Вы здесь

Я в школу не хожу! Хоумскулинг на русском. Наш один учебный день (Алексей Семёнычев, 2015)

Наш один учебный день

Первое место в топе вопросов ко мне: «Как вы учитесь? Неужели ваш ребёнок сам садится за уроки и учится? Вы, наверное, целый день спите, играете и прыгаете, веселитесь?». Это очень беспокоит мамаш, у которых дети из-под палки учатся, и поход в школу превращается в суровое испытание на прочность.

Итак, как это выглядит на практике. Мы не прыгаем, мы не играем – мы спим. И спим мы часов до десяти. Потом моя дочь просыпается, и официально её уроки начинались с одиннадцати часов.

Надо сказать, что право спать дольше, чем все дети в школе – одно из величайших завоеваний хоумскулинга во всём мире. Восторженные истории про возможность наконец-то высыпаться, можно встретить и на наших форумах и на американских. Когда я сказал, директору нашей школы, что Вероника на первых уроках спит и они всё равно проходят бессмысленно, директор компетентно ответил, что на первых урока полшколы спит. И он был совершенно прав. У многих привычка спать остаётся на всю жизнь и становится жизненным кредо.

Учебный график занятий за один день выстраивается в зависимости от того, что она проходит. Учитываются занятия с репетитором, занятия по скайпу и походы на внедомашние занятия – гитару, йогу и так далее. Итак, мы в одиннадцать часов начинаем наш учебный день. И, разумеется, у нас, нет такого понятия, как уроки. У нас нет «45 минут мы занимаемся, 15 минут перерыв». График достаточно свободный, и он зависит очень сильно от каких-то индивидуальных потребностей, индивидуальных целей, которые поставлены на данном этапе, с тем, чтобы какой-то этап завершить к окончанию месяца, к Новому году и к началу этапа повторения. Уже с вечера выстраивается задание на следующий день. В одиннадцать часов начинается занятие, оно может длиться любое время. Некоторые занятия могут даже длиться 10—15 минут, если речь, например, идёт о том, чтобы что-нибудь повторить. Например, повторение дат по истории: как правило, это занимает 5—10 минут, после чего откладывается и начинается новый урок. Или карточки по английскому языку, где повторяются слова. Или это могут быть какие-то термины (формулы по физике, по химии) которые просто надо выучить, и тогда занятие занимает тоже 10—15 минут

Участвую ли я в процессе обучения? Практически нет. Моя роль – помощь в планировании, поиск материалов, контроль за выполнением и своевременная оплата. Ещё периодическое отеческое наставление на путь истинный. Днём я работаю, у меня есть свои дела. Хотя я и работаю дома, я далеко не всегда свободен. Могу уехать, приехать. Мой рабочий график, который я себе выстраиваю, тоже существует. Если что-то дочке не понятно, я решаю проблемы в рабочем порядке, и это скорее случайные моменты. Всё остальное время дочь контролировала себя сама и делала всё совершенно самостоятельно. У неё есть расписанное задание, которое она должна выполнять. Есть перерывы в 10—15 минут. Есть перерыв на обед (приблизительно с 13 часов до 15 часов): опять-таки, он никак не регламентируется специально.

К 16—18 часам занятия по школьной программе заканчиваются, и дальше идут уже занятия для удовольствия. К сожалению, трудно днём заниматься какими-либо «любимыми» вещами, потому что мало какие кружки работают. Мир не рассчитан на чудаков, которые не ходят в школу днём.


Я знаю, что есть дети, которые вполне успешно занимаются днём внешкольными предметами, если это занятия с репетиторами «вживую» или по скайпу. Для многих репетиторов это даже удобно – их рабочее время начинается после возвращения детей их школы.

Время с утра – лучшее для занятий «сложными» предметами. Мы, например, планировали день таким образом, чтобы где-то с 11 до 14 часов ставить такие занятия, как физика, химия, математика, английский язык, требующие запоминания, усердия и сосредоточенности.

История, литература – это предметы, которые уходили, как правило, на вторую половину дня. Или биология, которая Веронике давалась довольно просто, потому что она её любила: этот предмет, который не требовал большого напряжения, а скорее был расслабляющим. После обеда было где-то два-три урока.

Если быть объективным и подсчитать количество уроков, которое мы проходим за день, то это может показаться странным, но оно было даже больше, чем в школе. Практически каждый день математика, практически каждый день русский язык, литература, история. Объём материала очень большой, особенно это касается истории, которая, как известно, делится на две части: на историю России и зарубежную историю. Можно было очень чётко закончить, например, к декабрю одну часть, а после декабря вторую часть. И даже сдать сразу в декабре, чтобы освободить себе пару дней в апреле, когда у нас проходили основные аттестации. Сначала мы учили зарубежную историю, потому что она более сложная для усвоения. После Нового года мы учили историю России, потому что в ней Вероника разбиралась больше и знала многие вещи даже без учебника.

Очень важно личное отношение ученика к обучению: есть что-то, что даётся ему легко, есть то, что даётся сложно. Но практически каждый день у нас в среднем было где-то 5—8 уроков. По 10—15 минут некоторые, другие по часу, некоторые с репетитором по полтора часа были перед экзаменом, например.

Около 17 часов, либо вечером я занимался тем, что проверял выполнение плана. Помогал планировать следующий день (правда, со временем эта помощь стала довольно условной). Ещё проверял выполнение тестов.

Меня спрашивают, сколько времени я на это тратил. Это занимает некоторое время. В часах и минутах сказать трудно. Очень по-разному. Если вы не готовы тратить своё время на своего ребёнка, то вам не нужен хоумскулинг. Время всегда будет необходимо тратить.

Я проверял и тесты, и задания, и проверял, что сделано, что не сделано. Если что-то было сделано плохо или не до конца, то мы просто переносили это на следующий день. Если было сделано успешно, значит, мы шли дальше. Я же подбирал те тесты, которые нужно ей пройти, я потом проверял и задавал вопросы, контролируя выполнение. Но, конечно, это касается только тех предметов, которые веду я сам. Что касается работы с репетитором, то здесь я никоим образом не влезал и не принимал участия. Здесь всё и полностью лежало на репетиторе. Репетитор же должен очень хорошо представлять себе, куда и зачем он пришёл и должен чётко видеть то, к чему мы идём (то есть, границу аттестации) и планировать свой учебный процесс самостоятельно. Мы можем только иногда контролировать его выполнение, и то не всегда. Но про репетиторов мы ещё поговорим отдельно.

Можно давать задание на несколько дней. То есть, проверка будет не на следующий день, а через 2—4 дня или в конце недели. Таким образом, вы снимаете себя довольно большой пласт работы, и только в пятницу проверяете выполнение заданий.

Так мы с Вероникой занимались литературой. Задание: выучить стихотворение Некрасова, к концу недели его сдать. Некрасова, Пушкина, Лермонтова – смотря, что мы проходили. И в конце недели у нас был поэтический вечер, мне читали замечательные стихи. Вероника читала с выражением и очень хорошо. Послушать стихи в исполнении дочери – чудесный способ завершить день.

Это день ребёнка в средней школе.


В начальной школе, конечно, всё несколько иначе. В начальной школе меньше предметов. Значительно меньше.

Предметы: русский, математика, литературное чтение, окружающий мир, английский.

В начальной школе, как правило, родители больше проводит времени с ребёнком. И именно они занимаются преподаванием. День занятий также строится иначе.

Я расскажу о той схеме, которая мне кажется более эффективной. Подсмотрел у другого родителя.

Самый распространённый и эффективный вариант планирования дня – два раза по две пары.

То есть два занятия с утра, потом ещё два занятия после обеда. Днём и вечером кружки. Утром самые сложные предметы, после обеда простые, те, что даются легко и с удовольствием. Время занятия не определяется точно. Обычно, занимаются до достижения поставленного результата.

Конец ознакомительного фрагмента.