Вы здесь

Я есть то, что я есть. Глава вторая. ПСИХОЛОГИЯ (Стивен Волински, 2010)

Глава вторая

ПСИХОЛОГИЯ


Личность – это ошибочное отождествление.

Нисаргадатта Махарадж

ПСИХОЛОГИЯ

Давайте для начала разделим психологию на две отдельные области. Первую, которую «вы» называете своей «персональной психологией»; и вторую, «сферу психологии», которая предполагает исцеление, трансформацию или исправление уязвленного «я» и создание нового себя – устранение прошлого «я», того, что вы зовете «собой» и «своей» персональной психологией.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Объяснения, оправдания, истории, поводы, причины и следствия – короче, все, что вы называете «собой» и «своей» психологией, – возникает из Сознания и является в своей сути его проекцией посредством Я ЕСТЬ. Если довериться этой психологии – которая оправдывает, усиливает и доказывает Я ЕСТЬ – и отождествиться с ней, вы оказываетесь во власти иллюзии «себя», создающей видимость плотных объектов в пространстве-времени. Вследствие отождествления с этими абстракциями и философскими категориями, именуемыми «я», возникает психология, уводящая вас все глубже и глубже в заблуждение веры своему уму и все дальше от чистого Я ЕСТЬ или Сознания, предшествующего своим проекциям, – из которого Я ЕСТЬ образовано.

Нисаргадатта никогда не говорил прямо о сфере психологии и не обращался к ней. Он никогда не ссылался прямым или косвенным образом на классическую психологию, ее философию, идеи и техники. Вместо этого он фокусировался на Я ЕСТЬ и том, что стояло на пути к его осознанию. Сам Нисаргадатта

Махарадж был воплощением внутреннего Я, Я ЕСТЬ, и Того, что за его пределами. Именно в свете этого понимания мы снова повторяем его слова.

Йога – это работа внутреннего Я над внешним «я».

Нисаргадатта Махарадж

Итак, Нисаргадатта Махарадж никогда не выдвигал причину или мотив – как это делает ваша персональная психология, равно как и сфера психологии – почему некто делает то или это. Он понял, что поиск причин, смыслов или мотивов был попыткой нервной системы выжить и добиться контроля. Он осознал, что все происходит так, как оно происходит, без каких-либо мотивов или причин, – и учил этому. Таким образом, он знал, что не следует идти на поводу иллюзии, создаваемой Сознанием посредством проекции Я ЕСТЬ и отождествления с ней.

Чтобы заставить нас отбросить эту обманчивую психологию, он – через противостояние – разбивал персональные психологические линзы и рамки отсчета, которые будучи проецированные посредством Я ЕСТЬ отображения Сознания и благодаря отождествлению с собой, держат нас отделенными от Я ЕСТЬ.

Нисаргадатта Махарадж знал, что личность, которую «вы» зовете «собой», косвенно можно считать отражением Я ЕСТЬ, но в конечном счете она лишь мираж, образованный из Сознания.

Зеркало отражает образ, но образ не улучшает зеркало. Вы же не являетесь ни зеркалом, ни образом.

Нисаргадатта Махарадж
«Я есть То»

Вы не есть личность.

Нисаргадатта Махарадж

Кроме того, он никогда не пытался заставить нас исправлять личность, понимая, что она есть также иллюзия. Он никогда не пытался изменить личность человека и не предлагал процесса личного исцеления, как это делается в сфере психологии. Также он не внушал, что желания есть зло, что привычки есть то, от чего следует избавиться, или что эмоции, такие как гнев или страх, – симптомы некоторого рода дисфункции, свидетельства греховности или порока – и не осуждал их. И, с другой стороны, он никогда не превозносил любовь, сострадание, прощение или блаженство как добродетели или то, что требуется развивать и к чему стремиться. Он всегда знал, что личность – мираж (см. главу 12), образ, созданный из «отвержденного» света, который мы можем назвать Сознанием. Попросту говоря, к чему пытаться изменить то, что не есть вы.

Ничто из того, что вы делаете, вас не изменит, ибо вы не нуждаетесь в изменении. Вы можете изменить свой ум или тело, но то, что изменилось, всегда остается чем-то внешним по отношению к вам. Это не вы.

Нисаргадатта Махарадж
«Я есть То»

Вкратце, вы можете изменить образ, который есть все, что вы считаете собой, но это не вы.

Нисаргадатта Махарадж не был психологом или терапевтом, заинтересованным в функционировании. Он придавал значение исключительно тому, чтобы втянуть вас в непосредственное рассмотрение ваших идей о себе (т. е. отождествленностей) посредством опознавания всего. В ходе этого, отражение Я ЕСТЬ (образованное из Сознания) выявлялось, и становилось возможным увидеть его сущностную ложность. И, далее, в результате исследования оно исчезнет – как только будут реализованы чистое Я ЕСТЬ и то Сознание, из которого оно состоит.

К настоящей теме: один из моих друзей как-то раз сказал, что Бхагаван Нитьянанда появился перед ним в видении и сказал: «Отдай мне свое эго».

Подобным образом Нисаргадатта Махарадж противостоял нашим отождествлениям, «стремясь» добиться их исчезновения, поскольку, как он говорил,

Вы не сможете освободиться от чего-либо, пока не знаете, что это.

Нисаргадатта Махарадж
(«Нисарга» означает «естественный»)

МЕТОД

В действительности, если бы мне предстояло описать Нисарга-йогу, я бы сделал это следующим образом:

1. Противостояние (или непосредственное рассмотрение) – чтобы выявить концепции себя, которые поддерживают конкретность базовой концепции «Я есть».

2. Исследование концепций, или отражений Я ЕСТЬ.

3. Растворение/отбрасывание концепций посредством рассмотрения и исследования.

4. Пребывание в Я ЕСТЬ.

5. Исчезновение Я ЕСТЬ и (подлинное) постижение Сознания и запредельного Ничто.

Большая часть ваших переживаний бессознательны… Осознайте бессознательное… Вы не сможете освободиться от чего-либо, пока не знаете, что это.

Нисаргадатта Махарадж
«Я есть То»

Нисаргадатта Махарадж противостоял подсознательному, чтобы оно могло быть осознано, исследовано и затем отброшено. Это происходило посредством отбрасывания образов подсознания через рассмотрение → исследование → исчезновение → Я ЕСТЬ → Сознание → Ничто.

Мехер Баба говорил, что эго подобно айсбергу. Девяносто его процентов находятся под водой. Благодаря рассмотрению и исследованию айсберг поднимается к свету осознания – вследствие чего тает, растворяется и исчезает.

Таким образом, Нисаргадатта Махарадж совершенно спонтанно, без какого-либо обдумывания, атаковал и растворял концептуальную структуру, которой «человек» «себя» представлял и за какую держался.

Два момента следует прояснить: 1) Это не планировалось. Он не думал: «О, этому человеку необходимо то или иное». Напротив, это просто происходило. Спонтанность Нисаргадатты Махараджа часто приводила к ощущению шока, потрясения. Первый раз, когда Нисаргадатта Махарадж противостоял мне, я чувствовал, словно мое тело охвачено пламенем.

Еще раз:

Это – место, где интеллект уничтожается.

Нисаргадатта Махарадж
«Абсолютное и Абсолют»

Казалось, что Нисаргадатта Махарадж двигался туда, где находились корни ваших самых глубинных концепций. И для того, на кого оказывалось воздействие, оно не всегда представляло собой приятный процесс – поскольку «я», как и любой другой, устроил свою жизнь вокруг идей и рамок отсчета, которые не были мною.

Проблемой было то, что я не знал, что то были концепции, идеи и рамки отсчета и что они не есть я. «Я» думал, что они были «мной» – и что если они умрут, то умрет и то «я», которым, как «я» полагал, я являлся. Это было для «меня» ужасно больно.

Во-вторых, он рассматривал все и все подвергал исследованию и тщательному рассмотрению. Ни одна из концепций не являлась для Нисаргадатты Махараджа священной, для него не существовало ни правил социальной морали, ни контекста «безопасности» среды, ни попыток наладить отношения – одним словом, не использовались никакие приемы поддержки западной психологии. Извне это могло показаться жестоким, подлым и даже оскорбительным. Что касается меня, «я» так или иначе понимал цель этого, и потому полностью отдался процессу. Изнутри, спустя годы, «я» осознал, что все вышеупомянутые терапевтические техники представляют собой игры, созданные терапевтами с той целью, чтобы обеспечить продолжение отношений с учениками или клиентами – что не всегда было на пользу последним, но часто было выгодно самим терапевтам или учителям, стремящимся удовлетворить свои нужды в деньгах, связях, соответствии занимаемой позиции, любви, власти и т. п.

Иметь перед собой зеркало, раскрывающее вам ваши самые темные и глубоко укорененные концепции, может в процессе быть довольно болезненно; однако в конечном счете это приводит к освобождению.

Этим можно объяснить разницу в поведении между давно находящимися с гуру и новоприбывшими. Новички хотят быть ближе – «старики» же держатся в стороне. Почему? Потому что потрясение и шок могут быть и бывают чрезмерными.

Именно по этой причине Нисаргадатта Махарадж не призывал людей к нему приходить; в действительности, он препятствовал им и многих даже выгонял. Меня он выставил на восьмой день. Тем не менее я множество раз возвращался, и порой он позволял мне оставаться, а порой – нет. Но я не мог противиться ему или его словам, которые на одном уровне причиняли боль, а на другом – приносили экстаз и свободу.

Нисаргадатту Махараджа не волновала передача учения – и даже то, как информация будет воспринята. Любая концепция была игрой по правилам; и если вы приходили к нему – как это сделал «я», – он полагал, что вы понимаете, что в его (т. е. внутреннего Я) работе над внешним «я» нет никаких привязок, которые бы нельзя было трогать.

Таким образом, не было свойственных XX веку слушания с размышлением о прошлом или безусловного позитивного отношения. (Мой учитель психологии, доктор Эрик Маркус, обычно называл безусловное позитивное отношение «безусловным позитивным пренебрежением».) В действительности, если поразмыслить: отношением к чему? Вы страдаете по причине того, что столь много внимания уделяете отождествленностям, идеям, концепциям и образам – которые не есть вы. Чтобы перестать обращать излишнее внимание на что-либо, от вас отличное, вам необходимо прекратить влюбляться в идеи, образы и персонаж, проецируемый Сознанием Я ЕСТЬ.

Для Нисаргадатты Махараджа вы не были личностью или идеей. Личность представляла собой образ, спроецированный Сознанием посредством Я ЕСТЬ, биохимическую реакцию; и как только эти концепции и не подвергаемые сомнению образы будут устранены, Я ЕСТЬ может быть понято/познано/пережито и, в конечном счете, постигнуто и превзойдено.

Смотря на ум, вы не сможете выйти за его пределы. Чтобы выйти за его пределы, вам следует смотреть в обратную сторону от ума и его содержимого.

Нисаргадатта Махарадж
«Я есть То»

Для того чтобы выйти за пределы «своей» психологии, не нужно уделять какого-либо внимания вопросу изменения проекции, создаваемой Сознанием посредством Я ЕСТЬ – то есть психологии, – или совершать попытки ее изменить. Пребывайте в Я ЕСТЬ и отбросьте личную психологию, не давая ей энергии и не уделяя внимания. Напротив, ваше внимание должно быть развернуто в противоположную сторону – чтобы сначала осознать Я ЕСТЬ, а затем отбросить все прочее как «не это, не это»[9].

ДЕТСТВО: ЕГО ФУНКЦИЯ

Вот одно из редких высказываний Нисаргадатты Махараджа, о детстве:

Мы говорим о начале всего. Все это началось с детства. Сейчас детство также является концепцией, идеей. Итак, если вы поймете это, вы мгновенно выйдете за пределы всех концепций. Именно поэтому необходимо понять детство.

Какова функция детства? Его функцией является то, что вы знаете, что существуете. Это все, что оно сделало. Прежде него у вас не было переживания сознания «я». Мое утверждение, и утверждение моего гуру: детство – обман, оно мнимо. Само знание «я есть» – обман. Когда появляется существование, любовь к нему представляет собой результат изначальной иллюзии, майи. Как только вы узнаете, что существуете, вы чувствуете, что будете пребывать вовеки. Вы постоянно хотите быть, существовать, выживать. И, таким образом, начинается борьба. И все из-за этой майи.

Нисаргадатта Махарадж
«Абсолютное лекарство»

Во время осознания отдельности в детстве (приблизительно в возрасте 5-12 месяцев) происходит следующее: 1) Я ЕСТЬ начинает кристаллизовываться; 2) формируется ложная сущность/ложное «я»; 3) Пустота, предшествующая Я ЕСТЬ, обвиняется в отделении младенца от матери; 4) ребенок теряет отождествленность с Той Пустотой и отождествляет себя с телом-умом.

Функция детства – формирование Я ЕСТЬ.

Нисаргадатта Махарадж

Как только в детстве случается осознание отдельности, и Я ЕСТЬ начинает формироваться, кристаллизоваться, отождествление с телом и его выживание становятся единственными его (Я ЕСТЬ) целями. Это – любовь к существованию, стремление выжить. Когда это происходит, тело соединяется с Я ЕСТЬ и ложным «я» – ложной личностью, и выживание тела становится неразрывно связанным с Я ЕСТЬ. Это необходимо понять во всей полноте, иначе отождествленность с телом и его шаблонными воспроизведениями – корень которых суть Я ЕСТЬ – будет по-прежнему оставаться.

Что такое детство? В чем его принцип? Рассмотрите это. Когда Кришна родился, у него было это ощущение «Я Есть», и это же относится к вам… Когда вы узнали, что вы есть? Если вы будете полагаться на что-либо из того, что вы слышали, вы никогда не сможете это понять. Вы знаете, что когда-то вас не было, но сейчас вы знаете, что вы есть. Как такое произошло?.. Именно это мы хотим выяснить.

Нисаргадатта Махарадж
«Абсолютное лекарство»

Поскольку то, что вы зовете собой и своей «личной психикой», – проекция Сознания посредством Я ЕСТЬ и «дальше» от Я ЕСТЬ, искаженные мнения этой проекции и веру, что она существует, следует рассмотреть и избавиться от них. К сожалению, большая часть форм современной психотерапии концентрируются на отражении в зеркале, думая, что оно есть «я», тогда как оно им не является. И поэтому имеют место постоянные попытки улучшить отражение в зеркале (вследствие неверного представления, что это – «я»). Таким образом, субъект, или Я ЕСТЬ, забывается еще больше.

Конец ознакомительного фрагмента.