Вы здесь

Я жрец. Практикум по жречеству в Викке. ЖРЕЦ И БОЖЕСТВЕННОЕ (Нэа , 2018)

ЖРЕЦ И БОЖЕСТВЕННОЕ

Если человек называет себя жрецом, значит, он связывает себя со служением определенному или нескольким божествам. Несомненно, именно изучению и укреплению связи со своим божеством посвящена почти вся его практика. От выбранного божества зависит почти вся его жизнь.

Что значит – выбранного? Бога можно выбрать? Об этом меня с сомнением спрашивали многие. Да, Бога можно выбрать. Когда человек ищет среди разных религий подходящую ему или просит нечто Божественное прийти в его жизнь, он сам выбирает то, что ему ближе всего – по взглядам, интересам и жизненному опыту. За несколько тысячелетий своей истории человечество начертало множество образов богов и богинь, божественных сущностей, с именами которых люди жили и умирали. После пришла история о Едином Боге, и его, в итоге, сделали не менее многоликим. Сегодня разные религиозные течения пытаются восстановить Единого Бога – в том числе и Викка, где, кроме Бога и Богини, во многих ветвях присутствует и Единое Начало – абсолютная сущность, включающая в себя всех богов, богинь и все существующее во Вселенной.

Наша свобода – выбирать, с каким Богом связать свою практику, чье слово нести в мир. Наше правило – стремиться, чтобы данная практика не противоречило Кредо – никому не вреди.

ЧТО ЗНАЧИТ – СВЯЗЬ С БОЖЕСТВОМ?

Что значит быть связанным с Божеством? Это зависит в первую очередь от вашего ответа на вопрос: что такое Бог? Ведь это может быть и отдельное существо, и некий эгрегор, и дух, который отзывается на определенное имя, а может просто безликая сила, носящая тот отпечаток, с которым вы ощущаете сильную связь внутри себя. Многие виккане считают, что Бог и Богиня – это сама природа, каждый предмет в мире, времена года, Солнце и Луна, звезды, это два Великих Духа, пронизывающих и являющихся всем живым.

На очень многие вопросы в Викке приходится либо отвечать самому, либо искать ответа у наставников, если вы обучаетесь какой-либо традиции. И из того, что вы получите от учителей, вам все равно придется построить собственную модель мира.

Хочу, чтобы вы поняли самое главное: данная связь – это не прямой канал связи с божественным, по которому можно звонить, как по телефону, поскольку, что есть божественное, нам понять очень сложно, на этот вопрос ищут ответ все люди уже множество веков. Придумано множество описаний мироустройства и того, какое место в нем занимают боги. Я говорю – боги, поскольку верю в бесчисленное множество божеств, которые являются частичками Бога и Богини, а они – двумя полюсами и проявлениями абсолютной сущности. И это – только моя вера. Кто-то верит, что боги – это отдельные мистические существа, для кого-то боги – это архетипы, для кого-то нет богов, а есть только Бог и Богиня. Все наследие миллиардов людей, посвятивших свое время поиску ответа на вопрос «что такое Бог?», предлагается вам.

Сориентироваться в осознании своих взглядов викканину помогает практика. С каждым прожитым шабашем, с каждым Колесом Года наше понимание, наше мнение о том, как устроен мир и какое место в нем занимают боги, изменяется и становится все более оформленным. Все глубже Викка проникает в нашу жизнь, и мы находим в ней свое место. И некоторые выбирают путь более тесной связи с божественным внутри и вне себя. Именно такие люди и становятся жрецами.

Жизнь наполняется событиями, которые часто можно трактовать как «знаки свыше». Мы оказываемся в местах, где все так или иначе напоминает нам о Божественном, нас окружают люди, которые только углубляют наше понимание богов. Нередко, посмотрев в прошлое, мы находим подтверждения тому, что боги участвовали в нашей жизни посредством событий, которые с нами не произошли бы, если бы не «случайность». Мы сами оказываемся для кого-то «посланцем судьбы», совершенно неожиданно меняя все вокруг себя чудесным образом, помогая советом или проводя обряды, благословляющие обратившегося к нам. Мы становимся проводниками воли богов для других людей, для себя, для природы и мира.

Практика оказывается все более насыщенной элементами хваления богов, прославления их проявления в природе, мы ищем их отражение во всех сферах нашей жизни. Мы стараемся улавливать всякий знак, что приходит от них, а в наших ритуалах ищем встречи с ними через гадания, видения, экстатические практики.

Говоря о практиках, где мы стремимся через ритуал получить прямой ответ от божества, мы просто обязаны помнить о технике безопасности.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ВЫБИРАТЬ КОНКРЕТНОГО БОГА?

Стать жрецом Триединой Богини и/или Рогатого Бога способен любой викканин, если он четко осознал для себя необходимость связать свою практику с богами чуть больше, чем с магией. Уже просто проводя ритуал почитания божественного в природе, мы примеряем на себя жречество. Проводя празднества саббатов для себя или других, мы не только учимся магии, не только познаем ход Колеса Года, но и познаем богов.

У некоторых жрецов возникает такая внутренняя потребность в Имени, в Образе, который наиболее ему близок. Тот, с которым он хочет связать свою жизнь или определенный период жизни. Иногда тот или иной жрец чувствует необходимость понять проявление того или иного Бога в жизни и призывает его проявить свою силу.

Да, мы не обязаны всю жизнь провести только с одним Богом. Мы можем даже не с одним Богом работать в одно и то же время. «Работать с Богом» – значит посвящать ему частично или полностью свою практику, свою жизнь, взаимодействовать с ним посредством мантики, ритуалов, просьб к нему и выполнения его просьб к нам, подношений. В общем, «работать с Богом» значит наполнять им свою жизнь. И, поскольку мы не остаемся неизменными в течение всей нашей жизни, мы вправе, ощутив, что связь с определенным Богом себя исчерпала до дна, найти иное Имя. Боги, в отличие от людей, не так обидчивы. Они видят нас и порой «читают» нас лучше, чем мы сами. Иногда они дают понять, что время вышло, и направляют нас дальше.

Некоторые считают, и не без оснований, что нельзя служить нескольких Богам одновременно. Виккане, впрочем, умудряются это опровергнуть, почитая и Бога, и Богиню, пытаясь найти некий баланс между ними в своей жизни, практике и своем сердце. И вам никто не может запретить почитать конкретных богов, работать с ними и быть с ними связанными, быть их жрецами, даже если их больше, чем двое. Например, я связала свою практику с пятью Божествами, считая их частичками Бога и Богини.

Случается, что жрец считает неприемлемым почитание богов не той местности, в которой он живет. И на это тоже есть причины. Язычество – религия места, где человек живет. Поэтому для многих язычников справедливо, что они почитают тех богов и духов, которые исторически связаны с местом, где они живут, поскольку именно в этом месте боги сильнее, чем где бы то ни было.

Что ж, есть и обратная точка зрения. Когда человек оказался в космосе, он увидел, что границ, которые мы мысленно проводим, будучи на Земле, не существует. Мир огромен, боги перемешивались и в древности, и сегодня. Поэтому нет ничего удивительного и, на мой взгляд, предосудительного, если вы встретите почитателя греческих или вудуистстких богов, скажем, в Подмосковье. Поскольку этот человек оторван от мест, где почитают его богов, практика его, быть может, будет не исторически достоверной, но это совершенно не означает, что она будет пустой и бессмысленной. Впрочем, большинство виккан и язычников считают, что в этом случае необходимо хотя бы раз в жизни побывать в стране, где Бог, которого вы почитаете, «родился».

Так или иначе, если вы ощущаете необходимость в Имени, не думайте, что это плохо или делает из вас меньшего викканина, чем тех, которые предпочитают звать единого Бога или единую в тысячах лиц Богиню. И нет смысла корить себя за то, что вы выбрали имя Бога, который «не живет» в вашей местности. И уж тем более нет необходимости быть связанным только с одним Богом или Богиней всю жизнь. Здорово, если вы нашли Имя и понимаете, что способны посвятить всю свою жизнь этому Имени и Богу. Но для большинства справедливо утверждение, что люди иногда «вырастают» из богов, религии, определенных практик. В Викке это нормально. Правда, всегда нужно оставаться благодарным и отдавать себе отчет, насколько гармоничны ваши отношения с божественным.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БОГАМИ

На самом-то деле очень многое в этих отношениях зависит совсем не от Бога, а от практикующего. Мы получаем от мира то, что отдаем ему, – в этот нехитрый тезис верят многие виккане. Многие также убеждены: то, что мы отдаем, возвращается в троекратном размере. Поэтому без каких-либо усилий, сами собой никакая связь и никакие взаимоотношения с богами не возникнут.

Но зависят они не только от количества и качества практики, но и от внутреннего отношения человека к своему божеству. В самом начале книги я писала, что многие новички в обликах Бога и Богини первое время находят то, что недополучали от других людей, и от семьи в частности. Для многих виккан Богиня и Бог – это любящие Мать и Отец, которые не способны желать человеку страданий и боли, поэтому будут их уберегать от абсолютно любых трудностей и отомстят всем их обидчикам.

Довольно эгоистичная точка зрения, правда? Если боги будут унижать каждого, кто вас обидел, то как они смогут проявить любовь ко всем существам в равной степени? Но через эту ступень проходят почти все. Нет ничего плохого в том, чтобы увидеть в Боге старшего брата, или отца, или мудрого дедушку, чьей заботы нам так не хватает. Нет ничего ужасного в том, чтобы увидеть в Богине всегда прощающую ошибки мать, старшую сестру, которая поможет советом, или мудрую бабушку, которая выслушает и улыбнется той мягкой, полной света улыбки, обещающей спокойствие и разрешение всех проблем. Но если это видение богов не эволюционирует, а только усугубляется, заставляя человека отдаляться от родных, – это повод бить тревогу. Еще хуже, если человек начинает видеть в Богах своих возлюбленных, замыкается на идеальных образах и тем отрицает реальность.

И нормально, когда образы, связанные с семьей и близкими, расширяются: через разочарование от ожидания вечной опеки или через приходящий жизненный опыт – до понимания, что боги имеют гораздо больше ликов и образов, способов взаимодействия с человеком и миром. И в зависимости от момента обращения к ним, от вашего личного самоощущения, от вашего собственного понимания многогранности мира эти образы могут меняться, так же как и ваши отношения с ними.

Еще одна проблема взаимоотношений с божествами – тенденция делить богов на «темных» и «светлых», так же как магию любят делить на «белую» и «черную». И, так же как и для магии, это несправедливое утверждение. У всякого «темного» Бога найдется «светлая» сторона, а «светлого» можно поймать на весьма «темных» поступках. Эта проблема также вытекает из психологии и отношения человека к миру вокруг, из его личных взглядов на мироустройство. Делать божество одноцветным, однобоким – словно пытаться раскрасить мир только в один цвет, убрав из него все оттенки, игру света и тени, и даже ограничивать свое понимание мира ради только одной идеи – отказывать миру и себе в полном проявлении всех возможностей.

Многие современные религии выделяют в первую очередь отношения между богом и человеком как отношения между господином и слугой. У слуги есть строгий свод правил, заповедей, обетов, он не имеет множества прав, которые, в силу положения, есть у господина, но за надлежащее исполнение этих правил в итоге каждый слуга получает вознаграждение, равное усилиям. Многие служители и жрецы используют такой тип отношений с божествами.

Другие предпочитают отношения-сделки. Жрец выполняет волю божества, а за это божество исполняет желание, соответствующее проделанной работе, или принимает в дар нечто равное по цене тому, что хотят приобрести. И это тоже вполне имеющее право на жизнь мнение, хотя кому-то оно кажется оскорбляющим духовные пути, но для определенных людей очень часто это единственный способ взаимодействия с божественным. Так многие выкупают для себя благополучие, богатство, любовь.

Причем такие отношения куда обширнее, чем кажется на первый взгляд. Начиная от небольшого подношения в обмен на удачу, заканчивая серьезными обрядами и временными обетами или обещаниями за наполнение жизни необходимым благом. Но в отличие от типа подчинения, который мы с вами указали выше, здесь человек связывает себя лишь временным контрактом, и это никак не ущемляет те стороны его жизни, которые не касаются обещания.

Куда реже встречаются отношения, где божество выступает учителем, а жрец – учеником. Об этом много пишут, говорят и проповедуют, однако такой тип принять человеку гораздо сложнее в силу возвышенности божества. Мы часто просим научить нас какой-либо мудрости, знанию о мире, умению жить и не менее часто игнорируем уроки, обижаемся на их сложность и лишь в конце – принимаем дарованное знание. Боги же – великие учителя, терпеливые и действительно компетентные в своей области, способные сполна передать свои знания любому человеку, кто о них попросит и кому они действительно необходимы.

Семейные отношения со временем расширяются от «мама-папа-я» до того уровня опеки и защиты, когда наша взаимная ответственность друг за друга не пересекает границу «чрезмерная» и «безумная». Такой тип отношений полон теплоты, уверенности в том, что вас не оставят даже в самый сложный момент вашей жизни; и ваш голос становится ласковым и нежным при чтении молитв и восхвалений каждому божеству. Здесь не остается места эгоистичному навязыванию себя божеству. Но, как и все отношения в семье, у вас появляются свои обязанности, от выполнения которых зависит ваше самоощущение по отношению к божеству. Не помыли посуду – первый, второй раз вас простили, на третий вы столкнетесь с упреком и вопросом: в чем, собственно, дело? Семейные отношения во многом похожи на наставнические, поскольку большего учителя, чем мать и отец или те, кто их заменял, человек не знает. От наших родителей мы перенимаем наши первые знания о мире, манеру поведения, ценности. Так же и от богов мы берем наши главные ориентиры и ценности, ради понимания и привнесения в реальность которых мы становимся жрецами.

Редко встречаются отношения, характерные для влюбленных, хотя иногда кажется, что это очень популярный тип. Они таят особую опасность, так как человек начинает фантазировать отношения между ним и Богом, словно между обычными людьми, наделяя божество ревностью, мстительностью и сексуальными желаниями, похожими на человеческие. Это – следствия травм, как в случае с «семейными» отношениями новичка. Мы пытаемся за счет Бога восполнить внутренний недостаток любви и сексуальности в том числе. В действительности же, когда дело доходит до такого типа отношений, плотскому там не остается места. Описать такую любовь очень сложно, испытать ее – большое счастье и тяжкий груз поскольку после нее кажется, что земное в таком случае больше и вовсе не нужно. Жрец растворяется в глубокой любви к своему Божеству, в той силе, что наполняет его, и такая любовь залечивает все раны, кроме одной – той, что наносит сама, унося от реальности очень и очень далеко. Однако если выйти из этого стремления к ирреальности, та гармония и то доверие, которое остается после, помогают человеку не быть сломленным многими труднейшими жизненными обстоятельствами, оставляя понимание без внутренних обид – Бог не обязан вас спасать, как бы горячо вы его не любили и какую бы любовь он вам не показал.

В некоторых магических учениях также существует тип взаимоотношений, когда человек и Бог считают себя равными друг другу. Этот вариант самый спорный, поскольку его сложно воплотить в жизни, и для многих (особенно для тех, кто выбирает смиренное служение) это кажется кощунственным, когда человек возносит себя до уровня Бога или «принижает» Бога до уровня человека. Однако – да, бывает и такое, когда при новой встрече, при определенных условиях человек и Бог разговаривают на равных и учатся друг у друга.

БОГИ УЧАТСЯ У ЛЮДЕЙ

А почему бы и нет, собственно? Одна из самых популярных причин смены религии – это неудовлетворенность от понимания Божественного данной религией. Сегодня можно назвать не одну форму такого понимания. В одной из них мы встретим и такое, что Бог – это существо или разум, который пытается узнать себя через множественные свои проявления, в том числе – через вас. На что способен человек, животное, камень, звезда – все это его проявление и его способ познать свое бытие.

Наиболее распространено мнение, что Божество – это абсолют, высшее идейное или материальное (не)проявление чего-либо в этом мире, либо включающее в себя абсолютно все на свете. Виккане, когда говорят о Едином, обычно имеют в виду, что он – все существующее, существовавшее и то, что будет существовать, во всех формах, идеях, вариантах, пребывающее во всем. Это и время, и пространство, и законы, которыми управляется мир, все живое и мертвое, видимое и невидимое. В общем, то, что невозможно описать в силу его масштаба и внутренней взаимосвязи в нем.

Есть жрецы, которые для простоты описания мира отделяют божества друг от друга, говоря, что все они – часть Единого, и предпочитают держать связь с носителями определенных имен. Перед некоторыми жрецами Божество может представать отдельной антропоморфной мистической сущностью, пронизывающей ту область, над которой она властвует; либо это Божество может быть принято как имя для некоего закона или принципа, чего-то абстрактного или даже обозначения черт характера того, чье существование сложно отрицать. Поэтому сейчас также боги стали восприниматься и как архетипы, которые можно в себе развить, понять, принять – то есть как некий психологический конструкт.

Восприятие божественного столь сложная тема, что спор о ней продолжается до сих пор. По сути, то, каким человек пытается видеть Божество, отвечает для него на вопрос: а что такое Бог? Бог – созерцающий, Бог – активно движущий мир, постоянно вмешивающийся в ход времени, Бог – просто цикл и законы, Бог – это только придуманное человеком, Бог – непостижимое, и десятки, десятки определений и пониманий.

Пожалуй, самое удивительное во всем вышесказанном то, что исключительно одним типом никто никогда не ограничивается. Все мы, так или иначе, время от времени перескакиваем с одного вида отношений на другой, сочетаем два или все сразу, и все свое время мы посвящаем поиску ответа на вопрос: что для меня Бог? В чем выражается моя любовь к нему и его – ко мне? Не стоит стремиться ответить однозначно, раз и навсегда, поскольку наши взгляды на жизнь претерпевают со временем серьезные изменения, и иногда бывает так, что и Бога мы выбираем не на всю жизнь, а лишь на определенный период.

ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЕТ БОГА?

Бог тоже выбирает человека, не волнуйтесь. Это обоюдный процесс. Но вряд ли Бог войны будет ввязываться в жизнь убежденного пацифиста. Конечно, он может, но лишь в том случае, если пацифист тщательно подавляет в себе стремления к борьбе. То есть когда в человеке есть то явное или скрываемое начало, которое именно этому Богу интересно и которое превалирует над другими чертами характера человека.

Совсем не плохо, если получается так, что мы почитаем одно Божество в течение многих лет или связываемся с ним на всю жизнь. Наше понимание конкретного Бога и укрепление связи с ним также эволюционирует вместе с нами. И все же бывают случаи, когда мы на время или по полностью осознанному решению впускаем в свою жизнь другое Божество, для того чтобы перенять его черты, мудрость, научиться у него тому, что нам не мог дать прежний образ. Боги видят наш предел – и свой предел в нас – и отпускают, если этот предел достигнут и более мы ничего друг для друга сделать не можем.

Да, человек тоже выбирает Бога. Каждый человек выбирает для себя и то, как он понимает Бога, и то, как он связан с Богом, и то, какой это Бог, – последнее особенно важно. То, что мы отдаем в мир, то и получаем. То, что мы отдаем Богу, то к нам и возвращается. Если мы видим нашего Бога мстительным и злым – для нас всякий его поступок будет преисполнен именно этих качеств; если добр и щедр, то каждое его появление будет казаться нам манной небесной.

Поэтому так важно научиться позволять миру быть еще шире, чем он нам видится сейчас. Сама попытка охарактеризовать наше Божество приводит к ограничению его действий, ограничению наших возможностей понимать его и тому, как он может проявиться в вашей жизни. И поэтому так важно научиться принимать, что бывают те стороны божественного, которые мы можем назвать теневыми.

ТЕНЬ БОГА В НАС

То, что мы отрицаем, стремится обратить наше внимание на себя: «Я здесь! Ты никуда не денешься!» Наши отношения с Божественным – не исключение. Вернувшись к простому примеру из начала этой главы, когда мы ждем от Бога только нашего благополучия и защиты только наших интересов, мы найдем этому отрицанию свое подтверждение. Попытка заставить Божественное «работать только на нас» рано или поздно оборачивается разочарованием, когда наши враги все еще здравствуют, а материальные и духовные блага не так быстро появляются перед нашим взором.

Магия начинается с самопознания. На дороге практика или жреца обязательно встретится тот момент, когда ему придется найти общий язык со своей темной стороной. От этой работы бесполезно отмахиваться, поскольку неосознанно она идет постоянно, а когда приходит осознание, она захватывает нас с головой. Каждую минуту мы делаем выбор, какими нам быть. Лень, агрессия, апатия – оправдания могут идти бесконечно – и это и есть неосознанный подход к данному выбору.

И многие говорят – стремись избавиться, измени себя. Изнасилуй свою душу, ибо на духовном пути ты не имеешь права на ошибку. Но пока мы не понимаем процессов в себе, мы не можем толком ни колдовать, ни писать глубокие и волнующие ритуалы, ни тем более общаться с божеством.

Не спешите с выкорчевыванием под ноль всей своей «темной стороны». Начнем с того, что «темное» не значит «плохое». Плохим может быть и светлое, приложенное не туда, куда надо. Страх может оказаться удивительной силы побудителем к действиям, лень – стать изобретательнее, а ненависть… ненависть может стать великим вдохновителем и истинным учителем любви. Истеричность, фанатичность, злость, меркантильность, как ни странно, могут быть хорошими помощниками в жизни жреца. Истеричность может быть индикатором, что что-то идет не так; фанатичность поможет там, где требуется проявить сильную волю; злость поможет защитить границы; меркантильность – приобрести «внешний лоск» и помочь в создании образа.

Погодите хвалить себя за умение превратиться в дракона из милой феи за секунды. Спешите себя хвалить, если это умение позволяет вам без вреда для себя и других отстоять свои интересы и сделать нечто, на что вы раньше не решались. Иногда в жизни бывают периоды, когда выжить помогает именно злость – на себя самого. Но и с ней надо уметь прощаться вовремя. Этот ресурс опасен тем, что он неисчерпаем, да еще и затягивает.

Именно поэтому «темный» очень часто связывают с черным цветом, ибо он «пожирает» свет. Белый – это растворение, черный – это поглощение. Это утверждение верно даже с точки зрения физики. Голубые звезды сияют белым цветом с голубым оттенком, и в этом свете растворяется все, что есть рядом. А есть такое понятие, как «абсолютно черное тело» – что поглощает весь свет, падающий на него. Темное затягивает в себя, и вернуться уже куда как сложнее, чем упасть туда.

Мы много времени в собственной практике уделяем работе со своей темной стороной и темной стороной богов. Да-да, темная сторона богов тоже присутствует. Как часто новички забывают, что Матери-Богини не только способны одаривать бесконечным изобилием, но и встречают на краю могилы. У каждого Бога есть «тень». Эта тень проявляется не только в нас. С темной стороной мы привыкли связывать разрушения, смерть, несчастья и боль. Очень многих удивляет, что даже у богов, связанных со светом и торжеством жизни, можно обнаружить ответственность за «негативные» события. Однако, обнаружив, нельзя это проигнорировать, по той же причине, по которой мы не вправе требовать от богов любви к нам больше, чем к остальным. Некоторые жрецы посвящают отдельное время работе и пониманию этих сторон богов – и иногда эта работа растягивается на годы.

Работа с темной стороной не может быть выполнена за счет отрицания или отталкивания от себя. Если вы оттолкнете свои «темные» чувства, которые, как вам кажется, лишь разрушают вас, вот тогда вы действительно рискуете себя разрушить. Нет ничего хорошего, если, как спрашивал Воланд, вы отдерете все, что отбрасывает тень, с самого себя.

В сути своей работу с темной стороной можно разделить на несколько этапов.

• Я осознаю наличие этой стороны.

То есть мы ее даже не принимаем еще. Мы только узнаем: «О боги! Может быть еще и так!» В этот момент важно отключить оценку того образа Бога, что вы узнали. Если вы начнете бояться – вы не сможете пойти дальше, пока не преодолеете свой страх перед собой, а значит, оскопите себя на огромный кусок личности и части сил. В космосе свет разрывает темноту на части, но, глядя издалека на звезду, мы видим, что ее свет мал и тускл, а темнота пустоты – преобладает. Сколько в ней всего сокрыто? И вы хотите лишить себя познания потенциала, заложенного в вас?

• Я принимаю эту сторону.

Это сложный процесс, в ходе которого мы будем часто мучиться виной и смущением, поскольку еще не знаем, как относиться к тому, что в себе и Боге открыли. Еще раз напомню: отрицание и попытка выдрать это из себя с корнем к хорошему не приведет, только к стрессу и измученности, которые перерастут в разочарование. Единственное, что может укротить ваши чувства, – это их принятие. Как только вы это примете и встретитесь лицом к лицу с вашими «демонами», начнется этап:

• Я учусь управлять этой стороной и извлекать из нее силу.

Ваша слабость обращается в настоящую силу, которую вы выпускаете, когда вам это нужно. Не тотальный контроль, а тонкий симбиоз с той стороной личности, которая умеет отвечать, лишь ощерившись: «Я защищу тебя, а ты – меня». Те, кто почитает божества, связанные с подземными мирами, демонами, процессами разрушения, сами очень четко понимают весь процесс. Ведь такие божества и есть олицетворение этого процесса. Более того, они – это итог третьего этапа, когда сила и темнота стали единым инструментом, выпускаемым при необходимости.

Есть, впрочем, одна проблема, связанная с «темнотой», которую в условиях современности необходимо обязательно решать каждому из вас.

ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ БОГА

Если бы речь шла только о том, чтобы ограничить богов лишь внешним человеческим обликом, то, в принципе, можно было бы на этом и закончить разговор. Но, несмотря на многовековую историю различных религиозных и антирелигиозных течений, люди допускают одну и ту же ошибку из века в век. Они наделяют Божество вполне себе человеческими эмоциями и чертами.

Если вы мыслите в рамках мифологического сознания и все еще считаете, что наш мир в виде плоского блюда лежит на ветке гигантского дерева, к вам нет вопросов. Но современность нам говорит, что мир совсем не такой, каким его представляли древние люди. За века человечество многократно переосмысливало свое понимание божественного и его места в мире.

Но и сегодня мы можем встретить многих людей, которые считают, что боги им обязаны. От них можно услышать, что «боги тебя обязательно накажут, а меня нет, я ведь хороший», «боги справедливы… потому что я так считаю». Это все равно что сказать, будто для всех законы физики обязательны, а для них, «избранных и возлюбленных Богини», их соблюдение вполне можно поставить под вопрос. Или наоборот: для них эти законы строго обязательны, поскольку Богиня им за кружкой чая по секрету их нашептала, а остальные «просто пожинают плоды своего невежества». Такие люди и жрецы вменяют свои собственные понятия справедливости и любви богам, даже не пытаясь вникнуть в то, какими боги могут быть вообще.

Все эти проблемы «очеловечивания Богов» берутся из нашей собственной психики. Когда речь идет о подобном явлении, то обычно мы слышим, что Божество обязано (внимание – обязано!) быть вездесущим, всезнающим, тут же карать ваших обидчиков, быть мелкомстительным за каждую провинность тех, кто с вами не согласен (или мстительным глобально). В общем, обычно это говорит о придании Божеству довольно низкосортных человеческих качеств, отказывая тем самым Божеству в мудрости, любопытстве, доброте и его собственному пониманию справедливости.

Попробуйте поверить в Бога как в действительно живое существо, которое также учится. Все верят в него, как в высшее, многомудрое существо. Боги, в сущности своей, как часть Вселенной (мы сейчас не рассматриваем идею Творца) неотделимы от людей, что их создают. Помнить о том, что именно мы сотворяем своих богов такими, какими после встречаем в мире, – важная задача, которая постепенно вписывается программой в корку головного мозга. Вот и думайте, кого вы хотите встречать в ритуале – мудрое существо или бога-истеричку, чьи эмоции направлены только на месть и кто не желает учиться обращать гнев в силу творения.

Я утверждала, утверждаю и буду утверждать: процесс создания мира происходит ежесекундно, ежечасно, ежедневно, постоянно, вечно, и это процесс взаимопроникающий – какой вы создаете для себя реальность, так и будет для вас открываться облик Божества. И если вы Божеству отказываете в праве быть Божеством и пребывать где-то в высях, к которым вы стремитесь (а навстречу вам стремятся божества – вдруг для них познание воплощенного человека может быть столь же великолепным и бесценным опытом, как для вас – встреча с божественным?), то о каком духовном росте может идти речь, если даже для Бога вы поставили доступную и ему, и вам границу осознания? Любое слово, да даже мысль – это создание формы, это ограничение бессмысленной до того энергии. Основы основ магии. Вот и думайте, во что вы превращаете богов.

Современные язычники и виккане стремятся постичь Бога, сосуществовать с ним, а не просто его возвеличить где-нибудь на облаке, поклоняясь в страхе перед его гневом, радуясь его милостям, сетуя на посылаемые якобы им неудачи. Задумайтесь, насколько для себя вы ограничиваете Божество, в равной степени существующее для всех, и перестаньте творить богов по образу человека.

ХОРОШО, И КАК МНЕ ВЫБРАТЬ БОГА?

В свое время я потратила не один год на поиск ответа на этот вопрос. Проблема заключалась в следующем: сначала я укоряла себя в том, что хочу видеть богов Викки с именами или в определенных образах. То есть сначала мне было сложно принять ту абсолютность, с которой обычно говорят о Боге и Богине, и мне было сложно взаимодействовать с образами без имен и лиц. Для многих ситуация обратная: им сложнее почитать образы и имена, когда боги – это все существующее, и работать с чем-то одним кажется неприемлемым вычитанием чего-либо из общей картины природы. И вот потому, что второе для меня было сложным, я несколько лет урезала свою личную практику и испытывала мучения, «прививая» себе «правильный» взгляд и усердно призывая безликую Богиню и Бога с тысячью имен.

Но, как я писала выше, то, какими мы видим богов, – не тот вопрос, на который есть правильный и неправильный ответ. В конце концов, мы все испытываем некое благоговение перед Всеобщим, Единым, проявленном в каждом существующем отдельном кусочке мира, – тем, что однозначно больше и выше нас самих. Многие виккане верят в то, что все живое и неживое в мире обладает своим духом, душой и неотделимо от Единого. Некоторые считают, что Единого не существует и все индивидуальности сами по себе. Однако, что никто не отрицает из нас – это многообразие существующего в мире, видимого и невидимого.

И поскольку нам трудно оставаться в состоянии ощущения единства с миром постоянно, мы все же вычленяем из него то, что нам ближе всего, приятнее. Поэтому, если вы чувствуете потребность называть Богиню каким-то определенным именем, в этом нет ничего зазорного и неестественного. Если такой потребности нет – это тоже неплохо. Призывая в круг Божество, призывая лишь определенный облик, или Абсолютное, мы все равно протягиваем руку миру и стремимся познать его или изменить.

Моей следующей проблемой стал выбор имени. Оказалось, имен у богов – тысяча, без малого, и это только те, которые находятся в справочниках. Выбирала одно – и что-то все-таки меня смущало, вызывало отторжение в мелочах. И вот здесь на помощь пришло само Божество. Вы помните, что я писала о том, что процесс выбора – обоюдный? И когда вы отправляете в мир желание найти нечто, нечто тоже начинает искать вас.

Поэтому в итоге я составила некоторый список, который помогает определиться с тем, на что обращать внимание во время поисков.

1. Помните, что это всегда нечто, близкое вам по духу. Поэтому первое, на что стоит обратить внимание, – это ваши любимые вещи и цвета. На своем примере я поясню – одним из моих Божеств стала богиня Эос. Ей приятны алые и золотые цвета, оттенки синего, розового и фиолетового. И, хотя в жизни я ношу эти оттенки редко, они постоянно появляются в моем творчестве и успокаивают меня, если я просто на них смотрю.

2. В какой-то момент Божество само начнет подавать вам сигналы, если поиск не ослаблять. Например, мои сны стали наполняться шафраном, в них постоянно кипели битвы и движение к определенной цели. Эос – возвещающая новый день, ее символ и цвет одежд – шафран. Летом же я постоянно просыпалась на рассвете – просто так, потому что организму хотелось. Поэтому не удивляйтесь, если внезапно вы начнете натыкаться на одни и те же предметы и знаки. По опыту могу сказать, что их можно игнорировать очень долго, пока не дойдет: «Вот что надо было делать!»

3. Божество будет близко вам по характеру. Эос – крайне влюбчивая особа, и я, не стесняясь, скажу, что «мимолетных влюбленностей» у меня множество. Богиня Эос – также вестница всего нового, она прокладывает первый путь, это всего лишь один момент – момент, когда нет дня и нет ночи, первый порыв, первое устремление или финальное движение, завершающее переход из одного состояния в другое. Для меня это проявляется в стремлении находить новые способы применения старых методов, желание все узнавать самой, попробовать самой и в стремлении всегда искать равновесие между противоположностями. Боги красноречия и торговли одаряют своих жрецов даром убеждения; боги, связанные с колдовством и прорицанием, выбирают тех, кто способен заглянуть за завесу будущего и прошлого. И это достаточно логично, но для тех, кто ищет, не всегда очевидно.

4. Вы можете обнаружить, что вещи и явления, которые близки вашему Божеству, вы любите с детства, вас неосознанно к ним тянет. Рассветы и закаты, звезды и ветра (ведь Эос – супруга бога звезд Астрея и мать всех ветров), время, когда между днем и ночью воцаряется равновесие, – для меня наполнены особой благодатью и теплом. Было бы странно увидеть жреца Бастет, который не любит кошек и веселье, верно?

5. Вы предпочитаете то время года, во время которого ваше Божество имеет свою силу. Эос особенно почитают на Весеннее Равноденствие, и именно в эти дни я ощущаю себя лучше всего и легче всего.

6. Вы стремитесь окружить себя вещами, связанными с этим Божеством. Из всех вещей, заполняющих мой алтарь, отдельно хочу выделить меч, который был сделан специально для обрядов, связанных с равноденствиями. Его главная задача – отделять от человека то, что ему не нужно более, оставлять позади старое и открывать дорогу для нового. Меч в магии традиционно связывают со стихией Воздуха или Огня. Посмотрите на рассветное небо – разве облака не горят золотым огнем, а воздух не пронзительно свеж и заставляет очнуться от сна? Для других божеств это будут статуэтки, цветы, предметы, любопытным образом находящие дорогу в ваш дом, и однажды, когда имя прозвучит, вы увидите, что на всех этих предметах есть отсылки или символы к тому Имени, что пришло в вашу жизнь.


Хотя в списке все пункты кажутся очевидными, совершенно необязательно, что, если вы любите кошек, то ваша Богиня – исключительно Бастет. Это может быть и Фрейя, а Бастет и Фрейя – это две очень разные по духу и характеру богини, не говоря уже о географической разнице. Обязательно спросите себя – все ли мне нравится? Действительно ли меня все устраивает? Или что-то меня все-таки смущает? И если все же «плюсы» перевесили «минусы», а душа полна тепла, а не раболепия и самоубеждения, то пора переходить к практике.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ОШИБКА

Как бы тщательно вы не анализировали, как бы активно не искали Имя и не посылали бы заклинания на поиск, увы, никто не застрахован от ошибки в выборе. Конечно, чем меньше усилий вы прилагаете, тем больше шансов эту ошибку совершить саму по себе; но даже если вы много времени потратили на сравнения, составления соответствий, списков, чтение мифов и справочников о богах, это все равно может случиться.

Эта ошибка связана с неверным выбором Имени. Иногда, натыкаясь на что-то похожее, на то, что нам нужно, мы начинаем себя убеждать: вот, дескать, это и есть то Имя, которое мы искали. Единственный, кто всегда точно знает ответ, – это вы сами.

Огромное количество людей сегодня посвящают себя Гекате. Причины у всех совершенно разные, и видят все ее по-разному. Для кого-то она исполнена света, для кого-то – носительница тьмы, для кого-то – исключительно хозяйка колдовства, для кого-то – Божество Луны и Первозданных сил. И люди посвящают себя ей и начинают уверенно всем вокруг доказывать, какая Геката на самом деле. Но Геката – это Геката. Она не темная, не светлая, не злая, не добрая. Равно как и множество других богов.

Ошибка половины людей в том, что Геката оказывается в итоге не их Богиней. Она сложна, ее практики трудны, но Бог не будет тянуть из вас последние силы, оставляя ни с чем после ритуалов. Если вы вышли из круга и ощущаете опустошение, если вас преследует множество сомнений относительно того, как Божество на вас влияет и сколько всего требует, – это не ваш Бог.

Да, ни один Бог не будет просто радоваться тому, что вы у него есть. Он будет от вас требовать соответствия и развития, практик и работы. И на этом пути могут встречаться и «черные полосы», и неудачи, и легко тоже может не быть. Однако если вы с самого начала ловите себя на мысли, что происходящие события разрушают вас изнутри, не обещая в дальнейшем преображения, что практики, которым вы себя посвятили, иссушают вашу душу, оставляя взамен пустоту, – вы ошиблись с Именем. Если происходит так, что с самого начала ваши негативные черты лишь увеличиваются в арифметической прогрессии, нос вздирается все выше, и ваш Бог выше над всеми… вы ошиблись с Именем. И пора отправляться на поиски снова.

В этом нет ничего ужасного. Я тоже ошибалась – из-за сходства имен, из-за непонимания того, как один Бог может отличаться от другого. Видите ли, у всего существующего в мире есть своя энергетика, аура – как нравится, так и называйте. У каждого существа она индивидуальная. Когда мы что-то воспринимаем, мы пытаемся охарактеризовать и энергетику, ауру, то, как мы к ней относимся. И часто интуитивно мы отметаем то, что нам не подходит совершенно, при взаимодействии с чем нам будет плохо. Люди, которые нам не нравятся с первого же взгляда, вещи, которые нам с первой минуты противны, – не всегда это проявление страхов или стереотипного мышления. Мы на глубинном уровне для себя определяем этих людей как «неподходящих» нам. Некоторые не выносят определенное время года и конкретные места, а энергии, которые сильны в это время и в этих местах, с ними малосовместимы, как психологически, так и на магическом уровне в том числе.

То же самое и с богами. Если мы будем считать их как некие энергии, то с какими-то мы можем работать без вреда для себя, какие-то будут для нас разрушительны без извлечения пользы вообще, а некоторые хотя бы в малой части будут нам близки и созвучия энергий совпадут. Такая вот занимательная магическая физика колебаний. И нам нужно искать те Имена, которые нам наиболее близки.

КАК МОЖНО УКРЕПИТЬ СВЯЗЬ С БОЖЕСТВОМ?

После того как мы осознали, что путь жречества нам интересен, и наше понимание Бога в себе и в природе укрепилось и приобрело четкую формулировку, мы начинаем искать способы, с помощью которых мы можем ощутить ту ниточку, связующую нас с божественным внутри и вовне. Поиск божественного – ядро многих духовных путей, и за тысячелетия было создано много разных способов, ритуалов, путей для того, чтобы человек приблизился к Богу – Абсолюту или Именному.

Первым и самым простейшим способом можно назвать медитацию на образы Божества. Окружите себя предметами, цветами, музыкой, связанной с Богом, и делайте регулярные медитативные практики. Вы можете проводить их в тишине либо же произносить нараспев имена Божества. Можете создать для себя медитативные упражнения, направленные на встречу с данным Божеством. Так или иначе, созерцание образа сотворяет намерение в мире, которое создает и насыщает ваш канал связи с божественным, укрепляет черты вашего характера, связанные с Божеством.

Еще одним простым способом является изучение данных, связанных с богами, – чтение мифов, исследование культуры, из которой пришел тот или иной Бог, изучение философских систем и разных духовных путей – того, как другие люди находили своего Бога. Так мы сможем постоянно расширять свой кругозор, увеличивать багаж знаний, который позволит понять, что боги могут проявляться в жизни совершенно неожиданным образом, и, конечно же, лучше понимать природу Божества – то, откуда он пришел, как к нему относились, и какие предметы с ним связаны были прежде и ныне. Причем последнее особенно важно, это основа ритуалов, которые мы после посвящаем Божеству. Некоторые жрецы регулярно приезжают в те места, где исторически почитается их Божество, ведут переписку, обучение и совместную работу с носителями традиции. Они перенимают ритуалы, обычаи, табу, изучают мифы, принимают посвящение через тех, кто непосредственно живет в традиции от рождения.

Посвящая себя тому или иному Богу, мы также стараемся исследовать ту область в целом, над которой властно данное Божество. Например, те жрецы, что связаны с богами магических искусств, изучают магию, оккультизм и все множество систем, которые им близки. Жрецы, связанные с богами-прорицателями, стремятся научиться мантике – особенно той, что близка их Божеству, ведь для разных сторон света это разные методы. Афро-бразильские культы известны гаданием на ракушках, кельтские жрецы интересуются огамом – и как алфавитом, и как гадальным инструментом.

Еще одним способом укрепления связи становятся дела, посвященные богам. Уборка в ближайшем парке, прорицание, помощь животным, рисование образов, обучение и поиск новых навыков, волонтерство, путешествия – все, что связано с вашими богами, дает вам силу. Любое действие, близкое вашему божеству, будет вдохновлять вас и помогать установить контакт. Кроме того, таким способом жрец привносит в мир ценности, которые близки его Богу. Жрецы богов мудрости, кроме собственного развития и изучения наук и дисциплин, стараются привить любовь к учебе всем, кто вокруг них. Жрецы отвечают за то, что они дают людям вокруг себя, они стремятся научить тех, кто к ним обращается, той мудрости и тем принципам, которые воплощают их боги.

И, конечно же, кроме всего вышесказанного, важна ритуальная часть. Самый многообещающий и многовариантный способ обращения к Божеству. Мы проводим ритуалы, прославляя Божество, призывая его на церемониях перехода, мы наполняем всю практику устремлением к богам. Мы ищем их в себе, мы зовем их в магический круг, мы ощущаем их в событиях нашей жизни и каждый день наполняем ими. Ритуалы никогда не остаются без ответа, любое ваше намерение в мире получает свой отклик – либо знак, что мы услышаны, либо некое событие дает нам понять, что мы должны научиться лучше понимать свои желания. Не всегда то, что мы просим от богов, сбывается. Давайте помнить, что не каждый каприз должен быть удовлетворен – нам же во благо. Но еще ни один ритуал, что я видела, не был проигнорирован. После него люди всегда получали знак, что стоит сделать для улучшения ситуации, или что действительно существенно в данный момент.

Ритуальный способ – по праву, самый мощный, быстродействующий. Он бьет по всем органам чувств, поскольку его задача – дать вам краткое и яркое проживание мистического опыта, ощущения связи с божеством. Это время можно удлинить с помощью особых обетов, обещаний или аскез, посвященных Богу и направленных на укрепление этой связи.

Наконец, с помощью ритуала посвящения своей жизни (а лучше отрезка жизни, мы не забываем о технике безопасности) Божеству мы используем сильнейший способ установления связи. Мы заявляем тем самым, что хотим стать именно жрецами, привносить в мир волю и силы богов и обещаем наполнить каждый наш день устремлением к Божеству. Подробнее обо всех этих ритуалах я расскажу в последней части книги.

Все эти способы – как колонны в храме, на которые опирается крыша. Чем больше таких колонн, тем прочнее здание. Например, когда выполняются ежедневные ритуалы славления Бога, это дает мощную поддержку вашему каналу связи с Божеством, но если при этом в жизни вы совершенно не воплощаете ценности данного Бога, то эффективность ритуалистики резко снижается. Если пройти обряд посвящения, а после никаким образом не работать над укреплением связи, то, в конце концов, все здание обрушится. Тогда чудо, что вы хотели призвать в свою жизнь, не сможет найти к вам дорогу – и грош цена тогда такому посвящению.

ГОЛОС СЕРДЦА

Однако любое усилие вознаграждается сторицей. Спустя какое-то время после того, как мой поиск имен богов был завершен, я обратила внимание, что время от времени во мне просыпается нечто, что тогда мне было сложно объяснить. Это нечто просыпалось во мне, когда я вступала в магический круг и призывала Божество. Тогда я будто бы менялась, становилась кем-то другим, кто знает только цель ритуала и то, что происходит в душе у людей, которые собрались в этом круге. Я будто бы разговаривала с каждым из гостей ритуала по отдельности и в то же время со всеми сразу.

Конец ознакомительного фрагмента.