Вы здесь

Я-Мы. Глава 3. Бытие и Патриотизм в годы Гражданской войны, финской интервенции и послевоенной разрухи (Ник Карпин)

Глава 3. Бытие и Патриотизм в годы Гражданской войны, финской интервенции и послевоенной разрухи

В предыдущих главах было упомянуто слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ. И прежде чем начать очередную главу рассмотрим это понятие.

Википедия пишет:

Справедливость – это понятие о должном, включающее в себя соответствие деяния и воздаяния95.

Согласитесь, очень обще и обтекаемо.

Томас Манн96воскликнул устами библейского Аврама:

«Послушай, господи… либо так, либо этак, одно из двух! Если ты хочешь, чтобы у тебя был мир, не требуй праведности: если же тебе нужна праведность, то миру конец».

Иными словами, человечество погибнет, если восторжествует справедливость.

Анатоль Франс97соглашается с коллегой: «Справедливость – это всего лишь глупая мечта некоторых людей. Несправедливость – воля божья».

Михаил Веллер, рожденный в СССР не соглашается с ними и категорично по-революционному определяет: «СТРЕМЛЕНИЕ НАРОДА К СПРАВЕДЛИВОСТИ – ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ СОЦИОСИСТЕМЫ К УСТОЙЧИВОСТИ и все, что несправедливо, сметается с кровью».

Вглядываясь в реалии жизни с ним трудно не согласиться. Этой «глупой мечтой» (с т. з. А. Франса) о справедливом распределении труда и плодов от его деятельности с незапамятных времен и в обозримом будущем безнадежно «болеет» и будет «болеть» подавляющее большинство россиян и не только. Ради воплощения Мечты о Справедливости на Земле был убит отрекшийся царь, расформировано Земство.

Могла ли Россия избежать ожесточенной революции и последовавшей Гражданской войны? Вряд ли. Уж очень бескомпромиссно была настроена к существующей власти российская интеллигенция, причем, на протяжении всего Х1Х столетия. И если сельский священник Фесфитянинов в начале ХХ века публично обзывает нарождающегося сельского предпринимателя богачом-мироедом (см. гл.1), то царские дела были действительно плохи.

Не знаю, как вам, а мне жалко расставаться с дореволюционным временем, с теми двумя крестьянами из глухой Пенинги, что, вручая казне в пользование свой кровный капитал, наказывали, когда и в каком виде возвернуть его им.

Жалко последнего российского царя, позволявшего тем двум из Пенинги быть именно такими в своей стране. Как истинный сын России своим отречением от трона, царь Николай 11 искренне желал народу России процветания. С его стороны это был беспрецедентный поступок, который привел Россию к необратимым процессам.

Это наша с вами история.

В.И.Ленин – это тоже наша история, которую не стоит забывать и сбрасывать с пьедестала. С горсткой единомышленников перевернуть такую страну! Во всей истории человечества, людей его масштаба по пальцам пересчитать. Ленин – это назидание нуворишам всех времен: делитесь господа, делитесь по справедливости! Его работы о природе империализма настолько же актуальны спустя столетие. В них и суть агрессивной борьбы за раздел, и передел территорий между ведущими странами мира с целью извлечения сверхприбыли. И об империалистических государствах в жесточайшей конкурентной борьбе подмявших под себя более слабые страны и превратившихся благодаря этому в государства-рантье тоже неплохо прописано. Ленин живое воплощение мысли, направленной на справедливое распределение создаваемых людьми благ. И, как показала история – эта мысль далеко не утопия. Что стоит воззвание, подписанное В.И.Лениным «Социалистическое отечество в опасности!», где пятый пункт призывает:

«… Рабочие и крестьяне Петрограда, Киева… должны мобилизовать батальоны для рытья окопов…

6) В эти батальоны должны быть превлечены все работоспособные… мужчины, женщины… сопротивляющихся – расстреливать98.

Я не собираюсь здесь воспеть оду насилию и диктату, но нужно точно знать: капитан, взявшийся управлять кораблем, который терпит бедствие, в критической ситуации имеет право пойти на крайние поступки ради спасения всех своих пассажиров. В уголовном кодексе эта статья называется «Крайняя необходимость».

Утопическую идею построения социалистического общества в одной отдельно взятой стране В.И.Ленин, а за ним и И.В.Сталин реально воплотили в жизнь. И основная масса российского народа поддержала идею создания общества, в котором нет места классу-эксплуататору. Большевики «Зимний» взяли, потому что так хотел народ. Не захотел бы народ, как взяли, так бы и отдали обратно. Нет, не отдали! Ленин как никто другой почувствовал ту волю народа. Не каждая страна родит такого титана мысли и духа.

Печально, что идею Равенства человеческих возможностей дальше мы благополучно превратили в Уравниловку.99 Нещадно нивелировали под нее свой народ, экономику. Расплатой стал развал «великой и могучей». Трудно быть первопроходцами. Но Мечта о Справедливости, она неистребима в российском человеке. Об этом никогда не надо забывать. Наше прошлое нужно принимать таким, какое оно есть, и если не любить его, то, по крайней мере, уважать и не пытаться переписывать всякий раз в угоду времени.


НА РК. Ф. Р-539. Оп1. Д.2/11. Л.27. Волостное постановление, 1918г.

3.1. Поросозерский крестьянин в годы гражданской войны

Итак, Первая мировая война 1914—1917 гг. подорвала основы существовавшего строя. Исследователь пишет:

«Уже в первые месяцы войны образовался дефицит рабочей силы… К лету 1917 г. 36,5% крестьянских хозяйств Европейского Севера остались без работников-мужчин. Нехватка рабочих рук привела к сокращению посевных площадей, которые летом 1917 г. составили всего 84% от довоенного уровня… При ничтожных подвозках хлеба из других районов страны это вызвало острый продовольственный кризис (особенно в северных районах, где хлеб в большинстве был привозной). Реквизиция скота на нужды армии. По некоторым уездам региона поголовье лошадей сократилось на 20—25%, коров – до 40%»100.

До Февральской революции в собственность крестьян было закреплено не более 20% общинных земель и первым вопросом, поднятым на 1 съезде крестьянских депутатов Олонецкой губернии (20—23 мая 1917 г.) был земельный. Резолюция съезда гласила:

«Вся земля… как не являющаяся предметом производства человека, не может, подобно воздуху и воде, составлять частную собственность отдельных лиц, а должна принадлежать всему трудовому народу без всякого выкупа в пользу теперешних ее владельцев. Каждый желающий трудиться должен иметь доступ к земле, каждый имеет право на землю в размере, не превышающем трудовую норму и вполне достаточном для удовлетворения потребностей семьи, без права продавать землю или передавать ее в аренду…»101.

С целью строгого учета хлебных запасов всех уездов губернии делегаты съезда требуют скорейшего введения карточной системы102.

Будущим делегатам от губернии на Всероссийский съезд крестьянских депутатов съезд предлагает добиться устранения всех затруднений на железной дороге при следовании продовольствия из Финляндии в приграничные Ребольскую и Поросозерскую волость.

Часть деревень Поросозерской волости к этому времени отказываются от уплаты земских сборов. Повенецкий уездный комитет в заседании 25 апреля 1917 г. весьма деликатно предлагает члену уездного комитета общественной безопасности (КОБ) поросозерцу И.А.Лукину разъяснить землякам и убедить их не отказываться платить.

«Сообщая о вышеизложенном, прошу Вас, милостивый государь, не отказать в исполнении постановления уездного комитета и принять со своей стороны меры к образованию в Поросозерской Волости комитета общественной безопасности.

Вр. Председатель комитета (подпись отсутствует)

Верно: секретарь управы Ф. Горлов»103

Скажите на милость, 3 года не прекращается кровопролитная война, разрушена вертикаль власти, надвигается голод. Разве может такое правительство в обличье «милостивого государя» управлять оголодавшим народом!? Естественно, что в октябре 1917 г. его сменила диктатура. Человек – дитя Природы, он остро чувствует силу, уважает ее, а если сила, к тому же поборник справедливых чаяний, то гражданин охотно подчиняется ей.

Тяжким ударом по земству в январе 1918 г. стал разгон большевиками Учредительного собрания. К июлю 1918 г. с земством было покончено.

Каким на то время видится крестьянам Повенецкого уезда справедливое решение земельного вопроса?

Это:

1. Бесплатное и равное наделение землей всех желающих россиян, не зависимо от пола, возраста, вероисповедания и пропорционально числу членов крестьянской семьи. При этом надельная земля остается за прежними хозяевами. Все наделенные землей обязаны платить налоги пропорционально площади надела.

2. Свободное и бесплатное передвижение на общегосударственных землях.

3. Сельская община должна сама определять порядок уравнительного пользования общинной землей и лесами (немаловажный элемент самоуправления).

4. Излишки земли поступают в общенародное пользование.

5. Доходы от продажи леса со своих наделов, а также, извлекаемые из недр надела богатства оставлять за хозяевами наделов.

6. Использование леса на топливо и хозяйственные нужды, как в крестьянских наделах, так и в государственных земельных фондах – для коренных жителей бесплатное.

7. Доходы от продажи леса из государственного фонда перечисляются государству104.

И Советская власть 27 января 1918 г. «Декретом о земле» обещает бесплатно передать долгожданную землю крестьянам. Интересно, что Поросозерцы за девять дней до оглашения Декрета уже признали власть Советов105. Инициатива признания принадлежит Клюшиногорскому обществу.

«1918 г., января 18 дня, мы нижеподписавшиеся, граждане Повенецкого уезда, Поросозерской Волости, Клюшиногорского сельского общества, деревень: Ушкалы, Ройк-Наволок, Гимолы, Клюшиной Горы, Пузама-Губы, Острова, Легмалы, Антонова Острова, Васильевой Горы, Кудама-Губы, Лубосалмы, Соймо-Губы и Свиной Горы, быв на общем селенном сходе, в присутствии нашего члена волостной управы Ф. Маттиева, выслушали телеграмму председателя Повенецкого исполнительного комитета о признании Петрозаводским Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов власти большевиков. И принимая во внимание, что Совет Народных Комиссаров за все время власти преследует улучшение положения бедного трудового народа, ведя борьбу с врагами народа – кадетами и другими партиями, мешающими общей святой работе за равенство народа, вполне одобрили борьбу борцов народа – большевиков и постановили:

Конец ознакомительного фрагмента.