшую подругу моей сестры – Иринку. И ее маму. Сколько раз было замечено, и не только мной, а многими коллегами, когда отправляешь на отдых друзей или родственников, обязательно случится какой-нибудь геморрой. Вот и теперь. Прилетели они в Эйлат, а багаж остался в Домодедово. Авиакомпания объясняет, что в аэропорту произошла поломка транспортерной ленты. Кто виноват, как всегда, непонятно. В результате весь самолет, примерно триста человек, остался без багажа. А люди летели из зимы в лето – в шубах, шапках и зимних сапогах. В Эйлате плюс 25 градусов, солнце, море. Что делать в такой ситуации?

Отель предоставил Иринке и маме халаты, тапки и зубные щетки – но и все. Багажа так и нет. Авиакомпания говорит, что виноват аэропорт, аэропорт валит на авиакомпанию. А люди сидят в шубах на курорте. В итоге Иринка с мамой, как были в банных халатах, пошли в ближайший супермаркет, купили дешевые сланцы, купальники, майки и шорты. Расслабились и стали отдыхать. И правильно сделали, потому что багаж прилетел только на пятый день. А на седьмой они улетели домой.

Но все равно, отдых удался. Они потом еще долго вспоминали, как мало, оказывается, вещей нужно для хорошего отдыха. Так что главное – положительный настрой! Некоторые туристы, потерявшие багаж одновременно с ними, все пять дней не выходили из номера отеля, ругались со своими турагентами и представителями туроператора, которые вообще ни при чем в такой ситуации, грозили судом и всеми карами небесными. А толку то… Авиакомпания багаж вернула в конце концов? Вернула! Но отдых они себе окончательно испортили.

Еще одни туристы (ВИПы) полетели на Новый год в Италию кататься на лыжах. Аэрофлот, бизнес-класс, все как полагается. И багаж теряется. Дорогущие комплекты лыж и


Jimmy Choo, а еще украшения, белье… Все зависло в неопределенном месте. Безуспешно прождав багаж сутки, муж решил более не расстраивать супругу, и купил все необходимое второй раз. И платье, и туфли, и украшения, и косметику ЛА Мер, а так же лыжи и горнолыжные костюмы. Потратив на обновки небольшое состояние (по меркам обычной, среднестатистической семьи). Багаж, кстати, пришел через день.

Возвращаясь к теме опозданий. К сожалению, иногда бывают ситуации, когда опоздания туристов на рейс происходят по вине агентства. На моей памяти это было трижды.

Случай первый. Наш менеджер Маринка (она уже год как уволилась) отправляла туристов на Канары. Дорогой тур, перелет бизнес классом. В агентстве был напряженный день, толпы туристов, и под вечер глаза уже на лоб лезут от компьютера, а язык отваливается от беспрерывных разговоров. И вот в таком состоянии Маринка выдает туристам документы, где ошибочно указывает аэропорт вылета Домодедово. Вместо Шереметьево. Заработалась, потеряла внимание. А тогда еще не было электронных ваучеров и билетов. Туристы документы получали в аэропорту в бумажном виде. И ориентировались исключительно на информации, которую им предоставляло агентство.

Приехала парочка в Домодедово, а рейса такого в расписании нет. Он из Шереметьево летит. Звонят Маринке, та с ужасом понимает, что ошиблась. У Маринки практически сердечный приступ. Вина целиком и полностью ее. Но туристы были адекватные и богатые, что самое главное. Орать на нее не стали, поехали в Шереметьево и купили себе билеты. За сто семьдесят тысяч рублей. Им деньги Леля вернула сразу же на банковскую карту. А Маринка потом полгода бесплатно работала – отрабатывала долг перед Лелей.

Случай второй. Тогда не улетели мои родственники – дочь с бабушкой. Я только начинала работать, и Леля отправила меня в Турцию в рекламный тур, смотреть отели. Буквально за неделю до поездки я забронировала в ту же Турцию родных. Время вылета их рейса еще не было определено. Это нормальная практика в начале сезона, когда полетная программа и расписание рейсов только «устаканиваются». И время вылета зачастую становится известным накануне, за день.

В тот день в Турцию было два рейса – утренний и вечерний. Родные сначала должны были лететь на вечернем. Потом авиакомпания вечерний рейс сняла, о чем нас туроператор забыл предупредить. И вот такая ситуация – доча с бабулей приезжают в Домодедово к четырем часам вечера, и узнают, что их самолет улетел утром, оказывается. Я-то сама в это время была в Турции. А девчонка в нашем агентстве, которая должна была проверить время вылета, не сделала этого, потому что думала, что я сама это сделаю из Турции. Раз уж моя родня летит. Такой вот бред получился.

Моим неулетевшим бедолагам тоже пришлось покупать билеты и лететь вдогонку. Но им это удалось сделать не сразу, а лишь на третий день, потому что самолеты были забиты. Агентство, со своей стороны, продлило забронированные номера в турецком отеле на три дня. После всех мытарств, трехдневных поездок в аэропорт с чемоданами и обратно им, конечно же, уже не хотелось никакой Турции. Предъявлять претензии к агентству не стали – из-за меня. Я тогда очень хотела работать в туризме.

Получилось, что они опоздали по вине агентства, купили за свой счет билеты (за триста долларов каждый!), намучались морально и физически. Да еще и у меня Леля, женщина с кассовым аппаратом вместо сердца, удержала из зарплаты сумму за перенос проживания в отеле.

Эта ситуация наглядно демонстрирует абсурдность происходящего в туризме и в нашем агентстве, в частности. Тогда я работала всего ничего, и мне было трудно понять, кто виноват, и что делать. А сейчас я думаю, что это был знак сверху, и надо было бежать со всех ног из «Лимона». Тут острые подводные камни и коварные течения, и так легко о них разбиться. Будет нервно, будет тяжело, будет обидно. А отвечать придется рублем из своего кармана. Я не послушалась тогда внутреннего голоса и осталась.

Третий случай такой. Менеджер Настя (она тоже уже покинула туризм, люди у нас надолго не задерживаются) выдавала документы туристам накануне вылета. Все выдала, кроме…. паспортов. Самого главного. Как они в ящике стола лежали, так и остались. А туристы, красавцы, про них и не спросили. Ушли из офиса и пошли себе чемоданы собирать. На следующее утро Настя подходит к офису, а они уже под дверью стоят со зверскими лицами. Менеджер тогда реально испугалась членовредительства или даже смертоубийства. Но все обошлось малой кровью, всего 120 тысячами рублей. Подумаешь, поработала бесплатно полгодика. Поседела на полголовы и получила язву желудка. Нормально, нормально.

Совсем недавно, кстати, Аленка тоже умудрилась забыть выдать туристам паспорта. Туристы очнулись в двенадцать ночи и начали бить тревогу. Кинулись в офис – закрыто, само собой. Нам, хоть иногда, но спать нужно. Рабочие телефоны в тот день никто из нас с собой не взял – мы не ожидали нестандартных ситуаций, казалось, что все под контролем было.

Бедные туристы. Они стучали, кричали, ругались матом. Потом включили головы. Позвонили в ГАИ знакомому, и, рыдая, попросили найти Лелин телефон. Знакомый вошел в положение и номер телефона из базы выудил.

Вторым чудом было то, что Леля телефон не выключила на ночь, хотя обычно так делает, спасаясь от особо докучливых туристов. Леля разбудила Аленку, Аленка примчала в офис и выдала паспорта. Туристы от облегчения даже и не ругались на нее, а благодарили и обнимали, и обещали привезти подарок. Расстались друзьями.