Вы здесь

Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. Глава 2. Я – человек разумный (М. Р. Битянова, 2009)

Глава 2

Я – человек разумный

Как люди познают мир

Ситуация. Прерывистый, электронно-беспощадный звонок будильника бесцеремонно врывается в сновидение, увлекательное, как новый блокбастер, сначала сливаясь со звуками сна, а потом становясь независимым, а потому еще более настойчивым. Приоткрывшиеся глаза видят ненавистный пластмассовый корпус утреннего мучителя и четыре цифры на дисплее. Лишь через несколько секунд приходит осознание: утро, нужно включаться в режим эффективного бодрствования, поскольку через час начинаются уроки. Школу, а особенно сегодня, пропускать нельзя – итоговая контрольная. Взгляд в окно – дождь. Опять сорвется прогулка в парке. Ну да ладно, и завтра будет день.

Самая обычная, стандартно-житейская ситуация. При чем здесь психология? А при том, что даже в этом привычном для каждого из нас моменте нашей жизни отражено важнейшее свойство психики – воспринимать и перерабатывать информацию. А на основе этой переработки – действовать.

Посмотрите на схему (рис. 1). Человек постоянно получает массу информации из окружающей среды. Воспринять эту информацию он может только с помощью хорошо известных пяти органов чувств. В первый момент эта информация как бы рассыпана на отдельные элементы (в нашем примере это звук будильника, цифры на дисплее, форма корпуса). С помощью органов чувств информацию собирают «разведчики» нашего внутреннего мира – ощущения, которые и являются наиболее простыми познавательными процессами. Это они поставляют все основные сведения о внешнем мире сознанию: о звуке и цвете, о форме, запахе, гладкости или шероховатости предметов, о вкусе и других признаках. Но эти сведения отрывочны, неполны, отражают только отдельные свойства предметов и явлений.




Рис. 1. Схема обработки информации в психике человека

Объединившись, ощущения рождают восприятие, продуктом которого является целостный образ. Этот образ осмысливается (как, скажем, образ будильника, выступающего в виде знака «пора вставать и собираться в школу»). Вообще всеми вопросами приема и переработки информации в нашем внутреннем мире занимается «специальная служба» познавательных процессов. Кроме ощущений и восприятия туда входят и воображение, и мышление, и память. Все «сотрудники» этой «службы» в своей работе пользуются одним и тем же крайне важным инструментом – лучом внимания. С помощью луча внимания и выделяется, высвечивается тот конкретный предмет или то конкретное явление, которые человек в данный момент воспринимает, представляет или о которых вспоминает, размышляет.

Полученная ощущениями и восприятием информация передается дальше, гораздо более сложному познавательному процессу – мышлению, которое оказывается способным эту информацию обобщить и сделать выводы (дождь за окном – значит, придется отложить прогулку в парке, однако в школу все равно нужно идти).

При этом включается и память, сохраняющая нужную нам информацию (или выбрасывающая ненужную). Со всеми названными познавательными процессами связано и воображение, позволяющее нам представить то, что нами не воспринималось, например прогулку, которая состоится завтра.

Обратите внимание, что далеко не все сигналы из внешней среды ощущаются нами (это видно из схемы), некоторые из-за их слабости мы просто не замечаем. Внимание играет роль прожектора сознания, высвечивающего те сигналы, которые нами осознаются. Но есть и такие сигналы, которые включаются в объем воспринимаемой нами информации, но нами не осознаются. Скажем, когда мы сосредоточены на звонке будильника, мы ведь ощущаем воздействие пижамы на нашу кожу, но пока специально не обратим внимание на это воздействие, его не осознаем.

Точно так же – в общих чертах – всегда происходит познание человеком окружающего мира. То, что напрямую действует на нас, либо воспринимается и осознается, либо воспринимается и не осознается, либо вообще не воспринимается. Так осуществляется первый этап фильтрации информации. Потом с помощью особых приемов информацию фильтруют и обрабатывают мышление, память, воображение. Для этого им уже не нужно непосредственно воспринимать сигналы из внешнего мира, потому что они работают с их отражениями в нашей психике – образами.

Ощущения – это разговор тела с душой.

Восприятие – это привратник нашего сознания: тайный цензор, фокусник и шутник.

Виктор Кротов

Переработанная информация в дальнейшем используется в практической деятельности людей, уточняется, углубляется, пополняется новыми данными.

Почему не все поступающие к нам из внешнего мира сигналы нами воспринимаются? От чего это зависит?

Мысль, активность и получение информации

Ситуация. Урок алгебры. Пашка отчаянно тянет руку. Конец четверти, и ему позарез надо исправить «тройку», полученную за последнюю контрольную. Макс не суетится. Он спокойно и сосредоточенно решает задачу – и не ту, что, пыжась и краснея, анализирует Вовка у классной доски, а уже следующую.

Нина задумчиво глядит в окно. Да, она, конечно, знает, как справиться с этой алгебраической задачей; зато она не знает, как разрешить задачу совсем иного рода: каким образом строить теперь отношения с Максом, после того как увидела его на дискотеке с симпатичной, но, по Нининому мнению, абсолютно пустоголовой Виолеттой. Но Нина умна, она обязательно найдет выход. Макс не сможет не оценить ее интеллект… Господи, ну почему этот Вовка такой тупой? Нина бросает рассеянный взгляд на Кристину, сидящую за соседним столом. Ба, да у нее на коленях раскрытый том Умберто Эко. Увлеченно читает, откровенно плюнув на математику. Неужели она что-то понимает? Нина пыталась как-то прочесть один из романов Эко: темный лес и скукота. А Кристинке – надо же – понятно и, видимо, нравится. Хотя ведь, действительно, она много знает такого, о чем никто из ребят и не слыхивал. Так она умна? Но ведь по жизни поступает порой совершенно по-дурацки. А Макс – он умен? Как лихо управляется с компьютером! Но почему же ему тогда нравится эта Виолетта – что у него, совсем ума нет? Или Пашка – ему все точные науки даются с трудом, но кроссворды щелкает как семечки. Интересно, что же такое тогда ум?

Действительно, что же такое ум? Что мы имеем в виду, когда говорим о разуме, рассудке, интеллекте, мышлении? Это одно и то же или нет? Да и, пожалуй, каждого человека интересует: а сам-то я умный или не очень? Как я мыслю? В чем отличия моего ума от ума других людей?

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво – да сами.

Готхольд Лессинг

Тот факт, что я мыслю, вроде бы ни у кого сомнения не вызывает. Сама мысль о том, что я мыслю, свидетельствует о том, что вроде бы должен быть тот, у кого эта мысль появилась. Иными словами: если я мыслю, следовательно, я существую. Эту знаменитую фразу произнес в XVII веке великий философ и математик Рене Декарт. Из наличия мысли он выводил существование самого носителя мысли и сознания – человека.

Выходит, с мысли все и начинается? Но откуда она-то тогда взялась? Ведь вряд ли двухмесячный младенец размышляет, например, о механике Ньютона. Чтобы иметь мысли по поводу этой теории, надо с ней для начала хотя бы познакомиться. А чтобы познакомиться, надо знать термины, слова и понимать их значение. Так что – значит, у истоков мысли надо искать слово? И сразу вспоминается из Гете:

Написано: «В начале было Слово» —

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить.

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало,

Я напишу, что Мысль – всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не Сила ли – начало всех начал?

Пишу – и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит,

Но свет блеснул, – и выход вижу я:

В Деянии начало бытия!

(Гете. Фауст. Перевод Н. Холодковского)

Ага! Вот оно – деяние! Действие стоит у истоков всего. Вот откуда рождаются и слово, и мысль, и сила. Вспомним младенца: он активно и энергично – в меру имеющихся у него возможностей, естественно, – действует, чтобы познать окружающий мир. Он становится старше, но по-прежнему стремится получать информацию о новых событиях вокруг.

Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает всякую входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется.

Козьма Прутков

Все, чем наполняется наше сознание, может взяться только из нашего собственного опыта. А опыт – это информация, полученная нами по каналам восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Но человек не просто впитывает внешнюю информацию, как песок дождевую воду. Он активно ищет эту информацию, он как бы опрашивает внешний мир, пытаясь удовлетворить врожденный интерес к новому. И при этом он изменяет, преобразует факты и явления окружающего.

ЛАБОРАТОРИЯ

Между прочим, ничем вроде бы специально не вызываемое любопытство характеризует не только человека, но даже и крыс. В экспериментах, проведенных психологами, лабораторные крысы помещались в условия, ну очень для них комфортные: тепло, светло, безопасно, сколько угодно воды и пищи. Казалось бы – живи и радуйся! Но из клетки имелся открытый выход-в темноту, в неизвестность, где, возможно, подстерегала опасность. И что же? Рано или поздно обнаруживались особи, которым становилось скучно в райских условиях, и они (пища от страха!) отправлялись на поиски чего-то нового.

Есть еще одна особенность нашего восприятия информации, напрямую связанная с активностью психики. Оказывается, человек не способен удерживать в сознании неизменяющуюся информацию. С помощью наших органов чувств мы постоянно преобразуем поступающие к нам из внешнего мира сигналы, активно взаимодействуем с этой информацией. На первый взгляд это незаметно, но очень ярко видно в специальных экспериментах. Так, если к контактным линзам прикрепить источник света (и, значит, заставить его двигаться вместе с глазами), он перестанет замечаться – при всем старании испытуемого – через… 1–3 секунды!

Информация, которую мы получаем постоянно, перестает нами восприниматься. Постоянно и ритмично повторяющиеся комплексы звуков погружают человека в измененное состояние сознания – в обычный или гипнотический сон, в состояние транса. Данный принцип используется в медитациях на мантрах. В этом случае объектом для сосредоточения является мантра – слово или фраза, многократно повторяемые, обычно про себя.

В религиозной медитации в качестве мантр используются короткие молитвы, например так называемая «великая мантра» («махамантра») кришнаитов («Харе Кришна, харе Рама») или Иисусова молитва у православных христиан.

Знакомы ли вам по вашей собственной жизни ситуации, когда сознание активно ищет новую информацию или, наоборот, когда оно от информации отключается?

Когда оперный певец вынужден долго держать одну и ту же ноту (у поп-певцов такой задачи обычно не возникает), он должен хотя бы совсем немного вибрировать голосом, отклоняться от абсолютно точной ноты – иначе он перестанет себя слышать и «даст петуха».

ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Выберите любое – самое простое – слово и начните многократно повторять его в одном ритме. Очень скоро вы заметите, что перестаете воспринимать смысл слова.

Значение информации для нашей психики

Ситуация. «Все! Не могу больше! – мысленно сказал себе Пашка на шестом уроке после нескольких безуспешных попыток вслушаться и понять то, что объясняла Лилинична. – Мозги отказывают». Несколько секунд он тупо смотрел на классную доску. Затем его внимание привлекла сонная осенняя муха, лениво проползшая по краешку стола. «Никогда не замечал, какие любопытные у мух разводы на крыльях», – подумал Пашка. От мухи взгляд переместился на портреты великих математиков, висевшие на стенах, и на тексты под ними. Пашке раньше было недосуг прочитать краткие сведения под портретами и ему стало интересно: «Надо же, Эварист Галуа, оказывается, совсем юным погиб!» Потом Пашка задумался о том, почему стены в классе покрасили в такой ядовито-зеленый цвет – некрасиво же! К концу урока ему вдруг пришла мысль: «Я думал, отключусь и ни о чем думать не буду, а ведь не получилось!»

«Скорее мозг ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок», – остроумно заметил один из психологов. Конечно, можно испытать переутомление от долгой и непрерывной умственной работы, но это потому, что мы еще попросту не умеем использовать все наши ресурсы (по расчетам создателя кибернетики фон Неймана, в принципе человеческий мозг способен вместить примерно 1020 единиц информации; это означает, что каждый из нас может усвоить все то, что написано в миллионах томов знаменитой Государственной публичной библиотеки).

Наш мозг все время нуждается в притоке информации из внешнего мира, поэтому обращается за ней к своим анализаторам – органам чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.). Правда, скорость потока поступающей информации ограничивается пропускной способностью органов чувств как приемников информации. У ощущений есть свои пределы. Их называют порогами чувствительности.

ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Поставьте на плиту самый обычный чайник и включите под ним несильный огонь. Приложите ладонь к одной стороне чайника, а ваш приятель пусть приложит к другой. Кто раньше почувствует изменение температуры?

Возможно, вам удалось почувствовать потепление чайника раньше. Это будет значить, что у вас порог чувствительности ниже, а чувствительность – выше. Существует и верхний порог чувствительности. Например, на дискотеке из-за слишком громких динамиков вы воспринимаете уже не мелодию, а рычащий грохот.

ЛАБОРАТОРИЯ

В 50–е годы XX века были проведены интересные эксперименты: добровольцев-испытуемых помещали в условия почти полной неподвижности, полной тишины и темноты (это обеспечивали специальные наушники и очки). Вопреки ожиданиям экспериментаторов, мало кто выдержал в этих условиях больше двух-трех дней.

Если ощущения в той или иной степени сходны у разных людей, то восприятия – вещь очень индивидуальная. Восприятие связано с имеющимся у человека опытом. Это его личная, внутренняя работа.

Так, к примеру, оказалось, что члены африканского племени, постоянно живущие в непроходимых джунглях, почти не воспринимают горизонтальных линий. Ведь такие линии очень редко встречаются в их жизни! Глубокой безлунной зимней ночью мы с вами видим снег белым, а не черным, потому что мы знаем, что он белый. А для человека, никогда не видевшего снега (скажем, для тех же африканцев), он будет выглядеть черным или серым.

Все потоки информации, постоянно (даже во сне) поступающие в наш внутренний мир, сливаются в огромное море. Если представить, что поверхность этого моря ровная, то в ней можно увидеть, как в зеркале, отражение всего окружающего нас мира. Это и есть образ мира, созданный в результате работы нашей психики. Он не сводится только к картинке. Он насыщен запахами и звуками и раскрашен нашими эмоциями. Этот образ у каждого человека разный. Ведь поступающая информация просеивается через особые внутренние фильтры.

Скажем, двор возле дома для трехлетнего малыша – это потрясающе необычная этикетка от жвачки, найденная под скамейкой, для озабоченного водителя – крайне неудобное место для парковки, для влюбленного десятиклассника – шикарная декорация для романтических встреч с удивительной девушкой. А вот на вопрос, сколько есть деревьев во дворе и есть ли они вообще, никто из этих персонажей может и не ответить. Не заметили! В отличие от эколога, который, пожалуй, обратит на это внимание в первую очередь.

Могут ли быть у двух людей одинаковые образы мира? Почему?

Для чего нужно внимание

Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют. Луч подвижен, каждую новую секунду он может освещать новую область. Луч может быть мощным и сконцентрированным, а может быть рассеянным и слабым. В последнем случае все предметы, которые он пытается осветить, выглядят нечеткими, размытыми.

Метафора луча удобна для объяснения учащимся сущности внимания и основной его функции – отбора и селекции информации. Эта метафора позволяет легко понять, что внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека определенную значимость.

Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом «зацепил». То есть этот объект должен обладать определенными свойствами.

Во-первых, его воздействие должно быть сильным, интенсивным (например, резкий и громкий звук в тишине не может не привлечь внимания).

Во-вторых, раздражитель должен контрастировать с окружающим (скажем, грустное лицо среди смеющихся физиономий, конечно же, обратит на себя внимание – как, впрочем, и веселое среди печальных).

В-третьих, привлекает внимание то, что является необычным (модницы, безусловно, заметят новый фасон платья, выделив его среди обилия традиционной одежды).

В-четвертых, объект должен быть динамичным, подвижным (создатели рекламных роликов и музыкальных клипов на телевидении хорошо знают: быстрая смена кадров привлекает внимание зрителя).

Перечисленные особенности раздражителя (объекта) не исчерпывают всех причин возникновения внимания (а речь идет пока только о непроизвольном внимании, то есть о внимании, появляющемся без специальных целенаправленных усилий).

Прежде всего добудьте факты, а затем на досуге можете искажать их.

Марк Твен

Не менее важными поводами для обращения внимания на объект являются:

♦ потребности личности (голодный человек вряд ли безучастно пройдет мимо кондитерской);

♦ значимость для личности (почти каждый из нас невольно прислушается, уловив в происходящем поблизости разговоре собственное имя);

♦ эмоциональная привлекательность (недаром на телевидении наибольшие рейтинги у юмористических программ).

В случае если объект не отвечает всем указанным условиям, то для сосредоточения на нем внимания потребуются уже определенные усилия и конкретная цель, которую мы при этом преследуем. Например, читая трудный для понимания научный текст, мы вынуждены включать произвольное внимание, иногда заставлять себя, осознавая свою цель – самообразование. Но бывает, что книга, которую мы начали читать с усилием, захватывает нас, увлекает, и нам уже не нужно напрягаться. В этом случае говорят о послепроизвольном внимании, возникшем из произвольного.

Внимание имеет определенные свойства.

1. Устойчивость – показатель глубины, длительности и интенсивности психической деятельности человека.

2. Переключаемость – способность к быстрому переходу от одной деятельности к другой, к переносу внимания с предмета на предмет.

3. Отвлекаемость – характеристика, связанная с умением (или неумением) сохранять требуемый уровень внимания на объекте при воздействии посторонних раздражителей.

4. Объем – количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека (обычно здесь действует закон «7 ± 2»).

5. Концентрация – сосредоточенность на объекте внимания, погруженность в процесс деятельности, в определенном смысле – сужение внимания.

6. Распределение – способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности (рис. 2).

Какими характеристиками должен обладать предмет, чтобы привлечь наше внимание? Приведите примеры, иллюстрирующие проявление свойств внимания.

Как работает наша память

Классик французской психологии Пьер Жане сказал: «Память – это преодоление отсутствия». А наш современник российский психолог




Рис. 2. Основные характеристики внимания

Г. К. Середа дал такое определение памяти: «Это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)». Иными словами, память нужна нам для того, чтобы сохранить и в дальнейшем использовать полученный нами опыт.

Что же происходит с информацией, попавшей в наш внутренний мир? Попробуем метафорически описать это так, как будто мы находимся внутри самого себя. Представим, что мы оказались возле устья некоего информопровода, по которому поступает информация из внешнего мира.

Память – мастерская мгно вения.

Виктор Кротов

Это могло бы быть любопытное зрелище: прямо из стены выходит огромная труба, из жерла которой, как из рога изобилия, потоком извергаются книги. Но книги не падают, не рвутся, а спрыгивают на пол и сами собой разбегаются по помещению. Шелестя и мелькая страницами, они быстро вскарабкиваются по высоченным стеллажам, стоящим вдоль стен, и занимают места в рядах книг, примостившихся тут ранее.

Но и здесь книги не успокаиваются. Из них вылетают страницы и, словно подхваченные сквозняком, планируют через распахнутые двери в соседние залы. Порой страницы забираются внутрь книг, стоящих рядом, или меняются друг с другом местами. Движение ни на секунду не прекращается. Но кажущийся поначалу беспорядочным процесс подчиняется определенной закономерности. В этом месте происходит обработка поступающей информации различными механизмами памяти.

Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной памятью. Она обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды). Различают также память иконическую (связанную со зрением), эхоическую (связанную со слухом), поскольку человек по-разному запоминает «глазами», «носом», «кожей». Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Исследования показывают, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70 % увиденного. Через 150 секунд объем запомненной информации равен 25–35 %, а через 250 секунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.

Но если информация сохранилась, то она попадает в кратковременную память. Условием ее перехода из сенсорной в кратковременную память является обращение на нее внимания. Кратковременную память часто называют еще оперативной или рабочей: она единство и связность нашей деятельности. Например, при чтении предложения в этом тексте значения отдельных слов или словосочетаний отправляются в кратковременную память: это нужно, чтобы уловить смысл всего предложения. Информация в кратковременной памяти долго не задерживается – от нескольких минут до нескольких часов, – она либо сразу используется сознанием, либо отправляется в соседний зал долговременной памяти, либо ее проглатывает ненасытное забывание.

Для кратковременной памяти верен закон «7 ± 2»: в ней может храниться лишь ограниченный объем информации, включающий от пяти до девяти объектов. Скажем, если обычному человеку предъявить на несколько секунд рисунок, на котором изображено пятнадцать или двадцать предметов, он по памяти сможет воспроизвести названия не более чем девяти из них. Означает ли это, что учителя предъявляют на уроках непосильные требования к учащимся, заставляя их воспроизводить тексты, содержащие количество слов, в десятки раз превышающее объем «7 ± 2»? Ничего подобного! Мы можем запомнить гораздо больший объем осмысленного материала. Почему? Потому что многое зависит от того, как мы сгруппируем запоминаемый материал. Если его разбить на части так, что в каждой из них будет ярко представлена какая-то одна, самая важная, опорная мысль, то мы легко воспроизведем текст. Запомнить мелодию легче, объединяя звуки в такты, а цифровой ряд, скажем номер телефона, – воспринимая две-три соседние цифры как одно число. Таким образом происходит укрупнение единиц информации.

По данным разных исследований, кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет. Затем до 30 лет она сохраняется на стабильном уровне, а после 30 лет постепенно ухудшается. Но у некоторых пожилых людей она остается на том же уровне, что и в молодости, а иногда даже улучшается.

Самый надежный сейф – долговременная память. Помещенные сюда сведения сохраняются и могут быть воспроизведены даже спустя годы. За целую жизнь из нашего «архива» пропадает лишь около 28 % того, что мы когда-либо в него занесли, остальное остается с нами навсегда.

Для переноса следов события в долговременную память требуется от пятнадцати минут до часа. Это время называется периодом консолидации. Самым простым и привычным способом такого перевода обычно считается повторение. Однако механическое повторение, зазубривание не является слишком эффективным и далеко не всегда приводит к устойчивому запоминанию. Давно доказано, что осмысленное запоминание имеет целый ряд преимуществ по сравнению с запоминанием механическим. Чтобы запомнить материал, нужно:

1) понять;

2) установить логику изложения или логику следования излагаемых событий;

3) соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них ключевую фразу, или опорный момент.

Смысловая группировка материала подразумевает разбиение человеком текста на кусочки по своему собственному разумению, а потом составление из этих кусочков осмысленной мозаики. Мышление должно здесь прийти на помощь памяти.

Извлечение информации из долговременной памяти происходит дольше, чем из кратковременной: требуется время, чтобы дойти до нужного стеллажа «хранилища памяти», снять с полки нужную книгу и открыть ее на искомой странице.

Какие можно выделить виды памяти по критерию времени? Почему осмысленное запоминание эффективнее механического?

Виды памяти

В настоящее время различают несколько видов памяти с опорой на разные критерии. Самым распространенным является выделение таких видов памяти, как моторная (двигательная), эмоциональная, образная, логическая.

Моторная память является эволюционно самым древним видом. Этот вид памяти генетически запрограммирован и отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений: ходьбы, плавания, прыжков… Моторная память очень прочна. Усвоив однажды сложный двигательный навык, например научившись танцевать вальс, ездить на велосипеде или вязать, человек удивительно легко восстанавливает его даже после долгого перерыва.

Эмоциональная память бережет переживания, которыми сопровождались те или иные события, явления жизни. Эмоциональные впечатления фиксируются практически мгновенно и непроизвольно. Эмоции выполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения: с одним предметом или действием когда-то был сопряжен страх, с другим – боль, с третьим – гнев и раздражение. При этом чаще всего фиксируются и дольше удерживаются отрицательные эмоции. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения. Если вы хотите лучше усвоить учебный материал, привлеките резервы эмоциональной памяти: придумайте способы насытить информацию эмоциями, сделайте ее интересной для себя, например нарисовав комические иллюстрации к скучному тексту.

Образная память имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности. Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия. Много лет спустя мы можем совершенно точно вспомнить вкус бабушкиного пирога, ее голос или прикосновение. Образная память причудливо избирательна. Мы видим в городской толпе тысячи лиц, но одно почему-то долго стоит перед глазами. Или ни с того ни с сего запоминаем услышанную где-то мелодию. Или помним тепло нагретого черноморским солнцем камня, запах хвои от новогодней елки.

Словесно-логическая память и в процессе развития человечества, и в процессе индивидуального развития возникает самой последней.

Она фиксирует информацию, представленную в словесной форме. В раннем детстве это происходит автоматически, без понимания смысла. Затем мы начинаем подвергать материал словесной обработке. Усвоение сложных понятий, идей, мыслей происходит с помощью словесно-логической памяти. Даже для того, чтобы запомнить простейшее действие «2 х 2 = 4» не как нечто, записанное на листе бумаги, не как ряд звучащих слов, а как математическое суждение, необходимо использовать логическую память. Именно она помогает нам запомнить смысл вне зависимости от воспринятых слов. Услышав объяснение какой-нибудь интересной идеи или нового понятия, при пересказе мы обычно передаем суть своими словами, а не вспоминаем дословно, что слышали ранее. Никаких природных готовых программ у этой памяти нет. Она развивается только через общение с другими людьми, формируясь в полной мере лишь к подростковому возрасту.

Причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое, а от этого укрепляется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний.

К. Д. Ушинский

Особый, редкий вид образной памяти, проявляющийся далеко не у всех людей, представляет собой эйдетическая (от греч. «эйдос» – «образ») память. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого, детализированного образа, воспринятого ранее. Если человеку, обладающему ею, продемонстрировать на экране какую-нибудь картинку, а затем оставить его перед пустым экраном и начать задавать те или иные вопросы о показанном, он будет продолжать «рассматривать» прежнюю картинку. Глаза при этом движутся так, как если бы она оставалась перед ним. Данный вид памяти чаще всего проявляется у детей.

Наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов. В России наибольшую известность получил (прежде всего благодаря работам психолога А. Р. Лурии) репортер одной из газет Ш. Его особый дар раскрылся в двадцатые годы прошлого века. Это был человек, который не забывал ничего. Он мог безошибочно воспроизвести после одного предъявления ряд, состоящий из пятидесяти (и более) чисел или не связанных между собой слов. Причем он легко и абсолютно точно воспроизводил такие ряды и через неделю, и через месяц, и через. пятнадцать лет (!) после предъявления. Как показали исследования памяти Ш., он обладал сильно выраженной способностью к эйдетизму. Любые сигналы (звуковые, вкусовые и др.) он мог перевести в яркий зрительный образ. Так, например, он вспоминал, что у знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна был голос, вызывавший у Ш. впечатление, «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия. Это явление возникновения ощущений при воздействии на какой-то орган чувств не только модальности, специфичной для этого органа чувств, но и других модальностей. Например, ощущения тепла при восприятии оранжевого цвета или зрительных картин при восприятии музыки. Композиторы Римский-Корсаков и Скрябин отличались наличием «цветного слуха». Скрябина недаром считают изобретателем цветомузыки. В обыденном языке явление синестезии нашло отражение в таких, к примеру, привычных оборотах речи, как «кислый вид», «светлая печаль», «холодный голос».

Другую классификацию видов памяти предлагают Р. Л. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит. Они считают, что правомерно выделять только три вида памяти. Память, в которой человек сознательно вспоминает прошлое событие, причем это воспоминание переживается как происходящее в определенном месте и времени, называется эксплицитной (от англ. explicit – «явно выраженная»). Долговременная память, связанная с ранее приобретенными умениями и навыками, носит название имплицитной (от англ. implicit – «невыраженная»). Материал, хранящийся в имплицитной памяти, невозможно вспомнить сознательно. И третий вид – кратковременная память.

Какой из названных выше видов памяти в большей степени развит у вас? Приведите примеры синестезии, с которыми вы сталкивались в жизни.

Закономерности запоминания и сохранения информации

Память состоит из трех основных процессов: запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации (кроме них есть еще узнавание, припоминание).

Один из самых первых исследователей памяти Герман Эббингауз (кстати, именно он открыл закон «7 ± 2»), экспериментируя на самом себе, проверял, сколько повторений потребуется для запоминания без специальных приемов набора бессмысленных слогов и насколько прочным будет это запоминание. Он обнаружил, что быстрее всего забывание происходит в течение первого часа после предъявления материала (теряется почти 60 % информации). Потом процесс забывания замедляется. Через шесть дней остается уже не более 20 % от общего объема информации, и эта часть сохраняется в памяти достаточно прочно.

Впрочем, эта закономерность относится к запоминанию бессмысленного материала. На уроках же и во время выполнения домашних заданий нам приходится запоминать информацию совершенно иного рода, требующую понимания и обдумывания.

Воспроизведение информации

Одна из задач памяти – как можно лучше сохранять имеющиеся знания и опыт. Ведь со временем воспоминания портятся, тускнеют, бледнеют краски, разрушается цельность впечатления. Но даже если удается сохранить информацию, что в ней толку, если страдает другой процесс памяти – воспроизведение.

Представим огромный экран. На нем с невероятной скоростью сменяются разнообразные картины: какие-то пейзажи, лица, страницы книг, звучат обрывки фраз, разговоров, какие-то цифры, даты, изречения, инструкции по пользованию электроприборами и последние сообщения телевизионных дикторов, строение рибосом живой клетки и правила игры в волейбол, мотив популярного шлягера с видеоканала и формулировки законов физики, стук трамвая, крики чаек над морем и многое другое.

Во всем огромном количестве информации, которая хранится в сокровищницах памяти, бывает очень трудно найти то, что необходимо именно сейчас, в данную минуту. Случается, что мы очень долго вспоминаем нужное слово, или имя, или адрес, а через какое-то время ставшая уже ненужной информация как бы сама собой всплывает в памяти. Но, как говорится, дорога ложка к обеду. Поэтому если мы говорим о хорошей памяти, то подразумеваем не только ее способность быстро и много запоминать, долго и прочно хранить, но главное – точно и вовремя воспроизводить.

Поиск нужной информации в памяти у некоторых людей похож на бесплодные рыскания по огромному складу, где предметы свалены в кучи без всякой системы, и предположить, где может находиться нужная вещь, совершенно невозможно. Следовательно, эффективность нахождения информации тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти, по каким правилам он «сархивирован». При этом большое значение имеет система классификации материала. Скажем, название известного романа Л. Н. Толстого, формулировка теоремы косинусов и местонахождение на карте мыса Горн требуют обращения к разным контекстам, в которые встроены перечисленные элементы.

Вполне вероятно, что в поисках ответа, допустим, на первый вопрос мы мысленно обратимся к своеобразному «каталожному ящику» нашей памяти, помеченному названием «литературные произведения». А может быть, мы вспомним обложку недавно прочитанной книги Толстого. Или в голове прозвучит голос учительницы литературы, произносящий название романа. Ответы на другие вопросы нам потребуется искать в других контекстах.

В памяти важны три качества: быстрота запоминания, его прочность и проворство припоминания.

Иммануил Кант

Как полагают американские психологи, именно роль контекстов в воспроизведении нужной информации определяет тот факт, что нам легче узнать какой-то элемент среди других, предъявляемых вместе с ним, чем вспомнить что-то без специальных опорных точек или объектов для сравнения. Процесс узнавания мы иногда путаем с процессом воспроизведения. Частый случай: ученик перед началом урока бегло просматривает страницы параграфа – «А, ну это я знаю!». Но почему-то во время ответа на уроке ничего не может воспроизвести. В чем же дело? В том, что он обманулся, приняв узнавание материала за его знание, то есть за способность к воспроизведению. По мнению Д. Ф. Хэтча, у стариков ослабление памяти связано именно с нарушением способности к воспроизведению того материала, который в ней хранится. Ведь при этом способность к узнаванию у стариков почти не изменяется. Поэтому они легко читают любые тексты, но часто с трудом вспоминают нужное слово в разговоре. Отсюда американскими специалистами был сделан вывод, что именно узнавание, а не вспоминание является более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала. Известный канадский психолог Жо Годфруа пишет: «Тесты на выбор правильных ответов вернее отражают уровень знаний, чем прямые вопросы, при которых подчас можно отделаться простым повторением заученных слов из лекции или учебника».

С воспроизведением информации связано явление, получившее название реминисценции. Это явление заключается в отсроченном воспроизведении материала, оказывающемся более полным, ярким и точным, чем воспроизведение сразу (или почти сразу) после получения информации. Скажем, вы долго заучивали литературную цитату, но в точности воспроизвести ее вам так и не удалось. И вдруг без всякого повторения через несколько дней эта цитата как бы сама собой всплыла в вашей памяти. Почему? Существует несколько гипотез о природе реминисценции. Одни ученые считают, что нам порой не удается точно воспроизводить материал непосредственно после заучивания в результате утомления. Восстановив оптимальное состояние, мы воспроизводим материал лучше. Другие специалисты полагают, что существует скрытое повторение материала, продолжающееся после прекращения заучивания и приводящее к позитивным сдвигам в воспроизведении. Третьи объясняют природу реминисценции тем, что запоминанию новой информации мешает интерференция (от лат. inter – «между» и terens – «несущий», «переносящий») – наложение информации на уже имеющуюся в памяти. Со временем эта интерференция уменьшается и то, что запомнилось, проясняется. Однако пока ни одну из гипотез нельзя считать полностью доказанной.

Конец ознакомительного фрагмента.