Вы здесь

Я в школу не хожу! Хоумскулинг на русском. Стратегии обучения (Алексей Семёнычев, 2015)

Стратегии обучения

Когда ребёнок начинает ходить в школу, у него уже все расписано, каждый его шаг. Каждое движение и каждая минут известна и контролируется дежурным, учителем, директором, охраной и поурочным планом. Наши учителя точно знают, когда экзамены, годовые, четвертные, контрольные, самостоятельные работы. Вся программа расписана, каждый день составляются отчеты: что сделали, какие мероприятия провели. Учителя знают, как правильно должно двигаться обучение, знают, в каком направлении нужно всем идти, они все решают за нас.


Когда же ребенок выходит на семейное образование, вопрос времени, объёма материала остаётся на усмотрение родителей (или гениальных детей, которые сами планируют свою учёбу). Теперь вы, родители, решаете, когда ребенку учится, как учиться, и в какие сроки укладываться, какие предметы изучать на данном этапе времени. Это и называется словом – стратегия. Позже мы поговорим о тактике этого нелёгкого сражения – подборе учебников, репетиторов и многом другом. Но сначала важно спланировать сам процесс познания на некий период.

Но, планируя нашу учёбу, мы должны всегда помнить, что у нас есть один рубеж, который обязателен. Это, конечно, аттестации. И сроки аттестации чётко определены (если у вас хорошая школа, которая заранее их определила).

В нашем случае это был апрель месяц, и мы планировали учиться таким образом, чтобы к сдаче аттестаций закончить все программы и начать повторять предметы, которые были первыми в списке сдачи.

Как правило, в начальных классах довольно просто спланировать день. На форумах хоумскулеров можно часто встретить рассказы о том, как обычные дети в начальной школе учатся по утрам 1—2 часа, а потом занимаются любимыми делами с родителями или в кружкам. И на пятёрки сдают аттестации в конце года. Эти «чудеса» приключаются часто.

Программа начальной школы проста. По ней существует масса вариантов подготовки, много методик, богатый опыт очевидцев. Вы можете найти очень много рекомендаций мам, которые занимаются с детьми, а потом активно делятся наработками. У детей образуется много свободного времени. Они значительно меньше устают, чем в школе. И, как результат, замечательная возможность полными сил, обучаться в кружках, секциях, учить языки и жить в своё удовольствие.


Однако, начиная с пятого класса, мы сталкиваемся с проблемой большего количества предметов, и здесь 2—3 часами не ограничимся. И тут каждая семья решает свою проблему времени по-своему. Для каждой семьи, для каждого ученика это всегда очень индивидуально. Собственно говоря, именно в создании индивидуальной программы развития и состоит особенность обучения на хоумскулинге. Мы довольно легко можем распоряжаться временем и предметами. Но не забываем про аттестации. Они нас ждут. Если не сдадим, как известно, мы идем обратно в школу.


Я расскажу об основных стратегиях. Вам выбирать или создавать свою.


Первая стратегия. Мы выходим из школьной системы образования, где человек обучается по синхронному типу – всему одновременно. Приблизительно так же составляются программы, также составляются уроки, точно так же ребенок занимается всем одновременно, но все это делает дома. У него меньше предметов, потому что физкультура, ИЗО, труд уходят на потом и мы, разумеется, эти предметы пропускаем, не занимаемся вообще. Основные предметы: физика, химия, математика, алгебра, геометрия, история и другие – никто не отменял. Все эти предметы нужно учить, никуда от них не денешься, хотя, возможно, и очень не хочется. (Я вполне допускаю, что есть дети, которые с удовольствием учат все предметы или учат математику, физику, а историю и литературу меньше, но почему-то их немного).


Вторая стратегия. Мы по этой системе шли. Опираемся на некий план, который создаём сами. Он зависит только от того, какие интересы у ребёнка, какой объём материала, и что лучше удаётся учить. Это всегда очень индивидуально.

Мы планировали таким образом занятия, чтобы каждый день заниматься разными предметами, но не перегружать произвольную программу. Всё очень индивидуально и осторожно. Позже, когда мы будем говорить о тактике, я вернусь к планированию дня и года. Сейчас только скажу, что основная цель, – сделать так, чтобы ребенок не напрягался, чтобы учеба шла в таком ритме, в котором ему удобно.

У нас есть некая финишная черта (аттестация), к которой мы должны прийти, и мы ориентируемся на нее. Самый простой способ – берем учебники и смотрим, сколько там параграфов, и смотрим темы, которые проходим, сколько разделов, делим таким образом, чтобы к сдаче аттестации пришли подготовленными, и чтобы у нас оставался задел времени на повторение. Таким образом, в сентябре, а по-хорошему даже раньше, мы можем составить более-менее понятный и адекватный план того, в каком стиле будет идти обучение.

Очень удобная дата Новый Год. К нему обычно заканчиваются многие дела, и после него многие дела начинаются. Очень удобная дата: в среднем четыре месяца учебного года, и за это время можно очень многое сделать. После Нового года вы потихонечку повторяете предмет какими-то небольшими кусками. А перед аттестацией более углубленно начинаете повторение предмета. Если предмет большой, то мы растягиваем до марта.

Если у ребёнка есть предметы, которые его особенно увлекают, то и торопиться не надо – всё равно выучит. Главное – интерес не сгубить. Опыты, книги, работы – пусть делает, что хочет, пусть экспериментирует, пусть ищет, пишет, читает до двух часов ночи хоть каждый день… В этом предмете главное не аттестация. Главное – знание. Он забудет про каникулы. Забудет про Новый год и выходные. Никто не будет заставлять его исправлять двойки или тройки, полученные по нелюбимому предмету в школе, тратить время на ненужные занятия. Он целиком и полностью погрузится в интересный ему предмет и не заметит времени. Откуда-то возьмутся силы, появится интерес.

Часть предметов, к удивлению учителей, можно выучить довольно быстро. Информатику или обществознание, мы учили за неделю, а, может, и две до начала аттестации.

Если человек живет в обществе и следит за тем, что происходит в мире, то обществознание выучить достаточно просто. Информатика– довольно сложный предмет, но если для вашего ребенка она не является приоритетом, то вообще-то сдать его довольно легко. Это достаточно простые вещи.

Что касается сдачи аттестаций по физкультуре, по музыке, по ИЗО или труду, которые у нас были в 7 классе, – это предметы, по которым мы вообще не занимались. Нам давали задание, и мы их выполняли.

Например, дочь по физкультуре писала, какие-то проектные работы, рефераты и учителю сдавала. Это у нее заняло 3—4 дня всего.

Для сдачи «труда» нужно было научиться вязать. Вероника поехала к нашей подруге, и она за один вечер научила её вязать спицами. Этого вполне хватило.

По музыке нужно было написать рефераты по рок-опере «Юнона и Авось». Это было довольно просто, причем она действительно писала, а не списывала, а потом устно рассказывала.


Каникулы. Каникулы нужны, без них учёба – не учёба даже на хоумскулинге. Конечно, в жизни у нас с вами каникул не бывает. Только отпуски, да и то не у всех.

Фиксированные каникулы у нас были только летние. Ещё отдыхали в Новый год. Обычные каникулы, как в школе, во время учёбы, мы не устраивали. Мы их даже не замечали. Мы просто о них ничего не знали. Но если ученику в школе каникулы нужны – он устал вставать в 7 утра и бежать в школу, то хоумскулеры, которые по всему миру имеют привычку спать до 10—11 часов дня, не устают за день. У них каникулы каждый день. Ну, и не забываем отдыхать в выходные. Суббота и воскресенье – поездки, музеи, кружки и секции (если, конечно, вы не имеете привычки ходить по музеям в будни по утрам).

Летом проводим время с пользой и также получаем жизненный опыт. Вероника после восьмого класса поехала в археологическую экспедицию и привезла массу впечатлений с раскопок в Сунженском районе под Белгородом. Своими руками держала керамику 16 века и видела своими собственными глазами, как доят корову.

Есть много способов красиво провести лето. Лучший способ узнать мир – путешествия. Если у вас нет денег отправить вашего ребёнка на всё лето путешествовать по Европе, то воспользуйтесь тем, что есть рядом. Вокруг вас много городов, музеев, природных памятников, куда можно съездить вместе с детьми совершенно разного возраста.

Их можно превращать в занятные проектные работы. Сделайте фото, рисунки, соберите гербарий. Покажите бабушке, дедушке, соседу – пусть порадуются. Или повесьте на стену.


Летом мы всей семьёй ездили в экопоселение «Ковчег» (Калужская обл.) на фестиваль экотехнологий. Море впечатлений, удивительные люди, непривычное для города ощущение безопасности и солидарности. В таких местах начинаешь видеть мир иначе. А не этому ли мы учим наших детей?

Узнайте о возможности участия в волонтёрских проектах. Если ваш ребёнок сможет провести мастер-класс в детских домах, поучаствовать в субботнике, поработать на организации выставок, концертов, он, наверняка сможет познакомиться со многими очень интересными людьми. И это будет не детский мир. Это будет тот реальный мир, в котором он будет жить и живёт уже сейчас.