Вы здесь

Я – идеальный кандидат! Справочник джобхантера. Портрет идеального работодателя. Рисуем вместе! (Ильгиз Валинуров, 2015)

Портрет идеального работодателя. Рисуем вместе!

Ищу то, не знаю, что…

Искать работу, не определив, что вам нужно, это то же самое, что идти в многодневный поход, не поинтересовавшись прогнозом погоды. Поиск работы начинается не с резюме и не с мониторинга сайтов с вакансиями, так же, как создание костюма начинается не с раскроя ткани. Он начинается с определения своих желаний и возможностей, анализа рынка, постижения психологии работодателя.

Заключение трудового договора – это сделка, в которой каждый должен получить выгоду. Обычно соискателю очень хорошо видны собственные выгоды. Но часто ли он задумывается о том, что выгодно его работодателю?

Об этом мы поговорим далее, но главное я хочу сказать сразу.


В поиске работы успешен тот, кто понимает, какую выгоду он может принести работодателю, и умеет это показать.

Поэтому, формируя портрет идеальной вакансии, думайте не только о том, что вы получите от нового места работы, но и о том, сможете ли вы принести достаточно пользы, чтобы работодатель счел выгодным для себя такое «приобретение».

Меня часто спрашивают: Как определить свое место на рынке труда? Почему я не могу найти работу? Может быть, кризис виноват? А вдруг моя профессия перестала быть востребованной, что же делать?

Все эти вопросы не должны становиться определяющими при поиске работы. Если кандидат знает, что он хочет, знает, как «выглядит» его работодатель, они всегда найдут друг друга. И если человек является профессионалом, то он будет востребован в любое время. Кризис, не кризис, растущий рынок или падающий – все это крайне малозначимо Специалисты нужны всегда. и тому есть множество примеров.

Действительно, есть примеры профессий, где востребованность снижается. Например, рынок полиграфических услуг. Многие люди переходят на чтение книг, журналов в электронном виде, поэтому полиграфическая отрасль становится менее интересной для кандидатов: рынок не растет, а уменьшается. Это совершенно логично.

Рынок IT-услуг, напротив, невероятно динамичен и в ближайшее время будет стремительно расти. Вы видели когда-нибудь рейтинг самых молодых миллиардеров мира, сделавших состояние самостоятельно? На 90 % – это IT-бизнес. Поэтому если хотите быть уверены в завтрашнем дне и IT-бизнес вас привлекает, совершенно точно есть смысл идти туда. Однако это не значит, что если вы верстальщик полиграфической продукции, вам нужно срочно переучиваться на программиста.


Вам нужно понять, в какую сторону движется ваше направление, и освоить те навыки, которые будут востребованы в будущем.

Например, научиться верстать электронные книги и журналы.

Установка на добро

Страх неудач преследует многих. Серия отказов, неудачный опыт – и вот уже опускаются руки, пропадает энтузиазм, поиск работы не дается с прежним азартом.

Как себя настроить на поиск работы психологически?

Самое простое – начать действовать. Составить портрет идеальной работы, ответив самому себе на вопросы. Кто из работодателей интересен? Где и В какой отрасли, и в каких компаниях хочется работать? Каких людей видите в своем окружении?. Для большинства людей сложно сделать именно первый шаг. Составить резюме, например. Но как только вы начнете составлять резюме, вы поймете, какой вы классный. Вот увидите, дальше вам понравится. Поэтому просто сделайте первый шаг – начните что-то делать в этом направлении.

Как говорил кто-то из великих, «как только я начинаю работать по 20 часов в сутки, мне начинает везти».

Все мы встречали людей, которые думают: вот хорошо бы что-то поменять в своей жизни, найти другую работу, работать в другой компании, попробовать себя в другой профессии… Но эти мысли, как правило, не уходят «дальше головы». Нужно просто начать что-то делать в этом направлении, и вы удивитесь, как быстро и эффективно «все заработает».

Я знаю людей, которые не приступают к активным действиям только потому, что не знают, с чего начать. На то и книга.

Кто еще может помочь?

Найти и выбрать карьерного консультанта

Карьерный консультант (коуч) – эксперт, обычно опытный рекрутер, который по запросу клиента предоставляет ему информацию о тенденциях рынка труда, о конкретных отраслях и компаниях, помогает составить резюме и объясняет, как лучше «презентовать» себя на собеседовании в компании. Подобные услуги пока это не сильно востребованы в России, и напрасно… Это совершенно точно необходимо всем кандидатам. Я активно рекомендую.

Представьте себе такую ситуацию. Допустим, вы зарабатываете 50 тысяч рублей в месяц. Серия консультаций карьерного коуча может стоить порядка 15 тысяч (от 5 тысяч рублей в час). Что вы при этом получите? Вы можете уже на следующий месяц найти новую работу. Но уже не на 50, а на 65 тысяч, рублей. Соответственно, ваши инвестиции в свою карьеру в размере 15 тысяч рублей окупаются в первый же месяц. В год это уже 180 тысяч. Просто потому, что вы пообщались с толковым коучем.

А если вы топ-менеджер, который получает, например 10 тысяч долларов в месяц и переходит на 15 тысяч? Разница составит 60 тысяч долларов в год – два неплохих автомобиля! Арифметика на уровне начальной школы. Эти деньги стоит потратить. И они совершенно точно вернутся, притом приумноженные многократно. Но надо понимать, что карьерный коучинг топ-менеджеров и стоит других денег и начинается обычно от 5000 долларов за проект.

Как найти хорошего коуча? Точно так же, как вы ищете репетитора или стоматолога, выбираете мобильник или турпоездку. Искать, анализировать результаты, сравнивать, общаться. Интересоваться дипломами-сертификатами совершенно бесполезно. Это касается большинства личных интересов. Моя жена, Евгения, искала фотографа для нашей семейной фотосессии. Ей совершенно неважно было, что пишут о себе фотографы и какие международные конкурсы они выигрывали… И как бы я не пытался повлиять на прагматичную супругу, для нее совершенно неважны были бюджеты. Она хотела посмотреть их реальные работы и получить рекомендации о них от своих подруг и друзей. Не просто рекомендации, а именно отзывы тех, кого она знает лично.

Итак, когда вы нашли коуча, который показался вам интересным, спросите про успешные примеры из его практики. А кому он уже помог найти более интересную работу? Самые лучшие показатели – это кейсы, это примеры: а что он уже сделал для кого-то другого? Лучше заплатить более дорогому, но получить результат с большей вероятностью, чем сэкономить и заплатить тому, кто не имеет положительных примеров.

Девушка из Новосибирска, которая работала в крупной FMCG-компании, захотела сменить работу и повысить свой доход. Я порекомендовал ей коуча, который помог ей подготовиться к собеседованию. В результате она успешно прошла все интервью в компании Рэд Булл, переехала в Красноярск, потом перевелась из Красноярска в Москву, и уже несколько лет она является одним из топ-менеджеров в Москве в компании Филипс. Для того чтобы получать реально высокую заработную плату и работать в серьезной компании, ей понадобилось перейти в другую компанию, получить опыт работы в другом городе, после этого она попала в Москву и реализовала себя на сто процентов. Таких примеров у меня – десятки.

Итак, ищем коуча и параллельно составляем…

Портрет идеальной вакансии

Первый шаг: определить какую работу, в какой области и компании и в каком городе вы хотите получить. Если вы уже знаете, что будет с вами и вашей карьерой через 3,5,10 лет, тогда переходите сразу к следующей главе.

А здесь я обращаюсь к тем, кто еще не определился в том, что он хочет и может и о чем мечтает. К тем, кто рассматривает разные варианты, не зная, чем каждый из них привлекателен.

Далее приведены вопросы, ответьте на них письменно, это важно! И время от времени перечитывайте, вносите коррективы.

1. С какой целью вы ищете работу?

Вы хотите получать новые знания/умения, двигаться по карьерной лестнице, а может быть вам нужно просто зарабатывать в месяц … тысяч рублей и вы будете довольны и счастливы? Может быть вы хотите сменить род деятельности? Или вам срочно нужны деньги? Все варианты хороши, неправильных ответов нет. Главное, чтобы вы осознанно их давали. Напишите, что будет для вас самым важным?

2. Какую работу вы хотите получить?

Определитесь с должностью, с уровнем в иерархии. Будьте реалистом: если у вас имеется опыт работы бухгалтером в малом бизнесе, то вас не возьмут сразу финансовым директором крупной международной компании. Но место главного бухгалтера в малом и среднем бизнесе вы вполне можете получить.

3. Что вы хотите делать дальше?

Продолжать работать над задачами, с которыми без труда справлялись? Или же хотите более сложных, новых интересных проектов? Чтобы ответить на эти вопросы, надо взглянуть в собственное будущее. Кем вы видите себя через 10 лет? Какой уровень дохода хотите иметь? С каким уровнем ответственности готовы справиться?

Ответив на этот вопрос, будет легче понять, что именно нужно делать и где работать, чтобы к этому прийти.

Итак, через 10 лет вы…;

• через 5 лет вы…;

• через 3 года вы…;

• через год вы…

4. В какой компании вы хотите работать?

Крупная или небольшая компания, федерального или международного уровня? А может быть это местная небольшая фирма из десяти человек? Вы наверное всегда мечтали работать в Microsoft или Coca‑Cola? Хотите попробовать себя в стартапе или уже съели на этом не одну собаку и готовы на новые подвиги?

Опишите вашу будущую копанию.

5. В каком городе (районе) вы хотите работать?

Если вы, например, живете в Химках, а вам предложат работу в Бирюлево – согласитесь ездить по 2 часа в день в один конец? А если вы в Санкт-Петербурге, а работа, «сказочная», но в Новосибирске? Может быть вы хотите работать на дому?

Изложите требования к территориальному расположению.

6. Сколько денег вы хотите зарабатывать?

Вы хотите зарабатывать 100 тысяч рублей в месяц? А через год-два столько же или больше? На сколько? На этот вопрос за пять минут не ответить, тут нужно поразмышлять.

Подумайте:

• для чего вам нужны деньги?

• что вы на них планируете купить и когда?

• сколько в месяц вы планируете тратить на еду, квартиру, одежду, развлечения, аренду квартиры? Сколько раз в год вы хотите ездить отдыхать и куда? За границу или к себе на дачу?

• планируете ли вы брать кредит на автомобиль или квартиру? А может быть он у вас уже есть?

Сколько денег понадобится на покрытие этих расходов? Ответив на все вопросы, будет легко подсчитать сумму, менее которой вы не готовы зарабатывать.

Итак, ваша зарплата сегодня… На какой уровень вы хотите выйти в конце этого года? Через 3 года? Через 5 лет? Через 10 лет?

7. Привлекательна ли для вас качественная сторона заработной платы?

Да-да, в зарплате важно не только количество, но и качество. Белая, серая или полосатая зарплата – принципиально ли это для вас? Предположим, ваш оклад «стремится к нулю», но есть привлекательный процент от сделок. Вам комфортно в таком режиме? А социальный пакет и различные компенсации для вас важны? Если да, то какие именно?

Может быть вам важно, чтобы оплачивали мобильную связь, интернет и расходы на бензин. А может быть еще и предоставили личного водителя?

Не фантазируйте без надобности. Просто сформулируйте:

• минимальные ожидания…

• идеальная ситуация…

8. Какой график работы вы предпочитаете?

Хотите ли вы работать строго с девяти до шести? Или готовы выкладываться по полной, не глядя на часы? А может быть вы не хотите покидать свое уютное гнездышко и согласны только на удаленную работу? Что важно именно для вас?

9. Идеальный босс – какой он?

У каждого свой темперамент, и важно понять с каким боссом вам будет комфортно и результативно работать. Не можете начать работать без мотивирующего пинка? (Только честно.) Не терпите даже намека на повышение голоса? Предпочитаете самостоятельность во всем? Нуждаетесь в наставнике?

Опишите вашего идеального руководителя.

10. В какой индустрии вы хотите работать?

Хотите продолжать трудиться в той же отрасли или «прыгнуть» из ритейла в девелопмент? А может быть мечтаете о сегменте luxury, а вам всегда предлагают только IT? Сформулируйте четко ваше желание.

11. Готовы ли вы к командировкам или временной смене места жительства?

Вы молоды, пока не обзавелись семьей и готовы помотаться по свету? Или у вас уже «семеро по лавкам», уютный дом и автомобиль? И со всем этим сокровищем вы не готовы расстаться даже на сутки? А может быть вы хотите на год-два уехать пожить и поработать в другой город или даже страну? Определяйтесь!

12. Какое рабочее место вам необходимо?

Когда я слышу ответ «любое», то предлагаю лавочку в парке и вай-фай в ближайшем Макдональдсе. Сразу выясняется, что не любое. Вы фанат Apple и ни за какие деньги не сядете работать на «Винде»? (Кстати, я именно такой.)

Вам необходимо личное пространство, где будет тишина, или вы готовы работать в open air-офисе, даже несмотря на то, что должность у Вас называется «генеральный директор»?

Итак, какая организация рабочего места вам нужна?

13. Готовы ли вы соблюдать дресс-код компании?

Ваши ботинки всегда идеально начищены и вы не выходите без галстука даже за хлебом? Тогда вы точно будете белой вороной среди программистов и представителей творческих профессий.

Ваша любимая серая кофточка уже не раз заштопана и прошла с вами «огонь и воду и медные трубы»? И вы не готовы с ней расстаться? Тогда не стоит рассматривать вакансии топ-менеджеров крупных международных компаний и банков – вы просто не пройдете фейс-контроль. Как вы хотите одеваться на работу?

Заполнили? Это будет вашей шпаргалкой при общении с потенциальным работодателем и «чек листом» при выборе компании, к которой вам надо будет провести ближайшие несколько лет.

Если вы на проработку первой главы инвестировали менее 2 часов, то возможны три варианта. Или вы схалявили, или вы гений. Или вы вообще не выполняли упражнения и задания. Наиболее вероятен третий вариант. Не торопитесь. Вернитесь к первой главе спокойно. Останьтесь на работе, когда вас не будет никто отвлекать. Покурите, если вы курите. Мой опыт бывшего курильщика и кстати, официального чемпиона России по курению сигар, говорит, что курение это не «вредная привычка», а способ медитации и переключения мышления. Если вы дома, то найдите возможность, чтобы вас никто не отвлекал. Ваша работа над карьерой, это то, что повлияет не только на вас лично, но и на вашу семью.

Сделали?

Вот теперь можно и резюме составить.