Вы здесь

Я – идеальный кандидат! Справочник джобхантера. Я вам пишу, чего же боле? (Ильгиз Валинуров, 2015)

Я вам пишу, чего же боле?

Резюме работодателю!

Итак, с портретом вакансии разобрались, теперь можно писать резюме. Но начнем мы это делать не сразу. Для начала нужно понять, для чего требуется резюме? Что это вообще такое?

Девять человек из десяти ответят: резюме – это моя трудовая биография. Ничего подобного. Ваша биография – это мемуары, которые вы напишете на заслуженном отдыхе. А резюме – это коммерческое предложение, никак иначе. Резюме – это сочинение на тему «Я – лучший кандидат на вашу вакансию».

Кандидат себя продает, нравится это кому-то или нет. Он продает свое время, свои компетенции, свой опыт, свои контакты, свои связи, свои управленческие и другие навыки. И пока кандидат не поймет, что он себя продает, он себя не продаст. Или просто «сольет» себя с дисконтом, и это уже будет распродажа. Когда кандидат понимает себя как товар, свои сильные стороны и сопоставляет их с потребностями работодателя, он сможет продать себя по наилучшей цене. Это факт. Вас устраивает, что вас покупают на распродаже? Думаю, нет. Но если вы хотите свое время, навыки, опыт продать дорого, то к этому нужно готовиться, тем более что вы продаете самое ценное, что у вас есть, – себя. Менеджеры по продажам, например, зачастую лучше продают свой товар, чем самих себя, как кандидатов.

Любой человек может выразить в деньгах прибыль, которую он принесет своей компании, что ценно, в первую очередь, для директоров и владельцев. Если собеседование будет происходить на таком уровне, это позволит вам выгодно выделиться на фоне других. Даже если мы говорим о таких вакансиях, как HR, секретарь, сисадмин, личный водитель – прибыль от их работы косвенная, но она совершенно точно есть. Иначе такой вакансии просто не было бы!

Например, личный помощник руководителя. За счет его работы руководитель будет успевать делать гораздо больше, гораздо качественнее. Время руководителя стоит очень дорого, и его экономия – это прибыль. Другой пример – эйчары, которые занимаются подбором персонала. Если эйчар находит людей, которые решают бизнес-задачи, то его вклад в развитие просто неоценим. Если эйчар правильно мотивирует сотрудников, то сотрудники достигают больших результатов. Если эйчар находит тренинговые компании, которые правильно обучают сотрудников, то сотрудники дают еще больший результат. Любая должность связана с получением прибыли, просто нужно понять, какую прибыль дает именно ваша должность, и преподнести себя именно в этом ключе. Традиционно работник и работодатель находятся по разные стороны баррикад, тогда как им стоит больше думать о взаимодействии, общем результате, который удовлетворит обоих. Я часто сталкиваюсь с непониманием психологии работодателя. Постоянно, сплошь и рядом. Очень часто человек не понимает, для чего его нанимают. Он видит себя только как исполняющего некий функционал и получающего за это какие-то деньги. Есть мнение, что все, что нужно работодателю – это послушный исполнитель, которому можно поменьше платить. Это не так!

Практически никто не думает о том, какую выгоду он принесет компании и работодателю лично. А работодатель думает об этом в первую очередь. Как научиться правильно думать о работодателе? Что он представляет собой и какие его проблемы нужно закрыть работнику? Как это отразить в резюме?

Посмотрите на свое резюме, наверняка оно у вас есть. Что там написано?

Велика вероятность, что оно выглядит как-то так: (пример)

И я уже даже вижу, как его автор недоуменно поднимает брови: а что не так? Самое главное: это резюме не имеет адреса. Оно «для всех». Оно никак не учитывает потребности конкретного работодателя.

Под каждую вакансию нужно писать отдельное резюме.

И точка. Зачем? Предположим, у вас, как у кандидата, есть достоинства А, Б и В. Вы видите, что в вакансии много говорится о требовании к А, чуть-чуть к Б и совсем не упоминается В. А в вашем резюме все три достоинства расписаны одинаково – оно ведь для всех написано!

Ваше резюме должно попасть в точку. Это значит, что именно в этом резюме нужно сделать акцент на достоинство А, упомянув Б и В гораздо короче. Реакция работодателя очевидна: Это мой кандидат!

Предположим, вы специалист по логистике. Какой месседж несет ваше резюме? «Я хочу у вас работать, чтобы зарабатывать 60 тысяч рублей в месяц и оплачивать свою ипотеку» или «Я способен оптимизировать складские и транспортные издержки, повысить скорость доставки и лояльность ваших клиентов»?

Теперь, вооруженные пониманием сути резюме, приступим к его написанию.

Это ваш день: идеальное резюме

Не знаете с чего начать?

1. Начните с имени.

Правильнее всего в резюме указывать фамилию, имя и отчество полностью. Резюме, где написано «Наталья», вызывает недоверие – кандидату есть что скрывать? Он «шифруется», чтобы не быть найденным его сегодняшним работодателем? А может он сбежал с прошлой работы, прихватив с собой половину содержимого офиса и сейфа? Смотрите на резюме глазами работодателя.

2. Фотография.

Фотография создает впечатление и визуальный образ. Во-первых, рекрутеру приятнее общаться с реальным человеком, а не с буквами и строчками в резюме. Второй важный момент – фотографию легче запомнить. После 5–10 собеседований, когда рекрутеру будет необходимо принять решение, кого именно презентовать работодателю, ему намного легче освежить впечатления по фотографии. Частично он, безусловно это сделает по своим записям во время собеседования, но фото позволяет восстановить контакт и эмоциональное впечатление.

Если вы не уверены, что ваша внешность понравится работодателю, можно разместить резюме и без фото. Но! Хотите ли вы, чтобы ваш потенциальный работодатель принимал решение в зависимости от вашей привлекательности? И если работодателю важен исключительно внешний вид сотрудника, то является ли это показателем его адекватности?

Вы решили сделать резюме с фотографией?

Тогда позаботьтесь о том, чтобы она была сделана в деловой обстановке, в соответствии с вашей должностью и положением. Пляжное фото оставьте для своих близких. Не стоит также перебарщивать с фотошопом. Если на фото в резюме будет 23‑летняя девушка, а в графе «возраст» будет написано 45 лет, это, как минимум, покажется рекрутеру странным, а как максимум, ваше резюме угодит в корзину. На фото все должно быть естественно.

Одежда. Поменьше расстегнутых пуговиц, чересчур глубоких или асимметричных вырезов, излишне пышных жабо, рюшей, прозрачных кофточек, криво сидящих галстуков, вызывающе крупных и ярких украшений.

Прическа и макияж – без пафоса и излишеств!

Если вы носите очки, то позаботьтесь, чтобы на фото, кроме них, видны были еще и ваши глаза.

3. Должность, на которую вы претендуете.

Если вы готовы рассмотреть предложения на вакансию генерального директора, но не откажетесь и от должности руководителя отдела (лишь бы зарплату хорошую платили), то создайте для каждой должности отдельное резюме. Но желательно в этих резюме написать об опыте, который наиболее соответствует указанной должности (подробнее об этом поговорим далее).

4. Заработная плата.

Зарплата «по договоренности» – понятие растяжимое. Поэтому лучше все-таки написать с каким уровнем дохода вы согласны. Можно указать нижнюю границу: от 50 (100) тысяч рублей в месяц.

5. Место проживания.

Место проживания, а точнее город и район надо указывать обязательно (да-да, иногда забывают указать город и рекрутеру приходится по телефонному коду догадываться о месте обитания кандидата). А вот с номером дома и квартиры можно подождать. Разве что вы ждете эйчара на чашку кофе.

6. Контакты.

Контакты нужны для связи. Вот здесь лучше не шифроваться и указать кроме электронной почты мобильный телефон, скайп и даже ссылки на профили в социальных сетях. Посмотрите критическим взглядом на свой логин в почте и в скайпе. Как он выглядит? Kisonka1991@mail.ru? Кандидат будет выглядеть презентабельнее, если его личный ящик находится на домене e-xe.ru или rb.ru. А ведь это бесплатная услуга, и вы точно сможете создать почтовый ящик за две минуты. Позиционирование проявляется в деталях, как и в бизнесе. Топ-менеджеры носят запонки и пишут ручкой Waterman не только потому, что они им нравятся – это составляющие делового этикета.

7. Образование.

Укажите в обратной последовательности все учебные заведения, которые вы окончили. А также укажите все тренинги, MBA, мастер-классы, которые вы когда-либо посещали. Однако, если вы посетили мастер-класс по мыловарению, приготовлению стейков или визажу, а ищете работу коммерческого директора, не стоит о них упоминать.

8. Опыт работы.

Рекомендую указывать его также в обратной последовательности. Более подробно нужно расписать последние три – пять мест работы, а также те места, где у вас были обязанности, которые вы планируете выполнять на новом месте работы.

Не обязательно указывать точную дату вашего выхода/ухода на очередном месте работы, достаточно месяца и года. Но месяц – обязательно. 2 недели или 10 месяцев на одном месте – это большая разница.

Не забудьте кратко написать о следующем:

• направление деятельности организации;

• численность сотрудников компании;

• если вы занимали руководящую должность, сколько человек находилось у вас в подчинении.

Если вы считаете, что ваш опыт объективно не дотягивает до той позиции, которую вы хотите получить, не надо приукрашивать свое резюме несуществующими обязанностями и тем более местами работы! Хороший рекрутер раскусит вас в два счета.

Если вам удастся обмануть рекрутера и проявить все свои способности актерского мастерства и выдержки, подумайте о том, что потом придется выполнять те обязанности, которые вы себе придумали и ни разу в жизни не выполняли. А ведь кроме успешного прохождения собеседования, нужно еще успешно пройти испытательный срок.

Если на одном и том же месте работы вы занимали несколько разных позиций, то лучше расписать их отдельно, указав должность и дату, с которой вы приступили к исполнению обязанностей в новом качестве.

9. Компьютерные навыки.

Укажите только те программы, которые действительно важны для получения должности, на которую вы претендуете. Если вы ищете работу финансового директора, то не стоит указывать, что вы в совершенстве владеете Фотошопом и Иллюстратором. А вот указать, с какими платформами вы работали, нужно обязательно. Часто в этом пункте резюме указывают, что в совершенстве владеют интернетом. Сейчас этим не удивишь даже прабабушку. Но если ваша будущая работа связана с активным поиском информации, то это будет уместно.

10. Иностранные языки.

Здесь помимо языка необходимо указать и уровень владения им. Но не торопитесь писать «свободный английский», если вы все «свободно» понимаете, но при этом можете произнести только «My name is Nina». Рекрутер может начать интервью на английском языке. Конфуз получится.

11. Рекомендации.

Здесь обычно пишут должности и имена бывших руководителей и коллег, которые готовы дать положительный отзыв о вашей работе. Указывайте двух-трех человек. Одного мало, если вы проработали хотя бы пару лет. Если указывают больше трех, возникает вопрос: человек настолько в себе не уверен, что указывает пять, семь или десять рекомендателей? Ему нужна такая мощная «помощь друзей»?

Помимо коллег с вашей работы, желательно, указать партнеров, с которыми сложились хорошие отношения в ходе проектов, и которые смогут подтвердить информацию о ваших профессиональных навыках и достижениях. Обязательно проверьте список: вдруг написали впопыхах коллегу, которому перешли дорогу? Не ройте себе яму, препятствий и так достаточно. При этом стоит иметь ввиду, что опытный рекрутер позвонит совсем не тем людям, которых вы указали сами. Он прекрасно знает, где и как собирать информацию.

Конец ознакомительного фрагмента.