Анька упирается
– Анька упирается, – кричит мне Анькина мать по телефону.
– Елизавета Петровна у меня раствор схватывается, – я гляжу на стену с подсыхающей штукатуркой: еще пять минут, и я его уже не заровняю.
Только-только начала срезать излишки ухватистым метровым прави'лом, и тут – звонок. Сколько раз твердила: пришла на работу – отключи мобильник, тем более среди сырого бетона слышимость никакая. Я прислонила измазанное раствором прави'ло к оконному проему.
– Сегодня к Аньке придет Стасик, – что есть силы кричит Елизавета Петровна. – А у того серьезные намерения. А Анька боится ему сказать, что она малярша, да к тому же только после училища. Короче, Вера, Анька не знает, что делать, и целый день воет. И я не знаю. И сил у меня нет, чтобы ее дома удержать. Она сбежать от Стасика хочет.
– — Куда сбежать?
Господи, ну что мы за дуры? Мужик все равно сбежит, не сейчас, так через месяц. И от малярши сбежит, и от депутатки сбежит, коли бегать любит. Анька должна прямо ему заявить: «Дорогой Стасик, ты приятно удивишься, но я – малярша второго разряда».
Ну посудите сами, девочки, в конце концов, что важнее для мужика малярский разряд или красивая девка? Анька невероятно красивая. Ну просто невероятно. Волосы, грудь, ноги – все при ней. Да, умом она не блещет. Зато старательная, ее в бригаде, между нами, на оклейку обоев ставят, хотя с ее вторым разрядом положено бетон от пыли очищать и подмазывать под подклейку газетную макулатуру.
– Вы чего хотите? – тороплю я Елизавету Петровну
Если раствор на стене схватится, мне каюк.
– Мне бы твои заботы Вера, – кричит Елизавета Петровна и бросает трубку.
– Вот психи, – я заталкиваю мобильный в карман и прикидываю объем в квадратах – с этой подсыхающей стеной мне работы больше часа. А потом поеду к Аньке – ну не бросать же маляршу в беде.
Я вожу по мокрой стене теркой и думаю, что я знаю о Стасике. Красивенький мальчик с Урала, играет сразу в нескольких телевизионных сериалах, недавно купил себе новый корейский автомобиль и однокомнатную квартиру в подмосковном Троицке. Ни корейскую машину, ни однокомнатную квартиру, ни сериалов, ни бархатного голоса Стасика со счетов не сбросишь – это его козыри. А какие козыри у Аньки? Только один – ее внутренняя чистота, тупо доходящая до дурости.
Она боится сказать Стасику, что она малярша. Ну сейчас не скажешь, так потом выяснится, и что? Надо сходить за лестницей, не достаю до верха. Лестница в соседней комнате. Черти, они капитально заляпали лестницу алебастром. Понятно – крепили маячки, руки колотились. Сейчас все пьют, у нас бригада тоже сухой не бывает. Я ставлю лестницу и карабкаюсь по заляпанным ступенькам: хочу взглянуть на проблему Аньки сверху. Стасик не пьет – еще один его козырь. Понятно, что Стасика нужно брать. Стасик – артист, и его трудно обмануть. Ну и не надо обманывать. Анька должна сказать ему: «Я малярша второго разряда». И точка.
Анька с матерью живет в бабкиной квартире в центре Москвы, на бульварном кольце. Это бывшая коммуналка, из которой давно выехали все жильцы, а Анькину бабку оставили, и она стала хозяйкой огромной квартиры в шесть комнат. Анькина бабка была женой засекреченного советского разведчика, который боролся с врагами во времена холодной войны. А теперь эти враги приходят к Аньке и просят продать им квартиру. Хорошо, что секретный Анькин дед не дожил до этого позора, иначе бы он перестрелял врагов из наградного пистолета прямо в прихожей.
Возле подъезда стоит корейская иномарка с подмосковными номерами. Значит, Стасик уже у Аньки.
Дверь открывает Елизавета Петровна. На голове у нее чалма из ткани с люрексом – «электрики». На бедрах шаль с кистями. Во рту сигарета с длинным мундштуком.
– Я курю, Вера, чтобы молчать, – говорит Елизавета Петровна. – Анька как порох, того и гляди сорвется.
В комнате сидит Стасик и смотрит телевизор.
– Меня показывают, – объясняет он мне, не отрывая глаз от экрана. Красивый мальчик, жаль, если у Аньки сорвется.
– Это какая серия? – спрашиваю я, усаживаясь за круглый стол под старинным лиловым абажуром на медной цепи.
– Пятая серия второго фильма, – Стасик кладет ногу на ногу. У него по-детски острая коленка. – Через два эпизода меня убьют. Это специально для меня так сделали. Мне через неделю нужно лететь в Бухарест, я уже подписал с румынами контракт на телевизионный спектакль по Чехову.
Вошла Елизавета Петровна с мундштуком во рту. Стала накрывать стол для чая.
– Стасик привез торт, – говорит Елизавета Петровна, – за три тысячи рублей. За такие деньги в торт просто обязаны положить маленькую баночку черной икры.
– Он экскюзивный, потому что на настоящем агар-агаре, – говорит Стасик. – Где Анечка?
– Я за ней схожу, – я встаю и иду к Ане.
Аня стоит у окна и обрывает листья у высокого лимонного куста.
– Привет, – я сажусь на постель Ани, прижимаю к себе плюшевого медведя. Мне хочется ответного тепла, я промерзла в своем бетонном офисе, втянула сырость известкового раствора, надышалась алкидными эмалями, уайт-спиритом и скипидаром.
– Ты чего пришла? – гундосо спрашивает Анька. Наревела себе спазм носовых сосудов, как при простуде.
– Почему ревешь? – говорю я. Анькин плюшевый мишка старается меня согреть. Но я слишком замерзла.
– Хочу и реву, – Анька обрывает с куста последний лист. На минуту задумывается и начинает рвать ядовитые латексные лимончики.
– Пойди и скажи ему, что ты малярша, – я беру на себя ответственность за Аньку. Мне плохо от этой ответственности. Неблагодарное это дело.
– Ладно, – неожиданно легко соглашается Анька, – пошли.
Я выпускаю из рук плюшевого мишку. Нам с ним от этого тоскливо. К тому же у мишки оторвано ухо. Оно валяется у кровати и похоже на лимонный лист.
Стасик пьет чай и рассказывает о том, как в Китае он ел вяленую крысу. Он обещает вспомнить и записать рецепт, Елизавета Петровна аккуратно затыкает пальцами уши. Со стороны выглядит как напряженное женское внимание. Стасик счастлив.
– А, привет, – Стасик замечает Аню. – Садись, бери торт, наливай чай.
– Мне нельзя торт, – Аня блестит глазами. – Иначе выгонят из агентства.
– Какого агентства? – Елизавета Петровна вынимает пальцы из ушей.
– Из модельного, мама, – говорит Анька.
– Я знал, что ты модель, – просиял Стасик. – Если хочешь можем полететь в Бухарест вместе. Я впишу в райдер пункт о твоем присутствии.
– Аня, ты никуда не полетишь, – вскрикивает Елизавета Петровна.
– Не волнуйся, мама, – Аня берет торт и наливает большую чашку чая. – Я пошутила. Стасик, я не модель, я малярша. Ма-ляр-ша!
– Кто ты? – не понял Стасик.
– Малярша второго разряда, – говорит Аня и откусывает огромный кусок торта. – Красим-белим.
– Это правда? – Стасик изумлен. Он не играет. Или он действительно гениальный актер.
– Правда, – Аня кидает на стол трудовую книжку. – Там все написано.
– Я пошел, – Стасик быстро допивает чай и торопливо запихивает торт. – У меня сейчас озвучка анимационной рекламы. Между прочим, платят хорошие деньги. Ты проводишь меня?
– Нет, – Анька берет второй кусок торта.
Елизавета Петровна сосредоточенно раскуривает косяк. Я разглядываю свои обломанные маляркой ногти. На пенсии я отращу себе когти росомахи, я молча клянусь сама себе.
– Я вернусь из Бухареста и позвоню тебе, ладно? – Стасик делает вежливый поклон и движется к двери. – Только это будет не скоро. Может через год. Или два.
– Звони, – не возражает Анька и делает Стасику ручкой.
Мы сидим и молчим. Лиловый абажур участливо разгоняет тени.
– Зачем ты врала про агентство? – Елизавета Петровна с облегчением откладывает мундштук и нацеживает себе полстакана цейлонской заварки. – Это выглядело глупо.
– Я не врала, – говорит Анька.
– Вера, я сойду с ней с ума, – Елизавета Петровна прикладывает руку к чалме «электриси»
– Я не врала, – повторяет Анька. – Вон трудовая, там все написано.
Я беру трудовую книжку. Штамп отдела кадров нашего комбината – уволена. Штамп отдела кадров модельного агентства – принята. Анька – модель. Я гляжу на Аньку, и мне хочется плакать. Черт, да что за день такой? Как же я без тебя, Анька?
– Не обижайся, Верунька, – Анька встает и обнимает меня за плечи. – Мне предложили – я не отказалась. А ты бы отказалась?
– Нет, конечно, нет, – я вытираю слезы. – Ты очень красивая, Анька. Елизавета Петровна, дорогая, я очень рада за Анну. И за вас.
Я встаю и иду домой. Меня провожают до дверей и суют на дорожку кусок торта. Завтра возьму его с собой на работу, пообедаю сладким. Я иду и несу груз взятой за Аньку ответственности. И буду нести его всю жизнь. А Анька об этом даже не догадается. Она уже уволилась из малярш.