Вы здесь

Я – бренд. 3 шага к созданию личного бренда. ШАГ №1 Определение типа личности (Олеся Звагольская)

ШАГ №1 Определение типа личности

Зачем вообще нужны типологии?

Я психолог по образованию, и меня всегда очень интересовали типологии личности. Конечно, что может быть интереснее, чем узнавать самого себя в описаниях типов, и удивляться тому, как здорово подмечены те детали, на которые мало обращаешь внимание в повседневной жизни. Однако, я так и не нашла идеальную типологию, так как почти все из них обладают следующими недостатками:

– Слишком сложная. Читая такую типологию, постоянно путаешься, не понимаешь, что именно означает тот или иной тип, а когда читаешь свое описание после теста на 1000 вопросов – не узнаешь самого себя.

– Слишком простая. Это антипод первых типологий – они легки для понимания, но слишком примитивны. Типология не описывает мотивацию типов, дает лишь общие характеристики, образы получаются грубыми и схематичными.

– Непрактичность. 90% типологий лишь описывают типы личности, но не дают инструментов влияния: как тому или иному типу вести себя, в какую сторону развиваться и что даст ему максимальный комфорт в жизни.

При этом нам всем нужна удобная и практичная типология, чтобы пользоваться ей на работе, в личной жизни и общении. Мы склонны к типированию, и даже люди далекие от психологии ищут для себя возможность дифференциации себя и окружающих: это объясняет то повальное увлечение гороскопами, которое уже много лет живет в умах людей. Казалось бы, все понимают, что типы эти очень надуманные, но все же гордятся своими знаками и часто аргументируют свои поступки тем, что они «скорпионы» или «водолеи».

Почему же нам так важно знать, какой мы тип, и чем мы отличаемся от окружающих? Знание типологий имеет прямую практическую ценность для каждого человека:

Принятие себя. Узнавая больше о своем типе (о себе), человек учится принимать себя: он ценит свои сильные стороны и учится их использовать, и при этом он мягче относится к своим недостаткам. Это означает, что люди осознают, что почти каждая сильная черта имеет свою оборотную сторону – слабость, и это нормально. Принимая себя, человек получает огромный внутренний ресурс: он в гармонии сам с собой, у нет ни раздражения от своей неидеальности, ни завышенных представлений о себе. Он здрав и адекватен, относится к себе с любовью и здоровой критикой. Точно знает, что у него есть в данный момент и является его сильной стороной, а что лучше пока скрыть и доработать.

Выбор эффективной модели поведения. Когда мы изучаем свой тип личности, мы как бы смотрим со стороны на самого себя и более четко, трезво видим свой жизненный путь. Становятся ясны приоритеты и цели, мы не тратим время на ненужные действия. Именно на основе типа личности выстраивается личный образ, когда сам человек решает какие качества должны лечь в основу и какое впечатление он хочет производить на окружающих. При этом человек способен видеть себя стороны и точно понимает, как окружающие воспримут его действия. Для него не секрет, что о нем думают другие люди и потому он, меняя поведение, может менять восприятие окружающих.

Примирение с недостатками других. Дополнительный бонус от знания типологии заключается в том, что изучение разных типов личности дает абсолютно точное осознание того, что все мы очень разные и порой мотивация другого человека отличается от нашей на все 180 градусов. Это важно для выстраивания гармоничных отношений с близкими и родными: только принимая другого человека полностью, мы можем сказать, действительно любим его.

Предсказание поведения. Когда мы понимаем другого человека, мы не стремимся приписать ему наши ожидания, а здраво оцениваем ситуацию. Это важно, например, в любовных отношениях, когда лучше сразу осознать различие, чем жить с постоянным раздражением на тему того, что второй не соответствует ожиданиям. Мы видим других людей реалистично, и не пытаемся выдавать желаемое за действительное.

Таким образом, умение типировать себя и окружающих является безусловно полезным навыком. Человек учится выделять главное и отделять несущественное, и он способен выстраивать целостный личный образ и также целостно воспринимать других людей. Он думает не только о ситуативном поведении и разовых случаях, но способен выстраивать стратегию. Стратегию своей жизни и стратегию общения с окружающими.

При этом сразу отвечу на один из самых частых вопросов: «Тип личности – это врожденное? Если я узнал себя в каком-то, значит ли это, что его уже нельзя изменить и я являюсь заложником одного образа?» Обрадую, это не так. Точнее, не совсем так. Личность формируется из совокупности следующих факторов:

Наследственная предрасположенность. Кто-то родился быстрым и шустрым, и его психика устойчивая, он не склонен к глубоким переживаниям и быстро восстанавливается. Кто-то от природы обладает более тонким устройством, более раним и деликатен.

Модель поведения в семье. Мы годами варимся в своей семье и с самых ранних лет впитываем в себя модели поведения нашего окружения. Мы невольно копируем маму и папу, учимся говорить, думать, действовать, как они.

Воля личности. Конечно, сам человек в определенный период времени задумывается: «Какой я?», «Для чего я живу?», «Какую модель поведения лучше выбрать?». Он может сам выбирать модели поведения и эталоны для подражания, изменять свое поведение волевым усилием.

Влияние обстоятельств. Иногда сами условия жизни подсказывают человеку, какая модель поведения лучше, какие ценности самые важные и какие аспекты жизни обладают наибольшей значимостью. Конечно, личность сама выбирает, согласиться ей с «подсказкой» обстоятельств или нет, но в любом случае влияние этого фактора мы также должны учесть.

Таким образом, тип личности – это всегда совокупность ряда факторов, которые дают некоторый набор ценностей, склонностей, паттернов поведения. Чаще всего эти склонности являются актуальными в течение всей жизни, а способы достижения цели меняются. Например, девушка, которая хочет власти и влияния, может начать со стремления иметь большое количество поклонников, которые подтверждают ее важность, а в более зрелом возрасте занять руководящую позицию и получать то же чувство признания за счет авторитета на работе.

С другой стороны, в процессе жизни возможна постепенная переоценка ценностей и ориентиры могут смениться, когда человек открывает для себя новые смыслы. Поэтому, нет ничего предопределенного и типы личности могут изменяться, хотя обычно некая общая структура остается. При этом в любой момент времени важна осознанность: человек должен понимать, что сейчас для него главное, в какую сторону он движется и каковы его ведущие мотивы в данный момент.

При работе с личным брендом ваша задача на первом этапе – определить, какой тип вам ближе, что дает вам мотивацию и заряжает вас энергией. При этом вы можете не укладываться на 100% в описание того или иного типа, важнее тут общий образ. При описании типов всегда берутся яркие представители, у которых заявленные черты наиболее ярко выражены. Большинство же людей без личного бренда не имеют такой яркой выраженности и умеют лишь тенденцию к тому или иному типу. При этом при выстраивании личного бренда мы будем усиливать те или иные черты, и вы станете как раз-таки более ярким представителем того или иного типа.

Что такое миссия?

Для того, чтобы кристаллизовать личный бренд, нужно понять, что двигает человеком, какова его основная мотивация. Для этого нам нужно ввести определение миссии. Давайте посмотрим, как его описывают словари и какого будет наше понимание в свете личного бренда.

Миссия – поручение, задание.

Миссия – предназначение к чему-либо важному, высокому, ответственная роль.

Как мы понимаем, когда мы говорим о миссии, то дело касается какого-то важного и ответственного дела. Теперь вопрос, кто определяет важность этого самого дела. У многих из нас есть привычка жить «по указанию», когда нам важно слышать от других, что важно, что нужно, что хорошо. В детстве мы точно понимали, что нужно быть хорошим человеком, никогда не врать и быть добрым ко всем. Нужно кормить бездомных собачек на улице и учиться хорошо – и тогда ты молодец. Прямо так нам и говорили: «Ты, сынок/доченька, молодец. А закончишь год на пятерки – вообще лучше всех будешь». Жить было проще, так как грань между хорошим и плохим была четкой и понятной, и миссия была у каждого. Она также была четкой, вы знали, ваши родители и друзья знали вашу миссию. Потом время шло, граница между «добрым» и «злым» стала очень зыбкой, и те правила, которые вы знали точно, устарели и больше не работают. Мы перешли во взрослую жизнь, когда правила и миссию нужно создать самому.

В этот момент часто наступает личностный кризис, когда человек чувствует обиду на мир: его обманули, правила не работают, и нет никакой «правильной» миссии. Многие пытаются занять позицию циничного человека, который обесценивает все вокруг и гневно спорит: «Нет никакого смысла жизни, мы все умрем и ничего от нас не останется». Он пытается этим задеть окружающих, но если мы уберем свои личные чувства, то можно заметить, сколько в этой фразе личного отчаянья. В этой фразе горе ребенка, которого обманули, и обещанный вкусный торт в день рождения оказался безвкусным сухарем.

В какой-то момент мы все оказываемся дезориентированы и понимаем, что старые ориентиры потеряли смысл. В этой ситуации особенно важно найти другие, свои собственные идеалы, которые будут вести и направлять действия. В этот момент возможно несколько вариантов развития событий:

1.У кого-то этот процесс происходит легко, человек быстро понимает, что для него является приоритетом. Такие люди хорошо понимают, что принесет им наибольшее удовольствие и она решительны в действиях. Они не ждут одобрения и действуют в своих интересах.

Давайте разберем на примере: Олег, 33 года, бизнесмен. «Мои родители всегда учили меня, что нужно быть отличником и „хорошим“ мальчиком. У меня это получалось не то, чтобы хорошо, однако я старался. В университете у меня появился друг из очень обеспеченной семьи. Помню, что я так завидовал его красной BMW и новому телефону. Как-то я взял у него машину прокатиться, и помню, как ехал по дороге и думал, деньги – это реально ключ к свободе, хочу быть человеком, который не думает о ценах. На втором курсе я начал подрабатывать и получать первые деньги. К пятому курса у меня появилась идея бизнеса и первые накопления».

В этом примере мы видим, что сначала, как и у всех, у Олега были некие «правильные» ценности, и он пытался им следовать. Позже, он понял и уточнил для себя, чего именно в жизни он хотел бы достичь. При этом новая цель оказалась более привлекательной и эмоционально заряженной, и он выстроил свою жизнь в направлении этой цели.

2. Другой тип людей испытывает затруднение и долгое время не может определиться. Даже возможно, что они не определятся никогда. Они станут либо теми самыми Циниками, которые будут отрицать даже возможность наличия смысла в жизни, либо Потерянными. Потерянные – это люди, которые вроде живут, вроде и семья есть, и работа, но что-то не то. Жизнь проходит пресно, как будто все в жизни недосолено, но они не понимают, откуда же взять вкус. Они как будто в режиме паузы, когда они смотрят на все будто со стороны и чувствуют, что они не включены в жизнь на 100%.

Давайте разберем на примере, кто такие Потерянные:

Пример: Марине 32 года. Они миловидная блондинка, выглядит младше своего возраста. Ее муж старше ее, хорошо зарабатывает и обеспечивает семью. Сама Марина работает секретарем в одной компании уже больше 5 лет: заработная плата небольшая, но в компании ее все любят, работа не сложная, близко к дому. Все в целом неплохо, но сама Марина чувствует себя так, как будто еще не начала жить, как будто она еще вчера вышла из университета, и она не знает какой вариант выбрать. В прошлом году она хотела сменить сферу деятельности и пойти в HR-департамент, но оказалось, что нужно много чего освоить и учиться после работы. Зимой она хотела пойти в фитнес-тренеры, так как сама долго ходит в зал, но потом муж начал критиковать ее, и эта идея тоже ушла. Она часто завидует тем, кто определился в жизни, но сама остается в нерешительности, и как бы ждет, что кто-то ее направит и подскажет, что делать.

Эти люди, хоть и не жалуются как Циники на несправедливость мира, но также остаются в позиции ребенка. Они часто ищут более сильных партнеров, чтобы они показывали им, куда жить. Это может быть сильный муж или жена, может быть зависимость от родителей даже во взрослом возрасте. Они чувствительны к критике, да и вообще любому мнению этих сильных людей и всегда ждут одобрения. Потерянным тяжело осознать наличие собственных интересов, им в первую очередь хочется принятия от сильных людей. Если даже они начинают действовать, то они сдаются с первыми сложностями: у них мало веры в себя, в свое мнение, в свои силы и они быстро отдают управление другим людям.

Минус этой позиции, которую можно счесть вполне комфортной, заключается в том, что, отдав ответственность за свою жизнь, эти люди оказываются заложниками ситуации: не принимая решения, они только участвуют в деятельности других людей, помогают им в достижении целей, но они не получают то, что интересно им лично. Отсюда и позиция наблюдателя, когда они постоянно чувствуют, что наблюдают за жизнью других, но сами остаются в бездействии.

Естественно, что Циники и Потерянные не имеют личного бренда, так как бренд строится на внутренних убеждениях, которые задают основу образа. Это могут разные цели, некоторые из них приносят пользу миру, некоторые только самому человеку, но так или иначе они задают тон деятельности и поведению.

Соответственно, чем раньше Циники и Потерянные найдут свой смысл – тем быстрее они начнут чувствовать счастье и полноту жизни. Им важно найти отправную точку, которая даст им вектор движения и наполнит их жизнь смыслом.

3. В третьем варианте люди стараются быть «хорошими мальчиками» и «хорошими девочками». Они пытаются не найти себя, почувствовать, что радует именно их, а делают то, что «правильно». Они идут учиться, куда сказал папа, потом идут на работу, которую предложил папа, и женятся на тех, кого одобрил папа.

Если у таких людей родители демократичные, и не настаивают на определенном выборе, то он легко попадают под влияние других сильных личностей. Они копируют чужие цели, когда видят, что другие горят этим, и начинают двигаться в ложном направлении.

Пример. Оксана, 30 лет: «Я работала руководителем отдела логистики. Мне нравилась моя работа и коллектив, я выстроила работу так, что у нас практически не было ошибок и проблем. Однако, иногда я задумывалась о будущем, и не могла понять, чего же я хочу дальше. Развиваться в компании или попробовать что-то свое. Моя подруга загорелась идеей открыть магазин одежды. Она так этом рассказывала, что я согласилась начать бизнес вместе с ней. Однако это оказалось постоянным стрессом, так как мы оказались в полной ситуации неопределенности, наши финансовые расчеты посыпались и нам постоянно приходилось решать непредвиденные ситуации. Нас то выселяли из помещения, то поставки задерживались, то реклама и акции не давали отдачи. Подругу это как будто только заводило, а чувствовала, что мне нужна стабильность и я готова сделать все, что угодно, чтобы этот кошмар прекратился».

В этом примере мы видим, что один из основных приоритетов Оксаны – это стабильность и отсутствие проблем, то есть безопасность, а она решилась на риск. При этом, если бы это была лично ее идея, которую она заранее обдумала, взвесив все за и против, просчитав все возможные варианты, то она могла бы быть успешной.

Конец ознакомительного фрагмента.