Вы здесь

Я – малоросс. Краткая история Малороссии. Кто такие казаки (Дмитрий Шарко)

Кто такие казаки

Иногда современных казаков называют ряженными, когда хотят обидеть. имея в виду, что они не воины, а клоуны. А между тем в традиционной истории именно «клоуны» были не плохими воинами или хотя бы разбойниками.

В фильме Тарковского «Андрей Рублёв». Есть сцена, когда за скоморохом приезжают княжеские дружинники, бьют и увозят его. Из контекста фильма следует, что за крамольные речи. Однако не редко скоморохи, занимались воровством и разбоями потому как прокормиться одними уличными представлениями и «корпоративами» было нелегко. Не даром, в былинах Алеша Попович обращается к каликам перехожим, заподозренным в воровстве серебряной чарки на княжеском пиру, со словами «Вы-то, калики, бродите по миру по крещеному, кого окрадете, своим зовете».

Скоморохи вели бродячий образ жизни, занимались целительством, сохраняли дохристианские тайные знания, имели острый язык, умели хорошо петь и плясать и их конечно не любила церковь. Скоморохи похожи на запорожских казаков, которые по свидетельствам очевидцев почти всё свободное время проводили в питие, песнях и плясках.

Ватаги скоморохов, как и дружины казаков тоже выбирали атаманов и имели свои тайные места, куда сносили заработки с добычей и распределяли их между собою повытно, то есть буквально пошейно.

Ватаги скоморохов и профессиональных разбойников бежавшие от властей вполне могли быть духовным ядром зарождающегося казачества о котором как утверждает историк Юрий Сухарев впервые достоверно на Руси упоминается в псковской летописи 1405 года. Там говориться о посаднике по имени Юрий Филиппович Козачкович. Козачькович значит сын Козачка.

Советский исследователь истории казачества Фёдор Тумилевич (1910—1980) пишет: «Слово «казак» тюркского происхождения. Татаро-монголы давали это название легковооруженному всаднику-воину, совершавшему по своей воле грабительские походы (набеги) с целью приобретения средств для существования. В таком понимании слово «казак» встречается в Русских летописях XV – XVI столетий: «на Поле ходят баловни-казаки» или «такой-то казакует», то есть живет своей волей, или «живут своим казацким обычаем»….

Из таких «вольных воинов» складывались отряды поступавшие на службу к русским князьям. По этому, в русских былинах славный богатырь Илья Муромец, то же зовётся казаком.

Но в отличии от дружинников которые полностью зависели от князя, казаки были вольными воинами. Основное значение этого слова – «вольный человек», без относительно национальности.

Казачество во многом, это наследие Золотой орды с её набеговой экономикой и воинской демократией.

Андрей Гордеев (1886—?) донской полковник и автор «Истории казаков» выводит происхождение казачества как запорожского, так и донского из взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси «дани кровью» – «тамги». Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы. То есть представляли собою то же самое, что и турецкие янычары с одной большой разницей янычар обращали в ислам, а тамга могла верить во, что хотела. Наличие кровного родства и единой христианской веры выделило русских из остальной ордынской массы.

Основоположник бюджетной статистики и автор книги «История Кубанского казачьего войска» Федор Андреевич Щербина (1849—1936) считал, что казаков с татарами связывало широкое самоуправление, религиозная свобода, схожее имущественное право, а так же угоны скота и добыча ясыря то есть захват и торговля пленными.

Конец ознакомительного фрагмента.